Перейти к содержанию
Гость Artak

Казахи

Рекомендуемые сообщения

Нет.

Значит монгольское "З"-эканье или "Ц"-оканье - это казахское влияние.

Здесь как ни крути, то должно быть одно из другого: или монгольское или тюрко-казахское. У других народов таких фонетических особенностей в языках нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да ну, а Джон и Иоанн, а Юлия и Джулия?

Это что монгольское или казахское влияние?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахское "Ж"-экание, это монгольское влияние?

Нет.

Джон и Иоанн, а Юлия и Джулия?

Значит все-таки казахский ощутил влияние романских и германских языков. ^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Всё стало ясно и все вопросы отпали сами по себе...Против науки не попрешь... ^_^

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1993 году Главным управлением архивами и документацией при Кибинете Министров РК и историко-архивным обществов «Алаш Мирас» был издан документальный сборник (Алматы. «Дәуір», 1993)

«Алаш Мирас. Құжаттар жинағы» (Народное наследие. Сборник документов)

В целях содействия пропаганде исторических знаний в массах и восстановлению подлинной правды о прошлом, планировалось систематически осуществлять одноименное издание документальных сборников, в которых планировалось публиковать материалы из фондов государственных архивов РК и других архивов, примерно, по следующим разделам:

- Вопросы этногенеза казахского народа

- Колонизация Российской империей Казахстана

- Казахстан глазами зарубежных авторов

- Рубежи гражданской войны в Казахстане

- Из истории жертв политических репрессий

- Духовность. Коран. Шариат

- Проблемы национального государственного строительства

- Документы по истории индустриализации и коллективизации

- Героические страницы Великой Отечественной

- Казахстан и космонавтика

- Люди и судьбы. О великих предках и батырах

- Памятные даты

- Литературное наследие

- Из личных фондов. Воспоминания, дневники, письма

- Этнография и фольклор

Кто знает подскажите, продолжились ли выпуски последующих изданий (планируемые как ежеквартальные) и где их можно приобрести или найти в сети?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи в 1897 году.

области и губернии кол-во уезды кол-во

1. Астраханская губерния 250820 Астраханский 7204

Енотаевский 2710

Красноярский 28786

Царевский 4350

Калмыцкая степь 500

Букеевская Орда 207299

2. Самарская губерния 7843 Бузулукский 536

Николаевский 614

Новоузенский 6692

3. Оренбургская губерния 4973 Оренбургский 933

Верхнеуральский 365

Орский 413

Троицкий 2229

Челябинский 1031

4. Тобольская губерния 7481 Ишимский 1502

Курганский 363

Тюкалинский 5148

Тарский 350

Тюменский 100

5. Томская губерния 24643 Томский 112

Барнаульский 4119

Бийский 2060

Змеиногорский 13843

Каинский 4477

6. Акмолинская область 427389 Омский 38185

Акмолинский 166343

Атбасарский 74728

Кокчетавский 79041

Петропавловский 69092

7. Закаспийская область 74225 Красноводский 10394

Мангышлакский 63795

8. Самаркандская область 63091 Джизакский 51511

Ходжентский 11465

9. Семипалатинская область 604564 Семипалатинский 122296

Павлодарский 142562

Каркаралинский 169656

Усть-Каменогорский 81185

Зайсанский 88865

10. Семиреченская область 566100 Верненский 151485

Лепсинский 156107

Джаркентский 81728

с вычетом киргизского населения Пишпекский 51124

Копальский 125681

11. Сыр-Дарьинская область 907600 Ташкентский 163105

с вычетом киргизского населения Аулие-Атинский 216518

Чимкентский 224704

Казалинский 135850

Перовский 130269

Аму-Дарьинский 47145

12. Тургайская область 410904 Тургайский 86154

Кустанайский 118022

Актюбинский 109585

Иргизский 97143

13. Уральская область 460173 Уральский 150901

Лбищенский 144257

Гурьевский 70921

Темирский 94094

В Ташкентском уезде из указанных в переписи как «тюркского наречия без принадлежности» - 142630, необходимо добавить определенную(большую) часть к казахам, которая в дальнейшем инденфицировала себя с казахской нацией.

Казахи в конце Х1Х века

государства кол-во

1. Бухарский Эмират 50000

2. Хивинское Ханство 30000

3. Монголия 10000

4. Китайская Империя 280000

Данные по демографии и статистики различных авторов и источников того

периода сильно отличаются друг от друга. Анализ почти всех статистических данных показывает крайне сомнительные пропорции мужчин и женщин. Существовавшие обычаи и предрассудки вынуждали казахское население скрывать не только имена,но даже и число женщин в семье. По этой причине при работе со статистическими

данными необходимо определять коррекцию в + 18-20 % к общему числу населения. Коррекции подлежит вся статистика того времени, так как из за интенсивных перекочевок с кыстау на коктеу-кузеу, на джайляу и обратно, а также других причин некоторая часть казахского населения не «обхватывалась» переписью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Значит монгольское "З"-эканье или "Ц"-оканье - это казахское влияние.

Здесь как ни крути, то должно быть одно из другого: или монгольское или тюрко-казахское. У других народов таких фонетических особенностей в языках нет.

У татар есть Ц-окающие диалекты, "Ж"-окающие и конечно же "Й" кающие диалекты ...

какие есть доказательства что "Ж", это не есть монгольское влияние?

К примеру у Карачаевцев "Ж", тогда как у Кумыков "Й", диалекты, тоже самое по казахам и ногаям.

В чем причины различия ?

Изменено пользователем Kaztughan
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

какие есть доказательства что "Ж", это не есть монгольское влияние?

скорее тут вы должны доказывать, так как по общим соображениям это не может быть монг. влиянием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У татар есть Ц-окающие диалекты, "Ж"-окающие и конечно же "Й" кающие диалекты ...

какие есть доказательства что "Ж", это не есть монгольское влияние?

К примеру у Карачаевцев "Ж", тогда как у Кумыков "Й", диалекты, тоже самое по казахам и ногаям.

В чем причины различия ?

Со мной карачайка говорила йокающим, но вполне понятным мне языком.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

скорее тут вы должны доказывать, так как по общим соображениям это не может быть монг. влиянием.

Мне один чел пытался доказать что это монг. влияние, я категорический отрицал... доказательств нет...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте дорогие участники форума,

У меня вопрос........как будет по Кыргызски шанырак?Я слышал тундук,по Казахски тундук это покрывало на шанырак.

Спасибо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У кого есть и кто может запостить книгу поляка Адольфа Янушкевича «Дневники и письма из путешествия по киргизским (казахским) степям»?

Издания:

- Пер. с польского на русский Ф.Стекловой (Алма-Ата, Казахстан, 1966).

- 2-е изд., доп.- Астана: «Алтын кітап», 2007.

http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=3907&bsb_midx=-1

Было бы просто отлично иметь электронную версию книги.

Меня особенно интересуют в книге данные о Кенесары хане, о брате его Саржан батыре, султане Бараке и многих других султанах и биях Орта жуза, а также о захоронении Джучи хана, Алаша хана, Домбаул мергена и других.

Кстати Домбаул мергена казахские предания связывают с легендой о происхождении этнонима КИЯТ!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МАТЕРИАЛЫ О КАЗАХАХ ПАЙАРЫКСКОГО РАЙОНА САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ

Проблема совместного проживания представителей различных народов и национальностей существует как на востоке, так и на западе. Межэтнические отношения привлекают внимание политиков и ученых во Франции (миграция представителей Северной Африки), Германии (турецкая диаспора), России (после распада СССР появилось достаточное количество проблем, связанных с межнациональными отношениями) и т.д. Вместе с тем в бывших советских республиках проживают представители различных национальностей, в силу исторических обстоятельств (национально-государ­с­твенное размежевание, политика создания «единого советского народа» и т.д.) оказавшиеся на территории вновь образованных независимых го­су­дарств.

В Пайарыкском районе Самарканд­ской области среди узбеков проживают ряд национальностей: русские, таджики, казахи, татары и пр. Среди представителей этих этнических групп, под действием различных факторов, исторически сформировались своеобразные межэтнические отношения. Например, как правило, русские не владеют языком местного населения и даже те, которые родились здесь не приняли культуру узбеков. Таджики и казахи, напротив, прекрасно говорят на узбекском языке и их семейный быт почти не отличается от узбекских. Эти этнические явления связаны с характером их исторически устоявшейся психологии этнического характера.

В данной статье приводятся некоторые материалы по истории расселения и этнических особенности, казахов Пайарыкского района Самарканд­ской области. Эти сведения могут быть использованы при проведении этнопсихологических исследований.

По истории казахов нынешнего Пайарыкского района, подробная информация была представлена Довроновым Куватом (из рода карамурун, 1908 г. рожд., живет в поселке Наримановка). По его словам: "Здешние ка­захи раньше обитали на тер­ритории Керменинского (поблизости Нураты) и Канимехского районов. Они сюда начали переселяться примерно 240 лет тому назад. При этом кишлак Сапарбулак был основан переселенцами казахов племени кипчак. Этих кипчаков представляли четыре брата: Сапар, Норча, Исмоил и Сувон. Сапар был старше и носил прозвище «Карокчи» -раз­бой­ник, грабитель. Их потомки и ныне живут там. Например, сейчас жив сын Сапара - Юнус. А кишлак Джагалбайли, в котором живут казахи, был основан еще 300 лет тому назад[1].

Основное переселение казахов с Канимеха приходится на 1918-1920 годы, так как в эти годы («илон йили» - «год змеи») была небывалая засуха. Перегорели все травы и посевы. Начался голод и люди, живущие в сухой степи, искали спасение в оазисах, где посевы почти не пострада­ли от засухи. Это были в основном бедняки, которые при переселении вынуждены были питаться даже черепашьим мясом.

В 1924 г. в кишлаке Джагалбайли была образована артель, состоявшая из десяти хозяйств (в то время в кишлаке было всего 10 хозяйств). Название артели было «Миллий козок» («Национально-казахский»). Впоследствии артель превратился в колхоз, который тоже стал называться этим же именем. Сельскому совету дали название «Янги козок» («Новый казах»), который после был переименован на «Наримановский».

На территории Пайарыкского района живут казахи из всех трех жузов. Как мы знаем, Улу джуз "Старший джуз" состоят из семи отцов (ота): ысты, жалойир, учокты, кангли (или кангни), сргели и чанчклы. Из них сюда прибыли только представители племен ысты, жалойир и учокты. Род корамурун племени ысты (одна семья рода корамурун когда-то переселилась из Келеса и ныне их семьей стало - 20) проживают в кишлаке Джагалбайли и в поселке Наримановка. Представители племени жалойир живут в кишлаках Тойиршик и Кипчак. А представители племени учокты сейчас здесь не проживают.

Орта жуз – «Средний джуз» - состоит из четырех «отцов» (ота); аргин, кипчок, найман и кунгирот. Здесь встречаются представите­ли из всех четырех племен. В Пайарыкском районе живут представители следующих родов племени кунгирот: куйишконсиз (представители этого рода живут в кишлаке Тувма и час­тично в кишлаке Аллаяркудук); тиякти (они составляют почти все на­селение Тайиршика и частично, кишлака Найман); тубикти (одна семья проживает в поселке Наримановка, 2 - в кишлаке Джавшар и несколько семей - в кишлаке Каирма); нугай (проживают в кишлаке Джагалбайли); мангитой (они живут в основном в кишлаках Джагалбайли, Тувма, Аллаяркудук, немного в поселке Наримановка и на хуторе Дальный Богара) и киргизоли (несколько семей живут в селе Тайиршик[2]). Здесь же живут представители следующих отделений племени кипчак: кукбурун кипчак, сари кипчак и кора кипчак.

Кичик жуз – «Малый джуз» - состоит из родов: алчин, жаппас, сарыгаска, жагалбойлы, кете, одой и коракалпок. Из них здесь встречаем представителей племен алчин, жаппас и жагалбойли. Раньше жагалбойли было 2 дома, сейчас их около десяти. Одой есть в Каттакургане, а кете - в стороне Бухары[3].

Казахи Пайарыка имеют наибольшее сходство родовых названий с зарафшанскими кипчаками, которые расселены в этом же регионе. Для них общими являются этнонимы сары кипчак, кара кипчак и джагалбайлы. Помимо того, обращает на себя внимание наличие в составе пайарыкских казахов этнических групп тиякти (у узбеков туёкли) и коракалпок, также являющихся названиями узбекских племен, расселенных в соседнем Булунгурском районе. С этими казахами связаны названия кишлаков Казакаул, Са­пар­бу­лак, Бирлашув (Казакбирлашув). Видимо, названия кишлаков Джагалбайли, Кипчак и Найман, расположенные по арыку Пай, также происходят от ка­захских этнонимов. Кишлаки с названиями в виде Казаккишлак, Казахаул и подобные имеются также в Булунгурском, Каттакурганском, Пастдаргомском, Нарпайском и Нуратинском районах Самаркандской области.

В составе казахов Пайарыкского района встречаются все этни­ческие названии оседлых казахов Кермининского оазиса, которые были зарегистрированные Комиссией по районированию Средней Азии в 1924 г. Например, по сведениям И.П.Магидовича, руководителя этой Ко­миссии, "оседлые киргиз-казахи Кермининского оазиса принадлежат к средней орде. Здесь встречаются преимущественно группа конгурат (у узбеков кунград) - I025 человек - в районе Тоткента и небольшие группы найманов (110 чел.) и кипчаков (120 чел.) в районе Мирбазара. Здесь же зарегистрирована малочислен­ная группа казахов Большой орды племени канглы (145 чел.). Малоординцы представлены родам джаппас (поколение байулы) - 550 чел"[4]. А с казахами Канамехского района подобные параллели в этнонимии не встречаются. Это свидетельствует о том, что в прошлом существовали родственные связи казахов Пайарыка в основном с казахами Кермининского оазиса.

В заключении нужно отметить, что Пайарыкские казахи довольно быстро привыкли к городской и сельской жизни. Они восприняли узбекскую и европейскую культуру. Научились общаться с окружающими на чистом узбекском литературном языке. Среди них есть немало представителей узбекской интеллигенции. Например, доцент Учтемир Алиев работает преподавателем Самаркандского Сельскохозяйственного института. А его старший брат долгое время работал начальником милиции района. А наш респондент до пенсии работал в руководящих должностях и был председателем сельского совета. Тухтамиш Обилов был директором школы-интерната, который находится в районном центре. Среди этих казахов есть и учителя узбекских школ. Старики помнят о том что, еще в начале 50-х годов прошлого века, некоторые из них имели юрты, зимой жили в землянках и разговаривали с казахским акцентом. Среди казахов сейчас есть люди, которые имеют родственные связи с местными узбеками. Однако здешние казахи не только прекрасно усвоили культуру узбеков, но и твердо сохранили национальное самосознание и обычаи своих предков. Они имеют тесные связи с казахами Казахстана и после распада Союза многие переселились в Казахстан.

В заключении надо отметить, что казахи, прибывшие до национального размежевания в Узбекистан, вошли в состав узбекского народа. Например, найманы Пасдаргомского тумана Самаркандской области считают себя узбеками. А казахи Пайарыкского тумана, наоборот, считают себя казахами и они переселились в Казахстан после распада СССР.

Мирзалиева М. А.

http://ia-centr.ru/expert/6736/

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если почитать Рашид ад дина и его летопись и сравнить его с Шежире то получается следующее.

Улы жуз, это настоящие монголы про которых Рашид ад дин пишет. Там и нируны (нурдан жаралган) и дарлекины. Это усуни, дулаты, кураласы и т.д. У дулатов например есть легенда про Домалак ана. У Рашид ад дина пишется про Алангоа которая родила от света а сама была из кураласов. Но ведь кураласы сейчас в составе дулатов!

Единственное что непонятно так это то что Жалаиры в Старшем жузе, а Коныраты в Среднем. По Рашид ад дину должно быть наоборот.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если почитать Рашид ад дина и его летопись и сравнить его с Шежире то получается следующее.

Улы жуз, это настоящие монголы про которых Рашид ад дин пишет. Там и нируны (нурдан жаралган) и дарлекины. Это усуни, дулаты, кураласы и т.д. У дулатов например есть легенда про Домалак ана. У Рашид ад дина пишется про Алангоа которая родила от света а сама была из кураласов. Но ведь кураласы сейчас в составе дулатов!

Единственное что непонятно так это то что Жалаиры в Старшем жузе, а Коныраты в Среднем. По Рашид ад дину должно быть наоборот.

Жузы не связаны с монгольскими родами структурно, тут был хаотичный процесс

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати Домбаул мергена казахские предания связывают с легендой о происхождении этнонима КИЯТ!

Хе-хе. Что за легенда? Может это Добун-Баян муж Алан-гоа :)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если почитать Рашид ад дина и его летопись и сравнить его с Шежире то получается следующее.

Улы жуз, это настоящие монголы про которых Рашид ад дин пишет. Там и нируны (нурдан жаралган) и дарлекины. Это усуни, дулаты, кураласы и т.д. У дулатов например есть легенда про Домалак ана. У Рашид ад дина пишется про Алангоа которая родила от света а сама была из кураласов. Но ведь кураласы сейчас в составе дулатов!

Единственное что непонятно так это то что Жалаиры в Старшем жузе, а Коныраты в Среднем. По Рашид ад дину должно быть наоборот.

В Средний жуз откочевываю :lol: Кыпчаков тогда в Младший, да?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хе-хе. Что за легенда? Может это Добун-Баян муж Алан-гоа :)

Ваш смех очень похож на усмешку господина КУЕ (Enhd). Да и запутаться можно с вами - жалаир, жалаиртай, жалаирбек. Только не хватает юзера с ником Жалаирхан. :D

А что, Вы не знаете о казахской легенде про Домбаул мергена и киятов?! :o

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваш смех очень похож на усмешку господина КУЕ (Enhd). Да и запутаться можно с вами - жалаир, жалаиртай, жалаирбек. Только не хватает юзера с ником Жалаирхан. :D

А что, Вы не знаете о казахской легенде про Домбаул мергена и киятов?! :o

Ссылку в студию!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если почитать Рашид ад дина и его летопись и сравнить его с Шежире то получается следующее.

Улы жуз, это настоящие монголы про которых Рашид ад дин пишет. Там и нируны (нурдан жаралган) и дарлекины. Это усуни, дулаты, кураласы и т.д. У дулатов например есть легенда про Домалак ана. У Рашид ад дина пишется про Алангоа которая родила от света а сама была из кураласов. Но ведь кураласы сейчас в составе дулатов!

Единственное что непонятно так это то что Жалаиры в Старшем жузе, а Коныраты в Среднем. По Рашид ад дину должно быть наоборот.

Ваш род Ысты связан ли с монгольским Бесут,Бесит,Бисют,Месит?

Некоторые из казахов уже говорили,что Ысты это Бесут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваш род Ысты связан ли с монгольским Бесут,Бесит,Бисют,Месит?

Некоторые из казахов уже говорили,что Ысты это Бесут.

Ысты - йисут, то что они нируны кажется подтверждено ДНК тестами. У них С3

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ваш смех очень похож на усмешку господина КУЕ (Enhd). Да и запутаться можно с вами - жалаир, жалаиртай, жалаирбек. Только не хватает юзера с ником Жалаирхан. :D

А что, Вы не знаете о казахской легенде про Домбаул мергена и киятов?! :o

Жалаирхана надо зарезервировать. :D

Не знаю.

Хе-хе ведь ЕНХДа, буду смеяться так: уа-ха-ха-ха-ха!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...