Jump to content



Dambjaa

Борджигины среди кочевников...

Recommended Posts

41 минуту назад, Kamal сказал:

Муйтены - что за племя?

У каракалпаков родоначальницей племени муйтен считается женщина Ак-Шолпан, дочь Есйм-хана, по прозвищу Муйтен.
Абрамзон Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 minutes ago, башгирд said:

У каракалпаков родоначальницей племени муйтен считается женщина Ак-Шолпан, дочь Есйм-хана, по прозвищу Муйтен.
Абрамзон Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.

Да, Муйтены поголовно истреблены Конратами, выжили лишь дочь каракалпакского хана Ак-Шолпан и двое ее братьев, от которых пошли уже последующие ветви каракалпакских муйтенов. И эти события, судя по легенде происходили в Крыму. Но легенды передают и другие группы муйтенов, помимо "татарских", которые перешли на Амударью через южные маршруты через Иран, и о тех, которые и вовсе не покидали территорию Хорезма. По сути, эта легенда передает общую суть каракалпакской истории. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
28.05.2020 в 19:53, Kamal сказал:

Честно говоря без понятия. Вот знать бы точное имя, а не искаженное, можно было бы как-то обмозговать. А так разные источники по-разному передают его имя. 

Седой, седоватый.

Share this post


Link to post
Share on other sites
28.05.2020 в 19:57, Kamal сказал:

Кстати, Конраты делятся на Шуллук и Жаунгыр. Кияты входят в отделение Шуллук. Этимология Жаунгыр более близка к монгольскому Джунгар (левое крыло), а что означает Шуллук? В монгольском (калмыцком) языке есть что-то похожее? 

Честно не знаю  шуллук, но ваше жаунгар и правда похоже на зюнгар, или по старому джунгар - левое крыло, у монголов архаичное  ДЖ  перешло в - З, а Ч в - Ц, об этом мне лично сказал Рассадин.

Share this post


Link to post
Share on other sites
41 minutes ago, mechenosec said:

Седой, седоватый.

Это имя Бурултай? Тут мне нужно вспомнить, как же каракалпаки называют седых мужчин?! Вспомню, напишу. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
40 minutes ago, mechenosec said:

Честно не знаю  шуллук, но ваше жаунгар и правда похоже на зюнгар, или по старому джунгар - левое крыло, у монголов архаичное  ДЖ  перешло в - З, а Ч в - Ц, об этом мне лично сказал Рассадин.

Да, загадочное слово "Шуллук", но если "Жаунгыр" левое крыло, то "Шуллук" должно быть визави, то есть противоположное к левому. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Kamal сказал:

Да, загадочное слово "Шуллук", но если "Жаунгыр" левое крыло, то "Шуллук" должно быть визави, то есть противоположное к левому. 

У нас барун - правый. У калмыков ударение обычно на второй , последний  слог типа - барУн, БатА, БатУ,  БурулдАй , уверен что у халха и бурят примерно так же.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Quote

Кият (казахский род) Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Кият Численность и ареал Казахстан, Россия.Входит в ногайцы, казахи,хакасы, крымские татары
Родственные народы по языку: каракалпаки. Происхождение тюркское.
У каракалпаков тоже есть племя Кият, которые составляют 30% этого народа. У них племя Кият подразделяется на 40 подродов. У них есть подроды "Борижеген" и "Бозанжар" (скорее всего это родоначальник рода "Борджигинов" Боданчар, предок Чингисхана").
Nurlan, Жандос, Тумэн, Станислав, Эркен, Чингис, Да и еще в Каракалпакстане есть города Киат и Нукус (напоминает рода Киат и Нукуз упоминаемые в "Сокровенном сказаний монголов" как родоначальников монголов). У каракалпаков есть племя Киат, в котором есть подроды "Борижеген" и "Бозанжар.
Кият (каз. Кият) — племя древнетюркского происхождения, ныне подроды этого племени входят в состав Среднего жуза казахов. По книгам Рашид ад-Дина (Рашид-ад Дин. Том I. Книга вторая. Стр.46.), род Кият в XIII веке не проживали на территории современной Мон¬голии, а полностью проживали на территории Дешт-и-Кип¬чак, большей частью на территории Современного Казахстана. Рашид ад-Дин утверждает, что род Кият большей частью разбросан по всей территории Дешт-и-Кипчак (персидское название, дословно «Кипчакская степь» и на востоке Дешт-и-Кипчака расселился подрод Киятов — Тобыкты, которых в дальнейшем будут называть восточными Киятами. После распада Золотой Орды кияты войдут в состав многих казахских родов. Тобыкты войдут в состав Аргынов, Байжигит войдут в состав Найманов и в состав рода Сиргелы (Cipreni). Мелкие подроды рода Кият: Кердери, Телеу (Телеу), Рамадан и Жагабайлы, которые вместе с другими мелкими подродами оставшихся от других крупных родов Керейт,— Табын и Тама, казахским ханом Тауекелем были объедены в один крупный род Жетиру.
По сведениям Рашид ад-Дина состав рода Кият в XIII веке выглядел следующим обра¬зом: Кият-Тобыкты, Жаурыншы, Айдын, Байжигит, Кон Катан. В настоящее время Кияты состоят из следующих подродов: Тобыкты, Байжигит, Кердери, Рамадан, Жагалбайлы, Тилеу. А Кердери, Рамадан, Жагабайлы, Тилеу (Тшеу) являются мел¬кими подродами Киятов, оставшихся после распада крупных родов: Айдын, Жауырыншы, Кон-Катан.
В лите¬ратурно-историческом памятнике «Огуз—Каган» IV века, хра¬нящемся в Париже в национальной библиотеке (перевод К.Омиралиева), говорится, что род Кият берет свое начало от легендарного Домбауыла (хотя это стоит проверить). «Огыз Каган» — древний эпос тюрок и является одним из главных литературно-исторических памятников. Все литера¬турные памятники древности передают достоверные сведения о исторических событиях той эпохи и исторических личностях того времени, о чем говориться во всемирной истории «Хрони¬ка человечества». То что Домбауыл был легендарным предста¬вителем рода Кият, а эпос «Огуз Каган правдиво передает исторические события IV—V веков подтверждается архитектур¬ным памятником древности величественным мавзолеем Дом¬бауыл, находящимся в Карагандинской области Казахстана, на левом бе¬регу реки Кара Кенгир, несколько севернее мавзолея Жошы-Хана. Восточные Кияты (подрод Тобыкты находившиеся в Орде Чингисхана, расположенной в районе современного г. Курча¬тов в Восточно-Казахстанской области после смерти Чингисхана не по¬желали менять место проживания и остались там же. Восточные Кияты (Тобыкты) играли значительную роль в Золотой Орде, о чем известно из исторических книг того периода, например: „Таварих-и гузи-да“ отмечает участие Киятов в важнейших политических собы¬тиях в Восточном Дешт-и-Кипчаке в XV веке».
Род Кият по численности значительно уступал Кыпчакам, Найманам, Керейтам, Аргынам, и только политический, дипломатический и военный гений Чингисхана позволил выходцу из этого рода одержать верх в борьбе за власть над остальными родами и создать единое государство.
Источники:
Рашид-ад Дин. Том I, Том II.
Лите¬ратурно-исторический памятник IV века, тюркский Эпос «Огуз—Каган».
«Таварих-и гузи-да».

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Quote
Загадки поля КуликоваЗвягин Юрий Юрьевич

Огузский великан Кият

Огузский великан Кият

Заманчиво, конечно, объявить Мамая каракалпаком. И, вполне возможно, так оно и есть.

Но справедливости ряди нужно признать: род кият и имя Кият встречаются не только у каракалпаков, но и у казахов и туркменов.

Ну, казахи — ближайшие родичи каракалпаков. Так что тот факт, что часть киятов, в том числе проживающих в современной Монголии (сам не беседовал, но читал об этом), считает себя казахами, удивление не вызывает. Хотя нужно, конечно, заметить: казахи в своей основе имеют кыпчаков, которые вроде бы те самые половцы, против которых вместе с русскими боролись черные клобуки. И в нынешнем каракалпакском народе роды кыпшак и кыят относятся к разным группам.

С другой стороны, в русских летописях я нашел единственный возможный след киятов (точнее, Кията), и как раз у половцев. «Повесть временных лет» под 6603 г. рассказывает: «В то же лето пришодша Половци, Итларь и Кытанъ, к Володимеру на миръ». Знаменитая история. Любимый летописцами русский князь Владимир Мономах замыслил убить половцев, заключивших только что с ним мир. С какого бодуна — непонятно. Летописцы утверждают: дружина подбила. Князь-де сопротивлялся: «Како се могу сотворяти роте с ними», но те пояснили, что «нету в томъ греха», и он согласился. Послал своих людей выкрасть сына Святослава, бывшего в заложниках у «Кытана», а потом «убиша Кытана и дружину его избиша», из-за чего возник конфликт и с половцами, и с Олегом Черниговским, не пожелавшим участвовать в этом преступлении. Цитирую по книге Бугославского, в которой собраны все варианты разночтений ПВЛ по различным летописям{124}.

Так вот, текст-то многие знают, но на имя половецкого хана внимания не обращают. Я, конечно, не лингвист, но, по-моему, в «Кытана» («Китаина» по Радзивиловской и Академической летописям) вполне мог в русской передаче обратиться Кият-хан (Кият-хан — Киятан — Китан — Кытан). Я не утверждаю, что это стопроцентно так, но похоже на правду. И тогда этот Кият — кыпчак.

Но вот относительно туркменов… Они же в основании своем имеют тех же огузов. А именно огузы раньше половцев-кыпчаков пришли в причерноморские степи. И, по мнению многих ученых, именно они составили основу «черных клобуков» после того, как кыпчаки потеснили их из степи. А уж потом, в Орде, к старым родам добавились новые, кыпчакские.

Так вот, у огузов существуют два народных эпоса. Один — «Коркыт Ата». Записан он был в XIV–XVI вв. в виде прозаического произведения «Книга деда Коркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Но составлен, по мнению исследователей, в VII–X вв. в бассейне Сырдарьи. Его легендарный создатель, от имени которого ведется повествование, Коркут — бек племени Кият. Эту личность казахи (тоже воспринявшие этот эпос, хотя повествует он о героических похождениях огузских богатырей и героев) считают исторической, основоположником музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания.

Второй эпос — «Огыз-нама» — впервые был записан в XIII в. Рашид ад-Дином, а затем в XVIII в. упоминался хивинским ханом Абулгазы, считавшим себя прямым потомком Чингиза. Основное действующее лицо — Огыз-каган. Поэма посвящена его детству, подвигам и победе над одноглазым великаном Киятом.

Тут, впрочем, Кият выступает как сторонняя, не огузская сила. Но вот в XIX в. Кият был… старейшиной туркмен на Мангышлаке. И в 1820 г. русским все время приходилось иметь с ним дело. Поскольку этот Кият-бек (или Кият-ага) со своими людьми был первым, кто попросился под российское подданство. О чем и повествует масса документов.

Вот, к примеру:

«Поверенный туркменского народа старшина Кият-ага просит, дабы отменили пошлину, недавно наложенную на рыбу, которую привозили астраханские промышленники с юго-восточных берегов моря. С того времени, как сия пошлина наложена, рыбные ловли у туркменов прекратились, и они лишились тех выгод, которые от того имели. Сие понудило многих искать себе пропитание в Хиве и других местах; но дабы ловля сия была безопасна для наших промышленников, Кият-ага просит, чтоб ему исключительно позволено было снабжать наших промышленников рыбой и чтобы все торги с народом производились через него. Торговля сия ежегодно будет отправляться не более, как на двух судах, и не может быть весьма значительна. Кият-ага просит, чтоб ему в таком случае позволено было солить отсылаемую им рыбу своей солью, добываемой с Нефтяного острова. Народ, говорит он, будет тогда иметь настоящую причину признавать меня за старшего. Между тем он увидит преимущества, полученные мной от российского правительства, будет мне повиноваться, и тогда я могу без сомнения обратить сие повиновение в пользу государя. Если правительство наше, предполагая завести торговлю с туркменами, опасается понести убыток от сего, то первый опыт может быть сделан Кият-агой, он избавит нас через сие от хлопот и издержек, и народ его поневоле привяжется к нему. „Я предлагаю свои меры, говорит Кият-ага. Правительство само увидит: клонятся ли они к сображению разбросанного бедного народа? Мои личные выгоды будут велики; но каким только средством, кажется мне, можно управиться с моими соотчичами“»{125}.

Или вот еще:

«Вступив уже я с родственниками и приближенными моими под высокое покровительство Российской империи, желаю служить вам, жертвуя собой и состоя в подданническом повиновении, оказывать услуги не только по возможности моей, но еще превышающие ее взамен таковой вашей ко мне милости… При чем имею честь вам донести, что находящиеся на Челекене, Гургене и Атреке иомутские народы терпят страх и притеснение от астрабадцев и хивинцев, так что всякий день их беспокоят и желают привести их в повиновение себе. Словом, они хотят достать их в свои руки, нам же, кроме вас, нет другой надежды и покровителя, день и ночь нетерпеливо ожидаем, будет ли когда-либо начальник, чтоб один начальник был сюда прислан и поставлен на здешних границах, по которому бы мы могли безопасно жить от неприятелей и быть в спокойствии и тишине под защитой того начальника. В прочем народ нашего юрта в крайнем положении. Если счастье наше не подействует и от вас не будет прислан в нашу юрту доверенный начальник, то мы должны отдаться на расправу жаждущим крови нашей соседям, а семейства наши отдадутся им в плен, оставаясь навсегда с кровавыми слезами, и прежде всех я буду истреблен. Если вам угодно, чтоб я собрал рассеянных туркменцев и вручил всех их прибывшему сюда начальнику, то хорошо, а если сего быть не может, то просьба моя в том состоит, чтоб в обширных землях ваших отвести мне один небольшой угол, дабы привести мне туда семейство свое под покровительство ваше и не узнать уже лица неприятеля, молясь день и ночь о долгоденствии великого государя императора»{126}.

Так что если не род кият, то личное имя Кият у туркменов (огузов) было. Видимо, это все же слово общетюркское. Отсюда, кстати, следует, очевидно, что предки Чингизхана были никак не монголы. Что, впрочем, многие исследователи и раньше подозревали. Особливо если говорить о его непосредственных предках, кият-борджигинах. Ведь «борджигин» означает «синеокий». Об этом пишет тот же Рашид ад-Дин. И добавляет: «Как это ни странно, те потомки от третьего сына Есугей-бахадура и его детей по большей части — синеоки и рыжи». Да уж, типичные монголы! Нет, сдается, тюрки они все же были. И, скорее всего, слово «кият» означало «дальние». Такое название могли получать роды, живущие далеко от центра племенной территории, в любых тюркских племенах. Так что разные кияты вполне могли и не быть друг другу родственниками. Что, похоже, и происходило. Ну, не зря же, как я уже отмечал, топонимы «кият» расположены на бывших окраинах Дешт-и-Кипчак.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Quote

Таким образом, Бурулдай (остановимся на таком варианте его имени) сделал блистательную военную карьеру в Золотой Орде и сумел проложить путь к могуществу своим родственникам, которые, вероятно, в большом количестве устремились в Золотую Орду после его возвышения. Рашид ад-Дин упоминает киятов как племя, «которое в настоящее время (т. е. на рубеже XIII—XIV вв. — Я. П.) находится у Токтая» и «составляет один туман».[27] Следовательно, к этому времени уже не отдельные представители, а целый могущественный клан находился на службе у золотоордынских ханов и мог выставить в случае войны 10-тысячный отряд воинов. Сомнительно, впрочем, что весь «туман» составляли именно представители рода кият: так, например, в конце XII в. род кият-джуркин объединял не только потомков Окин-Бархака, сына Хабул-хана, но и представителей различных родов и племен, в разное время и по различным причинам признавших власть джуркинов.[28] Как отмечалось выше, кият Онгур, соратник Чингис-хана, получил под начало тысячу баяутов (а не киятов). Таким образом, «туман» киятов в Золотой Орде также мог объединять представителей различных родов и племен как монгольского, так и тюркского происхождения, но носил наименование в соответствии с родовой принадлежностью своих предводителей — потомков Мунгэду-Кияна.[29]

Судьба золотоордынских киятов уже на раннем этапе истории Золотой Орды оказалась связана с Крымом. Если Бурулдай в 1230-1240-е гг. участвовал в завоевании полуострова, то его родственники (или даже прямые потомки), по всей видимости, утвердились в этих землях. Некоторые исследователи однозначно считают, что «домениальные» владения золотоордынских киятов находились именно в Крыму.[30] Современные исследователи крымской топонимики обнаружили на полуострове более 25 названий поселений, содержащих элемент «кият».[31] Однако вполне возможно, что кияты окончательно обосновались в Крыму лишь в начале XIV в., причем при обстоятельствах, которые вряд ли могли послужить к их чести.

Путь киятов к власти начался на рубеже XIII—XIV вв., в тот сложный период в Золотой Орде, когда законный хан Токта (прав. 1291-1312 гг.) боролся за власть и единство в государстве со своим мятежным бекляри-беком Ногаем, который также провозгласил себя ханом (прав. 1296-1299 гг.). И начался этот путь с предательства. Видя, что перевес явно клонится на сторону законного монарха, ряд эмиров, состоявших на службе у Ногая, покинули своего повелителя и с 30 000 воинов перешли на сторону Токты. На его стороне они участвовали в последней битве с Ногаем, в которой и погиб мятежный бекляри-бек. Один из них, Ак-Буга, принадлежал к племени киятов.[32]

Конечно, поскольку киятский нойон перебежал от мятежного бекляри-бека к законному хану, возможно, его действия формально и не были предательством. Несомненно одно: Ак-Буга проявил вероломство, обманув доверие Ногая. И, надо думать, вероломство являлось отличительной чертой предводителей рода кият: ее унаследовали и другие его представители, в том числе и Мамай, как мы убедимся далее.

Перейдя в лагерь Токты, Ак-Буга продолжал оставаться верным своему принципу — становиться на сторону победителей. И поэтому когда после смерти хана Токты его племянник Узбек совершил государственный переворот и занял ханский трон, Ак-Буга немедленно покинул наследников Токты и перебежал к новому повелителю. Вероятно, он оказал новому хану некие важные услуги: хан Узбек приблизил Ак-Бугу и поручал ему важные посольские миссии в зарубежные страны.

Ак-Буга, заняв высокое положение при дворе Узбек-хана, по всей видимости, считал, что обязан этим не только собственным заслугам, но и своему высокому происхождению — как-никак, кияты были близкими родичами потомков Чингисхана! И Ак-Буга не забывал напоминать об этом другим, что порой ставило его в неловкое положение. Так, например, Хафиз-и Абру, среднеазиатский историк начала XV в., описывает, как вел себя Ак-Буга, когда приехал в Иран во главе золотоордынского посольства: «Эмир Хусейн-гурган…, устроив пир в честь его (Ак-Буки)…, хотел сидя подать ему чашу. Ак-Бука рассердился и начал шуметь, говоря: "Ты вассал и крепостной, каким же образом я приму чашу от тебя сидящего, а во-вторых, вы забыли старинный устав (ясык) и обычай (юсун), по которому гурган должен стоять, как слуга, перед уруком". В ответ (на это) эмир Хусейн сказал: "Эмир пришел теперь с посольством, а не для устройства (ясамыши) урука Чингизханова". Вследствие этих слов посол замолчал».[33] Как видим, ханская милость настолько вскружила голову Ак-Буге, что он даже посмел причислить себя к «уруку», т. е. к Золотому роду, к которому принадлежали только Чингизиды![34]

Благосклонностью хана Узбека пользовались и другие кияты. Блистательную карьеру при этом хане сделал один из них — Иса (известен также как Исатай или Астай кият).[35] В 1320-е гг. Узбек-хан начал реформу управления в Золотой Орде, в ходе которой ограничил власть удельных Чингизидов и поставил во главе ордынских областей своих наместников. Против этого выступили потомки Орду-Ичена, старшего сына Джучи — потомственные правители восточного крыла Золотой Орды, известного также как Синяя Орда. После того как Мубарак-Ходжа, один из потомков Орду-Ичена, в 1328-1329 гг. восстал против Узбека, но потерпел поражение и бежал из ордынских владений, Узбек-хан передал Синюю Орду под власть Исатая кията.[36]

Столь быстрое и довольно неожиданное возвышение Исатая породило ряд различных версий, объяснявших причины его карьеры. Например, вышеупомянутый хивинский историк Утемиш-хаджи, использовавший различные письменные источники, а в еще большей степени опиравшийся на устные степные предания,[37] приводит совершенно фантастическую версию воцарения Узбека и возвышения при нем Исатая. Якобы Токта-хан, желая передать трон своему сыну, решил истребить всех остальных своих кровных родичей, но его сын-наследник умер раньше отца, и ни одного члена ханского рода не осталось. Тогда одна из жен сообщила хану, что во время избиения родичей ей удалось спасти ханского племянника — Узбека, который нашел убежище на Кавказе. Хан, как сообщает далее Утемиш-хаджи, немедленно приказал доставить к нему Узбека, за которым отправил Исатая кията и Алатая сиджиута. Однако, прежде чем они успели вернуться с царевичем, хан Токта скончался, и на опустевший престол вступил узурпатор, не имевший отношения к Чингизидам, — Баджир Ток-Буга из племени уйгур.[38] Исатай и Алатай, сделав вид, что признают Ток-Бугу ханом, прибыли к нему как бы для приветствия и убили его, после чего ханом был провозглашен Узбек. В благодарность за возвращение престола он наградил Исатая и Алатая, причем Исатай кият был назначен правителем восточного крыла Золотой Орды, а Джучиды «левого крыла» (потомки «семнадцати сыновей» Джучи), которые покорно признали власть узурпатора Ток-Буги, в наказание были подчинены Исатаю.[39]

Как видим, история возвышения киятов в изложении Утемиша-хаджи представляет собой сложносоставной текст, который содержит как бродячие эпические сюжеты (избиение правителем-тираном родичей, потеря им единственного сына, а также чудесное спасение юного родственника, который наследует трон), так и реальные, по-видимому, сведения о передаче левого крыла Золотой Орды под управление Исы / Исатая. Тем не менее, некоторые исследователи склонны либо полностью признавать достоверность сведений Утемиша-хаджи,[40] либо видеть в них отражение реальных событий, хотя и несколько искаженное.[41] Нам более близка вторая точка зрения.

Почекаев Роман Юлианович - Мамай. История «антигероя» в истории

Share this post


Link to post
Share on other sites

РТ,Буинский район, село Кият (многонациональное) - Все на субботник

 

f13437ff1b95c15eca23d3ad2c3e4ba2.jpg

e5a0df51758bdd3d2ba6da7b9ad679a2.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Dambjaa сказал:

эпос «Огуз Каган правдиво передает исторические события IV—V веков подтверждается архитектур¬ным памятником древности величественным мавзолеем Дом¬бауыл, находящимся в Карагандинской области Казахстана,

Еще одно подтверждение Огуз-хана времен жужаней, а не мифического "до нашей Эры". 

4 часа назад, Dambjaa сказал:

«В то же лето пришодша Половци, Итларь и Кытанъ, к Володимеру на миръ».

Кытанъ - Котян

4 часа назад, Dambjaa сказал:

Я, конечно, не лингвист, но, по-моему, в «Кытана» («Китаина» по Радзивиловской и Академической летописям) вполне мог в русской передаче обратиться Кият-хан (Кият-хан — Киятан — Китан — Кытан). Я не утверждаю, что это стопроцентно так, но похоже на правду. И тогда этот Кият — кыпчак.

Это заказ АКБ. :D  . Только он просил: И тогда этот Кият — кыпчак тюрк. :lol:

4 часа назад, Dambjaa сказал:

Второй эпос — «Огыз-нама» — впервые был записан в XIII в. Рашид ад-Дином, а затем в XVIII в. упоминался хивинским ханом Абулгазы, считавшим себя прямым потомком Чингиза. Основное действующее лицо — Огыз-каган. Поэма посвящена его детству, подвигам и победе над одноглазым великаном Киятом.

Впечатление такое, что автор и в глаза не видел Огуз-наме РАДа. 

5 часов назад, Dambjaa сказал:

Основное действующее лицо — Огыз-каган. Поэма посвящена его детству, подвигам и победе над одноглазым великаном Киятом.

Тут, впрочем, Кият выступает как сторонняя, не огузская сила. Но вот в XIX в. Кият был… старейшиной туркмен на Мангышлаке.

Ой какой долгожитель!!! Еще Огуз-ханом был бит, смотрите, дожил до 19 века!

5 часов назад, Dambjaa сказал:

Так что если не род кият, то личное имя Кият у туркменов (огузов) было. Видимо, это все же слово общетюркское. Отсюда, кстати, следует, очевидно, что предки Чингизхана были никак не монголы.

Только что Кият - сторонняя, не огузская сила. А теперь - туркменская, огузская. И вообще общетюркское Имя. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Dambjaa сказал:

Таким образом, Бурулдай (остановимся на таком варианте его имени) сделал блистательную военную карьеру в Золотой Орде и сумел проложить путь к могуществу своим родственникам, которые, вероятно, в большом количестве устремились в Золотую Орду после его возвышения.

Самовольно устремились в Золотую Орду? Или писали рапорт о переводе? 

5 часов назад, Dambjaa сказал:

Таким образом, «туман» киятов в Золотой Орде также мог объединять представителей различных родов и племен как монгольского, так и тюркского происхождения, но носил наименование в соответствии с родовой принадлежностью своих предводителей — потомков Мунгэду-Кияна.[29]

Основной костяк тумена - кияты. 

5 часов назад, Dambjaa сказал:

кият Онгур, соратник Чингис-хана, получил под начало тысячу баяутов (а не киятов)

Обычное повышение в должности. Стал тысячником. Только вопрос: эта тысяча баяутов под руководством кията Онгура выступала отдельным отрядом? Или входила в тумен? Если входила, то в какой: баяутский? киятский? сводный? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 часов назад, mechenosec сказал:

Кыпшак

 

8 часов назад, Dambjaa сказал:

Маньчжур

 

2 часа назад, buba-suba сказал:

Огуз

 

Buba-suba увлеченно рассказывает mechenos'цу про любимых огузов, а тот в ответ расскажет ему про любимых кыпшаков.

Но тут подошел Dambjaa - Steppe Man желая перевести разговор на любимых маньчжуров.

9eWOv2nYXWqJDVzt4opbS2N2Vzn9dnA5sMxhCdtM

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
15 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

 

Buba-suba увлеченно рассказывает mechenos'цу про любимых огузов, а тот в ответ расскажет ему про любимых кыпшаков.

Но тут подошел Dambjaa - Steppe Man желая перевести разговор на любимых маньчжуров.

9eWOv2nYXWqJDVzt4opbS2N2Vzn9dnA5sMxhCdtM

 

АКБ с фотоаппаратом жутко завидует: не принимают в компанию, прогнали

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оживленная беседа кыпшаковеда, огузоведа и маньчжуроведа привлекла маньчжуроведа - сарлаговеда: :)

 dd674dad-b38c-41e4-a786-fc9e2cc94f08.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

LILUglqG.jpg

 

Мамаев Талгат Шариевич

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дамбжаа - зачем собирать здесь тысячи картинок? К чему это? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

чтоб фольки расширили свой глаза.

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 минут назад, Dambjaa сказал:

чтоб фольки расширили свой глаза.

Может мне забанить вас, чтобы не несли сюда всякие не имеющие смысла картинки?

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 5/29/2020 at 10:54 PM, mechenosec said:

У нас барун - правый. У калмыков ударение обычно на второй , последний  слог типа - барУн, БатА, БатУ,  БурулдАй , уверен что у халха и бурят примерно так же.

С ударениями, пожалуй я не разберусь, минимум нужно знать язык, я думаю. Но исторически известно (по архивным данным), что еще в 19 веке, когда основным центром каракалпаков стала Амударья, так как казахами они (не все каракалпаки, конечно, а Нижние, которые суть половина современных каракалпаков) были вытеснены из Сырдарьи, по хивинским архивам 19 века каракалпаки делились в два Арыса - Арыс Конрат и Арыс Онторт уру. В Арысе Конрат были исключительно Конратские рода с включением в их состав еще Киятов и Муйтенов, из которых Муйтены сами по себе прежде были отдельным Арысом. А Арыс Онторт уру состояли в паре Мангыт-Кенегес и Китай-Кипчак, то есть четыре племени, которые прежде также были отдельными Арысами, но есть такая историческая ситуация, что к 19 веку численность прежних каракалпаков настолько снизилась, что четыре Арыса уже составили один.

Но я не об этом, допустим, что из-за своей малочисленности Арыс Онторт уру могли составить пару между собой, но как Конраты разделились в две части - Шуллук и Жаунгыр?!  Из-за чего? Какие были вынужденные меры? Ответа я знаю, но хотелось бы послушать и другие мнения. Ведь, некоторые твердят, что древние Каракалпаки это не современные каракалпаки, а чуть ли с Марса спустились именно в 1598 году. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 hours ago, Kamal said:

Китай-Кипчак

Может наш админ из каракалпакских китай-кипчаков?

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Steppe Man сказал:

Может наш админ из каракалпакских китай-кипчаков?

Может Степпе-Мен пойдет в бан?

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 minutes ago, Rust said:

Может Степпе-Мен пойдет в бан?

Нельзя даже нормально общаться  и задавать вопросы ради исторической истины ? 

Почему так постоянно злобно относитесь к монголам?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...