Jump to content



asan-kaygy

Казахи-6

Recommended Posts

В 24.04.2022 в 04:48, Bir bala сказал:

@boranbai_biну так найди нам теперь из тюркских языков такое слово со значением "отделившиеся". 

 

В 24.04.2022 в 02:37, boranbai_bi сказал:

қазақ т.е. "отделившиеся" или "изгнанники"

 

Лично мое мнение, что термин "qazaq", "qazaqlyq" не обозначал отделившихся, изгнанников, скитальцев, бездомных, бесприютных, удальцов, храбрецов и пр. (как приводятся примеры в статье Турсуна Султанова по вашей ссылке).

Те самые события, в которых он впервые упоминается и применялся, объясняют его как воинскую вольницу, не подчиняющуюся официальной власти того или иного правителя, государственного образования

Кстати это позже подтвердилось характером славянского казачества, перенявшего это название и этот образ жизни.

А корни термина думаю уходят во времена Чингизхана и наверняка еще глубже.

И я думаю, что фонетика и структура слова не дает монгольского объяснения, это явно тюркская лексема.

Как назло термин не попал в ДТС и в источники о татарах Чингизхана. ))

 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

В 22.04.2022 в 18:02, АксКерБорж сказал:

 

 

Да и яблоко мы же не говорим жаблоко. ))

 

Потому что в казахском языке нет слова яблоко.

В 23.04.2022 в 08:30, АксКерБорж сказал:

Ербол - Жербол, Еркін - Жеркін, Ермек - Жермек

Русская Е это [ЙЕ/ЙЭ], а казахская Е это просто [Е]. Поэтому те кто на латинице пишут свои имена с Y — делают нелепую ошибку калькируя русскую фонетику: Yerbol, Yerkin, Yermek.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Bir Jürgen сказал:

Потому что в казахском языке нет слова яблоко.

 

Слов ящик, Япония, ясли, Егор и прочих тоже нет, но мы ведь включаем свое джеканье - жәшік, Жапония, жәслі, Жәгөр.

 

2 часа назад, Bir Jürgen сказал:

Русская Е это [ЙЕ/ЙЭ], а казахская Е это просто [Е]. 

 

А по моему это одно и то же. 

Что единица, что Едіге.

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Bir Jürgen сказал:

Потому что в казахском языке нет слова яблоко.

Русская Е это [ЙЕ/ЙЭ], а казахская Е это просто [Е]. Поэтому те кто на латинице пишут свои имена с Y — делают нелепую ошибку калькируя русскую фонетику: Yerbol, Yerkin, Yermek.

Что за бред? Откуда вы взяли это?

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Жапония

Здесь исключение алашординцы использовали французское произношение и именновали страну Жапон или Жапон ели. Русское -ия добавилось позже в советское время. 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Слов ящик, Япония, ясли, Егор и прочих тоже нет

Да. Все верно. 

 

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

А по моему это одно и то же

"По-моему" это не аргумент.

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

Что единица, что Едіге.

Единица имеет йот в начале слова, Едіге не имеет.

 

2 часа назад, Nurbek сказал:

Что за бред?

Что за оскорбление?

2 часа назад, Nurbek сказал:

Откуда вы взяли это?

Хорошо учился в школе.

Link to comment
Share on other sites

37 минут назад, Bir Jürgen сказал:

Что за оскорбление?

А как по другому реагировать на такие опусы? Вы думаете казахи раньше произносили Эрмек, Эрбол, эт, этік, эсік?

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Bir Jürgen сказал:

а казахская Е это просто [Е]

Попробуйте произнести Е не произнося Й в начале и при этом чтобы не получилась Э.

Link to comment
Share on other sites

18 hours ago, Bir bala said:

@boranbai_biну так найди нам теперь из тюркских языков такое слово со значением "отделившиеся". 

что за дурацкая привычка тыкать.

я же статью привёл, там есть ссылки на источники

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В 21.04.2022 в 20:25, buba-suba сказал:

А возможно (скорее всего) - от 5 братьев. Дурбены по источникам - от 4 братьев.

Они разного происхождения, причем все табыны (ногайские, башкирские, казахские). Так что скорее пять воинских формирований, как кырыки, юзы, минги, всякие прочие. Кстати мне казалось, что дурбен - это с окончанием принадлежности, а дурбет, дербет множественное от дербес (особые, самостоятельные). 

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Qairly сказал:

Они разного происхождения, причем все табыны (ногайские, башкирские, казахские). Так что скорее пять воинских формирований, как кырыки, юзы, минги, всякие прочие. Кстати мне казалось, что дурбен (дурбет, дербет) - множественное от дербес (особые, самостоятельные). 

РАД: Передают, будто бы те другие четыре сына пожелали уйти из своего становища [махам] и местности в другие области. Между был рукав реки. Они собрали множество хвороста и из него связали [нечто] вроде плота, который здесь [в Иране] называют «калак» 18, сели на него и, переправившись через [10] реку, вступили в другие области. Говорят, что племя дурбан 19 происходит из их рода, потому что [слово] «дурбан» значит – четыре, и оно является [указанием] на связь и отношение [племени дурбан] к тем четырем [сыновьям] Тамач-хана.

19. Мнг. письм. дöрбэн – «четыре». Согласно Сокр. Сказ., § 11, поколение дöрбэн произошло от четырех сыновей Дува-сохора, старшего брата Добун-мэргэна.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В англовики нашел странный титул который якобы был у Аблай хана — shah-i turan, шах турана. Там написано с подразумеванием, что титул был и у предыдущих казахских ханов. Там нет источников, гугл ничего не дал. Известно ли кому-то что-то об этом?

 

Due to his strength, he was also bestowed with the honorific Kazakh title Shah-i-Turan (Persian for "King of Turan"). He was the last ruler of the Kazakh Khanate to hold this honorific title since the khanate collapsed shortly after his death.

https://en.m.wikipedia.org/wiki/Ablai_Khan

Link to comment
Share on other sites

 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XV/Drevn_kniga_krym_posol_del/text.phtml?id=13003

Как давно, и в каком количестве составлялись первые посольские книги Московского государства, об этом позволяют судить данные, находящиеся в описи Царского Архива второй половины ХVI-го века. Хотя эта опись не имеет вида строго отчетливой правительственной редакции, и кажется больше черновою наскоро сделанной описью; однако она, несомненно, официального происхождения, и при всей своей краткости есть документ богатый по содержанию. По этой описи древнейшие посольские книги относятся ко времени Иоанна III Васильевича. Исчислим их по описи и в порядке ее исчисления.

 

«Ящик 23. А в нем книги Ногайские старые и новые все» (Первая посольская книга ногайских дел начинается 1489 годом. Дела ногайские за время Иоанна III вошли в древнюю Крымскую печатную книгу, как было выше сказано.).

«Ящик 23-й же. А в нем книги Астраханские и Ординские, да книги Тюменские, да тетрати Гиреские (sic) и Иверские (Не видать, впрочем, за какое время эти книги; может быть отчасти за Иоанново, судя по упоминанию ордынских книг. Сравн. про ящик № 50.).

«Ящик 38. А в нем книги и списки Казацкие при Касыме царе и Тюменские при Иване царе» 2.

2. Последнее имя написано или напечатано, очевидно, не точно. Дело здесь идет, по всей вероятности, о царе Иваке, иначе Бреиме, современнике Иоанна III, с которым царь Ивак был действительно в посольских сношениях: Сборн. Рус. Истор. Общ. т. 41, стр. 80-87; 198-199, отдел из ногайской книги. Он был братом царя казанского Алегама, взятого в плен и в заключение Иоанном III-м, хлопотал вместе с своими шурьями мурзою Мусой и мурзой Ямгурчеем об освобождении его. Он же, враждуя с ханом Золотой Орды Ахматом, настиг его в степи, после известного стоянья его на р. Угре в 1480 году, и убил. Среди ногайцев он пользовался старшинством, носил титул царя и кочевал на Тюмени, иначе в Шибанских улусах, кик видно из крымских дел и ногайских, а также из летописей русских: Сбор. Р. И. О. т. 41, стр. 94 и друг. Смотр. указатель под словом «Ивак-Бреим». Сравн. Карамзина, И. Г. P. VI, примеч. 240-243 и указатель Строева под словом «Ибак-Ивак-Ибрагим» и проч. — О царе Касиме ничего положительного не можем сказать: может быть какой-нибудь хан Киргиз-Кайсацкой орды? или один из ногайских же владетелей?

Уцелели до настоящего времени: цезарская посольская книга 4, польско-литовская 5, крымская и ногайская книги.

 

29 апреля 1894 г.

Нежин.

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Интересно, почему не уцелели остальные книги

Касым хан оказывается вел переписку с Москвой

Link to comment
Share on other sites

Городовым казакам были особые списки и книги, как значится в описании царского архива 1575 года: «ящик 38-й, а в нем книги и списки Козатцкие при Касыме царе, и Тюменские при Иване Царе». На командные посты (от сотника и выше) у городовых казаков, обычно, назначались дети боярские. 

https://proza.ru/2018/08/18/34

трэш))

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Jagalbay сказал:

Интересно, почему не уцелели остальные книги

 

Москва много раз горела.

Link to comment
Share on other sites

1549 Года 209 Ноября 26 дня к Государю царю ИВАНУ Васильевичу в село Троецкое Скнештино тож из Нагайской земли приехали служилые татаре Кадыш Кудинов да Енгарай Янсубин, которые сказывали: что они были у Юсуфа Князя две недели; а как он, Князы их отпустил, из за Яика с Каредувана, тому шесть недель по Ноября 26 число. И Царевич Дервиш с Юсуфом же кочует, а Юнус мирза Юсуфов сын кочует в верх по Яйку, повыше отца день пять или шесть, другой же Юсуфов сын Али мирза кочует на речке Аликалее, от Карадувана днища с два, а Шихмамаевы дети Касай мирза с братьею кочуют на реке Сыре к Казацкой орде, ибо к Волге реке их Юсуф Князь кочевать не перепустил. Исмаил же мирза да Кочумовы дети Белек Булак мирза с братьею кочуют за Волгою против Астрахани. А Ченеш мирза с братьею Асановы дети кочуют поверх Астрахани на своем зимовищи на Макатове. На сей же стороне Волги Нагайских мирз нет [202] никого. Еще оные Татаре доносили, 1) что при них пришел в Нагайскую землю к Юсуф Князю из Казани посол Изелгура Азей а с ним шесть человек, и у Юсуфа при них Казанской посол не бывал, а с чем тот посол из Казани пришел, того незнают. Но Юсуф Князь с Казанцами в великой брани за то, что они в прошлом году у сына его, Юнус мирзы, как к Казани приходил, многих людей убили, 2) с Крымским Царем Нагайцы не в миру; однакож сей зимы походу им на Крым не будет, а 3) При них прибежал в Нагайскую землю из Крыму Али мирзин человек с известием, что в Крым приходили Казанские послы, Царевича просить на Казань. Но Царь их из Крыма отпустил, а Царевичь им недал, потому что со царем и великим Князем и с Нагайцами в недружбе.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Posol_kniga_nog_orda_1548_1549/text2.phtml

 

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...