Перейти к содержанию
Le_Raffine

Усыновление детей, захваченных в плен, сирот и т.д.

Рекомендуемые сообщения

Неоднократно читал, что у кочевников существовал обычай усыновления пленных детей и принятия их в свой род. Могу допустить, что это могло быть широко распространено в отношении девочек, но сомневаюсь, что пацанов так легко принимали к себе. Хотелось бы дискуссии по теме с привлечением источников.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Le_Raffine, позвольте показать очень близкие примеры из прошлого, когда мальчики входили в новый род полностью теряя память об истинной принадлежности  (ключевые слова выделены мной).

 

А.Н. Букейханов. Этнографические труды. "Павлодарский уезд":

 

"... Кыпчаковскее роды Кзылагачевской волости (АКБ: это наш Иртышский район) пришли на Иртыш 150 лет тому назад, т.е. в половине XVIII века. О происхождении родов Джолаба (V, VI стар.) Елетен, (IX ст. Кзылагачевской волости) сохранилось у киргиз следующее предание:

... Во время одного набега, предпринятого отделением Кыпчаковскаго рода Бултынгом, на дороге был найден сверток, а в нем мальчик, который и был назван Джолаба. Елетен был джигит неизвестного происхождения, приставшей к Кыпчаковским родам во время взаимных в степи набегов киргизских родов друг на друга. Роды Джолаба и Елетен в просторечие называются Буралкы Кыпчак, т.е. кривой кыпчак; существует даже поговорка: «Елетен ел болмайды - ешки кой болмайде» т.е., Елетену также трудно быть родным, как козлу быт бараном".

 

Для проверки данного факта в силу своих возможностей:

 

1) Стал искать тамгу джолобинцев (кстати моя супруга Джолоба Кыпшак))) и нашел. Она оказалась не общеизвестной кыпчакской в виде двух вертикальных параллельных палочек | | , а оказалась керейской тамгой в виде равностороннего креста +.  Нашел в подписке Бия Шона Едыгина о его согласии на открытие Баян-Аульского Окружного приказа 14.02.1826 г. В числе других старшин подписку подписал старшина Жолоба-Кипчакского аула Аю Улжабайуглы: "... За неимением печати ставлю свою тамгу" (ЦГИА Каз. ССР, ф. 338,  оп. 1, д. 408, л. 15). 

Этот факт говорит в пользу того, что усыновленный местными Бултын-Кыпшаками мальчик был утерян во время схватки местными же Кереями, потому что Бывшую Кызылагашскую волость, а ныне Иртышский район населяют бултынские поколения кыпшаков и курсаринские поколения кереев.

 

2) Для проверки данного факта хотелось бы конечно получить днк тесты джолобинцев, но у меня таких возможностей нет. Поэтому в прошлом обращался к Asan-Kaygy. Это бы поставило точку в вопросе. Правда жена обижается, что я пытаюсь ее кыпчачку (чем она ужасно гордится) и ее всю родню (братьев, отца, дедов) я мол хочу записать в свой род, в кереи. :)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Поэтому прошу вас изменить название темы, что не только кража, но и попадание мальчиков в плен, а также находка безхозных детей после жестоких сражений (помните как в начале фильма про Бибарса в степи?).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К сожалению не могу отредактировать тему, но да, все перечисленное вами подходит к теме. Единственное я имел в виду именно детей от других и в первую очередь не родственных народов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

В этом эпизоде у Рашид ад-Дина речь идет не об усыновлении и принятии мальчиков в семью (род, племя), а воспитание с сохранением их своей родовой принадлежности:

"... В конечном счете, после гнева Чингиз-хана на племя татар и уничтожения их, все же некоторое количество их осталось по разным углам, каждый по какой-нибудь причине; детей же, которых скрыли в ордах и в домах эмиров и их жен, происходивших из татарского племени, воспитали. От некоторых беременных татарских женщин, которые избежали смерти, родились дети;

поэтому племя, в настоящее время считающееся татарским, – из их рода". 

 

Может быть у РАДа есть другие эпизоды об усыновлении и принятии в свой род?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Махамбет сказал:

Дед Махамбета Утемисова усыновленный сирота-иноземец по народному преданию.

Так свои же и замочили его. Потом пустили наверное слух, что он иноземец. Чтобы народ сильно не убивался

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Мне кажется мы не должны рассматривать в этой теме устные слухи, а должны обсуждать только документальные свидетельства.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.04.2020 в 21:50, Le_Raffine сказал:

К сожалению не могу отредактировать тему

 

Это очень легко. Открываете свой первый пост для изменения. Одновременно в верхнем левом углу появится строка заголовка, которую можно редактировать.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.04.2020 в 17:25, АксКерБорж сказал:

Ув. Le_Raffine, позвольте показать очень близкие примеры из прошлого, когда мальчики входили в новый род полностью теряя память об истинной принадлежности  (ключевые слова выделены мной).

 

А.Н. Букейханов. Этнографические труды. "Павлодарский уезд":

 

"... Кыпчаковскее роды Кзылагачевской волости (АКБ: это наш Иртышский район) пришли на Иртыш 150 лет тому назад, т.е. в половине XVIII века. О происхождении родов Джолаба (V, VI стар.) Елетен, (IX ст. Кзылагачевской волости) сохранилось у киргиз следующее предание:

... Во время одного набега, предпринятого отделением Кыпчаковскаго рода Бултынгом, на дороге был найден сверток, а в нем мальчик, который и был назван Джолаба. Елетен был джигит неизвестного происхождения, приставшей к Кыпчаковским родам во время взаимных в степи набегов киргизских родов друг на друга. Роды Джолаба и Елетен в просторечие называются Буралкы Кыпчак, т.е. кривой кыпчак; существует даже поговорка: «Елетен ел болмайды - ешки кой болмайде» т.е., Елетену также трудно быть родным, как козлу быт бараном".

 

Для проверки данного факта в силу своих возможностей:

 

1) Стал искать тамгу джолобинцев (кстати моя супруга Джолоба Кыпшак))) и нашел. Она оказалась не общеизвестной кыпчакской в виде двух вертикальных параллельных палочек | | , а оказалась керейской тамгой в виде равностороннего креста +.  Нашел в подписке Бия Шона Едыгина о его согласии на открытие Баян-Аульского Окружного приказа 14.02.1826 г. В числе других старшин подписку подписал старшина Жолоба-Кипчакского аула Аю Улжабайуглы: "... За неимением печати ставлю свою тамгу" (ЦГИА Каз. ССР, ф. 338,  оп. 1, д. 408, л. 15). 

Этот факт говорит в пользу того, что усыновленный местными Бултын-Кыпшаками мальчик был утерян во время схватки местными же Кереями, потому что Бывшую Кызылагашскую волость, а ныне Иртышский район населяют бултынские поколения кыпшаков и курсаринские поколения кереев.

 

2) Для проверки данного факта хотелось бы конечно получить днк тесты джолобинцев, но у меня таких возможностей нет. Поэтому в прошлом обращался к Asan-Kaygy. Это бы поставило точку в вопросе. Правда жена обижается, что я пытаюсь ее кыпчачку (чем она ужасно гордится) и ее всю родню (братьев, отца, дедов) я мол хочу записать в свой род, в кереи. :)

 

 

image.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.04.2020 в 16:34, АксКерБорж сказал:

 

Мне кажется мы не должны рассматривать в этой теме устные слухи, а должны обсуждать только документальные свидетельства.

 

И какие документы у казахов в 18, 19 веке? Остается только народные предание и слухи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.04.2020 в 16:27, Zake сказал:

Так свои же и замочили его. Потом пустили наверное слух, что он иноземец. Чтобы народ сильно не убивался

Ты экстрасенс?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28.04.2020 в 15:51, Le_Raffine сказал:

По-моему кызылбаш?

Из кызылбашей. Там долгая история. В общем был сирота-иноземец, а уже внуки его большие авторитеты в народе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26.04.2020 в 15:49, Le_Raffine сказал:

Неоднократно читал, что у кочевников существовал обычай усыновления пленных детей и принятия их в свой род. Могу допустить, что это могло быть широко распространено в отношении девочек, но сомневаюсь, что пацанов так легко принимали к себе. Хотелось бы дискуссии по теме с привлечением источников.

Почему думаете пацанов не так легко принимали. Усыновление не такой уж редкий случай в истории казахов. Знаю таких людей, усыновленных. Никаких документов на этот счет нету, как требует ув. АКБ, но люди знает. Правда все дети  из казахов. Но по Украине мере есть одна фамилия, родоначальник как я знаю якобы калмыцкий сирота. Усыновили в свое время один адаец, поэтому считается адай.  Это сейчас может редкий случай. Из за изменении наших взглядов и менталитета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Махамбет сказал:

Знаю таких людей, усыновленных. Никаких документов на этот счет нету, как требует ув. АКБ, но люди знает. 

 

Макан, наверно не ошибусь, если скажу, что автор темы задумал ее не про современное время, а про давнее прошлое.

 

12 часов назад, Махамбет сказал:

И какие документы у казахов в 18, 19 веке? Остается только народные предание и слухи. 

 

Я же привел такой документ.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.04.2020 в 19:34, АксКерБорж сказал:

 

Мне кажется мы не должны рассматривать в этой теме устные слухи, а должны обсуждать только документальные свидетельства.

 

Кыпчак, рожденный в дупле дерева, усыновлен Огуз-ханом. Есть в источниках. Это будет документальным свидетельством? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 11.02.2022 в 16:43, buba-suba сказал:

Кыпчак, рожденный в дупле дерева, усыновлен Огуз-ханом. Есть в источниках. Это будет документальным свидетельством? 

 

Огуз-ханом, который был предком татар-монгольских племен, в том числе Чингизхана?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...