Jump to content



asan-kaygy

Казахи-6

Recommended Posts

25.05.2021 в 00:43, RedTriangle сказал:

дүкен и мектеп такие же слова извне как и русизмы. Только "южные слова" маскируются и принимаются на ура, в отличии от торчащих русизмов

А вам какие из них ближе  вам ''дукен'' или ''магазин''? ''Мектеп'' или ''школ''?

Link to post
Share on other sites
18 часов назад, АксКерБорж сказал:

чем отличается одно заимствование от другого?

Одно заимствование было взято самостоятельно в ходе культурного обмена. Другое было навязано в эпоху и пост-эпоху колонизма.. 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Ребят, серьезно, аж гордость распирала, когда в сводке ЧМ по хоккею-2021 заговорили о казахстанской сенсации, которые выиграли действующих чемпионов. Естественно, посмотрел матч США-Казахстан. Ничего страшного нет в том,что проиграли, ибо США активная команда. Пусть проиграют и Германии, зато на десерт есть североамериканские студенты и более уязвимые норвежцы с итальянцами. То есть, есть все шансы на плей-офф. 

Видел некоторые комменты, где задаются вопросами - а где Узбекистан,  где Япония, Украина, Франция и т.д. Ну, видимо, ребята не из мира спорта, что не знают, что ЧМ это 16 сильнейших стран мира по мужскому хоккею. 

  • Thanks 3
Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Buhren сказал:

Одно заимствование было взято самостоятельно в ходе культурного обмена. Другое было навязано в эпоху и пост-эпоху колонизма.. 

 

Думаю оба связаны с колониализмом, дуккан с Кокандским на юге, ляпке с Российским на севере. Одно другого не слаще.

Если в начале 90-х у нас еще создавались какие-то лингвистические комиссии, то потом на всём этом поставили жирный крест.

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Эту картинку уже постили здесь, увидел на Фейсбуке ее выходные данные.

193283572_484938909231135_51296625891850

"Танец казахов". Рисунок из альбома "Обычаи".
Автор Барбиш. 1792-1793гг.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
 
 
Link to post
Share on other sites
  • Admin

Об аргынах в составе сибирских народов - чулымских тюрков, хакасов.

Потапов Л.П.:

Цитата

Особенно большой интерес представляют сообщения Д. Мессершмидта, относящиеся к 1721 г. «Один сведущий татарин мне сообщил, — пишет путешественник, — что большинство татар, живущих по рекам Чулыму и Кие, происходят от народов хана Кучума и что раньше они составляли с казахской ордой один народ. . . После того как хана Кучума прогнали от Тобольска, часть их направилась сюда, другая к Томску».
В другой записи Мессершмидт сообщает: «Встретил толкового татарина в Урюпе, который мне подтвердил, что чулымские татары происходят от Кучум-хана. Сначала они осели близ устьев Чулыма и Кии, но, когда киргизы были прогнаны, они распространились до этих мест».

В приведенных полевых записях Мессершмидта, относящихся к началу 20-х годов XVIII в., отразились более свежие в то время воспоминания некоторых групп чулымских татар о своем историческом прошлом, чем у качинцев или кызыльцев в конце XIX в. Им следует верить еще и потому, что они согласуются с русскими историческими документальными известиями о продвижении на восток сибирских татар после поражения хана Кучума, а также с некоторыми другими материалами. 

Например, среди кызыльцев была группа, именуемая Аргын. Наличие ее вполне подтверждает сообщение Мессершмидту «татарина с р. Кии» о том, что чулымские татары раньше составляли с казахской ордой один народ. Дело в том, что аргыны представляли собой большую тюркоязычную группу (или племя) входившую в Улус Джучия. С распадом Улуса Джучия часть аргынов была вовлечена в процесс формирования казахской народности.

Вошли аргыны также в состав тех кочевых тюркоязычных племен, которые участвовали в этногенезе современных узбеков. Были аргыны и в среде сибирских татар. С падением Сибирского ханства они продвинулись на восток до верховьев Чулыма, где в XVII в. составляли особую Аргунскую волость (упоминается с 1623 г.), вносившую ясак в Томск, а со временем (первая четверть XIX в.) вошли в состав Кизыльской степной думы как Мало-Аргунский род. Таким образом, существование среди чулымских татар группы с этнонимом аргын является свидетельством проникновея сюда тюркоязычных племен с запада, с территории бывшего Сибирского ханства, и, конечно, отражает общность некоторых этнических элементов (тюркоязычных), вошедших в состав казахов, узбеков и современных хакасов.

 

  • Одобряю 3
Link to post
Share on other sites
  • Admin

Относительно определения кыпчакского компонента в культуре казахского этноса прилагаю выдержки из статьи И.Л. Кызласова. У кыпчаков монгольского времени фиксируются предметы всаднического и конского снаряжения, как считает И.Л. Кызласов, заимствованные у енисейских кыргызов (в статье древних хакасов). Все это отражает гипотезу автора о древних хакасах и царском роде "кыргыз". К слову эта гипотеза полностью опровергается данными по генетической преемственности современных кыргызов от кыргызов енисейских.

Заимствование это или собственно кыпчакская культура (есть данные о тесных связях Прииртышья и Енисея) - в любом случае мы видим, что типичная кыпчакская культура имела продолжение у казахов.

 

Цитата

Отмеченные изменения в материальной культуре кыпчаков следует соотнести с фактом обнаружения различных аскизских изделий ХIII-ХIV вв. далеко на западе от границ бывшего древнехакасского государства. Подобные находки предметов всаднического и конского снаряжения сделаны, например, на Верхнем Днепре, на Оке и на Немане. Известны они на Дону, на Волге, в Приуралье и в Западной Сибири. Уже приходилось писать, что эти древнехакасские изделия были, вероятно, разнесены завладевшими ими как трофеями кыпчаками, принимавшими деятельное участие в разгроме древнехакасского государства монгольскими феодалами. (Кызласов И.Л., 1978, 1980, 1983).

Характерные изделия и черты оформления предметов, заимствованные у средневековых хакасов, были глубоко восприняты кыпчакской средой, вошли в ее материальную культуру, послужили основой для различной творческой переработки, получили дальнейшее типологическое развитие. Примеры этому находим уже в кыпчакских памятниках конца ХIII-ХIV вв., в которых общее оформление железных изделий в аскизских традициях в ряде случаев сочетается с украшением их узором, характерным для местной торевтики (яркий пример — материал погребения I кургана 6 из могильника Ковалевка IV в Николаевской области, раскопки Г.Т.Ковпаненко, 1971 г.).

Указанное влияние аскизской культуры ХIII-ХIV вв. на материальную культуру кыпчаков монгольского времени, вероятно, выявляет корни явной типологической близости многих традиционных форм металлических изделий казахской народной культуры к изделиям средневековых хакасов. То же можно оказать и о некоторых деталях сбруи и снаряжения, распространенных в этнографических культурах современного населения Южного Алтая и сопредельных районов.

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Фолькбред, опубликованный юзером @Steppe Man удален.

Link to post
Share on other sites

Был ли Чингисхан казахом?

Еxclusive.kz продолжает публикацию отрывков одной из самых уникальных книг Акселеу Сейдимбека «Мир казахов».

Со времен монгольского нашествия в степи сохранился анахронизм ставить во главе государства и его уделов потомков Чингисхана, словно им свыше было предначертано владеть и править до скончания света. Казахский народ без сопротивления принял этот привнесенный порядок, на что, очевидно, были свои причины.

Во-первых, все соответствовало пословице «Над землей небо, а над народом длань правителя». Это понятие бытовало еще задолго до Чингис-хана, со времен гуннов, саков. При Тюркском каганате даже отдельные роды наделялись привилегией власти. Этот обычай настолько внедрился в психологию людей, что даже выдающийся мудрец Тонукык, человек образованнейший, познавший мировоззрение на семи языках, ответил на предложение принять титул кагана: «О, нет! Я не могу нарушить установления Неба. Я происхожу по материнской линии из рода Ашиде, а по законам предков каганом может быть только представитель отцовского рода Ашынов». Это значит, что понятие «правитель» по установившейся традиции олицетворялось не с личными качествами и достоинством отдельного человека, а прежде всего с его знатным происхождением. Надо попутно заметить, что слово «төре» сложилось из сочетания «төр иесi» — сидящий на почетном месте. Потомки Чингисхана назывались «төре», потому что в глазах народа они были носителями власти, хотя власть они получили не от Неба, а от предков, добившихся ее копьем и мечом. Человек при власти в глазах народа автоматически становился «төре», и это представление настолько укоренилось в психологии людей, что позже даже мелкие российские чиновники назывались в народе «төре». Во-вторых, причина бесконфликтного восприятия казахами владычества чингизидов заключалась в том, что те тоже были кочевниками. Монгольские и казахские племена издревле общались, нередко были связаны родственными узами или побратимства и крови, имели много общего в быту и хозяйствовании. Они хорошо знали язык и этнографические особенности друг друга. В памятнике XV в. «Родословная тюрков» повествуется о том, что Чингисхан свободно говорил по-казахски, даже сочинял поэтические произведения на этом языке (В.Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. — М.-Л., 1941. — С. 203-204, 263-264). Причем, познания его в казахском языке не были случайными. По материнской линии у Чингисхана в жилах текла казахская кровь наполовину. В трудное время будущий «Потрясатель Вселенной» получил поддержку не от монголов, а от керейского хана Тугырула. Он затем и породнился с Чингисом. Четыре сына Чингизхана, наследовавшие его империю, были сыновьями матери-казашки, его любимой жены Борте из рода Конырат, причем жены старшей, байбише. Большую часть армии Чингизхана составляли тюркские воины, в том числе и казахи. Тогда, может, стоит удивляться не тому, что Чингисхан говорил по-казахски, а тому, что он еще сохранил знание монгольского языка, проведя всю жизнь в окружении родных ему казахов. Потомки Чингисхана уже через 2-3 поколения полностью ассимилировались с казахским народом, усвоили их язык и религию. А через 2-3 столетия казахские төре — прямые потомки Чингисхана — уже вели кровопролитные войны против монголов, отстаивая независимость казахского народа. Воевали они и против других родичей монголов, калмыков, причем, успешно. Многие төре в этих битвах сложили головы на поле брани. Это надо помнить при изучении истории казахского ханства и личностей самих ханов.

У Джучи, старшего сына Чингисхана, было, согласно письменным источникам, несколько сыновей: Орда-Ежен, Бату (Сайн), Тукай-Темир, Берке, Беркешар, Шайбан, Тангут, Буал (Татар), Шыладкун, Сункар, Шымпай, Удур, Мухаммед (Тобел), Шынкум и т.д. От Тукай-Темира затем родился Оз-Темир, от того — Кожа, от Кожи — Орыс хан, от Орыс хана — Куйуршык, от него — Барак хан. Это был тот самый Барак хан, который явился основоположником казахского ханства со столицей в городе Сыганак. Окончательное формирование казахского ханства завершилось при активном участии двух выдающихся личностей — Жанибек хана (Абу-Сагит) и Керей хана (1456-1477). Жанибек хан приходится сыном Бараку. А Керей хан был сыном старшего брата Барака — Султана Болата. Значит, Жанибек и Керей — двоюродные братья по отцовской линии.

Белая Орда, Синяя Орда, Желтая Орда — это отдельные ханства, входившие в состав Золотой Орды. Эти ханства населяли роды и племена, потомки которых живы и сегодня. То было смутное время непрекращающихся междоусобиц, борьбы за власть как между ханствами, так и между претендентами внутри ханств. Как известно, вся тяжесть войн главным образом ложится на плечи народа, сказывается на его материальном благополучии. Керей и Жанибек вышли из-под власти Абулхайыра, чей двор и владения погрязли в непрекращающихся конфликтах, и вместе со своими подданными объявили под своим суверенитетом районы северной части р. Чу и обширной местности Козыбаши. Там они и образовали самостоятельное ханство. Народ, с энтузиазмомподдержавший этот смелый шаг, сразу же почувствовал все выгоды такой самостоятельности. Природно-климатические условия для жизни были благоприятными: на севере широко раскинулась просторная степь Сарыарка, на юге эту местность окаймляли густые заросли оазисов, берега рек Чу и Сырдарьи были богаты растительностью и дичью. Степь представляла собой прекрасное пастбище, а долины рек — хорошее Народ, населявший эти края, как бы заново возрождался. В это время хан Моголистана Есенбуги доживал свои последние дни. Он уже не имел никакого реального влияния на происходящие события. В 50-70 гг. XV в. около 200 тыс. человек откололись от Абулхайыра и приняли подданство Жанибека и Керея. Это увеличило силу и авторитет Казахского ханства, укрепило его оборонную мощь. Однако это вовсе не означало, что все этнические казахи вдруг снялись и перешли под крыло Жанибека и Керея. Большая часть казахов продолжала сохранять за собой традиционные ареалы обитания, тем самым поддерживая влияние нового государства со стороны приграничных регионов.

Свидетельством тому является их выступление против Астраханского ханства на западе казахской степи и против потомков Абулхайыра на юге, что также способствовало укреплению Казахского ханства и расширению его территории. Если на престоле Казахского ханства восседал Керей хан, то главным мозговым центром его был Жанибек. Не случайно Жанибек хана называют в истории казахов не просто Жанибек ханом, а Аз-Жанибек ханом. Этот титул ставит его намного выше хана, сидящего на престоле. Жанибек и Керей правили совместно, и это способствовало еще большему упрочению государства. Дружная совместная работа этих двух великих людей показывает, что для них интересы народа был превыше всего. В истории средневекового Востока это редкий пример доверительной совместной государственной деятельности.

После Керей хана управление страной перешло в руки его сына, Мурундук хана (1480-1511). Пословица гласит: «Брат братом, сват сватом, а денежки не родня». Хотя казахи и узбеки все еще сохраняли в памяти воспоминания о совместном проживании, однако борьба за жизненное пространство диктовала свои условия. Где полюбовно, а где с применением силы, пошли споры за земли по берегам Сырдарьи, за пастбища, за поливные угодья, за города. С одной стороны противостояли потомки Абулхайыра шейбаниды, с другой — наследники Керея и Жанибека. Но в этой борьбе стороны помнили о своих кровных родственных узах и, вступая в конфликты, смерти друг другу не желали. Тем не менее, в этих условиях хан Мурундук сумел расширить владения ханства, приведя в свое подданство города Сузак, Сыганак, Сауран. Однако для устойчивости положения государства, для проведения более гибкой внутренней и внешней политики нужны были люди иного склада, нежели прямой и воинственный Мурундук хан. И вот на историческую арену выходит яркая интеллектуальная личность — Касым хан (1515-1523 гг.). Касым хан был сыном мудрого Аз-Жанибека, основателя Казахского ханства. Причем по материнской линии он приходился родичем Мухаммед Шайбани хану. Возможно, отцовские деяния сыграли свою роль, а может, общая общественно-политическая ситуация востребовала такую личность, как Касымхан, оказавшимся на редкость одаренным человеком. Такие личности встречаются в истории нечасто. Он отличался полководческим талантом со способностью мыслить в стратегических масштабах. В то же время обладал даром красноречия, мог убедить самого закоренелого скептика, сделать своим приверженцем самого заклятого врага. Он понимал общую ситуацию и придерживался политики мирного сосуществования с соседями, он владел высшим искусством побеждать, не пролив ни капли крови. Ведущим принципом его внешней и внутренней политики было сплочение народа, достижение его единства перед лицом постоянно колеблющейся, грозящей социальными катаклизмами обстановки в мире, где бушевала вражда и насилие, где народы со слабым правителем становились добычей более жестких режимов. Существующие ныне границы Казахстана были установлены именно во времена Касым хана. При нем были заложены основные принципы государственности казахов, определявшие их жизнь до колониального захвата в ХIХ веке. Именно  Касым хан выработал и сделал жизнеспособными морально-этические  и социально-правовые нормы общества, способствовавшие укреплению  единства на более высоком уровне, чем родоплеменные узы. Он поставил перед собой и во многом осуществил цель создания такого государства кочевой цивилизации, которое отличалось бы четко регламентированным порядком и укладом жизни, строго определенными внешними границами и маршрутами кочеваний, обязательными налогами в государственную казну и судебной властью, отлаженным механизмом мобилизации населения в случае войн, стихийных бедствий и т.д. Иначе говоря, в условиях номадизма была сделана попытка обустройства самодостаточной системы на основе скотоводческо земледельческой и, отчасти, торгово-ремесленной модели экономики. Слава о независимом, устойчивом правовом государстве, каким стало Казахское ханство, обошла весь тогдашний цивилизованный мир. Знали Касым хана и в Европе. Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн в своей книге «Записки о Московских делах» опубликовал интересные материалы о Казахском ханстве, его политическом устройстве, о жизни казахского народа. Касым хан, трудившийся во благо народа, заслуженно пользовался огромным уважением широких народных масс. Поэтому его авторитет через века лишь повышался. Свод законов, разработанный Касым ханом, народ назвал метко и точно «Қасым салған қасқа жол» («Столбовая дорога, проложенная Касым ханом»). Он умер, оплакиваемый всем народом, и был похоронен в городе Сарайчике.

https://www.exclusive.kz/expertiza/kulturnaya_sreda/117435/

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...