Jump to content



Guest Artak

Казахи

Recommended Posts

Ссылки, данные мною раньше для скачивания Шежiре найманов не работают, по просьбе asan-kaygy я эти 2 тома перезалил

Первый том: http://ifolder.ru/3886942

Второй: http://ifolder.ru/3887136

Share this post


Link to post
Share on other sites
А вы тоже разве не хотите нас поздравить? Или только критиковать будете все время?

Э..э.. Экий я невежа. Конечно хочу.

Слава Казахстану!!!

К сожалению, по казахски не спикаю.

Казакстанга шукір! (не перепутал?)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Каков здесь кроется смысл или корень словообразования?
Мне кажется, что этимология столь же прозрачна как и в "найман". :) Или в казахском долан - (от монг. 7).

"Табан" - письм.-монг. - пять. ("Табан хушуу мал"). У башкир:

ТАБЫН, ТАБЫНЦЫ, башк. племя тюрк. происхождения, на землях к-рого в 1736 была осн. Челябинская крепость. По сведениям кунгурского бургомистра Юхнёва, в 1725–26 табынцев было ок. 60 тыс., что составляло 1/4 всех башкир. Т. входили также в состав казахов Младшего жуза. Т. делятся на зап. группу, проживающую и ныне по ср. течению р. Белой (Башкортостан), верх. течениям рр. Ток и Суран (Оренбургская обл.), Иргиз и Камелик (Саратовская и Самарская обл.), и вост. – на С.-В. Башкирии и в Зауралье. Многочисл. кочевые тюрк. роды и племена имели свои отличит. тамги (особые знаки), тотемы (ж-ное, птицу, дерево), боевое знамя, оран (крик). Осн. тамги Т.: родовое дерево – карагач, птица – карагуш, оран – салауат (с араб. ”молитва, хвалебная песнь”). Родословные предания (”шежере”) Т. начинаются с Майкы-бея. По свидетельству историка и политика 14 в. Рашида ад-Дина, Майкы-бей был вассалом Чингисхана. В эпоху расцвета тюрк. каганата началось переселение Т. с Алтая в Семиречье, затем вместе с кыпчаками они двинулись в Приаралье и Приуралье. О Табынском ханстве в Приуралье до прихода татаро-монголов писал в 19 в. башк. просветитель Мухаметсалим Уметбаев. С распадом Золотой Орды возобновилась активная миграция племен. Роды кубаляк, теляу, кара-табын и барын неск. волнами продвигались в горную Башкирию и Зауралье: в 14–15 вв. они заняли верх. течение р. Урал, водораздел рр. Миасс, Уй, Увелька, в 16 – нач. 17 вв. и в кон. 17–18 вв. Т. заселили басс. рр. Синары, Течи, Караболки, Миасса, Увельки и продвинулись в степи Притоболья.

Г. К. Валеев

Лит.: Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974; Буканова Р. Г. Ранние формы государственности у башкир // Ватандаш. 1997. № 6; Янгузин Р. З. Башкирские племена. Уфа, 1998. (Башк. яз.).

У хакасов табан:

1. подошва, лапа;

2. стелька;

3. название сеока (рода);

4. ловкий, удалой.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Мне кажется, что этимология столь же прозрачна как и в "найман". :) Или в казахском долан - (от монг. 7).

"Табан" - письм.-монг. - пять. ("Табан хушуу мал"). У башкир:

У хакасов табан:

1. подошва, лапа;

2. стелька;

3. название сеока (рода);

4. ловкий, удалой.

Про "табан", "табын", "тав", "тавь" - пять, я знаю, данную этимологию не стал приводить, чтобы не раздражать наших казахских камрадов, но откуда монгольское слово, если как указано, Табанское ханство существовало еще до прихода монголов и образования Золотой Орды?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это не должно раздражать. Табан/табын - очень распространенный этноним.

"Табанское ханство" - это такая краеведческо-просветительская придумка, скорее всего.

Сейчас они от Бумын-бия производят. Популяризация.

А так довольно традиционное шежире у башкир-табынов - начинается с эпохи Чингисхана.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Э..э.. Экий я невежа. Конечно хочу.

Слава Казахстану!!!

К сожалению, по казахски не спикаю.

Казакстанга шукір! (не перепутал?)

Более устойчивое выражение: "Алга Казахстан!-Вперед Казахстан!" Аналог российскому "Слава России!"

Share this post


Link to post
Share on other sites
Более устойчивое выражение: "Алга Казахстан!-Вперед Казахстан!" Аналог российскому "Слава России!"

Ыгы. Вы еще слоган нашего Қажеке здесь напишите: "Аттан, Қазақстан".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Ыгы. Вы еще слоган нашего Қажеке здесь напишите: "Аттан, Қазақстан".

А чем вам "Алга Казакстан!" не нравиться? Вы против Казахстана или против того что бы он алга? :lol: Насчет Кажеке и его слоганов не знаю, не слышал, да и не интересуюсь как то.

Share this post


Link to post
Share on other sites
А чем вам "Алга Казакстан!" не нравиться? Вы против Казахстана или против того что бы он алга? :lol: Насчет Кажеке и его слоганов не знаю, не слышал, да и не интересуюсь как то.

Finita. Мало того что перед монголами постоянно оправдываюсь непонятно за что, теперь и для казахов жексұрын болып қалдым.

Share this post


Link to post
Share on other sites

pic00141_102.jpg

mongoluvuu68au.jpgHun.jpg

mongolkazakuvuu4hz.jpgmongoluvuu58if.jpg

В Монголии, до сих пор, мы живем вместе счастливые и здоровые. возможно простой и бедный в глазах некоторых.

никакая борьба между этническими группами, никакая ассимиляция этнических групп. никакая деградация меньшинства или большинства...

Ho у меня чувство, что последныe 10-15 лет, постсоветский / русифицировавшие казахи / новые инфантильные казахи пробуют скопировать их опыт с русскими в Монголию . Они всегда подражают рycскому менталитету шовиниста в их интерпретации идей относительно других

Share this post


Link to post
Share on other sites
Finita. Мало того что перед монголами постоянно оправдываюсь непонятно за что, теперь и для казахов жексұрын болып қалдым.

Может вы совсем не то имеете ввиду, а получаеться как будто наезжаете, сондыктан журтка жексурын болып коринесиз :rolleyes:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Startuul Mongol. Каким образом вы вставляете фото в комменты?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Поскольку здесь идет разговор о казахских родах, то непримену спросить у уважаемого сообщество об Адаях. Слышал несколько версий о происхождении названия вплодь до русского "Отдай! закричала русская женщина свирепому монголо-татарину, отобравшего у нее сына :)".

Из легенды можно понять, что адайцы не родной род в младшем жузе. Плюс земли на котором проживают адайцы ранее принадлежали туркменам. Об этом говорят туркменские захоронения по всему Мангыстау.

Где-то читал версию, что адайцы откололись от найман в какое-то время. Род был воинственным изначально или может стал таковым из-за непрекращающихся воин с туркменами. Но тамга - садак жане ок (лук со стрелой) говорит о первой версии. Подобную тамгу видел на монгольских знаменах. Еще читал, что вроде у монгол есть род с аналогичным названием.

Кто, что слышал или знает скидывайте сюда.

Адайцы -коренные жители полуострова Мангыстау, они потомки древних племен Даев или Дахов, населявших прикаспий и приаралье, так что утверждение о не причастности Мангышлака к казахам безосновательна.

Но я также не утверждаю что туркмены не имеют к ней отношения. так как видел мангистауских туркмен: абдалов и йомудов, внешне похожих на казахов, по ходу они тоже потомки даев.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вопрос уважаемым казахским участникам:

Где в Инете можно в настоящее время ознакомиться с численностью казахских племен? На карте расселения казахских родов и племен, любезно размещенной уважаемым Баурсаком, некоторые племена (аргын, керей, найман и др.) занимают очень обширные пространства, а некоторые - ограниченные... означает ли, что указанные выше племена по численности превыщают другие?

С уважением...

Аргыны занимают обширную территорию не только из-за численности, но и.. если вы хорошо знаете территорию Казахстана, то поймете. мемтопроживания аргынов, в основном Центральный казахстан, а водных ресурсов тама мало, у самого родственники в карагандинской области, вот им и приходилось расширять территории. А вот племена уйсунов и канлы старшего джуза занимают мало места так как семиречье и южный казахстан просто изобилуют пастбищами, плюс альпийские луга Алатау.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Аргыны занимают обширную территорию не только из-за численности, но и.. если вы хорошо знаете территорию Казахстана, то поймете. мемтопроживания аргынов, в основном Центральный казахстан, а водных ресурсов тама мало, у самого родственники в карагандинской области, вот им и приходилось расширять территории. А вот племена уйсунов и канлы старшего джуза занимают мало места так как семиречье и южный казахстан просто изобилуют пастбищами, плюс альпийские луга Алатау.

Извиняюсь, но считаю это несколько голословным утверждением, так как в наше время никто такие подсчеты не проводил. Я например тоже мог бы сказать, что больше всего найманов в Казахстане, так как они заселяют весь Восточный Казахстан и не только. Но воздержусь от голословности.

А так Боро, скажу вам откровенно - это неизвестно, сейчас все так перемешано сильно, что трудно сравнить или подсчитать. Тем более не племен, а родов. В наше современное время многие выходцы из тех или иных родов в силу ряда (работа, женитьба, стрелмение к путешествиям, переезд родителей) причин покидают свои родные края и оседают в других открестностях, которые к его роду никакого отношения не имеют. ПОтому сейчас трудно однозначно говорить о численнсти казахских "племен" (родов).

Share this post


Link to post
Share on other sites

А я и не утверждал ни о каких подсчетах, Боро спросил казахов, почему на карте расселения казахских племен и родов одни занимают много земли, другие мало, я ответил. Тем более такие подсчеты были в начале века, я думаю и сейчас картина схожая. Даже не имея стат. данных о численности родов, можно приблизительно, сказать, к примеру, я очень часто встречаю тех же самых аргынов, найманов, албанов, джалаиров, дулатов, адаев, бершей, но скажите мне, вы лично встречали, уаков, чанышкылы, ошакты, сиргели? Я только одного-двоих знаю, и то это были просто попутчики, в моей поездке по необьятной.

А теперь хочу для интересующихся казахскими родами и племенами поделиться инфой.

О значении названий родов и племен.

Уак - переводится (мелкий, малый), читал что они являются родственным родом к более крупному Керей.

Таракты-тарак означает гребень или расческа. скорее их родовая тамга, мне кажется ответвление Аргынов.

Ошакты-очаг, скорее тоже родовой знак.

Ысты(иiстi)-в книге Данияра Дуйсенбекова Домалак ана написано что происхождение данного названия идет от легенды, в которой гласит, на память, литбо младенец либо его мать благоухала приятным ароматом, а слово Иис ознгачает запах.

Суан- скорее ответвление более крупного Албан. Да и названия и близость проживания схожи. Су-вода, ан-зверь, Алб(алып)-большой, громадный. Это из книги Байузака Кожбекулы Албани-тарихи таным.

Чанышкылы- чанышкы-вилка.Скорее ответвление более крупного Канлы.

По младшему жузу не имею информации.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Уак - переводится (мелкий, малый), читал что они являются родственным родом к более крупному Керей.

Читал, что род уак, произошел от смешения найманов и кереев.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Таракты-тарак означает гребень или расческа. скорее их родовая тамга, мне кажется ответвление Аргынов.

Стела с тамгой тарак: http://foto.mail.ru/mail/alebedev63/1/39.html

Она стоит в долине р. Харгатын-Гол (Баян-Ульгий аймак).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тарак-тамга является традиционной тамгой Джучидов. У казахских торе (чингизидов) именно эта тамга. У крымских Гиреев тоже тарак-тамга. Также на джучидских монетах она была. Также эта тамга была у жалаиров и таракты (аргынский подрод)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
Адайцы -коренные жители полуострова Мангыстау, они потомки древних племен Даев или Дахов, населявших прикаспий и приаралье, так что утверждение о не причастности Мангышлака к казахам безосновательна.

Но я также не утверждаю что туркмены не имеют к ней отношения. так как видел мангистауских туркмен: абдалов и йомудов, внешне похожих на казахов, по ходу они тоже потомки даев.

Отец огуз + мама казак = адай(тюрк) :kz1:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Отец огуз + мама казак = адай(тюрк) :kz1:

Сомневаюсь, какие казахи во времена огузов

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
Сомневаюсь, какие казахи во времена огузов

И правильно делаете.

Однако и огуз и казак над национальные термины , означающие разные системы ценностей и следовательно организации быта.

P.S. Адай - молодое племя.

Отсутствие в аналлах упоминаний каких-либо терминов не означает их отсутствие в природе. :kz1:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.

×
×
  • Create New...