Jump to content



Sign in to follow this  
asan-kaygy

Непереведенные рукописи

Recommended Posts

Коллекция суфийских рукописей института востоковедения и письменного наследия АН Таджикистана Фонд рукописей Института Институт востоковедения и письменного наследия AН Республики Таджикистан хранит уникальные источники по истории, культуре, общественной мысли различных народов Востока. С 1960–1978 гг. сотрудниками Института было опубликовано 6 томов каталогов. Таджикские ученые подготовили каталог суфийских рукописей Фонда, который по существу представляет собой следующий, седьмой том каталога, объединившего в себе информацию о суфийских рукописей Института. Из наиболее значительных произведений следует упомянуть следующие рукописи:

«Кашф ал-махджуб» (« - Раскрытие скрытого за завесой») Абулхасана Али ал-Джулаби ал-Худжвири ал-Газнави, написан в 437/1045—440/1049 гг. В коллекции Института имеется три рукописи (инв.№№3153,1562,1190). Все они полные, без дефектов, первая датируется ХУП, а две –ХУШ в.

Значительным числом (11) представлено сочинение Фарид ад-Дина Аттара «Тазкират ал-авлийа»-—(« - Жития святых»). Среди наших рукописей имеются как полные, так и содержащие выборки.

«Нафахат ал-унс мин хазарат ал-кудс» («« -» Ароматные веяния духовной близости с вершины святости) Абдуррахмана Джами. Наиболее ценным списком является №1883, датированный 885/1484 г. т.е. переписанный при жизни автора. Другой список этой книги представляет большой интерес т.к.

переписка начата самим автором и была продолжена и закончена близким ему по времени Мухаммад Фархаром Балхи. Первые листы подвергались реставрации неизвестным лицом, затем в ХУШ в и в конце была реставрирована последняя часть рукописи.

«Джалис-и муштакин» (« » - «Собрание жаждующих любви») Мухаммада б. мавлави Хусам ад-дина, известного как Мавлави Пайрави. По рукописи ИВАН СССР, прозвище автора было Мавлаки Бируй. Работа начата, видимо, в 1004/1596 и окончена не ранее 1008/1599г. Сочинение посвящено жизнеописанию Ходжи Исхака. Книга служит весьма ценим источником для изучения и общественной, и политической жизни Восточного Туркестана второй половины ХУ1 в. Рукопись полная, без дефектов, переписана в 1196/1781 г.

«Арз-наме» («« -» Книга о форме») Афзал ад-дин Кашани (ум. 707/1307 1308). Посвящено толкованию в суфийско-мистическом духе философских категорий формы, движения и теории познания окружающей действительности.

Состоит из введения и четыре глав ( арз- форма) «Сирадж ас-саликин ва латаиф ал- арифин» (« « -» Светоч шествующим (к истине) и тонкие выражения познавших ее») Убайдуллаха Накшибандий-е Самарканди, посвященное жизнеописанию шейха накшбандия Лутфуллаха Чусти (ум.979/1571) своего современника. 120 лл. Переписана в 1284/1867.

«Кимийа-йе саадат» («« -» Философский камень счастья») Абу Хамида Мухаммада ал-Газали. Это прекрасной сохранности рукопись, копированная мухаррама 615/ 9 апреля 1218 г., является одним из древнейших дошедших до нас списков данного произведения и одна и древнейших в Фонде восточных рукописей АНРТ.

«Насаих ас-салатин» («« -» Наставление султанам») Казы Хафиз Тулак муфти, по прозванию Андикани. Очевидно, происходил из г. Андижана и был судьей и муфтием в Бухаре и Балхе, где составил настоящий труд для принца Имамкули Бахадурхана (1661-1642). 84 лл. Названия сочинения в тексте нет, приведенное здесь заглавие в двух вариантах встречается в разновременных записях на свободной от текстов строки. Это интересное уникальное произведение по политической этике.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...