Jump to content



АксКерБорж

Отсутствие у монголов традиции конской телеги и саней

Recommended Posts

8 часов назад, Zake сказал:

Не согласен.

Уже писал ранее. 

Мне кажется, что слово oŋgi как раз подходит в качестве основы названия "онгут". Потому что онгуты (скорее всего) своё название (Онгу-Вангу) получили от названия ворот/прохода/проёма Великой Стены.  Так как слово oŋgi  имеет значение "дыра", "проём", "отверстие ".

 

Тем более, что Рашид ад-Дин прямо указывает, что местность, занимаемая племени кунгират это пределы стены Уткух ... и они там сидят.

 

Link to comment
Share on other sites

В 05.05.2020 в 14:26, АксКерБорж сказал:

Наглядное старинное фото такой диковинной "упряжи" - монголы тянут телегу со Стефаном Passe, путешествовавшим от Кяхты до Урги в 1913 году. Получается, что приличную часть тягловой нагрузки берут на себя люди

http://s015.radikal.ru/i333/1506/b3/0e4efcc1fcf6.jpg

 

Их хүрээ (позднее Улан-Батор).

Нач. 20 века.

Двое монголов мужчин тянут телегу держа в руках перекладину, привязанную к оглоблям:

FKytiI3VQAALgIV?format=jpg&name=large

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Их хүрээ (позднее Улан-Батор).

Нач. 20 века.

Двое монголов мужчин тянут телегу держа в руках перекладину, привязанную к оглоблям:

FKytiI3VQAALgIV?format=jpg&name=large

А как средневековые  монголы запрягали?)

Алтан Тобчи:

Впрягли аргамаков в большую повозку, на нее возложили золотые останки владыки хагана, и, когда должны были двинуться в обратный путь, сунитский Кӱлӱгэтэй-багатур произнес похвалу:

«Обернувшись крылом парящего ястреба, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом грохочущей повозки, государь мой?
Обернувшись крылом хватающего добычу ястреба, ты отлетел, государь мой!

Неужели ты стал грузом повозки с вертящейся осью, государь мой? [241]
Обернувшись крылом щебечущей птички, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом скрипящей повозки, государь мой?»

Link to comment
Share on other sites

9 hours ago, Zake said:

А как средневековые  монголы запрягали?)

Алтан Тобчи:

Впрягли аргамаков в большую повозку, на нее возложили золотые останки владыки хагана, и, когда должны были двинуться в обратный путь, сунитский Кӱлӱгэтэй-багатур произнес похвалу:

«Обернувшись крылом парящего ястреба, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом грохочущей повозки, государь мой?
Обернувшись крылом хватающего добычу ястреба, ты отлетел, государь мой!

Неужели ты стал грузом повозки с вертящейся осью, государь мой? [241]
Обернувшись крылом щебечущей птички, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом скрипящей повозки, государь мой?»

Если бы прочитали стихи до конца поняли бы запряжённы были не аргамаки а верблюд точнее Буур. Надеюсь знаете что такое буур.

Во вторых. Грохочущий, скрипящий, с вращающейся осью это как раз наш монгольский хасаг тэрэг.

И вообще не пойму эту возню с телегами. У казахов что ли был “фаэтон”. Покажите их, где они. Гүүгл вообще бурятскую телегу выдает. Думаю у вас был такой же теляга до встречи с русскими. 
 

Зачем кочевнику быстроходная телега в степи разве мощенные дороги везде, и куда опаздывать там. Совсем непонятная дискусия.

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Zake сказал:

А как средневековые  монголы запрягали?)

Алтан Тобчи:

Впрягли аргамаков в большую повозку, на нее возложили золотые останки владыки хагана, и, когда должны были двинуться в обратный путь, сунитский Кӱлӱгэтэй-багатур произнес похвалу:

«Обернувшись крылом парящего ястреба, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом грохочущей повозки, государь мой?
Обернувшись крылом хватающего добычу ястреба, ты отлетел, государь мой!

Неужели ты стал грузом повозки с вертящейся осью, государь мой? [241]
Обернувшись крылом щебечущей птички, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом скрипящей повозки, государь мой?»

 

Средневековые, те что монголы и татары одновременно )))

запрягали лошадей и в сани, и в телеги (об этом цитаты и миниатюры в начале темы)

ув. Zake, приветствую вас!

 

Link to comment
Share on other sites

54 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Средневековые, те что монголы и татары одновременно )))

запрягали лошадей и в сани, и в телеги (об этом цитаты и миниатюры в начале темы)

ув. Zake, приветствую вас!

 

Приветствую вас ув Акб.

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Boroldoi сказал:


Зачем кочевнику быстроходная телега в степи разве мощенные дороги везде, и куда опаздывать там. Совсем непонятная дискусия.

Ну да монголы значит никуда не торопятся, поэтому и тащат перекладину на себе)

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Zake сказал:

Приветствую вас ув Акб.

 

Аман!

 

Link to comment
Share on other sites

 

Монгол ердийн (соёл) хөсөг.

Монгольские обыкновенные (традиционные) повозки.

image.jpg

 

Д.А. Симуков.

1934 год.

image.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

В 05.02.2022 в 07:18, АксКерБорж сказал:

Их хүрээ (позднее Улан-Батор).

Нач. 20 века.

Двое монголов мужчин тянут телегу держа в руках перекладину, привязанную к оглоблям:

FKytiI3VQAALgIV?format=jpg&name=large

 

На фото внизу та самая перекладина, привязываемая монголами к конским телегам/каретам иностранцев, для их транспортировки двумя всадниками "в ручную", в виду отсутствия у монголов традиции конских телег и саней (соответственно, отсутствия у монгольских лошадей навыков работы в хомуте, да и отсутствия самих хомутов, дуг, вожжей, седелок).

1900 год.

 У переправы через реку Еру-гол (монг: Ерөө гол).FOVlYsSVcAMgNcu?format=jpg&name=medium

  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_8/frametext21.htm

Мунгалы р, нерчинские тунгусы и калмыки не пользуются никакими санями, отчасти потому, что в степях с, заселенных ими, не выпадает много снега, и он лежит недолго, отчасти потому, что их лошади не приучены тянуть сани.

Все татары, как магометанские, так и языческие, ездят на лошадях с санями.

Брацкие ездят на маленьких санях, в которые запрягают быков, и возят на них сено и все то, что доставляют на продажу в город.

Не так давно у контайшиных калмыков 11 пленные русские изготовляли сани и тогда на них ездили.

Якуты вокруг Якутска ездят на санях и запрягают в них как лошадей, так и быков. Они возят таким образом в город на продажу дрова и сено. Если у них в санях что-либо ломается, то при спешности лучшим средством является следующее: они замазывают сломанное место т свежим коровьим навозом. Как только он замерзнет, они снова у едут, как ни в чем не бывало. :I ф 

Link to comment
Share on other sites

15 минут назад, Zake сказал:

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_8/frametext21.htm

Мунгалы р, нерчинские тунгусы и калмыки не пользуются никакими санями, отчасти потому, что в степях с, заселенных ими, не выпадает много снега, и он лежит недолго, отчасти потому, что их лошади не приучены тянуть сани.

Все татары, как магометанские, так и языческие, ездят на лошадях с санями.

Брацкие ездят на маленьких санях, в которые запрягают быков, и возят на них сено и все то, что доставляют на продажу в город.

Не так давно у контайшиных калмыков 11 пленные русские изготовляли сани и тогда на них ездили.

Якуты вокруг Якутска ездят на санях и запрягают в них как лошадей, так и быков. Они возят таким образом в город на продажу дрова и сено. Если у них в санях что-либо ломается, то при спешности лучшим средством является следующее: они замазывают сломанное место т свежим коровьим навозом. Как только он замерзнет, они снова у едут, как ни в чем не бывало. :I ф 

 

У нас до сих пор все ездят зимой на конных санях.

В отличие от телеги они едут очень тихо и очень мягко, а бег лошади по снегу перед твоим лицом и редкий скрип металлических полозьев по снегу хорошо успокаивает и умиротворяет. Одним словом кайф. ))

Кстати очень безопасны, т.к. сидишь в 30 см. от земли на постланном сене и если даже на крутом повороте на большой скорости вылетишь из саней, то просто поваляешься в снегу. ))

 

Link to comment
Share on other sites

 

Фото норовежца Оскара Мамена.

Монголия ("Богдыханская Монголия").

Столица Нийслэл Хүрээ.

12.07.1913 г.

Возвращение Богдыхана с праздника Цам.

Карету с Богдоханом вместо лошадей тянут люди.

Как обычно используется поперечная перекладина.

FaiARhYaAAAYVfS?format=jpg&name=medium

Fbom6RjUIAEsTYj?format=jpg&name=large

 

Link to comment
Share on other sites

53 минуты назад, Steppe Man сказал:

1547561587zdtzz_1600x900.jpg

 

На этом фото голодомор 1932 - 1933 г.г., устроенный советской властью казахам конфискацией скота как единственного источника пищи и доходов.

Не то чтоб лошадей, в те годы были зафиксированы случаи поедания трупов умерших сородичей.

 

А у монголов не было и нет традиции использования лошадей в телегах и санях.

Это же совершенно разные вещи!

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

 

Монголия.

Август 1914 года.

Перевозка бревен через реку Чигэстэй на сарлачьих (ячьих) повозках.

FfJ2os1UcAAPzJg?format=jpg&name=large

 

Link to comment
Share on other sites

 

Традиции использования лошадей в телегах и санях у монголов точно не было (сейчас я не про средневековых татар-монголов, у них как раз таки всё это было).

Вот очередное документальное тому подтверждение.

С датой не уверен, картина подписана 1805 годом.

Если кто найдет автора было бы прекрасно.

Урга (Өргөө).

UYRW7.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

 

Возведение на престол Богд Жэбзүндамба.

Их Хүрээ.

Зима 1911 года.

Ввиду отсутствия у монголов традиции упряжных лошадей карету с избранным Богдо тянут люди как обычно толкая поперечную балку, привязанную к оглоблям кареты (см: справа снимка):

Uu8a7.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...