Перейти к содержанию
АксКерБорж

Многотысячные сезонные меридиональные кочевки казахских родо-племен «ЮГ - СЕВЕР» - правда или вымысел?

Рекомендуемые сообщения

12 часов назад, buba-suba сказал:

Вы же комментировали названия Жузов - по зимовкам на Амударье:  один - в верховьях, другой на среднем течении, один поближе к устью. Старший, Средний, Младший. Только не помню- кто из них в верховье. 

 

То был не мой копипаст надерганный из просторов интернета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Согласно известным архивным документам, Казахское родоплеменное общество расселялось на территории Казахстана и за его пределами чисто по родоплеменной системе, когда каждому племени, поколению принадлежали их исконные родовые земли - зимовки, летовки, осенние и весенние пастбища с водопоями.

Ни одно племя, ни одно поколение никогда не вторгалось в чужие пастбища, в противном случае это наказывалось вплоть до смертельных схваток и битв.

 

Так было всегда, как минимум с известного по архивам 17 века вплоть до начала 20 века включительно.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но можно заглянуть и раньше 17 века, даже в 12 - 13 века!

 

Читаем откровения на этот счет у Рашид ад-Дина.:

 

На вскидку всего несколько примеров:

"... Все народности по настоящее время сидят и сидели на всех этих местах по искони обусловленному древним обычаем постановлению".

"... Племя найман. Распределение юртов найманов таково. Летние кочевья: Талак – юрт их государя; Джаджиэ-наур – место его ставки, орда".

"... Племя кераит. Личные летовки Он-хана: Талан-Гусэур, Дабан... Зимние стойбища: Утекин-мурэн, Орон-Куркин, Тош, Барау, Ширэ, Кулусун, Отку-Кулан, Джелаур-Кулан".

"... Летние и зимние кочевья Чингиз-хана находились в тех же пределах (АКБ: близ горы Буркан-калдун)".

и т.д.

Как видим, летописец записал из уст чингизида информатора, потомка Чингизхана, не заметную и не важную для оседлого жителя, но чрезвычайно важную деталь для кочевых скотоводов, имеющих родо-племенную структуру, о четком распределении точных границ кочевок каждого рода-племени - летних, зимних пастбищ и водопоев, что и отметил четко летописец при описании каждого племени!!!

 

Всеродового и общетерриториального смешения родо-племен, скота и кочевок никогда не было, как это пытаются показать мои оппоненты в теме. ^_^

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До открытия мной этой темы про широко распространенный фейк о полутора тысяча километровых  меридиональных кочевках с юга на севере и обратно все думали, что в северных областях на зиму никто не оставался и все казахские родо-племена наслаждались зимой в теплых краях на юге страны.

Оказалось что это совершенно не так.

 

Например, в самом холодном регионе Казахстана, в северо-восточном регионе и в смежных областях юго-западной Сибири, издавна населенных казахскими родо-племенами, зимовки обустраивались:

1) В хорошо защищенных от буранов и ветров естественных природных укрытиях - в прибрежных тугаях, в густых камышовых зарослях при озерах, с подветренной стороны холмов и гор в гористых Баянаульском, Кокшетауском и Каркаралинском районах.

2) Обязательно стационарные постройки - либо глинобитные, либо саманные, либо каменно-глиняные, либо деревянные (в случае наличия по соседству лесов, камня или отсутствия их).    

 

Потому что при наших 35-40-градусных морозах с постоянным сильным ветром, что дает ощущение всех 50-55 градусов, никакая юрта не поможет людям прозимовать долгие 5-6 месяцев. К концу декабря окочуришься и не до согыма будет. ))) 

Я думаю эта природно-климатическая необходимость уходит корнями вглубь веков.

 

Для домашнего скота (который ночует в ауле - овцы с козами, КРС и верблюды) строились защищенные от ветра загоны.

Лошади (кроме домашних) паслись в открытой степи и при лесочках в лесостепи.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

Фотография Дудин С.М.

1899 год.

Смежные районы Каркаралинского и Павлодарского уездов.

Урочище Кент.

Деревянные зимовки.

1899-9121.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смешанные постройки - каменно-глиняные и деревянные:

1899-912.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Глинобитные и саманные зимовки:

2.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зимовки казахов Степного края.

Вид изнутри.

1899.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

До открытия мной этой темы про широко распространенный фейк о полутора тысяча километровых  меридиональных кочевках с юга на севере и обратно все думали, что в северных областях на зиму никто не оставался и все казахские родо-племена наслаждались зимой в теплых краях на юге страны.

Оказалось что это совершенно не так.

 

Например, в самом холодном регионе Казахстана, в северо-восточном регионе и в смежных областях юго-западной Сибири, издавна населенных казахскими родо-племенами, зимовки обустраивались:

1) В хорошо защищенных от буранов и ветров естественных природных укрытиях - в прибрежных тугаях, в густых камышовых зарослях при озерах, с подветренной стороны холмов и гор в гористых Баянаульском, Кокшетауском и Каркаралинском районах.

2) Обязательно стационарные постройки - либо глинобитные, либо саманные, либо деревянные (в случае наличия по соседству лесов).    

 

Потому что при наших 35-40-градусных морозах с постоянным сильным ветром, что дает ощущение всех 50-55 градусов, никакая юрта не поможет людям прозимовать долгие 5-6 месяцев. 

Я думаю эта природно-климатическая необходимость уходит корнями вглубь веков.

 

Для домашнего скота (который ночует в ауле - овцы с козами, КРС и верблюды) строились защищенные от ветра загоны.

Лошади (кроме домашних) паслись в открытой степи и при лесочках в лесостепи.

 

Buba-suba (в ответ на мой пост):

"Это просто переход к полукочевому образу жизни. У нас стационарными были и зимние и летние жилища. Деревянные. Зимние из сосны, летние из листвяка". 

 

Almaty-Тирион (в ответ на пост Buba-sub'ы):

"А ещё это просто 19 век, русское влияние". 

 

Перенес сюда эти посты и обсуждение из темы про найманов. Здесь им будет комфортнее. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.03.2020 в 05:07, АксКерБорж сказал:

Buba-suba (в ответ на мой пост):

"Это просто переход к полукочевому образу жизни. У нас стационарными были и зимние и летние жилища. Деревянные. Зимние из сосны, летние из листвяка". 

 

Я лишь пытаюсь развенчать устоявшиеся в умах казахов мифы, например:

- что весь обширный степной край был безлюдным с октября до апреля;

- что саманные, глинобитные, каменно-глняные или деревянные зимовки в условиях суровых здешних зим казахи научились строить только в 19 веке, с приходом русских;

-  про существование якобы до определенного времени у казахов кочевого образа жизни, а потом якобы загадочного перехода на полукочевой, при этом никто вразумительно не может объяснить отличия между кочевым и полукочевым...

- и т.д. и т.п.

  Я считаю, что все эти мифы взаимосвязаны между собой.

 

У пишущего бред джамбульца (Almaty-Тириона) и лайкующего его алматинца (Arсена) сформированы именно такие искаженные представления.

Нисколько не удивляюсь, если они всерьез допускают, что и у них на юге любые строения (дома, базары, мечети, мавзолеи, кладбища и пр.) связаны с Российской империей и вплоть до 19 века не существовали. Запросто, потому что они на полном серьезе считают (что подтверждено в данной теме), что родо-племена, исконно населяющие, например, джамбульский и/или алматинский регионы на полгода уходили кочевать со скотом в далекие северные степи и лесостепи и и юг на полгода становился безлюдным. А при возвращении обратно на юг, мол уговаривали и захватывали к себе в гости все северные родо-племена со скотом и потому мол степи и лесостепи опустевали на полгода. )))     

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музей Петра Великого (Кунсткамера), МАЭ РАН РФ, г. Санкт-Петербург.

Фотография Щенникова К.В.

Нач. 20 века.

Акмолинская область, Петропавловский уезд.

Саманные зимовки.

md1kGr0I6GEd6NThjpTTyXN6XBxRAkzOupfU0oFx

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

- или про существование якобы до определенного времени кочевого образа жизни казахов, а потом якобы какого-то перехода на полукочевой, при этом никто вразумительно не сможет объяснить отличия между ними.

Я считаю, что все эти мифы взаимосвязаны между собой.

 

 

Я давно считаю, что теория о резком переходе казахов якобы в 19 веке на "полукочевое" хозяйство напрямую связана с мифом о многотысячных маршрутах кочевок "ЮГ - СЕВЕР", с рассматриваемой тематикой.

Миф придумали, но в реальной жизни казахи так не кочевали, кочевали как обычно и испокон веков традиционно только внутри своих родо-племенных территорий.

Что оставалось делать авторам теории о майданных кочевках "ЮГ - СЕВЕР"?

Правильно. Появился новый миф о переходе казахов якобы с "кочевого" (юг-север) на "полукочевой" образ жизни (внутри областей), мол расстояния кочевок родо-племен резко сузились, скукожылись от масштабов всего Казахстана до масштабов одной области или района, и даже до масштабов одного отдельно взятого сельского округа.

Его подсластили другим мифом, что мол "полукочевой" уклад связан с постройкой стационарных зимовок. Которые в свою очередь казахов научили строить русские, колонизировавшие край в 18 - 19 веках.

А чё, складно на первый взгляд, пока не копнешь. 

Но ведь наши джамбульские и алматинские ребята не хотят копаться. Хотят чтоб всё оставалось так, как они привыкли в это верить. Поэтому когда я пытаюсь копнуть поглубже, они начинают отбирать у меня лопату и бросаться в меня песком. ;)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, АксКерБорж сказал:

Но ведь наши джамбульские и алматинские ребята не хотят копаться. Хотят чтоб всё оставалось так, как они привыкли в это верить. Поэтому когда я пытаюсь копнуть поглубже, они начинают отбирать у меня лопату и бросаться в меня песком.

Тебе Арсен показал сведения очевидцев, тебе и этого мало? 

П.С. Когда будешь копать поглубже, ты пожалуйста вместо своих хотелок, последуй примеру Арсена, и покажи источники (отсебятина, фото с гугла и белиберда с твиттера не считается) :lol:

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Almaty сказал:

Тебе Арсен показал сведения очевидцев, тебе и этого мало? 

П.С. Когда будешь копать поглубже, ты пожалуйста вместо своих хотелок, последуй примеру Арсена, и покажи источники (отсебятина, фото с гугла и белиберда с твиттера не считается) :lol:

 

Almaty-Тирион, раз ты вчера прилюдно напялил на себя громоздкий чапан гидрометеоролога - картофановеда, то почему бы тебе не ответить на озвученное мной выше открытое подозрение в адрес вас двоих, вместе с Arсеном покажите нам свои инсайдерские "источники". ))) 

 

Вот оно то самое подозрение, состоит из обвинений по двум тяжким статьям: )))

 

"... Нисколько не удивляюсь, если они всерьез допускают, что и у них на юге (1) любые строения (дома, базары, мечети, мавзолеи, кладбища и пр.) связаны с Российской империей и вплоть до 19 века не существовали. Запросто, потому что они на полном серьезе считают (что подтверждено в данной теме), что родо-племена, исконно населяющие, например, джамбульский и/или алматинский регионы (2) на полгода уходили кочевать со скотом в далекие северные степи и лесостепи и и юг на полгода становился безлюдным. А при возвращении обратно на юг, мол уговаривали и захватывали к себе в гости все северные родо-племена со скотом и потому мол степи и лесостепи опустевали на полгода".

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Almaty-Тирион, раз ты вчера прилюдно напялил на себя громоздкий чапан гидрометеоролога - картофановеда, то почему бы тебе не ответить на озвученное мной выше открытое подозрение в адрес вас двоих, вместе с Arсеном покажите нам свои инсайдерские "источники". ))) 

 

Вот оно то самое подозрение, состоит из обвинений по двум тяжким статьям: )))

 

"... Нисколько не удивляюсь, если они всерьез допускают, что и у них на юге (1) любые строения (дома, базары, мечети, мавзолеи, кладбища и пр.) связаны с Российской империей и вплоть до 19 века не существовали. Запросто, потому что они на полном серьезе считают (что подтверждено в данной теме), что родо-племена, исконно населяющие, например, джамбульский и/или алматинский регионы (2) на полгода уходили кочевать со скотом в далекие северные степи и лесостепи и и юг на полгода становился безлюдным. А при возвращении обратно на юг, мол уговаривали и захватывали к себе в гости все северные родо-племена со скотом и потому мол степи и лесостепи опустевали на полгода".

 

Ты давай не спрыгивай! Сам выдвинул свои хотелки и еще хватает совести требовать от меня доказательств этого бреда.  Ты сперва опровергни источники Арсена. 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23.03.2020 в 13:01, Almaty сказал:

источники Арсена. 

 

Источники чего? Других источников от вас двоих я пока не видел. ;)

 

Изменено пользователем АксКерБорж
исправил в соответствии с указанием админа
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

30 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Источники чего, желчи? Других источников от вас двоих я пока не видел. ;)

 

Что важней, рассказы очевидцев или твои фото из гугла и комменты из твиттера? Разницу чуешь? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23.03.2020 в 13:40, Almaty сказал:

Что важней, рассказы очевидцев или твои фото из гугла и комменты из твиттера? Разницу чуешь? 

 

Я же тебе уже говорил, что ты ..................... С ........................ людьми я принципиально не веду диспутов. 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Rust сказал:

Кайрат - вас отправить в отпуск? Уберите оскорбления, иначе последует наказание.

 

Ну вы же сами видите, ув. Рустам, что этот человек ходит за мной по пятам по всем темам форума и любыми грязными способами пытается меня спровоцировать постоянно обсуждая мою личность, сами исторические темы его нисколько не интересуют. Его цель - мой бан или минимум отпуск. 

Отправьте меня в отпуск или забаньте и тогда сможете осчастливить этого типа. Но если серьезно, то было бы лучше для атмосферы форума в целом, если бы вы поставили его на место, чтобы впредь не повадно было создавать конфликты и провоцировать других юзеров.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Цель данной темы я конечно разовью (если конечно провокатор не добьется своей мечты))).

У меня в планах обосновать направленность темы и свои версии, изложенные выше (о фейковости существующих тезисов про маршруты кочевок) хронологически на основании доступных материалов - хотя бы начиная с конца 12 века н.э. до начала 20 века, постараюсь на конкретных примерах со ссылками на источники.

Короче, мне лишь нужно время.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
8 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ну вы же сами видите, ув. Рустам, что этот человек ходит за мной по пятам по всем темам форума и любыми грязными способами пытается меня спровоцировать постоянно обсуждая мою личность, сами исторические темы его нисколько не интересуют. Его цель - мой бан или минимум отпуск. 

Отправьте меня в отпуск или забаньте и тогда сможете осчастливить этого типа. Но если серьезно, то было бы лучше для атмосферы форума в целом, если бы вы поставили его на место, чтобы впредь не повадно было создавать конфликты и провоцировать других юзеров.

 

Кайрат, не надо утрировать. Вы сами чуть не в каждом посте вспоминаете юзеров Арсена и Алматы, потом удивляетесь их реакции? Ему, что теперь и писать нельзя? 

Не надо опускаться до оскорблений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...