Jump to content



Recommended Posts

На эту тему ничего не встретилось!!! Кроме упоминания данного термина дважды. Чаще упоминается термин "каганство", но не раскрывается смысл. Привожу некоторые соображения по данному вопросу на основе собранных сведений

Каган обладает сакральностью* и  имеет высший суверенитет, сочетающий духовную и светскую власть. Ал-Хваризми объясняет титул "хан" как "ар-ра’ис" ("глава, вождь"), а "хакан"—"ра’ис ар-руаса" ("вождь вождей, главный вождь"). Дополнительно он переводит "хакан" как "малик турк ал-азам" ("великий царь тюрок") или "хан-хан" ("хан ханов")

http://www.world-history.ru/countries_about/2048.html

Каган являлся представителем бога Тенгри и осуществлял верховную власть, светскую часть власти мог передать назначенному им заместителю. В этом отличие кагана от императора, который сочетал, прежде всего, светскую власть, с некоторыми функциями духовной власти. Условием пребывания каганом было следование заветам Тенгри. «По воле Тенгри человек становился каганом и являлся его ставленником до тех пор, пока сам был в согласии с Тенгри, был у него в милости». Баскаков Н.А. Тюркизмы в "Слове о полку Игореве".

*Сакральное, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения

  

Функции должности кагана:

а) поселяет и переселяет побежденные племена, т. е. заново определяет их территорию;

б) расселяет тюрков на завоеванной территории, распределяя земли между племенами;

в) собирает, расселяет и “устраивает” тюрков в "стране Отюкен", т. е. на коренной территории народа тюрков;

 г) передает на определенных условиях часть племенных земель в своей собственной стране каким-либо группам иммигрантов (например, согдийцам).

 д) добавление (осуществляет верховный суд. По http://www.world-history.ru/countries_about/2048.html)

Главным преступлением “народа” против кагана и “вечного эля" была откочевка на другие земли, т. е. выход из- под каганской власти. Поэтому памятники полны предостережений и угроз против тех, кто замыслил отделение - откочевку, а к числу главных функций кагана отнесено “собирание" и “устроение" народа на подвластной кагану территории, т. е. создание политической организации, системы подчинения. Кляшторный С.Г. Имперский фон древнетюркской цивилизации// Хазарский альманах Том 9

Но позже, ко времени Иосифа (932—960 гг.), значение власти кагана уменьшилось « царские прерогативы, в конце концов, перешли к шаду. Потомки этого шада в Х в. уже не считали нужным вспоминать, как это произошло, а царь Иосиф вообще игнорировал современного ему хакана». http://www.world-history.ru/countries_about/2048.html

Последний упоминаемый по имени каган Хазарии - Захария*, упр. 860—861, и неизвестный -?..ут**, время правления неизвестно. К. Багрянородный правителя хазар называт каганом примерно в 890 г.

римские императоры Константин и Роман (919—944) писали правителю Хазарии: «наиблагороднейшему и славнейшему кагану Хазарии». Русскому «князю» в то же время писали: «Грамота Константина и Романа, христолюбивых императоров римских, к архонту России»

М. И. Артамонов История хазар. 19. Хазары и аланы

 *Упоминается в Житии Кирилла и связанных памятниках. Назван по имени в краткой редакции Жития. Если доверять источнику, в этот период каганы ещё играли активную роль в управлении.

** фрагмент имени из эпиграфической надписи в Горном Крыму. Виноградов А. Ю., Комар А. В. Две «хазарские» надписи из Юго-Западного Крыма // Российская археология. — М., 2005. — № 3. — С. 128—132

***К. Багрянородный  примерно о 890 г. пишет о назначении правителем венгров Алмуша: «…архонт Хазарии, сообщил туркам, чтобы они послали к нему Леведию, первого своего воеводу. … Хаган сказал ему: "Мы позвали тебя ради того, чтобы избрать тебя, поскольку ты благороден, разумен, известен мужеством и первый среди турок, архонтом твоего народа и чтобы ты повиновался слову и велению нашему"» / К. Багрянородный. Об управлении империей, гл. 38/

 

Свои прерогативы каган осуществлял через должностных лиц. Первым заместителем был шад, далее тудуны, вожди племен и т. д. Силовую поддержку осуществляла гвардия (аналог внутренних войск) - лариссии.

В исторической литературе часто упоминается об иудействе кагана. Например, на основе письма Иосифа существует версия, что «Булан, предок царя, носивший титул "шад", сумел заставить хакана принять иудаизм, ибо эту религию не исповедовали тогдашние противники хазар — арабы и Византия». http://www.world-history.ru/countries_about/2048.html

Это не реально. В этом случае каган покрывал себя позором - переставал быть представителем бога Тенгри и подлежал смерти, а его потомки не могли претендовать на этот титул. Возможно,  такой случай имел место быть, например, Захария, правивший всего год, когда обычно десятки лет. Но, возможно и следующий после 860 года, не упоминаемый как опозоривший титул.

Например, Аль-Мас‘уди (ок. 896 - 956) пишет в «Мурудж аз-Захаб»: «Принятие иудаизма правителем хазар состоялось в правление Харуна ар-Рашида» (766 – 809). Мурад Рамзи Талфик  Аль-Ахбар Том I. Но это малореально.

Тот же Аль-Мас‘уди пишет походе руссов на Каспий 913/914 г. с разрешения хазарского царя, но царская гвардия, состоявшая из мусульман и подчинявшаяся кагану, потребовала мести за единоверцев. Царь не смог ей помешать, но будто бы успел предупредить русов об опасности. То есть каган существовал.

Но «Точная дата обращения кагана в иудаизм неизвестна. Согласно расширенной версии письма, приписываемого царю Иосифу, каган принял иудаизм около 620 г. что, однако, невозможно, ввиду общей исторической обстановки. Кроме того, как мы отмечали, так называемое письмо Иосифа - источник достаточно сомнительный. На основе утверждения Иегуды Галеви было сделано предположение, что обращение имело место не в 620 г., а веком позже, около 740 г., но и эта дата также не вызывает доверия, поскольку из жития Св. Або мы узнаем, что каган еще оставался "язычником" в 782 г.. Согласно Масуди, хазары приняли иудаизм во время правления халифа Гаруна аль-Рашида (786 - 809 гг.) Однако каган оставался "язычником" даже во время миссии Константина Философа (Св. Кирилла, славянского апостола) примерно в 861 г. Таким образом, обращение в иудаизм не могло иметь места раньше, чем спустя некоторое время после этой даты». http://www.hagahan-lib.ru/hronos500.html по Вернадский Г.В.“Древняя Русь”, VII, Скандинавы и Русский каганат. с.737-839.

Некоторые подробности см. Б. Н. Заходер. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX—X вв. Глава III. Хазары. 2. Борьба за веру

 Несколько слов о последнем кагане авар. «По просьбе христианина-кагана император поселил его подданных между современными городами Сомбатхеем и Хайнбургом (804-805 гг.)». Исламов Т. М., Пушкаш А. И., Шушарин В. П. Краткая история Венгрии.

Сам же каган (и его потомки весь IX век) стал почетным пленником франков, которые продолжали называть их каганами. Например, см. Письмо Людовика II (Салернская хроника) 870 год. Последний «каган» аварМенуморот умер в 899 г. (B. Lukacs For the memory of the avar khagans). Принятие христианства каганом реально означало автоматическую потерю титула «каган» как представителя бога Тенгри. Тем самым было окончательно сломлена воля к сопротивлению авар и «обры погибли».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...