Перейти к содержанию
asan-kaygy

Кыргызы-3

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

Из трудов Т. Акерова:

Цитата

Как нам кажется, анализ и сравнение родословной кыргызов, приведенной в книге С.Ахсикенди и более поздними санжырачи показывают, что в данном случае мы становимся свидетелями объединения, двух кыргызских групп вокруг Тагай бия. Очевидно, первую группу составляли местные тянь-шаньские племена, выдвинувшие Тагай бия в вожди, а вторую племена алтайских кыргызов, окончательно переселившиеся в период консолидации народа на Тянь-Шань. В связи с чем, их происхождение в родословных данных связывали с кыпчаками, тем самым, указывая на их связь с Алтаем.

Отсюда можно сделать вывод о том, что в период этнического возрождения кыргызов Анга Торе Бай Мурат Черик и Тагай бий соседей чериков кыпчаков нарочно стали называть монолдорами, связывая их происхождение с моголами. Видимо, это делалось специально для того, чтобы не иметь со стороны кыпчаков каких-либо притязаний на власть. Следовательно, улус Салучи –Булгачи был кыргызо-канглийским, а улус Анга Торе - кыргызо-кыпчакским. Причем, термин «салучи» и генеалогия Анга Торе связывали эти объединения с кангло-кераитами.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
20 часов назад, Samatq сказал:

А что Вы думаете по поводу его заключения?

Если честно, мне как кыргызскому кыпчаку льстят такие термины: "кыргызо-канглийский, кыргызо-кыпчакский" :)))

Однако все там запутано и сложно... 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Цитата

Г. Савинов. О границах государства енисейских кыргызов в IX-X вв. // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. ТДК. Новосибирск: 1973. С. 91-92.

Известно, насколько сложными и запутанными являются вопросы этногеографии Южной Сибири, Центральной и Средней Азии в эпоху средневековья. Связано это главным образом с невозможностью параллельного использования разноязычных письменных источников. Однако, в истории Южной Сибири существовал народ, название которого одинаково встречается в древнетюркских, монгольских и китайских источниках. Это енисейские кыргызы. Больше того, с этим этнонимом Южная Сибирь входит в сферу компетенции многочисленных арабских и персидских географических сочинений. Создав в сер. IX века обширное государство, енисейские кыргызы пришли в соприкосновение с самыми различными народами. Отсюда принципиально важное значение вопроса о исторических границах государства енисейских кыргызов, особенно в т.н. период «кыргызского великодержавия» (В.В. Бартольд).

К этому вопросу в связи с различными аспектами истории народов нашей страны обращались многие исследователи (С.В. Киселёв, А.Н. Бернштам, Л.Р. Кызласов, А.П. Окладников, С.И. Вайнштейн, А.Д. Грач, Л.Н. Гумилёв и др.). В настоящее время не только свидетельства письменных источников, но и новые археологические материалы, картографирование кыргызских комплексов позволяют достаточно полно представить себе расселение енисейских кыргызов в IX-X вв.

Центр распространения археологических памятников енисейских кыргызов находится в Минусинской котловине (Копёнский и Уйбатский чаатасы, Капчалы I и др.). Наиболее северные из них находятся в районе современного Красноярска (Ладейское, Миндерла), В восточных Саянах и в Тодже кыргызских комплексов пока нет, но встречаются находки наконечников стрел, типологически близких кыргызским. Крайний восточный пункт распространения кыргызских изделий находится в Прибайкалье (Нижняя Иволга, Хой-

(91/92)

цегор), однако влияние культуры енисейских кыргызов простиралось, очевидно, гораздо дальше, до среднего Амура. Только так можно объяснить удивительную близость кыргызских материалов и Мохэ (Троицкое). На противоположном конце государства енисейских кыргызов также под несомненным влиянием их культуры находились племена сросткинской и курайской культуры на Алтае и на юге Западной Сибири. Начиная с середины IX века памятники енисейских кыргызов появляются в Туве (Тора-Тал-Арты, Шанчиг и др.). Недавно они были открыты также в Восточном Казахстане (Текели, Зевакино) и в Горном Алтае (Узунтал). Таким образом, на западе кыргызские памятники уже вплотную подходят к отрогам Тянь-Шаня. Это позволяет по новому взглянуть на немногочисленные пока материалы, опубликованные в своё время А.Н. Бернштамом, как свидетельства переселения енисейских кыргызов на Тянь-Шань, и считать их действительно кыргызскими.

Картографирование кыргызских памятников IX-X вв. показывает, что они охватывает огромную территорию — от таёжных районов Восточной Сибири на востоке до гор Тянь-Шаня и степного Казахстана на западе, от степной Монголии на юге до районов современного Красноярска и Томска на севере. Это полностью соответствует известному указанию Таншу о том, что «Хягас было сильное государство, по пространству равнялось тукюесским». Совершенно очевидно поэтому, что с понятием енисейские кыргызы должна связываться не только культура Минусинской котловины, но и определённый этап в этнической истории народов севера Центральной Азии в целом.

https://kronk.spb.ru/library/savinov-dg-1973.htm

Статья Д.Г. Савинова четко показывает, что река Кем это все-таки Минуса, а не Алтай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вопрос к ув. Жаксылыку, искал статью Балановских по тувинцам, чтобы  найти инфу по 4% моей гаплы у монголов и нашел такие данные.

Действительно ли генетически кыргызы ближе каракалпакам, а казахи монголам?

large.754110225_.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Rust сказал:

Если честно, мне как кыргызскому кыпчаку льстят такие термины: "кыргызо-канглийский, кыргызо-кыпчакский" :)))

Однако все там запутано и сложно... 

:D термины подбирает привлекательные. формулировки выводов какие-то сложные для понимания. и вообще непонятно как он приходит к выводам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
4 минуты назад, Samatq сказал:

:D термины подбирает привлекательные. формулировки выводов какие-то сложные для понимания. и вообще непонятно как он приходит к выводам.

Я с ним знаком, поэтому лучше воздержусь от комментариев :)  Выводы у него, на мой взгляд, действительно часто спонтанные :)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19.01.2021 в 16:35, Rust сказал:

Действительно ли генетически кыргызы ближе каракалпакам, а казахи монголам?

Эти графики построены на уровне больших гаплогрупп. По ним каждый может увидеть то родство, которое хочет :mellow:

По набору и распределению самых частых гаплогрупп кыргызы мало отличаются от казахов (не считая, что у вас много R1a, у нас много G1)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Об отдельных изъянах общего учебника по истории тюркских народов

Кыргызский историк Тынчтыкбек Чоротегин поделился своим мнением по поводу положительных сторон и отдельных изъянов проекта учебника «Общетюркская история», подготовленного историками Д. Кыдырали и Г. Бабаяровым в рамках проекта международной Тюркской академии (г. Нур-Султан, Казахстан).

 

очень ценные замечания

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
6 часов назад, Jagalbay сказал:

Кыргызские слова типа "купмак" - "встать" не употребляются. "Бить" - есть и "муштамак" и "урмак". Много ошибок. Нет слова "аяч" - женщина, а есть слово "аял". Слово "мала" возможно "маал" - время, к примеру "кечки маал" - позднее время. Убакыт и заман у кыргызов также употребляются. Инек уй - употребляется не везде.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он был же на задании. Пытался найти отличия там где их нет. Другой вопрос почему это муссируется сейчас

7 часов назад, Rust сказал:

Кыргызские слова типа "купмак" - "встать" не употребляются. "Бить" - есть и "муштамак" и "урмак". Много ошибок. Нет слова "аяч" - женщина, а есть слово "аял". Слово "мала" возможно "маал" - время, к примеру "кечки маал" - позднее время. Убакыт и заман у кыргызов также употребляются. Инек уй - употребляется не везде..

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

95448333_244368376768338_237320178877071

Из Фейсбука:

Цитата
Китайские кыргызы выдают невест замуж в удивительных нарядах 
Калак — национальный головной убор памирских и китайских кыргызов. У каждого рода есть свой вид калака: тейит, найман, доолос. У этого головного убора есть своя история, в котором заложена глубокая философия наших кочевников-предков.
Знакомьтесь - это Женни Жениш кызы — кыргызка, которая родилась и выросла в Китае. Девушка хорошо знает свою родословную и рассказывает, что ее папа происходит из рода Чон-Багыш, а мама — из Кыпчак-тейит. Именно она поведала нам всю историю головного убора калак.

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

04.02.2021 в 11:05, Rust сказал:

Из Фейсбука:

 

А может быть кыргызский калак это деталь элечека?

753590.f45ca24786ec04d0bf1375c332db3366.

753594.2a1265f9f9f744558b2f0bfc0f278002.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Фекдерация.

Г.А. Шпилько.

Памир.

Офицеры с семьей в гостях у богатого киргиза.

Нач. 20 века.

QGdRMdWsUhHZv3ZklUO6QQp_ydErN0WkVzNeAX4p

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Из фондов музея МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург, Российская Фекдерация.

Г.А. Шпилько.

Памир.

Офицеры с семьей в гостях у богатого киргиза.

Нач. 20 века.

QGdRMdWsUhHZv3ZklUO6QQp_ydErN0WkVzNeAX4p

с трудом представляю русского с женой и ребенком путешествующего по Памиру. Это скорее всего, казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...