Перейти к содержанию
АксКерБорж

Отсутствие у монголов традиции конской телеги и саней

Рекомендуемые сообщения

8 часов назад, Zake сказал:

Не согласен.

Уже писал ранее. 

Мне кажется, что слово oŋgi как раз подходит в качестве основы названия "онгут". Потому что онгуты (скорее всего) своё название (Онгу-Вангу) получили от названия ворот/прохода/проёма Великой Стены.  Так как слово oŋgi  имеет значение "дыра", "проём", "отверстие ".

 

Тем более, что Рашид ад-Дин прямо указывает, что местность, занимаемая племени кунгират это пределы стены Уткух ... и они там сидят.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.05.2020 в 14:26, АксКерБорж сказал:

Наглядное старинное фото такой диковинной "упряжи" - монголы тянут телегу со Стефаном Passe, путешествовавшим от Кяхты до Урги в 1913 году. Получается, что приличную часть тягловой нагрузки берут на себя люди

http://s015.radikal.ru/i333/1506/b3/0e4efcc1fcf6.jpg

 

Их хүрээ (позднее Улан-Батор).

Нач. 20 века.

Двое монголов мужчин тянут телегу держа в руках перекладину, привязанную к оглоблям:

FKytiI3VQAALgIV?format=jpg&name=large

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Их хүрээ (позднее Улан-Батор).

Нач. 20 века.

Двое монголов мужчин тянут телегу держа в руках перекладину, привязанную к оглоблям:

FKytiI3VQAALgIV?format=jpg&name=large

А как средневековые  монголы запрягали?)

Алтан Тобчи:

Впрягли аргамаков в большую повозку, на нее возложили золотые останки владыки хагана, и, когда должны были двинуться в обратный путь, сунитский Кӱлӱгэтэй-багатур произнес похвалу:

«Обернувшись крылом парящего ястреба, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом грохочущей повозки, государь мой?
Обернувшись крылом хватающего добычу ястреба, ты отлетел, государь мой!

Неужели ты стал грузом повозки с вертящейся осью, государь мой? [241]
Обернувшись крылом щебечущей птички, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом скрипящей повозки, государь мой?»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, Zake said:

А как средневековые  монголы запрягали?)

Алтан Тобчи:

Впрягли аргамаков в большую повозку, на нее возложили золотые останки владыки хагана, и, когда должны были двинуться в обратный путь, сунитский Кӱлӱгэтэй-багатур произнес похвалу:

«Обернувшись крылом парящего ястреба, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом грохочущей повозки, государь мой?
Обернувшись крылом хватающего добычу ястреба, ты отлетел, государь мой!

Неужели ты стал грузом повозки с вертящейся осью, государь мой? [241]
Обернувшись крылом щебечущей птички, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом скрипящей повозки, государь мой?»

Если бы прочитали стихи до конца поняли бы запряжённы были не аргамаки а верблюд точнее Буур. Надеюсь знаете что такое буур.

Во вторых. Грохочущий, скрипящий, с вращающейся осью это как раз наш монгольский хасаг тэрэг.

И вообще не пойму эту возню с телегами. У казахов что ли был “фаэтон”. Покажите их, где они. Гүүгл вообще бурятскую телегу выдает. Думаю у вас был такой же теляга до встречи с русскими. 
 

Зачем кочевнику быстроходная телега в степи разве мощенные дороги везде, и куда опаздывать там. Совсем непонятная дискусия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Zake сказал:

А как средневековые  монголы запрягали?)

Алтан Тобчи:

Впрягли аргамаков в большую повозку, на нее возложили золотые останки владыки хагана, и, когда должны были двинуться в обратный путь, сунитский Кӱлӱгэтэй-багатур произнес похвалу:

«Обернувшись крылом парящего ястреба, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом грохочущей повозки, государь мой?
Обернувшись крылом хватающего добычу ястреба, ты отлетел, государь мой!

Неужели ты стал грузом повозки с вертящейся осью, государь мой? [241]
Обернувшись крылом щебечущей птички, ты отлетел, государь мой!
Неужели ты стал грузом скрипящей повозки, государь мой?»

 

Средневековые, те что монголы и татары одновременно )))

запрягали лошадей и в сани, и в телеги (об этом цитаты и миниатюры в начале темы)

ув. Zake, приветствую вас!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Средневековые, те что монголы и татары одновременно )))

запрягали лошадей и в сани, и в телеги (об этом цитаты и миниатюры в начале темы)

ув. Zake, приветствую вас!

 

Приветствую вас ув Акб.

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Boroldoi сказал:


Зачем кочевнику быстроходная телега в степи разве мощенные дороги везде, и куда опаздывать там. Совсем непонятная дискусия.

Ну да монголы значит никуда не торопятся, поэтому и тащат перекладину на себе)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Приветствую вас ув Акб.

 

Аман!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монгол ердийн (соёл) хөсөг.

Монгольские обыкновенные (традиционные) повозки.

image.jpg

 

Д.А. Симуков.

1934 год.

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.02.2022 в 07:18, АксКерБорж сказал:

Их хүрээ (позднее Улан-Батор).

Нач. 20 века.

Двое монголов мужчин тянут телегу держа в руках перекладину, привязанную к оглоблям:

FKytiI3VQAALgIV?format=jpg&name=large

 

На фото внизу та самая перекладина, привязываемая монголами к конским телегам/каретам иностранцев, для их транспортировки двумя всадниками "в ручную", в виду отсутствия у монголов традиции конских телег и саней (соответственно, отсутствия у монгольских лошадей навыков работы в хомуте, да и отсутствия самих хомутов, дуг, вожжей, седелок).

1900 год.

 У переправы через реку Еру-гол (монг: Ерөө гол).FOVlYsSVcAMgNcu?format=jpg&name=medium

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_8/frametext21.htm

Мунгалы р, нерчинские тунгусы и калмыки не пользуются никакими санями, отчасти потому, что в степях с, заселенных ими, не выпадает много снега, и он лежит недолго, отчасти потому, что их лошади не приучены тянуть сани.

Все татары, как магометанские, так и языческие, ездят на лошадях с санями.

Брацкие ездят на маленьких санях, в которые запрягают быков, и возят на них сено и все то, что доставляют на продажу в город.

Не так давно у контайшиных калмыков 11 пленные русские изготовляли сани и тогда на них ездили.

Якуты вокруг Якутска ездят на санях и запрягают в них как лошадей, так и быков. Они возят таким образом в город на продажу дрова и сено. Если у них в санях что-либо ломается, то при спешности лучшим средством является следующее: они замазывают сломанное место т свежим коровьим навозом. Как только он замерзнет, они снова у едут, как ни в чем не бывало. :I ф 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 минут назад, Zake сказал:

https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Miller_8/frametext21.htm

Мунгалы р, нерчинские тунгусы и калмыки не пользуются никакими санями, отчасти потому, что в степях с, заселенных ими, не выпадает много снега, и он лежит недолго, отчасти потому, что их лошади не приучены тянуть сани.

Все татары, как магометанские, так и языческие, ездят на лошадях с санями.

Брацкие ездят на маленьких санях, в которые запрягают быков, и возят на них сено и все то, что доставляют на продажу в город.

Не так давно у контайшиных калмыков 11 пленные русские изготовляли сани и тогда на них ездили.

Якуты вокруг Якутска ездят на санях и запрягают в них как лошадей, так и быков. Они возят таким образом в город на продажу дрова и сено. Если у них в санях что-либо ломается, то при спешности лучшим средством является следующее: они замазывают сломанное место т свежим коровьим навозом. Как только он замерзнет, они снова у едут, как ни в чем не бывало. :I ф 

 

У нас до сих пор все ездят зимой на конных санях.

В отличие от телеги они едут очень тихо и очень мягко, а бег лошади по снегу перед твоим лицом и редкий скрип металлических полозьев по снегу хорошо успокаивает и умиротворяет. Одним словом кайф. ))

Кстати очень безопасны, т.к. сидишь в 30 см. от земли на постланном сене и если даже на крутом повороте на большой скорости вылетишь из саней, то просто поваляешься в снегу. ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Фото норовежца Оскара Мамена.

Монголия ("Богдыханская Монголия").

Столица Нийслэл Хүрээ.

12.07.1913 г.

Возвращение Богдыхана с праздника Цам.

Карету с Богдоханом вместо лошадей тянут люди.

Как обычно используется поперечная перекладина.

FaiARhYaAAAYVfS?format=jpg&name=medium

Fbom6RjUIAEsTYj?format=jpg&name=large

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

53 минуты назад, Steppe Man сказал:

1547561587zdtzz_1600x900.jpg

 

На этом фото голодомор 1932 - 1933 г.г., устроенный советской властью казахам конфискацией скота как единственного источника пищи и доходов.

Не то чтоб лошадей, в те годы были зафиксированы случаи поедания трупов умерших сородичей.

 

А у монголов не было и нет традиции использования лошадей в телегах и санях.

Это же совершенно разные вещи!

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монголия.

Август 1914 года.

Перевозка бревен через реку Чигэстэй на сарлачьих (ячьих) повозках.

FfJ2os1UcAAPzJg?format=jpg&name=large

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

FfMTLUQUYAAx-JF?format=jpg&name=large

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Традиции использования лошадей в телегах и санях у монголов точно не было (сейчас я не про средневековых татар-монголов, у них как раз таки всё это было).

Вот очередное документальное тому подтверждение.

С датой не уверен, картина подписана 1805 годом.

Если кто найдет автора было бы прекрасно.

Урга (Өргөө).

UYRW7.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Возведение на престол Богд Жэбзүндамба.

Их Хүрээ.

Зима 1911 года.

Ввиду отсутствия у монголов традиции упряжных лошадей карету с избранным Богдо тянут люди как обычно толкая поперечную балку, привязанную к оглоблям кареты (см: справа снимка):

Uu8a7.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Монголовед, этнограф А.Д. Симуков:

 

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.01.2023 в 18:36, Steppe Man сказал:

дархаты

 

Дархаты это не вся Монголия и не все монголы.

Тем более дархаты это монголоязычная группа Хубсугула частично с тюркскими корнями, можно сказать субэтнос тувинцев.

И вообще сдается мне, что дархатские санные упряжи приспособлены ими чисто для того, чтобы покатать туристов по льду Хубсугула или устроить показательные состязания наперегонки. ))

82067_155696.jpg

41-1.jpg

11111111111.jpg

rgc2tzw7.jpg

 

Санные упряжки появились у них недавно или существуют издавна, я не знаю.

Но вот в существовании у дархатов конных телег я сомневаюсь.

Потому что дархатская порода лошади (монг. "дархад омог") мало чем отличается от остальных монгольских и по своей конституции вероятно тоже непригодна под упряжь в телеге.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Судя по экстерьеру, высота в холке в среднем 126-128 см., данная порода не приспособлена под использование в телегах (сани по льду не в счет).

Для сравнения высота в холке казахской лошади 140-165 см.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.02.2022 в 07:18, АксКерБорж сказал:

Двое монголов мужчин тянут телегу держа в руках перекладину, привязанную к оглоблям:

 

Норвежский путешественник и предприниматель Оскар Мамен,

запечатлевший в нач. 20 века (1912 - 1914) столицу Монголии и её обитателей,

запечатлел на своем снимке и монгольскую перекладину, с помощью которой монгольские всадники тянули конские упряжные телеги и кареты иностранцев.

Как правило, это 2 всадника.

На фото всадники по привычке к перекладине (правда более тонкой) привязали велосипед путешественника - для эффектного колоритного снимка. )

image.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...