Jump to content



Kamal

Родоплеменной состав каракалпаков. Шежере.

Recommended Posts

25 минут назад, Dambjaa сказал:

У обейх  только одно название " собака". :D

 

У вас "народная этимология" - объясняете непонятные вам слова так, как вы их искаженно произносите на своем языке.

Это все равно что я буду считать mechenos'ца чжурчжэнем только из-за того, что казахи калмыков называли в прошлом еще и чурчутами. :D

Из-за "народной этимологии" тюрки керей-керейты у вас стали воронами (хэрээ, хэрээд), тюрки ойраты стали лесным народом (ойард) и т.д. -_-

 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Из-за "народной этимологии" тюрки керей-керейты у вас стали воронами (хэрээ, хэрээд), тюрки ойраты стали лесным народом (ойард) и т.д. -_-

 

По моему мнению , кереиты потомки шатосцев  в стране Датань , их называли вороные или воронное войско , может в этом заключается разгадка этнонима кереит 

:az1:

Link to post
Share on other sites
05.07.2020 в 22:32, Kamal сказал:

Что-то Нукусы расширяются, и это для меня очень отрадно, ибо по паспорту я рожден в Нукусе. А в каких подродах найманов они есть? Так, Ногай имеет ли отношение к Нукусам?

Хан Ногай - чингизид, потомок Джучи. Нукусы - отдельно. 

Link to post
Share on other sites
9 hours ago, buba-suba said:

Хан Ногай - чингизид, потомок Джучи. Нукусы - отдельно. 

Но, было заявление, что Нукусы и Ногаи это одно и то же. Хорошо, что хоть в этом разобрались.

Link to post
Share on other sites
05.07.2020 в 20:14, Kamal сказал:

А пока, мои скромные сведения о Нукусах сводятся к тому, что у них ближневосточный кластер j1

J2a2 найдена в палео ДНК древних тюрков и, кажется, даже у монголов. Поэтому не факт что именно с Ближнего Востока. Может эти J1 степные, а не недавние пришельцы с юга. Сама гаплогруппа может быть ближневосточной, но какой то носитель мог попасть в среду кочевников несколько тысяч лет назад и возыметь тысячи потомков - настоящих кочевников.

Link to post
Share on other sites
8 hours ago, кылышбай said:

J2a2 найдена в палео ДНК древних тюрков и, кажется, даже у монголов. Поэтому не факт что именно с Ближнего Востока. Может эти J1 степные, а не недавние пришельцы с юга. Сама гаплогруппа может быть ближневосточной, но какой то носитель мог попасть в среду кочевников несколько тысяч лет назад и возыметь тысячи потомков - настоящих кочевников.

 

6 hours ago, Samtat said:

J1 есть у афанасьвцев, хунну и у одного тюрка .

Ну, это само собой разумеется, где старкластер - никаких сомнений не вызывает, но другие гаплотипы непременно находят какие-то разъяснения. А если искать причину - почему и как любимый старкластер оказался среди народа, который стоял за тысячи километров от появления этого гаплотипа?! Не допускаются ли мысли, что миграции были как от востока на запад, так и с запада на восток? Или такой метод изучения только для удобного случая - как дежурный?  

Link to post
Share on other sites

По Рашид ад Дину было два Нукуза, один древний, брат Кияна, второй тоже Нукуз, но уже дальний потомок Кияна, их также называют Чонос. Последние относятся к Нирун-монголам. Оба Нукуза  составили отдельный род, и по словам Рашид ад Дина, монголы их различают.

Не известно каким относятся Нукузы среди каракалпак и ногаев. Я думаю к первым, хотя по данным Ж.Сабитов среди каракалпак нукусов один Старкластер, другие J1.

Link to post
Share on other sites
7 часов назад, Tama сказал:

По Рашид ад Дину было два Нукуза, один древний, брат Кияна, второй тоже Нукуз, но уже дальний потомок Кияна, их также называют Чонос. Последние относятся к Нирун-монголам. Оба Нукуза  составили отдельный род, и по словам Рашид ад Дина, монголы их различают.

Не известно каким относятся Нукузы среди каракалпак и ногаев. Я думаю к первым, хотя по данным Ж.Сабитов среди каракалпак нукусов один Старкластер, другие J1.

А может был третий Нукуз, каракалпак? 

Link to post
Share on other sites
27 минут назад, buba-suba сказал:

А может был третий Нукуз, каракалпак? 

Третий был узбеком.

Link to post
Share on other sites

Есть и такое мнение, что происхождение урана "Шаули-Шаухай" у кенегес-мангытов связана именами двух братьев Чаужин и Чарахай (сыновья Байсункара), которые упоминаются в ССМ

https://www.facebook.com/groups/1371728572970582/permalink/2352290858247677/?app=fbl

Кенегеслердиң түп бабасы болса,
Байсуңқур айбатлы (моңғолша,
Байшинхор догшин,) деген адамнан
тарайды делинеди моңғоллар
шежиресинде. Атап айтқанда,
Байсуңқур жайбатлының әкеси-Хайду,
оның әкеси- жоқарыда тилге алынган
Хачи хулуг (оның ҳаялы-Намулун
ханым), оның әкеси-Мэнэн тудун, оның
әкеси- Буўдынжар аңқаў, ягный
мангытлар Байсуңқурдын бесинши
әўладтағы урпақлары. Байсуңқур
айбатлының еки улы болады. Чарахай
линху ҳәм Чаўжин ортэгэй деген.
Лакапларының мәниси белгисиз.  
Чаўжин орттэгэйден алты ул дүньяға
келеди. Оронар, Хонхотадай, Арыулад,
Сонид, Хабтурхас ҳәм Ганигэс деген.
Сонын ишинде, Чаўжин улы
Ганигэстен- кенегес руўы тарайды.
Қарақалпақлардың этногенезин
изертлеген москвалы алым Т.А.
Жданко өзиниң илимий мийнетинде
маңғыт пенен кенегеслерге орталық
уран болған –«Шәўли-шаўхай»
түсинигиниң қаяқтан пайда болғанын
түсинбегенин айтып өтеди. Енди
түсиникли болды. Жоқарыдағы
дерекке қарағанда, Чарахай линху
менен Чаўжин ортэгэйдиң атларынан
алынған бир-бир буўын болып, олар-
тек ғана кенегеслерге тән түсиник
болып, соңынан маңғытларға да уран
болып өткен болыўы керек .  

Link to post
Share on other sites
26.03.2021 в 23:49, Hakan сказал:

Есть и такое мнение, что происхождение урана "Шаули-Шаухай" у кенегес-мангытов связана именами двух братьев Чаужин и Чарахай (сыновья Байсункара), которые упоминаются в ССМ

https://www.facebook.com/groups/1371728572970582/permalink/2352290858247677/?app=fbl

Кенегеслердиң түп бабасы болса,
Байсуңқур айбатлы (моңғолша,
Байшинхор догшин,) деген адамнан
тарайды делинеди моңғоллар
шежиресинде. Атап айтқанда,
Байсуңқур жайбатлының әкеси-Хайду,
оның әкеси- жоқарыда тилге алынган
Хачи хулуг (оның ҳаялы-Намулун
ханым), оның әкеси-Мэнэн тудун, оның
әкеси- Буўдынжар аңқаў, ягный
мангытлар Байсуңқурдын бесинши
әўладтағы урпақлары. Байсуңқур
айбатлының еки улы болады. Чарахай
линху ҳәм Чаўжин ортэгэй деген.
Лакапларының мәниси белгисиз.  
Чаўжин орттэгэйден алты ул дүньяға
келеди. Оронар, Хонхотадай, Арыулад,
Сонид, Хабтурхас ҳәм Ганигэс деген.
Сонын ишинде, Чаўжин улы
Ганигэстен- кенегес руўы тарайды.
Қарақалпақлардың этногенезин
изертлеген москвалы алым Т.А.
Жданко өзиниң илимий мийнетинде
маңғыт пенен кенегеслерге орталық
уран болған –«Шәўли-шаўхай»
түсинигиниң қаяқтан пайда болғанын
түсинбегенин айтып өтеди. Енди
түсиникли болды. Жоқарыдағы
дерекке қарағанда, Чарахай линху
менен Чаўжин ортэгэйдиң атларынан
алынған бир-бир буўын болып, олар-
тек ғана кенегеслерге тән түсиник
болып, соңынан маңғытларға да уран
болып өткен болыўы керек .  

§ 43. Тот потомок Бодончара, который родился от первой, старшей жены, носил имя Барин-Ширату-Хабичи. Бодончар же еще имел наложницу, которая вошла в его дом вместе с приданым матери этого самого Хабичи-Баатура. И она произвела на свет одного сына. Имя ему было Чжоуредай. Сначала Чжоуредай пользовался правом участия в родовом жертвоприношении ч ж у г е л и.

§ 44. Однако по смерти Бодончара этого Чжоуредая отстранили .от участия в родовых жертвоприношениях чжугели под тем предлогом, что-де некий Аданха-Урянхадаец был домашним завсегдатаем и что, должно быть, от него-то он и произошел. Он и образовал особое родовое подразделение-обох, под наименованием Чжоуреид и таким образом стал родоначальником Чжоуредцев.

§ 45. Сын Хабичи-Баатура был Менен-Тудун. У Менен-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-Кулюк, Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-Баатур.

§ 46. Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyanSig aburitu) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились еще Шичжуудай и Дохолодай.

§ 47. У Хайду было три сына: Байшингор-Докшин, Чарахай-Линху и Чаочжин-Ортегай. Сын Байшингор-Докшина - Тумбинай-Сечен. Сыновья Чарахай-Линху-Сенгун-Билге, Амбагай и другие-образовали племя Тайчиудов. Потомка Чарахай Линху, происшедшего от его снохи, звали Бесутай. Отсюда вдет род Бесуд. От сыновей Чаочжин-Ортегая пошли племена: Оронар, Хонхотан, Арулад, Сонид, Хабтурхас и Генигес.

 

ССМ https://altaica.ru/SECRET/tovchoo.php

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

47. Qaidu-in koun Baišiŋqor-Doqsin, Čaraqai-Liŋqu, Čaoĵin-O rteķai, ğurban bulee. Baišiŋqor-Doqsin-o koun Tunbinai-Sečen. Čaraqai-Liŋqu-in koun Seŋķun-Bilge, Anbaqai tan Taičiu oboq tan boluba. Čaraqai-Liŋquin beriķen eme-deče toreksen Besutai neretu bulee. Besut obuq tan tede boluba. Čaoĵin-Orteķai-in kout Oronar, Qoŋqotan, Arulat, Soenit, Qabturqas, ķeniķes oboq tan tede boluba.

Quote

"Шаули-Шаухай" у кенегес-мангытов

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...