Jump to content



Recommended Posts

Этимология термина. Предлагаю рассмотреть различн. версии.

Огуз - это написание и произношение на огузских, карлукских языках, Уыз, Ууз и т.д. - на кипчакских.

Автор темы предполагает связь термина "Огыз-Уыз" с "энергетическим напитком" кочевников молозивом . 

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/frametext1.htm

У него родился сын, которого звали Диб Йавку-хан 8. Диб — означает престол, местоположение, а Йавку — предводитель народа. Он был великим и известным владыкой. У него было четыре уважаемых и прославленных сына: Кара-хан, Ор-хан, Кюр-хан и Кюз-хан 9. Кара-хан. будучи наследником престола, занял место отца и стал падишахом. У него родился весьма счастливый и с августейшими признаками сын. Три дня и три ночи он [26] не брал грудь матери 10. Мать потеряла надежду на его жизнь и была печальна и грустна. Однажды ночью она увидела во сне, как сын говорит ей: «Если ты желаешь чтобы я сосал твою грудь, то уверуй в единого творца, признай его и считай его власть над собой обязательной».

Женщина видела этот сон в течение трех ночей. Но так как это племя было неверным (кафир), то женщина не осмелилась рассказать им о случившемся и втайне от мужа уверовала во всевышнего господа. Воздев руки к небесам, она взмолилась и сказала: «Господи! Помоги мне, несчастной, сделай мое молоко для этого дитяти сладким!». И Огуз сразу же прижался к материнской груди и стал сосать.

Через год отец заметил в нем признаки зрелости а благородства. Он поразился его непорочности и красоте и сказал: «В нашем племени и в роду прекраснее его ребенка не рождалось!».

Через год ребенок, подобно пророку Исе (Иисусу) раскрыл уста и промолвил: «Я родился в царственном шатре (баргях), поэтому меня должны назвать Огузом!».

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://sibnasledie.omsu.ru/page.php?id=15

А.Г. Селезнев, И.А. Селезнева

КУЛЬТУРОЛОГИЯ СИБИРСКОГО ИСЛАМА: ЗАНГЕ-БАБА И ХАЗЫР-ИЛЙАС В СИБИРИ*

Уникальную по сохранности и богатству материала легенду удалось зафиксировать в Кунградском районе Узбекистана К.Л. Задыхиной.

«До Мухаммеда очень давно жил Кара-хан. Он долго не имел детей, и когда состарился, у него родился сын. До семи лет этому сыну он не давал имени. Когда же ему исполнилось семь лет, отец собрал из всех родов (уруг) стариков, устроил той и просил придумать его сыну имя. Думали, думали старики, но так и не могли придумать имени мальчику.

Тогда сам мальчик подошел к ним и спросил: «Первое молоко у коровы как называется?» Старики ему ответили, что первое молоко после отела называется «уыз». Тогда мальчик им сказал: «Вот так меня и назовите». После этого его стали называть Уыз-бек, добавляя к слову «Уыз» слово «бек».

Далее предание повествует о том, что именно Уыз-бек впервые уверовал в единого Бога и после некоторых перипетий занял престол своего отца, но уже в новом исламском государстве. Автор публикации связывает эту легенду с распространенными преданиями об Огуз-хане21.

Однако привлечение вышеприведенных сведений о магической роли молозива позволяет рассматривать ее в значительно более широком культурологическом аспекте.

Как видим, факты не единичны и, вероятно, маркируют высокую магическую значимость молозива в представлениях, связанных с репродуктивной способностью скота.

Share this post


Link to post
Share on other sites

https://e-history.kz/ru/projects/show/23184/

...В казахском шежире имя Огуза звучит как Уыз, что в переводе означает молозиво. Возможно сюжет об отказе новорожденного младенца от молока матери несколько проясняет значение имени...


..Полнота сообщении об Огуз хане, содержательная сторона не встречающееся у восточных историков /Рашид-ад-Дин, Абульгазы и т.д./ свидетельствует в пользу древности казахского материала. По всей видимости как об Алаша хане, так и об Огуз кагане в древности в среде кочевых тюрков и монгол существовали значительные своды исторических рассказов, которые отчасти перешли в восточные сочинения, а отчасти сохранились сейчас в виде разрозненных предании (11, с. 65)...

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://e-history.kz/media/upload/55/2013/11/14/153a98314cc9f051e401501cc99e933a.pdf

"...Следующий источник можно также отнести к источнику устной историологии, что называется «ескі сөз» – это рукописный текст, принадлежащий аксакалу М.Ахметулы, написанный им в 1930-е годы. В нем приводится следующая схожая версия:

“Сын Могола

Каракан, от него – Уыз хан родился, и не было в те времена ни книг, ни единого пророка. Когда Уыз хан повзрослел, он стал великим правителем, распространив свое влияние на мир, покорил многие страны и народы и обратил их в мусульманство. У Уыз хана было шесть сыновей, имена их – Айхан, Кунхан, Таухан, Тенгизхан и другие. До этого никто не называл такими именами своих детей, и Уыз хан первый из тех, кто сделал юрту (кииз уй). И организовал он по этому поводу большое торжество – той, забив девятьсот лошадей, девять тысяч овец, велел сшить девяносто девять кожаных саба, в девяносто из них залили кумыс, а девять – вино. Поэтому достоверно, что наш предок далекий Уыз (Огыз). Он по причине того, что со времен Тюрка продолжилась беспрерывно ханская власть на протяжении девяти колен, счел “девять” за приметное число и распорядился о святости числа “девять”, и с того времени повелось дарить дары с уважением на торжества – девять верблюдов, девять лошадей и прочего, а на усопшего сыпать девять горсточек земли. Другой довод о происхождении в прошлом наших казахов от Уыз хана известен даже с того, что и в наше время дети казахов называются именами Турик, Тутик, Койбай, Сырбай, Уызхан, Уызбай, Уызымнан и другими т.п.”

Share this post


Link to post
Share on other sites

Диван Лугат Ат Турк

Стр 92

166. Агуж -  молозиво , с "ж" между двумя артикуляционными позициями. Может произноситься и с обычным "з" [т.е. агуз]. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

ОГУЗ-ХАН, Огуз-каган, в мифоло­гии огузов герой-прародитель. Образ О.-х. имеет черты культурного героя. Наиболее древние представления об О.-х. зафиксированы в уйгурской руко­писи 15 в. «Огуз-наме» [содержит карлукско-уйгурскую (13—14 вв.) версию мифа]. В ней говорится, что О.-х. был зачат матерью от лучей света (извест­ный мифологический мотив чудесного рождения) и уже родился богатырём ("Из груди своей матери этот ребёнок вкусил молоко и больше не пил. Мяса сырого, пищи, вина хотел... и загово­рил. Через сорок дней он вырос, ходил и играл"). Умке в юности О.-х. побе­дил страшное чудовище — пожиравшего табуны единорога. Внешность О.-х. отражает тотемистические пред­ставления древних тюрок: «ноги его... подобны ногам быка, поясница — по­яснице волка, плечи — подобны пле­чам соболя, а грудь — груди медведя». Чудесный помощник О.-х., указываю­щий дорогу его войску и приносящий ему победу, — говорящий человече­ским языком сивый волк. Проявив себя как богатырь, О.-х. вступает в брак с небесной девой, спустившейся к нему в лучах света. От неё у него рождают­ся три старших сына — Кун (солнце), Ай (луна) и Юлдуз (звезда). От другой жены — земной красавицы — три младших сына — Кок (небо), Таг (гора) и Тениз (море). Объявив себя каганом, О. совершает завоевательные походы против соседей. Завершив за­воевания, он устраивает великий пир и распределяет свои владения между старшими и младшими сыновьями. Это разделение связывается с чудесными дарами богов: золотым луком и тремя серебряными стрелами, ниспосланны­ми О.-х, небом, 0.-х, отдаёт лук, раз­ломив его на три части, трём старшим сыновьям, а стрелы — трём младшим. Племена, которые произойдут от стар­ших сыновей, он повелевает назвать «бозук» (что значит «ломать на ча­сти»), а от трёх младших — «учук» («три стрелы»). Так объясняется разделение огузов на два крыла.

С принятием Ислама возникают но­вые варианты мифа об О.-х. (отра­жённые в сочинениях Рашидаддина, Абулгази, Языджыоглу Али). О. пред­ставляется в них потомком Яфеса [библейского Яфета (у Языджыоглу и Абулгази)] и правоверным мусульма­нином. Согласно Абулгази, О. принял материнскую грудь только после того, как мать уверовала в Аллаха. Научившись говорить, он всё время повторя­ет: «Аллах! Аллах!». От своих невест О. как условие брака требует принять Ислам, воюет со своими дядьями и двоюродными братьями, отказавши­мися перейти в Ислам, и т. д.

Образ О. как героя-прародителя во­шёл и в мифологии многих современ­ных тюркоязычных народов: турок, азербайджанцев, туркмен, узбеков, каракалпаков и др. (с конца 19 в. сохраняется главным образом как ли­тературный персонаж).

Лит.:

Короглы X., Огузский героический эпос, М., 1976, с. 38—74; Щербак А, М„ Огуз-наме — Мухаббат-наме, М., 1959; Коно­нов А. Н.. «Родословная туркмен». Сочинение Абу-л-Гази, хана Хивинского, М.—Л., 1958.

В. Н. Басилов

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Отличное объяснение, а главное я считаю правильное! 

Я думаю это чисто фонетический тюркский типичный случай из серии:

Каган - Каан - Хан

Багатур - Баатур - Батур

Сыгыр - Сыйыр

Таг - Тоо - Тау

Туг - Ту

Тогрул - Тоорил - Торул

Согым - Сойым

и т.д.

 

Теперь ув. Buba-Sub'у придется называть ласково не огузоведом, а уузоведом. :)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Из Википедии:

"Существуют различные теории происхождения этнонима «кыргыз». По одной из наиболее распространённых версий, этноним «кыргыз» означает «сорок» (тюрк. «кырк») и относится к сорока родам[34], которые объединил Манас, герой одноимённого киргизского эпоса. "

Здесь с "кырык" (сорок) всё понятно, остается выяснить откуда аффикс "ыз".  Полагаю, что "ыз" это и есть уыз/ууз в кипчакских языках. 

Получается кырык (сорок) + уыз/ууз (в нарицательном значении "племя") = кырк+уыз=кыргыз.

Т.е. кыргыз (сорокоплеменные), сегизогуз (восьмиплеменные), тогузогуз (девятиплеменные), учогуз (три племени) - всё это древнейшие тюркские политонимы с "молочной" первоосновой уыз/ууз/огуз.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Основа 'Ogh' указывает на родство, сходство, близость - oghul, oghlan, oghlaq, oghush, oghsha/oqsha

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 6/28/2020 at 7:03 PM, Мустафа said:

http://cyclowiki.org/wiki/Огузы

Этимология этнонима «огузы» весьма спорна.

Некоторые исследователи вывoдят «Огузы» от «ок» — что означает «стрела» (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел».

 

Это  множественный суффикс монгольского языка.

в монгольском ---уус,үүс....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...