Jump to content



asan-kaygy

Кыргызы-3

Recommended Posts

54 минуты назад, buba-suba сказал:

А что, казахи и кыргызы так называют?

 

Обе ваши версии выдуманы с одной субъективной целью, любым способом не соглашаться с тюркской природой термина и утверждать о его монгольском происхождении. :D

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Из трудов Т. Акерова:

Цитата

Как нам кажется, анализ и сравнение родословной кыргызов, приведенной в книге С.Ахсикенди и более поздними санжырачи показывают, что в данном случае мы становимся свидетелями объединения, двух кыргызских групп вокруг Тагай бия. Очевидно, первую группу составляли местные тянь-шаньские племена, выдвинувшие Тагай бия в вожди, а вторую племена алтайских кыргызов, окончательно переселившиеся в период консолидации народа на Тянь-Шань. В связи с чем, их происхождение в родословных данных связывали с кыпчаками, тем самым, указывая на их связь с Алтаем.

Отсюда можно сделать вывод о том, что в период этнического возрождения кыргызов Анга Торе Бай Мурат Черик и Тагай бий соседей чериков кыпчаков нарочно стали называть монолдорами, связывая их происхождение с моголами. Видимо, это делалось специально для того, чтобы не иметь со стороны кыпчаков каких-либо притязаний на власть. Следовательно, улус Салучи –Булгачи был кыргызо-канглийским, а улус Анга Торе - кыргызо-кыпчакским. Причем, термин «салучи» и генеалогия Анга Торе связывали эти объединения с кангло-кераитами.

 

Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Rust сказал:

Из трудов Т. Акерова:

 

А что Вы думаете по поводу его заключения?

Link to post
Share on other sites
  • Admin
20 часов назад, Samatq сказал:

А что Вы думаете по поводу его заключения?

Если честно, мне как кыргызскому кыпчаку льстят такие термины: "кыргызо-канглийский, кыргызо-кыпчакский" :)))

Однако все там запутано и сложно... 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
Цитата

Г. Савинов. О границах государства енисейских кыргызов в IX-X вв. // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. ТДК. Новосибирск: 1973. С. 91-92.

Известно, насколько сложными и запутанными являются вопросы этногеографии Южной Сибири, Центральной и Средней Азии в эпоху средневековья. Связано это главным образом с невозможностью параллельного использования разноязычных письменных источников. Однако, в истории Южной Сибири существовал народ, название которого одинаково встречается в древнетюркских, монгольских и китайских источниках. Это енисейские кыргызы. Больше того, с этим этнонимом Южная Сибирь входит в сферу компетенции многочисленных арабских и персидских географических сочинений. Создав в сер. IX века обширное государство, енисейские кыргызы пришли в соприкосновение с самыми различными народами. Отсюда принципиально важное значение вопроса о исторических границах государства енисейских кыргызов, особенно в т.н. период «кыргызского великодержавия» (В.В. Бартольд).

К этому вопросу в связи с различными аспектами истории народов нашей страны обращались многие исследователи (С.В. Киселёв, А.Н. Бернштам, Л.Р. Кызласов, А.П. Окладников, С.И. Вайнштейн, А.Д. Грач, Л.Н. Гумилёв и др.). В настоящее время не только свидетельства письменных источников, но и новые археологические материалы, картографирование кыргызских комплексов позволяют достаточно полно представить себе расселение енисейских кыргызов в IX-X вв.

Центр распространения археологических памятников енисейских кыргызов находится в Минусинской котловине (Копёнский и Уйбатский чаатасы, Капчалы I и др.). Наиболее северные из них находятся в районе современного Красноярска (Ладейское, Миндерла), В восточных Саянах и в Тодже кыргызских комплексов пока нет, но встречаются находки наконечников стрел, типологически близких кыргызским. Крайний восточный пункт распространения кыргызских изделий находится в Прибайкалье (Нижняя Иволга, Хой-

(91/92)

цегор), однако влияние культуры енисейских кыргызов простиралось, очевидно, гораздо дальше, до среднего Амура. Только так можно объяснить удивительную близость кыргызских материалов и Мохэ (Троицкое). На противоположном конце государства енисейских кыргызов также под несомненным влиянием их культуры находились племена сросткинской и курайской культуры на Алтае и на юге Западной Сибири. Начиная с середины IX века памятники енисейских кыргызов появляются в Туве (Тора-Тал-Арты, Шанчиг и др.). Недавно они были открыты также в Восточном Казахстане (Текели, Зевакино) и в Горном Алтае (Узунтал). Таким образом, на западе кыргызские памятники уже вплотную подходят к отрогам Тянь-Шаня. Это позволяет по новому взглянуть на немногочисленные пока материалы, опубликованные в своё время А.Н. Бернштамом, как свидетельства переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань, и считать их действительно кыргызскими.

Картографирование кыргызских памятников IX-X вв. показывает, что они охватывает огромную территорию — от таёжных районов Восточной Сибири на востоке до гор Тянь-Шаня и степного Казахстана на западе, от степной Монголии на юге до районов современного Красноярска и Томска на севере. Это полностью соответствует известному указанию Таншу о том, что «Хягас было сильное государство, по пространству равнялось тукюесским». Совершенно очевидно поэтому, что с понятием енисейские кыргызы должна связываться не только культура Минусинской котловины, но и определённый этап в этнической истории народов севера Центральной Азии в целом.

https://kronk.spb.ru/library/savinov-dg-1973.htm

Статья Д.Г. Савинова четко показывает, что река Кем это все-таки Минуса, а не Алтай.

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Вопрос к ув. Жаксылыку, искал статью Балановских по тувинцам, чтобы  найти инфу по 4% моей гаплы у монголов и нашел такие данные.

Действительно ли генетически кыргызы ближе каракалпакам, а казахи монголам?

large.754110225_.jpg

 

 

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Rust сказал:

Если честно, мне как кыргызскому кыпчаку льстят такие термины: "кыргызо-канглийский, кыргызо-кыпчакский" :)))

Однако все там запутано и сложно... 

:D термины подбирает привлекательные. формулировки выводов какие-то сложные для понимания. и вообще непонятно как он приходит к выводам.

Link to post
Share on other sites
  • Admin
4 минуты назад, Samatq сказал:

:D термины подбирает привлекательные. формулировки выводов какие-то сложные для понимания. и вообще непонятно как он приходит к выводам.

Я с ним знаком, поэтому лучше воздержусь от комментариев :)  Выводы у него, на мой взгляд, действительно часто спонтанные :)

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
19.01.2021 в 16:35, Rust сказал:

Действительно ли генетически кыргызы ближе каракалпакам, а казахи монголам?

Эти графики построены на уровне больших гаплогрупп. По ним каждый может увидеть то родство, которое хочет :mellow:

По набору и распределению самых частых гаплогрупп кыргызы мало отличаются от казахов (не считая, что у вас много R1a, у нас много G1)

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Об отдельных изъянах общего учебника по истории тюркских народов

Кыргызский историк Тынчтыкбек Чоротегин поделился своим мнением по поводу положительных сторон и отдельных изъянов проекта учебника «Общетюркская история», подготовленного историками Д. Кыдырали и Г. Бабаяровым в рамках проекта международной Тюркской академии (г. Нур-Султан, Казахстан).

 

очень ценные замечания

Link to post
Share on other sites
  • Admin
6 часов назад, Jagalbay сказал:

Кыргызские слова типа "купмак" - "встать" не употребляются. "Бить" - есть и "муштамак" и "урмак". Много ошибок. Нет слова "аяч" - женщина, а есть слово "аял". Слово "мала" возможно "маал" - время, к примеру "кечки маал" - позднее время. Убакыт и заман у кыргызов также употребляются. Инек уй - употребляется не везде.

Link to post
Share on other sites

Он был же на задании. Пытался найти отличия там где их нет. Другой вопрос почему это муссируется сейчас

7 часов назад, Rust сказал:

Кыргызские слова типа "купмак" - "встать" не употребляются. "Бить" - есть и "муштамак" и "урмак". Много ошибок. Нет слова "аяч" - женщина, а есть слово "аял". Слово "мала" возможно "маал" - время, к примеру "кечки маал" - позднее время. Убакыт и заман у кыргызов также употребляются. Инек уй - употребляется не везде..

  • Не согласен! 1
Link to post
Share on other sites
  • Admin

95448333_244368376768338_237320178877071

Из Фейсбука:

Цитата
Китайские кыргызы выдают невест замуж в удивительных нарядах 
Калак — национальный головной убор памирских и китайских кыргызов. У каждого рода есть свой вид калака: тейит, найман, доолос. У этого головного убора есть своя история, в котором заложена глубокая философия наших кочевников-предков.
Знакомьтесь - это Женни Жениш кызы — кыргызка, которая родилась и выросла в Китае. Девушка хорошо знает свою родословную и рассказывает, что ее папа происходит из рода Чон-Багыш, а мама — из Кыпчак-тейит. Именно она поведала нам всю историю головного убора калак.

 

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites
04.02.2021 в 11:05, Rust сказал:

Из Фейсбука:

 

А может быть кыргызский калак это деталь элечека?

753590.f45ca24786ec04d0bf1375c332db3366.

753594.2a1265f9f9f744558b2f0bfc0f278002.

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Это и есть элечек, просто форма другая.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Фекдерация.

Г.А. Шпилько.

Памир.

Офицеры с семьей в гостях у богатого киргиза.

Нач. 20 века.

QGdRMdWsUhHZv3ZklUO6QQp_ydErN0WkVzNeAX4p

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...