Перейти к содержанию
АксКерБорж

ДИКИЕ степные ЛОШАДИ

Рекомендуемые сообщения

Дикие степные лошади.

 

На конечно не суждено было их увидеть, но к счастью сохранились исторические свидетельства о диких степных лошадях.

На основе имеющегося в моем распоряжении доступного мне материала я пришел к выводу, чтобы в прошлом на территории степных районов Евразии (Украина, Россия, Калмыкия, Башкирия, Казахстан, СУАР КНР, Монголия) почти до 19 века существовало несколько видов (пород) диких лошадей:

 

1) Один из них чудом сохранился до наших дней, в науке этот вид дикой степной лошади назван "Лошадью Пржевальского".

Другие виды дикой степной лошади по казахским, тюркским их названиям (по их специфическим масятм):

2) ҚҰЛАН или КЕР ҚҰЛАН (құла - саврасая, кер - это темно-гнедая, караковая); 

3) ТАҒЫ или КЕР ТАҒЫ (тағы - дикая, кер - это темно-гнедая, караковая);

4)  ТАРПАН (тарпан - дикая, необъезженная);

Еще раньше (вглубь веков) упоминаются:

5) АЛАША АТ (ала, алаша - пегая; "алашат" - лашать, лошадь))).

 

Монголы "Лошадь Пржевальского" называют "тахъ", слово не имеет значения, не объясняется.

Но это название прекрасно объясняется казахским названием диких лошадей, слово "тағы" (тахы) означает "дикая" и издревле применяется к диким лошадям в целом и в частности (см: выше).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Некоторые наши казахи "грамотеи" исконно казахское название дикой лошади "кер тағы" (букв: темно-гнедая дикая) приписывают монголам Монголии и монголам Синьцзяна:

 

"... Исторической родиной лошадей Пржевальского являлись районы Монголии и Китая (здесь ее называли кертаг), отсюда произошло их расселение в Европу и Азию, в том числе и в Казахстан. Здесь лошади обитали на лесостепных, степных и полупустынных просторах, включая нынешнюю Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую области, включая северное побережье озера Балхаш. Древний ареал обитания лошади распространялся еще южнее."

Линк:

https://mir24.tv/articles/16388429/dzhungarskoe-chudo-kak-v-kazahstane-vozrozhdayut-populyaciyu-loshadi-przhevalskogo

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Н.М. Пржевальский, фамилией которого назван один из видов дикой лошади, дожившей до наших дней, описывает что и как.

(«Из Зайсана через Хами и Тибет и на верховья Желтой реки». Третье путешествие в Центральной Азии. 1879 - 1880 гг.)

 

"... Новооткрытая лошадь, называемая киргизами кэртаг, а монголами также (тахи), обитает лишь в самых диких частях Джунгарской пустыни. Здесь кэртаги держатся небольшими (5 - 15 экземпляров) стадами, пасущимися под присмотром опытного старого жеребца.Вероятно, такие стада состоят исключительно из самок, принадлежащих предводительствующему самцу. При безопасности звери эти, как говорят, игривы. Кэртаги вообще чрезвычайно осторожны (АКБ еще бы, раз казахи их почти истребили за вкусное мясо, деликатес дикую конину ;)); притом одарены превосходным обонянием, слухом и зрением. Встречаются довольно редко; да притом, как сказано выше, держатся в самых диких частях пустыни, откуда посещают водопои. Впрочем, описываемые животные, как и другие звери пустыни, вероятно, надолго могут оставаться без воды, довольствуясь сочными солончаковыми растениями.
... За исключением Чжунгарии, кертаг нигде более не водится."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давно подозреваю, что ученые были ошарашены и поставлены в тупик, когда Н.М. Пржевальский в 1883 году из своего третьего путешествия в Джунгарию отправил в Петербург для исследования шкуру и череп  убитой им лошади.

Если темно-гнедой подвид дикой лошади казахи назвали ему КЕРТАГЫ, то лошадей более светлой масти, саврасой, наверняка казахи назвали путешественнику КУЛАНОМ.

Двух одинаковых названий ученые допустить не могли, до этого куланами они привыкли называть диких ослов. Думаю поэтому пришлось назвать эту лошадь "лошадью Пржевальского".

Хотя если вчитаться в исторические свидетельства, а также в казахские предания и архивные данные, то КУЛАН у казахов в прошлом - это название одного из видов дикой степной лошади.

В связи с этим давно вынашиваю мысль, что увековеченный в истории и в казахской музыке древнее событие о смерти старшего сына Чингизхана, Джучи, связано не со смертью его на охоте на диких ослов "куланов" (чье мясо не едят), а на охоте на диких лошадей "куланов" (естественно за их вкусное мясо), раненный, хромой, разъяренный жеребец которых и убил выпавшего из седла Джучи-хана своими копытами!

О том, как жеребцы лошади Пржевальского яростно защищают свой косяк, кобылиц, читайте в рассказе самого Пржевальского (см: выше или ниже по линку):

https://silkadv.com/ru/node/4242

kerkulan.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10-томное издание "История Казахстана в русских источниках", Т. 7.  С. 67.

 

Середина 18 века.

Земли Павлодарской области.

Дикие лошади, называемые КУЛАНами.

 

c1b157836927.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1663aaaa9406.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сведения о «Кер тағы» у Г.Е.Грумм-Гржимайло ("Описание путешествия в Западный Китай").

 

Гл.9 «В центральную Джунгарию за дикими  лошадьми»:

 

«… Н.М. Пржевальскому не суждено было познакомиться с дикою лошадью (Почему? :blink:), этим интереснейшим из животных Центральной Азии. Сообщаемые им сведения о некоторых повадках ее, не вполне, как это мы ниже увидим, согласные с тем, что нам самим пришлось наблюдать, дают даже повод думать – не куланов ли он принял за лошадей (путаница, о которой я писал выше ;)). Что это не невозможно и что это ни в каком случае не может быть поставлено в упрек знаменитому исследователю Центральной Азии, явствует уже из того, что даже местные охотники - киргизы (АКБ: казахи) и турфанлыки (АКБ: самые «равнинные» из прочих уйгуров) - на дальнем расстоянии не берутся различить этих животных.

… Пржевальский замечает: «Киргизы называют дикую лошадь «Кёртагом»; «Суртэгом» же зовут джигетая (Asinus hemionus Pall). Это не совсем так. Слова «кер» и «сур» – названия мастей. «Кер» значит мухортая, подвласая, иначе каурая, с большими беловатыми подпалинами. Когда масть темнее, когда навис исчерна-серый и стан издали кажется мышасто-пегим, киргизы зовут ее «сур»…. турфанцы называют «яуват» или «такы»… наконец, монголы, называющие дикого осла «хула» и, имеют особое  название и для дикой лошади – «такы гурасын». 

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Задаю себе вопрос - почему казахская и монгольская степные породы лошадей самые выносливые (неприхотливые в корме, круглогодично на воле, зимой на тебеневке и совершенно не нуждаются в водопое, в заготовке сена, фураж не требуется совершенно, выдерживают морозы до -50С и жару до +50С, выносливые для перехода на дальние расстояния под вьюком, под седлом и в упряжи, и т.д.)?

 

Ответ я думаю простой - веками кобылы домашних лошадей на воле скрещивались с жеребцами диких лошадей, приплод от которых получал дополнительные свойства дикой лошади, которой нет у домашних лошадей.

 

Таким образом, веками шел своего рода естественный отбор. Думаю казахи зная и видя это сознательно допускали это, скромные такие парни зоотехники - селекционеры. :)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сведения о дикой степной лошади находим и у поручика Я.П. Гавердовского в 1803 году (ИКВРИ, т. 5. "Описания Киргис-Кайсацкой Степи"):

 

Стр.230:

«… В камышах и по островам (АКБ: озера Аксакалбарбикуль близ слияния рек Тургая и Иргиза) водятся дикие свиньи или кабаны, барсы, тарпаны и множество различной дичи»;

Стр.239:

«… По всем проходимым нами местам много водится волков, по-киргизски «каскыр», лисиц «тулькю», диких собак «карсак», барсуков «борсык», сверх сего попадаются иногда дикие лошади «тагы», а по-татарски «тарпан», дикие ослы «кулан» и прочее»;

Стр.276:

«… Звери около Сыр-реки (АКБ: Сырдарьи) и в других местах степи: … дикая лошадь, по-киргизски «тагы» или «тарпан», дикий осел, по-киргизски «кулан».

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

37 минут назад, АксКерБорж сказал:

Некоторые наши казахи "грамотеи" исконно казахское название дикой лошади "кер тағы" (букв: темно-гнедая дикая) приписывают монголам Монголии и монголам Синьцзяна:

 

"... Исторической родиной лошадей Пржевальского являлись районы Монголии и Китая (здесь ее называли кертаг), отсюда произошло их расселение в Европу и Азию, в том числе и в Казахстан. Здесь лошади обитали на лесостепных, степных и полупустынных просторах, включая нынешнюю Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, Карагандинскую области, включая северное побережье озера Балхаш. Древний ареал обитания лошади распространялся еще южнее."

Линк:

https://mir24.tv/articles/16388429/dzhungarskoe-chudo-kak-v-kazahstane-vozrozhdayut-populyaciyu-loshadi-przhevalskogo

 

Это просто болезнь какая-то кивать  на монголов))) Явно  видно перепись истории и достижения тюрков  в актив современных монголов. Тяжело будет перебороть эту инерцию. Слишком глубоко засадили в матрицу всех тюрков, особенно казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Steppe Man сказал:

казахское слово тагы вполне от слова тайга/лес/.

Идите вы лесом))) Это шутка.   Что за задорновщина здесь.   Где вы видите   схожесть смыслов слов дикий и лес? Заметьте лес не бывает прирученным. Лес оно есть есть  и не обязательно здесь прилагательное  дикий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, Коралас said:

Это просто болезнь какая-то кивать  на монголов))) Явно  видно перепись истории и достижения тюрков  в актив современных монголов. Тяжело будет перебороть эту инерцию. Слишком глубоко засадили в матрицу всех тюрков, особенно казахов.

Hulan.jpg

хулан

b45dad3b5278.jpg

илжиг.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Задаю себе вопрос - почему казахская и монгольская степные породы лошадей самые выносливые (неприхотливые в корме, круглогодично на воле, зимой на тебеневке и совершенно не нуждаются в водопое, в заготовке сена, фураж не требуется совершенно, выдерживают морозы до -50С и жару до +50С, выносливые для перехода на дальние расстояния под вьюком, под седлом и в упряжи, и т.д.)?

 

Ответ я думаю простой - веками кобылы домашних лошадей на воле скрещивались с жеребцами диких лошадей, приплод от которых получал дополнительные свойства дикой лошади, которой нет у домашних лошадей.

 

Таким образом, веками шел своего рода естественный отбор. Думаю казахи зная и видя это сознательно допускали это, скромные такие парни зоотехники - селекционеры. :)

 

Получается, что казахская и монгольская породы современных лошадей в своих генах носят гены диких степных лошадей - тарпанов, алашатов, куланов и кертагы.

Как подобно нам, мы ведь кереи тоже носим в себе звездные и нирунские гены Ван-хана и Чингиз-хана. ;)

 

Не дает покоя вопрос - почему все таки до наших сохранился только один из видов дикой лошади, так называемая "Пржевальского", но остальные все исчезли и были истреблены?

 

Могу ответить только предположением - что это произошло благодаря тому, что в отличие от других диких лошадей прошлого, "лошадь Пржевальского" не скрещивается с домашней лошадью, потому что имеет другой состав хромосом.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов у дикой лошади особо ценилась "къарта" дикой лошади (жирная толстая кишка), не только само мясо.

 

А как же дела обстоят с мясом диких ослов "куланов"? Мог ли Джучи охотиться на них в музыкальном рассказе о его трагической смерти?

Знатоки пишут, что   мясо дикого осла "кулана" не употребляют за ее плохие вкусовые качества – оно жесткое, жилистое, невкусное, отсутствуют внутренний и брюшной жир как у лошади (къазы). Поэтому даже браконьеры не стреляют кулана, кроме дилетантов, которые не знают об этих качествах. Поэтому кулан не представляет ценности как охотничий трофей у профессионалов охотников и поэтому даже не существует мировой охотничьей традиции по охоте на кулана. А различная информация в интернете о "куланьем деликатесе" это всего лишь миф. 

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие еще есть отличительные признаки между дикими лошадями (куланами, тарпанами, кертагы) прошлого и диким ослом (куланами)?

 

-  Дикие лошади как и домашние ржут, храпят и фыркают, а дикие ослы кричат, причем очень редко.

-  У диких лошадей как и у домашних были обыкновенные хвосты, из волоса, а у диких ослов как у коров волос только в нижней части в виде кисточки (как в мультфильме про Винипуха потерянный хвостик ослика "Иа" :D).  

- Как говорилось уже выше, у диких лошадей (кроме "Пржевальского") был одинаковый набор хромосом с домашней лошадью, что позволяло им скрещиваться, если домашние жеребцы зевали ртом :), а дикие ослы с лошадьми не скрещиваются.

- Что еще?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

59 минут назад, Steppe Man сказал:

16196208_1292413620818566_978478476_o.jp

 

Резкие отличительные (от домашней лошади) признаком лошади Пржевальского:

- все они одной масти (летом - саврасая, зимой чуть темнеет - светло-гнедая);

- окрас гривы, хвост и ноги черные;

- отсутствует чёлка на лбу;

- грива более жесткая, поэтому местами стоячая и свешивается на бок только в середине;

- не скрещивается с домашней лошадью;

- не возможно обучить, объездить.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подтверждение тому, что казахи (и не только) называли в прошлом один из видов дикой лошади, а не дикого осла, нашел в "Словаре тюркских наречий" Махмуда Кашгари:

 

"... Köp arslan keräk kež qulan tutuğuqa" – нужно [быть] львом чтобы поймать быстрого кулана.

"Köp arslan keräk ker qulan tutuğuqa" – нужен не один лев, чтобы изловить [дикую лошадь] кер-кулана.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рождается вполне уместный вопрос - а как тех диких лошадей называли и называют монголоязычные народы, халха, калмыки и др.?

 

1)   Название дикой степной лошади, скрещивающейся с домашней лошадью в монгольских языках неизвестно, вероятно, она им не была известна. Сколько ни просил ответить на данный вопрос никто из калмыцких или монгольских юзеров ответить мне не смог. 

У монголов, если не ошибаюсь, существует словосочетание «Зэрлэг адуу» или «Дзерлик адуу» - дикий табун в адрес диких табунов домашних лошадей (может быть от тюркского «Йерлік ат» - свободные, вольные, дикие лошади?).

 

2)   Дикую степную лошадь, не скрещивающуюся с домашней лошадью, "Прежвальского", называют «Тахи» или «Тахъ» (прямое заимствование от тюркского «Тағы»).

 

3)   Дикого осла называют «Хұлан», «Хула» (тоже заимствование тюркского «Құлан» по названию масти "құла" - саврасая) или «Чихтэй», рус: «Джигетай» (монг: «чих» - уши; «чихтэй» - ушастый, длиноухий).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Steppe Man сказал:

АКБ сам себе задает вопросы.Проверяете себя что ли? :lol:

 

А что делать если вы, монголы и калмыки, не знаете как называется или называлась в прошлом на монгольских языках дикая лошадь. ;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15.12.2019 в 14:27, АксКерБорж сказал:

Резкие отличительные (от домашней лошади) признаком лошади Пржевальского:

- все они одной масти (летом - саврасая, зимой чуть темнеет - светло-гнедая);

- окрас гривы, хвост и ноги черные;

- отсутствует чёлка на лбу;

- грива более жесткая, поэтому местами стоячая и свешивается на бок только в середине;

- не скрещивается с домашней лошадью;

- не возможно обучить, объездить.

 

238365145.jpg

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...