Jump to content



АксКерБорж

Разговорный язык Чингизхана и его окружения (не язык делопроизводства!).

Recommended Posts

10 минут назад, enhd сказал:

А западный Ляо - каракитайцы, на каком монгольском языке говорили? Очевидно на казахском.  

Л.Л. ВИКТОРОВА. Монголы Происхождение народа и истоки культуры.

...........................................................

"Венгерский исследователь Л. Лиrети, основываясь на известных монгольских текстах, транскрибированных китайскими иероглифами, стремится выяснить сам принцип системы передачи алтайских глосс китайской иероглифической письменностью. Широкий историко-филологический подход и учет исторических фактов позволили Л. Лигети прийти к выводу, что монгольские языки и диалекты уже в раннем средневековье были очень разнообразны. Язык киданей он считает одним из сяньбийских диалектов, который лег в основу монгольского литературного языка [Ligeti, 1955, 1958, 1959, 1961, 1962, 1963, 1969, 1971].

Автор настоящей работы разделяет концепцию Л. Лигети, но полагает, что в основу литературного языка и письменности монголов в XIII в. лег язык семиреченских киданей (каракитаев), которые впервые широко применили к монгольскому языку уйгурскую графику. Затем через найманов (вассалов каракитаев) эта письменность, уже приспособленная к монгольскому языку, была заимствована в XIII в. монголами [Викторова 1962; Ligeti, 1964}."

Link to comment
Share on other sites

10 minutes ago, Zake said:

Л.Л. ВИКТОРОВА. Монголы Происхождение народа и истоки культуры.

...........................................................

"Венгерский исследователь Л. Лиrети, основываясь на известных монгольских текстах, транскрибированных китайскими иероглифами, стремится выяснить сам принцип системы передачи алтайских глосс китайской иероглифической письменностью. Широкий историко-филологический подход и учет исторических фактов позволили Л. Лигети прийти к выводу, что монгольские языки и диалекты уже в раннем средневековье были очень разнообразны. Язык киданей он считает одним из сяньбийских диалектов, который лег в основу монгольского литературного языка [Ligeti, 1955, 1958, 1959, 1961, 1962, 1963, 1969, 1971].

Автор настоящей работы разделяет концепцию Л. Лигети, но полагает, что в основу литературного языка и письменности монголов в XIII в. лег язык семиреченских киданей (каракитаев), которые впервые широко применили к монгольскому языку уйгурскую графику. Затем через найманов (вассалов каракитаев) эта письменность, уже приспособленная к монгольскому языку, была заимствована в XIII в. монголами [Викторова 1962; Ligeti, 1964}."

Это предположение учёных, кстати мне нравится и я полностью согласен.

К сожалению нет ни одного письменного доказательства насчёт этого. Если эти хархятады - каракитайцы вели дело в какой-то письменности то бы остались хоть один артефакт. Нет никакого.

Думаю что "хархятад" (найман и пр.) - это может один из значительных предков казахов, которых приютили монголы Чингис хагана...:rolleyes:

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

33 минуты назад, enhd сказал:

Это предположение учёных, кстати мне нравится и я полностью согласен.

К сожалению нет ни одного письменного доказательства насчёт этого. Если эти хархятады - каракитайцы вели дело в какой-то письменности то бы остались хоть один артефакт. Нет никакого.

Думаю что "хархятад" (найман и пр.) - это может один из значительных предков казахов, которых приютили монголы Чингис хагана...:rolleyes:

Писали же про дешифровку текстов малого киданского письма.

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Liao_si_II/posl5.htm

"...Сотрудниками Института этнографии АН СССР и ВИНИТИ АН СССР с помощью ЭВМ проведено исследование текстов малого киданьского письма и предпринята попытка дешифровки киданьского языка. Уже первые полученные результаты показали, что язык киданей весьма близок языку монголов.."

Link to comment
Share on other sites

24 минуты назад, enhd сказал:

Думаю что "хархятад" (найман и пр.) - это может один из значительных предков казахов, которых приютили монголы Чингис хагана

По одному предложению можно судить об историках из Монголии, а недавно ещё мне в укор говорили о развитости исторических наук в Монголии

Link to comment
Share on other sites

 

2 часа назад, enhd сказал:

Даже сами монголы не могут 100%-но сказать что киданьский - это монгольский язык. Это очень сложный вопрос!

 

Киданьский язык очень близок с современными монгольскими языками, халха, калмыцким, бурятским и другими языками этой группы.

Всё равно что казахский и алтайский языки.

Например,судя по порядковым числительным:

https://sergelen.org/post/9079b485

или по отдельным названиям:

 

3 часа назад, enhd сказал:

Кстати насчёт слова "ал - ул" - это красный из монгольского слова,  улаан.

А в тюркских языках красный это - кызыл, и от этого никак не сходится слово "ал". 

 

Вы прекрасно всё знаете, но из-за своего глубочайшего субъективизма всё намеренно искажаете.

В тюркских языках это разные лексемы, как семантически, так и фонетически, они передают разные оттенки красного цвета:

кызыл - красный.

ал - алый.

Даже в русский язык перешло тюркское "ал" в форме "алый" с добавлением к нему русского суффикса прилагательного.

 

А вот монгольское "улаан" (красный) к тюркскому "ал" (алый) не подходит.

Но зато монгольское "улаан" (красный) это один в один с тунгусо-маньчжурским "улан", "улама" (красный).

 

Будь эти слова монгольскими, академик В.В. Бартольд так и написал бы, но он подчеркнул, что

"... ханская печать Чингизхана была двух родов, для обозначения которых употреблялись ТЮРКСКИЕ термины: "Ал тамга" (алая печать) и "Кок тамга" (синяя печать)".

 

Link to comment
Share on other sites

13 hours ago, enhd said:

Это предположение учёных, кстати мне нравится и я полностью согласен.

К сожалению нет ни одного письменного доказательства насчёт этого. Если эти хархятады - каракитайцы вели дело в какой-то письменности то бы остались хоть один артефакт. Нет никакого.

Думаю что "хархятад" (найман и пр.) - это может один из значительных предков казахов, которых приютили монголы Чингис хагана...:rolleyes:

Каракытай не найманы. Наоборот киданьцы средней Азии  стали найманами Кучлук хана, когда он завоевал их. Считается ,что язык ССМ средневековый найманский. Исследователи считают,что язык ССМ вкорне отличается от киданьского.

VIII. КУЧУЛУК БЕЖИТ К ГУР-ХАНУ ХАРА-КИТАДСКОМУ НА РЕКУ ЧУЙ, А ТОХТОА - К КИПЧАКАМ. ЧЖЕБЕ ПОСЛАН ПРЕСЛЕДОВАТЬ КУЧУЛУКА, А СУБЕЕТАЙ - ТОХТОАЯ. СМЕРТЬ ЧЖАМУХИ. ВОЦАРЕНИЕ ЧИНГИСА. НАГРАДЫ И ПОЖАЛОВАНИЯ СПОДВИЖНИКАМ

§ 198. При покорении Меркитов Огодаю была отдана Дорегене, дочь Худу, старшего сына Тохтоа-беки. У Худу было две дочери: Тугай и Дорегене. Половина же Меркитского улуса, засев в укреплении Тайхая, не сдавалась. Тогда Чингис-хан приказал осадить засевших в крепости Меркитов войском Левой руки под командою Чимбо, сына Сорган-Ширая. Сам же Чингис-хан выступил преследовать Тохтоа-беки, который бежал со своими 1 сыновьями Худу и Чилауном и небольшим числом людей. Зимовал Чингис-хан на южном склоне Алтая. Затем, когда весною, в год Коровы (1205), он перевалил через Алтай и двинулся далее, то у истоков Эрдышской Бухдурмы оказалось стоящим наготове соединенное войско Тохтоа и Кучу лука:

Наиманский Кучулук-хан, потеряв свой улус, решил присоединиться к Меркитскому Тохтоа в то время, когда тот сошелся с ним на пути своего бегства с небольшим отрядом людей. Подойдя к ним, Чингис-хан завязал бои, и тут же Тохтоа пал, пораженный метательной стрелой-шибайн-сумун. Сыновьяего, не имея возможности ни похоронить отца на месте боя, ни увезти его прах с собою, отрезали его голову и спешно отошли. Тут уж было не до общего отпора, и Найманы вместе с Меркитами обратились в бегство. При переправе через Эрдыш они потеряли утонувшими в реке большую часть людей. Закончив переправу через Эрдыш, Найманы и Меркиты с небольшим числом спасшихся пошли далее разными дорогами, а именно Наиманский Кучулук-хан пошел на соединение с Хара-Китадским Гур-ханом на реку Чуй, в страну Сартаульскую, следуя через землю Уйгурских Хурлуудов.

 

Link to comment
Share on other sites

§ 166. Об этом охлаждении Чингис-хана проведал Чжамуха, и вот, в год Свиньи (1202), отправились к Нилха-Сангуму на урочище Берке-эдет, что на лесистом склоне Чжечжеерских высот, отправились следующие. лица: Чжамуха, Адтан, Хучар, Харакидаец Эбугечжин-Ноякин, Сюйгеетай-Тоорил и Хачиун-беки. Тут Чжамуха первый повел хулительные речи. Он говорил: 'Мой анда Темучжин явно и постоянно обменивается послами с Найманским Таян-ханом.

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Steppe Man сказал:

Каракытай не найманы. Наоборот киданьцы средней Азии  стали найманами Кучлук хана, когда он завоевал их. Считается ,что язык ССМ средневековый найманский. Исследователи считают,что язык ССМ вкорне отличается от киданьского.

Вы правы, найманы не кидань. Были в составе союза цзубу, занимали от Хангая (гора Каракорум) и  до Большого Алтая, часть Алтая.  Ушли с Елюй Даши, после создания Си Ляо выделились из каракитаев, ушли на Тарбагатай. Позже захватили власть в Си Ляо. Каракитаи частично уничтожены, частично порабощены найманами, частично ушли к уйгурам. 

Только не помню источник, где это вычитал. 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, buba-suba сказал:

Ушли с Елюй Даши

 

Покажите хоть один источник, хоть одно упоминание, чтобы Елюй даши побывал на Хангае.

Или это ваша очередная выдумка и домысливание? 

 

1 час назад, buba-suba сказал:

после создания Си Ляо выделились из каракитаев, ушли на Тарбагатай

 

Покажите хоть один источник, хоть одно упоминание, что найманы выделились из западных киданей, кара-китаев.

Или это ваша очередная выдумка и домысливание? 

 

1 час назад, buba-suba сказал:

Хангая (гора Каракорум) 

 

Покажите нам эту самую гору Кара-Корума на Хангае.

Или это ваша очередная выдумка?

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

  • Admin
25.09.2021 в 17:16, Zake сказал:

Кстати, приведу аналогии из недавнего прошлого (по истор. меркам). Еще в 19 веке   сибо и солоны из СУАР (империя Цин отправила их из Маньчжурии), а также местные русские казаки - все они разговаривали между собой на "киргизском" (казахском) языке. (Ссылки есть)

То же самое касается монголизации "татаро-монгол". Они также были федератами и служили в пограничных войсках. Причем их периодически перебрасывали на разные участки. Поэтому они фиксировались и во Вн. Монголии и даже возле Пекина. Вместе с кибитками, скотом, домочадцами и т.д. Для метрополий удобно было использовать кочевников именно с финансовой стороны - они могли сами себя прокормить.

Вспомните как русские исследователи (Сапожников и др.) описывали бедственное положение "оседлых" китайских пограничников, которые вынуждены были быть  "коммерсантами", чтобы прокормить себя. 

Разве солоны и сибо, да еще казаки все поголовно перешли на казахский язык?

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

49 минут назад, Rust сказал:

Разве солоны и сибо, да еще казаки все поголовно перешли на казахский язык?

Я же вроде ясно написал, что "... Еще в 19 веке   сибо и солоны из СУАР (империя Цин отправила их из Маньчжурии), а также местные русские казаки - все они разговаривали между собой на "киргизском" (казахском) языке."

Link to comment
Share on other sites

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Sipilov_A/text1.htm

"...Разговор происходил на киргизском языке. Китайцы, большею частию, его знали, вероятно, потому, что войска их состояли из племен салон и сибо, живущих в смежности с киргизами. Наши же казаки, имея постоянные сношения с киргизами по торговле и найму работников, еще в станицах с малолетства выучиваются киргизскому языку, а потом, служа в степи, на бекетах, и сталкиваясь постоянно с киргизами, поддерживают это знание, и потому почти все говорят по-киргизски; исключения бывают очень редки: разве только живущие далеко от киргизов или вновь приписанные в казаки из мужиков незнакомы с киргизским языком..."

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

  • Admin
17 часов назад, АксКерБорж сказал:

Покажите хоть один источник, хоть одно упоминание, чтобы Елюй даши побывал на Хангае.

 

Кайрат вы иногда прикалываетесь? Вам не раз уже предоставляли источник.

Цитата

Таким образом, киданям, предводительствуемым Елюй Даши, не оказалось места среди кочевых народов Восточной Азии и оставалось либо подчиниться чжурчжэням, либо уйти в западные районы, где они (пусть силой) могли получить земли для расселения. Среди 18 же племен, поддержавших Даши, значатся племена, жившие в самых разных частях Монголии и Сибири. Здесь Большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкала, теле (теленгуты Рашид-ад-Дина), обитавшие по берегам Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (миркиты), цз-бу (татары), тан-гу (тангуты), ху-му-ссю (хумус), е-си (йисуты), би-гу-да, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, х-чу, у-ру-ди (уги, урянхаи), бу-су-ань, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у рашид-ад-Дина - дамгалык), цзю-эр-би. Этим списком потверждается сообщение "Цзинь ши", что влияние Даши распространялось практически на всю Монголию [Ляо Ши, лист 29, 2а - цит. по: Г.Г. Пиков. Кидани и Сибирь.].

Цитата

По другим источникам, Елюй собрал на Орхоне  20 000 корпус ветеранов в крепости Хотунь, пополнил его за счет беженцев и прибыл в Бэйтин (Бешбалык). Здесь при помощи вождей семи областей и 18 племен собрал еще 10 000 корпус и объявил себя гурханом.
[История Киргизской ССР. - Фрунзе: Кыргызстан, 1984 - т.I - С. 298-299]

 

Link to comment
Share on other sites

22 minutes ago, Rust said:

Здесь Большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкала, теле (теленгуты Рашид-ад-Дина), обитавшие по берегам Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (миркиты), цз-бу (татары), тан-гу (тангуты), ху-му-ссю (хумус), е-си (йисуты), би-гу-да, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, х-чу, у-ру-ди (уги, урянхаи), бу-су-ань, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у рашид-ад-Дина - дамгалык), цзю-эр-би.

 

Потомки этих племен ныне живут среди казахов и кыргызов?

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
Только что, Steppe Man сказал:

Потомки этих племен ныне живут среди казахов и кыргызов?

Посмотрите племенные списки.

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Rust сказал:

Кайрат вы иногда прикалываетесь? Вам не раз уже предоставляли источник.

 

Вангую, ув. Рустам, что выделенные мной слова в вашем тексте дописаны нашими современниками, по которым вы утверждаете, что якобы Елюй Даши побывал на Хангае: ;)

3 часа назад, Rust сказал:

Среди 18 же племен, поддержавших Даши, значатся племена, жившие в самых разных частях Монголии и Сибири. Здесь Большие желтые шивэй, кочевавшие в районе Байкала, теле (теленгуты Рашид-ад-Дина), обитавшие по берегам Амура, ван-цзи-ла (онгираты), цзя-цзи-ла (джаджираты), ми-р-ки (миркиты), цз-бу (татары), тан-гу (тангуты), ху-му-ссю (хумус), е-си (йисуты), би-гу-да, тоже, возможно, жившие на Амуре, ни-ла, х-чу, у-ру-ди (уги, урянхаи), бу-су-ань, си-ди, да-ла-гуай (таргутай), да-ми-ли (у рашид-ад-Дина - дамгалык), цзю-эр-би. Этим списком потверждается сообщение "Цзинь ши", что влияние Даши распространялось практически на всю Монголию [Ляо Ши, лист 29, 2а - цит. по: Г.Г. Пиков. Кидани и Сибирь.].

По другим источникам, Елюй собрал на Орхоне  20 000 корпус ветеранов в крепости Хотунь, пополнил его за счет беженцев и прибыл в Бэйтин (Бешбалык). 

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
5 минут назад, АксКерБорж сказал:

Вангую, ув. Рустам, что выделенные мной слова в вашем тексте дописаны нашими современниками, по которым вы утверждаете, что якобы Елюй Даши побывал на Хангае: ;)

Ну конечно, желтые шивей, кунграты, тангуты, йисуты и все остальные жили в районе Павлодара.

Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Rust сказал:

Ну конечно, желтые шивей, кунграты, тангуты, йисуты и все остальные жили в районе Павлодара.

 

Это не ответ. Хоть это и шутка.

 

Link to comment
Share on other sites

 

22.09.2021 в 13:26, Rust сказал:

На терр. Монголии паслись казенные стада киданей, их потом захватил Елюй Даши, к которому примкнуло множество МОНГОЛЬСКИХ племен. Их список известен.

См. список тех племен, которые поддержали Елюй Даши - это и есть жители Монголии.

Елюй Даши в Монголии нашел много сподвижников из монгольских и тюркских племен. Это как объясните? 

 

Ваше мнение, ув. Рустам, не соответствует источникам, в Халху Елюй Даши не заезжал.

"Маджму ат'Таварих":

"... Гурхан Кара-хитай, выступив из Мачина, прибыл к Артышу, с калмаком на Иссык-Куль послал человека, другого [посланца] отправил в Камул. Из Камула пришел Чинга Хитай с 200-тысячным войском, от Озера - Ильман Калмак с 40 тысячами калмаков. У Гурхана набралось 400 тысяч войска. Выступив из Артыша, [Гурхан] направился на Узгенд".

 

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

Ваше мнение, ув. Рустам, не соответствует источникам, в Халху Елюй Даши не заезжал.

"Маджму ат'Таварих":

"... Гурхан Кара-хитай, выступив из Мачина, прибыл к Артышу, с калмаком на Иссык-Куль послал человека, другого [посланца] отправил в Камул. Из Камула пришел Чинга Хитай с 200-тысячным войском, от Озера - Ильман Калмак с 40 тысячами калмаков. У Гурхана набралось 400 тысяч войска. Выступив из Артыша, [Гурхан] направился на Узгенд".

Из Мачина к Артышу - на самолетах???

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, buba-suba сказал:

Из Мачина к Артышу - на самолетах???

 

Натоптанным веками равнинным маршрутом "Китай/Чин - Туркестан/Европа".

Его еще называют "Шелковый путь".

Все торговые караваны, группы путешественников, военные походы, миграции племен шли по нему. 

До сих пор этот путь единственный сухопутный, соединяющий Китай с западом.

Других путей как не было, так и нет.

Территория современной Монголии и Забайкалья расположены вдали от него, отгородившись непроходимыми Алтайским хребтом и пустыней Гоби.

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
02.10.2021 в 19:12, АксКерБорж сказал:

Ваше мнение, ув. Рустам, не соответствует источникам, в Халху Елюй Даши не заезжал.

"Маджму ат'Таварих":

"... Гурхан Кара-хитай, выступив из Мачина, прибыл к Артышу, с калмаком на Иссык-Куль послал человека, другого [посланца] отправил в Камул. Из Камула пришел Чинга Хитай с 200-тысячным войском, от Озера - Ильман Калмак с 40 тысячами калмаков. У Гурхана набралось 400 тысяч войска. Выступив из Артыша, [Гурхан] направился на Узгенд".

Ага, потом подъехал Манас вместе с Тохтамышем и дали ему по шее. В курсе вообще, что такое Артыш? Село/местность около Кашгара. Калмаки, гурхан, Тохтамыш и Тимур...

Весь ваш фольковый и бестолковый подход к источникам.

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

21 час назад, Rust сказал:

Ага, потом подъехал Манас вместе с Тохтамышем и дали ему по шее. В курсе вообще, что такое Артыш? Село/местность около Кашгара. Калмаки, гурхан, Тохтамыш и Тимур...

Весь ваш фольковый и бестолковый подход к источникам.

 

Никакого Манаса, Тохтамыша, Тимура в тексте нет, даже если у вас это попытка сарказма.

Артыш это не кишлак около Кашгара, а река Иртыш.

Не понимаю зачем подражаете Бубе? Это он любит выдумывать небылицы и домысливать за средневековых авторов и очевидцев.

Почитайте на Востлите комментарии к "Маджму ат'Таварих", там даны пояснения что такое Артыш, кто такие калмаки, кто такой Гурхан Кара-хитай и другое:

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/primtext.phtml

 

И у кого в результате фольковый и бестолковый подход к источникам? ;)

 

Link to comment
Share on other sites

  • Admin
20 часов назад, АксКерБорж сказал:

Никакого Манаса, Тохтамыша, Тимура в тексте нет, даже если у вас это попытка сарказма.

Артыш это не кишлак около Кашгара, а река Иртыш.

Не понимаю зачем подражаете Бубе? Это он любит выдумывать небылицы и домысливать за средневековых авторов и очевидцев.

Почитайте на Востлите комментарии к "Маджму ат'Таварих", там даны пояснения что такое Артыш, кто такие калмаки, кто такой Гурхан Кара-хитай и другое:

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Ahsikendi/primtext.phtml

И у кого в результате фольковый и бестолковый подход к источникам? ;)

 

Читали сами "Маджму ат-Таварих"? Комментариями тычете - сами их читаете? Это местность рядом с Кашгаром вообще-то.

10. Артыш — река и местность в Восточном Туркестане.

Цитата

Дува-хан с 50 людьми поехал в Багдад. Быстрыми переходами достиг Хорезма, предстал перед султаном Мухаммадом, отдал подарки и послание Тули-хана. Султан Мухаммад хорезмшах прочитал грамоту и, уразумев, что дело, оказывается, гибнет, закручинился.

Отправил султан Мухаммад хорезмшах человека вместе с Дува-ханом в Багдад. Пустился Дува-хан [с посланцем хорезмшаха] в путь на Багдад; быстрыми переходами достигли [они] Багдада, повидали халифа, отдали письмо султана Мухаммада хорезмшаха.

Прочтя письмо, послал халиф человека к имаму Наки, которого привели. Имам Наки был зятем халифа. Имам Мухаммад Наки прочитал письмо султана Мухаммада хорезмшаха и приказал [позвать] имама Ибрахима Малик Заранджиша, письмо написал и печать приложил. /стр. 40/ Затем халиф приложил печать, [назначил] тысячу человек сопровождения и дал разрешение на отъезд. Святой имам Мухаммад Наки был десятым имамом.

Имам Ибрахим, уповая на бога и славословя его, выступил из Багдада и пустился в путь. [Двигаясь] быстрыми переходами и сворачивая стоянки, имам Ибрахим [и его спутники] добрались до Хорезма. Выехав для встречи, султан Мухаммад хорезмшах повидался с имамом Ибрахимом и совершил ему поклонение; вступили они в Хорезм. Усадив затем имама Ибрахима на трон и выдав за него свою дочь, [хорезмшах] в течение года радел о нем. У имама Ибрахима появился .сыя, имя ему дали — имам Али.

Затем имам [Ибрахим] стал подготавливаться к поездке в Касан, Султан Мухаммад хорезмшах приказал [отправиться] вместе с ним 3 тысячам воинов, дал разрешение на отъезд. Выступив из Хорезма, имам Ибрахим поехал в Касан.

Сардаром войска имама был Туркан-хан Атабек Караджа, сын [205] Салгура, сына Фа Сельджука, сына Атабека Нуштегина 19. [Он] был из предков [племени] юз. Все юзы /стр. 41/ произошли от Атабека Караджа.

Имам Ибрахим быстрыми переходами подошел к Самарканду. Правитель Самарканда выступил для встречи и оказал гостеприимство, а затем дал 10 тысяч человек. Имам Ибрахим, выехав из Самарканда, пустился в путь и быстрыми переходами достиг Ташкента. Тули-хан и Аргун-хан вышли для встречи, вместе въехали они в Ташкент.

Из Шахрукии 20 прибыл михтар Караман. Тули-хан отправил человека к 10 тысячам Иасы21; прибыл 10-тысячный кошун Иасы. Во всем мусульманском войске стало 100 тысяч. Выступив из Ташкента, оно направилось на Ходженд и подошло к Ходженду.

Бахрам Джалаир выступил [из Ходженда], пригласил [имама]. Имам вошел [в город]. Потомки 40 гызов из Ходжендских гор 22 повидались с имамом. Лур-хан и Лур-бузург, [которые] были сыновьями Ана-л-хакка 23, выказав благоговение перед имамом, показали печать с датами [жизни] имама Джа'фар Садика 24. Имам Ибрахим, благоговейно почтив 25 печать имама, сделал Лур-хана сардаром правого крыла 26, а Лур-бузурга — сардаром левого крыла.

Тули-хан, Ноуруз-тюря, Бахрам Джалаир — все /стр. 42/ единодушно с имамом Ибрахимом, выказав благоговение, отправились в Сохт. Правителем Сохта был Илйас Кисек. Выйдя с тысячей человек для встречи, [он] выразил преданность.

После этого [воины мусульман] двинулись на Ахси, пришли в Ахси и овладели им. Выйдя оттуда, отправились в Касан, правителем которого был Гурхан, имевший золотого идола в 50 тысяч мискалей; когда имам Ибрахим достиг Касана, Гурхан вышел с войском и изготовился к бою. Имам расположил боевые ряды: на правом крыле поставили Лур-хана, а на левом крыле — Лур-бузурга.

Воины вступили в бой; сражались в течение суток, ожесточенной стала битва, окружили Гурхана. Калмаки, подхватив Гурхана, обратились в бегство.

Имам взял Касан и сделал [его] городом ислама. После этого послал человека [с войском] в Джидгиль: захватили Мургаб, Фургаб и Дунгал. Гурхан, уйдя в Минг-Джубу, присоединился к Чинга [Хитаю], взял войско хитаев и отправился в Хитай. [205]

Имам пошел и овладел Минг-Джубой, сделал [эту область] мусульманской, отдал Минг-Джубу Лур-хану, а Андуган /стр. 43/ — Лур-бузургу; правому крылу дал название онг, левому — сол. Создание у кыркгызов правого ,[и] левого крыла 27 было делом имама Ибрахима Султан Заранджиша. [Это] было в 521 (1127) г., когда имам Ибрахим Султан Малик Заранджиш завоевал Касан. Кыркгызы эти прежде были кочевниками Рума 28.

Ахмад-беку Моголу у бунчука приказали быть, дочь Ноуруз-тюри выдали за Ахмад-бека, дочь Дува-хана выдали за Лур-бузурга, дочь Бахрам Джалаира — за Лур-хана. После этого всех молодцев отпустили, [только]12 тысяч[войска] оставили.

В то время в Касане было 8 тысяч домов, тесно в Касане стало. Разослал имам людей в окрестные стороны: готовились [новый] город сделать, все места осматривали. Прибыли люди имама в местность Ширкент и увидели: место хорошее, родников много, один поток большой, вода белая. Пришли и рассказали [об этом] имаму. Пойдя [туда], увидел Ибрахим — место, оказывается, хорошее. Один день поохотился — воздух, оказывается, очень приятный.

После этого стали готовить город, из всех мест /стр. 44/ людей привели — из Мургаба, из Минг-Джубы, из Илатан-Уйгур, из Чагатаи — в каждом махалла 500 человек поселили, 14 махалла сделали: Мургаб, Кишлак-Абад, Гузан 29, Чар-Так, Пашмин, Йамчи, Уйгур-Куль, Букагыр (?) 30, Бал, Лаб, Чартур-Куль 31, Джубан (?) 32, Татар, Гузи-нан (?) 33.

Имя [городу] положили — Ширкент, Мургаб сделали базаром. В Ширкенте оставили имама Али, сам имам [Ибрахим], продолжая проживать в Касане, склонял народ на путь ишкийа 34 и еще девять лет, творя благочестивые дела, восседал на молитвенном коврике.

А когда минуло 96 лет его благословенного земного бытия, он сказал: «Поезжайте, приведите имама Али из Ширкента!» Привели [его, а также] сыновей Ана-л-хакка — Лур-хана [и] Лур-бузурга, привели Могола Ахмад-бека, привели сына Тули-хана — Сугай-хана (по прозвищу 'Тугдар-хан), сына Бахрама Джалаира — Султан-бека, сына Атабека — Кули-бека, сына Каркар(а)-бека — Тюря-бека, сына Туркан-бека — Али-бека, всех сардаров привели. Имаму Али [все] изъявили покорность, все сардары сделались его последователями.

[У имама Ибрахима] был один бунчук из белого рога. Повязав [его] белым знаменем 35, отдал [он его] Ахмад-беку Моголу. Имама Али назначил на свое место 36. /Рук. В 667, л. 35а/ От имама Муса Ризы осталась чалма, [имам Ибрахим] возложил [ее] на голову имама Али.

Прочтя молитву о мюридах и преданных слугах, [имам Ибрахим] умер ночью 27-го [числа] месяца рамазана 530 (29 июня 1136) г. х. Похоронили его в Касане... [207]

II

[Перечисление лиц, принявших духовное покровительство сейида Мир Джалила] 37

/стр. 112/ Сперва из Кулана прибыл с семью сыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Имена сыновей [его]: Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар, Туле-Йар. Признали (они] Маулану А'зама своим наставником. Семь братьев выезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу 38. В сражениях семь братьев выступали вместе. По этой причине [их] назвали Йети кашка 39. Йети кашка и Кар (а) кара были одного и того же происхождения.

После этого прибыл Ак Огул с двумя сыновьями — Отуз Огулом [и] Салус-беком Бул(а)гачи, вступил на путь духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав [Мир Джалила] своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи: Бостон, Теит, Джоо Кисек, Деелес, Хьгдыр-шах 40, Кангды. Потом приехали, признав [Мир Джалила] своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула: Адине 41, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. /стр. 113/ Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с ним шесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай Ваш Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у), Сунджек Хытай.

III

Этот раздел о происхождении 42 Ак Огула и Ку Огула

Ак Огул ибн Боз-оглан ибн Коктемиш ибн Долон ибн Дамбур 43 ибн Гази-бий ибн Сара-бий ибн Сангин-бий ибн Кафланг-бий ибн Шукур-бий ибн Мары-бий ибн Темин-бий ибн Арслан-бий ибн Темиш-бий ибн Шахфур-бий ибн Кули-бий ибн Арсланг-бий ибн Гуз-хан ибн Лур-хан ибн Ана-л-хакк.

Происхождение Ку Огула Сол 44: Ку Огул ибн Сар(ы) Буга-бий ибн Лаклак-бий ибн Атан-бий ибн Абул-бий ибн Кувай-бий ибн Кункайды-бий ибн На'аш (?) ибн Кендже Мурад ибн Бай-Мухаммад ибн [208] Сары-Мухаммад ибн Суйундук-бий ибн Назар-бий Джарам-бай ибн Михран ибн Нури ибн Кемин-бий ибн Дарвиш-бий ибн Му'нин-бий ибн ...-бий 45 ибн Доуле-бий ибн Гузз ад-Дин Клыч ибн Лур-бузург ибн Ана-л-хакк.

После этого Кутлуг-бузург прибыл, [на путь духовного совершенствования] вступил. Прошло затем некоторое время, и эмир Дивана, захватив муллу Са'дата и выступив из Узгенда, отправился в Ширкент...

IV

[Рассказ о поездке Мир Джалила в гости к киргизским родоначальникам] 46

/Рук. В 667, л. 133а/ Сейид [Мир Джалил] приехал в Ширкент, пришел в ханаку своего великого отца — сейида Джалал ад-Дина. В ханаке сейида Джалал ад-Дина угощение устроил, весь Коран прочитал, духу отца сделал подношение.

Через несколько дней из Кок-Кия приехал Тагай, пригласил [Мир Джалила] в гости,, сильно упрашивал и умолял. [Получив согласие], выступил (с ним] из Ширкента, и отправились они в путь.

Когда достигли местности Йети-Кашка, Ак-Тимур-бахадур [и] Даулати-йар выехали для встречи, до конца дня такой прием гостю оказывали, что все, что только надобно было, предоставлялось в [его] распоряжение.

/л. 133б/ После этого, сев на коней, в путь отправились, прибыли в местность Салус-бека Бул(а)гачи. Прислуживая с шестью сыновьями гостю, Бул(а)гачи попросил его помолиться. Святой Мир Джалил Маулана А'зам, милостиво взирая на сыновей Бул(а)гачи, помолился: шесть племен стало — бостон, теит, джоо кисек, деелес, хыдыршах, кангды.

Выступив затем из дома Бул(а)гачи, прибыли в местность Отуз Огула, остановились в доме Тагай-бахадура. Сыновья Отуз Огула — Адине, Мунгкуш, Кара Батыш [и] Тагай-бахадур несметные яства выставили 47.

У Тагай-бахадура было шесть сыновей, приведя их к стопам святого Мир Джалила Мауланы А'зама, попросил [его] помолиться. Сейид оказал им милость — помолился; за сыновей Тагай-бахадура — Кулана 48, Гылджыра, Богостона, Кара Чоро, Саяка [и] Доолоса — /л. 134а/ помолился — шесть племен стало: от Кулана [племя] йадгар 49 произошло, от Гылджыра [племя] буги 50 произошло, от Богостона [племя] солто 51 произошло, от Кара Чоро... 52 саяк произошло.

Выступив из жилища Тагая, достигли местности Ку Огула и вступили [в нее]. Ку Огул с шестью сыновьями прибыл, испросил у него молитву. [209] Сыновья Ку Огула — Басыз, Кушчи, Мундуз, Чонг Багыш, Сару (у) [и] Сунджек Хытай-бахадур — остановились в жилище Лалым Кушчи. Все [они] вышли для встречи, [затем с гостем] вошли в жилище Лалым Кушчи. Буркутчи, Кепекчи [и] Кушчи — все прислуживали. Помолился .[Мир Джалил] за шестерых сыновей Ку Огула — стало шесть племен.

Выступив из жилища Лалым Кушчи, [Мир Джалил] отправился в Узгенд. В Узгенде прожил десять дней, через десять дней выехал, направился в Андуган, по приезде в Андуган остановился в доме Бура-хана. В Андугане пребывал один месяц; со всех сторон пришло множество людей...

V

В курсе когда жили персонажи повествования? Дува-хан, Тулуй, Бахрам-джалаир, касанские шейхи, Ахмад-бек могол? 

В МаТ есть также Манас, Тохтамыш, Енге-тюра и т.д.

Так что не пишите глупости.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...