Jump to content



Guest Guest_Skiffi

Лук и стрелы

Recommended Posts

Чаңгы жаа // Сана чаа древнекыргызская стрельба на лыжах с луком
Многие ошибочно считают, что кыргызы не пользовались лыжами, однако это не так. Например, в китайских источниках говорится, что енисейские кыргызы использовали лыжи. В китайской летописи "Тайпинхуаньюйцзи" ("Описание мира годов правления Тайпин") 976-983 гг., Сунская династия, в главе о кыргызах так пишут:

«(Эти) люди любят охотиться на животных. Все пользуются деревянными конями (лыжами). Когда поднимаются и опускаются по северному склону гор, (так) стремительно несутся, точно летят». [Перевод Н.В.Кюнер. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М., 1961]

В Юаньши (летопись окончена в 1370 году) так пишут о лыжах кыргызов: «Обычаи цзилицзисы отличаются от обычаев всех других владений. Их язык похож на язык уйгур. Живут цзилицзисы в хижинах и юртах. Занимаются скотоводством и кочуют в зависимости от наличия воды и пастбищ. Имеют значительные сведения об обработке земли. Как выпадает снег, верхом на деревянных конях (т.е. лыжах - Э. Б.) выезжают на охоту. В их землях есть породистые лошади, а также белые и черные охотничьи соколы». ("Юань-ши" (история династии Юань). Изд. в серии Сыбубэйяо, т.034, Шанхай, 1935-1937 гг. Цзюань 63. Географический раздел, стр 487. В Сведения в "Юань-ши" о переселениях кыргызов в XIII в. Известия Академии наук Киргизской ССР. - Фрунзе, 1965 - СОН - т. V - вып.1 - C. 59-65)

 

У Рашид ал-Дина в Джами ал-Таварих («Сборник летописей» - труд полностью закончен в 1310-11 году при дворе Хулагуидов на персидском языке) описыватся, что лыжи знакомы и кыргызам и вообще в Туркестане и Могулистане. "Так как в их стране очень много гор и лесов, а снег выпадает в большом количестве, то зимой по снежному покрову они бьют массу дичи. Они делают особые доски, которые называют чанэ, и на них становятся; сделавши из ремня поводья, прикрепляют их к передним концам досок, берут в руки палку и, скользя по снежному покрову, упираются той палкой в землю, подобно тому как гонят по воде судно.

Они так гоняются на чанэ/лыжах/ по степи и равнине, по спускам и подъемам, что настигают горного быка и других животных и убивают. Рядом с теми чанэ, на которых сами находятся, они тащат привязанными другие лыжи; на них они складывают убитую дичь. Если даже наложат на них две-три тысячи манов груза, то потребуется небольшое усилие, чтобы с легкостью идти по снежному насту. Если же кто-либо будет несведущий и неопытный в этом деле, то, когда он побежит, ноги его разойдутся врозь и разорвутся, особенно на спусках и при быстром разбеге. Обученный же человек бегает с великой легкостью. Никто сему не поверит, пока не увидит.

Молва достигла благословленного слуха государя ислама, он приказал привести группу лиц, которые были из той страны. Они сделали то как раз тем способом, который только что изложен. Он был доказан, и в нем не было ошибки. В настоящее время государь приказал вторично сделать испытание. Чанэ знают в большинстве областей Туркестана и Могулистана. Особенно же о них имеют понятие в областях Баргуджин-Токум, у племен: кори, киргиз, урасут, теленгут и тумат, потому что в этих областях особенно употребляют этот способ передвижения. Тот упомянутый народ твердо и непоколебимо стоит на том правиле и обычае и постоянно пребывает в лесах".

a63db665c7ce1a937b920d9aa137cf63.jpg

 

985c7f48de8f453b48c3cc5ed0568a17.jpg

Собственно лыжами (на кыргызском чаңгы) люди пользовались еще с каменного века. Что касается кыргызов, то по крайней мере с Тагарской эпохи (VIII—III века до н. э.), кыргызы пользовались лыжами. Этому служит подтверждением петроглифы на священном для древних кыргызов и современных хакасов месте, называемом сегодня «Сундуки» на Енисее (Четвертый Сундук на р. Белый Июс – приток Енисея) и на Шелаболинских скалах у р. Тубы, правого притока Енисея.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По виду дешевые китайские луки.

Внешность всегда обманчива..Вам надо поменьше времени уделять современным монгольским бутафориям с сценами из Чингисхановского периода. :D .и поменьше обращать на нынче модные переименовании многих халха-монголов в борджигионов. :lol: .прям борджигиониада какая-то. :P .Национальные виды оружия,юрты,муз.инструменты делаем сами в отличии от монголов,которые скупают почти все в соседнем Китае.. B)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Собственно лыжами (на кыргызском чаңгы) люди пользовались еще с каменного века. Что касается кыргызов, то по крайней мере с Тагарской эпохи (VIII—III века до н. э.), кыргызы пользовались лыжами. Этому служит подтверждением петроглифы на священном для древних кыргызов и современных хакасов месте, называемом сегодня «Сундуки» на Енисее (Четвертый Сундук на р. Белый Июс – приток Енисея) и на Шелаболинских скалах у р. Тубы, правого притока Енисея.

Да..согласен с написанным,что вы тут любезно предоставили..

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

По виду дешевые китайские луки.

Внешность всегда обманчива..Вам надо поменьше времени уделять современным монгольским бутафориям с сценами из Чингисхановского периода. :D .и поменьше обращать на нынче модные переименовании многих халха-монголов в борджигионов. :lol: .прям борджигиониада какая-то. :P .Национальные виды оружия,юрты,муз.инструменты делаем сами в отличии от монголов,которые скупают почти все в соседнем Китае.. B)

 

 

Ув. Тыныч, а почему бутафориям? Чингис-хан был собственно монголом, у монголов есть культ Чингис-хана и т.д. У нас или казахов такого культа нет, неоткуда ему взяться, только лишь некоторым очень хочется прикоснуться к величию, только и всего.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. Тыныч, а почему бутафориям? Чингис-хан был собственно монголом, у монголов есть культ Чингис-хана и т.д. У нас или казахов такого культа нет, неоткуда ему взяться, только лишь некоторым очень хочется прикоснуться к величию, только и всего.

Уважаемый Рустам аке , похвально с вашей стороны проявив объективность встать на защиту Peacemaker-а..Было бы еще лучше,если бы вы проявив ту же объективность реагировали на такие высказывания некоторых юезров,как "безграмотный киргиз","киргизы появились из персии" и мн.др.наподобии этих высказываний,которые провисели на форуме несколько лет..Далее по теме :

1)Западные путешественники побывавшие в Монголии зафиксировали тот факт,что сами монголы не знали о своих "былых величиях",потому тут уместнее термин "бутафория".К тому-же хотелось бы ознакомиться с документами подтверждающие "культ Чингисхана" в конце позапрошлого и начале прошлого столетия..

2)У кыргызов тоже не было культа Эне-Сая,пока с легкой руки Ч.Айтматова это не перешло в массы..кыргызы до Айтматова тоже не слышали про название "Эне-Сай"..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. Тыныч, а почему бутафориям? Чингис-хан был собственно монголом, у монголов есть культ Чингис-хана и т.д. У нас или казахов такого культа нет, неоткуда ему взяться, только лишь некоторым очень хочется прикоснуться к величию, только и всего.

 

Ув. Рустам, все мы прекрасно знаем когда возник этот самый культ. Ни один из ученых, исследователей и путешественников 18-19 веков не слышал от монголов об этом культе. Да какой культ, если все они отмечали, что монголы даже не помнят своей родоплеменной принадлежности и тамг.

 

Да и в легендах казахских даже намного больше памяти о Чингизхане нежели в монгольских.

 

Не в тему, но все же. Единственная гора в мире, которая носит название Чингизхан, расположена в Восточном Казахстане.  ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Тыныч, в социалистической Монголии культ Чингис-хана был запрещен как отражение феодального прошлого. В 1925 году было отменено использование названий рода в имени! Этим, а также политикой маньчжуров, когда были переверстаны все отоки, объясняется то, что монголы забыди свои родовые имена.

 

Насчет того, что западные путешественники зафиксировали факт того, что монголы не знали " о былых величиях" интересно будет посмотреть на факты. В 50-х годах 20 века кыргызские аксакалы также рассказывали, что все кыргызы родом из Андижана — этот отражение того, что большинство кыргызских племен было сдвинуто на юг джунгарами. Это я про то, что память бывает очень коротка.

 

Про культ Чингис-хана вот здесь: http://cyberleninka.ru/article/n/kult-chingis-hana-v-period-mongolskoy-narodnoy-respubliki-i-v-sovremennoy-mongolii-kak-element-natsionalnoy-identichnosti-mongolov

Share this post


Link to post
Share on other sites

Культ Чингис-хана есть только в Монголии - внешней и внутренней. У нас такого культа нет. У нас нет многочисленных памятников Чингису, его матери Оэлун, сыновьям и т.д. Такого культа Чингиса нет и в Казахстане. Есть в Кз памятник Оэлун? Это говорит о том, что культ Чингис-хана для нас чужд. И натягивание фактов на свой глобус видно невооруженным глазом. Увы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Рустам аке ! Вы мне приведите сведения касающиеся до революционного периода,а не социалистическую эпоху..

Если бы историки установили о причастности ЧХ к тюркам,уверен,что ситуация таким же образом повторилась..

И еще : какой из монголоязычных народов может претендовать на Чингисхана?Буряты,калмыки,халха,ойраты,торгауды и т.д.?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. Тыныч — давайте по простому - у кого из тюркских народов есть культ Чингис-хана? У кыргызов? Или казахов?  У узбеков может или туркменов?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ув. Тыныч — давайте по простому - у кого из тюркских народов есть культ Чингис-хана? У кыргызов? Или казахов?  У узбеков может или туркменов?

Ни у кого из перечисленных народов..НО,еще раз повторю,если бы историки установили причастность ЧХ к тюркам,культ ЧХ,вернее бутафория,коснулась бы и их..

А теперь вопрос :

 

Кто их монголоязычных народов может претендовать на Чингисхана?Буряты,калмыки,халха,ойраты,торгауды и т.д.?

Share this post


Link to post
Share on other sites

На мой взгляд, он ближе к истории халха. У монголов до сих пор существует культ "Ик Цаган Сульдэ Чингисхана" ("Главного Белого Знамени Чингисхана").

Share this post


Link to post
Share on other sites

На мой взгляд, он ближе к истории халха. У монголов до сих пор существует культ "Ик Цаган Сульдэ Чингисхана" ("Главного Белого Знамени Чингисхана").

1)Т.е. в историографии еще не доказана причастность Чингисхана к тому или иному монголоязычному народу?

2)И кого вы подразумеваете,употребляя термин "монголы" в современном понятии?бурята,калмыка,торгоуда,ойрата и т.д.?

Share this post


Link to post
Share on other sites
МОДА НА НОШЕНИЕ ПЕРСТНЕЙ, КОЛЕЦ, ЗАТЕМ СТАВШАЯ ТРАДИЦИЕЙ, ИДЕТ ОТ ВОИНА – ЛУЧНИКА.

К такому выводу пришел выдающийся исследователь тувинской традиционной культуры Вячеслав Даржаа.

 

Сначала о ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ТУВИНСКОГО ЛУКА. 

Стрельба из лука входила как обязательная составная часть троеборья, посвященного Культу Солнца. Соревнования по стрельбе из лука проводились только в двух дисциплинах: стрельбе на дальность выстрела и стрельбе на фиксированную дистанцию «на точность выстрела». 

 

Выстрел из лука производится следующим образом. На левую руку от кисти до локтя наматывался тонкий ремешок, который выполнял важную двойную функцию: уменьшив размер рукава халата, облегчал производство выстрела и защищал руку от удара тетивы. 

 

Натяжение лука производилось ДВИЖЕНИЕМ ОБОИХ РУК ОДНОВРЕМЕННО. Правая рука стрелка достаточно быстро натягивала тетиву лука со стрелой, при этом левой рукой стрелок как бы отталкивал лук от себя.

 

При традиционном способе стрельбы, во время прицеливания стрелок, конечно, видит цель, но в момент выстрела он ориентировался, прежде всего, на собственные ощущения о траектории полета стрелы, а не на визуальное прицеливание. Так как стрельбой из лука мужчины занимались постоянно, с детства, то со временем, на уровне подсознания вырабатывалось «чувство выстрела». Другими словами, в основе механизма прицеливания при стрельбе из традиционного лука были не «материализованные» технические приспособления, способствующие прицеливанию, а опыт стрельбы, своеобразная «программа», созданная сознанием и заложенное в подсознание «ощущение выстрела». Большинство стрелков не способно объяснить всю механику точного выстрела (СМ. ПРИМ. 1). Это напоминает механизм вождения автомашины опытным водителем. Который не способен объяснить, как он выполняет поворот автомобиля, на сколько градусов необходимо повернуть руль. В момент выполнения тех или иных действий у большинства водителей действует «программа», заложенная в подсознании. Зрение корректирует «программу вождения в подсознании», подсознание выдает команду рукам осуществить строго определенное действие, при этом постоянно корректируя на каждом этапе выполнения разворота автомашины.

 

О силе и, как следствие, о степени натяжения тетивы говорит тувинская поговорка-рекомендация: «Ча кирижин ийи чарын үскүлешкиже хере тыртар» ‘Натягивай тетиву лука так, чтобы на спине лопатки сходились’.

 

Лучшие стрелки носили титул Мерген ‘меткий’, этот титул обычно завоевывался на традиционных соревнованиях по стрельбе (прим. 2).

 

БИЛЗЕК.

Цели производства точного выстрела служили и специальные перстни — билзек на большой палец руки стрелка, предназначенные для натягивания тетивы.

 

Захват тетивы производился первой фалангой большого пальца правой руки. При этом на этот большой палец надевали СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСТЕНЬ, ЗАЩИЩАВШИЙ ПАЛЕЦ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТУГОЙ ТЕТИВЫ. Указательный палец накладывался на большой, тем самым увеличивая усилие при натяжении тетивы.

 

В Овюре перстень — билзек, известен под другим наименованием – эргепчи. Подобный перстень помогал натяжению тугой тетивы лука. Боль, вызываемая врезающейся в сустав между фалангами большого пальца тетивой (см. прим. 3), объективно способствовала, с одной стороны, снижению точности стрельбы тем, что отвлекала, «сбивала программу», заложенную в подсознании, с другой, снижала усилие натяжения тетивы. Небольшой перстень, таким образом, способствовал применению более мощных луков и высокой результативности в стрельбе. 

 

Перстень для большого пальца правой руки, удерживающего тетиву, выполнялся чаще всего из полых рогов животных, существовали также кольца из металла.

 

Выполнить перстень не представляло особого труда, брали рог любого полорогого животного: домашнего козла, барана, но чаще коров или яков, варили его в воде в течение дня до размягчения. Затем ножом вырезали перстень необходимой формы и диаметра.

 

Наименование перстня для стрельбы из лука — билзек свидетельствует о том, что в прошлом существовала его иная конструкция. По Б. И. Татаринцеву (ЭСТЯ), билзек связано с билек ‘запястье’, следовательно, можно предположить, что «перстень для удержания тетивы» в прошлом крепился к запястью, что, в общем-то, значительно облегчает натяжение тетивы, т.к. ДЕЙСТВУЕТ ИНАЯ (БОЛЕЕ МОЩНАЯ) ГРУППА МЫШЦ. Подобное приспособление существует у современных спортсменов-стрелков из лука. При интенсивной стрельбе такое нехитрое устройство было способно кратно повысить качество стрельбы и при этом экономить силы стрелка. В этой связи вполне возможно предположить, каким образом появилось в языке слово билзек ‘кольцо’, т.к. вначале могла присутствовать переходная форма, связывающая запястье с кольцом и только затем по мере снижения роли лука остался один перстень.

 

Помимо функционального предназначения, у перстня вполне объективно появлялась и ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИМВОЛА. Перстень одним своим наличием на руке человека становился символом силы, т.к. его обладатель для современников был, прежде всего, воином — стрелком из лука. Со временем к функции перстня как символа силы, вероятно, прибавилась функция следа силы — печати, и только затем перстни заимствовали женщины. Для которых, в свою очередь, перстень в первоначальном значении, возможно, выступал чем-то вроде символа обладания, знака принадлежности воину-мужчине. В этой связи становится объяснимой и понятной традиция, бытующая у многих народов, подтверждения заключенного брака перстнями либо кольцами. Трудно, конечно, сегодня разглядеть в обручальном кольце «окольцованного» мужчины знак бесстрашного воина-кочевника, одному выходившему в бой против нескольких врагов. Или в изящном перстне на женской руке — символ грозного оружия, с помощью которого были покорены даже не народы, а континенты. ЛОГИКА ПОДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТА ТРАДИЦИЯ РОДИЛАСЬ ГДЕ-ТО В ВЕЛИКОЙ СТЕПИ (прим. 4), Т.К. ТОЛЬКО ДЛЯ НОМАДОВ БЫЛ ХАРАКТЕРЕН ОСОБЫЙ ЗАХВАТ ТЕТИВЫ ЛУКА, ПРИ КОТОРОМ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПЕРСТНИ. А в тувинском языке сохранилось, возможно, одно из древнейших названий перстней в их некой переходной форме.

 

Даржаа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Т. I. Хозяйство, охота, рыбалка. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2009. С. 36-43.

 

Примечание 1. Архаичной формой «мерген» – имени-звания, которое присваивалось метким стрелкам, а также мудрецам (мерген угаанныг) – являлось «берген», что буквально означает «дано», т.е. одаренный. Переход б > м – типичная особенность тувинского языка в частности и тюркских языков в целом.

 

Примечание 2. По результатам соревнований определялись участники охоты: стрелки, а также загонщики с относительно низкими показателями стрельбы.

 

Примечание 3. Специальный перстень для облегчения натягивания тетивы мог также называться ʼчүстүкʼ – наперсток: корень ʼчүсʼ означает «сустав» (напёрсток для защиты сустава пальца).

 

Примечание 4. Сам лук - сложносоставной, т.е. состоящий из разных материалов - не мог появится в "голой степи", где невозможно найти некоторые материалы для его изготовления. Вероятнее всего, что лук и стрелы впервые появились у жителей такого разнообразного в ландшафтном отношении территории, как Саяно-Алтайское нагорье.

IDD91y1YQtk.jpg

di6gF9OWwz8.jpg


  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

билзек-бөлзөг .монголизм.

 

как всегда отсебятина

 

в русско-монгольском словаре нет такого слова "бөлзөг"

 

 тогда как

 

 

билзек связано с билек ‘запястье’, следовательно, можно предположить, что «перстень для удержания тетивы» в прошлом крепился к запястью, что, в общем-то, значительно облегчает натяжение тетивы, т.к. ДЕЙСТВУЕТ ИНАЯ (БОЛЕЕ МОЩНАЯ) ГРУППА МЫШЦ. Подобное приспособление существует у современных спортсменов-стрелков из лука. При интенсивной стрельбе такое нехитрое устройство было способно кратно повысить качество стрельбы и при этом экономить силы стрелка. В этой связи вполне возможно предположить, каким образом появилось в языке слово билзек ‘кольцо’, т.к. вначале могла присутствовать переходная форма, связывающая запястье с кольцом и только затем по мере снижения роли лука остался один перстень.

 

на казахском

білек

1) предплечье (часть руки между локтем и пястью)

ақ білек → красивая белая рука; поэт. красавица

білегін сыбану → прям. перен. засучить рукава

білек біреу, саусақ басқа → рука одна, а пальцы врозь

білек сүйегі → локтевая кость

жұмысқа білек сыбанып кірісті → он приступил к работе, засучив рукава

2) перен. мощьсила

білегіне сену → надеяться на свою силу

білегі жуан бірді жығады, білімі жуан мыңды жығады → погов. кто силен своими руками — одолеет одного, кто силен своими знаниями — одолеет тысячу

ол білегіне сенеді → он надеется на свою силу

 

білезік

1) анат. запястье

2) место ноги для кольцевания (у птиц)

3) браслет

күміс білезік → серебряный браслет

білезік салу → носить браслет

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

МОДА НА НОШЕНИЕ ПЕРСТНЕЙ, КОЛЕЦ, ЗАТЕМ СТАВШАЯ ТРАДИЦИЕЙ, ИДЕТ ОТ ВОИНА – ЛУЧНИКА.
К такому выводу пришел выдающийся исследователь тувинской традиционной культуры Вячеслав Даржаа.
 
Сначала о ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ТУВИНСКОГО ЛУКА. 
Стрельба из лука входила как обязательная составная часть троеборья, посвященного Культу Солнца. Соревнования по стрельбе из лука проводились только в двух дисциплинах: стрельбе на дальность выстрела и стрельбе на фиксированную дистанцию «на точность выстрела». 
 
Выстрел из лука производится следующим образом. На левую руку от кисти до локтя наматывался тонкий ремешок, который выполнял важную двойную функцию: уменьшив размер рукава халата, облегчал производство выстрела и защищал руку от удара тетивы. 
 
Натяжение лука производилось ДВИЖЕНИЕМ ОБОИХ РУК ОДНОВРЕМЕННО. Правая рука стрелка достаточно быстро натягивала тетиву лука со стрелой, при этом левой рукой стрелок как бы отталкивал лук от себя.
 
При традиционном способе стрельбы, во время прицеливания стрелок, конечно, видит цель, но в момент выстрела он ориентировался, прежде всего, на собственные ощущения о траектории полета стрелы, а не на визуальное прицеливание. Так как стрельбой из лука мужчины занимались постоянно, с детства, то со временем, на уровне подсознания вырабатывалось «чувство выстрела». Другими словами, в основе механизма прицеливания при стрельбе из традиционного лука были не «материализованные» технические приспособления, способствующие прицеливанию, а опыт стрельбы, своеобразная «программа», созданная сознанием и заложенное в подсознание «ощущение выстрела». Большинство стрелков не способно объяснить всю механику точного выстрела (СМ. ПРИМ. 1). Это напоминает механизм вождения автомашины опытным водителем. Который не способен объяснить, как он выполняет поворот автомобиля, на сколько градусов необходимо повернуть руль. В момент выполнения тех или иных действий у большинства водителей действует «программа», заложенная в подсознании. Зрение корректирует «программу вождения в подсознании», подсознание выдает команду рукам осуществить строго определенное действие, при этом постоянно корректируя на каждом этапе выполнения разворота автомашины.
 
О силе и, как следствие, о степени натяжения тетивы говорит тувинская поговорка-рекомендация: «Ча кирижин ийи чарын үскүлешкиже хере тыртар» ‘Натягивай тетиву лука так, чтобы на спине лопатки сходились’.
 
Лучшие стрелки носили титул Мерген ‘меткий’, этот титул обычно завоевывался на традиционных соревнованиях по стрельбе (прим. 2).
 
БИЛЗЕК.
Цели производства точного выстрела служили и специальные перстни — билзек на большой палец руки стрелка, предназначенные для натягивания тетивы.
 
Захват тетивы производился первой фалангой большого пальца правой руки. При этом на этот большой палец надевали СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПЕРСТЕНЬ, ЗАЩИЩАВШИЙ ПАЛЕЦ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТУГОЙ ТЕТИВЫ. Указательный палец накладывался на большой, тем самым увеличивая усилие при натяжении тетивы.
 
В Овюре перстень — билзек, известен под другим наименованием – эргепчи. Подобный перстень помогал натяжению тугой тетивы лука. Боль, вызываемая врезающейся в сустав между фалангами большого пальца тетивой (см. прим. 3), объективно способствовала, с одной стороны, снижению точности стрельбы тем, что отвлекала, «сбивала программу», заложенную в подсознании, с другой, снижала усилие натяжения тетивы. Небольшой перстень, таким образом, способствовал применению более мощных луков и высокой результативности в стрельбе. 
 
Перстень для большого пальца правой руки, удерживающего тетиву, выполнялся чаще всего из полых рогов животных, существовали также кольца из металла.
 
Выполнить перстень не представляло особого труда, брали рог любого полорогого животного: домашнего козла, барана, но чаще коров или яков, варили его в воде в течение дня до размягчения. Затем ножом вырезали перстень необходимой формы и диаметра.
 
Наименование перстня для стрельбы из лука — билзек свидетельствует о том, что в прошлом существовала его иная конструкция. По Б. И. Татаринцеву (ЭСТЯ), билзек связано с билек ‘запястье’, следовательно, можно предположить, что «перстень для удержания тетивы» в прошлом крепился к запястью, что, в общем-то, значительно облегчает натяжение тетивы, т.к. ДЕЙСТВУЕТ ИНАЯ (БОЛЕЕ МОЩНАЯ) ГРУППА МЫШЦ. Подобное приспособление существует у современных спортсменов-стрелков из лука. При интенсивной стрельбе такое нехитрое устройство было способно кратно повысить качество стрельбы и при этом экономить силы стрелка. В этой связи вполне возможно предположить, каким образом появилось в языке слово билзек ‘кольцо’, т.к. вначале могла присутствовать переходная форма, связывающая запястье с кольцом и только затем по мере снижения роли лука остался один перстень.
 
Помимо функционального предназначения, у перстня вполне объективно появлялась и ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИМВОЛА. Перстень одним своим наличием на руке человека становился символом силы, т.к. его обладатель для современников был, прежде всего, воином — стрелком из лука. Со временем к функции перстня как символа силы, вероятно, прибавилась функция следа силы — печати, и только затем перстни заимствовали женщины. Для которых, в свою очередь, перстень в первоначальном значении, возможно, выступал чем-то вроде символа обладания, знака принадлежности воину-мужчине. В этой связи становится объяснимой и понятной традиция, бытующая у многих народов, подтверждения заключенного брака перстнями либо кольцами. Трудно, конечно, сегодня разглядеть в обручальном кольце «окольцованного» мужчины знак бесстрашного воина-кочевника, одному выходившему в бой против нескольких врагов. Или в изящном перстне на женской руке — символ грозного оружия, с помощью которого были покорены даже не народы, а континенты. ЛОГИКА ПОДСКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТА ТРАДИЦИЯ РОДИЛАСЬ ГДЕ-ТО В ВЕЛИКОЙ СТЕПИ (прим. 4), Т.К. ТОЛЬКО ДЛЯ НОМАДОВ БЫЛ ХАРАКТЕРЕН ОСОБЫЙ ЗАХВАТ ТЕТИВЫ ЛУКА, ПРИ КОТОРОМ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПЕРСТНИ. А в тувинском языке сохранилось, возможно, одно из древнейших названий перстней в их некой переходной форме.
 
Даржаа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. Т. I. Хозяйство, охота, рыбалка. Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2009. С. 36-43.
 
Примечание 1. Архаичной формой «мерген» – имени-звания, которое присваивалось метким стрелкам, а также мудрецам (мерген угаанныг) – являлось «берген», что буквально означает «дано», т.е. одаренный. Переход б > м – типичная особенность тувинского языка в частности и тюркских языков в целом.
 
Примечание 2. По результатам соревнований определялись участники охоты: стрелки, а также загонщики с относительно низкими показателями стрельбы.
 
Примечание 3. Специальный перстень для облегчения натягивания тетивы мог также называться ʼчүстүкʼ – наперсток: корень ʼчүсʼ означает «сустав» (напёрсток для защиты сустава пальца).
 
Примечание 4. Сам лук - сложносоставной, т.е. состоящий из разных материалов - не мог появится в "голой степи", где невозможно найти некоторые материалы для его изготовления. Вероятнее всего, что лук и стрелы впервые появились у жителей такого разнообразного в ландшафтном отношении территории, как Саяно-Алтайское нагорье.
IDD91y1YQtk.jpg
di6gF9OWwz8.jpg

 

по-калмыцки :

 

билцг - кольцо, перстень

билцлх - давить, распластывать

билцрх - раздавливаться, распластываться

Share this post


Link to post
Share on other sites

билзек-бөлзөг .монголизм.

 

на каждый "монголизм" будете иметь подобный анекдот:

 

 "...Вот тувинский велогонщик пересек финишную ленту, победно вскидывает руки и кричит: "Тииледим!" В это время так и не смогший его обогнать монгольский спортсмен протестующе поднимает руку и из последних сил хрипит: "Это монголизм!" :D

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

билзек-бөлзөг .монголизм.

 

как всегда отсебятина

 

в русско-монгольском словаре нет такого слова "бөлзөг"

 

 тогда как

 

 

билзек связано с билек ‘запястье’, следовательно, можно предположить, что «перстень для удержания тетивы» в прошлом крепился к запястью, что, в общем-то, значительно облегчает натяжение тетивы, т.к. ДЕЙСТВУЕТ ИНАЯ (БОЛЕЕ МОЩНАЯ) ГРУППА МЫШЦ. Подобное приспособление существует у современных спортсменов-стрелков из лука. При интенсивной стрельбе такое нехитрое устройство было способно кратно повысить качество стрельбы и при этом экономить силы стрелка. В этой связи вполне возможно предположить, каким образом появилось в языке слово билзек ‘кольцо’, т.к. вначале могла присутствовать переходная форма, связывающая запястье с кольцом и только затем по мере снижения роли лука остался один перстень.

 

на казахском

білек

1) предплечье (часть руки между локтем и пястью)

ақ білек → красивая белая рука; поэт. красавица

білегін сыбану → прям. перен. засучить рукава

білек біреу, саусақ басқа → рука одна, а пальцы врозь

білек сүйегі → локтевая кость

жұмысқа білек сыбанып кірісті → он приступил к работе, засучив рукава

2) перен. мощьсила

білегіне сену → надеяться на свою силу

білегі жуан бірді жығады, білімі жуан мыңды жығады → погов. кто силен своими руками — одолеет одного, кто силен своими знаниями — одолеет тысячу

ол білегіне сенеді → он надеется на свою силу

 

білезік

1) анат. запястье

2) место ноги для кольцевания (у птиц)

3) браслет

күміс білезік → серебряный браслет

білезік салу → носить браслет

 

 

"Отсебятина" получается у Вас от нежелания смотреть словари.

 

 

Proto-Mongolian: *beɣelej
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: gloves
Russian meaning: рукавицы
Written Mongolian: begelei (L 94)
Khalkha: bēlij
Buriat: bēlej
Kalmuck: bēĺɛ̄
Dagur: bēli, bēĺ (Тод. Даг. 125, MD 121)
Comments: KW 44, MGCD 147. Mong. > Chag. bählä etc., see TMN 4, 273-274; > Russ. Siber. béla, see Аникин 149.
Tungus-Manchu: *bile-n
minus-8.png 
Proto-Tungus-Manchu: *bile-n
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: 1 wrist 2 lapel on mittens
Russian meaning: 1 запястье 2 отворот на рукавицах
Evenki: bile(n) 1, 2
Even: bilen 1
Negidal: bile 2
Orok: bile 2
Udighe: bule 1 (Корм. 215), bilepti, bulepti 'bracelet' (Корм. 212)
Comments: ТМС 1, 83, Дыбо 260.
Comments: A Western isogloss. Mong. beɣelej < *bejelej < *bele-lej. See EAS 109, Колесникова 1972а, 97-98, Дыбо 311, Лексика 250. Doerfer's (MT 240) attempt to refute the TM form by reconstructing *biglēn is quite artificial: forms like Ul. gileptu(n) go back to a quite separate root (see *gilu).

 

Есть мнения о том, что слово попало в протомонгольские из прототюркских. Однако в чагатайский язык (тюрки) попало как раз из монгольских.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

Есть мнения о том, что слово попало в протомонгольские из прототюркских. Однако в чагатайский язык (тюрки) попало как раз из монгольских.

 

 

а что слово "білек и білезік" никак не мог оставаться в тюркском языке с прототюркского, не судьба да?

обязательно должно быть с халхаского, монголоязычного

 

по вашему тогда, какими слова заменялись у кичаков "білек и білезік" до прихода монголов ЧХ?

 

монголоязычных указали, маньчжур указали, а тюрков невзначай забыли

 

Proto-Turkic: *bilek
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: wrist, forearm
Russian meaning: запястье, предплечье
Old Turkic: bilek (OUygh.)
Karakhanid: bilek (MKKB)
Turkish: bilek
Tatar: belɛk
Middle Turkic: bilek (Бор. Бад.Sangl.)
Uzbek: bilak
Uighur: biläk
Azerbaidzhan: biläk
Turkmen: bilek
Khakassian: pǝlek
Shor: pilek (RВерб.)
Oyrat: belek
Yakut: belenčik, belenńik (dial.)
Tuva: bilek
Kirghiz: bilek
Kazakh: bilek
Noghai: bilek
Bashkir: beläk
Balkar: bilek
Gagauz: bilek
Karaim: bilek
Karakalpak: bilek
Kumyk: bilek

Share this post


Link to post
Share on other sites

еще что за странный язык этот халхаский, у которого нет конкретного правописания, один пишет Peacemaker - "бөлзөг", другой Rust  - "bēlij (бөлиж)"

 

кстати на турецком Turkish: bilek

 
видимо туда тоже попало как раз из монгольских :) .

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

еще что за странный язык этот халхаский, у которого нет конкретного правописания, один пишет Peacemaker - "бөлзөг", другой Rust  - "bēlij (бөлиж)"

 

кстати на турецком Turkish: bilek

 
видимо туда тоже попало как раз из монгольских :) .

 

 

Уважаемый Atygai, это распространенное явление среди ученых, что в тюркских языках либо персидское либо монгольское  ;)

Только немного неувязочка, зачем колечко назвали - билезик? Разве не сакина?

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

Есть мнения о том, что слово попало в протомонгольские из прототюркских. Однако в чагатайский язык (тюрки) попало как раз из монгольских.

 

 

а что слово "білек и білезік" никак не мог оставаться в тюркском языке с прототюркского, не судьба да?

обязательно должно быть с халхаского, монголоязычного

 

по вашему тогда, какими слова заменялись у кичаков "білек и білезік" до прихода монголов ЧХ?

 

монголоязычных указали, маньчжур указали, а тюрков невзначай забыли

 

Proto-Turkic: *bilek
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: wrist, forearm
Russian meaning: запястье, предплечье
Old Turkic: bilek (OUygh.)
Karakhanid: bilek (MKKB)
Turkish: bilek
Tatar: belɛk
Middle Turkic: bilek (Бор. Бад.Sangl.)
Uzbek: bilak
Uighur: biläk
Azerbaidzhan: biläk
Turkmen: bilek
Khakassian: pǝlek
Shor: pilek (RВерб.)
Oyrat: belek
Yakut: belenčik, belenńik (dial.)
Tuva: bilek
Kirghiz: bilek
Kazakh: bilek
Noghai: bilek
Bashkir: beläk
Balkar: bilek
Gagauz: bilek
Karaim: bilek
Karakalpak: bilek
Kumyk: bilek

 

 

Про "не судьбу" объясните это Дерферу, нагладно написано предположение:

 

Comments: KW 44, MGCD 147. Mong. > Chag. bählä etc., see TMN 4, 273-274; > Russ. Siber. béla, see Аникин 149.
 
Разницу между кыпчакскими и чагатайским языком улавливаете? Или не судьба? Кто Вам написал, что в кыпчакские оно пришло из монгольских? Написано черным по белому "в чагатайский язык", добавлю, далее в язык сибирских татар.
 
Зачем Вам тюркские этимологии, специально не стал постить, Вы же в них большой спец.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

 

 

еще что за странный язык этот халхаский, у которого нет конкретного правописания, один пишет Peacemaker - "бөлзөг", другой Rust  - "bēlij (бөлиж)"

 

кстати на турецком Turkish: bilek

 
видимо туда тоже попало как раз из монгольских :) .

 

 

Уважаемый Atygai, это распространенное явление среди ученых, что в тюркских языках либо персидское либо монгольское  ;)

Только немного неувязочка, зачем колечко назвали - билезик? Разве не сакина?

 

 

билзек связано с билек ‘запястье’, следовательно, можно предположить, что «перстень для удержания тетивы» в прошлом крепился к запястью, что, в общем-то, значительно облегчает натяжение тетивы, т.к. ДЕЙСТВУЕТ ИНАЯ (БОЛЕЕ МОЩНАЯ) ГРУППА МЫШЦ. Подобное приспособление существует у современных спортсменов-стрелков из лука. При интенсивной стрельбе такое нехитрое устройство было способно кратно повысить качество стрельбы и при этом экономить силы стрелка. В этой связи вполне возможно предположить, каким образом появилось в языке слово билзек ‘кольцо’, т.к. вначале могла присутствовать переходная форма, связывающая запястье с кольцом и только затем по мере снижения роли лука остался один перстень.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Про "не судьбу" объясните это Дерферу, нагладно написано предположение:

 

Comments: KW 44, MGCD 147. Mong. > Chag. bählä etc., see TMN 4, 273-274; > Russ. Siber. béla, see Аникин 149.
 
Разницу между кыпчакскими и чагатайским языком улавливаете? Или не судьба? Кто Вам написал, что в кыпчакские оно пришло из монгольских? Написано черным по белому "в чагатайский язык", добавлю, далее в язык сибирских татар.
 
Зачем Вам тюркские этимологии, специально не стал постить, Вы же в них большой спец.

 

 

так чагатайский и есть тюркский язык

 

 

Современные узбекский и уйгурский языки являются "поздней формой"[5] или прямым продолжением чагатайского[6], поэтому его иногда называют «староузбекским» или «староуйгурским»[источник не указан 72 дня].

 

 

если вас так смущает слово "кипчаки", то можно и перефразировать, так как что кипчакская, что чагатайская является тюркским языком

 

 

а что слово "білек" никак не мог оставаться в тюркском (чагатайском) языке с прототюркского, не судьба да?

обязательно должно быть с халхаского, монголоязычного

 

по вашему тогда, каким словом заменялись слово "білек" у тюркоязычного населения (Мавераннахра в период со второй половины XIII века до второй половины XIV века) до прихода монголов ЧХ?

 

 

вообще-то изначально я обращался к Пикмекеру, раз вы спрашиваете, думаю следует ответить

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...