Перейти к содержанию
АксКерБорж

Многотысячные сезонные меридиональные кочевки казахских родо-племен «ЮГ - СЕВЕР» - правда или вымысел?

Рекомендуемые сообщения

Средняя орда

1

Найманский состоит из шести отделений, до 35 000 семей в себе заключающих. Управляет оным султан Канбаба, носящий на себя китайское звание ван и получает от тамошнего двора жалованье.

Кочевья около китайской границы против крепостей Кужан-Кайнан и города Чирчик. По реке Иртышу, начиная от ее источника из озера Зайсан, и в горах Тарбагатай. Торговлю производят по российской границе в крепостях Усть-Каменогорске, Бухтарме и Семиполатинске, и по китайской линии.

2

Главный аргынский род состоит из пяти отделений: чард, чжиде, тюртюулы, караулы, каракисяк. В них до 30 000 семей.

Начальники султаны Букей и Бупа и частные старшины, особенно почетнные в народе: Тлянча-бий, Чун-бий и Байдала-бий.

Кочевья: зимою – в горах Баянулы, Кызылтау, Далбатау, Укойкозлык, Чингизчаган, в вершинах реки Тургая и при горах Улутау; летние – при горах Эрейман и по речкам Нура и Чжидису.

Торгуют в Кашкарии, Ташкении и Бухарии, а иногда пригоняют скот свой и в крепость Святого Петра, что на реке Ишиме, откуда препровождают в азиатские провинции купеческие товары.

3

Тарактинский имеет два отделения, в коих до 4000 семей. Управляет Байгуза-батыр. Кочуют летом в вершинах речки Иселя и по реке Сарасу, зимою – в песках Ичкунгур и по реке Цуй. Торгуют в Бухарии и Ташкении.

4

Найман-кундравинский заключает в себе 12 отделений, в коих до 15 000 семей.

Главные в оном Кулян-бий, Талкан-батыр, Чжанбай-бий и султан Айчувак, сын Ишима, бывшего хана Меньшей орды.

Кочевья: летом – при реках Толагае, Коксу, Каратале и при горах Актуартау, зимою – удаляются к Туркестану и Ташкении, в которой и торг свой производят. [408]

5

Аргинский малый имеет два отделения: алтай, или алутай, и тараклы. В них до 9000 семей. Начальники Байкул-бий и Караменда. Кочуют летом и зимою по реке Иртышу. Торгуют в городе Семиполатинске.

6

Чжидеруу-шак-кирейской – три отделения, до 8000 семей. Управляют Дусумбек-бий, Умур и Баянбет. Кочевья: летние – по реке Исель и в окрестностях озера Жаилма, или Аккуль, зимние – при реке Иртыше. Торгуют в крепостях Семиполатинской, Ямышевской, форпосте Коряковском и других местах, по Иртышу лежащих.

7

Аргинский малый в двух отделениях: алтай-тараклы и кулчан, до 11 000 семей.

Главным правителем оных Средней орды хан Валий, или Уали, Аблаев и частные старейшины Кулбек, Байжигит, Акан-бий и Чавекиль-батыр.

Кочевья по рекам Ишиму, Иселю, в горах Кокчатау и Мукчатау и в урочищах Учькундак, Учьбульдык и Кылчакты. Оная часть киргизцев, как и две последующие за сим, торгуют в крепостях Омской, Святого Петра и в прочих российских пограничных местах, между сими крепостями лежащих.

8

Аргын-канчжагальский состоит из одного отделения, до 2000 семей. Начальник оного султан Каипханов. Кочуют при реках, впадающих с запада в Ишим и при урочище Бикчентей.

9

Кипчацкий – одно отделение, в нем до 1000 семей. Предводитель оного Тюлаган-батыр. Кочуют около рек Исель, Убаган и в урочищах Чжасын и Багар.

Все сии 9 частей, или родов, Средней киргизской орды состоят, кроме подчиненных китайцам, под управлением сибирского пограничного начальства. Они составляют между собою союз, или [409] как бы особою орду, отделяясь чрез сие от сообщества всех прочих киргизских родов.

10

Киргизский, или киряевский – два отделения, до 1000 семей. Начальники: старейшины Мунгача и Бикбулат Букбаев. Кочуют: летом – по рекам Ую и Тогузаку, зимою – при российской границе от Верхне-Уральского городка до крепости Степной и в степи противу оных.

11

Кипчацкий-карабалык – 4 отделения, до 3000 семей. Начальствуют старшины Маметек и Ишбулат.

12

Кипчацкий-танабуга – 6 отделений, до 2000 семей. Начальники: старейшины Чалпан, Казыбай и Тюляган.

13

Кипчацкий-кунделян – 4 отделения, до 2000 семей. Главные между ими Тайтемир и Кунакбай.

Сии три особые части кипчацкого рода кочуют летом по рекам Тоболу и Аяту, и по источникам сей последней от вершины до самого ее устья; зимою – близ линии, начиная от крепости Степной до города Троицка и против сих мест в степи. Всеми частями управляют султаны Чжегангир и Баба Каипхановы. Торг производят в городе Троицке.

14

Кирейский, или увак-гирейский, имеет 4 отделения и до 4000 семей.

Начальники: султан Истяк Рустанов и старшины Балык и Даин.

Кочуют летом по восточной стороне реки Убагана и по степи до реки Ишима; зимою, – начиная от устья реки Уй вверх по течению Тобола и на восток от оного близ границы до Пресногорьковской крепости. Торгуют в городе Троицке и по границе до Пресногорьковской крепости. [410]

15

Аргинского главного рода часть, называемая аржытым, имеет 12 уделов, в коих до 8000 семей.

Начальники: Барак-батыр, Саксенбай, Айтуар и титулярный советник Учжан Бараков.

Кочуют летом по рекам Тургаю, Тоболу и по впадающим в них источникам со степной стороны; зимою – по реке Убагану, к вершине оной и при урочище Каракиюккуп.

16

Аргинского рода часть, называемая чакчаки, или верхние чиктынцы, состоят из 5 отделений, в них до 6000 семей.

Главными: Муса-батыр, Минлибай и Чжарабас.

Кочуют: летом, – начиная от города Троицка по степной стороне до берегов реки Тобола и вверх по оной до устья реки Аята, зимою – при реках Тургае и Сарыбутаке до соединения ее с рекою Улкояком, а также при урочище Сарыкупе, в камышах около устья Улкояка и в окрестности озер Кызылкуль, Куржун, Тюбаккуль и Бишкуль и в песках Тузункуль.

Обе сии части киргизцев признают над собою главным султана Чжуму Худаймендина 115. Торгуют в городе Троицке, а зимою частью в Звериноголовске.

17

Кипчацкого рода часть, называемая муры-аягыр, имеет 4 отделения, в них до 3500 семей. Начальники: Исерган-бий, Казыбай, Киикбай-батыр и султан Усян Каипов. Кочевья: летние – к северу в урочищах Аманкарагай, Чжабелес и около озера Эбелея, зимние – при речках Улкояке и Тургае и частью при озере Аксакалбарбий, простираясь к полудню до средины песков Каракум.

18

Кипчацкого рода часть узун – 6 отделений, до 2000 семей. Их старшины Мянгдай-батыр и Дербиш. Кочевья: летние – по речкам, текущим в Улутургаю, Муюнле и Дямме, при вершинах реки Убагана и в урочищах Юдасу и Тирякле, зимние – от вершин речки Сарыбутак до Тургая и на восток от оной до течения речки Каиндаташ. [411]

Обе сии части кипчатского рода торг свой призводят в городе Троицке.

19

Баганали-найманский – одно отделение, до 900 семей. Начальник над оным Байназар-бий. Кочевья: летние – близ вершин Ишима, зимние – около реки Тургая и к югу при озере Аккуль до окончания реки Чжеланчик.

Сия и следующая за оным часть киргизцев торговлю производят большею частью в Бухарии и изредка в Троицке, они участвуют также в извозе и препровождении купеческих караванов.

20

Баганали-найманский – 12 отделений, до 6000 семей. Управляют старшины Трухменбай-бий, Тулак-батыр и султан Токтамыш Батырханов.

21

Балтали-найманский – 4 отделения, до 4000 семей. Начальствуют дети Утямыш-батыря.

Торговлю сей и следующие за ним части производят в Бухарии.

22

Аргинского рода часть, называемая тюбекли, состоит из двух отделений и до 2000 семей. Начальники Маман-бий, Чжабай-бий и султан Ксаарив Батырханов.

Все сии три рода, или части, киргизцев кочевье свое располагают совокупно летом – около вершин рек Тургая и Ишима, в горах Улутау, Кичиктау и в урочищах Мурункарагай, Аксайдак, или Асайкудук, и Каскан.

Тюбеклинцы же распространяются иногда в песках Каракум по восточной части оных при урочище Осьузяк; зимою располагаются в южной части песков Каракум, по течению речки Караузяк до реки Сыр, и по сей реке около кладбищ Карабадал, Атакармакчи, и за оными близ протока Кувана при урочищах Суксавель, или Суксеуль, до разделения реки Чжана от Кувана.

Всего в Средней орде полагают 99 отделений, а в них 169 400 семей. [412]

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меньшая орда

1

Отделившиеся от Меньшой орды в сообщество к Средней разные уделы, заключающие до 6000 семей. Ими начальствуют Будбай-бий и Вадрян-батыр. Кочевья их разделены, они располагаются по реке Цуй, или Чу, в песках Ареметей, в вершинах речки Иселя и около рек Сарысу и Сарыкингиру. Торгуют в Бухарии и Ташкении.

2

Чжидерууского рода часть, называемая чумичли-табынская, состоит из одного отделения, в коем до 1100 семей. Главою оного старшина Куянчачагай. Кочуют и производят торг соединенно с последнею частью Средней орды.

3

 

Байулинского рода часть, называемая алачин, имеет два отделения, до 1200 семей. Начальники: Кулжан-батыр и Уразбай-бий. Кочевья: летние – в песках Каракум по западной стороне урочища Юсьузак и около Билтюбяс; зимние – по реке Сыр в местах, называемых Аегыртау и Суккан, и при реке Куван, в урочищах Касобалы и Мужаклы. Торгуют в Бухарии.

4

Байулинского рода часть, называемая чжупбасцы, имеет 6 отделений, в них до 7200 семей. Управляют старшины: Кубек, Нурбай-бий, Аксакал, Байсакал и султан Сеитгали Нуралиев с 8 братьями.

Кочевья летние по северной стороне реки Сыр, в песках Каракум, по реке Тургаю и против города Троицка, около реки Тобола при урочище Учьаяты; зимние – по реке Сыр, в местах, именуемых Куркут-ата и Куват, по реке Куван и за оною в урочищах Тайкаткан, Сабын-юл, при реке Чжане, в окрестностях урочища Каки и у развалин Чжаныкала. Торгуют в Троицке и Бухарии и особенно славны по препровождению купеческих караванов. [413]

5

Чжидерууского рода часть, называемая табынцы, состоит из одного отделения, в коем до 300 семей. Главным оного старшина Аккуз-батыр. Кочуют и производят торговлю соединено с чжаббасцами.

6

 

Байулы-алтынский, имеет 4 отделения, в них до 5000 семей. Начальники: старшины Барка-батыр и Туганю-бий.

7

Байулы-тазларский – 2 отделения, до 800 семей. Начальник Ирняк-мурза.

8

Чжидеруу-телеу – 4 отделения, до 2800 семей. Начальники Байгюр-бий и Ирывбай.

Сии три рода, или части, кочевья свои располагают соединено: зимние – по левой стороне реки Сыр, начиная от урочища Тушарлика, за рекою Куван и проходя чрез брод Кияукичува, достигают до протоки Чжаны, а некоторые остаются при устье реки Иргиза, в урочище Тюгошкан; летом – к северу от реки Тургая по речке Карасай и вокруг озер Ургач-Кинделикуль. Торг производят частью в Бухарии, и частью в Троицке.

От рода чжидеруу-телеу происходит удел теля-тайляк, кочующий безвыходно около реки Сыр, на острове Арыкбалык, под управлением Нурлюбай-бия, Бурамбай-бия и проч. Они торгуют с хивинцами и в народных делах соединены с кишкеня-чиктынцами.

9

Чжидеруу-кираит – 12 отделений, до 4000 семей.

Управляют оными Манак-бий и Кушкулак-бий, или Коскулак.

Кочевье их зимнее за рекой Сыр, в окрестностях урочищ Бельтюбесе, около Кувана и за оным в местах Кызылчалы, Башыактюбя, до самой реки Чжаны; летние – в северной стороне песков Каракум, в урочище Бельтюбесе, и, перейдя Иргиз, распространяются даже до горы Карачетау. Торгуют в Бухарии и участвуют в препровождении купеческих караванов. [414]

Описанные выше последние 22 части Средней орды и 9 Меньшей составляют ныне как бы одну особую орду, признавая в советах первый голос султана Чжуму Худаймендина. Они больших раздоров между собою не имеют и по делам пограничным с Россиею сносятся всегда в городе Троицке.

10

Алимулы-карасакал – 4 отделения, до 1700 семей.

Старейшины Сююндук-бий и Айтуар.

Кочевья зимние по реке Сыр и к югу оной, начиная от урочища Кимясалган до реки Кувана, за сею рекою в местах Сулкундак и по реке Чжане, в окрестностях Томартюбя; летние – к северу реки Сыр в песках Каракум, около урочищ Тюгускан, Конуртюбя, Каржун, Тюбякуль, до самой речки Алдыкарасай. Торгуют в Бухарии и грабят российские караваны.

11

Алимулы-каракитинцы – 3 отделения, до 2500 семей.

Главные в оных Чилтик-бий и Кунгурбаш.

Кочевья: зимние – за рекой Сыр в местах Кургутата, по реке Кувану и с левой стороны оной в урочище Батман, не доходя несколько реки Чжаны; летние – в песках Каракум при урочищах Бильтюбясе и Ювантюбя и по реке Иргизу при Бугултяке.

Алимулы-чумякейского отделения главные части

12

1. Чумекей-елдар имеет 4 удела, до 6000 семей. Управляют Китябай-бий, Курян-батыр, Актляш-мурза и Ярмухаммет.

13

2. Чумекей-каратамор – 2 удела, в них до 2500 семей. Управляют Айтимбет и мурза Юсуф.

14

3. Чумекей-тукин – 2 удела, до 2500 семей. Управляет Самет-батыр. [415]

15

4. Чумекей-куит и аюс-сырым – 4 удела, до 5000 семей. Управляют Сердали-бий и Рак-бий.

16

5. Чумекей-куняк и сары-кашкеня – 4 удела, до 4000 кибиток. Управляет Чжулеук-бий, Байгунды и Кужак.

Над сими пятью чумекейскими частями признается главным султан Булякей Нуралиев.

Исключая елбяровской части, которая много раз препровождала купеческие караваны, все прочие, а особливо две последние, всегда грабили оные и торг свой производят в Бухарии.

Кочевья их зимою – по реке Сыр, в урочищах Таскичу и Байгузе и по реке Кувану, в местах Айтимбет и Ачжыркуль; летние – пройдя пески Каракум и урочища Тюгушкан, распространяются по реке Иргизу и по степи до горы Карачетау и речке Баксайты.

17

Алимулы-тюрткара – 12 отделений, называемые куламан, мазын и проч., состоят вообще из 11 000 семей.

Оными управляют тархан Каракубек-бий, Башкара, Караалтай, Сараалтай, Яныш, Актюбя, Тикмишюсь, Алтай и зять Каракубека султан Ширгазы.

Кочевья зимние по реке Сыр, в местах, называемых Майлыбаем и Кинтюс и, продолжаясь к полудню, располагаются также на реке Куван, в урочищах Уткаль, Акчиганак и около перевоза Табын, а на реке Чжане – у древней крепостцы Нуртай и при кладбище Сырлытам; летние – в песках Каракумах около урочища Калмас, по реке Иргизу, начиная от озер Кулакачибарбий до кладбища Баксайты, и по реке Улуиргизу до вершины оной.

Торг производят с хивинцами и частью с бухарцами, по степи с товаром разъезжающими, а упражняются наиболее в грабеже купеческих караванов.

18

Алимулы-кишкеня-чикты – состоят из 6 уделов: чжиеня, жолчора, асан-усень, курман и куттук, в коих до 8000 семей. [416]

Главные в сем роде Чжаназар-бий, Чжанзак, Хочжаберган, Утюгун и называвшийся самопроизвольно ханом султан Абулгазы.

Кочуют зимою по реке Сыр, близ устья оной в местах Каратун, или Каратюбе, Чжингат и Дынтау, по реке Кувану, при урочищах Сорарыка, Чалбир и Бисарал; летние – к северу от реки Сыр, около Аральского моря, в песках Каракум, при урочищах Чиганак, Кокдумбак, при озерах Большой Барсук и распространяются даже до вершины реки Эмбы.

Некоторые из них ныне к северу за реку Сыр не переходят и располагаются всегда при Чжингиттау, или Чжингизкала, Чжаксыкостам, Каратюбя и проч.

По совершенной бедности и недостатку в скоте соделались они главнейшими грабителями караванов, чем самым и получают себе пропитание, торгуя с хивинцами.

19

Алимулы-каракисяк – 4 отделения, до 3500 семей.

Начальники в оных старшины Айдарбек и Тукман.

Кочевание свое имеют смешанно между кичкеня-чиктынскими аулами, с которыми состоят в тесном союзе.

20

Алимулы-улькон, или билюкчура-чикты, имеет 4 удела: телеу, кабан, нагар и чурень-чикты, в коих до 8000 семей.

Главные: Мусульман-бий и Чунгай-бий.

Кочевья: зимние – по реке Эмбе, в песках Барсуккум и по западной стороне Аральского моря до города Конрата; летние – к северу от реки Эмбы, по реке Темиру и в вершинах рек Сагыза, Уила, Хобды и Илека. Торг производят частью в Оренбурге, а больше в Хиве.

21

Алимулинского рода, чумякейского отделения часть, называемая ак-китын, имеет 9 уделов, в коих до 2000 семей. Управляет оными старшина Тукбай-бий. [417]

22

Того же рода и отделения часть, именуемая учжарай. Она имеет 5 уделов и до 1500 семей.

Главные в оной старшины Барку-бий и Тика.

Кочевья их располагаются соединенно с улькон-чиктынцами, иногда же на зимнее время несколько из их аулов уходят в урочище Отравы, что близ Каспийского моря.

23

Чжидерууского рода, табынского отделения часть, называемая чумичли, состоит из 9 уделов, в коих до 4000 семей.

Ими управляет Барак-батыр.

Кочевье зимнее между Аральским и Каспийским морями, в урочищах Кульмавир, Шамматай, в песках Сыиг и при кладбищах Чуруккушчи; летом переходят они от сих мест к северу чрез пески и горы, называемые Чинга и Учканот до реки Эмбы. Торгуют летом частью в Оренбурге, а более – в Хиве.

Последние 14 частей Меньшей орды есть собственно та часть киргизцев, которая, как видно было в историческом известии, вступила в союз каракисяцкий. Они и ныне в главных до общества касающихся делах между собою имеют некоторый вид согласия и составляют как бы особую орду, отпадшую от повиновения избираемых Россиею ханов.

Байулинского рода главные отделения

24

1. Адаевское – состоит из 12 уделов, в коих до 10 000 семей.

Начальники Гумер-батыр, Курмантай-бий, Исяк и Пиряли-хан трухменский, который в прямом смысле составляет только правителя сей части и других небольших партий, от байулинского рода к нему присоединившихся.

Кочевья их располагаются в горах Мангистау, или, собственно, Мангишлак, и около Аральского моря в связи с прочими киргизскими родами. Торгуют в Хиве и по Нижнеуральской линии. [418]

25

2. Черкеское – имеет 8 уделов, в коих до 8000 семей. Их старшины Байчиркас, Кушутбек, начальник бывшей расправы Бекмаметь и главный – султан Каратай 116.

26

3. Берическое – имеет 7 уделов и до 5000 семей. Управляют оными старшины Исян-бий, Сатакай, Чжабал и Бегали-султан.

27

4. Танинское – имеет 6 уделов и до 5000 семей. Главные в оном Базарбай, Акберда и Исянгилды-бий.

28

5. Байбактинское – в 8 уделах, содержит до 6000 семей. Во оном старшины Адель-мурза и батыры Ирсали и Барган.

29

6. Алачинское – в 7 уделах, 5600 семей. Их начальники Муса, Алдыяр, Хубаяр и Икзали-султан.

30

7. Сыкларское – в 6 уделах, до 5000 семей. Старшины их Султанбек, Исенгали и Чурман-султан.

31

8. Маскарское – в 6 уделах, до 3000 семей. Главами оного старшина Кузак, Агизбай, Азибай и Аблай-султан.

Все сии отделения торг свой производят летом в городе Оренбурге и зимою – в городе Уральске и по всей Нижнеуральской линии.

32

9. Тазларское – в 6 уделах, имеет до 3000 семей под начальством старшин Сигизбая и Букана. [419]

33

10. Кызылкуртское – в 5 уделах, до 3000 семей под управлением Айтугана и Уразали.

Оба сии отделения препровождают в Оренбург хивинские караваны и торгуют в Оренбурге и Хиве.

34

11. Исентемирское – в 4 уделах, до 3000 семей под ведением Мимбай-батыря.

35

12. Япбаское – в 2 уделах, до 1000 семей под начальством Бабаса.

Сказанные байулинского рода 12 отделений, живут в довольно между собою союзе и, кроме первого, предпочитают главным над собою султана Каратая, сына Нурали-хана.

Кочевья их летние по степи между реками и Эмбою1(1 Так в тексте.) и при речках Кулдугайты, Булдурты, Учжанкаты, Чжусаль, Чубгарлау, Анкаты, Чипкаты до реки Хобды и Илека; зимние располагают всегда к югу до гор Мангышлакских, при устье Эмбы, в островах и заливах по берегу Каспийского моря и при самой реке Урале, начиная от Гурьева-городка до Сорочиковской крепости и далее.

36

Часть, отделившаяся от Средней орды увакского рода содержит 8 отделений, в коих до 2500 семей. Начальники оного Сапан и Иштякбай. Кочевья летние и зимние по реке Уилу и Куилу в камышах.

Чжидерууского, или семиродского, рода главные отделения

37

1. Главное табынское, собственно называемая тактулы-табын, состоит из 11 уделов, в коих до 6500 семей. Управляют оными Сагыр-батыр, Кучукбай, Чжабенбай и Илекбай. [420]

38

2. Кердаринское – из 5 уделов, до 3500 семей. Их старшины Чжабан и Битик-мурза.

39

3. Тамынское – из 6 уделов, до 2000 семей под руководством старшин Сыгыра, Улана и Тюкубая.

Кочевья сих трех отделений располагаются зимою при реке Урале, начиная от Уральского городка и распространяясь вверх по течению до Красногорской крепости и по реке Илеку; летом – в степи по речкам Канлыку, Тяратали, Донгузу, Айгузу, Юсали, Хобде и Илеку. Торг производят летом в Оренбурге и зимою – в крепостях по границе.

40

Алимулинского рода, чумекейского отделения часть, называемая каракиты, имеет 3 удела, до 2200 семей.

Оными управляют султан Турдали, сын Дусалин, и старшина Бурзак.

Кочевья зимние от Красногорской крепости вверх по реке Уралу до Верхнеозерной крепости и по реке Илеку, в окрестностях урочища Бистамак; летом – при вершинах реки Илека и в местах Маодактали, простираясь до вершин Ори. Торгуют в Оренбурге и по границе до крепости Орской.

41

Чжидеруу-чжигалбайулинцы имеют 12 отделений, в них до 7000 семей. Ими управляют Калюбай, Кутарбаш, Беккет, Алчинбай, Буранбай и Асау. Кочевье зимнее от Верхнеозерной крепости по реке Уралу, с левой ее стороны до города Верхнеуральска.

42

Чжидеруу-рамадан – в 2 уделах, до 300 семей. Они кочуют смешанно с другими аулами и подчиняются старшинам оных.

Сии последние 6 частей Меньшей орды главным над собою предпочитают избранного ныне на место Айчувак-хана Чжантюрю, которого власть далее сего не простирается.

Всего в 219 отделениях Меньшей орды считается до 169 500 семей, во всех же трех ордах до 408 900. [421]

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Под названием семьи, или кибитки, разуметь должно здешнее общество, соединенное узами крови под отеческим правлением старшего из них. В таковом семействе бывает иногда до 20 и более душ одних мужчин. Следовательно, приняв среднее число, видеть всех киргизцев до трех миллионов.

Кочевые места каждая часть сего народа присваивает себе в непосредственную собственность. Занятие оных киргизцами иного отделения производит между ними часто великие несогласия. Сие право владения ведут они из давних времен: «На сем месте кочевали деды наши, – говорят киргизцы, – как мог тот аул разбить на оном свои кибитки». Таковые их обитания составляют вообще как бы особые полосы земли, тянувшиеся от севера к полудню, сообразно расположению зимних и летних местокочеваний.

Во время перекочевки аулов весною, в юге обитавших, к северу, а северных – к югу и осенью обратно, киргизцы строго наблюдают между собою порядок, служащий к сбережению паств для каждого времени года. Все части орды тянутся тогда обыкновенно в приличном расстоянии между собою и почти параллельно; аулы же одного рода или отделения следуют всегда друг за другом, переходя по временам задние вперед, а сии, оставаясь сзади, дабы выгодами привольных мест пользоваться могли все попеременно. Но сии правила не удерживают, однако же, киргизцев от частых между собою смешений, отчего совершенных пределов киргизским кочеваниям определить невозможно. Случается даже, что многие партии, совокупясь с другими народами, устремляются совсем за пределы своей степи, как, например, с туркоманами – в Персию, с каракалпаками и узбеками – в Бухарию, а с куканами и зюнгорцами – в Кашкарию и до индейских границ, чрез что они совершенно изменяются в виде и нравах.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Аrсен сказал:

Под названием семьи, или кибитки, разуметь должно здешнее общество, соединенное узами крови под отеческим правлением старшего из них. В таковом семействе бывает иногда до 20 и более душ одних мужчин. Следовательно, приняв среднее число, видеть всех киргизцев до трех миллионов. Кочевые места каждая часть сего народа присваивает себе в непосредственную собственность. Занятие оных киргизцами иного отделения производит между ними часто великие несогласия. Сие право владения ведут они из давних времен: «На сем месте кочевали деды наши, – говорят киргизцы, – как мог тот аул разбить на оном свои кибитки». Таковые их обитания составляют вообще как бы особые полосы земли, тянувшиеся от севера к полудню, сообразно расположению зимних и летних местокочеваний. Во время перекочевки аулов весною, в юге обитавших, к северу, а северных – к югу и осенью обратно, киргизцы строго наблюдают между собою порядок, служащий к сбережению паств для каждого времени года. Все части орды тянутся тогда обыкновенно в приличном расстоянии между собою и почти параллельно; аулы же одного рода или отделения следуют всегда друг за другом, переходя по временам задние вперед, а сии, оставаясь сзади, дабы выгодами привольных мест пользоваться могли все попеременно. Но сии правила не удерживают, однако же, киргизцев от частых между собою смешений, отчего совершенных пределов киргизским кочеваниям определить невозможно. Случается даже, что многие партии, совокупясь с другими народами, устремляются совсем за пределы своей степи, как, например, с туркоманами – в Персию, с каракалпаками и узбеками – в Бухарию, а с куканами и зюнгорцами – в Кашкарию и до индейских границ, чрез что они совершенно изменяются в виде и нравах.

 

Столько накопипастил информации с тырнэта, но не прокомментировал ее, не обосновал ни словом - что, зачем, как, для чего и почему.

К тому же судя по приведенной твоей информации, все мои предположения полностью подтверждаются, никаких майданных общеказахских кочевок с юга на север  и обратно не было, а были традиционные кочевки каждого рода-племени внутри своих исконных родо-племенных территорий и никто в кочевки других родо-племен не лез, о чем собственно и идет речь в теме.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Столько накопипастил информации, но не обосновал ее ни словом - что, зачем, как, для чего и почему.

К тому же судя по приведенной твоей информации, все мои предположения полностью подтверждаются, никаких майданных общеказахских кочевок с юга на север  и обратно не было, а были традиционные кочевки каждого рода-племени внутри своих исконных родо-племенных территорий и никто в кочевки других родо-племен не лез, о чем собственно и идет речь в теме.

 

В отличий от тебя я привел свидетельства реальных служивых того времени.

Ты же пишешь отсебятину и карту еще разукрасил не по детски. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Аrсен сказал:

В отличий от тебя я привел свидетельства реальных служивых того времени.

Ты же пишешь отсебятину и карту еще разукрасил не по детски. 

 

Не бросайся сразу в словесную перебранку и обсуждение моей скромной личности. Я открыл тему не для твоих излюбленных ссор.

Если ты не согласен с заданностью темы, то будь добр привести:

1) Конкретные направления маршрутов (с географическими ориентирами), с конкретными расстояниями и конкретных родо-племен. Карту не прошу, я сам потом накидаю ее для наглядности по твоим ориентирам. 

2) Покажи исторические сведения хотя бы о том, что одни роды из какого-либо одного географическо-родо-племенного региона (по моей карте внизу) кочевали по землям других родо-племен.

3) Или чтобы родо-племена южных регионов фиксировались бы в летнее время на севере Казахстана, а северные родо-племена в зимнее время на юге страны.

Пока что хватит на первый раз. 

А мы все потом посмотрим и дадим оценку найденным тобой на просторах тырнэта информации.

 

Пока что я ничего конкретного у тебя не увидел и не услышал, всего лишь давно всем известная по многим сайтам информация, например, о кочевках части родов Киши джуза от Мангышлака и Каракалпакии до южного Урала, что прекрасно укладывается в мою карту (маршрут я отметил на карте синим цветом, см: ниже).

И об этом я кстати сам писал в начале темы: "... Хотя меридиональные направления кочевок тоже имели место, которые в исторической литературе емнип отмечены в юго-западной части Казахстана."

1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маршруты кочевок по родо-племенам охватывают только относительно поздний период (конец 18 - 19 век). 

То что было раньше, можно только смутно догадываться из различных источников. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, Zake сказал:

Маршруты кочевок по родо-племенам охватывают только относительно поздний период (конец 18 - 19 век). 

То что было раньше, можно только смутно догадываться из различных источников. 

 

Зачем догадываться?

Например, есть четкое свидетельство Рашид ад-Дина о границах кочевок наших с вами предков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Зачем догадываться?

Например, есть четкое свидетельство Рашид ад-Дина о границах кочевок наших с вами предков.

 

Скорее всего это только крайние восточные тер-рии нынешнего Казахстана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По кипчакам и канглы вроде все понятно - располагались в том числе на тер-рии Казахстана.

Хотя канглы тоже были вассалами Цзинь и значит какие то группы канглы располагались восточнее. Поэтому непонятно кто предок казахских канглы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Zake сказал:

Скорее всего это только крайние восточные тер-рии нынешнего Казахстана. 

 

Да.

 

8 часов назад, Zake сказал:

По кипчакам и канглы вроде все понятно - располагались в том числе на тер-рии Казахстана.

 

О кыпчаках и канглах как федератах-наемниках правителей среднеазиатских городов-оазисов я встречал информацию, ее немало. Но место выполнения воинской повинности не может считаться исконными кочевками рода.

Но о кочевой части кыпчаков-канглов в степном крае, а тем более об их кочевках, расстояниях и маршрутах, я не встречал информации.

 

8 часов назад, Zake сказал:

Хотя канглы тоже были вассалами Цзинь и значит какие то группы канглы располагались восточнее. 

 

Как по отношению к правителям среднеазиатских городов-оазисов, так и по отношению к правителям Цзинь, я думаю, место выполнения воинской повинности федератами-наемниками не может считаться исконными кочевками рода (хоть тюрков-мусульман - канглы и кыпчаков, хоть неверных  тюрков - татарских племен, именуемых всеми средневековыми монголами).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Может Кайрату сначала предоставить сведения тех историков, которых он тут ругает как дилетантов? Где они писали о том, что все казахские племена кочевали от Кордая до Омска?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ФАЗЛАЛЛАХ ИБН РУЗБИХАН ИСФАХАНИ. ЗАПИСКИ БУХАРСКОГО ГОСТЯ. МИХМАН-НАМЕ-ЙИ БУХАРА.

ГЛАВА XXI

РАССКАЗ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ГОРОДОВ ТУРКЕСТАНА И СТРАНЫ КАЗАХОВ

Выше было упомянуто, что казахские ханы тоже происходят от потомков Ючи-хана, сына Чингиз-хана. Огромное количество и множество [их], их снаряжение и вооружение больше того, что умещается в свитки [бумаги]. Сейчас их старшим ханом является Бурундук-хан, из потомков Узбека 80, часть которых называется казахами. Как выше было упомянуто и стало известно по слухам в любое время, когда Бурундук-хан во все стороны улуса казахов посылал [приказ]: «Садитесь [93] на коней для набега», то в тот же час являлись четыреста тысяч колчанов 81 богатырей, каждый из которых /70а/ равнялся десятерым молодецким воинам. Их средства и снаряжение были до такой степени обильны, что большая часть [казахов] называла Хатим Тая своим нищим. От их пришельцев стало ясно, что слова парам они не знают.

Описание Дешт-и Кипчака и страны узбеков 82

Так как количество добра и снаряжения у них сверх всякой меры, то, само собой, всевышний и всемогущий бог пожаловал им летние и зимние становища, пространство равнинной земли в шестьсот фарсахов, где нет ни одного камешка, чтобы они [могли] кормить и поить скот. Это пространство покрыто речками, цветами и тюльпанами и называют его Дешт-и Кипчак. И это все   — владение узбеков. Что за Дешт-и Кипчак!. Он — продолжение рая. Его поля и степи превосходят сады Ирема.

Когда мы расположились в самаркандской степи на берегу Сейхуна, напротив Отрара 83, я узнал интересные рассказы его ханского величества. Он изволил говорить: «Дешт-и Кипчак равен шестистам фарсахам земли. Большая его часть покрыта речками. Соловей разума потерял спокойствие от красоты цветов этой страны. Каждое ее дерево кажется лотосом по высоте или лучом, отраженным от земли к седьмому небу. Большая часть деревьев этой страны — березы, вследствие твердости которых из их [древесины] делают очень искусно хорошие арбы и справляют колеса, крайне прочные и крепкие. На вершинах этих деревьев — гнезда разных хищных птиц: ястребов, белых соколов, кречетов; кажется, что самая суть мира заключается в отраде, обилии благ, приятности климата и покоя Дешт-и Кипчака, где в весеннее время дни проходят в приятном дуновении благоухающего, как амбра, ветерка; а ночи — в спокойствии и свежести, наподобие благодатного рая. Все его цветы и тюльпаны по величине в несколько раз превышают цветы и тюльпаны других садов мира. У его обитателей покоя и досуга больше, чем у всех потомков Адама.

/70б/ Одним словом, описание цветущего состояния пространства Дешт-и Кипчака выходит за пределы помещенного в свитки этих листов. Эта обширная степь является летним становищем узбеков, и в летние дни, когда наступает зной таммуза 84 и время множества пожаров и сгорания, казахский народ занимает места по окраинам, по сторонам и рубежам степи. Вследствие множества скота и нужды в пастбищах они занимают всю эту обширную степь, и каждый из их султанов имеет в своем владении и подчинении определенную местность этой области. Летние дни проводят в разных сторонах и краях этой степи, соперницы садов, в полном спокойствии и согласно решению «Мир — тюрьма правоверных и рай для неверных». Эти подобные раю степи считают обиталищем своего могущества, весенним жилищем покоя и отдыха. Численность стад их овец и коров, счет табунов их лошадей никто, кроме всевышнего, совершенное знание которого — океан бескрайный, не знает. И ни один счетчик, считающий на пальцах, и ни один писец, составляющий реестры, не смогут сосчитать количество их скота. [94]

Когда наступает осенняя пора, /71a/ погода в той стране становится холодной и выпадают обильные снега, то, разумеется, казахи для зимовки направляются из степи на зимние стойбища. Так как на всем пути следования к зимовкам иногда не бывает достаточно воды, чтобы напоить скот, они по необходимости пускаются в путь тогда, когда переправы и дороги покрываются снегом. Их арбы ставят на колеса. При передвижении они должны, конечно, ехать по снегу, иначе для них будет опасность погибнуть от жажды и безводья.От заслуживающих доверия знатоков было слышно, что они рассказывали:

«Их жилища построены в форме арб и поставлены на большие колеса, как небосвод, а верблюды и лошади перевозят их от стоянки к стоянке, вытягиваясь наподобие каравана. Если они идут непрерывно один за другим, то растягиваются на расстояние ста монгольских фарсахов, а промежуток между ними будет не более одного шага. Каждый такой домик — жилище одного человека, потому что у наиболее бедных из казахов число лошадей, верблюдов и овец исчисляется тысячами. И все эти знатные люди, которые являются хозяевами этих бесчисленных жилищ,  — богатыри просвещенные, каждый из которых в день битвы захватывает десятерых из могучего войска [врагов] и десятерых молодцов из числа знаменитых [бойцов своего] времени кнутом делает добычей торок своего [седла] или выбрасывает [даже] название бытия из мастерской его жизни.

Таким образом, как упомянуто о способе их передвижения, они из пределов [Кипчакской] степи и области реки Адил (т. е. Волги. — Р. Д.), которую называют Итиль, они, ежедневно кочуя в таком великолепии и богатстве в течение двух или более месяцев и передвигая кибитки среди снегов, в собольих, беличьих  и других шубах, /71б/ в шелковых одеждах со множеством украшений, через два месяца прибывают на зимние стойбища. Местом их зимовья является побережье реки Сей-хун, которую называют рекой Сыр. Как мы объяснили выше, все окрестности Сей-хуна покрыты зарослями най, [тростника], который по-тюркски называется камыш, богаты кормами для скота и топливом. [Число] овец их, должно быть, равно числу деревьев; кажется, корм этой местности при небольшой переработке превращается в жизнь, а жизнь еще скорей превращается в зверя. Должно быть, это одна из особенностей стран севера — быстрый переход одного сложного соединения в другое потому что растительный корм их быстро переходит в животное, животное — в человека, а почва и вода тоже как будто быстро переходят в корм.

Когда казахи прибывают в места зимовья, то располагаются на протяжении реки Сейхун, и, может быть, длина берегов Сейхуна, на которых они оседают, превышает триста фарсахов. Когда они достигают берегов Сейхуна, то оказываются вблизи областей Туркестана, потому что Туркестан тоже доходит до берега Сейхуна. В каждом известном улусе есть [свой] полновластный султан из потомков Чингиз-хана, который со своим народом пребывает в какой-либо местности, старинном юрте. [Султаны] сидят там до сих пор еще со времени Ючи-хана и Шибан-хана и пользуются пастбищами. Точно так же они располагаются и занимают места по ясе [Чингиз-хана]. Между узбекскими ханами постоянны распри и раздоры, особенно между ханами [из рода] Шибана и казахскими ханами. [95]

http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Isfachani/frametext2.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

о временах после Рузбихана до описания "киргизов" русскими и европейцами можно погадать, с пальца высосать или от фонаря придумать, а потом еще и опровергать эти выдуманные факты. кто то так и делает.

правда есть данные из карты Страленберга:

Цитата

 

asan-kaygy:

Очень интересной в плане расселения Казахских племен являетсякарта «NovadescriptiogeographicaTattariaemagnae» (Новое описание географии великой Татарии), составленная пленным шведским офицером Филиппом-Иоганном Страленбергом в 1730 году [7].На ней мы видим такие племена среди казахов как Алшин и Уйсун, которые живут возле реки Яик (Урал) уральских казаков и Большой Ногайской Орды (NogaiMaior и campusMamai), чуть севернее каракалпаков и Аральского моря. Чуть юго-восточнее их живут такие казахские племена как Tribus IuВ, Tribus Tzelzсkli. Если первое племя можно отождествить с юзами, то второе племя ранее уже отождествляли с родом Шекты, другим вариантом может быть отождествление это племени с названием Шанышкылы. Южнее этих двух племен находились Кунграты (Коныраты), которые расположились южнее Каракумов, севернее Саурана и западнее Сузака. Восточнее Сузака жило племя Кердери. Южнее Саурана и реки Сырдарьи жило племя Найман. Юго-восточнее их жило племя Mingatagan, которое можно отождествить с союзом двух племен Минг и Катаган. Южнее их жило племя Аргун (Аргын). Юго-восточнее Аргунов по реке Сырдарья жило племя Катаган. При этом территория Казахов включает в себя территорию Кыргызов, Фергану (Маргилан, Наманган). Плюс по карте можно судить о зависимости каракалпаков (живут в Западном Казахстане). Восточнее Отрара жило племя Zamakay, которое ранее отождествляли с племенем Шомекей [9].

По нашему мнению эта карта использовала данные первой половины XVI века, так как катаганы еще находятся в составе Казахов (их разгром был осуществлен в 1628 году). Восточнее казахов находится степь Аблай-тайджи, который жил в XVII веке, активно участвовал в политике с 1630-х годов и умер в 1674 году. На Западе Большая Ногайская Орда, которая были независимой до переселения калмыков Хо-Урлюка (1628–1633 годы). Впоследствии, по нашему мнению, вышеуказанные племена Минг, Юз откочевали в Фергану. Хотя как мы знаем, племя Минг подчинялось казахам еще в 1716 году, согласно письму Каип-хана османскому императору. Племя Катаган ушло к другим народам из-за разгрома в 1628 году.

 

http://www.history-state.kz/ru/kazakh-handygy-article17.php

 

но, опять же, это фиксация родов, а маршруты кочевок и сезонные миграции это другое

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

05.03.2020 в 12:16, Rust сказал:

Может Кайрату сначала предоставить сведения тех историков, которых он тут ругает как дилетантов? Где они писали о том, что все казахские племена кочевали от Кордая до Омска?

 

Никого я не ругал и не приводил ни одной фамилии.

Я лишь написал, что это общепринятое мнение в казахской историографии, которое никем не оспаривалось до сих пор и в которое все беспрекословно верят. Ярким доказательством этому служат возмущенные посты от казахских и не казахских юзеров - Кылышбая и Arсена, которые на смерть отстаивают общепринятую версию, что все казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь зимой до северных степей и лесостепей летом).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

05.03.2020 в 14:24, кылышбай сказал:

о временах после Рузбихана до описания "киргизов" русскими и европейцами можно погадать, с пальца высосать или от фонаря придумать, а потом еще и опровергать эти выдуманные факты. кто то так и делает.

 

Не знаю кто и что высасывает, но в тексте Рузбихана, который вы залили, ничего определенного и конкретного я не увидел, в нем нет указания родо-племен, маршрутов, расстояний и дальности кочевок, о чем собственно и идет речь в данной теме.

Если вы хотите быть моим оппонентом в данной теме и отстаивать общепринятую версию, что все казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь зимой до северных степей и лесостепей летом), то прошу вас для начала дать ответы на поставленные мной вопросы Arсену.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Не знаю кто и что высасывает, но в тексте Рузбихана, который вы залили, ничего определенного и конкретного я не увидел, в нем нет указания родо-племен, маршрутов, расстояний и дальности кочевок, о чем собственно и идет речь в данной теме.

Если вы хотите быть моим оппонентом в данной теме и отстаивать общепринятую версию, что все казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь зимой до северных степей и лесостепей летом), то прошу вас для начала дать ответы на поставленные мной вопросы Arсену.

 

Присоединяюсь к вопросу ув. Админа:

Где и кем это писалось что "...все казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь зимой до северных степей и лесостепей летом).."? 

У нас есть подробные русские  источники по маршрутам кочевок (в основном это 19 век).  На этом, пожалуй, и всё. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

Где и кем это писалось что "...все казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь зимой до северных степей и лесостепей летом).."? 

 

Не мною это придумано. Все так считают. Далеко и ходить не надо, например, все мои оппоненты в данной теме.

Могу дать и ссылки на литературу, но это как будет свободное время.

 

2 часа назад, Zake сказал:

У нас есть подробные русские  источники по маршрутам кочевок (в основном это 19 век).  

 

Всем своим оппонентам в этой теме я предлагал дать ответы всего на 3 вопроса, чтобы доказать обратное моим аргументам:

1) Покажите конкретные направления маршрутов (с географическими ориентирами), с конкретными расстояниями и конкретных родо-племен. 

2) Покажите исторические сведения хотя бы о том, что одни роды из какого-либо одного географическо-родо-племенного региона (по моей карте выше) кочевали по землям других родо-племен.

3) Или чтобы родо-племена южных регионов фиксировались бы в летнее время на севере Казахстана, а северные родо-племена в зимнее время на юге страны.

Но пока что никто на них не ответил.

А вы можете их показать?

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

08.03.2020 в 05:53, Zake сказал:

Где и кем это писалось что "...все казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь зимой до северных степей и лесостепей летом).."? 

 

Начну с самих юзеров из Казахстана.

Вот какую билиберду писал, к примеру, ваш единомышленник Arсен в теме Казахи 02.01.2018 г.:

"... Кылышбай, вы хорошо знаете сезонные миграции казахов того времени? Вы думаете, что раньше казахи Центрального и Северного Казахстана оставались зимовать с многотысячными отарами и табунами в "омбы кар"? Это сейчас можно прокормить малочисленные отары в кыстау с сеном в кыстау и аулах.

Казахи Среднего Джуза в основном зимовали на берегах реки Сырдария, северного побережья Прибалхашья, в Мойынкумах. Весной возвращались.

Летние кочевья казахов среднего и младшего жузов находились в лесостепной и степной зоне Сары-Арки, зимние — в поймах Сырдарьи, низовьях Чу, у подножий Каратау, в Приаралье, на Мангышлаке. 

Казахи со своими стадами могли беспрепятственно переходить в Самарканд.

Или вы думаете зимой скот можно с легкостью пасти в Сибири?" 

 

И вот что ему солидарно отвечал кылышбай:

"... Так ведь АКБ говорит...  вы правы. поэтому в Сибири не жили кочевники (как бы не пытался приписать себя к сибирякам АКБ): толщина снегового покрова и морозы затруднят кочевое  животноводство."

 

Оба на полном серьезе верят в существующий миф, что казахские родо-племена сезонно кочевали по маршруту и на расстояния "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь на зиму до северных степей и лесостепей на лето и обратно).

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Есть много исторических свидетельств про маршруты кочевок казахских родо-племен сугубо внутри родовых территорий, которые полностью согласуются с направленностью моей темы, с изложенными мной доводами и картами.

Примеров много, приведу пожалуй пару-тройку.

Вот, например, касательно родо-племен с родины кылышбая, Arсена и Zake, ибо они мои главные оппоненты в данной теме. :)

Сыргелинцы кочевали по реке Чу, в низовьях Таласа и в предгорьях Каратау.

Дулаты кочевали в широтном направлении, от среднего течения Или на востоке до Чу, Таласа, предгорий Каратау и кыргызского Ачартау, а также среднего течения Сырдарьи на западе, в меридиональном направлении от западных отрогов Тянь-Шаня на юге до среднего течения Чу, песков Моюнкумов и южной оконечности Балхаша на севере.

Албаны, суаны, шапрашты, ысты, ошакты, джалаиры кочевали по речным долинам Или и Заилийского Алатау до Хоргоса (Текес, Чарын, Алтын-эмель, Кок-Терек). 

 

А теперь покажите мне свидетельства, чтобы эти же родо-племена юга на лето откочевывали бы в северо-казахстанские степи и лесостепи.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

01.03.2020 в 13:08, Zake сказал:

Маршруты кочевок по родо-племенам охватывают только относительно поздний период (конец 18 - 19 век). 

То что было раньше, можно только смутно догадываться из различных источников. 

 

Ok.

Давайте за временной и географический ориентир возьмем такой феномен казахского прошлого как 3 джуза еще более раннего периода истории казахов, потому что время их возникновения спорно, но в любом случае это промежуток времени приблизительно 16 - 17 веков.

Вопрос - совместимы ли между собой существование трех джузов и возможность смешанного, совместного кочевания всех казахских родо-племен по маршруту "ЮГ - СЕВЕР" (от южных предгорий и пустынь на зиму до северных степей и лесостепей на лето и обратно)?

 

Я, к примеру, считаю, что нет. Считаю, что это противоречит самой природе существования отдельных трех джузов.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

29.02.2020 в 19:27, Аrсен сказал:
За лето они проходили путь от Сыр-Дарьи до рр. Тобол и Улькуяк в общей сложности до 1 500 км

 

Это практически невозможно и противоречит самой природе кочевого скотоводаства.

Чтобы преодолеть такие чудовищные расстояния со своим многочисленным скотом родам, аулам пришлось бы не пасти скот на летних пастбищах в полном смысле этого слова чтобы он нагуливал жир, а люди заготоваливали бы кумыс, масло, жир и другие молочные продукты и сменять пастбища лишь в случае их оскудения и перехода к свежим.

А пришлось бы чуть ли не каждый день сниматься с места и перекочевывать на новые стоянки, и так постоянно. В результате люди просто выдохлись бы, а скот бы истощал.

Такие спешные кочевки были бы не праздником, каким процесс кочевания на летние пастбища всегда был для казахов великим и радостным праздником и беззаботным периодом жизни, а были бы спешным переходом, рейдом, форсированием рек и степей. :blink:

 

1500 км. это примерно от меня до Алматы. Живо представил такую перекочевку со скотом, скарбом, детьми и стариками. Нет, даже в уме такое невозможно. 

Я уже молчу, что такие маршруты и расстояния не возможны были по той простой причине,  что они непременно затронули бы или пересекли бы чужие кочевые маршруты, кочевки других родо-племен, а это было недопустимо в наших исконных традициях, это вызвало бы войну между родами.

 

Так что Arсен как обычно решил быть писателем фантастом. :D

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

08.03.2020 в 10:15, АксКерБорж сказал:

 

Не мною это придумано. Все так считают. Далеко и ходить не надо, например, все мои оппоненты в данной теме.

Могу дать и ссылки на литературу, но это как будет свободное время.

 

 

Всем своим оппонентам в этой теме я предлагал дать ответы всего на 3 вопроса, чтобы доказать обратное моим аргументам:

1) Покажите конкретные направления маршрутов (с географическими ориентирами), с конкретными расстояниями и конкретных родо-племен. 

2) Покажите исторические сведения хотя бы о том, что одни роды из какого-либо одного географическо-родо-племенного региона (по моей карте выше) кочевали по землям других родо-племен.

3) Или чтобы родо-племена южных регионов фиксировались бы в летнее время на севере Казахстана, а северные родо-племена в зимнее время на юге страны.

Но пока что никто на них не ответил.

А вы можете их показать?

 

Рода трех жузов зимовали на Амударье, Вы приводили источник. (вернее, пересказ)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11.03.2020 в 15:39, buba-suba сказал:

Рода трех жузов зимовали на Амударье, Вы приводили источник. (вернее, пересказ)

 

Писать можно что угодно, но в реальной жизни кочевых скотоводов и не просто номадов, а со стройной родо-племенной структурой, это было невозможно.

У каждого рода-племени были свои исконные территории кочевок. Которые одновременно были их историческими элями, родинами, землей.

Только фантасты могут утверждать, что дважды в году у казахов имело место родо-племенное смешение, смешение скота и пастбищ будь то где угодно, на Амударье, Сырдарье или в северных степях.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Писать можно что угодно, но в реальной жизни кочевых скотоводов и не просто номадов, а со стройной родо-племенной структурой, это было невозможно.

У каждого рода-племени были свои исконные территории кочевок. Которые одновременно были их историческими элями, родинами, землей.

Только фантасты могут утверждать, что дважды в году у казахов имело место родо-племенное смешение, смешение скота и пастбищ будь то где угодно, на Амударье, Сырдарье или в северных степях.

 

Вы же комментировали названия Жузов - по зимовкам на Амударье:  один - в верховьях, другой на среднем течении, один поближе к устью. Старший, Средний, Младший. Только не помню- кто из них в верховье. 

И утверждали - что жузы не смешивались.

Конечно, у каждого рода-племени свои кочевья. Если род захирел, то часть территории успешные рода брали в аренду, ежегодно платили скотом. До суглана - собрания старейшин (где-то раз в поколение или реже) - по узакониванию изменений территорий кочевок. А маршрут кочевок - не по компасу, а по особенности местности. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...