Jump to content



Recommended Posts

Цитата

Племя тутукулйут – самое уважаемое из [всех] татарских племен.

Тутукство как термин неместничества появляется во времена Танской империи. А возможно и раньше. Видимо после Жужаньского каганата татары приняли такое предложение, чтобы сохранится от тюркутского давления. А впоследствии род этих наместников образовали целое племя.

Цитата

Политика Танского государства в отношении народов Восточного Туркестана носила двойственный характер. С одной стороны, при дворе развёртывалась бурная деятельность по «созданию» различных административно-территориальных единиц — наместничеств, тутукств (дудуфу), округов и уездов. 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тутук это чисто тюркский термин, связанный со значением "держать", т.е. "держащий" власть/харизму/племя и т.д.

Эвенки - Алакчины - Алшины это очень смешная теория.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Rust сказал:

Тутук это чисто тюркский термин, связанный со значением "держать", т.е. "держащий" власть/харизму/племя и т.д.

Эвенки - Алакчины - Алшины это очень смешная теория.

У РАД племя имеющая пегих лошадей относится к предкам татар. О том же племени пегих лошадей упоминают ранние китайские источники. Название старейшин у алагчинов соответствует названию старейшин у нынешних эвенков. А у жужань название Хакан имеет перевод также в эвенкийском. Алшины не эвенки, а имеют одно происхождение в далёкой древности. Тутук конечно тюркское название, но его применял Тан для разделения степных племён. Алчи татары вполне могли сохранить древнее название, поскольку происходят от алагчинов, наряду с другими племенами и не только татарскими. Алагуя у эвенков ороченов сохранилась в качестве земли обетованной. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

У Абулгази алагчины зафиксированы как предки татар и монгол

Цитата

О Аланча-Хане, и его потомстве, до Сиундж-Хана происшедшего в седьмой степени от Татар-Хана.

Предки наши говаривали такую пословицу: когда чрез меру хорошо кормишь собаку, то на конец, так избалуется, что собственного своего господина кусать станет. Сие самое случилось подданным Аланча-Хановым, которые видя себя во всяком изобилии, оставили истинного бога, и стали кланяться идолам. Идолопоклонничество так они далеко распространили, что когда кто бы лишился отца, мужа, жены, сына, или на конец, чего либо [45] другого себе любезного; то тот час из того он делал божество, которого образу приносил свою жертву. Правда, что сперва сие делалось только тайно; но потом нечувствительно начали чинить явно, и всенародно. Аланча-Хан имел двух сынов близнецов, из которых один назывался Татар 19, а другой Могул, или лучше сказать, Мунгл, которым он разделил свои земли, когда себя увидел при кончине своей жизни 20. [46]

Ниточка разматывается. В какое-то время они были одним народом, но разделились еще во времена пребывания в лесах Байкала -Амура. 

В тексте приводится период изобилия алагчинов, когда скот был тучным и котлы делались из золота.

Share this post


Link to post
Share on other sites

И Аримаспы перестали быть святыми.

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 часа назад, Bas1 сказал:

У Абулгази алагчины зафиксированы как предки татар и монгол

Ниточка разматывается. В какое-то время они были одним народом, но разделились еще во времена пребывания в лесах Байкала -Амура. 

В тексте приводится период изобилия алагчинов, когда скот был тучным и котлы делались из золота.

Покажите где именно Абулгази считал алагчинов предками татаров, монголов?

Share this post


Link to post
Share on other sites
31.01.2020 в 16:08, Bas1 сказал:

Тутукство как термин неместничества появляется во времена Танской империи. А возможно и раньше. Видимо после Жужаньского каганата татары приняли такое предложение, чтобы сохранится от тюркутского давления. А впоследствии род этих наместников образовали целое племя.

 

Храпачевский "тутукулиут"  понимает (небезосновательно) как "туткаул":

"...слово ‘туткаул’ мы встречаем в источниках Монгольской империи в значении «охрана, пограничники» (собственно это слово значит «задерживающие», оно точно передает сущность действий пограничных федерат ов на 
кордоне между империей и «варварами»). Поэтому ‘тутукулйут’ (в передаче Рашид ад - Дина) —являющееся множественным числом от ‘туткаул’, можно отождествить с войсками ДЮ.

Подытожим — это название в качестве обобщающего термина (т.е. «пограничники») использовалось как среди «восточных татар» (откуда затем оно стало известно информаторам Рашид ад-Дина), так и в официозе (в « Цзинь ши» есть цитата из указа цзиньского императора,  адресованного войскам/)/«-«татарам», которые названы как «пограничные войска севера»), В результате замечание Рашид ад-Дина о «самом уважаемом» племени становится полностью понятным — мощь и сила войск ДЮ действительно были хорошо известны в ходе многих войн в XI — XII вв. (ниже, в переводах ляоских и цзиньских источников, можно о них узнать подробнее).."

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
30.01.2020 в 19:49, Bas1 сказал:

Странно что алагчины использовали лошадей не для езды, а для мяса, молока и вспахивания. Так делали в самом начале приручения лошадей ботайцы. И соответственно лошади имели большое смешение в мастях. Только в последствии по ним вывели отдельные масти.  По названию Алагчи - Алчи - Алшин. Очень похоже что это название древнего народа.

А. Г. Малявкин кстати  намекал на связь  между Бома (Била) и Басмылами (Била), где кроме общего названия (Била), схожего региона проживания (рядом с кыргызами) и т.д. он отмечал у басмылского кагана титул "хэла", т.е. "ала" или пегий.

 Вы выводите алчи от "ала"?

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Zake сказал:

Храпачевский "тутукулиут"  понимает (небезосновательно) как "туткаул":

"...слово ‘туткаул’ мы встречаем в источниках Монгольской империи в значении «охрана, пограничники» (собственно это слово значит «задерживающие», оно точно передает сущность действий пограничных федерат ов на 
кордоне между империей и «варварами»). Поэтому ‘тутукулйут’ (в передаче Рашид ад - Дина) —являющееся множественным числом от ‘туткаул’, можно отождествить с войсками ДЮ.

Подытожим — это название в качестве обобщающего термина (т.е. «пограничники») использовалось как среди «восточных татар» (откуда затем оно стало известно информаторам Рашид ад-Дина), так и в официозе (в « Цзинь ши» есть цитата из указа цзиньского императора,  адресованного войскам/)/«-«татарам», которые названы как «пограничные войска севера»), В результате замечание Рашид ад-Дина о «самом уважаемом» племени становится полностью понятным — мощь и сила войск ДЮ действительно были хорошо известны в ходе многих войн в XI — XII вв. (ниже, в переводах ляоских и цзиньских источников, можно о них узнать подробнее).."

 

С  Туткулйутами все нормально, их только мн окончание - УТ подводит, должны ведь по правилам быть - Туткулер? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 минут назад, mechenosec сказал:

С  Туткулйутами все нормально, их только мн окончание - УТ подводит, должны ведь по правилам быть - Туткулер? 

Не совсем так. "Т" - это аффикс множественности в древнетюркском. Уже обсуждали это много раз на форуме. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 минуты назад, Zake сказал:

Не совсем так. "Т" - это аффикс множественности в древнетюркском. Уже обсуждали это много раз на форуме. 

Хорошо, тогда мы монголы - древние тюрки? У нас это самое обычное окончание , а родов - Тугтун у нас несколько, вроде -знаменосцы. А вы тогда кто? У вас ведь нет такого мн окончания? У кого из тюрков оно есть? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, mechenosec сказал:

Хорошо, тогда мы монголы - древние тюрки? У нас это самое обычное окончание , а родов - Тугтун у нас несколько, вроде -знаменосцы. А вы тогда кто? У вас ведь нет такого мн окончания? У кого из тюрков оно есть? 

Язык меняется со временем. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Zake сказал:

Покажите где именно Абулгази считал алагчинов предками татаров, монголов?

Не Абулгази, а из  легенд казахов. Выше есть цитаты. Алаша это воспоминание. Типа Манаса у кыргыз. Они кипчака назвали Манасом. У монгол Тенгиз. Аладжин у Абулгази выступает предком татар и монгол. Тенгиз был отцом Иле хана. Это амурский народ Иле. Он жил восточнее. Потом это слово выразилась в Чингис хане монгольском. А алагчины по соседству западнее. Алаш хан стоит над Тенгиз ханом. Он его предок. Аримаспы - перекрасноконные. Их неправильно переводят одногоазыми. Ар красивый, масп конь у Геродота. Алчи, алшины являются прямыми предками тех татар и вполне могли сохранить древнее имя. Но алагчины предки практически всех племён казахов и монгол. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Zake сказал:

Храпачевский "тутукулиут"  понимает (небезосновательно) как "туткаул":

"...слово ‘туткаул’ мы встречаем в источниках Монгольской империи в значении «охрана, пограничники» (собственно это слово значит «задерживающие», оно точно передает сущность действий пограничных федерат ов на 
кордоне между империей и «варварами»). Поэтому ‘тутукулйут’ (в передаче Рашид ад - Дина) —являющееся множественным числом от ‘туткаул’, можно отождествить с войсками ДЮ.

Подытожим — это название в качестве обобщающего термина (т.е. «пограничники») использовалось как среди «восточных татар» (откуда затем оно стало известно информаторам Рашид ад-Дина), так и в официозе (в « Цзинь ши» есть цитата из указа цзиньского императора,  адресованного войскам/)/«-«татарам», которые названы как «пограничные войска севера»), В результате замечание Рашид ад-Дина о «самом уважаемом» племени становится полностью понятным — мощь и сила войск ДЮ действительно были хорошо известны в ходе многих войн в XI — XII вв. (ниже, в переводах ляоских и цзиньских источников, можно о них узнать подробнее).."

 

Эти титулы давала китайская танская династия для союзничества. После поражения от тюркутов жужанями нужно было как то выживать. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

 Локализация древних Алачинов условна. Авторы Таншу неопределенно локализируют их "к северу от Ту-цюе" (Тюрки), рядом с Киргутами "на берегу моря". Аналогичное предание о их  прежнем местожительстве нa востоке сохранилось в одной из Казахских легенд, записанной А. Левшиным: "Говорят, что некогда Казахи составляли одно целое с Алатами, или Сибирскими Татарами. Отделились от них в силу внутренних несогласий." (А.Левшин, Описание Киргиз-Кайсацких (Kazakh) орд и степей, СПб, 1832, стр. 27). 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Bas1 сказал:

 Локализация древних Алачинов условна. Авторы Таншу неопределенно локализируют их "к северу от Ту-цюе" (Тюрки), рядом с Киргутами "на берегу моря". Аналогичное предание о их  прежнем местожительстве нa востоке сохранилось в одной из Казахских легенд, записанной А. Левшиным: "Говорят, что некогда Казахи составляли одно целое с Алатами, или Сибирскими Татарами. Отделились от них в силу внутренних несогласий." (А.Левшин, Описание Киргиз-Кайсацких (Kazakh) орд и степей, СПб, 1832, стр. 27). 

Но Амур тут не при чём. Все было скорее всего  западнее, в том числе Байкала.

Бейхай это не обязательно конкретно Байкал. Разные версии есть у исследователей. В том числе и Северный  Ледовитый океан и обширные территории Сибири, даже упоминается регион севернее нынешнего Семипалатинска.

Наверное отсюда предание Левшина насчет родства с сибирскими татарами-алатами и днк-связь алшынов с чатскими татарами.

Потом вспомните гипотезу юзера Qabaq о связи генонимов алшынов с генонимами, топонимами Тувы, Алтая, Саян. Я думаю, это не просто созвучия. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Quote

Dada 韃靼 or Tatars is the Chinese designation for the Mongols especially after the end of the Yuan period 元 (1279-1368). Yet the designation Dada, also written 達打, 達靼, 達達, Dadan 達怛, 達旦, Tatan 塔壇, Tatar 塔塔兒, was used since the Tang period 唐 (618-907) for Mongolian-speaking peoples in the northern steppe.

A people called Dada, living in the area of Ulunbeir, is first mentioned in 732 in the Türkic inscription on the stele of Kütlüg Khan, where the 30 Tatar tribes are mentioned. In the inscription of Bilge Khan from 735, the 9 Tatar tribes are mentioned that joined with the nine Oghuz tribes to challenge the Türks. In the mid-8th century they again joined with the Oghuz tribes to fight against the Uyghurs. It seemed that that the Tatar tribes migrated from the east, where they might be identical to the Shiwei 室韋, towards the west, first to the valley of River Selangge, and then on towards the south of the Mongolian steppe. Around 840 they occupied the space that had formerly been controlled by the Uygur khanate along the Orkhon River. The terms Dada is first mentioned in Chinese sources in 842. At the end of the Tang period Tatar warriors were integrated into the army of the warlord Li Keyong 李克用.

When northern China was controlled by the Liao dynasty 遼 (907-1125), the Tatars regularly submitted tributes in the shape of horses, camels and furs and delivered contingents of troops to support the military campaigns of the Liao empire. At that time they were called Zubu 阻卜 or Zhubugu 朮不姑. Tribesleaders were officially appointed "great princes" (dawang 大王, in native language called yilijin 夷離堇) by the Liao court, and they were administered by so-called bandit suppression commissioners (zhaotaoshi 招討使). Along the River Orkhon and Tula, three prefectures were founded that were intended to provide a better control over the nomad peoples. From 1011 on the whole region was administered by a military commisioner (jiedushi 節度使) who cared for the founding of garrisons and military colonies (tuntian 屯田). Yet a year later the Tatars already killed the military commissioner and rebelled against the exploitation by the Liao government. In 1026 the military commissioner Xiao Hui 蕭惠 lost a battle, and all Tatar tribes joined the rebellion. From 1092 on the northern chieftain Mogusi 磨古斯 initiated a large-scale rebellion that was only put down after eight years of fight. When the Liao empire was conquered by the Jurchen, founders of the Jin dynasty 金 (1115-1234), Prince Yelü Dashi 耶律大石 migrated to the west. Among his military force, a lot of Tatars were to be found.

Under the Jin dynasty, the Mongolian steppe was inhabited by various peoples like the Tatars on the Hulunbeir grassland, the Kereyid 克烈 along the river Orkhon, the Naiman 乃蠻 living between the Altai Range and the Kang'ai Range, and the Önggüd 汪古 living south of the Gobi desert. All of these peoples declared their submission under the Jin, but except the Önggüd, all of them from time to time refused to pay tributes. The Jin court therefore decides to construct a fortification line in order to protect its borderlands from raids by the steppe peoples. Chinese sources discern between the Black Tatars 黑韃靼 (the Tatars proper), the White Tatars 白韃靼 (Önggüd), and the "raw" Tatars 生韃靼, tribes living most far away from the Jin empire. The Tatars were also called Mongols (Menggu 蒙古 or Mengwur 蒙兀兒). When Čingghis Qan united the steppe peoples at the beginning of the 13th century his federation was given the name "Mongols". The name "Tatars" continued to be used in unofficial writings of the Yuan period, while "Mongols" was the official designation of the federation. The effect was that the word "Tatar", originally designating only one people, came to designate all steppe peoples. The Ming dynasty 明 (1368-1644) adopted the term Dada as the official name for the steppe peoples.

The descendants of Čingghis Qan ruling over China, the Yuan dynasty, struggled with the Mongol nobility for dominance. Toγon Temür 妥歡帖睦爾 (Yuan Shundi 元順帝, r. 1333-1370) gave up the capital Dadu 大都 (modern Beijing) in 1368, and his son Ayuširidara 愛猷識理達臘 (元昭宗, r. 1370-1378) withdrew to the steppe. The factual power of the Great Khan declined, and rulers like Toquz Temür 脫古思帖木兒 (r. 1378-1388) or Gün Temür 坤帖木兒 (r. 1400-1402) were killed by Mongol nobles. Lord Aruγtai 阿魯臺 enthroned Kun Temür's brother Benyashiri 本雅失里 (Olejui Temür 額勒錐特穆耳) as Great Khan and made himself great commander, yet in 1408 enthroned Adai 阿岱 as Great Khan. The empire was still called that of the Northern Yuan.

The Chinese Ming empire in the south used the weakness of the Khan's court and his conflict with the Oirats 瓦剌 in the west. Mahmud 馬哈木, khan of the Oirats, and his son Toγon 脫歡, strengthened the power of the Oirats, killed Aruγtai and enthroned Toγto Buqa 脫脫不花 (Daizong khan 岱總汗) as great khan of the Tatars. Esen Khan 也先 (also written 額森), son of Tohuan, was able to unify all peoples of the steppe and made himself Great Khan of the Tatars, yet he was not accepted as a leader by the greatest part of Tatars.

In 1470 or 1480 Batu Mengke 巴圖蒙克 (or 把禿猛可) reunited the Tatar tribes and made himself Great Khan as Dayan Qaghan 達延汗 (also written Dayanhan 答言罕 or Daiyanha 歹顔哈). He was able to defeat the Oirats and unified all Mongolian-speaking tribes, from the Chahar 察哈爾 to the Khalka 喀爾喀 and Uriangkhai 烏梁海. These peoples constituted the "left wing" of his federation, commanded by himself, while the "right wing", consisting of the peoples Ordos, Tumet and Yongxiebu 永謝布, was commanded by his son Barsbold Jinong Khan (Bars Burut 巴爾斯博羅特), who bore the title of Sain alak jinong 賽阿拉克濟農.

In 1517, when Dayan Khan died, the Tatar federation again dissolved, and Bars Burut's son Anda Khan 俺答汗 assumed the title of Situ Khan 司徒汗 and ruled over the right wing, independently from the ruler of the left wing, whom the Chinese called the "Lesser Prince" 小王子. Anda Khan moved his seat eastwards to Yizhou 義州 (modern Yixian 義縣, Liaoning) and began threatening the border to Ming China. Later on he was granted by the Ming court the title of Prince Shunyi 順義王, which obliged him to bring annual tributes to the Ming empire. Anda Khan undertook several military campaigns in the west against the Oirats and the regions of Gansu, Qinghai and Tibet. His relations to Tibet intensified, and he reintroduced Tibetan Buddhism into Mongolia, this time the confession of the the Yellow Head Schools (dGelugs-pa). He also appointed the patriarch Sonam Gyatso 素南嘉措 (also written 鎖南堅錯) as the third Dalai Lama 達賴喇嘛.

Under great khan Tuman 土蠻汗 (Tümen Jasaqtu 土門札薩克圖汗, r. 1558-1592) the power of the Tatars grew. His successor Ligdan Khan 林丹汗 planned reunifying the Mongol peoples and founding another great khanate. Yet he was not able to submit the Khalkha Mongols and was not successful in his attempt to subdue the newly emerging empire of the Later Jin 後金 (the eventual Manchus 滿洲) in the east. He fled to the west and died in 1634 in Gansu. Two years later his son submitted to the Manchus and so ended the khanate of the Tatars.

The term "Tatars" was also used in Europe, where it was, in the shape of "Tartars" (assimilated to the Greek word for the underworld, tártaros) a general name for the steppe peoples invading Eastern Europe. The Krim Tatars and other "Tatars" living in southern Russia were Türkic-speaking peoples, yet their name is derived from their part of the Mongol (Tatar) empire. Strangely enough, the European name for the Manchus was "Tatars" from the 16th centry on until the demise of the Manchu Qing empire 清 (1644-1911).

Sources:
Cai Ling 蔡玲 (1998). "Dada 韃靼", in Zhang Dainian 張岱年, ed. Zhongguo wenshi baike 中國文史百科 (Hangzhou: Zhejiang renmin chubanshe), Vol. 1, 67.
Chen Dezhi 陳得芝, Jia Jingyan 賈敬顔 (1992). "Dada 達靼", in Zhongguo da baike quanshu 中國大百科全書, Zhongguo lishi 中國歷史 (Beijing/Shanghai: Zhongguo da baike quanshu), Vol. 1, 132-133.
Gao Wende 高文德, ed. (1995). Zhongguo shaoshu minzu shi da cidian 中國少數民族史大辭典 (Changchun: Jilin jiaoyu chubanshe), 2488.
Huang Ming 黃鳴, ed. (1990). Jianming minzu cidian 簡明民族詞典 (Nanning: Guangxi renmin chubanshe), 643.
Jia Jingyan 賈敬顏 (1986). "Dada 韃靼", in Zhongguo da baike quanshu 中國大百科全書, Minzu 民族 (Beijing/Shanghai: Zhongguo da baike quanshu chubanshe), 80.
Li Yifu 李毅夫, Zhao Jinyuan 趙錦元, ed. (1994). Shijie minzu da cidian 世界民族大辭典 (Changchun: Jilin wenshi chubanshe), 725.
Yang Qingzhen 楊慶鎮 (1993). "Dada 韃靼", in Shi Quanchang 石泉長, ed. Zhonghua baike yaolan 中華百科要覽 (Shenyang: Liaoning renmin chubanshe), 43.
Wang Songling 王松齡, ed. (1991). Shiyong Zhongguo lishi zhishi cidian 實用中國歷史知識辭典 (Changchun: Jilin wenshi chubanshe), 31.

http://www.chinaknowledge.de/History/Altera/tatars.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Выше:  согласно Китайской истории  :

-татары это монголы

-огузы соединились с татарами  и воевали против тюркутов.

-татарский язык есть монгольский язык

-татары -монголоязычные племена

-Зубу -обьединение монголоязычных племен.

-Даян хаан Бата Мунке-татарский хан.

:D

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Zake сказал:

Но Амур тут не при чём. Все было скорее всего  западнее, в том числе Байкала.

Бейхай это не обязательно конкретно Байкал. Разные версии есть у исследователей. В том числе и Северный  Ледовитый океан и обширные территории Сибири, даже упоминается регион севернее нынешнего Семипалатинска.

Наверное отсюда предание Левшина насчет родства с сибирскими татарами-алатами и днк-связь алшынов с чатскими татарами.

Потом вспомните гипотезу юзера Qabaq о связи генонимов алшынов с генонимами, топонимами Тувы, Алтая, Саян. Я думаю, это не просто созвучия. 

Упоминание об народе Бома или алагчинах перепечатывалось китайскими источниками друг у друга. Они размещали их граничащими с кыргызами. РАД их размещает восточнее, в местах где добывается серебро (и золото). Эта территория находится между Байкалом и Буин нуром. В Нерчинске были разработки серебра. И чем дальше на восток тем его больше. Историки описывали страну Бома достаточно обширную. Некоторые историки её натягивают чуть ли не на всею Сибирь от уральских гор. Но это конечно не так. Они жили от Байкала до Амура. Это древне-эвенкийские племена, от соприкосновения с которыми появился тюркский язык. А монголы и татары сами из них вышли. Я бы не стал ставить знак равенства между монголами и татарами. Они конечно имели общее происхождение, но разошлись давно. Татарами обобщенно всех называли, но при этом сохранялись племена, чей этноним был такой. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Bas1 сказал:

Упоминание об народе Бома или алагчинах перепечатывалось китайскими источниками друг у друга. Они размещали их граничащими с кыргызами. РАД их размещает восточнее, в местах где добывается серебро (и золото). Эта территория находится между Байкалом и Буин нуром. В Нерчинске были разработки серебра. И чем дальше на восток тем его больше. Историки описывали страну Бома достаточно обширную. Некоторые историки её натягивают чуть ли не на всею Сибирь от уральских гор. Но это конечно не так. Они жили от Байкала до Амура. Это древне-эвенкийские племена, от соприкосновения с которыми появился тюркский язык. А монголы и татары сами из них вышли. Я бы не стал ставить знак равенства между монголами и татарами. Они конечно имели общее происхождение, но разошлись давно. Татарами обобщенно всех называли, но при этом сохранялись племена, чей этноним был такой. 

 

По локализации Бома-Била-Хэла точно непонятно. То что вы тащите их  в сторону Амура,  это только потому что Вы зациклились на родстве с эвенками))) Без обид. 

Серебро добывали издревле в том числе и в СУАР, почитайте у того же Зуева.

А татары,  которых описывал Рашид Ад Дин , это уже другая эпоха.  Они переместились со своей родины на восток по источникам. Это обсуждали много раз. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 минут назад, Zake сказал:

 

По локализации Бома-Била-Хэла точно непонятно. То что вы тащите их  в сторону Амура,  это только потому что Вы зациклились на родстве с эвенками))) Без обид. 

Серебро добывали издревле в том числе и в СУАР, почитайте у того же Зуева.

А татар которых описывал Рашид Ад Дин , это уже другая эпоха.  Они переместились со своей родины на восток по источникам. Об этом уже обсуждали много раз. 

По описаниям они жили на севере, делали дома в виде вигвамов и покрывали корой. Граничит с кыргызами. По языку есть только упоминание, что он отличался от кыргыз, а имя вождя племени сыгин. Такое название главы племени сейчас у эвенков. Насчёт серебра идёт упоминание у РАД и казахских легендах. РАД их также относит на север, но по локации у него стоит пропуск. Я ничего не притягиваю. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Bas1 сказал:

По описаниям они жили на севере, делали дома в виде вигвамов и покрывали корой. Граничит с кыргызами. По языку есть только упоминание, что он отличался от кыргыз, а имя вождя племени сыгин. Такое название главы племени сейчас у эвенков. Насчёт серебра идёт упоминание у РАД и казахских легендах. РАД их также относит на север, но по локации у него стоит пропуск. Я ничего не притягиваю. 

Повторю, Бома-Била-Хэла и татары РАДа это совершенно разные эпохи.  Учитывайте это. 

Про Бома также писали, что он управляется эркином и они ничем не отличаются от тюцзуэ. Бома не добывали серебро, поправьте если ошибаюсь. А вот добыча серебра была в том числе и на тер-рии СУАР, где жили татары (изначально судя по источникам). 

Что касается казахских легенд, то там некий  собирательный образ из разных эпох плюс художественный вымысел. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

XDpkxToO.jpg

Т. Малявкин.

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Zake сказал:

Повторю, Бома-Била-Хэла и татары РАДа это совершенно разные эпохи.  Учитывайте это. 

Про Бома также писали, что он управляется эркином и они ничем не отличаются от тюцзуэ. Бома не добывали серебро, поправьте если ошибаюсь. А вот добыча серебра была в том числе и на тер-рии СУАР, где жили татары (изначально судя по источникам). 

Что касается казахских легенд, то там некий  собирательный образ из разных эпох плюс художественный вымысел. 

Соотнесение алгачинов и буин-нурских татар само собой напрашивается. К этому выводу приходят некоторые ученые.

Н.А. Кузнецов
Народ «Бома»
и его локализация в средневековой Сибири

стр. 2

Цитата

Конкретно о народе «Бома» издано уже большое количество публикаций.
Следует отметить, что историки, археологи, краеведы из Восточной Сибири,
Прибайкалья, Якутии воспринимают как давно решенный вопрос о локализации
этого народа и безоговорочно считают его одним из компонентов позднейшего
якутского этноса. Их аргументация представляется вполне убедительной. Локали-
зация «Бома» в Прибайкалье совершенно логична, очевидна и не противоречит
сведениям китайских и мусульманских авторов. Однако в археологической литера-
туре в последние годы стало утверждаться мнение, что народ «Бома», это сред-
невековое население Западной Сибири3 или даже конкретно носители верхнеоб-
ской археологической культуры, часть ареала которой перекрывает Кузнецкую
котловину. Основная роль в «пропаганде» этой версии принадлежит кемеровско-
му исследователю А.М. Илюшину. Целый ряд публикаций, в которых он настой-
чиво проводит данную идею, повлияли на то, что и другие исследователи стали
соглашаться с А.М. Илюшиным, подходя некритично к проблеме, полагаясь ис-
ключительно «на слово», стали рассматривать как народ «Бома» носителей Верх-
необской культуры. Это связано с тем, что археологи, работающие с материалами
определенной географической территории, плохо знают ситуацию в удаленных
местах и часто некритично воспринимают выводы коллег, доверяя мнению чело-
века, непосредственно работающего с местными материалами. В условиях много-
кратного повторения одного и того же мнения, при полном отсутствии критики
люди склонны доверять такому мнению. Этот эффект не настолько безобиден,
как хотелось бы. Подобное состояние дел непременно приведет в дальнейшем к
усилению искажения истории Сибири. Поэтому настоятельно требуется рассмот-
реть аргументацию А.М. Илюшина и разобрать ее подробно. Аргументы его,
повторяясь и «эволюционируя» на протяжении почти десятка публикаций, в ос-
новном пересказывающих друг друга, окончательно оформились в публикации
2007 года4. А.М. Илюшин, по его собственным словам, отождествлял этноним
«Бома» с археологическими культурами и археолого-этнографическими комплек-
сами носителей верхнеобской этнокультурной общности раннего средневековья,
«чьи памятники зафиксированы от Прииртышья до Енисея». Затем он сделал
вывод о наличии государства Бома, которое располагалось на территории всей
Западной Сибири. То есть будто бы от места нынешнего Тобольска на западе до
Байкала на востоке и от Северного Алтая на юге до самого Северного Ледовито-
го океана в средние века существовало государство, превышающее по площади
территории, завоеванные Александром Македонским. И будто бы существовало
такое грандиозное государство на протяжении столетий.
Что же это за государство, населенное разноязыкими народами, не имеющее
дорог, письменности, денежного обращения, государственной религии? Грандиоз-
ное государство, в котором есть только один город и которое управляется «ста-
рейшиной» (деревенским старостой)? Государство, просуществовавшее почти до
русского завоевания Сибири, население которой абсолютно не знало, что жило,
оказывается, в таком государстве. Ни малейших оснований делать выводы о
существовании такого государства нет. Мы уже тезисно высказывали по этому
поводу свою точку зрения5. Но, к сожалению, посчитав, что вопрос совершенно
прозрачен, недостаточно подробно остановились на разборе источников.

О народе «Бома», название которого переводится с китайского как «Пего-
лошадные», «Имеющие пегих лошадей», существует не слишком много историче-
ских документов. В основном, это династийная хроника империи Тан, в которой
упоминаются северные варвары, приезжавшие с данью к китайскому двору, а
также многочисленные китайские энциклопедии: Тун Дянь («Общие установле-
ния» — энциклопедия государственного управления, составленная в конце VIII
— нач. IX вв.), Тай-пин Хуаньюй цзи («Описание мира годов правления Тай
Пин» 976–983 гг.), Тан хуэйяо («Сводное обозрение империи Тан»), Юань
цзянь лэй хань («Бездонное Зерцало», компиляция древних энциклопедий, со-
ставлена в 16 веке.), Вэньсянь тункао (сочинение Ма Дуань-линя, доведенное до
начала XIII в.) и другие, повторяющие одни и те же сведения. Рисунок конской
тамги бома содержится в сочинении Це фу юань гуй («Тамги лошадей вассаль-
ных княжеств»). Хроника империи Тан дошла до нас в двух вариантах — Цзю
Тан Шу («Старая история Тан»), составленная в 941–945 гг. по приказу импе-
ратора Гао-цзу и Синь Тан Шу («Новая история Тан»), отредактированная в
середине XI в. Историки и археологи, не владеющие китайским языком, исполь-
зуют переводы этих документов, выполненные Н.Я. Бичуриным (он же о. Иа-
кинф Бичурин), Н.В. Кюнером, А.Г. Малявкиным, Ю.А. Зуевым и другими
специалистами6.
В работах российских исследователей используется около 10 таких источни-
ков, которые часто восходят к одному первоисточнику, но «дополняют» друг дру-
га, искажая названия, сообщая противоречивые сведения, что приводит к путани-
це. А.Г. Малявкин указывает: «Нам приходилось не раз обращать внимание на
то, что одной из характерных особенностей китайских источников является пере-
нос из одного сочинения в другое одних и тех же текстов или их кусков. Часто
это делалось практически без внесения в текст каких-либо существенных измене-
ний. Иногда эти тексты подвергались существенным сокращениям, носившим
чисто механический характер. Так, например, поступал Ма Дуаньлин. В его из-
вестном труде «Вэньсянь тункао»…, тексты не редактировались ни с точки зре-
ния стиля, ни с точки зрения содержания… Встречающиеся ошибки или неясные
непонятные куски текста просто выбрасывались»7. Поэтому А.Г. Малявкин при-
водит цитаты о народе Бома из трех источников — Тун Дянь, Тай-пин Хуань-
юй Цзи, Синь Тан Шу.
Кроме китайских письменных источников, народ, имеющий пегих лошадей,
упоминается в географических сочинениях арабов и в сборнике летописей Рашид
ад-Дина «Джами ат-Таварих», составившего историю монгольских завоеваний8.
К сожалению, состояние источника и особенности арабской орфографии таковы,
что разные исследователи читают одно и то же название города в стране людей,
владеющих пегими лошадьми, как «Кикас», «Кайкас» и даже «Милес»9. Также
интересны сведения, которые приводит Абуль-Гази в своем сочинении «Родо-
словное древо тюрков». При этом он называет вышеупомянутый город «Алак-

чин»10. Некоторые косвенные сведения можно почерпнуть из сочинений, в кото-
рых не упоминаются «пеголошадники», однако указана локализация народов, из-
вестных как соседи народа «Бома»11.
Н.Я. Бичурин в своем знаменитом труде «Собрание сведений о народах,
обитавших в Средней Азии в древние времена», опирался при описании Бома на
текст «Вэньсянь тункао». Его перевод, выполненный в XIX в., весьма специ-
фичный: «Еще находилось Гюньма, иначе Била и Йелочжи, от тюкюе прямо на
севере, от столицы в 14000 ли; перекочевывали смотря по достатку в траве и
воде; но предпочитали жить по горам. Лошади более были саврасые, от чего и
название государству дано. Жили на севере близ моря. Хотя содержали лошадей,
но верхом не ездили на них, а пользовались молоком для пищи. Часто дрались с
хягасами. Обликом много походили на хягасов, но говорили другим языком»12.
Н.В. Кюнер прокомментировал, исправил и дополнил текст Бичурина новы-
ми переводами: «И. Бичурин понимает «гюньма» как название страны. Однако в
нижеуказанном сочинения название «Гюньма» («добрые кони») пишется другими
иероглифами «бома» («пестрые кони»). И. Бичурин, правильно переводя наиме-
нование государства, не заметил, что в этом случае иероглиф должен читаться
«бо», а не «гюнь» («цзинь»). Била может писаться сходными иероглифами и
читается Бици и Бицы13.
Перевод Н.В. Кюнером отрывка из «Юань цзянь лэй хань»: В «Новой
Танской истории» говорится: Бома некоторые называют Била (Бицы) нлн Элоч-
жи. [Расположено] прямо на север от туцзюэ, отстоит от столицы на 14000 ли,
кочуют, однако любят жить в горах. Отборного войска 30000. Страна вся по-
крыта снегом, деревья не опадают (то есть хвойные). Пашут поля на лошадях.
Лошади мастью все пестрые (И.Б.: саврасые), отсюда [пошло] наименование
государства. Хотя разводят лошадей, но не ездят [на них], пьют кумыс. Любят
сражаться с цзйегу (хагасами). Жители походят на цзйегу, но языки непонятны.
Соединяют деревья наподобие сруба колодца, покрывают берестою, [так] и де-
лают дома. Каждый род (И.Б.: община) имеет малого правителя (Сяо Цзюнь),
[роды] не подчиняются друг другу14.

«Вэньсяньтункао» говорит: «Туцзюэ, говоря о бома, называют [их] хэла
[или хэцы], также государством Хэла [Хэцы]. Их страны близки к Северному
морю [Байкалу]. Пройдя через [местности] пяти больших поколений туцзюэ,
достигаешь [бома]. Лошадей [имеют] 300000 голов. Государство управляется
сыгином. Пределы их страны с востока на запад — один месяц езды, с юга на
север — 15 дней езды. Их страна крайне холодна. [Жители] любят ловить рыбу
и охотиться, Ловят рыбу, оленей, выдр, соболей, [мясо] употребляют в пищу, из
шкур делают одежду. Мало железных орудий, употребляют глиняные черепицу и
котлы и бересту, из которой делают блюда и чашки. В годы правления Юнхуй
(650-656) Танской династии отправили посла представить дань к (китайскому)
двору»15.
«Тай-пин Хуаньюй Цзи»: «Бома находятся на север от цзйегу (хягасов).
Их страна близка к Северному морю, отстоит от (китайской столицы) Чанъань
на 14 000 ли. (Когда) пройдешь через (местности) пяти больших поколений туц-
зюэ, тогда достигнешь (бома). Отборного войска 30 000 человек, лошадей
300 000 голов. Их государство управляется сыцзинем, от туцзюэ (у бома) нет
разницы. Употребляют лук, стрелы, меч, копье, щит; не пребывают (т.е. не под-
разделяются на военные единицы) в лагерях и отрядах, начальствующим не де-
лают наград и пожалований. Лошади масти одинаковой — пестрые (саврасые.—
И.Б.). Поэтому так и называют (этот народ). Их лошади не служат для езды,
берут их молоко, употребляют в пищу на кумыс и только. С цзйегу часто взаим-
но воюют. Наружностью походят на цзйегу, но язык (их им) непонятен. В годы
правления Юнхуй (650–656) Танской династии отправили посла принести (ки-
тайскому) двору дань. Туцзюэ, говоря о бома, называют их хэла (или хэцы, см.
выше), также именуют их государством Хэла (или Хэцы). Местоположение:
пределы их страны с востока на запад — месяц пути, с юга на север — 50 дней
пути. Страна близка к Северному морю, отстоит от страны Гуй (см. ниже) на
60 дней пути. Местные обычаи и произведения. Страна обычно жестоко холод-
ная, каждую зиму скопляется снег, деревья не погружаются (в снег) только на
один, два фута [от верхушки], С наступлением тепла оттаивают с солнечной сто-
роны. С помощью лошадей и людей пашут плугом, сеют пять хлебов, любят ло-
вить рыбу и охотиться, ловят рыбу, оленей, выдр, соболей и пр. Мясо употреб-
ляют в пищу, из шкур делают одежду; мало железных орудий, употребляют гли-
няные котлы и бересту. Из корней делают блюда и чашки. Кочуют. Чтобы сде-
лать дом, связывают деревья, делают колодезный сруб, кроют берестою. Земля-
ные кровати, травяные тюфяки, (к этому) добавляют войлок и так спят. Когда
трава кончается, то передвигаются, не имея определенного места. В обеих странах
много деревьев, сосны и березы. Ежегодно собирают в оброк шкуры выдр, белых
и голубых соболей, чтобы поднести старшинам. В годы правления Юнхуй (650–
656) Танской династии [бома и яньмо] вместе отправили послов представить
дань к [китайскому] двору. Конники окружили 700 ли, собрав в центре разных
зверей, [чтобы принести в дань шкуры]. Посредством отгона достигли Пинчэна
— это олений парк, устроенный народом гаоцзюй (Гаогюй.— И.Б.). На юге
[парк] упирается в Тайинь, на востоке охватывает западные горы, принадлежа-
щие Бай(бо) дэн»16.
Перевод этого же отрывка из ТПХЮЦ А.Г. Малявкиным: «(Государство)
Бома находится к северу от (государства) кыргызов. Их земли лежат вблизи
Северного моря, до Чаньаня 14000 ли, (путники) достигают (Бома), миновав
кочевья пяти больших туцзюесских племен. Отборного войска — 30000 чел.,

лошадей 300000. Государством (Бома) управляет эркин, бома от тюрок туцзюе
ничем особенным не отличаются. Пользуются луками, стрелами, мечами, пиками,
щитами; не несут ночных караулов и нет личной охраны: не существует награж-
дений. Масть лошадей пегая (бо), поэтому (государство) так и называется (Бо-
ма). Они лошадей не используют для верховой езды, только доят, делают кумыс
и употребляют его в пищу. (Бома) и кыргызы часто нападают друг на друга.
Наружностью бома похожи на кыргызов, но языка не понимают. Во время эры
правления Юн-хуэй (650–656 гг.) (государства) Тан отправили послов ко двору
с данью. Тюрки туцзюе именуют бома — «хэла»; так же называют и государст-
во — Хэла (хэла — транскрипция тюркского «ала» — «пестрый, пегий»)
(Территория страны) на севере доходит до моря»17.
Ду Ю. Тун Дянь (Свод общих установлений государственного управления):
«Государство Басими (басмылы), другое название Била (С. 104), (впервые о
нем) узнали во время существования государства Суй (581–618 гг.). «Живут к
югу от Бэйтина и Северного моря (Бэйхэй), к юго-востоку от цзегу (кыргызы).
Живут рассредоточенно в горах. До Дуньхуана более 9000 ли. Есть вожди, но
нет князей, семей более 2 тыс. Люди этого племени мужественны и сильны, все
хорошие охотники. (Бома) и кыргызы часто нападают друг на друга. Наружно-
стью они похожи, но язык друг друга не понимают. Во время эры правления
Юн-хуэй (650–656 гг.) Великой Тан отправили послов с данью ко двору»18.
Комментарии Малявкина: «В Повествовании о гос-ве Бома говорится, что
оно также именуется Хэла. Как установлено исследователями, иероглифы «хэла»
являются транскрипцией тюркского слова «ала» — «пегий, в яблоках». О тюрк-
ских племенах как хороших лыжниках и охотниках очень много сведений в Тан-
шу. Так охарактеризованы еще три аймака Дубо, Хягасы (кыргызы), Байирку,
поэтому необязательно искать у них самодийские или тунгусские корни»19.
ТПХЮЦ: «Еще есть (гос-во) Бома, которое иначе наз-ся Била или Элоч-
жи. Нах-ся непосредственно к северу от тюрок туцзюэ, от столицы 14 тыс. ли.
(Останавливаются для жилья) в зависимости от наличия воды и травы, однако
любят жить в горах. Отборного войска — 30 тыс. В стране всегда выпадает
много снега, деревья не сбрасывают листвы. Поля пашут с помощью лошадей,
масть лошадей пегая, поэтому страна так и наз-ся (Бома). (Территория страны)
на севере доходит до моря. Хотя разводят лошадей, не ездят верхом, используют
кумыс в качестве пищи. Часто воюют с кыргызами, внешностью большинство
похоже на кыргызов, однако язык друг друга не понимают. Все бреют голову,
носят шляпу из бересты. Связывают жерди наподобие колодезного сруба (ого-
ловка), покрывают берестой, что и служит жилищем. Все (родоплем. подразд.)
имеют старейшин, которые не подчиняются один другому»20.
Эти же документы доступны в переводе Ю.А. Зуева. Отличия небольшие,
но тексты перегружены комментариями самого Ю.А. Зуева, поэтому считаем,
что цитата его перевода здесь будет излишней21.
Не китайский источник, в котором упоминаются «пеголошадники», — это
капитальный труд Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих» («Собрание историй»)22.
Написан в 1300—1311 гг. Он пишет: «Киргиз и Кэм-Кэмджиут — две области

смежные друг с другом; обе они составляют одно владение (мамлакат). Кэм-
Кэмджиут — большая река, одною стороною она соприкасается с областью мон-
голов (Могулистан) и одна (ее) граница — с рекой Селенгой, где сидят племена
тайджиутов; одна сторона соприкасается с (бассейном) большой реки, которую
называют Анкара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир. Одна сторо-
на Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена
найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы
и обитают в местности Баргуджин-Тукум, также близки к этой области. Племя
татар. Их имя издревле было известно в мире. От них отделились многочислен-
ные ветви. Все то племя состояло из 70 000 домов. Места их кочевий, стоянок и
юртов были точно определены в отдельности по родам и ветвям вблизи границ
областей Хитая. Их же основное обитание есть местность, называемая Буир-
наур. Большую часть времени они были народом, повинующимся и платящим
дань китайским императорам; постоянно некоторая часть из них восставала и
бунтовала, и хитайские государи для противодействия им снаряжали войска и
снова приводили их к повиновению. Они также враждовали и ссорились друг с
другом, и долгие годы длилась война между этими племенами и происходили
битвы. Говорят, что, когда племена татар, дурбан, салджиун и катакин объедини-
лись вместе, они все проживали по низовьям рек. По слиянию этих рек образует-
ся река Анкара-мурэн. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно мон-
гольское племя, которое называют усуту-мангун. Границы его расселения в на-
стоящее время соприкасаются с... (Пропуск в тексте). Та река находится вблизи
города по имени Кикас и в том месте, где она и река Кэм сливаются вместе. Го-
род тот принадлежит к области киргизов. Утверждают, что эта река течет в одну
область, по соседству с которой находится море. Повсюду там серебро. Имена
этой области: Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан. Говорят, что лошади их все
пегие; каждая лошадь сильная, как четырехгодовалый верблюд; все инструменты
и посуда из серебра. Много птиц. Соркуктани-беги послала с тысячью людей на
корабле в ту страну трех эмиров: Тунлик из племени карчукур, Бакджу из пле-
мени кара-тут и Мункур-Хитна из племени... (пропуск в тексте) с тысячью му-
жей. Они доставили к берегу много серебра, но положить его на корабль не
смогли. Из того войска больше 300 человек не вернулись обратно, оставшиеся
погибли от гнилости воздуха и от сырых испарений. Все три эмира возвратились
благополучно и жили долго»23.
Практически этот же текст повторяет Абуль-Гази24.
Собственно говоря, это практически все прямые сведения о «пеголошадни-
ках». Что же из вышесказанного позволяет утверждать, что речь идет о народе,
проживавшем в Западной Сибири?
А.М. Илюшин сслылается на А.Г. Селезнева, как на исследователя, якобы
убедительно обосновавшего западно-сибирскую локализацию Бома. В труде «Ба-
рабинские татары» А.Г. Селезнев прямо укзывает, что именно здесь он приводит
основные аргументы в пользу своей гипотезы. Какие же это аргументы? Оказы-
вается, основных аргументов ровно три.

Первый аргумент. А.Г. Селезнев отмечает, что упоминание Ангары противо-
речит утверждению, что эта река течет во владениях кыргызов (Он говорит
«енисейских кыргызов»). И делает совершенно удивительный вывод — все мно-
гочисленные авторы, имели в виду не Ангару, а Енисей25. После такого аргумен-
та остается легкое недоумение — говорит ли автор серьезно или это шутка.
Второй аргумент. А.Г. Селезнев приводит сказку из русского источника
XIV—XV вв.: «Вверх тоя же рекы великия Оби есть люди ходят попод землею
иною рекою день до нощь, с огни. И выходят на озеро. И над тем озером свет
пречюден. И град велик... И кто поедет к граду тому и тогда слышити шюм ве-
лик в граде том... Но в всяких дворех ясти и пити всего много и товару всякого.
Кому что надобе...», и сравнивает это с рассказом Плано Карпини, согласно ко-
торому жители города, который попытались захватить монголы, живут в земле,
под горами. Монгольские войска потеряли своих людей потому, что они не могли
выдержать «шума солнца». А «на вопрос, почему люди ... живут под землею, ...
сказали, что в одно время года, когда восходит солнце, бывал столь сильный
шум, что люди никоим образом не могли выдержать, … даже били тогда в буб-
ны, тимпаны и другие инструменты, чтобы не слышать этого шума...»26. Здесь
нужно объяснить, что рассказ Плано Карпини автор интерпретирует, как описа-
ние похода по приказу Соркуктани-беки в землю Алакчинов. Но при этом в тек-
сте Карпини речь идет о походе под руководством непосредственно самого Чин-
гиз-хана и прямо указываются некоторые географические ориентиры — черкесы
и Каспийские горы27, так что связь этого рассказа со страной Алакчин элемен-
тарно выдумана А.Г. Селезневым. Кроме того, сравнения «пустого города», в
котором жители прячутся от торговцев, и города, в котором люди шумят, чтобы
заглушить «шум солнца на рассвете», не являются аналогиями.
Третий аргумент. По мнению А.Г. Селезнёва, упоминание «моря» (Северное
море, «Бэй Хай») — мифологический образ «края земли»: «Северное море в
наших источниках — это, видимо, мифологическая реплика, за которой не стояло
никакого реального содержания. Поиски Северного моря не могут увенчаться
успехом, ибо такого моря в районе расселения алатов не существовало»28.
Это все. Это и есть основные, базовые аргументы А.Г. Селезнева за разме-
щение страны Алакчинов (Бома) в Западной Сибири. Именно на основании этих
построений он делает вывод, что страна Бома находится на Оби (Sic!)29.
Такая своеобразная аргументация не смущает А.М. Илюшина, и он добавля-
ет к ней свою. В разных публикациях он в большей или меньшей степени повто-
ряет одни и те же тексты разной степени сжатости, поэтому возьмем аргументы
из его последней большой публикации «Страна Бома. Миф или реальность?».
А.М. Илюшин указывает, что он отождествляет этноним бома с носителями
верхнеобской этнокультурной общности раннего средневековья и сделал вывод о
наличии огромного государства Бома, которое управлялось «сыгином»30 (деревен-
ским старостой). При этом сам же автор высказывает недоумение тем, что

«по существу, отсутствуют классические признаки полноценного государства».
Точнее было бы сказать, что нет ни одного признака. При этом А.М. Илюшин
уверен, что источники точно указывают контуры южной и северной границы:
«В качестве южной границы выступают северные отроги Саяно-Алтая, ведь со-
общается, что «Бома находятся на север от цзйегу (хягасов)», которые, как из-
вестно, проживали в пределах Минусинских котловин. Для определения северной
границы повествуется об их «близости к Северному морю», в качестве которого
могут выступать, как водяная гладь Обской губы, так и водные просторы Ледо-
витого океана. На востоке этнические группы, входящие в это государство, дос-
тигали пределов Прибайкалья и Байкала, а на западе, вероятно, ограничивались
Иртышом. Исходя из максимальных пределов страны Бома, зафиксированных в
«Тунь дянь» или даже более миниатюрных — в «Вэньсянь тункао», где сообща-
ется, что: «Пределы их страны с востока на запад — один месяц езды
(1500 км.— А.И.), с юга на север — 15 дней езды (750 км.— А.И.)»,
А.М. Илюшин приходит к выводу, что центр этого государства располагался в
пределах междуречья Оби и Енисея. При этом описываемые ландшафты позво-
ляют ему уверенно локализовать государство Бома в пределах зон лесостепи и
тайги Западной и Средней Сибири и на северных склонах Саяно-Алтая.
Рассмотрим эти аргументы. «Северное море» — «Бэйхай» китайских гео-
графов — однозначно переводится на русский язык как гидроним «Байкал».
Ни о каком Ледовитом океане средневековые китайские географы не рассуж-
дали, зато Байкал им был очень хорошо известен еще с легендарных времен
«Каталога гор и морей», а непосредственно на Байкале китайцам часто при-
ходилось бывать уже в эпоху Хань31. Таким образом, апелляция к Северному
Ледовитому океану источниками опровергается. Противоречит этому и описа-
ние природно-климатических условий страны. Ни разу ни один источник не
упоминает ни тундровую растительность, ни полярную ночь.
Описываемые ландшафты и животный мир местности Бома характерны для
всей подтаежной полосы Северной Азии, включая и Прибайкалье, поэтому опи-
раться на эти описания при локализации народа Бома не стоит.
Что касается расстояний, то размеры государства Бома произвольно опре-
делены А.М. Илюшиным, как 2500 на 1500 километров. В реальности цифра
«30 дней пути» не может быть переведена как 1500 км. Даже если абстраги-
роваться от условности цифры — «крейсерская скорость» бактриана позволя-
ет ему проходить до 30–35 км в день. Все, что выше, требует идеальных
условий. Например, отсутствие груза. Кроме того, верблюды идеальны для
переходов по пескам, но по влажной почве им очень тяжело идти, они сколь-
зят там, где лошадь чувствует себя свободно и уверенно. Скорость каравана
определяется скоростью самого медленного верблюда. Верблюдам совершенно
необходим отдых и время для выпаса. Только без груза верблюд способен
проходить значительные расстояния32. Н.М.°Пржевальский в своих путеше-
ствиях по Монголии с верблюжьим караваном в среднем совершал переходы
по 20–25 верст в день.
Таким образом, самое оптимистическое указание на протяженность стра-
ны Бома не может превышать 900 км извилистого пути (Бома живут в гор-
ной местности), а очевидно значительно меньше. И это не расстояние по ли-
нейке, отложенное на карте. Это очень извилистый путь по водоразделам
или вдоль рек с поисками брода и прочими остановками. Этому вполне

соответствует расстояние (по современной автомобильной дороге, которая су-
щественно укорачивает традиционный путь) от Ангарска до Кяхты (более
700 км). Размеры территории с юга на север, по разным источникам, состав-
ляют или 50, или 15 дней пути. Цифры различаются более чем в 3 раза.
Но даже максимальное значение непринципиально превышает расстояние
по современным автомобильным дорогам от Слюдянки (юг Байкала) до Севе-
робайкальска (около 1000 км, а с учетом сложного рельефа можно предполо-
жить, что до северного Байкала искомая территория не доходила).
В качестве южной границы, по мнению А.М. Илюшина, выступают север-
ные отроги Саяно-Алтая — «Бома находятся на север от цзйегу (хягасов)».
Этот аргумент опровергается двумя аксиомами: во-первых, непосредственно к югу
от Баргуджин-Тукум проживали, согласно Рашид ад-Дину, племена туматов.
Во-вторых, согласно тому же автору, туматы жили в пределах страны кыргы-
зов33. На той же странице Рашид ад-Дин сообщает, что племя Булагачин жило в
пределах Баргуджин-Тукум у самого края страны кыргызов. Таким образом,
территория Бома (Прибайкалье) оказывается непосредственно к северу от кыр-
гызов, именно согласно письменным источникам.
Хотя кыргызы выступают соседями Бома, «язык друг друга не понимают».
Что вполне естественно, так как в Прибайкалье в средние века проживали как
тюркоязычные, так и монголоязычные и, возможно, тунгусоязычные племена.
Мнение А.М. Илюшина о том, что «государство Бома занимало огромные
просторы и было известно даже в Скандинавии, о чем косвенно свидетельствуют
данные скандинавских саг, повествующие о набегах викингов на страну Биара-
мию»34, является скорее курьезом, чем гипотезой. Страна Бьярмов достаточно
хорошо локализована и находилась она не в Сибири, а в Карелии. И искать ана-
логию и созвучие в названии Бома и Бьярм, достаточно странно, потому что Бо-
ма — это не самоназвание, это китайская «кличка». Так же и версия связи «пе-
голошадных» и «Пегой орды», возникшей в Западной Сибири после распада
Сибирского ханства, не имеет даже предмета для критического разбора.
Косвенным свидетельством об исторических связях аборигенов Сибири с
«пеголошадными», по мнению А.М. Илюшина, является тот факт, что в гербах
отдельных городов Сибири имеются изображения лошадей. Автор, видимо, не
знает, что, согласно губернской реформе 1775 г., каждый уездный город должен
был иметь в верхней части своего герба, герб наместнический, то есть герб гу-
бернского города. Поэтому герб Томска — серебряный конь в зеленом поле,
оказался в гербах множества городов, входивших в Томскую губернию. К тому
же конь в гербе Томска вовсе не пегий, и причины его появления в гербе не свя-
заны с древней историей.
Также А.М. Илюшин пишет, что «китайские источники повествуют о нали-
чии дипломатических контактов бома с империей Тан в середине VII в.», и не
исключает того, что как следствие этих связей в археологических комплексах это-
го времени «на территории Кузнецкой котловины имеются бронзовые китайские
монеты». Если учесть, что на всей территории Западной Сибири найдено в де-
сятки раз меньше китайских монет, чем в той же Хакасии, то дипломатические
контакты Китая с этой территорией представляются в раннем средневековье, как
минимум, сомнительными.
Из «Синь тан шу» известно, что: «Государство Бома управляется эркином
(сыгином)». Это мелкий титул, соответствующий не хану и не князу, а всего

лишь старейшине35. Титул этот достаточно редко фигурирует в источниках. Од-
нако именно такой титул принадлежит, кроме Бома, правителю племен байырку
(баргутов), обитавших в районе Баргуджин-Тукума. Это косвенно подтверждает
родство Бома и байырку.
Наконец, о городе Алакчин Абуль-Гази сообщает, что по берегам Анкара-
мурэн, возле моря располагаются кочевые племена, их лошади пеги по цвету, по-
суда их из серебра. «Это та страна, которую имеют в виду узбеки, когда говорят:
«Есть страна, где все лошади пеги, а очаги из золота»36.
Сравним это с цитатой из Алтан Дэбтера, где расписываются доли жертвен-
ного мяса для прибайкальских соратников Чингиз хана: «Детям Баян-нойона,
управляющего баргутами. Племенам бурят, уйгуров, чивданов… жителям лесов…
владеющих пегими лошадьми, у которых золотые таганы, стены юрт подбиты
соболем, а крыша из бобра»37.
Абуль-Гази пишет о племени усуту-мангун, являющемся ветвью буир-
нурских татар. Его сообщение о серебряных рудниках неподалеку от города
Алакчин, расположенного на Ангаре, довольно любопытно. Дело в том, что
хотя в Прибайкалье серебряных руд в промышленных масштабах не обнару-
жено, в Забайкалье такие рудники имеются. Город Нерчинск, в частности,
строился именно с целью контроля добычи серебра. И хотя Нерчинск нахо-
дится довольно далеко на восток от Ангары, по утверждению того же Абуль-
Гази, население города Алакчин является частью Буир-нурских татар. Нер-
чинск расположен на середине пути между Байкалом и озером Буир-нур.
В.В. Ушницкий пишет, что имя племени усуту-мангун сравнимо с именем
четырех их областей — Мангу. При этом название Мангу превращается в
Мюнггю — обозначение «серебра» в тюркских языках38.
Сюжет о походе монголов на Ангару во времена правления ханши Соркукта-
ни-беки встречается в труде Рашид ад-Дина и повторяется у Абуль-Гази.
Поход монголов был неудачным: «Соркуктани-беки послала с тысячью лю-
дей на корабле [в ту страну] трех эмиров с тысячью мужей, они доставили к
берегу [из глубины страны] много серебра, но положить его на корабль не смогли.
Из того войска больше 300 человек не вернулись обратно, оставшиеся погибли от
гнилости воздуха и от сырых испарений. Все три эмира [впрочем] возвратились
благополучно и жили долго [после того]».
Это описание очень интересно. Оно находит яркое соответствие в сочинении
XI века Зайн ал-ахбар («Украшение известий»), составленном Абу Саидом Гар-
дизи: Из ставки киргизского хакана, … идут «три дороги, по которым можно
идти; кроме них, доступ отовсюду прегражден высокими горами и сплетенными
между собой деревьями. Из трех дорог одна ведет к тогузгузам, на юг, другая
— к кимакам и халлухам, на запад; третья — в степь; надо идти 3 месяца, пока
не прийдешь к большому племени фури. Здесь также две дороги: одна через
степь — 3 месяца пути; другая, по левую сторону — 2 месяца пути; но эта до-
рога трудна. Надо идти все время по лесам, по узкой тропинке и узкому про-

странству; по дороге много воды, постоянно встречаются реки, постоянно идут
дожди. Кто хочет идти по этой дороге, должен запастись чем-нибудь таким, куда
бы он мог класть багаж и одежду, вся местность на пути пропитана водой, и на
землю ничего нельзя класть; надо идти позади лошади, пока не пройдешь эту
болотистую местность39.
При знакомстве с физической географией Южного Прибайкалья действи-
тельно оказывается, что в регионе огромное количество болот, занимающих де-
сятки квадратных километров. Болота есть как верховые (в горах), так и в широ-
кой пойме Селенги. И название болотистой местности по-монгольски звучит как
Шибир. Если же вернуться к Абуль-Гази, то он сообщает, что место, где текут
реки Селенга и Айкара-мурэн, называются Абир и Шибир (Ибир-Сибир). То
есть болотистая местность отражена в топонимике южного Прибайкалья и За-
байкалья.
Любопытно «другое название» бома — била или элоджи (гелочи). Одно
из древнейших бурятских племен называется булагат (булагачин). «Пестрая
лошадь» соответствует популярной здесь в древности масти лошадей, от которой
произошел этноним «алагуй» — «владеющие пегими лошадьми». Алагуй — один
из родов составляющих племя Булагатов. Этноним «булагат» тоже непосредст-
венно связан с пего-булаными лошадьми («ала-була» конская масть «буланый в
яблоках»)40.
Описание бома, как народа, сеющего пять злаков, находят подтвержде-
ние при раскопках в Прибайкалье поселений курумчинской культуры, — на
поселении Унге найдены зерна пяти злаковых растений, из которых основным
было просо. Описание жилищ бома как деревянных срубных построек, кры-
тых берестой, не противоречит находкам жилищ на поселениях курумчинской
культуры41.
Вызывает путаницу якобы существующее у Рашид ад-Дина указание, что
страны Алафхин, Адутан, Мангу и Балаурнан, где и разводятся пегие лоша-
ди, находятся в устье Ангары. При знакомстве с источником оказывается,
что в этом месте текста лакуна, заполненная переводчиком в меру его логиче-
ского рассуждения. В тексте буквально говорится: «В том месте, где река
соединяется с морем». Так как река всегда должна впадать в море, а не вы-
текать из него, возник перевод про устье Ангары. В тексте же слово устье не
фигурирует42. Безусловно, такая реконструкция текста не может служить ос-
нованием для локализации народа бома (алакчин) в устье Ангары. К такому
же выводу независимо пришли и другие исследователи43.
Географическое определение бома как народа, живущего у Северного
Моря, не противоречит отождествлению их с булагатами — федератами Уч-
курыканского союза. Страна их простирается с востока на запад на 30 дней
пути. Находится она к северу от кыргызов и граничит с ними. Чтобы прийти
в землю бома (из Китая), нужно пройти кочевья пяти тюцзюэских племен.
Про булагачинов существует указание в сборнике летописей Рашид ад-Дина,

что они проживают у самого края страны кыргызов, в местности Баргуджин-
Тукум.
Таким образом, круг замыкается: название булагаты (булагачины) было
передано китайскими иероглифами как била (гелочи), и переводится этот эт-
ноним «пегие лошади». Проживают они у Северного моря (Байкала), в При-
ангарье, вплоть до таежной Тоджи, где и граничили с кыргызами. Территория
их обитания находилась к северу от кочевий тюркских племен и к северо-востоку
от кыргызов. Булагаты входили в федерацию уч-курыкан, которая состояла из
трех племен, во главе каждого из которых стоял сыгин. Бома выращивали пять
видов злаков, как и курыканы. Бома славились своими лошадьми (300 тысяч
лошадей), а именно прибайкальские лошади были лучшими в Центральной Азии,
и курыканы разводили хороших коней.
Нет ни малейших оснований для локализации народа бома в Западной Си-
бири и в Кузнецкой котловине в частности. Сведения источников либо прямо
противоречат этому, либо соответствуют очень широкому ареалу. Прибайкалье и
верхнее Приангарье являются территорией бома.

ЛИТЕРАТУРА:
Абуль-Гази. Родословное древо тюрков. Пер. Г.С. Саблукова // Известия
об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань,
1906. Т. 21. Вып. V–VI. 225 с.
Бартольд В.В. Сочинения. М.: Изд-во АН СССР, 1973. Т. VIII.
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в
древние времена. М.; Л: Изд-во АН СССР, 1950. Т. I. 381 с.
Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов // Путешествия в вос-
точные страны Плано Карпини и Рубрука. М.: Гос. изд-во географич. лит-ры,
1957. 270 с.
Зориктуев Б.Р. Об этническом составе населения Западного Забайкалья во
второй половине I - первой половине II тысячелетия н.э. // Этническая история
Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.
С. 121–130.
Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств // Труды института
истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН КазССР. Алма-Ата,
1960. Т. 3. С. 93–134.
Зуев Ю.А. Из древнетюркской этнонимики по китайским источникам (бома,
гуй, яньмо) // Вопросы истории Казахстана и Восточного Туркестана. Тр. Ин-
ститута истории, археологии и этнографии им. Ч.Ч. Валиханова АН Каз ССР.
Т. 15. Алма-Ата, 1962. С. 103–122.
Илюшин А.М. Страна Бома. Миф или реальность? // Вестник Кузбасского
государственного технического университета. 2007. №3. С. 109–113.
Кузнецов Н.А. К вопросу о народе бома // Интеграция археологических и
этнографических исследований: Матер. III всерос. науч. семинара, посвящённого
110-летию со дня рождения С.И. Руденко. Ч. 1. Омск: Изд-во ОГПУ, 1995.
С. 37–40.
Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной
Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во «Восточной литературы», 1961. 391 с.
Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Ново-
сибирск: Наука, 1989. 432 с.
Михайлов Т.М. Юго-Восточная Сибирь в отношениях с Центральной Ази-
ей в XIII–XVII вв. // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной Сибири в
Средние века. Новосибирск: Наука, 1989. С. 85–98.
89
Окладников А.П. Курыканы // История Сибири. Л.: Наука, 1968. Т. I.
С. 291–296.
Рашид ад-Дин. Сборник летописей. М; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. I.
Кн. 1–2. 221 с.
Ручкина Г.А., Вахитова Р.З. Верблюдоводство: Уч. пособие для студ. вузов.
Костанай: ТОО «Костанайполиграфия», 2008. 142 с.
Селезнёв А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск:
ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1994. 176 с.
Ушницкий В.В. Теория татарского происхождения якутов // Золотоордын-
ское обозрение. №1(3). 2014. С. 43–63.
Харинский А.В. Предбайкалье в кон. I тыс. до н.э. — сер. II тыс. н.э.: ге-
незис культур и их периодизация. Иркутск: Изд-во ИГТУ, 2001. 199 с.
Шнирельман В.А. Подделки и альтернативная история // Фальсификация
исторических источников и конструирование этнократических мифов. М.: ИА
РАН, 2011. С. 17–34.
Яблонский Л.Т. Теория этногенеза и ее фальсификация в современной Рос-
сии // Фальсификация исторических источников и конструирование этнократиче-
ских мифов. М.: ИА РАН, 2011. С. 85–94.

https://www.academia.edu/38961036/О_народе_Бома

Share this post


Link to post
Share on other sites

Алагачины - пеголошадные в китайских источниках с названием старейшин по эвенкийскому слову сагин. Также упоминается город на их земле.

Пеголошадные предки татарских племен и усуту-мунганов по РАД

Алагчин хан отец Татар хана и Монгол хана по Абулгази. Упоминается город Алагчин на их земле.

В узбекских и казахских легендах есть упоминание о землях алагчинов, откуда они пришли.

Алагуй сохранилась у бурят балгучинов и эвенков.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...