Перейти к содержанию
АксКерБорж

Область Сибирских киргизов

Рекомендуемые сообщения

Может быть атыгай взял в жены из рода багыш, и поэтому пошло название Багыш? Если они по ДНК такие же как и другие аргыны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.12.2021 в 05:12, Jagalbay сказал:

джесырей (пленников)

 

Джесыр (жесір) это женщина, у которой умер муж, т.е. вдова.

Почему интересно Чокан так назвал кыргызских пленников? (надо полагать обоих полов)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 3/21/2021 at 3:17 AM, АксКерБорж said:

Ув. Zake, встречались ли вам труды казахских историков по этим двум очень насущным вопросам для казахской государственности и казахского будущего?

Не статьи, а фундаментальные труды? 

у Радика Темиргалиева есть Казахи и Россия и эпоха последних батыров

не сказать, что фундаментальные книги, но там есть обоснованная версия автора

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.04.2022 в 11:34, АксКерБорж сказал:

 

Джесыр (жесір) это женщина, у которой умер муж, т.е. вдова.

Почему интересно Чокан так назвал кыргызских пленников? (надо полагать обоих полов)

 

в русских источниках пленных называли ясырь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 23.04.2022 в 14:34, АксКерБорж сказал:

 

Джесыр (жесір) это женщина, у которой умер муж, т.е. вдова.

Почему интересно Чокан так назвал кыргызских пленников? (надо полагать обоих полов)

 

Ясы́рь (тур. esir — узник войны, см. savaş esiri, от араб. أسير‎ [’асӣр]) — пленные

Ясырь — слово татарское, значит пленник. Было усвоено нами для обозначения татарского полона и потом вообще пленниковЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Оказывается по сибирским казахам Семипалатинской области (1854 - 1920) архивные документы есть не только в Омске, но и в Томске.

Два из многих таких.

VJfQ1.jpg

VJfcY.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Вики:

Томская губерния занимала юго-восточную часть Западной Сибири, к Северу, Северо-Западу и Западу граничит с Тобольской губернией, к Юго-Западу — с Семипалатинской областью, к Югу и Юго-Востоку — с Монголией, к Востоку и Северо-Востоку — с Енисейской губернией.

По территории соответствовала территориям современных Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей Российской Федерации, Усть-Каменогорской и Семипалатинской областей Казахстана, западных земель Красноярского края  и восточных — Омской области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.12.2022 в 17:31, Rust сказал:

Томская губерния занимала юго-восточную часть Западной Сибири, к Северу, Северо-Западу и Западу граничит с Тобольской губернией, к Юго-Западу — с Семипалатинской областью, к Югу и Юго-Востоку — с Монголией, к Востоку и Северо-Востоку — с Енисейской губернией.

По территории соответствовала территориям современных Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей Российской Федерации, Усть-Каменогорской и Семипалатинской областей Казахстана, западных земель Красноярского края  и восточных — Омской области.

 

Да, вы правы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Интерес вызывает угловой штамп на удостоверении Алимхана Ермекова об отсрочке от военной службы (тоже из фондов Томского Госархива):

Акмолинский областной Киргизский Народный Совет АЛАШ-ОРДА

г. ОМСК

13 марта 1919 года

VLrT2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

в г. Омске:

1.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Жителей в Павлодаре тысяч шесть с небольшим [По всеобщей переписи 1897 г. жителей в Павлодаре, считая в том числе и население пригородной станицы Коряковской, 7730 (4160 м. п. и 3570 ж. п.). — Примеч. редак.]. Город населен казаками, киргизами, татарами и, в последнее время, разным пришлым элементом, составляющим из себя самое незначительное меньшинство.

Главный и преобладающий элемент населения — казаки. Казаки народ в высшей степени миролюбивый и не походят на своих сородичей донских казаков; народ хотя и способный, но в тоже время очень ленный, неподвижный и какой-то беспечный. Казаки почти все земледельцы и живут зажиточно, но, тем не менее, «лень и беспечность» — обычные свойства каждого казака.Любят себя показать и блеснуть своею удалью и молодечеством, и иной раз не прочь и «прихвастнуть», особенно перед киргизами. С последними у них постоянно идет соперничество по части верховой езды, и по этому поводу устраиваются между ними иногда и состязания, причем победителями бывают попеременно то киргизы, то казаки. Казаки с самых малых лет уже умеют говорить по-киргизски, иногда даже и между собой объясняются на этом языке. Вообще, казаки с киргизами живут очень дружно

Киргизы и татары живут в таких же домах, как и русские, но некоторые, особенно киргизы, в землянках на краю города. Постройки их мало чем отличаются друг от друга.

Татар живет в городе не меньше, чем киргиз. Татары живут очень зажиточно, имеют всегда по несколько лошадей и рогатого скота; есть между ними и богатые купцы, и скотопромышленники. Последние встречаются и среди киргиз, но богатых скотопромышленников-кирзиз в городе мало; они преимущественно живут в степях, где и имеют громадные табуны лошадей и рогатого скота, иногда в несколько тысяч голов. В городе же живут киргизы уже обрусевшие, хотя и сохраняющие свои веру и язык, но прекрасно владеющие русским языком и везде принятые. Есть между городскими киргизами и интеллигентные, учившиеся в русских начальных школах, в учительских семинариях, а также в фельдшерских и ветеринарных школах, умеющие даже танцовать, любящие бывать в общественном собрании и любители карточной игры, носящие иногда даже и русскую одежду (впрочем — в очень редких случаях).

Город Павлодар

А. И-ский. Г. Павлодар Семипалатинской обл. (Очерк) // Дорожник по Сибири и Азиатской России, 1901, № 3, 4.

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.04.2023 в 13:09, Zerek сказал:

Жителей в Павлодаре тысяч шесть с небольшим [По всеобщей переписи 1897 г. жителей в Павлодаре, считая в том числе и население пригородной станицы Коряковской, 7730 (4160 м. п. и 3570 ж. п.). — Примеч. редак.]. Город населен казаками, киргизами, татарами и, в последнее время, разным пришлым элементом, составляющим из себя самое незначительное меньшинство.

Главный и преобладающий элемент населения — казаки. Казаки народ в высшей степени миролюбивый и не походят на своих сородичей донских казаков; народ хотя и способный, но в тоже время очень ленный, неподвижный и какой-то беспечный. Казаки почти все земледельцы и живут зажиточно, но, тем не менее, «лень и беспечность» — обычные свойства каждого казака.Любят себя показать и блеснуть своею удалью и молодечеством, и иной раз не прочь и «прихвастнуть», особенно перед киргизами. С последними у них постоянно идет соперничество по части верховой езды, и по этому поводу устраиваются между ними иногда и состязания, причем победителями бывают попеременно то киргизы, то казаки. Казаки с самых малых лет уже умеют говорить по-киргизски, иногда даже и между собой объясняются на этом языке. Вообще, казаки с киргизами живут очень дружно

Киргизы и татары живут в таких же домах, как и русские, но некоторые, особенно киргизы, в землянках на краю города. Постройки их мало чем отличаются друг от друга.

Татар живет в городе не меньше, чем киргиз. Татары живут очень зажиточно, имеют всегда по несколько лошадей и рогатого скота; есть между ними и богатые купцы, и скотопромышленники. Последние встречаются и среди киргиз, но богатых скотопромышленников-кирзиз в городе мало; они преимущественно живут в степях, где и имеют громадные табуны лошадей и рогатого скота, иногда в несколько тысяч голов. В городе же живут киргизы уже обрусевшие, хотя и сохраняющие свои веру и язык, но прекрасно владеющие русским языком и везде принятые. Есть между городскими киргизами и интеллигентные, учившиеся в русских начальных школах, в учительских семинариях, а также в фельдшерских и ветеринарных школах, умеющие даже танцовать, любящие бывать в общественном собрании и любители карточной игры, носящие иногда даже и русскую одежду (впрочем — в очень редких случаях).

Город Павлодар

А. И-ский. Г. Павлодар Семипалатинской обл. (Очерк) // Дорожник по Сибири и Азиатской России, 1901, № 3, 4.

 

Я так думаю ты у нас специалист по русскому казачеству и колониальной политике раз запруфил статью постороннего проезжего человека с надменностью отзывающегося о местном крае и о коренном населении? Кстати под статьей характерные комментарии, да и вообще сайт тоже характерный (начал тыкать, потому что не уважаю таких казахов).

https://rus-turk.livejournal.com/325374.html

Кстати ты хоть знаешь полностью фамилию "И-ский", которого здесь привел?

Если Казахстан и казахи когда нибудь дождутся деколонизации, а она будет, то таких "специалистов" и лайкающих их думаю надо тоже непременно деколонизировать чтобы неповадно было смеяться над своими же казахами.

 

  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Я так думаю ты у нас специалист по русскому казачеству и колониальной политике раз запруфил статью постороннего проезжего человека с надменностью отзывающегося о местном крае и о коренном населении? Кстати под статьей характерные комментарии, да и вообще сайт тоже характерный (начал тыкать, потому что не уважаю таких казахов)

https://rus-turk.livejournal.com/325374.html

Кстати ты хоть знаешь полностью фамилию "И-ский", которого здесь привел?

Если Казахстан и казахи когда нибудь дождутся деколонизации, а она будет, то таких "специалистов" и лайкающих их надо думаю тоже деколонизировать чтобы неповадно было смеяться над своими же казахами.

 


Фамилию не знаю и фрагмент этот я вытащил из другого сайта, полную версию прочитал по твоей ссылке. В цитированном фрагменте надменность по отношению к местном населению может найти только дурачок.
 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

55 минут назад, Zerek сказал:

В цитированном фрагменте надменность по отношению к местном населению может найти только дурачок.

 

Если не дурачок, то смотри что цитируешь - автора не знаешь, процитировал выжимки, с остальным текстом не ознакомился.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, АксКерБорж сказал:

Если не дурачок, то смотри что цитируешь - автора не знаешь, процитировал выжимки, с остальным текстом не ознакомился.


Что нашел то и процитировал. Фрагмент очень интересный. Ты мне будешь указывать, что цитировать, а что нет?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Zerek сказал:

Что нашел то и процитировал. Фрагмент очень интересный. Ты мне будешь указывать, что цитировать, а что нет?

 

Если твоей целью был всего лишь я, то пожалуйста.

Но ведь ты сам не зная того привел статью, оскорбительную по отношению к народу.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Если твоей целью был всего лишь я, то пожалуйста.


Да у тебя паранойя. Зачем ты мне нужен?

 

51 минуту назад, АксКерБорж сказал:

Но ведь ты сам не зная того привел статью, оскорбительную по отношению к народу.

Именно ты и привел статью, которую ты считаешь оскорбительной по отношению к народу, а не я. Я привел краткую выжимку из нее, которую нашел на другом сайте и она между прочим использовалась для троллинга ватников.
 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Zerek сказал:

Да у тебя паранойя. Зачем ты мне нужен? Именно ты и привел статью, которую ты считаешь оскорбительной по отношению к народу, а не я. Я привел краткую выжимку из нее, которую нашел на другом сайте и она между прочим использовалась для троллинга ватников.

 

Не оправдывайся. Если по ошибке, то ничего страшного, со всеми бывает.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.07.2021 в 00:43, Шоно-Баатар сказал:

Урянханы (урянкаты), проживавшие в стране Баргуджин-Токум, были известны как хойин-урянка (лесные урянкаты). Лесные урянкаты не имели родственных связей с урянкатами из дарлекинов. Лесные урянкаты, проживали в районе Присаянья-Прихубсугулья, предположительно, на Окинском плато и в Дархатской котловине. 

Это были предки Тувинцев-Тоджинцев и Сойотов Бурятии. 

Согласно китайским текстам «Юань-цзянь-лэй-хань» и «Сюй-Вэнь-сянь-тун-каом», урянхайцы являются потомками и преемниками древних монголов шань-жун и позднейших хи (кумохи), занимая те же земли, как и их предшественники и предки. Улянха — собственно (первоначально) земля шань-жун (горных жунов) времени Чунь-цю; династия Хань сделала её владением главы (народа) хи, который при династии Хоу-Вэй, назывался кумохи.

А, Субэдэй был прямым потомком Сяньбийцев татабов 

Короче тюркского ничего не было, одно всё монгольское

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.12.2021 в 14:11, Samatq сказал:

Как раз таки “лось” это народная этимология 20 века. Это бред про лосиный тотем.

“Конфедерацию, связку”, можете посмотреть у Севортяна, дал ниже.

Нахождение багыш, сарыбагыш, карабагыш, чоң багыш в разных группах/крыльях неспроста. Немного понимающий в родоплеменной структуре кыргызов сразу может это разглядеть.

Сапарбек Закиров, Кыргыз санжырасы (https://studylib.ru/doc/6241076/sanzhyra-s-zakirov):

«От Чамаса произошли Ак уул и Куу уул. Ак уул стал бием первого багыш — оң багыш (правый багыш). Куу уул стал бием второго багыш — сол багыш (левый багыш). Слово «багыш» могло означать место расселения (аймак) значительных родов.»

Кстати лось на кыргызском будет “булан”.

Но определенно термин «багыш/багыс» имеет отношение именно к кыргызам.

Багыш - подчинение. И нечего что то выдумывать. Бак - подчиняйся. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 17.07.2021 в 02:42, Шоно-Баатар сказал:

Ну так буряты и ойрат называли Олёт как и китайцы. Возможно их термин действительно был Олёт, а центральные монголы использовали свой термин Ойрд (ближний, союзный). Как бы странно такие вещи спрашивать, когда буряты и жили возле енис. киргиз естественно использовали киргизский термин (Кяса) Хягас. Ведь название племен перечисляли Хунну китайцам, а не китайцы жили возле кочевников Тувы, Алтая. Никто из русских ученых почему-то не изучает монгольские термины. Однозначно, что предки буряад больше всего контактировали с киргизскими племенами. И много связей с теми же тувинцами. Они используют очень старые протомонгольские термины типа Маадыр. Синоним Баатар. Огурское Багатур от протомонг. Магадур (от слова магтаал-восхваление, магта-восхвалять) , которое сохранилось лишь в тувинском языке в форме Маадыр. 

Макта чисто тюркское слово. Хвали. Если чё

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...