Перейти к содержанию
Steppe Man

Государственный обряд Тэнгэр тайх-поклонение Небу

Рекомендуемые сообщения

21 минуту назад, Steppe Man сказал:

%D0%B0%D0%BB%D1%823.jpg


Эта синяя лошадь (көк ат) чтобы зарезать в жертву? 

Мясо отдадут казахам?

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, АксКерБорж said:


Эта синяя лошадь (көк ат) чтобы зарезать в жертву? 

Мясо отдадут казахам?

 

Лошадь освобождают чтобы стала лошадью Тэнгри или хозяйна горы.

Разрешает  ли ислам  молиться  другому Богу ?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22.12.2019 в 15:37, Steppe Man сказал:

У меня вопрос мусульманам.

Разрешает  ли ислам  молиться  другому Богу ?

я уже задавала такой вопрос - юзер Alee ответил, что казахи всегда были веротерпимы, в смысле, молились и тем и другим... Вопрос был задан в связи с одной из цитат, где казахов именуют язычниками и грозят им всяческими санкциями (бухарские мусульмане), а в другой цитате казахи именуют себя правоверными мусульманами. Сейчас, похоже, тэнгрианство "в тренде".

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

дербетский обряд

На изображении может находиться: 4 человека, на улице

На изображении может находиться: 10 человек, люди сидят и на улице

 

На изображении может находиться: один или несколько человек, люди стоят, огонь и на улице

На изображении может находиться: огонь и на улице

На изображении может находиться: огонь

На изображении может находиться: 3 человека, в том числе Mayya Karueva, люди стоят и на улице

На изображении может находиться: небо и на улице

На изображении может находиться: 6 человек, в том числе Санал Годжуров, небо, на улице и природа

осень этого года

мингн герин утан Ульдчня, алтн шорад дарддго ашхуд.

это наш арванный уран и родовой отклик.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, цеванрабдан said:

дербетский обряд

На изображении может находиться: 4 человека, на улице

На изображении может находиться: 10 человек, люди сидят и на улице

 

На изображении может находиться: один или несколько человек, люди стоят, огонь и на улице

На изображении может находиться: огонь и на улице

На изображении может находиться: огонь

На изображении может находиться: 3 человека, в том числе Mayya Karueva, люди стоят и на улице

На изображении может находиться: небо и на улице

На изображении может находиться: 6 человек, в том числе Санал Годжуров, небо, на улице и природа

осень этого года

мингн герин утан Ульдчня, алтн шорад дарддго ашхуд.

это наш арванный уран и родовой отклик.

 

Их наран хутагт М.Базарсад .дербет из Ховд аймака.

Naran-sda-800x445.jpg

bazarsad-1.jpg

0-4(204).jpg

40158098_330916607471058_734882746166201

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тенгрианский ритуал монголов и древних ху (хунну)

 

Согласно древней китайской летописи ряд кочевых и охотничьих племен и народов, проживавших с X в. до н.э. по III в. н.э. в северной части древнего Хань (в том числе на северо-востоке и северо-западе), все вместе именовались «ху». В тибетских древних книгах, алтайские племена, проживающие в северной части Хань и Тибета вместе именовались «хулл». В древние времена, более чем двадцать родов кочевников, живших на севере, мигрировавшие в Тибет, до сих пор называют себя «хулл (hor)».

У монгольских, уйгурских, даурских, жёлтых уйгурских этносов сохранились роды с древними названиями «хулл (hor)». Монголия унаследовала название Монгольской империи, созданной Чингисханом. Но у монгольских племен нет родовых фамилий – Монгол.

Согласно монгольским обычаям, как древней, так и современной китайской, монгольской, и маньчжурской литератур, многие аспекты монгольских обычаев унаследованы от древних обычаев времен хулл (hor). Особенно в плане брака, свадьбы. Брачные обычаи, существовавшее до образования Нового Китая, в основном те же самые, что и в эпоху древних хулл (hor). Другие аспекты практики перетерпели изменения, как привнесение тенгрианских ритуалов в ламаизм XVI века после монгольской династии Юань.

Во-первых, дата проведения тенгрианского ритуала.

По данным литературы и полевых исследований, древний тенгрианский сезонный скотоводческий и охотничьий ритуалы, проводимые племенными лидерами на каждом важном событии или во время сезонной откочевки, являются распространенными явлениями. Тем не менее, независимо от племенных лидеров, хана и других людей, все племена и роды проводили ежегодный тенгрианский ритуал в дни летнего солнцестояния, то есть по григорианскому календарю 21 июня. Это событие в дни летнего солнцестояния являлось крупнейшим ежегодным событием и продолжалось в течение трех дней и более. Основное содержание этого события: тенгрианский ритуал, затем скотоводческий ритуал, конные скачки, стрельба, борьба, пение, танцы, питье конского молока – кумыс, пиршество и т.д.

Во-вторых, смысл тенгрианского ритуала

1. Древние считали, что Тенгри является хозяином верхнего мира, доминируя над всем – средним и нижним мирами, живыми существами, природой и т.д. Холод, дождь, вращение четырех сезонов, солнечные и лунные явления, доисторические засухи, землетрясения и войны, судьбы нескольких жизней, болезни, здоровье живых – все под контролем Тенгри.

2. По материалам фольклора и мифологии, исконные древние предки монголов пришли от Тенгри – с вершины неба вниз на землю на рассвете, и также ушли с земли на небо. Поэтому монголы тесно связанны с духом Тенгри. То есть дух дается от Тенгри, а тело дается от земли. Комбинация души и тела есть человек. Душа бессмертна, после смерти тела душа летит к Тенгри в течение трех часов, плоть возвращается к земле, земной природе.

3. Древние считали, что начало дня летнего солнцестояния есть начало национального похода от солнца на землю и наоборот. Солнце в течение 21 дня излучает самый сильный белый свет. Через три часа после восхода солнца, людей и животных в течение 21 дня подряд один раз в день в течение часа молились на солнце, вбирая его энергию для хорошего здоровья на целый год. Считалось, что Солнце является сыном Тенгри. Дни летнего солнцестояния – это дни спуска Тенгри для осмотра им нижних миров. Поэтому это день проведения тенгрианского ритуала.

В-третьих, ритуал и место Тенгри.

О месте и ритуальных жертвоприношениях Тенгри нет подробного изложения в древних источниках. Согласно традиций национальных ритуалов и других мероприятий, вероятно, они проходили недалеко от места проживания племенных лидеров – ханов. На возвышенностях, на плоской части вершины холма или плоской вершине большой горы.

В церемонии, древний жрец бёё с позиции шаманизма это человек, который носит белую одежду, белый головной убор, белые сапоги, приводящий белую лошадь для Тенгри. Он выступал ведущим всего процесса церемонии. Поклонения, моления в эти дни начинались между 3-5 часами раннего утра. В целом все ритуальное событие начиналось после 3-х ч. с древней традиции встречи зари, восхода солнца. Когда солнце поднималось из-за горизонта примерно на девять алад (алада – около двух метров) стартовал обрядовый праздник, по современному времени, вероятно, около 9 ч. утра.

Специальные ритуальные принадлежности, которыми умерщвляли белую лошадь, посуда для крови жертвенного животного, как самые важные атрибуты дня жертвоприношения очищались – освящались.  В центре ритуальной площадки для их освящения за пять часов до начала церемонии воздвигалась заготовка из дров. Возводимая заготовка имела форму конической юрты высотой около пяти алад, в общей сложности до 9 метров.

После того, как хан и племенные лидеры зажигали огонь в центре возведенных дров, главный жрец бёё приводил шаманов и совершал с ними шаманский танец вокруг ритуального костра, которым освящались церемониальные атрибуты.

В то же время бёё использовал онгон – инструмент для контакта с Небом, оформленный как небольшая кукла. После того, как хан совершал поклонение, начинали поклоняться, молиться важные гости, племенные вожди. После этого остальные участники церемонии приносили свои собственные подарки и совершали поклонения.

Тенгрианский ритуал древних ху (хунну) передавался монголами из поколения в поколение. Но в XIII в. во времена династии Юань, этот ритуал Хубилай развил до максимального значения, и перенес день тенгрианского ритуала на первое число китайского нового года.

В 1570-х гг. под командованием Алтан-хана тибетский ламаизм пришел в Монголию. Так как ламаизм получил поддержку хана, 90% монголов перенесли день тенгрианского ритуала на первое число китайского нового года. Церемонии уже не осуществлялись крупномасштабно, но каждое домохозяйство стало совершать собственный тенгрианский ритуал в 5 часов утра в направлении юго-запада (место происхождения буддизма).

По данным нашего исследования, в настоящее время в небольшой части отдаленных районов Монголии, по-прежнему сохраняются исконные древние традиции и обычаи. В Якутии же они еще продолжаются, саха (якуты) сохранили проведение тенгрианского ритуала во время летнего солнцестояния как встречу нового цикла, нового года.

 

Сэцэнменх (Siqinmenghe) д.фил.н.,
зав. кафедрой монгольской филологии
Институт этнических литератур АОК КНР
siqinmenghe999@sina.com

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тенгрианство

 
 
В целом о тенгрианстве.

Тенгрианство — традиционная доисламская и добуддийская религия тюрок (татары, башкиры, казахи, киргизы, турки, чуваши) и монгольских народов (буряты и калмыки). Данная религия основана на культе верховного бога Тенгри (Тенгэр, Тенри). Также тенгриане почитали богиню Умай, которая почиталась как богиня плодородия и богиня-Мать. В современном тенгрианстве просматриваются буддийские, индуистские и манихейские элементы. По недоказанным гипотезам древние германцы тоже говорили на языке тюркской группы. Отсюда обычай ставить ель зимой в конце года, так как у тенгриан священным деревом считалась именно ель.

Современное состояние

В настоящее время тенгрианство исповедует часть башкир, татар, киргизов, казахов, якутов и калмыков. Президент Киргизии в 1991—2005 гг. Аскар Акаев проявлял интерес к тенгрианству. Тенгриане почитают свою религию, называя ее исконной народной религией вместо «еврейского» «семитского» ислама. В Оренбурге действует группа татар и башкир исповедующих тенгрианство. В Татарстане, Башкортостане и в Оренбурге выделены священные рощи поклонения Тенгри. Священные места тенгрианцев есть и в Калмыкии, где тенгрианство сосуществует с буддизмом. Следы тенгрианства были найден и у лезгин, которые приняли его под влиянием кумыков в Дагестане. Лезгины многого контактировали с тюрками.

В силу отсутствия в традиционном тенгрианстве развитой философии современные тенгрианцы обычно сочетают его с рядом концепций буддизма и манихейства, отождествляя традиционных тюркских богов с буддийскими и манихейскими. Имеется определенная проблема, связанная с отсутствием священных писаний тенгриан, развитой богословской традиции в средние века. В результате современные реконструкции часто выглядят как неоязычество с элементами тех или иных внешних философских концепций. Однако сама попытка возродить традиционную культуру тюрок и привлечь к ней интерес, безусловно, положительна.

Политика

Современный шаман-тенгрианец Саша Якут в апреле 2019 года объявил Путина чертом и начал религиозный поход на Москву с целью изгнания из нее черта Путина. К началу сентября того же года Саша дошел до Улан-Удэ при большой поддержке местных якутов и бурят, уставших от грабительской власти Путина (при этом, конечно, нашлись и провластные провокаторы, которые пытались сорвать шаману его поход). Идеология данного движения внезапно сочетает концепцию тенгрианства и риторику либеральной оппозиции в РФ. 19 сентября 2019 г. Саша был задержан полицией на границе Бурятии и Иркутской области.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 12/28/2019 at 7:58 AM, Карай said:

я уже задавала такой вопрос - юзер Alee ответил, что казахи всегда были веротерпимы, в смысле, молились и тем и другим... Вопрос был задан в связи с одной из цитат, где казахов именуют язычниками и грозят им всяческими санкциями (бухарские мусульмане), а в другой цитате казахи именуют себя правоверными мусульманами. Сейчас, похоже, тэнгрианство "в тренде".

Х.Монголхан говорит,что казахи недавно исповедали шаманизм ..

Кстати ,сам Монголхан мусульманин и шаманист, критикует  и  учит монгольских шаманов.

:lol:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...