Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахи-6

Рекомендуемые сообщения

5 часов назад, boranbai_bi сказал:

 проще говоря, ты жиен для своих нағашы и сам нағашы для своих жиен

племянник может быть и жиен, и іні в зависимости от того это сын сестры или брата

 

Bir bala не про это писал.

Bir bala споткнулся на элементарной казахской родственной терминологии.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж В разных регионах по разному. Тот же Тәте в одном применяется в отношении женщины и означает "Тетю", а в другом в отношении мужчины, которое означает "Братик". Нигде я не спотыкался.

19 минут назад, АксКерБорж сказал:

Bir bala споткнулся на элементарной казахской родственной терминологии.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, Bir bala сказал:

В разных регионах по разному. Тот же Тәте в одном применяется в отношении женщины и означает "Тетю", а в другом в отношении мужчины, которое означает "Братик". Нигде я не спотыкался.

 

С "тәте", "көкө" и некоторыми другими терминам понятно, что в разных местах в них вкладывают либо разный, либо слегка отличающийся смысл.

Но с "жиен" (дети дочерей и дети сестер) такого же нет.

Или у вас на детей дочерей (на внуков) говорят "немере"? Где так говорят если не секрет?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж  В смысле нет? А тот факт, что и племянника и внука обозначают одним термином вас не смущает? Очевидно, что изначально этим двум терминам для обозначения использовались разные слова. А с объединением казахских племен эти значения объединились и стали обозначать и племянника и внука одним термином. В разных тюркских языках по разному выглядит терминология родства.

31 минуту назад, АксКерБорж сказал:

С "тәте", "көкө" и некоторыми другими терминам понятно, что в разных местах в них вкладывают либо разный, либо слегка отличающийся смысл.

Но с "жиен" (дети дочерей и дети сестер) такого же нет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, Bir bala сказал:

В смысле нет? 

 

Вы не ответили на мой вопрос: 

У вас на детей дочерей (на внуков) говорят "немере"?

И где, в какой области так говорят если не секрет?

Вопрос родился не на пустом месте, а на вашем возмущении выше.

 

57 минут назад, Bir bala сказал:

и племянника и внука обозначают одним термином вас не смущает? 

 

Мне кажется, что вы рассуждаете не по-казахски, а по русской традиции, мол любые дети, хоть сына, хоть дочери, для вас внуки.

Да, меня не смущает, что дети дочери и дети сестер обозначаются у казахов одним термином, потому что по-казахской традиции тем самым установлена градация родства - кровные отдельно (дети сыновей и братьев) и не кровные (дети дочерей и сестер), последние принадлежат другому роду, племени.

 

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, АксКерБорж сказал:

Мне кажется, что вы рассуждаете не по-казахски, а по русской традиции, мол любые дети, хоть сына, хоть дочери, для вас внуки.

Да, меня не смущает, что дети дочери и дети сестер обозначаются у казахов одним термином, потому что по-казахской традиции тем самым установлена градация родства - кровные отдельно (дети сыновей и братьев) и не кровные (дети дочерей и сестер), последние принадлежат другому роду, племени.

 

Если для оседлых народов все равно, то для казахов с их родоплеменной структурой в прошлом это было крайне важно вести учет кровных родственников, сородичей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Да, меня не смущает, что дети дочери и дети сестер обозначаются у казахов одним термином, потому что по-казахской традиции тем самым установлена градация родства - кровные отдельно (дети сыновей и братьев) и не кровные (дети дочерей и сестер), последние принадлежат другому роду, племени.

 

Но в то же время у казахов была разумная и красивая "система сдержек и противовесов". :)

Да, дети дочери и дети сестер как бы не кровники, "жиен", но они наделялись "льготами", чтобы восполнить "недостачу прав", например:

1) Была такая традиция "жиендік" - жиенам позволялось совершить однократный крупный проступок, который по этой традиции прощался, например, жиен мог украсть дорого скакуна, но за это нағаша (ата или аға) не мог его наказать.

2) Было такое табу "жиенді ұрсаң, қолың қалтырайды" (будешь бить жиена, руки затрясутся).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.03.2023 в 17:27, Bir bala сказал:

насколько мне известно, памятников прототюркского языка нет. Поэтому сидеть и гадать не вариант. 

Тюркские языки произошли от пратюркских, а не появились внезапно вместе с рунической письменностью. Пратюркский язык появился до нашей эры:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Пратюркский_язык

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.03.2023 в 20:38, АксКерБорж сказал:

Это не так, про якутский могу точно сказать что это не так, я более или менее хорошо знаком с ним.

В ДТС каждый раз наталкиваюсь на родные казахские слова и почти ни разу не натолкнулся на якутское слово.

Якутский происходит из языка с названием "саха тыла", который отделился от тюркской семьи в эпоху хунну. Поэтому, отличается от языков включенных в ДТС. 

Гипотеза об отюречивании якутов средневековыми тюрками тоже разваливается во время поиска якутских слов в ДТС. Так как много несовпадений. Но, якутский по грамматике и лексикону твердо относится к тюркским. 

Древнее самоназвание предков якутов - саха биис (якутское племя). 

Санскрит: शक (шака) - скиф.

Санскрит: विश् (виз) - племя, народ. 

Хунну и пратюрки имели скифский компонент.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Якутский язык не мог произойти от какого то неизвестного языка. На сегодняшний день происхождение почти всех якутских слов найдены. Грамматика и лексикон - прототюркские. Название тоже прототюркское - саха тыла. Также, есть гипотеза, что якутский язык отделился от тюркских языков в третьем веке нашей эры. Поэтому в якутском языке нет персизмов и арабизмов заимствованных после этого времени. Еще в якутском языке нет многих тюркских слов появившихся позднее третьего века нашей эры, например: яхши, ёмон, аяқ, нима, нега, қориндош, жиырмасыншы. У нас: үчүгэй, куһаҕан, атах, туох, тоҕо, аймах, сүүрбэһис. Еще в якутском есть индейские слова. Например, ойох (жена) у алеутов Аляски - айага (жена). Тойон (господин) у индейцев означает вождь. Еще в якутском есть слова похожие на древнеиндийские. Возможно, это слова из языка сибирских скифов Прибайкалья. Еще есть китаизмы и мало кореизмов. Вы говорите монголизмы, но по моему эти слова могли остаться от пратюрков, сяньби, хунну, киданей, жужаней, курыкан и др. Генетика же сказала, что у якутов практически нет монгольского генетического компонента. Армия Чингисхана не приходила в Якутию. Монголы - народ монгольской империи. А хунну, сяньби, жужане, кидане жили в Якутии когда народа с названием монгол еще не было. Но, сяньби, жужане, кидане говорили на языках монгольской семьи. Во времена тюркских каганатов якуты жили далеко в тундре и тайге, поэтому остались вне влияния тюркской экспанции. Из за этого якутский имеет отличия от языков кок-тюрков, кыпчаков, уйгуров, кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

41 минуту назад, Харабыл сказал:

Якутский происходит из языка с названием "саха тыла", который отделился от тюркской семьи в эпоху хунну. Поэтому, отличается от языков включенных в ДТС. 

Гипотеза об отюречивании якутов средневековыми тюрками тоже разваливается во время поиска якутских слов в ДТС. Так как много несовпадений. Но, якутский по грамматике и лексикону твердо относится к тюркским. 

Древнее самоназвание предков якутов - саха биис (якутское племя). 

Санскрит: शक (шака) - скиф.

Санскрит: विश् (виз) - племя, народ. 

Хунну и пратюрки имели скифский компонент.

У индусов сакья, шакья это сак, скиф. Однако у самих саков слово сак означало что-то другое. По моей версии Сак это царь. От него пошло Шах у персов. У шумер то же самое означало. У якутов слово Саха какие производные имеет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 минут назад, Харабыл сказал:

Якутский язык не мог произойти от какого то неизвестного языка. На сегодняшний день происхождение почти всех якутских слов найдены. Грамматика и лексикон - прототюркские. Название тоже прототюркское - саха тыла. Также, есть гипотеза, что якутский язык отделился от тюркских языков в третьем веке нашей эры. Поэтому в якутском языке нет персизмов и арабизмов заимствованных после этого времени. Еще в якутском языке нет многих тюркских слов появившихся позднее третьего века нашей эры, например: яхши, ёмон, аяқ, нима, нега, қориндош, жиырмасыншы. У нас: үчүгэй, куһаҕан, атах, туох, тоҕо, аймах, сүүрбэһис. Еще в якутском есть индейские слова. Например, ойох (жена) у алеутов Аляски - айага (жена). Тойон (господин) у индейцев означает вождь. Еще в якутском есть слова похожие на древнеиндийские. Возможно, это слова из языка сибирских скифов Прибайкалья. Еще есть китаизмы и мало кореизмов. Вы говорите монголизмы, но по моему эти слова могли остаться от пратюрков, сяньби, хунну, киданей, жужаней, курыкан и др. Генетика же сказала, что у якутов практически нет монгольского генетического компонента. Армия Чингисхана не приходила в Якутию. Монголы - народ монгольской империи. А хунну, сяньби, жужане, кидане жили в Якутии когда народа с названием монгол еще не было. Во времена тюркских каганатов якуты жили далеко в тундре и тайге, поэтому остались вне влияния тюркской экспанции. Из за этого якутский имеет отличия от языков кок-тюрков, кыпчаков, уйгуров, кыргызов.

У казахов айел тоже жена

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Харабыл сказал:

Тюркские языки произошли от пратюркских, а не появились внезапно вместе с рунической письменностью.

@Харабыла зачем вы мне это пишете? Я где то написал, что тюркские языки произошли от не тюркского? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/4/2023 at 11:07 PM, АксКерБорж said:

 

Такие объедки называются не "шөптің қалдығы", а "қырқынды".

Автор не юзает тему.

 

 

Опять оперируете регионализмом.

Не везде на сено говорят "пішен".

У нас, например, на сено говорят "шөп".

А "пішен" в наших краях сохранилось только в именах, фамилиях - Пішенбаев.

Думаю "пішен" изначально это не сено, а какое-то особое сено, возможно просяное.

Не зря ведь в русском есть тюркизм "пшено" (просо) или "пшеница".

 

пішен есть в кодекс куманикус

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.02.2023 в 18:45, Bir bala сказал:

@АксКерБорж Раз по барабану, то зачем обсуждать тогда? Юзер s_kair тоже самое делает.

Мне не по барабану на родной язык. Столько апломба, е-мое, хотя спотыкаетесь на базовых знаниях))

Ещё раз повторюсь, ваши предложения интересны с точки зрения изучения истории языка, но для нас-нативов выглядит как минимум странно их перенос на сложившийся нынешний язык.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@s_kair Ни разу не увидел, где я именно спотыкался.

1 минуту назад, s_kair сказал:

Столько апломба, е-мое, хотя спотыкаетесь на базовых знаниях))

2 минуты назад, s_kair сказал:

но для нас-нативов выглядит как минимум странно их перенос на сложившийся нынешний язык.

Мы переносим не средневековый казахский язык на 2023 год, а казахский язык 1900 годов, когда оно еще  питало свою тюркскую природу. Современный казахский это какая то каша калек и сбитой сингармонией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 2/22/2023 at 1:26 AM, boranbai_bi said:

заман, әділет, амал, арақ шайтан  все арабизмы

 

Млин откуда обучились мы этому "арахи", оказывается что самогонщики арабы обучили значит. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.03.2023 в 13:21, Bas1 сказал:

У якутов слово Саха какие производные имеет?

Все знаете - самоназвание скифов "сака". На скифском: сака - олень. Еще имеет формы шака, сак и сакаи. Сибирские скифы растворились среди предков хунну и пратюрков. С тех пор утекло много воды. Но, скифские следы можно найти у всех тюркских и монгольских народов в том числе у якутов тоже. У якутов скифских следов осталось мало. Потому что, якутский язык был языком межнационального общения в древней Якутии. И "саха биис (якутское племя)" всегда имел интернациональный состав. Чтобы стать якутом достаточно было знать якутский и объявить себя якутом. В ряды якутов добровольно вступали представители разных народов и народностей - основная масса это представители северных народностей. Как видите, мы стали северным народом. Мы объединились в единое якутское племя, чтобы вместе выживать в нашем суровом краю, общими усилиями преодолевать трудности и двигаться вперед к победам. У современных якутов слово саха означает "якут". Если смотреть в словаре Пекарского - до начала 20-го века саха означал "человек". В 20-ом появились новые гипотезы о слове саха. Одна из них, что саха происходит от жаға (воротник). В 21-ом веке стали писать, что саха имеет значение солнечный. Хотя, в старых словарях солнце переводится: күн. Если смотреть древних тюрков у них были племена с названиями похожими на сака, сак, шака, сакаи. Те названия можно предположить как скифские. Возможно, древнейшие предки якутов тоже были одним из тюркских племен со скифским самоназванием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.03.2023 в 13:21, Bas1 сказал:

У индусов сакья, шакья это сак, скиф. Однако у самих саков слово сак означало что-то другое. По моей версии Сак это царь. От него пошло Шах у персов.

Якутский, это тюркский язык. Скифский был индоиранским.

Сака - олень. Разные формы сака - сак, сакаи, шака. Шакья - умелый, способный. Шах, сак, шакья - слова разного происхождения. Шах происходит от кшаяти (царь). Кшаяти родственно с кшатра (доминирование, верховенство, власть) и кшатрия (воин, военная каста, власть). В ДТС "cerig (войско)" написано, что происходит от санскритского "кшатрика". Кшатрия и кшатрика родственны с "шах". Cerig (чериг) родственен с: якутский "сэрии (войско, война)"; венгерский "sereg, hadsereg (армия)"; старо-турецкий "чериг (солдат, армия)". Также cerig может быть связан с: якутский "сэргэ (коновязь, ряд, рядом)"; ДТС "cerga (черед, очередь)", русский "шеренга"; украинский "черга (очередь)"; белорусский "чарга (очередь)"; бурятский "зэргэ (ряд, степень), монгольский "зэрэг (степень)"; маньчжурский "чжэрги (ряд, порядок), чувашский "йерке (строка)". Похож, но не связывают с греческим σειρα (сира) "ряд, строка, порядок, очередь, серия". Греческий σειρα (сира) похож, но не связывают с английским: serial сериал. Serial от латинского series "ряд, последовательность, серии, цепь". А σειρα (сира) связывают с турецкими "sira (ряд, очередь)" и "siradan (обычный, рядовой)".

Предупреждение: cerig, cerga не соответствуют шрифту ДТС.

Кшаяти:

https://en.wiktionary.org/wiki/%F0%90%8F%8B#Old_Persian

Кшатра:

https://en.wiktionary.org/wiki/%E0%A4%95%E0%A5%8D%E0%A4%B7%E0%A4%A4%E0%A5%8D%E0%A4%B0#Sanskrit

Кшатрия:

https://en.wiktionary.org/wiki/%E0%A4%95%E0%A5%8D%E0%A4%B7%E0%A4%A4%E0%A5%8D%E0%A4%B0%E0%A4%BF%E0%A4%AF#Sanskrit

Жерге:

https://en.wiktionary.org/wiki/%E1%A0%B5%E1%A0%A1%E1%A0%B7%E1%A0%AD%E1%A0%A1#

Siradan:

https://en.wiktionary.org/wiki/s%C4%B1radan

Шакья:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B0%D0%BA%D1%8C%D1%8F

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господа, вы еще сто лет будете обсуждать "жиырманшы"? Может все таки перейдем к истории казахов? Мне вот хотелось бы обсудить роль суфийских и других орденов в Казахском ханстве, как я понял, некоторые казахские ханы, в частности Тауекель хан состоял в ордене "Накшбандийя". То есть связан ли его поход в Мавреннахр с тем, что он представитель этого ордена? И собирался ли хан осесть где нибудь в Бухаре в дальнейшем?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Enigma вообще то это тоже важная тема. Это благо для ваших же потомков. 

10 минут назад, Enigma сказал:

Господа, вы еще сто лет будете обсуждать "жиырманшы"?

Роль этих суфиев преувличена. Казахские ханы всегда имели корыстные цели. Поэтому на вряд ли эти ордены имели влияние в целом.

11 минут назад, Enigma сказал:

суфийских и других орденов в Казахском ханстве

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, летом 1598 г. политическая обстановка в Мавераннахре осложнилась. Воспользовавшись ссорой ‘Абдаллах-хана с его сыном ‘Абд ал-Му’мином, Таваккул-хан вступил во владения Шайбанидов. Войску ‘Абдаллах-хана было нанесено жестокое поражение. Это заставило Абдаллаха быстро мобилизовать новое войско и самому встать во главе его, но вскоре он умер. Власть перешла к сыну ‘Абдаллах-хана ‘Абд ал-Му’мину. Положение нового хана оказалось весьма неустойчивым, и вскоре он был убит мятежными эмирами. Узнав о гибели ‘Абд ал Му’мин-хана, Таваккул в августе 1598 г. развернул активные действия против Шайбанидов. Исходным пунктом его действий называются горы Алатак, т.е. Алатау, где он сосредоточил крупные военные силы. Искандар Мунши исчисляет войско обоих братьев, Таваккула и Ишим-султана, общим числом около ста тысяч человек. Такое же число людей у Таваккула называет и Мухаммад ‘Аваз, автор «Зийа’ ал-кулуб», добавляя, что при Таваккуле находились 120 сыновей-султанов 11. В короткий срок Таваккул овладел Туркестаном, Ташкентом, Ферганой, Самаркандом. По «Мусаххир ал-билад», Фергана была передана Таваккулу местными деятелями: «Иусуф-ходжа Саййид-атайи с шайкой неверных людей... вышел из Андижана и взял в плен Мухаммад-Кули-султана. И, отвезя к Таваккул-султану, бросил того высокородного [127] шахзаде в вертеп погибели» 12. Йусуф-ходжа Саййид-Атайи, судя по его имени, был потомком шейха Саййид-Ата и, скорее всего, духовным лицом. Таким образом, предпринимая свой поход на Среднюю Азию, Таваккул строил свои расчеты не только на силе оружия. Он имел опору в определенных социальных слоях населения Средней Азии, которые должны были оказать и в нужный момент действительно оказали ему поддержку своими решительными действиями, что доказывает вышеприведенная цитата из «Мусаххир ал-билад». Об активных действиях Таваккула с целью завоевать расположение среднеазиатских суфийских пиров ордена накшбандийа, и, следовательно, заручиться их поддержкой рассказывает и Мухаммад Аваз. Возможно, связи Таваккула с духовными кругами Средней Азии восходят еще к тому времени, когда он вместе со своим отцом Шигаем находился на вассальной службе у ‘Абдаллах-хана II. В научной литературе широко бытует мнение о том, что в XV-XVI вв. среди казахов еще сохранялся шаманизм и различные языческие культы, а ислам прививался слабо. Мнение, видимо, в целом справедливое, но требующее определенной коррекции. Ислам прививался прежде всего в среде, окружавшей казахских ханов, которыми он и насаждался. Известно, например, что в 1512 г. будущий знаменитый джуйбарский шейх Ислам бежал от Бабура и кызылбашей не куда-нибудь, а к казахскому хану Касиму, и довольно долго пользовался его гостеприимством 13.

Мнение об активной роли казахских ханов и султанов в распространении ислама среди кочевников-казахов на основе общности идеологических и классовых интересов казахских ханов и среднеазиатского духовенства в литературе уже высказывалось 14. Суфийские пиры были заинтересованы в расширении источников доходов, вели активную пропаганду своих догматов среди кочевников-казахов и вовлекали их в число своих мюридов, о чем также сообщается в «Зийа’ ал-кулуб». Об успехах их пропаганды среди казахов говорит, например, тот факт, что в числе учеников накшбандийского шейха Лутфуллы Чусти (убит в 1571/1572 г. н. э.) был казах Мухаммад, который и был одним из проповедников суфизма среди казахов и киргизов. Сведения об этом содержатся в житии Лутфуллы [128] Чусти 15. Эти земные заботы и заставили духовных предводителей суфийских корпораций налаживать добрые отношения с казахскими ханами и султанами и помогать им. Таким образом, положение о союзе Таваккула с определенными духовными кругами Средней Азии представляется достаточно обоснованным.

Но он опирался в Средней Азии не только на духовенство. Исключительный интерес для нас представляет сообщение Искандара Мунши о том, что в составе войска Таваккула находились воины «из племен Туркестана и степняков-узбеков». Здесь имеются в виду, вероятно, прежде всего казахи, но не только. Таваккул включил, видимо, в состав своего войска и узбеков, проживавших в Туркестане, и какие-то иные этнические группы, скрывающиеся под названием «племена Туркестана». Возможно, имеются в виду представители воинского сословия городов Туркестана, не из кочевников, а из оседлых жителей. Судя по описанию военных действий, они активно сражались на стороне Таваккула, и источники не отмечают их перехода на сторону Пир-Мухаммад-хана и Баки-Мухаммад-султана, что, видимо, имело место, если бы их участие в походе Таваккула было принудительным. Ведь Искандар Мунши не упустил возможности упомянуть о переходе отдельных представителей воинского сословия от Пир-Мухаммад-хана и Баки-Мухаммад-султана во время их сражения под Самаркандом. Наоборот, Искандар Мунши говорит о переходе на сторону Таваккула ‘Абд ал-Васи-бия, одного из активных деятелей шайбанидского государства периода правления ‘Абдаллах-хана II. Надо думать, что ‘Абд ал-Васи-бий не был каким-то исключением. Таким образом, и для служилого сословия Средней Азии воцарение Таваккула в Мавераннахре было вполне приемлемым.

Более того, согласны были разделить власть в Туркестане и Мавераннахре с Таваккулом и некоторые влиятельные Шайбаниды, имевшие по меньшей мере равные права с ‘Абдаллахом на верховную власть в шайбанидском государстве в Средней Азии. Так, например, по «Мусаххир ал-билад», Узбек-султан вступил с Таваккулом в заговор против ‘Абдаллаха, отправив к нему своих сыновей, чтобы спасти их от мести ‘Абдаллаха, и Таваккул обещал ему, что «если он овладеет каким-либо вилайетом Туркестана и[ли] Мавераннахра, то поровну поделит (эти области)» 16. Вспомним, что в 1551 г. Узбек-султан претендовал на власть в Бухаре, а соперником [129] выступал его брат ‘Абдаллах-султан, будущий ‘Абдаллах-хан II 17. Следовательно, воцарение Таваккула в Средней Азии было вполне приемлемым и для высшей шайбанидской знати.

Таким образом, поход Таваккула на Среднюю Азию не был неожиданным и случайным. Его ожидали в Мавераннахре, обещали помощь и оказали ее в действительности. При этом он пользовался поддержкой самых различных кругов — духовенства, служилого сословия и даже Джучидов шайбанидской линии. Таким образом, можно говорить об особом движении, пока, правда, только в высших социальных слоях среднеазиатского общества, в пользу замены династии Шайбанидов в Мавераннахре династией казахских ханов. Позиция отдельных Шайбанидов может быть определена как согласие на раздел власти, на соправление. Дальнейшее изучение источников позволит, вероятно, выявить эту политическую тенденцию более отчетливо, однако уже сейчас могут быть сделаны определенные выводы.

Поход Таваккул-хана и Ишим-султана на Среднюю Азию в 1598 г. нельзя рассматривать в ряду многих других набегов кочевников, воспользовавшихся смутами в Мавераннахре в качестве удобного момента для опустошения оседло-земледельческих оазисов и захвата «живого товара». Этот поход был заранее спланированной кампанией, подготовленной многолетней предшествующей деятельностью Таваккула и имевшей далеко идущие дели. Была предпринята попытка основать новое государство, которое включило бы в свой состав все земли, входившие в государство Шайбанидов. Только так Таваккул мог преодолеть относительную хозяйственно-экономическую и социально-политическую изолированность Казахского ханства. За сто лет до этого события кочевые узбеки под руководством Мухаммад Шайбани-хана с такой задачей справились. Имели место аналогичные события и в предшествующей многовековой истории Средней Азии.

Как и всякая война, поход Таваккула на Среднюю Азию принес большие страдания народным массам Мавераннахра. «Длительные войны между казахскими и бухарскими феодалами за обладание сырдарьинскими городами тормозили развитие производительных сил края, губительно сказывались на хозяйстве трудящихся земледельцев и кочевников. Эти взаимные набеги узбекских и казахских феодалов противоречили коренным интересам народов Средней Азии и Казахстана, стремившихся к развитию мирных, хозяйственных связей, [130] игравших столь существенную роль в их экономике» 18. Однако, анализируя события 1598-1599 гг., нельзя ограничиться лишь констатацией того известного факта, что кочевники вновь выступили как грозная, разрушительная сила; нельзя в анализе этих событий исходить также лишь из агрессивности хана Таваккула и его окружения. В данном случае за ханом стояло казахское кочевое общество с его политико-экономическими потребностями. Как побудительная причина действий Казахского ханства в Туркестане и Мавераннахре эти экономические потребности казахского общества глубоко проанализированы в работе о роли присырдарьинских городов в истории казахских ханств 19.

Поставленную перед собой задачу Таваккулу полностью решить не удалось. Однако Туркестан, Ташкент и на определенное время Фергана вошли в состав Казахского ханства. Их вхождение в состав Казахского ханства было закреплено миром между казахскими и среднеазиатскими ханами, заключенным при посредничестве шейхов суфийского ордена накшбандийа. Характерна позиция накшбандийских шейхов в этом случае: они, собственно, благословили казахских ханов на правление в Туркестане. Нельзя при этом не вспомнить, что Таваккул был мюридом-накшбанди.

 

https://www.vostlit.info/Texts/rus10/Munschi_2/pred.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.03.2023 в 11:07, АксКерБорж сказал:

Такие объедки называются не "шөптің қалдығы", а "қырқынды".

Да, у нас тоже говорят қырқынды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

As early as the 1710s, Kangxi already emphasized the ethno-geographic config-uration of the Kazakh land and its people in order to conquer the Zunghars. According to the ‘Qing shilu’

, Kangxi held a council meeting with his courtiers and some Jesuit missionaries in the 4th month of the 52nd year of the Kangx ireign(1713),during which he garnered the following information aboutKazakhs:

“Kazakhs […] they are always bound together by the businesses of slaughtering, destroying and thieving, and their unity is powerful. Whenever one of their women falls victim to robbery, she assuredly cuts the robber by her own hand, and then returns toher homeland. Their land is hot, and the grasslands are lush. Sweat pours from their horses like blood.Apples,pears and grapes grow there,and their fruits are all giant,well-formed and delicious. Apart from them, there are still many kinds of Muslim people inthe northwest.

22

All of them are the descendants of emperor Yuan Taizu

. An-other branch of them lives near the Small West Ocean23, and evidently comprises100,000 people by itself, all living in yurts.”

 

Уже в 1710-х годах Канси подчеркивал этногеографическую конфигурацию казахской земли и ее народа, чтобы покорить джунгаров. Согласно "Цин шилу".Канси провел совет со своими придворными и некоторыми миссионерами-иезуитами в 4-м месяце 52-го года правления Канси (1713 г.), во время которого он собрал следующую информацию о казахах:

"Казахи [...] всегда связаны друг с другом делами, связанными с убийством, разрушением и воровством, и их единство сильно. Когда одна из их женщин становится жертвой грабежа, она непременно собственноручно режет грабителя, а затем возвращается на родину. Их земля горяча, а луга пышны. Пот льется с их лошадей, как кровь. Там растут яблоки, груши и виноград, и все их плоды огромные, хорошо сформированные и вкусные. Кроме них, на северо-западе есть еще много мусульманских народов.

22

Все они - потомки императора Юань Тайцзу.

. Другая их ветвь живет у Малого Западного океана23 , и, очевидно, насчитывает 100 000 человек, живущих в юртах".

https://www.academia.edu/88259265/Notes_on_Qing_Discourse_of_Kazakh_Tribue

 

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...