Bir bala Posted April 23 Share Posted April 23 @boranbai_biну так найди нам теперь из тюркских языков такое слово со значением "отделившиеся". Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted April 24 Share Posted April 24 В 24.04.2022 в 04:48, Bir bala сказал: @boranbai_biну так найди нам теперь из тюркских языков такое слово со значением "отделившиеся". В 24.04.2022 в 02:37, boranbai_bi сказал: қазақ т.е. "отделившиеся" или "изгнанники" Лично мое мнение, что термин "qazaq", "qazaqlyq" не обозначал отделившихся, изгнанников, скитальцев, бездомных, бесприютных, удальцов, храбрецов и пр. (как приводятся примеры в статье Турсуна Султанова по вашей ссылке). Те самые события, в которых он впервые упоминается и применялся, объясняют его как воинскую вольницу, не подчиняющуюся официальной власти того или иного правителя, государственного образования. Кстати это позже подтвердилось характером славянского казачества, перенявшего это название и этот образ жизни. А корни термина думаю уходят во времена Чингизхана и наверняка еще глубже. И я думаю, что фонетика и структура слова не дает монгольского объяснения, это явно тюркская лексема. Как назло термин не попал в ДТС и в источники о татарах Чингизхана. )) 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir Jürgen Posted April 24 Share Posted April 24 В 22.04.2022 в 18:02, АксКерБорж сказал: Да и яблоко мы же не говорим жаблоко. )) Потому что в казахском языке нет слова яблоко. В 23.04.2022 в 08:30, АксКерБорж сказал: Ербол - Жербол, Еркін - Жеркін, Ермек - Жермек Русская Е это [ЙЕ/ЙЭ], а казахская Е это просто [Е]. Поэтому те кто на латинице пишут свои имена с Y — делают нелепую ошибку калькируя русскую фонетику: Yerbol, Yerkin, Yermek. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted April 24 Share Posted April 24 2 часа назад, Bir Jürgen сказал: Потому что в казахском языке нет слова яблоко. Слов ящик, Япония, ясли, Егор и прочих тоже нет, но мы ведь включаем свое джеканье - жәшік, Жапония, жәслі, Жәгөр. 2 часа назад, Bir Jürgen сказал: Русская Е это [ЙЕ/ЙЭ], а казахская Е это просто [Е]. А по моему это одно и то же. Что единица, что Едіге. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nurbek Posted April 24 Share Posted April 24 3 часа назад, Bir Jürgen сказал: Потому что в казахском языке нет слова яблоко. Русская Е это [ЙЕ/ЙЭ], а казахская Е это просто [Е]. Поэтому те кто на латинице пишут свои имена с Y — делают нелепую ошибку калькируя русскую фонетику: Yerbol, Yerkin, Yermek. Что за бред? Откуда вы взяли это? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Qairly Posted April 24 Share Posted April 24 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Жапония Здесь исключение алашординцы использовали французское произношение и именновали страну Жапон или Жапон ели. Русское -ия добавилось позже в советское время. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir Jürgen Posted April 24 Share Posted April 24 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Слов ящик, Япония, ясли, Егор и прочих тоже нет Да. Все верно. 2 часа назад, АксКерБорж сказал: А по моему это одно и то же "По-моему" это не аргумент. 2 часа назад, АксКерБорж сказал: Что единица, что Едіге. Единица имеет йот в начале слова, Едіге не имеет. 2 часа назад, Nurbek сказал: Что за бред? Что за оскорбление? 2 часа назад, Nurbek сказал: Откуда вы взяли это? Хорошо учился в школе. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nurbek Posted April 24 Share Posted April 24 37 минут назад, Bir Jürgen сказал: Что за оскорбление? А как по другому реагировать на такие опусы? Вы думаете казахи раньше произносили Эрмек, Эрбол, эт, этік, эсік? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Nurbek Posted April 24 Share Posted April 24 6 часов назад, Bir Jürgen сказал: а казахская Е это просто [Е] Попробуйте произнести Е не произнося Й в начале и при этом чтобы не получилась Э. Link to comment Share on other sites More sharing options...
boranbai_bi Posted April 24 Share Posted April 24 18 hours ago, Bir bala said: @boranbai_biну так найди нам теперь из тюркских языков такое слово со значением "отделившиеся". что за дурацкая привычка тыкать. я же статью привёл, там есть ссылки на источники 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted April 25 Admin Share Posted April 25 Сообщения без перевода на русский язык - удалены. Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted April 26 Author Share Posted April 26 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Qairly Posted April 27 Share Posted April 27 В 21.04.2022 в 20:25, buba-suba сказал: А возможно (скорее всего) - от 5 братьев. Дурбены по источникам - от 4 братьев. Они разного происхождения, причем все табыны (ногайские, башкирские, казахские). Так что скорее пять воинских формирований, как кырыки, юзы, минги, всякие прочие. Кстати мне казалось, что дурбен - это с окончанием принадлежности, а дурбет, дербет множественное от дербес (особые, самостоятельные). Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted April 27 Share Posted April 27 9 минут назад, Qairly сказал: Они разного происхождения, причем все табыны (ногайские, башкирские, казахские). Так что скорее пять воинских формирований, как кырыки, юзы, минги, всякие прочие. Кстати мне казалось, что дурбен (дурбет, дербет) - множественное от дербес (особые, самостоятельные). РАД: Передают, будто бы те другие четыре сына пожелали уйти из своего становища [махам] и местности в другие области. Между был рукав реки. Они собрали множество хвороста и из него связали [нечто] вроде плота, который здесь [в Иране] называют «калак» 18, сели на него и, переправившись через [10] реку, вступили в другие области. Говорят, что племя дурбан 19 происходит из их рода, потому что [слово] «дурбан» значит – четыре, и оно является [указанием] на связь и отношение [племени дурбан] к тем четырем [сыновьям] Тамач-хана. 19. Мнг. письм. дöрбэн – «четыре». Согласно Сокр. Сказ., § 11, поколение дöрбэн произошло от четырех сыновей Дува-сохора, старшего брата Добун-мэргэна. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir Jürgen Posted April 29 Share Posted April 29 В англовики нашел странный титул который якобы был у Аблай хана — shah-i turan, шах турана. Там написано с подразумеванием, что титул был и у предыдущих казахских ханов. Там нет источников, гугл ничего не дал. Известно ли кому-то что-то об этом? Due to his strength, he was also bestowed with the honorific Kazakh title Shah-i-Turan (Persian for "King of Turan"). He was the last ruler of the Kazakh Khanate to hold this honorific title since the khanate collapsed shortly after his death. https://en.m.wikipedia.org/wiki/Ablai_Khan Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jagalbay Posted May 10 Share Posted May 10 https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XV/Drevn_kniga_krym_posol_del/text.phtml?id=13003 Как давно, и в каком количестве составлялись первые посольские книги Московского государства, об этом позволяют судить данные, находящиеся в описи Царского Архива второй половины ХVI-го века. Хотя эта опись не имеет вида строго отчетливой правительственной редакции, и кажется больше черновою наскоро сделанной описью; однако она, несомненно, официального происхождения, и при всей своей краткости есть документ богатый по содержанию. По этой описи древнейшие посольские книги относятся ко времени Иоанна III Васильевича. Исчислим их по описи и в порядке ее исчисления. «Ящик 23. А в нем книги Ногайские старые и новые все» (Первая посольская книга ногайских дел начинается 1489 годом. Дела ногайские за время Иоанна III вошли в древнюю Крымскую печатную книгу, как было выше сказано.). «Ящик 23-й же. А в нем книги Астраханские и Ординские, да книги Тюменские, да тетрати Гиреские (sic) и Иверские (Не видать, впрочем, за какое время эти книги; может быть отчасти за Иоанново, судя по упоминанию ордынских книг. Сравн. про ящик № 50.). «Ящик 38. А в нем книги и списки Казацкие при Касыме царе и Тюменские при Иване царе» 2. 2. Последнее имя написано или напечатано, очевидно, не точно. Дело здесь идет, по всей вероятности, о царе Иваке, иначе Бреиме, современнике Иоанна III, с которым царь Ивак был действительно в посольских сношениях: Сборн. Рус. Истор. Общ. т. 41, стр. 80-87; 198-199, отдел из ногайской книги. Он был братом царя казанского Алегама, взятого в плен и в заключение Иоанном III-м, хлопотал вместе с своими шурьями мурзою Мусой и мурзой Ямгурчеем об освобождении его. Он же, враждуя с ханом Золотой Орды Ахматом, настиг его в степи, после известного стоянья его на р. Угре в 1480 году, и убил. Среди ногайцев он пользовался старшинством, носил титул царя и кочевал на Тюмени, иначе в Шибанских улусах, кик видно из крымских дел и ногайских, а также из летописей русских: Сбор. Р. И. О. т. 41, стр. 94 и друг. Смотр. указатель под словом «Ивак-Бреим». Сравн. Карамзина, И. Г. P. VI, примеч. 240-243 и указатель Строева под словом «Ибак-Ивак-Ибрагим» и проч. — О царе Касиме ничего положительного не можем сказать: может быть какой-нибудь хан Киргиз-Кайсацкой орды? или один из ногайских же владетелей? Уцелели до настоящего времени: цезарская посольская книга 4, польско-литовская 5, крымская и ногайская книги. 29 апреля 1894 г. Нежин. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jagalbay Posted May 10 Share Posted May 10 Интересно, почему не уцелели остальные книги Касым хан оказывается вел переписку с Москвой Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jagalbay Posted May 10 Share Posted May 10 Городовым казакам были особые списки и книги, как значится в описании царского архива 1575 года: «ящик 38-й, а в нем книги и списки Козатцкие при Касыме царе, и Тюменские при Иване Царе». На командные посты (от сотника и выше) у городовых казаков, обычно, назначались дети боярские. https://proza.ru/2018/08/18/34 трэш)) Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tama Posted May 11 Share Posted May 11 23 часа назад, Jagalbay сказал: Интересно, почему не уцелели остальные книги Москва много раз горела. Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted May 13 Author Share Posted May 13 3 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jagalbay Posted May 31 Share Posted May 31 1549 Года 209 Ноября 26 дня к Государю царю ИВАНУ Васильевичу в село Троецкое Скнештино тож из Нагайской земли приехали служилые татаре Кадыш Кудинов да Енгарай Янсубин, которые сказывали: что они были у Юсуфа Князя две недели; а как он, Князы их отпустил, из за Яика с Каредувана, тому шесть недель по Ноября 26 число. И Царевич Дервиш с Юсуфом же кочует, а Юнус мирза Юсуфов сын кочует в верх по Яйку, повыше отца день пять или шесть, другой же Юсуфов сын Али мирза кочует на речке Аликалее, от Карадувана днища с два, а Шихмамаевы дети Касай мирза с братьею кочуют на реке Сыре к Казацкой орде, ибо к Волге реке их Юсуф Князь кочевать не перепустил. Исмаил же мирза да Кочумовы дети Белек Булак мирза с братьею кочуют за Волгою против Астрахани. А Ченеш мирза с братьею Асановы дети кочуют поверх Астрахани на своем зимовищи на Макатове. На сей же стороне Волги Нагайских мирз нет [202] никого. Еще оные Татаре доносили, 1) что при них пришел в Нагайскую землю к Юсуф Князю из Казани посол Изелгура Азей а с ним шесть человек, и у Юсуфа при них Казанской посол не бывал, а с чем тот посол из Казани пришел, того незнают. Но Юсуф Князь с Казанцами в великой брани за то, что они в прошлом году у сына его, Юнус мирзы, как к Казани приходил, многих людей убили, 2) с Крымским Царем Нагайцы не в миру; однакож сей зимы походу им на Крым не будет, а 3) При них прибежал в Нагайскую землю из Крыму Али мирзин человек с известием, что в Крым приходили Казанские послы, Царевича просить на Казань. Но Царь их из Крыма отпустил, а Царевичь им недал, потому что со царем и великим Князем и с Нагайцами в недружбе. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Posol_kniga_nog_orda_1548_1549/text2.phtml 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted Wednesday at 11:59 AM Author Share Posted Wednesday at 11:59 AM https://voxpopuli.kz/kazahstan-glazami-drevnih-kartografov/ 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted Wednesday at 03:35 PM Author Share Posted Wednesday at 03:35 PM https://mir24.tv/articles/16508395/geneticheskii-kod-kazahov-tainy-predkov Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jagalbay Posted Wednesday at 05:41 PM Share Posted Wednesday at 05:41 PM 5 часов назад, asan-kaygy сказал: https://voxpopuli.kz/kazahstan-glazami-drevnih-kartografov/ где можно найти первую карту в хорошем качестве? Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted Wednesday at 08:04 PM Author Share Posted Wednesday at 08:04 PM Страленберг есть в интернете 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...