Jump to content



Dambjaa

Борджигины среди кочевников...

Recommended Posts

41 минуту назад, Kamal сказал:

Муйтены - что за племя?

У каракалпаков родоначальницей племени муйтен считается женщина Ак-Шолпан, дочь Есйм-хана, по прозвищу Муйтен.
Абрамзон Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.

Link to post
Share on other sites
2 minutes ago, башгирд said:

У каракалпаков родоначальницей племени муйтен считается женщина Ак-Шолпан, дочь Есйм-хана, по прозвищу Муйтен.
Абрамзон Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи.

Да, Муйтены поголовно истреблены Конратами, выжили лишь дочь каракалпакского хана Ак-Шолпан и двое ее братьев, от которых пошли уже последующие ветви каракалпакских муйтенов. И эти события, судя по легенде происходили в Крыму. Но легенды передают и другие группы муйтенов, помимо "татарских", которые перешли на Амударью через южные маршруты через Иран, и о тех, которые и вовсе не покидали территорию Хорезма. По сути, эта легенда передает общую суть каракалпакской истории. 

Link to post
Share on other sites
28.05.2020 в 19:53, Kamal сказал:

Честно говоря без понятия. Вот знать бы точное имя, а не искаженное, можно было бы как-то обмозговать. А так разные источники по-разному передают его имя. 

Седой, седоватый.

Link to post
Share on other sites
28.05.2020 в 19:57, Kamal сказал:

Кстати, Конраты делятся на Шуллук и Жаунгыр. Кияты входят в отделение Шуллук. Этимология Жаунгыр более близка к монгольскому Джунгар (левое крыло), а что означает Шуллук? В монгольском (калмыцком) языке есть что-то похожее? 

Честно не знаю  шуллук, но ваше жаунгар и правда похоже на зюнгар, или по старому джунгар - левое крыло, у монголов архаичное  ДЖ  перешло в - З, а Ч в - Ц, об этом мне лично сказал Рассадин.

Link to post
Share on other sites
41 minutes ago, mechenosec said:

Седой, седоватый.

Это имя Бурултай? Тут мне нужно вспомнить, как же каракалпаки называют седых мужчин?! Вспомню, напишу. 

Link to post
Share on other sites
40 minutes ago, mechenosec said:

Честно не знаю  шуллук, но ваше жаунгар и правда похоже на зюнгар, или по старому джунгар - левое крыло, у монголов архаичное  ДЖ  перешло в - З, а Ч в - Ц, об этом мне лично сказал Рассадин.

Да, загадочное слово "Шуллук", но если "Жаунгыр" левое крыло, то "Шуллук" должно быть визави, то есть противоположное к левому. 

Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Kamal сказал:

Да, загадочное слово "Шуллук", но если "Жаунгыр" левое крыло, то "Шуллук" должно быть визави, то есть противоположное к левому. 

У нас барун - правый. У калмыков ударение обычно на второй , последний  слог типа - барУн, БатА, БатУ,  БурулдАй , уверен что у халха и бурят примерно так же.

Link to post
Share on other sites
Quote

Кият (казахский род) Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Кият Численность и ареал Казахстан, Россия.Входит в ногайцы, казахи,хакасы, крымские татары
Родственные народы по языку: каракалпаки. Происхождение тюркское.
У каракалпаков тоже есть племя Кият, которые составляют 30% этого народа. У них племя Кият подразделяется на 40 подродов. У них есть подроды "Борижеген" и "Бозанжар" (скорее всего это родоначальник рода "Борджигинов" Боданчар, предок Чингисхана").
Nurlan, Жандос, Тумэн, Станислав, Эркен, Чингис, Да и еще в Каракалпакстане есть города Киат и Нукус (напоминает рода Киат и Нукуз упоминаемые в "Сокровенном сказаний монголов" как родоначальников монголов). У каракалпаков есть племя Киат, в котором есть подроды "Борижеген" и "Бозанжар.
Кият (каз. Кият) — племя древнетюркского происхождения, ныне подроды этого племени входят в состав Среднего жуза казахов. По книгам Рашид ад-Дина (Рашид-ад Дин. Том I. Книга вторая. Стр.46.), род Кият в XIII веке не проживали на территории современной Мон¬голии, а полностью проживали на территории Дешт-и-Кип¬чак, большей частью на территории Современного Казахстана. Рашид ад-Дин утверждает, что род Кият большей частью разбросан по всей территории Дешт-и-Кипчак (персидское название, дословно «Кипчакская степь» и на востоке Дешт-и-Кипчака расселился подрод Киятов — Тобыкты, которых в дальнейшем будут называть восточными Киятами. После распада Золотой Орды кияты войдут в состав многих казахских родов. Тобыкты войдут в состав Аргынов, Байжигит войдут в состав Найманов и в состав рода Сиргелы (Cipreni). Мелкие подроды рода Кият: Кердери, Телеу (Телеу), Рамадан и Жагабайлы, которые вместе с другими мелкими подродами оставшихся от других крупных родов Керейт,— Табын и Тама, казахским ханом Тауекелем были объедены в один крупный род Жетиру.
По сведениям Рашид ад-Дина состав рода Кият в XIII веке выглядел следующим обра¬зом: Кият-Тобыкты, Жаурыншы, Айдын, Байжигит, Кон Катан. В настоящее время Кияты состоят из следующих подродов: Тобыкты, Байжигит, Кердери, Рамадан, Жагалбайлы, Тилеу. А Кердери, Рамадан, Жагабайлы, Тилеу (Тшеу) являются мел¬кими подродами Киятов, оставшихся после распада крупных родов: Айдын, Жауырыншы, Кон-Катан.
В лите¬ратурно-историческом памятнике «Огуз—Каган» IV века, хра¬нящемся в Париже в национальной библиотеке (перевод К.Омиралиева), говорится, что род Кият берет свое начало от легендарного Домбауыла (хотя это стоит проверить). «Огыз Каган» — древний эпос тюрок и является одним из главных литературно-исторических памятников. Все литера¬турные памятники древности передают достоверные сведения о исторических событиях той эпохи и исторических личностях того времени, о чем говориться во всемирной истории «Хрони¬ка человечества». То что Домбауыл был легендарным предста¬вителем рода Кият, а эпос «Огуз Каган правдиво передает исторические события IV—V веков подтверждается архитектур¬ным памятником древности величественным мавзолеем Дом¬бауыл, находящимся в Карагандинской области Казахстана, на левом бе¬регу реки Кара Кенгир, несколько севернее мавзолея Жошы-Хана. Восточные Кияты (подрод Тобыкты находившиеся в Орде Чингисхана, расположенной в районе современного г. Курча¬тов в Восточно-Казахстанской области после смерти Чингисхана не по¬желали менять место проживания и остались там же. Восточные Кияты (Тобыкты) играли значительную роль в Золотой Орде, о чем известно из исторических книг того периода, например: „Таварих-и гузи-да“ отмечает участие Киятов в важнейших политических собы¬тиях в Восточном Дешт-и-Кипчаке в XV веке».
Род Кият по численности значительно уступал Кыпчакам, Найманам, Керейтам, Аргынам, и только политический, дипломатический и военный гений Чингисхана позволил выходцу из этого рода одержать верх в борьбе за власть над остальными родами и создать единое государство.
Источники:
Рашид-ад Дин. Том I, Том II.
Лите¬ратурно-исторический памятник IV века, тюркский Эпос «Огуз—Каган».
«Таварих-и гузи-да».

 

Link to post
Share on other sites
Quote
Загадки поля КуликоваЗвягин Юрий Юрьевич

Огузский великан Кият

Огузский великан Кият

Заманчиво, конечно, объявить Мамая каракалпаком. И, вполне возможно, так оно и есть.

Но справедливости ряди нужно признать: род кият и имя Кият встречаются не только у каракалпаков, но и у казахов и туркменов.

Ну, казахи — ближайшие родичи каракалпаков. Так что тот факт, что часть киятов, в том числе проживающих в современной Монголии (сам не беседовал, но читал об этом), считает себя казахами, удивление не вызывает. Хотя нужно, конечно, заметить: казахи в своей основе имеют кыпчаков, которые вроде бы те самые половцы, против которых вместе с русскими боролись черные клобуки. И в нынешнем каракалпакском народе роды кыпшак и кыят относятся к разным группам.

С другой стороны, в русских летописях я нашел единственный возможный след киятов (точнее, Кията), и как раз у половцев. «Повесть временных лет» под 6603 г. рассказывает: «В то же лето пришодша Половци, Итларь и Кытанъ, к Володимеру на миръ». Знаменитая история. Любимый летописцами русский князь Владимир Мономах замыслил убить половцев, заключивших только что с ним мир. С какого бодуна — непонятно. Летописцы утверждают: дружина подбила. Князь-де сопротивлялся: «Како се могу сотворяти роте с ними», но те пояснили, что «нету в томъ греха», и он согласился. Послал своих людей выкрасть сына Святослава, бывшего в заложниках у «Кытана», а потом «убиша Кытана и дружину его избиша», из-за чего возник конфликт и с половцами, и с Олегом Черниговским, не пожелавшим участвовать в этом преступлении. Цитирую по книге Бугославского, в которой собраны все варианты разночтений ПВЛ по различным летописям{124}.

Так вот, текст-то многие знают, но на имя половецкого хана внимания не обращают. Я, конечно, не лингвист, но, по-моему, в «Кытана» («Китаина» по Радзивиловской и Академической летописям) вполне мог в русской передаче обратиться Кият-хан (Кият-хан — Киятан — Китан — Кытан). Я не утверждаю, что это стопроцентно так, но похоже на правду. И тогда этот Кият — кыпчак.

Но вот относительно туркменов… Они же в основании своем имеют тех же огузов. А именно огузы раньше половцев-кыпчаков пришли в причерноморские степи. И, по мнению многих ученых, именно они составили основу «черных клобуков» после того, как кыпчаки потеснили их из степи. А уж потом, в Орде, к старым родам добавились новые, кыпчакские.

Так вот, у огузов существуют два народных эпоса. Один — «Коркыт Ата». Записан он был в XIV–XVI вв. в виде прозаического произведения «Книга деда Коркута» азербайджанскими и турецкими писателями. Но составлен, по мнению исследователей, в VII–X вв. в бассейне Сырдарьи. Его легендарный создатель, от имени которого ведется повествование, Коркут — бек племени Кият. Эту личность казахи (тоже воспринявшие этот эпос, хотя повествует он о героических похождениях огузских богатырей и героев) считают исторической, основоположником музыкальных произведений для кобыза, эпического жанра и искусства врачевания.

Второй эпос — «Огыз-нама» — впервые был записан в XIII в. Рашид ад-Дином, а затем в XVIII в. упоминался хивинским ханом Абулгазы, считавшим себя прямым потомком Чингиза. Основное действующее лицо — Огыз-каган. Поэма посвящена его детству, подвигам и победе над одноглазым великаном Киятом.

Тут, впрочем, Кият выступает как сторонняя, не огузская сила. Но вот в XIX в. Кият был… старейшиной туркмен на Мангышлаке. И в 1820 г. русским все время приходилось иметь с ним дело. Поскольку этот Кият-бек (или Кият-ага) со своими людьми был первым, кто попросился под российское подданство. О чем и повествует масса документов.

Вот, к примеру:

«Поверенный туркменского народа старшина Кият-ага просит, дабы отменили пошлину, недавно наложенную на рыбу, которую привозили астраханские промышленники с юго-восточных берегов моря. С того времени, как сия пошлина наложена, рыбные ловли у туркменов прекратились, и они лишились тех выгод, которые от того имели. Сие понудило многих искать себе пропитание в Хиве и других местах; но дабы ловля сия была безопасна для наших промышленников, Кият-ага просит, чтоб ему исключительно позволено было снабжать наших промышленников рыбой и чтобы все торги с народом производились через него. Торговля сия ежегодно будет отправляться не более, как на двух судах, и не может быть весьма значительна. Кият-ага просит, чтоб ему в таком случае позволено было солить отсылаемую им рыбу своей солью, добываемой с Нефтяного острова. Народ, говорит он, будет тогда иметь настоящую причину признавать меня за старшего. Между тем он увидит преимущества, полученные мной от российского правительства, будет мне повиноваться, и тогда я могу без сомнения обратить сие повиновение в пользу государя. Если правительство наше, предполагая завести торговлю с туркменами, опасается понести убыток от сего, то первый опыт может быть сделан Кият-агой, он избавит нас через сие от хлопот и издержек, и народ его поневоле привяжется к нему. „Я предлагаю свои меры, говорит Кият-ага. Правительство само увидит: клонятся ли они к сображению разбросанного бедного народа? Мои личные выгоды будут велики; но каким только средством, кажется мне, можно управиться с моими соотчичами“»{125}.

Или вот еще:

«Вступив уже я с родственниками и приближенными моими под высокое покровительство Российской империи, желаю служить вам, жертвуя собой и состоя в подданническом повиновении, оказывать услуги не только по возможности моей, но еще превышающие ее взамен таковой вашей ко мне милости… При чем имею честь вам донести, что находящиеся на Челекене, Гургене и Атреке иомутские народы терпят страх и притеснение от астрабадцев и хивинцев, так что всякий день их беспокоят и желают привести их в повиновение себе. Словом, они хотят достать их в свои руки, нам же, кроме вас, нет другой надежды и покровителя, день и ночь нетерпеливо ожидаем, будет ли когда-либо начальник, чтоб один начальник был сюда прислан и поставлен на здешних границах, по которому бы мы могли безопасно жить от неприятелей и быть в спокойствии и тишине под защитой того начальника. В прочем народ нашего юрта в крайнем положении. Если счастье наше не подействует и от вас не будет прислан в нашу юрту доверенный начальник, то мы должны отдаться на расправу жаждущим крови нашей соседям, а семейства наши отдадутся им в плен, оставаясь навсегда с кровавыми слезами, и прежде всех я буду истреблен. Если вам угодно, чтоб я собрал рассеянных туркменцев и вручил всех их прибывшему сюда начальнику, то хорошо, а если сего быть не может, то просьба моя в том состоит, чтоб в обширных землях ваших отвести мне один небольшой угол, дабы привести мне туда семейство свое под покровительство ваше и не узнать уже лица неприятеля, молясь день и ночь о долгоденствии великого государя императора»{126}.

Так что если не род кият, то личное имя Кият у туркменов (огузов) было. Видимо, это все же слово общетюркское. Отсюда, кстати, следует, очевидно, что предки Чингизхана были никак не монголы. Что, впрочем, многие исследователи и раньше подозревали. Особливо если говорить о его непосредственных предках, кият-борджигинах. Ведь «борджигин» означает «синеокий». Об этом пишет тот же Рашид ад-Дин. И добавляет: «Как это ни странно, те потомки от третьего сына Есугей-бахадура и его детей по большей части — синеоки и рыжи». Да уж, типичные монголы! Нет, сдается, тюрки они все же были. И, скорее всего, слово «кият» означало «дальние». Такое название могли получать роды, живущие далеко от центра племенной территории, в любых тюркских племенах. Так что разные кияты вполне могли и не быть друг другу родственниками. Что, похоже, и происходило. Ну, не зря же, как я уже отмечал, топонимы «кият» расположены на бывших окраинах Дешт-и-Кипчак.

 

Link to post
Share on other sites
Quote

Таким образом, Бурулдай (остановимся на таком варианте его имени) сделал блистательную военную карьеру в Золотой Орде и сумел проложить путь к могуществу своим родственникам, которые, вероятно, в большом количестве устремились в Золотую Орду после его возвышения. Рашид ад-Дин упоминает киятов как племя, «которое в настоящее время (т. е. на рубеже XIII—XIV вв. — Я. П.) находится у Токтая» и «составляет один туман».[27] Следовательно, к этому времени уже не отдельные представители, а целый могущественный клан находился на службе у золотоордынских ханов и мог выставить в случае войны 10-тысячный отряд воинов. Сомнительно, впрочем, что весь «туман» составляли именно представители рода кият: так, например, в конце XII в. род кият-джуркин объединял не только потомков Окин-Бархака, сына Хабул-хана, но и представителей различных родов и племен, в разное время и по различным причинам признавших власть джуркинов.[28] Как отмечалось выше, кият Онгур, соратник Чингис-хана, получил под начало тысячу баяутов (а не киятов). Таким образом, «туман» киятов в Золотой Орде также мог объединять представителей различных родов и племен как монгольского, так и тюркского происхождения, но носил наименование в соответствии с родовой принадлежностью своих предводителей — потомков Мунгэду-Кияна.[29]

Судьба золотоордынских киятов уже на раннем этапе истории Золотой Орды оказалась связана с Крымом. Если Бурулдай в 1230-1240-е гг. участвовал в завоевании полуострова, то его родственники (или даже прямые потомки), по всей видимости, утвердились в этих землях. Некоторые исследователи однозначно считают, что «домениальные» владения золотоордынских киятов находились именно в Крыму.[30] Современные исследователи крымской топонимики обнаружили на полуострове более 25 названий поселений, содержащих элемент «кият».[31] Однако вполне возможно, что кияты окончательно обосновались в Крыму лишь в начале XIV в., причем при обстоятельствах, которые вряд ли могли послужить к их чести.

Путь киятов к власти начался на рубеже XIII—XIV вв., в тот сложный период в Золотой Орде, когда законный хан Токта (прав. 1291-1312 гг.) боролся за власть и единство в государстве со своим мятежным бекляри-беком Ногаем, который также провозгласил себя ханом (прав. 1296-1299 гг.). И начался этот путь с предательства. Видя, что перевес явно клонится на сторону законного монарха, ряд эмиров, состоявших на службе у Ногая, покинули своего повелителя и с 30 000 воинов перешли на сторону Токты. На его стороне они участвовали в последней битве с Ногаем, в которой и погиб мятежный бекляри-бек. Один из них, Ак-Буга, принадлежал к племени киятов.[32]

Конечно, поскольку киятский нойон перебежал от мятежного бекляри-бека к законному хану, возможно, его действия формально и не были предательством. Несомненно одно: Ак-Буга проявил вероломство, обманув доверие Ногая. И, надо думать, вероломство являлось отличительной чертой предводителей рода кият: ее унаследовали и другие его представители, в том числе и Мамай, как мы убедимся далее.

Перейдя в лагерь Токты, Ак-Буга продолжал оставаться верным своему принципу — становиться на сторону победителей. И поэтому когда после смерти хана Токты его племянник Узбек совершил государственный переворот и занял ханский трон, Ак-Буга немедленно покинул наследников Токты и перебежал к новому повелителю. Вероятно, он оказал новому хану некие важные услуги: хан Узбек приблизил Ак-Бугу и поручал ему важные посольские миссии в зарубежные страны.

Ак-Буга, заняв высокое положение при дворе Узбек-хана, по всей видимости, считал, что обязан этим не только собственным заслугам, но и своему высокому происхождению — как-никак, кияты были близкими родичами потомков Чингисхана! И Ак-Буга не забывал напоминать об этом другим, что порой ставило его в неловкое положение. Так, например, Хафиз-и Абру, среднеазиатский историк начала XV в., описывает, как вел себя Ак-Буга, когда приехал в Иран во главе золотоордынского посольства: «Эмир Хусейн-гурган…, устроив пир в честь его (Ак-Буки)…, хотел сидя подать ему чашу. Ак-Бука рассердился и начал шуметь, говоря: "Ты вассал и крепостной, каким же образом я приму чашу от тебя сидящего, а во-вторых, вы забыли старинный устав (ясык) и обычай (юсун), по которому гурган должен стоять, как слуга, перед уруком". В ответ (на это) эмир Хусейн сказал: "Эмир пришел теперь с посольством, а не для устройства (ясамыши) урука Чингизханова". Вследствие этих слов посол замолчал».[33] Как видим, ханская милость настолько вскружила голову Ак-Буге, что он даже посмел причислить себя к «уруку», т. е. к Золотому роду, к которому принадлежали только Чингизиды![34]

Благосклонностью хана Узбека пользовались и другие кияты. Блистательную карьеру при этом хане сделал один из них — Иса (известен также как Исатай или Астай кият).[35] В 1320-е гг. Узбек-хан начал реформу управления в Золотой Орде, в ходе которой ограничил власть удельных Чингизидов и поставил во главе ордынских областей своих наместников. Против этого выступили потомки Орду-Ичена, старшего сына Джучи — потомственные правители восточного крыла Золотой Орды, известного также как Синяя Орда. После того как Мубарак-Ходжа, один из потомков Орду-Ичена, в 1328-1329 гг. восстал против Узбека, но потерпел поражение и бежал из ордынских владений, Узбек-хан передал Синюю Орду под власть Исатая кията.[36]

Столь быстрое и довольно неожиданное возвышение Исатая породило ряд различных версий, объяснявших причины его карьеры. Например, вышеупомянутый хивинский историк Утемиш-хаджи, использовавший различные письменные источники, а в еще большей степени опиравшийся на устные степные предания,[37] приводит совершенно фантастическую версию воцарения Узбека и возвышения при нем Исатая. Якобы Токта-хан, желая передать трон своему сыну, решил истребить всех остальных своих кровных родичей, но его сын-наследник умер раньше отца, и ни одного члена ханского рода не осталось. Тогда одна из жен сообщила хану, что во время избиения родичей ей удалось спасти ханского племянника — Узбека, который нашел убежище на Кавказе. Хан, как сообщает далее Утемиш-хаджи, немедленно приказал доставить к нему Узбека, за которым отправил Исатая кията и Алатая сиджиута. Однако, прежде чем они успели вернуться с царевичем, хан Токта скончался, и на опустевший престол вступил узурпатор, не имевший отношения к Чингизидам, — Баджир Ток-Буга из племени уйгур.[38] Исатай и Алатай, сделав вид, что признают Ток-Бугу ханом, прибыли к нему как бы для приветствия и убили его, после чего ханом был провозглашен Узбек. В благодарность за возвращение престола он наградил Исатая и Алатая, причем Исатай кият был назначен правителем восточного крыла Золотой Орды, а Джучиды «левого крыла» (потомки «семнадцати сыновей» Джучи), которые покорно признали власть узурпатора Ток-Буги, в наказание были подчинены Исатаю.[39]

Как видим, история возвышения киятов в изложении Утемиша-хаджи представляет собой сложносоставной текст, который содержит как бродячие эпические сюжеты (избиение правителем-тираном родичей, потеря им единственного сына, а также чудесное спасение юного родственника, который наследует трон), так и реальные, по-видимому, сведения о передаче левого крыла Золотой Орды под управление Исы / Исатая. Тем не менее, некоторые исследователи склонны либо полностью признавать достоверность сведений Утемиша-хаджи,[40] либо видеть в них отражение реальных событий, хотя и несколько искаженное.[41] Нам более близка вторая точка зрения.

Почекаев Роман Юлианович - Мамай. История «антигероя» в истории

Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Dambjaa сказал:

эпос «Огуз Каган правдиво передает исторические события IV—V веков подтверждается архитектур¬ным памятником древности величественным мавзолеем Дом¬бауыл, находящимся в Карагандинской области Казахстана,

Еще одно подтверждение Огуз-хана времен жужаней, а не мифического "до нашей Эры". 

4 часа назад, Dambjaa сказал:

«В то же лето пришодша Половци, Итларь и Кытанъ, к Володимеру на миръ».

Кытанъ - Котян

4 часа назад, Dambjaa сказал:

Я, конечно, не лингвист, но, по-моему, в «Кытана» («Китаина» по Радзивиловской и Академической летописям) вполне мог в русской передаче обратиться Кият-хан (Кият-хан — Киятан — Китан — Кытан). Я не утверждаю, что это стопроцентно так, но похоже на правду. И тогда этот Кият — кыпчак.

Это заказ АКБ. :D  . Только он просил: И тогда этот Кият — кыпчак тюрк. :lol:

4 часа назад, Dambjaa сказал:

Второй эпос — «Огыз-нама» — впервые был записан в XIII в. Рашид ад-Дином, а затем в XVIII в. упоминался хивинским ханом Абулгазы, считавшим себя прямым потомком Чингиза. Основное действующее лицо — Огыз-каган. Поэма посвящена его детству, подвигам и победе над одноглазым великаном Киятом.

Впечатление такое, что автор и в глаза не видел Огуз-наме РАДа. 

5 часов назад, Dambjaa сказал:

Основное действующее лицо — Огыз-каган. Поэма посвящена его детству, подвигам и победе над одноглазым великаном Киятом.

Тут, впрочем, Кият выступает как сторонняя, не огузская сила. Но вот в XIX в. Кият был… старейшиной туркмен на Мангышлаке.

Ой какой долгожитель!!! Еще Огуз-ханом был бит, смотрите, дожил до 19 века!

5 часов назад, Dambjaa сказал:

Так что если не род кият, то личное имя Кият у туркменов (огузов) было. Видимо, это все же слово общетюркское. Отсюда, кстати, следует, очевидно, что предки Чингизхана были никак не монголы.

Только что Кият - сторонняя, не огузская сила. А теперь - туркменская, огузская. И вообще общетюркское Имя. 

Link to post
Share on other sites
5 часов назад, Dambjaa сказал:

Таким образом, Бурулдай (остановимся на таком варианте его имени) сделал блистательную военную карьеру в Золотой Орде и сумел проложить путь к могуществу своим родственникам, которые, вероятно, в большом количестве устремились в Золотую Орду после его возвышения.

Самовольно устремились в Золотую Орду? Или писали рапорт о переводе? 

5 часов назад, Dambjaa сказал:

Таким образом, «туман» киятов в Золотой Орде также мог объединять представителей различных родов и племен как монгольского, так и тюркского происхождения, но носил наименование в соответствии с родовой принадлежностью своих предводителей — потомков Мунгэду-Кияна.[29]

Основной костяк тумена - кияты. 

5 часов назад, Dambjaa сказал:

кият Онгур, соратник Чингис-хана, получил под начало тысячу баяутов (а не киятов)

Обычное повышение в должности. Стал тысячником. Только вопрос: эта тысяча баяутов под руководством кията Онгура выступала отдельным отрядом? Или входила в тумен? Если входила, то в какой: баяутский? киятский? сводный? 

Link to post
Share on other sites
13 часов назад, mechenosec сказал:

Кыпшак

 

8 часов назад, Dambjaa сказал:

Маньчжур

 

2 часа назад, buba-suba сказал:

Огуз

 

Buba-suba увлеченно рассказывает mechenos'цу про любимых огузов, а тот в ответ расскажет ему про любимых кыпшаков.

Но тут подошел Dambjaa - Steppe Man желая перевести разговор на любимых маньчжуров.

9eWOv2nYXWqJDVzt4opbS2N2Vzn9dnA5sMxhCdtM

 

Link to post
Share on other sites
15 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

 

 

Buba-suba увлеченно рассказывает mechenos'цу про любимых огузов, а тот в ответ расскажет ему про любимых кыпшаков.

Но тут подошел Dambjaa - Steppe Man желая перевести разговор на любимых маньчжуров.

9eWOv2nYXWqJDVzt4opbS2N2Vzn9dnA5sMxhCdtM

 

АКБ с фотоаппаратом жутко завидует: не принимают в компанию, прогнали

Link to post
Share on other sites

Оживленная беседа кыпшаковеда, огузоведа и маньчжуроведа привлекла маньчжуроведа - сарлаговеда: :)

 dd674dad-b38c-41e4-a786-fc9e2cc94f08.jpg

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Дамбжаа - зачем собирать здесь тысячи картинок? К чему это? 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
13 минут назад, Dambjaa сказал:

чтоб фольки расширили свой глаза.

Может мне забанить вас, чтобы не несли сюда всякие не имеющие смысла картинки?

Link to post
Share on other sites
On 5/29/2020 at 10:54 PM, mechenosec said:

У нас барун - правый. У калмыков ударение обычно на второй , последний  слог типа - барУн, БатА, БатУ,  БурулдАй , уверен что у халха и бурят примерно так же.

С ударениями, пожалуй я не разберусь, минимум нужно знать язык, я думаю. Но исторически известно (по архивным данным), что еще в 19 веке, когда основным центром каракалпаков стала Амударья, так как казахами они (не все каракалпаки, конечно, а Нижние, которые суть половина современных каракалпаков) были вытеснены из Сырдарьи, по хивинским архивам 19 века каракалпаки делились в два Арыса - Арыс Конрат и Арыс Онторт уру. В Арысе Конрат были исключительно Конратские рода с включением в их состав еще Киятов и Муйтенов, из которых Муйтены сами по себе прежде были отдельным Арысом. А Арыс Онторт уру состояли в паре Мангыт-Кенегес и Китай-Кипчак, то есть четыре племени, которые прежде также были отдельными Арысами, но есть такая историческая ситуация, что к 19 веку численность прежних каракалпаков настолько снизилась, что четыре Арыса уже составили один.

Но я не об этом, допустим, что из-за своей малочисленности Арыс Онторт уру могли составить пару между собой, но как Конраты разделились в две части - Шуллук и Жаунгыр?!  Из-за чего? Какие были вынужденные меры? Ответа я знаю, но хотелось бы послушать и другие мнения. Ведь, некоторые твердят, что древние Каракалпаки это не современные каракалпаки, а чуть ли с Марса спустились именно в 1598 году. 

Link to post
Share on other sites
  • Admin
6 часов назад, Steppe Man сказал:

Может наш админ из каракалпакских китай-кипчаков?

Может Степпе-Мен пойдет в бан?

Link to post
Share on other sites
6 minutes ago, Rust said:

Может Степпе-Мен пойдет в бан?

Нельзя даже нормально общаться  и задавать вопросы ради исторической истины ? 

Почему так постоянно злобно относитесь к монголам?

 

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...