Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахи-6

Рекомендуемые сообщения

11 часов назад, Zake сказал:

Какие ногайские эпосы джокающие, какие йокающие не изучали? 

нет, они вообще есть записанные до 20 века? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Jagalbay сказал:

Йокающий вариант выбрали в качестве литературного  при Баскакове в 20 веке... В ногайской среде бытуют несколько диалектов. Литературный (йокающий), созданный на основе ставропольского диалекта в прошлом веке. 

 

Мое впечатление от живого общения с ногайцем Касымом, что будто бы я общаюсь с обычным казахом, и на лицо (сары келген), и по поведению, и по языку, и вообще. Он даже тамгу своего рода мне нарисовал. Послушав нашу домбру он заностальгировал и сказал, что заныла душа. Кстати он сказал, что у них есть "кара ногайлар", которые еще больше похожи на нас, казахов.

Мы с ним легко разговаривали и прекрасно понимали друг друга.

Единственное запомнившееся различие между нами было в его йоканьи.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Жангир-Керей-хан

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Goebel_F/text1.htm

" На расстоянии сорока верст от Елтонского Озера, к Востоку, начинается область Хана, и я не мало был удивлен торжественным приветствием, которым на границе сих владений встретили меня его посланные. Сюда были отправлены: Султан, Старшина и Секретарь Хана, также его лейб-кучер, несколько простых Киргизов и двадцать лошадей для моего приема и для сопровождения меня до жилища Ханского. Вместе с тем принесена была мне в дар откормленная овца.

Лошади были скоро перепряжены, и диким бегом понеслись непривычные к упряжи животные, управляемые ударами плети ехавших подле верхом Киргизов. Наши экипажи катились по степи, покрытой цветущими тюльпанами. Вечером, в 9 часов прибыли мы к жилищу Хана — деревянному дворцу, выстроенному со вкусом. Он был блистательно освещен; у дверей стояли слуги для моего приема; зять Хана приветствовал меня и ввел в меблированные на Европейский манер покои. Подали чай, кумыс и айран (кислое коровье молоко); после того вареные в сахаре плоды, и наконец в Европейском вкусе приготовленный ужин: при чем, однако же, не обошлось без Восточного пиллава и окорока конины. [531]

На следующее утро имел я аудиенцию, при чем Его Высокостепенство (титул Хана) принял меня с дружеским пожатием руки у дверей залы для аудиенций, коей пол был устлан Персидскими коврами. Он подвел меня к софе, на которой и сел подле меня.

Хан Джангир лет 30 от роду, крепкого сложения, среднего роста, с преобладающими Монгольскими чертами физиогномии. Цвет лица его бледно-желтоватый, глаза серые и приветливые, кожа и цвет рук нежны и белы. — На подбородке, бровях и усах Полосы были редки, светло-коричневого цвета. Он охотно и бегло говорил по-Русски. Одежда его состояла из бархатного, фиолетового цвета, кафтана, богато вышитого серебряными кистями; из таких же панталон, из богато вышитого золотом бархатного камзола, и остроконечной, с собольею опушкой, и вышитой золотом бархатной шапки. Он был подпоясан украшенною аметистами перевязью, на которой висели Черкесский кинжал и кривая сабля. — Простые Киргизы обыкновенно носят кафтаны из конских кож, шерстью наружу, с выпушкою из лошадиных грив по швам рукавов и спинок; они ходят также в остроконечных шапках из лошадиных кож, иногда шерстью внутрь, иногда наружу. По сообщенному мне Джангиром известию, кочующие в этой степи Киргизы составляют, по приблизительному счету, около 109,300 душ обоего пола, которые в 16,550 кибитках, или юртах, переезжают с места на место, и имеют 99,300 верблюдов, 165,000 штук рогатого скота, 827,500 курдюков (Киргизск. овец) и 496,500 лошадей. Прежде количество овец составляло 5 миллиона, но уменьшилось до вышепоказанного числа от скотских падежей; теперь же снова значительно увеличивается. Ежегодно продается большое [532] количество овец, и именно в нынешнем году продано оных до 100,000 штук. Цена за трехлетнюю овцу была 12 руб. ассиг., за годовалую 6 руб. ассигнац. Лошади продаются от 50 до 200 руб. за каждую. Верблюдов Киргизцы продают неохотно; они наиболее употребляются на перевозку кибиток, и пр.

По средине Киргизской области простираются Рынь-Пески или Нарынские песчаные Горы до северного берега Каспийского Моря. Это волнообразные насыпи желтого наносного песку в 1 1/2 и до 3 сажен вышины. Только на вершине их песок рухл, так что можно увязнуть в нем на несколько дюймов; внутренняя часть их крепче и плотнее, так что даже бури и вихри, столь часто случающиеся в степи, мало изменяют их форму или даже и вовсе не изменяют оной. — Углубления и небольшие долины между оными произращают прекрасную траву, коей корнями вся масса как бы связывается вместе. — Повсюду находится там самая лучшая вода; нужно только разрыть песок на один или на несколько футов глубины. По этому сии Рынь-Пески чрезвычайно важны для Киргизов; они служат им для зимовья, где стада их находят защиту против холода и бурь и прекрасный корм. Они тщательно берегут траву в Рынь-Песках летом: ибо неглубокий снег зимою не мешает скоту отыскивать себе корм. Степь и Рынь-Пески покрываются снегом, глубиною только в несколько дюймов; многие пространства — как случилось прошедшей зимой — вовсе не покрываются снегом; и если на иные места наносится он ветром: то глубина его по большой мере бывает в аршин. — Весною Киргизы снова разъезжаются по всему назначенному для них пространству."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Russ_dzungar_otn/41-60/54.htm

 

1741 г. июня 8. -Из донесения сибирского губернатора П. И. Бутурлина в Коллегию иностранных дел о готовящемся нападении джунгар на казахов

/л. 42об./ ...В бытность де при прежнем их владелце контайши Казачей орды третяя часть была с ним, контайшей, в замирении и были в подданстве у владелца их Галдан-Чирина. А той же Казачей орды две трети паки остались в прежнем своем состоянии и происходили по природному своему злому обычаю в воровствах. А у владельца де их, /л. 43/ Галдан-Чирина, из фамилии ево имелся ближний родственник, и тот родственник ездил за ловлею зверей в пятнатцати человеках, и на оного ево родственника, незапно наехав, Казачья орда и, поймав ево, убили до смерти. И для того оной их владелец, Галдан-Чирин, мстя кровь оного родственника своего, послал ныне для искоренения их Казачью орду войска своего на три дороги многолюдно. А оная де Казачья орда кочует в разных местах, и подданных их владелца Галдан-Чирина, разоряют, и скот отгоняют, и людей побивают. А паче де оной владелец их, Галдан-Чирин, начало войны учинил за помянутое убивство родственника своего, чтоб их Казачьи? орду всех вконец искоренить. И для зимования намерение де положено было ныне тому войску, чтоб зимовать у урочища Чирик, токмо де оные Казачья орда, недопустя того их войска в то урочище зимовать, все выжгли. И для того оное владелца их, Галдан-Чирина, войско кочует близ российских жилищ около Верхиртышских крепостей, а нападения де на них, Казачья орду, намеряны они учинить февраля 15 числа сего году... 1

 

1. Сообщив эти сведения П. Бутурлину, ойратские послы Лама-Даши, Науруз-Казы и Авасбай обратились с вопросом к российскому чиновнику: «Ис которых де орд ныне под Всероссийскою державою находятца в подданстве, и в которых местах, и какия имянно орды?». П. Бутурлин заявил, что точные сведения об этом имеются в Оренбургской экспедиции. «И известно де, что в подданстве под Всероссийской державой находятца Абулхаир-хан з детми и Ордою своею». Лама-Даши и его спутники заявили: «Которые де орды здесь при российских жилищах кочуют и под Всероссийскою державою в подданстве находятца и хотя которые и впредь под Всероссийскою державою быть пожелают, то де оные в Россию безспорно да принимаютца и под державою Российской империи благополучно обретаютца, токмо б де от них бы к их владелца Галдан-Чирина к поданным обид и разорениев и грабителства не было, а которые де орды живут на степях и под Всероссийскою державою не в подданстве, то они Галдан-Чиринское войско, тех воевать будут и в том буде им от российских верноподданных какого препятствия чинено не было». Бутурлин сказал, что сообщит в Коллегию иностранных дел. Это заявление ойратских послов было своеобразной разведкой и дипломатической подготовкой к войне Джунгарского ханства с казахами. Послы расспрашивали российских чиновников о таких, например, фактах, как «много ли де числом Казачьей орды около Ишима-реки живут... Ежели де они, Казачья орда, от войска их, Галдан-Чиринского будут удалятца, чтоб их, Казачью орду, в российския жилища не принимать». Послы, а также и в письме Галдан-Цэрен, требовали немедленной отправки посольства в Петербург. Между тем формально посольство было отправлено для поздравления императрицы Анны Иоанновны с восшествием на престол, которая к этому времени уже умерла. Тем не менее, указом Коллегии иностранных дел от 13 января 1741 г. троих послов — Ламу-Даши, Науруз-бая и Авасбая — с 57 служителями на 123 подводах в сопровождении охраны под командованием поручика Ф. Бурчанинова было велено отправить в столицу. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Jagalbay сказал:

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Russ_dzungar_otn/41-60/54.htm

 

1741 г. июня 8. -Из донесения сибирского губернатора П. И. Бутурлина в Коллегию иностранных дел о готовящемся нападении джунгар на казахов

/л. 42об./ ...В бытность де при прежнем их владелце контайши Казачей орды третяя часть была с ним, контайшей, в замирении и были в подданстве у владелца их Галдан-Чирина. А той же Казачей орды две трети паки остались в прежнем своем состоянии и происходили по природному своему злому обычаю в воровствах. А у владельца де их, /л. 43/ Галдан-Чирина, из фамилии ево имелся ближний родственник, и тот родственник ездил за ловлею зверей в пятнатцати человеках, и на оного ево родственника, незапно наехав, Казачья орда и, поймав ево, убили до смерти. И для того оной их владелец, Галдан-Чирин, мстя кровь оного родственника своего, послал ныне для искоренения их Казачью орду войска своего на три дороги многолюдно. А оная де Казачья орда кочует в разных местах, и подданных их владелца Галдан-Чирина, разоряют, и скот отгоняют, и людей побивают. А паче де оной владелец их, Галдан-Чирин, начало войны учинил за помянутое убивство родственника своего, чтоб их Казачьи? орду всех вконец искоренить. И для зимования намерение де положено было ныне тому войску, чтоб зимовать у урочища Чирик, токмо де оные Казачья орда, недопустя того их войска в то урочище зимовать, все выжгли. И для того оное владелца их, Галдан-Чирина, войско кочует близ российских жилищ около Верхиртышских крепостей, а нападения де на них, Казачья орду, намеряны они учинить февраля 15 числа сего году... 1

 

1. Сообщив эти сведения П. Бутурлину, ойратские послы Лама-Даши, Науруз-Казы и Авасбай обратились с вопросом к российскому чиновнику: «Ис которых де орд ныне под Всероссийскою державою находятца в подданстве, и в которых местах, и какия имянно орды?». П. Бутурлин заявил, что точные сведения об этом имеются в Оренбургской экспедиции. «И известно де, что в подданстве под Всероссийской державой находятца Абулхаир-хан з детми и Ордою своею». Лама-Даши и его спутники заявили: «Которые де орды здесь при российских жилищах кочуют и под Всероссийскою державою в подданстве находятца и хотя которые и впредь под Всероссийскою державою быть пожелают, то де оные в Россию безспорно да принимаютца и под державою Российской империи благополучно обретаютца, токмо б де от них бы к их владелца Галдан-Чирина к поданным обид и разорениев и грабителства не было, а которые де орды живут на степях и под Всероссийскою державою не в подданстве, то они Галдан-Чиринское войско, тех воевать будут и в том буде им от российских верноподданных какого препятствия чинено не было». Бутурлин сказал, что сообщит в Коллегию иностранных дел. Это заявление ойратских послов было своеобразной разведкой и дипломатической подготовкой к войне Джунгарского ханства с казахами. Послы расспрашивали российских чиновников о таких, например, фактах, как «много ли де числом Казачьей орды около Ишима-реки живут... Ежели де они, Казачья орда, от войска их, Галдан-Чиринского будут удалятца, чтоб их, Казачью орду, в российския жилища не принимать». Послы, а также и в письме Галдан-Цэрен, требовали немедленной отправки посольства в Петербург. Между тем формально посольство было отправлено для поздравления императрицы Анны Иоанновны с восшествием на престол, которая к этому времени уже умерла. Тем не менее, указом Коллегии иностранных дел от 13 января 1741 г. троих послов — Ламу-Даши, Науруз-бая и Авасбая — с 57 служителями на 123 подводах в сопровождении охраны под командованием поручика Ф. Бурчанинова было велено отправить в столицу. 

А нет ли ссылки на весь сборник? Вот тут почему-то нету https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/mongol.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Zerek сказал:

тут еще про Аблая

1743 г. декабря 20. — Донесение Сибирской губернской канцелярии Коллегии ин. дел о письмах, полученных от султана Аблая.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1580-1600/Kazach_rus_16_18/101-120/120.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Zake

 

После его смерти в 924 году 200 между казахскими султанами начались распри. После Касим-хана ханом стал его сын Мамаш-хан. Он умер от удушья в одном из сражений.

|174б| После этого на ханский престол воссел Тахир-хан, сын Адик-султана. Так как [Тахир] был человек чрезвычайно жестокий 201, [223] то люди, которых было около 202 четырехсот тысяч, вдруг отвернулись от него и рассеялись. Он [Тахир] остался один среди киргизов и умер в самом несчастном [бедственном] положении. Собралось еще тысяч до тридцати человек в Могулистане, и ханом у них сделался Буйдаш-хан 203, брат Тахир-хана. Но непостоянство превратностей судьбы устроило так, что вот уже четыре года 204, как от всего этого народа на земле не осталось никого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кумаш-хан, сын Касим-хана, как сказано, возложил на голову корону царства. В 928 г. (= 1 XII 1521 — 19 XI 1522) в одном сражении он погиб от удушения из-за множества передвижений и тяжести боевого оружия. После него в том государстве началось большое несогласие, султаны Дешт-и-Кипчака, которые известны под именем казаков, много воевали друг с другом. В конце концов Тахир-хан, сын Узбек-хана, был провозглашен ханом. Так как Тахир имел крайне грубый характер, большинство эмиров и воинов стали обижены на него и разошлись. Во время (начала) правления ему помогали около 40 000 человек, в это же время с ним осталось не более тысячи человек. Поневоле он ушел к киргизам и проводил там время в крайнем расстройстве, пока не умер в 930 г. (= 10 XI 1523 — 28 X 1524). Бараш-хан, брат Тахир-хана, после Тахир-хана собрал в Могулистане и Деште 30 000 человек. Вследствие несогласия между братьями эта группа также разбрелась. Иль и улус Касим-хана составлял около миллиона человек, они так расстроились, что в 944 г. (= 10 VI 1537 — 29 V 1538) в местах их жительства не осталось и одного телохранителя.

https://www.vostlit.info/Texts/rus3/Razi/text.phtml?id=1661

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Jagalbay сказал:

она говорит айналайын

 

Намекаете на то, что вы с Bir bala ошиблись выдавая форму айлану за единственный верный и древний вариант? ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Моголистане много крупных рек, подобных Джейхуну или близких к нему, как, например, Ила, Эмиль, [461] Иртиш, Чулак, Нарин. Эти реки ничуть не уступают Джейхуну и Сейхуну. Большинство этих рек впадает в Кукча Тенгиз. Кукча Тенгиз — озеро, отделяющее Моголистан от Узбекистана. Длина его составляет восемь месяцев пути, а ширина в некоторых местах — около тридцати фарсахов. Когда наступает зима и Кукча Тенгиз покрывается льдом, узбеки по льду приходят в Моголистан. Чтобы перейти лед, они два дня и две ночи идут с большой скоростью и точно так же при возвращении в конце зимы они идут с такой же быстротой. Однако в конце зимы это опасно и часто случается, что лед ломается и под лед уходит около ста — двухсот семей. Вода озера пресная 41. Из него вытекает воды меньше, чем впадает — то, что вытекает, равняется одной части впадающей в него воды и течет по [территории] Узбекистана и впадает в Кулзум 42 под названием Атил 43 (Приведено по Л2 196б; R 366 (в Т; Л1 166а —Аил)). <В исторических книгах написано Атил, но среди узбеков она известна под названием Идил (Добавлено по Л2 196б).

 

41. Академик Л. С. Берг, обследовавший озеро Балхаш в 1903 г., пришел к заключению, что оно до недавнего времени было пресным. (Берг, Отчет, с. 10 — 11).

 

https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi/framete

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

Намекаете на то, что вы с Bir bala ошиблись выдавая форму айлану за единственный верный и древний вариант? ;)

 

это может быть влияние казахского языка 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спойлер

ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА ХАНА В МОГОЛИСТАН, ПЕРЕСЕЛЕНИЕ МОГОЛОВ ИЗ МОГОЛИСТАНА В КАШГАР И НЕКОТОРЫЕ СОБЫТИЯ, ИМЕВШИЕ МЕСТО В ТЕ ДНИ

Поскольку Рашид султан оставался в Моголистане, зимовку он устроил в Кочкаре. А Тахир хан был в Узбекистане. Произошедшие там события вынудили его уехать в Моголистан, и он близко подошел к Кочкару. К нему присоединилась половина киргизов и он дал им место по соседству с собой. Рашид султан, испугавшись этого, в разгар зимы бежал из Кочкара и ушел в Ат-Баши.

Когда весть об этом дошла до хана, он в конце зи мы выехал в Ат-Баши, присоединился к своему сыну в Катилише 51 Ат-Баши и этим успокоил людей. Весной узбеки ушли в восточную часть Моголистана, т. е. к Хассу и Кункашу 52.

Киргизы, остававшиеся с Рашид султаном, также желали присоединиться к киргизам, примкнувшим к узбекам. Хан оставил сего раба при Рашид султане, а сам уехал из Иумгала и Кочкара в Ат-Баши. Хан уехал в Кашгар для того, чтобы собрать всех людей вместе, чтобы они воочию видели, что дело между ним и узбеками налаживается. А меня он оставил в Моголистане, чтобы я следил там за порядком среди людей. /245б/ Я находился при Рашид султане до возвращения хана. Когда хан вернулся вместе со своей семьей из Кашгара и присоединился к нашим людям, он отправил меня в Кашгар с поручением привезти в Моголистан его благородную тетю Султан Нигар ханим, <чтобы она стала посредницей между ханом и Тахир ханом в мирном разрешении конфликта (Добавлено по Л2 202б). <Я уехал в Йарканд и привез ханим в Моголистан (Добавлено по R 378). Хан находился в Аксае.

Еще до моего возвращения хан узнал, что киргизы откололись от узбеков, и счел целесообразным подчинить их. Хан выступил из Аксая. Когда они проехали одну стоянку, Рашид султан заболел. Его святейшество Ходжа [Нуран] оказался там на прогулке. Когда его благословенная нога и оживляющее дыхание достигли того места, то та болезнь в три дня сменилась выздоровлением.

Я привез ханим и, вручив ее людям, спешно направился к войску и прибыл в тот день, когда хан снялся с той стоянки. Сей раб удостоился чести целования [477] стремени его святейшества Ходжа Нурана и служения ему. Господин Ходжа с почестями благополучно вернулся назад, а хан выступил в поход и прошел расстояние сорокадневного пути за двенадцать дней. Подробности этого следующие.

Когда мы прибыли в Ак Куйаш (Приведено по Л1 171б, Л2 203а (в Т —Ак Кутас, R 379 — Ак Кумас)), хан отправил меня с пятью тысячами человек сопровождать Рашид султана [в походе] против киргизов, которые находились в Аришларе. Прибыв туда, [мы увидели только] юрты и жилища киргизов; казалось, что они бежали со беем своим скарбом. Кое-что из их снаряжения и вещей было разбросано по сторонам. Мы предположили, что они, видимо, получили известие о нас. Но когда мы прошли дальше, то увидели несколько трупов убитых людей, лошадей и много поломанных стрел, валявшихся вокруг. Мы нашли одного полуживого человека, от которого узнали, что сюда явился Бабачак султан из Кусана и напал на киргизов. За три дня до нашего прихода произошло большое сражение и Бабаджак султан потерпел поражение. Киргизы, отослав свои семьи к узбекам, пустились в погоню за Бабаджак султаном. /246а/

Когда мы продвинулись еще вперед, то обнаружили около ста тысяч овец киргизов и увели их с собой. Поскольку киргизы присоединились к узбекам, то мы не стали преследовать их, вернулись назад и примкнули к ханской свите. Основной целью похода было [наказание] киргизов, а не наступление на узбеков, поэтому мы вернулись назад. За этим походом осталось название “овечье войско”.

Что касается Тахир хана, то у него в то время было двести тысяч человек — его счастливые дни клонились к упадку, и его войско от десяти лаков (миллион) уменьшилось до двухсот тысяч. Он становился все более суровым и жестоким, поэтому сердца известных султанов отвернулись от него. У него был брат по имени Абу-л-Касим султан. Люди считали, что жестокости Тахир хана исходят от него, и однажды они разом покончили с ним рукою насилия. Все люди вмиг разбежались от [Тахир хана], так что кроме сына у него никого не осталось. И эти двое тоже бежали и примкнули к киргизам. Весть об этом дошла до хана, когда он уже прибыл в Кашгар.

Причиной приезда хана [в Каштар] было сообщение моголов о том, что киргизы объединились с узбеками [478] и что последние намереваются осесть в Моголистане. <Хан знал, что у него нет (Добавлено по R 379) достаточных сил для того, [чтобы противостоять] большому количеству узбеков, и оставаться им этой зимой в Моголистане было опасно. Вот почему хан привез в Кашгар Рашид султана и всех моголов Моголистана. В Кашгаре они узнали о беспорядках среди узбеков. Поскольку был конец весны, то возвращаться в Моголистан было трудно, и они остались в Кашгаре. До прихода весны Тахир хан, присоединившись к киргизам, увел тех, которые оставались в Ат-Баши, вместе с табуном [лошадей] моголов, находившихся в Моголистане.

у Тахир хана даже 1 млн был поначалу

 

https://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi/framete

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Единственный, кто тут ошибается, так это вы. Вы путаете формы вращение и изменение.

AILANU-Вращение , которое в казахском языке метатезировалась в AINALU
AINALU от древнетюркского AIN(другой), которое в казахском языке также выражается словом AINALU.

Таким образом в казахском языке два разных слова по форме объединились в одну. AINALU-изменение и вращение.

Только что, АксКерБорж сказал:

айлану за единственный верный и древний вариант?

large.1003222811_Siv.png.30b1270ca3f3e34cfb7a8925324d92cc.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Bir bala сказал:

AILANU-Вращение , которое в казахском языке метатезировалась в AINALU
AINALU от древнетюркского AIN(другой), которое в казахском языке также выражается словом AINALU.

 

Басталды. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Вы же вроде хорошо воспринимаете свой родной язык, и не особо являетесь обрусевшим. Если проанализировать слова "Айқай" и "Қайғы", то можно этимологический обнаружить, что корневые формы қай совпадают по форме и по смыслу.
Қайғы (Печаль,Скорбь) - является отглагольным именем, которое образование из корня қай (кричать) и аффикс ғы.

Отсюда и вычленяется корень в первом слове "Ай", которое обозначает пространство.
Айлану(Вращаться), которое по какой то причине метатезировалось в Айналу в казахском языке.

А в слове Айналу (Изменение) корневым является форма "айн" (другой).

Если вам все равно на этимологические исследования, и хотите использовать форму Айлану в казахском языке то ради бога.  Просто не пудрите другим казахам, что Айлану исконная форма в казахском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Bir bala сказал:

Отсюда и вычленяется корень в первом слове "Ай", которое обозначает пространство. Айлану(Вращаться), которое по какой то причине метатезировалось в Айналу в казахском языке. А в слове Айналу (Изменение) корневым является форма "айн" (другой). Если вам все равно на этимологические исследования, и хотите использовать форму Айлану в казахском языке то ради бога.  Просто не пудрите другим казахам, что Айлану исконная форма в казахском языке.

 

Мы с вами уже досконально обсудили вопрос, вы остались при своем мнении,я при своем, вы усматриваете основу "айла", а я "айна" (помните же ДТС?).

Кстати это же ваша выдумка, что у казахов форма "айналу" это заимствование или влияние татар-монгольского языка. )))))

 

14 минут назад, Bir bala сказал:

Если проанализировать слова "Айқай" и "Қайғы", то можно этимологический обнаружить, что корневые формы қай совпадают по форме и по смыслу.
Қайғы (Печаль,Скорбь) - является отглагольным именем, которое образование из корня қай (кричать) и аффикс ғы.

 

Навряд ли они связаны между собой.

в ДТС: 3.jpg

но "кричать,крик" не нашел.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Одна из моих версии. В любом случае казахский язык потерпел очень серьезные изменения в 13-14 веках. В эти времена и могло произойти метатезирование слов Айлану-Айналу, Қапақ-Қақпа и т.д.

3 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Кстати это же ваша выдумка, что у казахов форма "айналу" это заимствование или влияние татар-монгольского языка.

В вашей этимологии возможно нет, а в моей да.

6 минут назад, АксКерБорж сказал:

Навряд ли они связаны между собой

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Bir bala сказал:

В вашей этимологии возможно нет, а в моей да.

 

:D

 

2 минуты назад, Bir bala сказал:

В любом случае казахский язык потерпел очень серьезные изменения в 13-14 веках. 

 

Вы сперва должны нам предъявить носителей казахского языка в 13-14 веках.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Bir bala сказал:

в 13-14 веках. В эти времена и могло произойти метатезирование слов Айлану-Айналу

 

Интересно как будете выкручиваться с другими казахскими метатезами, их ведь много.

Хотя бы с этой, шалбар - шарбал (штаны).

Какая из них по вашему татар-монгольская, а какая кыпчакская? И какой у них корень? )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Зачем мне искать корень в персидском заимствовании?  По казахской фонетике Шалвар трансформируется в Шалбар.

شلوار

Это слово могло проникнуть, как при исламизации Узбек хана, так и в 18-19 веках, когда РИ вела активную политику миссионерства татарских мулл в казахской степи. Форму Шарбал не нашел в диалектных словарях. Можно ссылку на это слово?

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

шалбар - шарбал (штаны).

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XIII/1200-1220/Ist_cingiz_tamerlan/text1.htm

 

Раздав места посланным биям, Чингисхан составил из них один народ и сказал первому из них Кыайту Будянжарову: «пусть твоим (любимым) деревом будет сосна, птицей — сокол, ураном твоим (народным кличем) — "араушан", тамгой — знак верблюжьего седла»; другому — Сепкилю Кунградову сказал «пусть твоим деревом будет яблоня, птицей — кречет, ураном — "кунград", тамгой — знак полной луны». Потом обратился Чингис к Майкы-бию: «пусть твоим деревом будет черное дерево, птицей — орел, ураном — "салават", тамгой — знак козла». Затем сказал Ордаш-бию: «о, ты, с тысячею стрел Ордаш-хан». С тех пор и осталось за ним это название. Ордаш был очень храбрый человек; в битву он выходил, вооружившись тысячью стрел. Ему Чингис сказал: «пусть твоим деревом будет береза, птицей — ястреб, ураном — "алаш", тамгой — знак пары ребер». Далее обратился он к Тамиен-бию, сказав: «пусть твоим деревом будет ива, птицей — ворона, ураном — "тотия", тамгой — знак крюка». Кипчак-бию назначил деревом — «карама», птицей — беркута, ураном — «токсаба», тамгой — знак гребня. Жумарт-бию назначил деревом вяз, птицей — пустельгу, ураном — «актайлак», тамгой — знак вил. Обращаясь к другим, Чингис говорил: «Керейт-бий! пусть твоим деревом будет липа, птицей — гусь, ураном — "арбур", тамгой — знак глаза. Мойтак-бий! пусть твоим деревом будет "мийдяш", птицей — [137] журавль, ураном — "байгуан". Буржан-бий! пусть твоим деревом будет дуб, птицей — "кошелген", ураном — "актуган", тамгой — "жагалбай". Буркут-бий! твоим деревом пусть будет клен, птицей — "хот-хот", ураном — «борх», тамгой — изображение арабской буквы "аин". Кытай-бий Каганжаров! твоим деревом пусть будет "артш", птицей — дудак, ураном — "тяйлек", тамгой— "сердей". Калдар-бий! твоим деревом пусть будет сандал, птицей — голубь, ураном — "арнау", тамгой — уполовник. Шальжут-бий! пусть твоим деревом будет "куйруш", птицей — "куйлау", ураном — "барлас", тамгой — изображение дома. Темир-котлу-бий! пусть будет твоим деревом шырык (гниль), птицей — сорока, ураном — "табан", тамгой — знак половины гребня». У самого Чингисхана ураном было — «жанкаба».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Jagalbay сказал:

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Russ_dzungar_otn/41-60/54.htm

 

1741 г. июня 8. -Из донесения сибирского губернатора П. И. Бутурлина в Коллегию иностранных дел о готовящемся нападении джунгар на казахов

/л. 42об./ ...В бытность де при прежнем их владелце контайши Казачей орды третяя часть была с ним, контайшей, в замирении и были в подданстве у владелца их Галдан-Чирина. А той же Казачей орды две трети паки остались в прежнем своем состоянии и происходили по природному своему злому обычаю в воровствах. А у владельца де их, /л. 43/ Галдан-Чирина, из фамилии ево имелся ближний родственник, и тот родственник ездил за ловлею зверей в пятнатцати человеках, и на оного ево родственника, незапно наехав, Казачья орда и, поймав ево, убили до смерти. И для того оной их владелец, Галдан-Чирин, мстя кровь оного родственника своего, послал ныне для искоренения их Казачью орду войска своего на три дороги многолюдно. А оная де Казачья орда кочует в разных местах, и подданных их владелца Галдан-Чирина, разоряют, и скот отгоняют, и людей побивают. А паче де оной владелец их, Галдан-Чирин, начало войны учинил за помянутое убивство родственника своего, чтоб их Казачьи? орду всех вконец искоренить. И для зимования намерение де положено было ныне тому войску, чтоб зимовать у урочища Чирик, токмо де оные Казачья орда, недопустя того их войска в то урочище зимовать, все выжгли. И для того оное владелца их, Галдан-Чирина, войско кочует близ российских жилищ около Верхиртышских крепостей, а нападения де на них, Казачья орду, намеряны они учинить февраля 15 числа сего году... 1

 

1. Сообщив эти сведения П. Бутурлину, ойратские послы Лама-Даши, Науруз-Казы и Авасбай обратились с вопросом к российскому чиновнику: «Ис которых де орд ныне под Всероссийскою державою находятца в подданстве, и в которых местах, и какия имянно орды?». П. Бутурлин заявил, что точные сведения об этом имеются в Оренбургской экспедиции. «И известно де, что в подданстве под Всероссийской державой находятца Абулхаир-хан з детми и Ордою своею». Лама-Даши и его спутники заявили: «Которые де орды здесь при российских жилищах кочуют и под Всероссийскою державою в подданстве находятца и хотя которые и впредь под Всероссийскою державою быть пожелают, то де оные в Россию безспорно да принимаютца и под державою Российской империи благополучно обретаютца, токмо б де от них бы к их владелца Галдан-Чирина к поданным обид и разорениев и грабителства не было, а которые де орды живут на степях и под Всероссийскою державою не в подданстве, то они Галдан-Чиринское войско, тех воевать будут и в том буде им от российских верноподданных какого препятствия чинено не было». Бутурлин сказал, что сообщит в Коллегию иностранных дел. Это заявление ойратских послов было своеобразной разведкой и дипломатической подготовкой к войне Джунгарского ханства с казахами. Послы расспрашивали российских чиновников о таких, например, фактах, как «много ли де числом Казачьей орды около Ишима-реки живут... Ежели де они, Казачья орда, от войска их, Галдан-Чиринского будут удалятца, чтоб их, Казачью орду, в российския жилища не принимать». Послы, а также и в письме Галдан-Цэрен, требовали немедленной отправки посольства в Петербург. Между тем формально посольство было отправлено для поздравления императрицы Анны Иоанновны с восшествием на престол, которая к этому времени уже умерла. Тем не менее, указом Коллегии иностранных дел от 13 января 1741 г. троих послов — Ламу-Даши, Науруз-бая и Авасбая — с 57 служителями на 123 подводах в сопровождении охраны под командованием поручика Ф. Бурчанинова было велено отправить в столицу. 

Имена какие - Наурызбай, Ауезбай

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...