Jump to content



Le_Raffine

Усыновление детей, захваченных в плен, сирот и т.д.

Recommended Posts

Неоднократно читал, что у кочевников существовал обычай усыновления пленных детей и принятия их в свой род. Могу допустить, что это могло быть широко распространено в отношении девочек, но сомневаюсь, что пацанов так легко принимали к себе. Хотелось бы дискуссии по теме с привлечением источников.

Link to post
Share on other sites

Ув. Le_Raffine, позвольте показать очень близкие примеры из прошлого, когда мальчики входили в новый род полностью теряя память об истинной принадлежности  (ключевые слова выделены мной).

 

А.Н. Букейханов. Этнографические труды. "Павлодарский уезд":

 

"... Кыпчаковскее роды Кзылагачевской волости (АКБ: это наш Иртышский район) пришли на Иртыш 150 лет тому назад, т.е. в половине XVIII века. О происхождении родов Джолаба (V, VI стар.) Елетен, (IX ст. Кзылагачевской волости) сохранилось у киргиз следующее предание:

... Во время одного набега, предпринятого отделением Кыпчаковскаго рода Бултынгом, на дороге был найден сверток, а в нем мальчик, который и был назван Джолаба. Елетен был джигит неизвестного происхождения, приставшей к Кыпчаковским родам во время взаимных в степи набегов киргизских родов друг на друга. Роды Джолаба и Елетен в просторечие называются Буралкы Кыпчак, т.е. кривой кыпчак; существует даже поговорка: «Елетен ел болмайды - ешки кой болмайде» т.е., Елетену также трудно быть родным, как козлу быт бараном".

 

Для проверки данного факта в силу своих возможностей:

 

1) Стал искать тамгу джолобинцев (кстати моя супруга Джолоба Кыпшак))) и нашел. Она оказалась не общеизвестной кыпчакской в виде двух вертикальных параллельных палочек | | , а оказалась керейской тамгой в виде равностороннего креста +.  Нашел в подписке Бия Шона Едыгина о его согласии на открытие Баян-Аульского Окружного приказа 14.02.1826 г. В числе других старшин подписку подписал старшина Жолоба-Кипчакского аула Аю Улжабайуглы: "... За неимением печати ставлю свою тамгу" (ЦГИА Каз. ССР, ф. 338,  оп. 1, д. 408, л. 15). 

Этот факт говорит в пользу того, что усыновленный местными Бултын-Кыпшаками мальчик был утерян во время схватки местными же Кереями, потому что Бывшую Кызылагашскую волость, а ныне Иртышский район населяют бултынские поколения кыпшаков и курсаринские поколения кереев.

 

2) Для проверки данного факта хотелось бы конечно получить днк тесты джолобинцев, но у меня таких возможностей нет. Поэтому в прошлом обращался к Asan-Kaygy. Это бы поставило точку в вопросе. Правда жена обижается, что я пытаюсь ее кыпчачку (чем она ужасно гордится) и ее всю родню (братьев, отца, дедов) я мол хочу записать в свой род, в кереи. :)

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

 

Поэтому прошу вас изменить название темы, что не только кража, но и попадание мальчиков в плен, а также находка безхозных детей после жестоких сражений (помните как в начале фильма про Бибарса в степи?).

 

Link to post
Share on other sites

К сожалению не могу отредактировать тему, но да, все перечисленное вами подходит к теме. Единственное я имел в виду именно детей от других и в первую очередь не родственных народов.

Link to post
Share on other sites

По-моему у РАДа есть упоминания об усыновлении татарских детей  воинами Чингизхана и самим семейством Чингизхана.

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Да, такая информация есть у РАДа - по татарским детям.

Link to post
Share on other sites

 

В этом эпизоде у Рашид ад-Дина речь идет не об усыновлении и принятии мальчиков в семью (род, племя), а воспитание с сохранением их своей родовой принадлежности:

"... В конечном счете, после гнева Чингиз-хана на племя татар и уничтожения их, все же некоторое количество их осталось по разным углам, каждый по какой-нибудь причине; детей же, которых скрыли в ордах и в домах эмиров и их жен, происходивших из татарского племени, воспитали. От некоторых беременных татарских женщин, которые избежали смерти, родились дети;

поэтому племя, в настоящее время считающееся татарским, – из их рода". 

 

Может быть у РАДа есть другие эпизоды об усыновлении и принятии в свой род?

 

Link to post
Share on other sites
1 час назад, Махамбет сказал:

Дед Махамбета Утемисова усыновленный сирота-иноземец по народному преданию.

Так свои же и замочили его. Потом пустили наверное слух, что он иноземец. Чтобы народ сильно не убивался

Link to post
Share on other sites

 

Мне кажется мы не должны рассматривать в этой теме устные слухи, а должны обсуждать только документальные свидетельства.

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
26.04.2020 в 21:50, Le_Raffine сказал:

К сожалению не могу отредактировать тему

 

Это очень легко. Открываете свой первый пост для изменения. Одновременно в верхнем левом углу появится строка заголовка, которую можно редактировать.

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
26.04.2020 в 17:25, АксКерБорж сказал:

Ув. Le_Raffine, позвольте показать очень близкие примеры из прошлого, когда мальчики входили в новый род полностью теряя память об истинной принадлежности  (ключевые слова выделены мной).

 

А.Н. Букейханов. Этнографические труды. "Павлодарский уезд":

 

"... Кыпчаковскее роды Кзылагачевской волости (АКБ: это наш Иртышский район) пришли на Иртыш 150 лет тому назад, т.е. в половине XVIII века. О происхождении родов Джолаба (V, VI стар.) Елетен, (IX ст. Кзылагачевской волости) сохранилось у киргиз следующее предание:

... Во время одного набега, предпринятого отделением Кыпчаковскаго рода Бултынгом, на дороге был найден сверток, а в нем мальчик, который и был назван Джолаба. Елетен был джигит неизвестного происхождения, приставшей к Кыпчаковским родам во время взаимных в степи набегов киргизских родов друг на друга. Роды Джолаба и Елетен в просторечие называются Буралкы Кыпчак, т.е. кривой кыпчак; существует даже поговорка: «Елетен ел болмайды - ешки кой болмайде» т.е., Елетену также трудно быть родным, как козлу быт бараном".

 

Для проверки данного факта в силу своих возможностей:

 

1) Стал искать тамгу джолобинцев (кстати моя супруга Джолоба Кыпшак))) и нашел. Она оказалась не общеизвестной кыпчакской в виде двух вертикальных параллельных палочек | | , а оказалась керейской тамгой в виде равностороннего креста +.  Нашел в подписке Бия Шона Едыгина о его согласии на открытие Баян-Аульского Окружного приказа 14.02.1826 г. В числе других старшин подписку подписал старшина Жолоба-Кипчакского аула Аю Улжабайуглы: "... За неимением печати ставлю свою тамгу" (ЦГИА Каз. ССР, ф. 338,  оп. 1, д. 408, л. 15). 

Этот факт говорит в пользу того, что усыновленный местными Бултын-Кыпшаками мальчик был утерян во время схватки местными же Кереями, потому что Бывшую Кызылагашскую волость, а ныне Иртышский район населяют бултынские поколения кыпшаков и курсаринские поколения кереев.

 

2) Для проверки данного факта хотелось бы конечно получить днк тесты джолобинцев, но у меня таких возможностей нет. Поэтому в прошлом обращался к Asan-Kaygy. Это бы поставило точку в вопросе. Правда жена обижается, что я пытаюсь ее кыпчачку (чем она ужасно гордится) и ее всю родню (братьев, отца, дедов) я мол хочу записать в свой род, в кереи. :)

 

 

image.jpg

Link to post
Share on other sites
28.04.2020 в 16:34, АксКерБорж сказал:

 

Мне кажется мы не должны рассматривать в этой теме устные слухи, а должны обсуждать только документальные свидетельства.

 

И какие документы у казахов в 18, 19 веке? Остается только народные предание и слухи. 

Link to post
Share on other sites
28.04.2020 в 16:27, Zake сказал:

Так свои же и замочили его. Потом пустили наверное слух, что он иноземец. Чтобы народ сильно не убивался

Ты экстрасенс?

Link to post
Share on other sites
28.04.2020 в 15:51, Le_Raffine сказал:

По-моему кызылбаш?

Из кызылбашей. Там долгая история. В общем был сирота-иноземец, а уже внуки его большие авторитеты в народе.

Link to post
Share on other sites
26.04.2020 в 15:49, Le_Raffine сказал:

Неоднократно читал, что у кочевников существовал обычай усыновления пленных детей и принятия их в свой род. Могу допустить, что это могло быть широко распространено в отношении девочек, но сомневаюсь, что пацанов так легко принимали к себе. Хотелось бы дискуссии по теме с привлечением источников.

Почему думаете пацанов не так легко принимали. Усыновление не такой уж редкий случай в истории казахов. Знаю таких людей, усыновленных. Никаких документов на этот счет нету, как требует ув. АКБ, но люди знает. Правда все дети  из казахов. Но по Украине мере есть одна фамилия, родоначальник как я знаю якобы калмыцкий сирота. Усыновили в свое время один адаец, поэтому считается адай.  Это сейчас может редкий случай. Из за изменении наших взглядов и менталитета.

Link to post
Share on other sites
11 часов назад, Махамбет сказал:

Знаю таких людей, усыновленных. Никаких документов на этот счет нету, как требует ув. АКБ, но люди знает. 

 

Макан, наверно не ошибусь, если скажу, что автор темы задумал ее не про современное время, а про давнее прошлое.

 

12 часов назад, Махамбет сказал:

И какие документы у казахов в 18, 19 веке? Остается только народные предание и слухи. 

 

Я же привел такой документ.

 

Link to post
Share on other sites
  • Admin

Нам только обсуждений тем геев не хватало. Cybyljaev90  - это исторический форум. И такие темы здесь неуместны.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...