Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Ошибаетесь. Вы казах? Вы знаете свои 7 ата? Приносите ли жертвоприношения в честь предков? Когда казахи шли конной лавой на врага они кричали "аллах акбар"? :lol:

Боевыми уранами были имена ПРЕДКОВ, БАТЫРОВ.

Вам ли казаху это не знать?

Да, я казах и знаю семь своих колен. Согласен, ураном служат имена предков, но разве вы им поклоняетесь? Если вы тенгрианист, каковы основные положения тенгринианства, кроме культа предков. Я например не помню что бы старики говорили о тенгринианстве как о нашей единственной религии. В последнее время в свете событий происходящих в мире, люди дистанцируют себя от Ислама, "мы не такие", "мы не мусульмане, у нас другая вера". У нас таже Вера, МЫ МУСУЛЬМАНЕ, но мы другие люди, у нас другие интересы. У каждого своя голова на плечах, хотите быть тенгрианистом. Пожалуйста, но вера предков на ближайшие несколько столетий Ислам. Это часть нашей культуры без которой мы не были бы теми кто мы есть. Будь мы буддисты может вместе строили бы коммунизм в Китае :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Между прочим религиозная ветка на этом форуме была удалена. менно потому, что религия вызывает самые ожесточенные споры и всегда переходит во взаимные оскорбления.

Поэтому посоветую прекратить здесь выяснение отношений. HANN - Вас уже предупреждал - еще один такой пост и поставлю на бан.

Минбаши - Вы что на форум для сплетен пришли? Зачем тащить сюда свару с другого форума? Ронин1 на этом форуме никого не оскорблял и ведет себя в отличие от многих весьма корректно. Поэтому предлагаю закрыть это обсуждение во избежание очередных провокаций.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вместо некомпетентного постинга артакшо маликшоева, эти посты:

''Вставлю свои скромные пять тиынов.

Сначала несколько строк по поводу термина "казак".

"Казак" (къазакъ, qazaq) - это тюркское слово, исходное значение которого социальное положение свободного странника, вольного стрелка, скитальца или изгоя.

Казаком мог стать любой человек, будь он тюрк или перс, рядовой кочевник-скотовод или принц крови в десятом поколении. Некоторое время "казаками" были, например, старший сын Токтамыш-хана Джалал ад-Дин, Абу-л-Хайр, его внук Мухаммад Шейбани, Чагатаиды Вайс и Сайд, персидский шах Надир Кули-хан;

Султан Хусайн, владевший саблей как никто другой из Тимуридов, провел в «казачестве» не один месяц;

"великий могул" Бабур вспоминает в своих знаменитых «Записках», как он «во время казачества» решил направиться из горной страны Масча к Султан Махмуд-хану.

Лицо, сделавшееся казаком, могло перестать быть таковым и вернуться в прежнее состояние, в свое общество, как это часто и происходило.

Истории известны такие понятия как "казаклык" (казакование, казачество), "казакдаш" (со-казаковец), "джама'ат-и казак" (общества казаков) и т.д.

Теперь по поводу замечания Хорошхина, процитированном выше.

Тут надо заметить, что предки казахов - действительно узбеки!

Но следует сразу же оговорится - предки казахов, "узбеки" 14-15 веков, и современные "узбеки" 21 века - две большие разницы!

В 14-15 веках в восточной части Золотой Орды, в Дешт-и Кыпчаке существовал народ "узбек", которые жили на территории Казахстана и являлись кочевниками (в исторической науке их принято именовать "кочевыми узбеками").

"Узбеками" они впервые стали именоватся будучи поддаными Белой Орды и Урус-хана еще в конце 14 века.

Название они получили судя по всеми в честь величайшего государя Золотой Орды - Узбек-хана.

Государство "кочевых узбеков" территориально обнимало огромный ландшафтный стол Дешт-и Кипчакской степи, то есть центральную часть современного Казахстана, от Каспия на западе до Балхаша на востоке.

В 1428 году при загадочных обстоятельствах умирает хан Белой Орды - Барак - внук знаменитого Урус-хана из династии Ордуидов.

В том же году часть племен "кочевых узбеков" выбирает ханом Абу-л-Хайра из другой династии (Шейбаниды). Есть основание пологать, что смерть хана Барака была делако не случайной.

Шейбанид Абу-л-Хайр-хан, который в 1428 г узурпировал власть в Белой Орде, начал систематически уничтожать остальных претендентов на трон ханства.

Среди его соперников были и султаны Жанибек и Керей - наследные принцы из династии Ордуидов (соперников Шейбанидов), оба султана являлись правнуками знаменитого Урус-хана, того самого который до конца своих дней стоял предградой между Хромым Тимуром и Золотой Ордой. Жанибек был сыном погибшего в 1428 хана Барака.

В 1459 году, пречувствуя темные замыслы Абу-л-Хайра, два узбекских витязя (Жанибек и Керей) вместе со своими поддаными племенами откочевали из родного юрта в соседний Могулистан, где нашли убежище у местного хана.

Таким образом, Жанибек, Керей и их подчиненные стали "казаками" - скитальцами, странниками, покинувшими родные земли.

В 1465-66 г. они стали ханами, т.е. образовали собственное гос.образование. Вскоре во время похода на этих "казаков" умирает сам Абу-л-Хайр-хан. В стране "кочевых узбеков" начинаются междоусобицы. Народ, ища мир и спокойствие, присоединяется к Жанибеку и Керею, тем самым усиливая их Орду. Вскоре мятежным ханам удается вытеснить Шейбанидов из страны, и в Дешт-и Кыпчаке снова восседает род Ордуидов.

После этого некоторое время Жанибек и Керей себя и свой народ именуют двойным именем "узбек-казаки" (т.е. вольные узбеки, скитавшиеся узбеки).

И лишь до тех пор, пока внук покойного Абу-л-Хайр-хана и глава соперничавшей династии Шейбанидов - Мухаммед Шейбани - вместе со своим мангытским войском не побеждает Тимуридов (знаменитого Бабура), захватывает Бухару и Самарканд и переселяется в Мавераннахр (Узбекистан), единый народ "кочевых узбеков", названных в честь хана Узбека, разделяется на две части:

-- Большая часть, оставшись в родных степях и подчиняясь династии Ордуидов, окончательно становится "казаками" (в честь исторической вольницы, скитания),

-- Меньшая часть (примерно 1/5 от всего народа по историку Г. Юдину), привержанная династии Шейбанидов, во главе с Мухаммедом Шейбани обосновывается в междуречье Амударьи и Сырдарьи, а свое историческое имя "узбек" передает местному населению и, соответственно, дает название стране - Узбекистан.

Историческим парадоксом является то, что основная масса узбекской народности - приняв название "казак" (казах), перестала именовать себя узбеками и стала казахами, а неузбекское население Мавераннахра (Узбекистана), приняв в свой состав определенное число узбекских племен из Дешт-и Кипчака, после 1924 года все стало называться "узбеками". Причем среди современних узбеков процент исторических узбеков не превышает и 20 %.

Вольница-казаклык 1459 года, которая спасла жизнь Жанибеку и Керею, их династии и их приверженцам и впоследствии помогла им восстановить дедовское государство, имела для них решающее значение.

Именно по этому эта вольница (казаклык) стала значить для них больше, чем имя далекого хана Узбека.

Надеюсь, я хоть как-то помог прояснить эту достаточно запутанную, но, тем не менее, интересную историю.

P.S.

Кстати, аналогом перекочевки "кочевых узбеков" и становления их "казаками" может служить Хиджра - переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину, когда он спасался от тех, кто хотел уничтожить его и его приверженцев.

Слово "Хиджра" буквально означает "переселение", "исход" (казаклык?). И именно хиджру принято считать НАЧАЛОМ мусульманской религии и одновременно НАЗВАНИЕМ мусульманского летоисчисления.

Подробнее здесь:

О Хиджре http://archive.muslimuzbekistan.com/rus/is...10022005_1.html

QUOTE(cholpon kerim @ Август 9 2005, 6:31)

почему же тогда казахов называли- кара-кыргызами ?

Чолпон, Вы ошибаетесь.

"Кара-киргизами" или "Дико-каменными киргизами" называли как раз таки самих кыргызов.

Казахов называли "киргиз-кайсаками" или просто "киргизами".

Называли так лишь в России, и лишь в определенное время.

Другие же соседи казахов на протяжение всего времени вплоть до наших дней именуют их по самоназванию - "казак": "казак" у большинства соседей, "козок" у узбеков, "хасаг" у монголов, "хасаке" у китайцев.

"Казаками" называли нас и русские вплоть до начала 18 века.

Ошибочное же использования "киргиз" по отношению к казахам имеет несколько причин:

- Наличие своих "казаков" в России (казачеcтво)

- Соседство и схожесть казахов с енисейскими кыргызами, которые славились в пограничных райoнах России своей воинственностью и агрессивностью по отношению к русской колонизации.

Когда в 1703 году енисейские кыргызы были выселены из Сибири джунгарским хонтайчи и Россия вплотную продвинулась к границам Казахстана, русские для удобства стали прибавлять к имени казахов ("казак") приставку "киргиз-" для того чтобы различать их от своих казаков: c тех пор пошло название "киргиз-казак" или "киргиз-кайсак".

Оно было заменено на "киргиз" во время реформ 1860-ых годов.

Притом, что россияне постоянно подчеркивали, что название "киргиз" по отношению к казахам - ошибочное.

Вот, например, отрывок из книги российского этнографа и географа Е.К. Мейендорфа "Путешествие из Оренбурга в Бухару", написанное в конце XIX века:

" Я закончу отступление о киргизах одним замечанием; они не называют себя киргизами, а именуют казаками, что означает «всадник» — по мнению одних, «воин» — по мнению других. Они утверждают, что киргизами их называют башкиры, но им неизвестно, откуда взялось это слово. "

Из статьи "Принятие киргизами русского подданства" из "Сборника узаконений о киргизах степных областей", написанной старшим советником Тургайского областного управления И.И. Крафтом в 1898 году:

" Под именем киргизов известны кочевники, населяющие степные области: Акмолинскую, Семипалатинскую, Уральскую и Тургайскую, Внутреннюю (Букеевскую) орду Астраханской губернии, часть Сыр-Дарьинской области и Аму-Дарьинский отдел.

До введения в этих областях временных положений 1867 и 1868 годов в официальных актах киргизы часто назывались киргиз-кайсаками или киргиз-казаками. Сами киргизы называют себя и доныне казаками. Под этим же именем они известны и у соседних азиатских народов. "

Интересна история того, как менялось название казаков (казахов) в России.

Хронология русских названий казаков (казахов) такова:

http://img80.exs.cx/img80/6906/kazat5hf.gif

На этот вопрос я постарался ответить здесь: Почему в дореволюционной России казахов называли "киргизами"

http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1129

Позже выложу дополненную статью.''

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос уважаемым казахским участникам:

Где в Инете можно в настоящее время ознакомиться с численностью казахских племен? На карте расселения казахских родов и племен, любезно размещенной уважаемым Баурсаком, некоторые племена (аргын, керей, найман и др.) занимают очень обширные пространства, а некоторые - ограниченные... означает ли, что указанные выше племена по численности превыщают другие?

С уважением...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Boro, салем.

Мне известна лишь перепись казахов по племенам 1917 года из книги Мухамеджана Тынышпаева 1925 года.

Там количество аргынов, найманов и кереев дано как 890, 830 и 460 тысяч соотвественно. Это были крупнейшие племена Среднего жуза. Крупнее аргынов и найманов были представлены лишь младшежузовцы из байулы (1080 тыс), но байулы это скорее союз, чем племя.

Насколько мне известно, после установления советской власти подобных переписей больше не проводилось, так как существуют опасения, что это приведет к нездоровым тенденциям внутри народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Boro, салем.

Мне известна лишь перепись казахов по племенам 1917 года из книги Мухамеджана Тынышпаева 1925 года.

Там количество аргынов, найманов и кереев дано как 890, 830 и 460 тысяч соотвественно. Это были крупнейшие племена Среднего жуза. Крупнее аргынов и найманов были представлены лишь младшежузовцы из байулы (1080 тыс), но байулы это скорее союз, чем племя.

Насколько мне известно, после установления советской власти подобных переписей больше не проводилось, так как существуют опасения, что это приведет к нездоровым тенденциям внутри народа.

Большое спасибо!

Где-то я слышал что работа М. Тынышпаева является библиографической редкостью... предпринимались ли попытки оцифровать ее? Насколько слышал очень интересная работа..было бы интересно ознакомиться с ней (мечты, мечты... :( )

А в настоящее время какова ситуация по численности? (хотя бы примерно, ведь с 1917 г. много времени прошло) Были ли современные исследования подобные вышеуказанной работе?

Представленная вами карта расселения сейчас соответствует действительности? В советское время наверняка произошло определенное смешение и миграции...

С уважением..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте.

У меня дома хранятся 2 тома Бошая Кiтапбаева "Шежiре". В ней описываются мои предки найманы и даже в виде схем предсавлены родословные вплоть до наших дней. Хотя я заметил некоторые ошибки касательно моей родовой линии. Но в целом книги очень ценны. Я отсканирую оба тома и постараюсь выложить их на сайте, если будет такая возможность.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Книгу Тынышпаева переиздавали в виде репринта в начале 90-х и около 2000 г. издали в виде книге в твердом переплете под названием "История Казахского народа".

Книга очень интересная, но уже кое-где устаревшая. Тем не менее есть очень ценные сведения по казахским родам, их численности, народным преданиям и пр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте.

У меня дома хранятся 2 тома Бошая Кiтапбаева "Шежiре". В ней описываются мои предки найманы и даже в виде схем предсавлены родословные вплоть до наших дней. Хотя я заметил некоторые ошибки касательно моей родовой линии. Но в целом книги очень ценны. Я отсканирую оба тома и постараюсь выложить их на сайте, если будет такая возможность.

Если сделаете, заранее Вам респект!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Башкорт Степного Заволжья
Книгу Тынышпаева переиздавали в виде репринта в начале 90-х и около 2000 г. издали в виде книге в твердом переплете под названием "История Казахского народа".

Книга очень интересная, но уже кое-где устаревшая. Тем не менее есть очень ценные сведения по казахским родам, их численности, народным преданиям и пр.

Привет!Согласен.Недавно приобрел в виде ксерокопии в ходе поездки в Алма-Ату.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КНиги отсканировал, но не получается прикрепить.

Формат PDF объем 7 мб. Пробовал разбить в WinRar на тома по 1 мб, не прикрепляет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КНиги отсканировал, но не получается прикрепить.

Формат PDF объем 7 мб. Пробовал разбить в WinRar на тома по 1 мб, не прикрепляет.

а не могли бы Вы схематично привести здесь шежире найманов, описанных в той книге? особенно интересно сравнить годы проживания родоначальников больших веток найманов с данными на elim.kz

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а не могли бы Вы схематично привести здесь шежире найманов, описанных в той книге? особенно интересно сравнить годы проживания родоначальников больших веток найманов с данными на elim.kz

Специально для Вас, уважаемый. 1 из 300 страниц

post-1318-1173964958_thumb.gif

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Специально для Вас, уважаемый. 1 из 300 страниц

спасибо,

я отношусь к самой младшей ветке, караужасык. Кстати на моей шежире, сына Отегена звали Басин, не Асан.

Все же интересно, в какие годы жили Белгибай, его дети, и внуки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из имеющейся информации Тынышпаев говорит о том, что Толегетай жил в конце 16 века, но у него и у Шакарима путаница в шежире. Шежире Кiтапбаева схожа с той что описана на elim.kz (смотрите также здесь: http://mitglied.lycos.de/nayman/nayman.html), но в таблицах elim.kz показано, что Толегетай живет чуть ли не в 14 веке. В общем, нет единого консенсуса.

Если принять временные рамки Тынышпаева и более-менее правдоподобное шежире Кiтапбаева, то выходит что Белгiбай жил в начале-середине 16 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А дальше не получается(((

Я так понял, что на форуме закончился объем допустимой прикрепляемой информации. Заметил, что сначала было возможно прикрепить 1.11 мб, потом как я выложил 1 страницу доступно стало 1.01 мб, а теперь всего лишь доступно 28 кб.

Пока не скачивайте том архива в сообщении выше, он один сам по себе бесполезен, этих томов 8. Они в совокупе дают 1 файл.

Прошу админов посоветовать что либо или предпринять какие либо дейсвтия для увеличения объема памяти для прикрепляемых файлов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые господа, джентльмены, мне удалось, с большой помощью уважаемого Эльтебера разместить работу Бошая Кытапбаева с родословной найманов на нашем форуме. Вот ссылки

http://www.kyrgyz.ru/images/elfiles/SHEJYR...ALY_NAYMAN1.pdf

http://www.kyrgyz.ru/images/elfiles/SHEJYR...ALY_NAYMAN2.pdf

В свою очередь хотел бы выразить еще огромную благодарность Бошаю Кытапбаеву за его неимоверный труд. Это поистине наше наследие, богатство нашей культуры, то что мы можем проследить кто были нашими предками. Ни для кого не новость, что мы должны сохранить это наследие, потому обращаюсь ко всем найманам, прошу ознакомиться с этой работой, хотя бы для себя. Наверняка многие найдут своих родных.

Я не берусь за то, чтобы дополнять эту работу, так как я знаю, что не смогу да и не имею права. А вот, уважаемый Эйпл возможно имеет больше к этому сил и способностей. Впрочем предлагаю это обсудить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые господа, джентльмены, мне удалось, с большой помощью уважаемого Эльтебера разместить работу Бошая Кытапбаева с родословной найманов на нашем форуме. Вот ссылки

http://www.kyrgyz.ru/images/elfiles/SHEJYR...ALY_NAYMAN1.pdf

http://www.kyrgyz.ru/images/elfiles/SHEJYR...ALY_NAYMAN2.pdf

В свою очередь хотел бы выразить еще огромную благодарность Бошаю Кытапбаеву за его неимоверный труд. Это поистине наше наследие, богатство нашей культуры, то что мы можем проследить кто были нашими предками. Ни для кого не новость, что мы должны сохранить это наследие, потому обращаюсь ко всем найманам, прошу ознакомиться с этой работой, хотя бы для себя. Наверняка многие найдут своих родных.

Я не берусь за то, чтобы дополнять эту работу, так как я знаю, что не смогу да и не имею права. А вот, уважаемый Эйпл возможно имеет больше к этому сил и способностей. Впрочем предлагаю это обсудить.

Scolot,

Признателен Вам за то, что смогли выложить эту книгу на этом сайте.

Действительно, автор книги проделал огромную работу и это произведение является ценным материалом для изучения истории найманов. На мой взгляд было бы правильным шагом выложить эту книгу и на сайте elim.kz. Большинство казахов ищущих свои корни стараются почерпнуть информацию именно на том сайте. Мне кажется что руководитель сайта, Олег Халидуллин, был бы рад выставить эту работу в коллекции исторических произведении.

Пользуясь случаем хочу довести до сведения всех казахов, что на форуме сайта elim.kz мы пытаемся инициировать ДНК-проект казахов. В мире существуют много различных обществ и коммерческих компании, которые предлагают услуги по ДНК анализу человека. Есть варианты как платного, так и бесплатного анализа. Естественно, в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но тем не менее уже есть прекрасная возможность постепенного генерирования результатов ДНК-анализа.

На данный момент только 5 человек подали свои заявки на анализ: двое из младшего жуза, двое из среднего, и один из старшего. Трое заказчиков принадлежат к золотому генофонду казахов, дети и потомки выдающихся деятелей Казахстана. Нет сомнения, что со временем количество заявок и ДНК-паспортов казахов будет расти.

Однако, поскольку время это деньги, мы пытаемся и будем пытаться ускорить этот процесс.

Одним словом, я приглашаю всех казахов присоединится к проекту и сделать свой вклад в построение ДНК-дерева казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На мой взгляд было бы правильным шагом выложить эту книгу и на сайте elim.kz.

Я не против, думаю, что Вы смогли бы это осуществить, так как я с этим сайтом мало знаком

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

TO SCOLOT

Я понимаю, что для вас я возможно не авторитет, но тем не менее, хотел бы дать совет, я раньше тоже был русофилом, сейчас я нейтрален, я не говорю о личных отношениях, это другое, есть этно-политические факторы о которых вы скорее всего никогда не задумывались слушайте, читайте и анализируйте информации хватает даже на этом форуме что бы не говорить глупостей, есть одна мудрость общая для всех тюрок, монгол и кавказцев "Умный - сначала слушает, потом говорит, глупый - сначала говорит, потом слушает" не торопитесь с ответом

С Уважением

Простите, что долго не отвечал. Просто это Ваше сообщение увидел впервые. Оно затерялось во множестве страниц и я так его и не читал. Только сегодня наткнулся случайно.

Вы правы, вы для меня не авторитет, но совет я Ваш выслушал и благодарю Вас за него. Об этно-политических факторах я задумываюсь часто, особенно в последнее время. Казахстан многонациональная страна и в Казахстане никогда не удастся создать этнократическую модель, когда всех можно будет подвести под единый казахский язык. Многие русские, украинцы, немцы, корейцы и представители других национальностей в Казахстане в силу ряда причин (не только принципиальное нехотение) так и не смогут выучить казахский. Кто то из них уедет, а в основном они останутся и мы не смотря ни на что должны их уважать и жить с ними в нашем общем доме. Я сейчас вижу такую картину. Русский язык используется повсеместно, я не говорю про отдаленные аулы, но даже там можно найти людей, хорошо говорящих по-русски. Исторически так получилось, что русский язык знают в Казахстане подавляющее большинство населения. И так оно будет еще долгое время. Если не вечно.

Лично для меня было бы очень печальным, если бы все другие национальности, кроме казахов, вдруг уехали бы из Казахстана. От этого самим нам лучше не будет ни в каком плане.

Вы намекаете на то, что я говорил глупости. Это ваша субъективная точка зрения. Я за собой глупостей в этом вопросе не вижу. Я не говорю, что я правильней всех рассуждаю, но думаю мои мысли отражают общечеловеческие ценности.

С неменьшим Уважением

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...