Jump to content



asan-kaygy

Казахи-6

Recommended Posts

В 17.12.2021 в 04:17, Jagalbay сказал:

https://shoqan.kz/incompleted/works_tenkri/

 

Огонь почитается за аулие (святой) … Проклятие …* В огонь нельзя плевать, нельзя наступать на очаг. Невеста, поступая в новое семейство, должна войти в юрту отца [мужа], принести в жертву огня ложку масла*, делает салем (преклонение колена) и бьет головой (падает навзничь), приговаривая: «Аруах разы болсын», – аруах (дух предков), будь доволен!

Аруах сменился на Алла?

Аруах это арабизм, множественное число слова рух - дух. Рух - аруах.

Link to comment
Share on other sites

19 часов назад, Jagalbay сказал:

Слово то было, я про выражение "Аруак разы болсын"

Из этой фразы исконно казахское только слово болсын. Разы это видимо персизм. Тюркские слова не начинаются на Р. Про аруах выше упомянул. Если даже лексика вся пропитана арабизмами и персизмами то что уж говорить о исконной вере. От нее не осталось почти ничего.

Link to comment
Share on other sites

Давлетьяров Арман Елюбаевич родился в Тамар-Уткуль, Соль-Илецкий район, Оренбургская области.

Род Армана называется торе. Как уверяют древние легенды, мужчины этого рода являются прямыми потомками Чингисхана, жен они выбирают только из торе.

https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/187327/arman-davletyarov-biografiya-natsionalnost

Интересно чей он потомок.

Link to comment
Share on other sites

On 12/16/2021 at 4:09 PM, Jagalbay said:

я чуть водой не поперхнулся от этого куска:

"Вот другое предание, очевидно, произошедшее под религиозным влиянием среднеазиатских мусульман. Родоначальником Средней орды был товарищ, сахаба* Мухаммеда5 «избранного». Пророк, по откровению архангела Гавриила, узнав о скором своем оставлении правления сего тленного мира, чтобы там, в эдеме, на лоне гурии, отдыхать вечно и вечно, призвал своих друзей и товарищей и сказал им об этом, прося прощения, если он сделал кому-нибудь из них обиду. Все плакали и говорили: «Ты друг аллаха, мог ли ты сделать обиду!» Только один сахаба, по имени Оксе6, объявил претензию, что пророк при осаде какого-то города безвинно ударил его в спину. Мухаммед действительно вспомнил свою ошибку и в возмездие предложил ему свою спину. Абубекр7, Омар8, Осман 9, Али10 и другие вельможи тщетно отговаривали Оксу оставить безрассудное свое намерение. Оксе ничего не хотел слушать и, при общем проклятии народа, подошел с плетью к священной спине любимца аллаха и просил его обнажить тело. Пророк снял свое верхнее платье. Оксе того и нужно было: он знал, что на спине «избранного» есть божия печать, приложившись к которой смертный делается недоступным адскому огню. Оксе вместо ожидаемого удара только наклонил голову, поцеловал и отошел прочь. Но за неудовольствие, причиненное им пророку, и по …. общественного проклятия бог обрек его и его потомков бродяжничеству, благословие, впрочем, вместе с тем на довольство и безбедность. От него [Оксе] происходит… родоначальник [уйсуней] и всего народа."

жаль, что Шокану и Гавердовскому всякой дичи наговорили вперемежку с полезной информацией.

теперь нам не понять, что из этих преданий бред, а что реальные факты/события.

Link to comment
Share on other sites

В 28.12.2021 в 23:16, boranbai_bi сказал:

я чуть водой не поперхнулся от этого куска:

"Вот другое предание, очевидно, произошедшее под религиозным влиянием среднеазиатских мусульман. Родоначальником Средней орды был товарищ, сахаба* Мухаммеда5 «избранного». Пророк, по откровению архангела Гавриила, узнав о скором своем оставлении правления сего тленного мира, чтобы там, в эдеме, на лоне гурии, отдыхать вечно и вечно, призвал своих друзей и товарищей и сказал им об этом, прося прощения, если он сделал кому-нибудь из них обиду. Все плакали и говорили: «Ты друг аллаха, мог ли ты сделать обиду!» Только один сахаба, по имени Оксе6, объявил претензию, что пророк при осаде какого-то города безвинно ударил его в спину. Мухаммед действительно вспомнил свою ошибку и в возмездие предложил ему свою спину. Абубекр7, Омар8, Осман 9, Али10 и другие вельможи тщетно отговаривали Оксу оставить безрассудное свое намерение. Оксе ничего не хотел слушать и, при общем проклятии народа, подошел с плетью к священной спине любимца аллаха и просил его обнажить тело. Пророк снял свое верхнее платье. Оксе того и нужно было: он знал, что на спине «избранного» есть божия печать, приложившись к которой смертный делается недоступным адскому огню. Оксе вместо ожидаемого удара только наклонил голову, поцеловал и отошел прочь. Но за неудовольствие, причиненное им пророку, и по …. общественного проклятия бог обрек его и его потомков бродяжничеству, благословие, впрочем, вместе с тем на довольство и безбедность. От него [Оксе] происходит… родоначальник [уйсуней] и всего народа."

жаль, что Шокану и Гавердовскому всякой дичи наговорили вперемежку с полезной информацией.

теперь нам не понять, что из этих преданий бред, а что реальные факты/события.

Это не удивительно. Все что мы видим в современном мире - фантазирование, лингвофрикчество - было и в прошлом. Игры разума.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

On 1/1/2022 at 12:18 PM, asan-kaygy said:

Прочел. Жалко, что о каракалпаках ни слова. 

Мы просто знаем, что в самый тяжёлый период для казахов во время джунгарской активности, именно Нижние каракалпаки и Младший Жуз стали тем заслоном против распространения Джунгарского могущества. Именно они (Нижние каракалпаки и Младший Жуз) дали отпор и отбросили Волжских калмыков, тем самым не дали сомкнуться кольцу.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Во избежание бана предложу юзерам не писать здесь про политику.

Link to comment
Share on other sites

В 05.12.2021 в 09:50, Steppe Man сказал:

84116503_2892331240823378_32584449542124

Шакарбек Норматов

По данным переписи 1897 года в городе Чимкент было 11 194 жителей.
Распределение населения по родному языку в 1897 году:

сарты — 84,6 %
русские — 5,7 %
киргиз-кайсаки — 4,0 %
украинцы — 1,8 %
евреи — 1,6 %
татары — 1,1 %
поляки — 0,6 %
немцы — 0,2 %
каракалпаки — 0,2 %
узбеки — 0,08 %.

 

Ничего нового. Казахи никогда не жили в городах. Почти все города Казахстана основаны либо сартами (Чимкент,Тараз, Сайрам, Отырар и т.д.), либо русскими (Алматы, Астана, Павлодар, Петропавловск, Семипалатинск и т.д.). Это позже в советское время казахи стали массово переезжать в города.

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

@asan-kaygy Есть статья Н. Кенжеахмета, где он транскрибирует китайские данные про Джаныбека и Керея? Или книга, где он ссылается?  Хотелось бы самому удостовериться. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Bir bala сказал:

@asan-kaygy Есть статья Н. Кенжеахмета, где он транскрибирует китайские данные про Джаныбека и Керея? Или книга, где он ссылается?  Хотелось бы самому удостовериться. 

книга есть и статья. В интернете было

Link to comment
Share on other sites

“Казахский интеллигент должен уметь отличать Абулмансура от Абулмамбета и Абулхаира Шайбани от Абулхаира из младшего жуза.

Это вам не Бабеля с Гегелем путать.”

  • Like 1
  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Samatq сказал:

Это вам не Бабеля с Гегелем путать.”

 

К сожалению, ув. Samatg, мы вашу поддержку тогда не оправдали.

 

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

К сожалению, ув. Samatg, мы вашу поддержку тогда не оправдали.

 

Лёд тронулся. Мы всегда будем поддерживать. Бескорыстно и от души. 

Link to comment
Share on other sites

Казахи из рода Төре

 

Чока́н Валиха́нов  казахский учёный, историкэтнограф, фольклорист, путешественник, 

просветитель и востоковед.

nr4mhXKGpc8P6yQZuZqj8MmJoqTK9p.jpg

Valikhanov_1859.jpg

 

Алихан Букейханов  казахский государственный, политический и общественный деятель, преподаватель, журналист и этнограф.

Bukeykhanov.jpg

 

Губайдулла Чингисхан — российский военачальник, сын хана Букеевской орды Жангира, внук Букей-хана, чингизид-торе. 

Gubaidula_Ch.jpg

104438670_3318666758166114_8946250001723

Link to comment
Share on other sites

 

Торе чингизиды Павлодарской области - правобережье Иртыша, Маралдинская волость, нынче Шарбактинский район, окрестности озера Маралды

 

Султанбет султан, в русских источниках Султан Мамет.

Согласно письменным источникам и устным народным преданиям, Султанбет солтан двоюродный племянник Аблай-хана.

Его сыновья - Орыс торе, Шаншар торе, Пішен торе, Арық торе, Бөкей торе и Тәтен торе.

И их потомки - Бура и Булен Шаншаровы, Тарыкшы Пшенов, Ханкожа и Бопа Татеневы, Арынгазы Ханкожин (потомки Шаншар торе управляли в Бескарагайской волости, чуть южнее, сейчас приграничные районы Семипалатинской области).

 

Сына Султанбет султана, Орыс торе, призвали к себе на правление (каз: "төре қыламын") многочисленные басентиинские роды правобережья Иртыша.

 

Султанбет солтан, современное изображение (художественный образ).

afb6b7c52120ea3ec282774270e96138.jpg

В походе против калмыков принял участие и знаменитый султан Султанбет, двоюродный брат хана, который управлял через многочисленных своих сыновей прииртышскими казахами. Он в возрасте 60 лет в одном их походов захватил множество калмыков  в плен, некоторых из которых  видел  участник академической экспедиции, российский ученый Христофор Барданес на встрече с султаном 26 июля 1771 году: «он сам преследовал калмыков и несколько человек взял в плен и велел, действительно, позвать 6 или 7 калмыцких мужей и жен, кои были его рабы, но в хорошем содержании» Барданес Х. Их журнала путешествия  Христофора Барданеса в Киргизскую степь 1771 года //История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков.- Алматы, 2007,-т. IV.- с.87-88).

 

История Казахстана в русских источниках (ИКВРИ):

 

ИКВРИ, Т.4, стр.81 - 87 и далее:

Путешествие Барданеса в киргизскую и зюнгорскую степь в 1771 г. (ИКВРИ, Т.4, стр.81-87 и далее.) - про Султана Мамета (на левом берегу против Железинки, там где ныне Иртышск).

 

ИКВРИ, Т.4, стр.53:

Султанбет султан - родной брат Аблай султана (1742 г.)?

 

 

Машһур Жусуп Копеев. Сочинения (на казахском языке, мой перевод). Т. 10. 2007. Стр. 370:

 

... Торе «Тугаев» и «Маралды» - Орыс торе (с серыми глазами и светлой кожей, отсюда прозвище, а имя по рождению Наурыз).

Во времена биев Шона и Торайгыра сын Орыса Татен торе.

Сыновья Татен торе – Канкожа торе и Бопы торе. Сын Канкожи – Арынгазы, сын Арынгазы – Бастамин.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...