Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

Я не совсем понимаю, почему же Чиял не желает принимать плюсы русских. Мне кажется, если бы не большевики, то не было бы никакого Узбекистана. Были бы как были до большевиков Кокандское ханство, был бы Хива и был бы Бухарский эмират. Тюркское кокандское ханство никогда не слился бы с тюркской Хивой т.к. между ними был сильный бухарский эмират, где контролировали таджики. Боюсь, что шя меня уважаемый Чиял раскидает всякими километровыми доказательствами, что узбеки были чуть ли не богами в Бухаре. .

Не зачем было им объединится. Есть арабоязычные, испаноязычные государства, которые прекрасно существуют отдельно. Если бы не русские не влезли в Средную Азию в 19 веке (и в конечным итоге если бы большевики не устроили нац.размежевание в 1924 году), то все три ханства (Хива, Бухара, Коканд) сохранились бы. Им незачем было объединится. Сами народы населяющие эти страны стали бы хивинцами, бухарцами, кокандцами. Узбеки и туркмены в Хиве стали бы хивинцами, узбеки и таджики бухарцами в Бухарском эмирате, узбеки, киргизи, кипчаки в Коканде кокандцами. В русских документах народы населяющие эти ханства так и отмечались - хивинцами, бухарцами, кокандцами независимо от их нац.происхождения. На всем этом пространстве (Хива, Бухара, Коканд) чагатайский язык доминировал. Таджикский язык дальше городов Бухары и Самарканда не вышел. В этих городах таджикским владели и таджики и узбеки. Там где таджикский имел перевес в 19 веке там до сих пор существует этот язык. На территории Узбекистана это города Самарканд и Бухара, окружённые узбекским населением. Самарканд окружает сплошное узбекское население (т.н. племенные узбеки). В Сам.области таджиков меньше 10%. Примерно так и в Бухарской области. Так вот население Бухарского ханства это узбеки, тем более племенные. Основная масса узбекского населения проживала именно в Бухарском ханстве, на территории того государства, которого ты своим лживым каракалпакским языком объявляешь таджикским. Это понятно. У каракалпакского сепаратиста (пусть и сартофоба) ближайшие друзья и единомышленники это таджикские националисты. К твоему сведению таджики всегда проигрывали в споре с узбеками, ведь все факты в пользу узбеков. Но ты каракалпак-сепаратист с таким же успехом можешь объявит Тамерлана таджиком, лишь бы он не был узбеком. Печенеги, массагеты и прочие объявленные каракалпакскими предками ни в одном источнике не говорили, что они каракалпаки. Кем бы не был Темур он чагатайский тюрк, а чагатайцы слились с шейбанидскими узбеками и образовали племенных узбеков - основное население Бухарского ханства. Доказательством слияния обеих является язык племенных узбеков. Масса племенных узбеков говорили на том языке на котором говорили тимуриды. Между тем язык печенегов, черных клобуков ничего общего не имел с нынешним каракалпакским. Чагатайский язык, к которому ты относишься с презрением при тимуридах был ещё больше персизирован. Этот язык был государственным языком Тимуридов.

У каракалпаков не было исторических лиц такого масштаба, вообще у них не было и государство. Не появилось бы оно если бы не большевики. Большевики создали Каракалпакию отняв земли и города у узбеков. Вот по этому ты должен их любить, а узбекам не зачем любить большевиков. Большевики устроили национальное размежевание в 24 именно против узбеков. Если бы узбекского народа здесь не существовало, то не было необходимости организовать в СрАзии нац.размежевание.

Link to post
Share on other sites

Большевики против узбеков:

ANTI-UZBEK POLICIES

The segregation drive thus concealed an anti-Turkistan policy that in turn masked the anti-Uzbek goal in both cultual and political spheres in which Uzbeks had played a dominant part througout much of southern Central Asia. To the Russians, the Uzbeks’ tribal and dynastic legacy constituted a three-way threat. (1) They stretched across much of settled Central Asia in sufficient numbers to participate in the culture and society of the entire southern territory. (2) If they continued to engage in politica of the areas they inhabited, the Uzbeks would carry a strong potensial for influence in local affairs. (3) More than any other part of the Central Asian population, the Uzbeks exerted a pull of ethnic assimilation on others that expanded the Uzbek population and enhanced their reach in nearly every field. This process, which had proceeded for centuries without conscious effort or emphasis, occurred notably in the heteregeneous towns and villages. The Uzbeks were in the best position to unite the various subgroups because they dominated most of the educational and cultural system of the old cities. Through their active trading economy and the great spiritual energy of their clergy, Uzbek influence went far beyond home areas.

These factors seemed to challenge the Russian sense of mission and colonialists thrust in ways that became very important during the decade following March 1917, when the ideas and policies of the Russian Social Democratic Workers’ party relating to nationalities as enunciated by Lenin and Stalin became the guidelines for the new Soviet Russian government. Moscow’s leaders felt that lessening Uzbek influence would make it easier to manage the Central Asian region and would rapidly increase their control over people of all groups. Thus, segregating the Uzbeks became the cornerstone of the Soviet drive to divide Central Asians into six administrative units instead of the three that previosly existed.

Allworth E. -The modern Uzbeks (Studies of Nationalities) – 1990

Перевод с гугла:

Размежевание утаивало в себе антитуркестанскую политику, в которой маскировалась антиузбекская цель. Узбеки как в культурной, так политической сфере играли доминирующую роль по всей южной Средней Азии... Лидеры Москвы посчитали, что ослаблением узбекского влияния управлять Центрально-Азиатским регионом и увеличывать контроль над людьми всех групп станет легче. Следовательно, отделение узбеков стал краеугольным камнем советской управлении при разделении Центральной Азии на шесть административных единиц вместо трех ранее существовавших.

Сегрегации диск таким образом, скрыть Туркестана против политики, которая, в свою очередь маскируются антиузбекские цель в обоих простираются культурные и политические сферы, в которых узбеки играли доминирующую часть по большей части южной Центральной Азии. Для русских, племенным и династическим наследием узбекского народа представляет собой трехсторонний угрозы. (1) Они тянулись на большей части Центральной Азии поселились в количестве, достаточном для участия в культуре и обществе на всю южную территорию. (2) Если бы они продолжали заниматься Politica из областей, где они живут, узбеки будут нести сильный potensial за влияние в местных делах. (3) Больше чем любая другая часть населения Центральной Азии, узбеки оказали тянуть этнической ассимиляции на другие, которые расширили узбекского населения и расширение своего влияния почти в каждой области. Этот процесс, который продолжался на протяжении веков без сознательных усилий или внимания, произошло в частности в heteregeneous городов и сел. Узбеки были в лучшем положении, чтобы объединить различные подгруппы, потому что они доминировали большую часть образовательной и культурной системы старого города. Благодаря их активной экономики торговли и огромная духовная энергия их духовенству, узбекский влияние простирается далеко за пределы дома областях.

Эти факторы, казалось, чтобы бросить вызов России чувство миссии и колонизаторов тяги таким образом, что стало очень важным в течение десятилетия после марте 1917 года, когда идеи и политику партии русских социал-демократической рабочей партии, связанные с национальностями провозглашенного Лениным и Сталиным стал руководящие принципы для нового советского правительства России. Лидеры Москвы считают, что ослабление влияния узбекской будет легче управлять Центрально-Азиатского региона и будет быстро увеличить свой контроль над людьми всех групп. Следовательно, выделить узбеков стал краеугольным камнем советской диск разделить Центральной Азии на шесть административных единиц вместо трех, что previosly существовало.

Е. Аллворт-современные узбеки (Исследования национальностей) – 1990

Link to post
Share on other sites

ПыСы. Чиальджон, ты как то упомянул, что узбеки нас недолюбливают. Как ты думаешь, нахрена нам нужна ваша любовь?

У каракалпакских сепаратистов есть три варианта:

1) Жить в мире с узбеками;

2) Объявить войну против узбеков и массово воевать с сартами если у каракалпакских сепаратистов есть на это ДУХ;

3) Уйти туда, откуда их предки, по преданиям, когда-то пришли либо уйти на все четыре стороны.

Лично меня устраивает любой из этих вариантов.

Link to post
Share on other sites

Мне все интересно, почему же в каракалпакской родоплеменной структуре нет узбеков, а все другие соседние народы есть?! Как-то я выразил свое мнение на другом форуме - результат - изгнание из форума (Полат и Чиал в курсе о чем я).

Те 3 тысячи "узбеки" вернувшиеся на свои прежние земли на самом деле не узбеки, они стали каракалпаками по простой причине, что корни их каракалпаки и локализовались в племени Кипчак сартами. А почему сартами, а не узбеками? Потому что, каракалпаки в то время не знали народа под таким названием - узбек. Чиалу пора бы понять, что узбеками называли и каракалпаков, и казахов, и мангитов во времена шейбанидского движения на рубеже 15-16 вв. Кто-то откололся от этой партии, а кто-то остался. А кто-то в 20-м веке отстоял свою позицию в пользу узбеков (предлагались и другие варианты) и появился такой народ. Да, Чиалу воистине нужно благодарить именно большевиков.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Готов протестировать 15-20 каракалпаков за свой счет. Скоро буду в алматы. Если есть желающие пишите в ЛС.

Link to post
Share on other sites

Готов протестировать 15-20 каракалпаков за свой счет. Скоро буду в алматы. Если есть желающие пишите в ЛС.

 

В Алматы самая крупная диаспора, тысяч 20 будет, можно выбирать на любой вкус, то есть, по родам. Наверное желающих будет много, которые могут пройти процедуру за свой счет. Думаю, откликнутся. Только там смешанных семей много или это не проблема?

А вообще, тема уже действует? 

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

поможете найти желающих?

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Если вы из алматы, скиньте ваши контакты мне на мэйл babasan@yandex.ru

Link to post
Share on other sites

Если вы из алматы, скиньте ваши контакты мне на мэйл babasan@yandex.ru

 

Нет, не из Алматы, просто узнал от других земляков. Основная масса выезжают в Алматы и Актау, причем абсолютное большинство всех выезжающих в Казахстан - в Алматы. По крайней мере мне так сказали.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

Ок. Раэхмет. Буду искать дальше.

Link to post
Share on other sites

 

Я не совсем понимаю, почему же Чиял не желает принимать плюсы русских. Мне кажется, если бы не большевики, то не было бы никакого Узбекистана. Были бы как были до большевиков Кокандское ханство, был бы Хива и был бы Бухарский эмират. Тюркское кокандское ханство никогда не слился бы с тюркской Хивой т.к. между ними был сильный бухарский эмират, где контролировали таджики. Боюсь, что шя меня уважаемый Чиял раскидает всякими километровыми доказательствами, что узбеки были чуть ли не богами в Бухаре. .

Не зачем было им объединится. Есть арабоязычные, испаноязычные государства, которые прекрасно существуют отдельно. Если бы не русские не влезли в Средную Азию в 19 веке (и в конечным итоге если бы большевики не устроили нац.размежевание в 1924 году), то все три ханства (Хива, Бухара, Коканд) сохранились бы. Им незачем было объединится. Сами народы населяющие эти страны стали бы хивинцами, бухарцами, кокандцами. Узбеки и туркмены в Хиве стали бы хивинцами, узбеки и таджики бухарцами в Бухарском эмирате, узбеки, киргизи, кипчаки в Коканде кокандцами. В русских документах народы населяющие эти ханства так и отмечались - хивинцами, бухарцами, кокандцами независимо от их нац.происхождения. На всем этом пространстве (Хива, Бухара, Коканд) чагатайский язык доминировал. Таджикский язык дальше городов Бухары и Самарканда не вышел. В этих городах таджикским владели и таджики и узбеки. Там где таджикский имел перевес в 19 веке там до сих пор существует этот язык. На территории Узбекистана это города Самарканд и Бухара, окружённые узбекским населением. Самарканд окружает сплошное узбекское население (т.н. племенные узбеки). В Сам.области таджиков меньше 10%. Примерно так и в Бухарской области. Так вот население Бухарского ханства это узбеки, тем более племенные. Основная масса узбекского населения проживала именно в Бухарском ханстве, на территории того государства, которого ты своим лживым каракалпакским языком объявляешь таджикским. Это понятно. У каракалпакского сепаратиста (пусть и сартофоба) ближайшие друзья и единомышленники это таджикские националисты. К твоему сведению таджики всегда проигрывали в споре с узбеками, ведь все факты в пользу узбеков. Но ты каракалпак-сепаратист с таким же успехом можешь объявит Тамерлана таджиком, лишь бы он не был узбеком. Печенеги, массагеты и прочие объявленные каракалпакскими предками ни в одном источнике не говорили, что они каракалпаки. Кем бы не был Темур он чагатайский тюрк, а чагатайцы слились с шейбанидскими узбеками и образовали племенных узбеков - основное население Бухарского ханства. Доказательством слияния обеих является язык племенных узбеков. Масса племенных узбеков говорили на том языке на котором говорили тимуриды. Между тем язык печенегов, черных клобуков ничего общего не имел с нынешним каракалпакским. Чагатайский язык, к которому ты относишься с презрением при тимуридах был ещё больше персизирован. Этот язык был государственным языком Тимуридов.

У каракалпаков не было исторических лиц такого масштаба, вообще у них не было и государство. Не появилось бы оно если бы не большевики. Большевики создали Каракалпакию отняв земли и города у узбеков. Вот по этому ты должен их любить, а узбекам не зачем любить большевиков. Большевики устроили национальное размежевание в 24 именно против узбеков. Если бы узбекского народа здесь не существовало, то не было необходимости организовать в СрАзии нац.размежевание.

 

интересные гипотезы альтернативной истории.

1. чагатайский традиционно доминировал, это еще со времен темуридов. ну а как же кыпчакский диалект на территории того же бухарского эмирата? а ферганские кыпчаки, мынги на каком диалекте говорили?

2. ареал расселения т.н. "племенных" узбеков совпадал с бухарой. но такой "иранизации" региона способствовало само руководство эмирата. разве личная гвардия эмиров, духовенство, интеллигенция не были персоязычны? возможно из-за этого со стороны,  например у русских, сложилось впечатление о доминировании иранского компонента над тюркским.

"Среди новейших узбекских ханств в Бухарском настолько преобладал таджикский элемент, что хивинский историк даже бухарское войско называет таджикским. Таджикский язык был не только государственным языком Бухарского ханства, но также (после 1920 г.) Бухарской Народной республики". В.В.Бартольд

3. если рассматривать с позиции современной узбекской нации думаю от того размежевание был только плюс. это размежевание как раз таки для этого и провели чтобы как то систематизировать все эти национальные, государственные образования с определенными общими чертами на территории региона. ну и оправдывать большевиков не нужно: делалось это не для блага местного народа, а для упрощения алминистративно-территориальной карты региона и более централизованного управления им.

4. насколько мне известно, могу ошибаться, каракалпаков выше по амударье переселил как раз таки сам хивинский хан. вроде как после какого то восстания

 

Link to post
Share on other sites

 

 

Я не совсем понимаю, почему же Чиял не желает принимать плюсы русских. Мне кажется, если бы не большевики, то не было бы никакого Узбекистана. Были бы как были до большевиков Кокандское ханство, был бы Хива и был бы Бухарский эмират. Тюркское кокандское ханство никогда не слился бы с тюркской Хивой т.к. между ними был сильный бухарский эмират, где контролировали таджики. Боюсь, что шя меня уважаемый Чиял раскидает всякими километровыми доказательствами, что узбеки были чуть ли не богами в Бухаре. .

Не зачем было им объединится. Есть арабоязычные, испаноязычные государства, которые прекрасно существуют отдельно. Если бы не русские не влезли в Средную Азию в 19 веке (и в конечным итоге если бы большевики не устроили нац.размежевание в 1924 году), то все три ханства (Хива, Бухара, Коканд) сохранились бы. Им незачем было объединится. Сами народы населяющие эти страны стали бы хивинцами, бухарцами, кокандцами. Узбеки и туркмены в Хиве стали бы хивинцами, узбеки и таджики бухарцами в Бухарском эмирате, узбеки, киргизи, кипчаки в Коканде кокандцами. В русских документах народы населяющие эти ханства так и отмечались - хивинцами, бухарцами, кокандцами независимо от их нац.происхождения. На всем этом пространстве (Хива, Бухара, Коканд) чагатайский язык доминировал. Таджикский язык дальше городов Бухары и Самарканда не вышел. В этих городах таджикским владели и таджики и узбеки. Там где таджикский имел перевес в 19 веке там до сих пор существует этот язык. На территории Узбекистана это города Самарканд и Бухара, окружённые узбекским населением. Самарканд окружает сплошное узбекское население (т.н. племенные узбеки). В Сам.области таджиков меньше 10%. Примерно так и в Бухарской области. Так вот население Бухарского ханства это узбеки, тем более племенные. Основная масса узбекского населения проживала именно в Бухарском ханстве, на территории того государства, которого ты своим лживым каракалпакским языком объявляешь таджикским. Это понятно. У каракалпакского сепаратиста (пусть и сартофоба) ближайшие друзья и единомышленники это таджикские националисты. К твоему сведению таджики всегда проигрывали в споре с узбеками, ведь все факты в пользу узбеков. Но ты каракалпак-сепаратист с таким же успехом можешь объявит Тамерлана таджиком, лишь бы он не был узбеком. Печенеги, массагеты и прочие объявленные каракалпакскими предками ни в одном источнике не говорили, что они каракалпаки. Кем бы не был Темур он чагатайский тюрк, а чагатайцы слились с шейбанидскими узбеками и образовали племенных узбеков - основное население Бухарского ханства. Доказательством слияния обеих является язык племенных узбеков. Масса племенных узбеков говорили на том языке на котором говорили тимуриды. Между тем язык печенегов, черных клобуков ничего общего не имел с нынешним каракалпакским. Чагатайский язык, к которому ты относишься с презрением при тимуридах был ещё больше персизирован. Этот язык был государственным языком Тимуридов.

У каракалпаков не было исторических лиц такого масштаба, вообще у них не было и государство. Не появилось бы оно если бы не большевики. Большевики создали Каракалпакию отняв земли и города у узбеков. Вот по этому ты должен их любить, а узбекам не зачем любить большевиков. Большевики устроили национальное размежевание в 24 именно против узбеков. Если бы узбекского народа здесь не существовало, то не было необходимости организовать в СрАзии нац.размежевание.

 

интересные гипотезы альтернативной истории.

1. чагатайский традиционно доминировал, это еще со времен темуридов. ну а как же кыпчакский диалект на территории того же бухарского эмирата? а ферганские кыпчаки, мынги на каком диалекте говорили?

2. ареал расселения т.н. "племенных" узбеков совпадал с бухарой. но такой "иранизации" региона способствовало само руководство эмирата. разве личная гвардия эмиров, духовенство, интеллигенция не были персоязычны? возможно из-за этого со стороны,  например у русских, сложилось впечатление о доминировании иранского компонента над тюркским.

"Среди новейших узбекских ханств в Бухарском настолько преобладал таджикский элемент, что хивинский историк даже бухарское войско называет таджикским. Таджикский язык был не только государственным языком Бухарского ханства, но также (после 1920 г.) Бухарской Народной республики". В.В.Бартольд

3. если рассматривать с позиции современной узбекской нации думаю от того размежевание был только плюс. это размежевание как раз таки для этого и провели чтобы как то систематизировать все эти национальные, государственные образования с определенными общими чертами на территории региона. ну и оправдывать большевиков не нужно: делалось это не для блага местного народа, а для упрощения алминистративно-территориальной карты региона и более централизованного управления им.

4. насколько мне известно, могу ошибаться, каракалпаков выше по амударье переселил как раз таки сам хивинский хан. вроде как после какого то восстания

 

Нужно отделить политику от истории и всего-то.

По поводу переселения выше Амударьи версия тоже интересная, т.к. восстаний было множество, кроме организованных крупных трех восстаний 1827, 1855-56, 1858-59 гг есть масса и стихийных восстаний местного значения. Кроме того были противостояния между правителями Аральских владений и Хивой, где каракалпаки участвовали с обеих сторон.

И вообще, сначала нужно разобраться - кто такие "узбеки" в период этих ханств.

Из доклада Б.Пазухина видим, что в ханствах военные вопросы решали казахи и каракалпаки, а об узбеках речь не идет. 

Наконец, Вамбери в конце 19 века дает точное определение, что название "узбек" не имеет этнического значения.

 

№ 245

1671 г. - Из статейного списка посланника Москвы Бориса Пазухина в Хиву,

Бухару и Балх

[...] Да Борису с товарищи велено проведать; сколько сильно Бухарская и

Балховская и Хивинская земли ратными людьми и казной.

И в Бухарской земле собирается ратных людей с туркестанцы и каракалпаки и

с казаки полтораста тысяч и больше. А у балховского царя собирается

ратных людей меньше бухарского вполы. А конные бухарские и балховские

ратные люди к бою не заобычны и плохи. А надежные люди в бою в Бухарской

земле туркестанские казаки и подданные бухарскому царю царевичи

каракалпацкие. А сбирается каракалпаков и казаков с пятьдесят тысяч. А

ходят на помощь бухарскому царю пополам, потому что опасают улусов своих

от черных калмык.

И ближние люди говорили Борису... А кине Абда Азис царь идет по вестям в

украйные свои города, что пришел без его ведома и безвестно Кучук хан

башкирской, и ныне в каракалпаках, бухарских же улусах. [...]

И того же числа царь Абда Азис пошел в поход по туркестанской дороге.

РИБ. 15. С. 61, 66.

  • Одобряю 2
Link to post
Share on other sites

По поводу "не было у каракалпаков ни государства, ни городов и вообще их большевики придумали" складывается такое впечатление, что каракалпаки проливали свою кровь, чтоб они (государства и города) были у нынешних узбеков. Но я думаю, если бы в прошлом существовали такие этнические различия, как узбеки против каракалпаков или наоборот, то есть большая вероятность, что каракалпаки ни за что не лезли бы в пекло, жили бы сами по себе, защищали бы свои границы, а те узбеки пусть сами расквитаются своими врагами, а не смогут - их проблемы. Но реальность такова, что таких различий не было, т.к. не было границ, что тут узбеки, там казахи, а каракалпаки черт знает где. И почему Б. Пазухин называет каракалпаков царевичами - тоже интересный момент. Простого наемника так не называют.

Каракалпаки выше по Амударье конечно же были и без всяких там восстаний в Хиве, кроме того они были во всех уголках тех ханств, называемых нынче узбекскими, даже в Балхе. И как тут большевикам делить границы, они отмерили каракалпакам определенную территорию по кучности населения, остальное отошло узбекам. Не просто так даже поднимался вопрос о создании Каракалпакско-Каракыргызской АССР от Иссык-куля до Арала. Если бы одобрили, то где был бы Узбекистан?!

Link to post
Share on other sites

одно можно сказать с уверенностью: нынешние понятия границ, государств и национальностей нельзя лепить и ими "мерить" события и состояние общества тех лет. это сейчас вот тут вот на карте красивый силуэт узбекистана, вот здесь в ее составе каракалпакия, там на севере  казахстан, тут живет современная узбекская нация, там казахи, тут казахи, а вот тут каракалпаки. тогда все было по другому и перемещению этносов и племен было меньше препятствии. тем более если речь идет о кочевниках. самые яркие примеры этому явлению: этнический состав кокандского ханства и частые переходы туда и обратно родов от ногайских биев к казахским султанам.

Link to post
Share on other sites

Ок. Раэхмет. Буду искать дальше.

 

Тут про Актауских каракалпаков хорошая статья:

 

https://www.lada.kz/in_details/33991-v-gostyah-u-karakalpakov.html

 

Председателем актауского филиала данного объединения на протяжении 16 лет является Жолмурат Саитов, уроженец местности Чимбай, что в часе езды от Нукуса - столицы Каракалпакстана. Жолмурат Саитов - специалист в энергетической сфере, работал начальником отдела снабжения ТОО «Автоматика и К». В настоящее время занимается предпринимательством. Заботливый отец семейства, воспитывает пятерых детей. За успешную общественную деятельность, за вклад в развитие толерантности и солидарности народа РК награжден юбилейной медалью.

 

1449559088_img-20151204-wa0002.jpg

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
Седобородые аксакалы рассказывают вот какую историю о дружбе тюркских народов: Несколько столетий назад в одно из весенних половодий Амударьи было смыто с лица земли одно из селений на юге Каракалпакстана. И жители этого селения вынуждены были скитаться в поисках нового места жительства. Отзывчивые узбеки предложили приют на своей земле, сердобольные казахи – на своей. Тогда старейшина каракалпакского этноса Аллаяр Досназаров порешил так: «Где будут громче и самозабвенней петь песню «БозОтау» («малая родина»), туда я и поведу свой народ. И рассказывают старики, что громче эта песня неслась по степям Казахстана. И решили старейшины принять приглашение казахов. На рубеже XVII-XVIII веков каракалпакские территории входили в состав Казахского ханства. В 1925 году Каракалпакская автономная область была включена в состав Казахской ССР.

 

Сообщество "Аллаяр жолы" (путь Аллаяра), как я понял привязывается именем нашего выдающего политического деятеля Аллаяра Досназарова. А события в этом рассказе происходили не несколько веков назад, а в 30-е годы 20 века. Город Турткуль, тогдашняя столица ККАССР ушел под воду и столицу перенесли на север, в Нукус. Но есть факт, что именно А. Досназаров, когда провалилась идея создания Каракалпакско-Каракыргызской АССР и ККАО предстояло войти в состав соседних республик, выбрал именно Казахскую АССР. Просто удивительно, как все превращается в легенду так быстро, ведь не прошло и 100 лет.

Link to post
Share on other sites

Толстова Л.С. "Материалы этнографического обследования группы каракалпаков Самаркандской области УзССР" 34-44 стр. СЭ №3-1961

http://www.booksite.ru/etnogr/1961/1961_3.pdf

За пределами Кара-Калпакской АССР, в некоторых областях Средней Азии и Казахстана, живут небольшие группы каракалпаков. В настоящее время каракалпаки проживают в Хорезмской области Узбекской ССР и Ташаузской области Туркменской ССР (т. е. в пределах Хорезмского оазиса), в Бухарской, Ферганской и Андижанской областях Узбекской ССР и в Казахской ССР. Кроме того, в Ташкентской и Самаркандской областях Узбекистана, Южно-Казахстанской и Западно - Казахстанской областях Казахстана имеются небольшие группы каракалпаков, сравнительно недавно утративших свое национальное самосознание. Изучение этих групп каракалпаков представляет значительный интерес. Их этническое развитие идет иным, отличным от основной массы каракалпаков путем. За годы Советской власти в Кара-Калпакской АССР сформировалась каракалпакская социалистическая нация. Многие же из малых групп каракалпаков, издавна оторванных от основной массы своего народа, переживают процесс постепенного естественного слияния с окружающими их крупными социалистическими нациями —- узбекской и казахской — и уже утратили значительную часть особенностей национальной культуры и языка, частично и национальное самосознание. Изучение этого процесса очень важно, так как помогает восстановить историю каракалпакского народа и вскрывает конкретные пути развития этнических групп и национальных меньшинств в наше время. Автором в предыдущие годы велась работа по изучению этнической истории каракалпаков Ферганской долины. Данная статья является результатом полевых этнографических исследований, проводившихся летом 1960 г. Зеравшанским отрядом Кара-Калпакского филиала Академии наук Узбекской ССР среди этнографической группы «каракалпак» в Самаркандской области (Зеравшанская долина) 5. О самаркандской группе каракалпаков имеются немногочисленные сведения в работах дореволюционных авторов и в ряде историко-этнографических и статистических обследований, проводившихся здесь в годы Советской власти '. Прошлое узбек-каракалпаков (условимся так их называть) тесно связано с историей всего каракалпакского народа, от основной массы которого они отделились около 200 лет назад. В их хозяйстве, материальной культуре, пережитках родоплеменной структуры, в фольклоре прослеживается сходство с каракалпаками Хорезмского оазиса и Ферганской долины. Исторические легенды всех каракалпаков очень близки. В кишлаке Жан-Кораз (колхоз им. Ленина Булунгурского р-на Самаркандской обл.) мы записали легенду об Ормамбет-бие — ногайском мирзе, правившем на Жаике (Урале) в конце XVI в., когда каракалпаки еще не выделились из состава Большой Ногайской орды 8. «Наши предки,— говорится в легенде,— раньше жили в Хорезме. Тогда их главой был Ормамбет-бий. У Ормамбет-бия сыновей не было, только была дочь. Когда Ормамбет-бий умер, бием стала его дочь. Народ думал: Ормамбет-бий умер, теперь наше дело будет плохо, и решил переселиться. Тогда дочь Ормамбет-бия вышла перед народом и сказала: «Агайинлер, укелер, Таныш емес елге бармакызлар Камчи тийер мойньща Кан соргалар койнына, Кайтынызлар кейинге» (Ой, братья, не ходите на чужую землю , вас будут бить плетью по шее, кровь потечет по груди, вернитесь назад). После этих слов часть народа осталась, но некоторые уже успели уехать» 9. Вариант легенды об Ормамбет-бие (Урман-бие), в правление дочери которого каракалпаки переселяются с Едиля (Волги) и Ж аика (Урала) в сторону Самарканда, Бухары и Ташкента, был записан X. Т. Зарифовым в 1927 г. у каракалпаков Ферганской долины. Хорезмские каракалпаки также поют об Ормамбет-бие: «Ормамбет-бий элгенде , Он сан ногай булгенде, Ул калмады кыз калды Катынлары тул калды». {Когда умер Ормамбет-бий, когда были разорены десять санов ногаев, сына не осталось, осталась только дочь, его жены остались вдовами .— Записано от участника нашей экспедиции Т. Бегжанова). В фольклоре самаркандских каракалпаков мы сталкиваемся с легендарной землей предков каракалпаков — Жидели-Байсун, уже извест ной нам по легендам хорезмских и ферганских каракалпаков. Однако в 'Самаркандской области упоминание о Ж идели-Байсун звучит несколько по-иному. Информаторы рассказывали, что каракалпаки с Едиля переселились в Хорезм и на побережье Аральского моря, а оттуда, вследствие недостатка замель (пашен и пастбищ), одни — в долину Зеравшана (на территорию современных Митанского и Булунгурского районов), другие — в Жидели-Байсун, который этой группой каракалпаков четко локализуется в южной части Узбекистана (в Сурхан-Дарьинской области). Между самаркандской группой каракалпаков и теми, которые оказались в районе Сурхан-Дарьи, поддерживались связи. По словам информаторов, их отцы говорили: «Байсунские каракалпаки до сих пор ждут нас туда» 13. Время поселения в долине Зеравшана узбек-каракалпаки определяют по-разному — от 5 поколений, т. е. 125 лет назад, до 250 лет, т. е. с начала XVIII до второй четверти XIX в., что соответствует и письменным источникам: так, А. Д. Гребенкин писал, что переселение каракалпаков в долину Зеравшана было не единовременным и продолжалось до 40-х гг. XIX в . Основным местом расселения каракалпаков в средней части долины Зеравшана было, пространство к востоку от Самарканда, между горами Гобдун-Тау и Зеравшаном. Об этом писали В. В. Радлов, А. Д. Гребенкин, А. П. Хорошхин, это же подтвердилось и нашими обследованиями. Во время переселения в долину Зеравшана значительную роль в хозяйстве каракалпаков, особенно богатых, играло скотоводство. Богатые выпасали свои стада у подножья гор Гобдун-Тау, бедные же поселились в низменных местностях, ближе к Зеравшану 17. Информатор Якши'муратов из. кишлака Ак-Тепе-Митан (совхоз Булунгур-2) сообщил, что во время переселения каракалпаков здесь было очень обводненное место: разливы Зеравшана занимали значительно большую территорию, чем теперь, повсюду были озера, камыши, заросли джынгыла, т. е. условия для земледелия были неблагоприятными. Но постепенно земли были осушены (этому способствовало также уменьшение разливов Зеравшана'), проведены оросительные каналы, и роль земледелия стала возрастать 18. Из письменных источников известно, что самаркандские каракалпаки обратились к земледелию как основной отрасли хозяйства уже во время правления Шамурат-бия, в конце XVIII в. Особенно усилился переход к земледелию после разгрома бухарским эмиром Хайдаром восстания ктай-кыпчаков (1821 — 1825), в котором приняли участие и каракалпаки. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции земледелие было основой хозяйства самаркандских каракалпаков; они возделывали пшеницу, ячмень, рис, просо, джугару, бахчевые культуры и др.; после присоединения к России некоторую роль в хозяйстве стало играть и хлопководство. Подсобными отраслями хозяйства, особенно в более ранние времена, после переселения, были охота (на зайцев, уток, фазанов), рыболовство, изготовление чия (циновок для юрт) и ковровых изделий. Таким образом, отрасли хозяйства самаркандских каракалпаков были те же, что и у хорезмских и ферганских, развитие их хозяйства шло в одинаковом направлении — от комплексного, в котором примерно равное значение имели земледелие, скотоводство, рыболовство и домашние промыслы, к земледелию как основной отрасли. Особого внимания заслуживает ковроткачество самаркандских каракалапаков, которое до недавнего времени играло значительную роль в их хозяйстве21. К аракалпаки ткали ковры (глем), переметные сумы (хурджнн, в них часто чередуются участки ворсовой и безворсовой тка­ни), паласы (алача), каршины и бокжама 22. В первое время после переселения в долину Зеравшана каракалпаки жили в юртах и примитивного типа камышовых постройках кепе; в предгорьях бедняки, не имеющие юрт, рыли в склонах обрывов землянки (толе), где жили в чрезвычайно тяжелых условиях; иногда в том же помещении, за легкой загородкой, содержался и скот. И теперь еще можно видеть эти мрачные пещеры, которые в настоящее время иногда используются как хозяйственные помещения. Каркасные дома постоянного типа — такие же, какие распространены у остального населения долины среднего Зеравшана,— стали строить значительно позже, около 100 лет назад 23. Во времена Бухарского ханства каракалпаки селились за стенами курганчей (укрепленных усадеб), укрываясь там от постоянной военной опасности. Об этом имеются упоминания в литературе24, об этом же рассказывают информаторы. В Булунгурском районе, на территории колхоза им. Сталина (между кишлаками Беш -Бала и Кара-Кесак) нам показывали место, где еще несколько лет назад стояла курганча, постройку которой предания приписывают легендарной Жулар -кемпир 25. В стены крепости, сложенные из пахсы, жители, по 'преданию, вмазывали зерна проса, чтобы во время длительной осады и голода растирать >в порошок куски стены и доставать оттуда эти зерна 26. Перед крепостью были пастбище и родник. После присоединения в 1868 г. Самаркандской области к России прекратились внутренние междоусобицы и постоянные войны и отпала необходимость в крепостях. В конце XIX — начале XX в. дома постоянного типа приобретали все большее значение в быту самаркандских каракалпаков, а юрты они стали использовать лишь как летние жилища. В качестве таковых юрты бытовали у них вплоть до 1930-х годов. Теперь юрт нет; напоминанием о них служат кое-где встречавшиеся нам паласы (алача), сшитые из узких орнаментированных полос «ак-кур», некогда употреблявшихся для укрепления частей юрты и ее украшения. 0 старинной каракалпакской одежде сохранились лишь воспоминания. Пожилые женщины рассказывают, что во времена их молодости каракалпачки носили кимешек с вышивкой (причем кимешеки молодых были из красной материи, как и у хорезмских каракалпачек); вспоминают о том, что в старину ворот и нарукавники платьев были вышитыми 27 (у хорезмских каракалпачек такие нарукавники назывались женгсе) 28; сохранились воспоминания и о том, что примерно 100 лет назад богатые невесты носили головной убор под названием саухилин (сау- келе хорезмских каракалпаков). Во время переселения в долину Зеравшана каракалпаки сохраняли еще родоплеменные деления. Анализ их названий представляет несомненный интерес как вспомогательный источник для установления родства зеравшанских каракалпаков с каракалпакам и Хорезмского оазиса. Родоплеменные названия зеравшанских каракалпаков, еще и сейчас сохранившиеся в памяти стариков, в основном те же, что и у хорезмских и ферганских каракалпаков. Наиболее распространены были у зеравшанских каракалпаков родоплеменные подразделения конграт и муйтен (значительная часть узбек-каракалпаков Булунгурского района относилась в прошлом к этим подразделениям). Кроме того, информаторы называли нам такие родоплеменные группы, как ктай, кыпчак, кенегес, мангыт, кара-мойын, ачамайлы, балгалы, ыргаклы, кият и др. Все эти родоплеменные подразделения были важнейшими и у хорезмских каракалпаков. Наряду с этим распространено было родовое название уйручи (иручи), которое у хорезмских каракалпаков не встречается, но бытовало у каракалпаков Ферганской долины. Некоторые, менее значительные родоплеменные подразделения, бытовавшие у самаркандских каракалпаков, у хорезмских каракалпаков не встречались (ак-каун, беш-бала, кара-кесак и др.) 31. Что представляла собой родоплеменная структура зеравшанских каракалпаков в целом еще необходимо уточнить; в настоящее время родовые деления забываются, и не все может быть восстановлено. Од­нако о некоторых, более крупных родоплеменных подразделениях сохранились интересные подробности. Так, информаторы нам сообщили, что племя муйтен имело 12 подразделений, в числе которых были жуан- таяк, итак, абызлар, барракабак, татар-муйтен, байлар, и арчалар; первые три подразделения встречаются и у муйтенов Хорезмского оазиса. При изучении былой родоплеменной структуры самаркандских каракалпаков полевые материалы должны быть дополнены данными письменных источников. Родоплеменные группы каракалпаков селились прежде в долине Зеравшана отдельно друг от друга. Об этом говорят такие названия кишлаков, как Митаи (Муйтен), Кара-Мойын, Ачамайлы, Чуйит и другие, повторяющие названия родоплеменных групп каракалпаков; и те­перь здесь можно проследить пережитки расселения такими группами более четко, чем у ферганских каракалпаков 34. Экзогамии (и даже воспоминаний о ней) у самаркандских каракалпаков не сохранилось, в противоположность каракалпакам Хорезмского «оазиса. Не имея возможности останавливаться здесь сколько-нибудь подробно на семейных отношениях, отметим лишь, что элементов затворничества женщины у самаркандских каракалпаков не существовало: женщины здесь лица не закрывали, в отличие от ферганских каракалпаков, испытывавших влияние соседнего оседлого узбекского (не имевшего родовы х делений) населения. Накануне Великой Октябрьской социалистической революции в общественном строе самаркандских каракалпаков сочетались элементы развивающегося капитализма с феодальными отношениями и патриархально-феодальными пережитками. Крупные баи, такие, как волостной управитель Кара-Калпакской волости Мулла Махмуд Раеулбердиев, имевший 246 тапанов земли 37, владели огромными земельными участ­ками, большими стадами, имели небольшие промышленные предприя­тия (кирпичные заводы, маслобойни), их земли обрабатывали издольщики (чиракар) и батраки (навша, жетим ); во время уборочной страды нанимали также поденщиков (кунликчи); байские стада пасли наемные пастухи; широко бытовали различные формы ростовщического кредита, приводившие к разорению бедняков. Некоторые формы эксплуатации были завуалированы отношениями родства — «помощи», которую якобы оказывал бай своему обедневшему сородичу. Многие наши информаторы, прежние бедняки, в юности работавшие на баев, сами были активными борцами за установление Советской власти, участвовали в борьбе с басмачами, проведении земельно-водной реформы и создании первых колхозов. Великая Октябрьская социалистическая революция и победа социализма в СССР внесли коренные изменения в жизнь и быт народов Средней Азии, обеспечили их национальное возрождение, способствовали дальнейшему прогрессивному национальному развитию. В Б улуйгурском и Джамбайском районах, как и повсеместно, созданы крупные многоотраслевые высокомеханизированные колхозы и совхозы. Основным занятием узбек-каракалпаков, как и всего населения, живущего в долине р. Зеравшана в пределах Самаркандской и Бухарской областей, является хлопководство. Наряду с хлопком возделывают также зерновые и огородные культуры. В колхозах и совхозах имеются фермы крупного рогатого скота, овец и лошадей, птицефермы; развито и шелководство. Новая техника— тракторы, хлопкоуборочные и другие сельскохозяйственные машины изменили и облегчили труд. Неизмеримо поднялся уровень материального благосостояния и культуры трудящихся. Вся жизнь узбек-каракалпаков, их общественная и трудовая деятельность проходили в братской среде узбекского народа, что способствовало слиянию их с узбеками. В настоящее время слово «каракалпак» у них сохранилось лишь как племенное в прошлом название. Материальная культура узбек-каракалпаков теперь мало отличается от узбекской. Все кишлаки, в которых нам удалось побывать, невелики (обычно домов 20—25). Застройка свободная, в старых кишлаках редко соблюдается уличная планировка. Усадьбы, как правило, не огорожены, изредка огорожены невысокой пахсовой стеной или изгородью- из кустарника. Дома построены из сырцового кирпича, иногда каркасные; крыши односкатные или плоско-двускатные (рис. 1). Ориентация домав обычно на юг. Перед фасадом часто бывает айван. Комнаты в большинстве случаев вытянуты в одну линию, но часто встречается и планировка с коридором между двумя жилыми комнатами. Иногда дома имеют второй этаж, где находится небольшая комната — «балахона». Полы почти повсеместно деревянные; в ряде кишлаков большую часть комнаты занимает деревянный помост, только у входа имеется углубление, куда ставят обувь. Отапливаются дома печами, но в кухнях для приготовления пищи имеется очаг, который, как и в Ферганской долине, носит название «мори»; для выхода дыма служат небольшие отверстия в стене кухни. Хлебная печь — тандыр находится во дворе; форма тандыра такая же, как и у всего населения долины Зеравшана; отверстие расположено не вверху, как в Хорезме, и не сбоку, как В Фергане а наклонно (рис. 2). Рис. 2. Тандыр у узбек-каракалпаков В убранстве жилища, наряду с <™шла1< Кара' Ка“ гнраа)т Булунгурского- широким распространением городской мебели, имеется и много предметов, характерных, для традицион­ного быта местного населения: полы застланы паласами (алача) —- иногда фабричного производства, но чаще домотканными; ковры, паласы и мелкие ковровые изделия и в настоящее время широко бытуют в домах узбек-каракалпаков Булунгурского района. Узоры ковровых изделий самаркандских узбек-каракалпаков представляют несомненный интерес для искусствоведов. Некоторые из этих узоров очень близки к орнаментам ковровых изделий аму-дарьинских каракалпаков. В нишах, часто встречающихся (хотя и не так повсеместно, как в домах ферганских каракалпаков), стоят сундуки со сложенными на них подушками и одеялами. Обычно это современной выделки, обитые кусочками цвет­ ной жести сундуки, купленные на базаре, но в колхозе им. Ленина мы во многих домах встречали старинные деревянные сундуки, украшенные резьбой; вообще в кишлаках этого колхоза сохранилось боль­ше черт, по-видимому, свойственных в прошлом данной этнографиче­ской группе. Во дворе (часто под навесом) стоит обычный предмет традиционной меблировки — деревянный топчан (карабат), на котором члены семьи проводят много времени летом. Посуда бытует и городская, и местная (ступа «кели» и пест «келисап», маслобойка «куви», деревянная ложка «кашык», плетеная ложка для лапши «шолпы» и др .). Молодые мужчины носят обычно одежду городского покроя, иногда1 дополняя ее тюбетейкой чустского типа (рис. 3). Одежда же стариков и женщин, особенно старшего возраста, сохраняет много узбекских, национальных особенностей. Старики поверх белья национального по­ кроя надевают распашную легкую одежду до колен «яхтак» из серой или цветной ткани, а сверх него — стеганый темный халат «чапан». подпоясанный платком «бельбеу»; на голове поверх тюбетейки повязывают чалму «салле», чаще из голубой или белой ткани, причем конец чалмы свешивается с левой стороны (рис. 4); на ногах старики носят мягкие кожаные сапоги «маси» и калоши. Молодые женщины и девушки носят общераспространенные в Узбекистане платья на короткой ко­ кетке «кокрек бурме», безрукавки «кокрекче», короткие камзолы, а не­ редко костюмы и пальто городского типа; у сельского населения еще ши­роко бытуют длинные женские штаны; молодые носят обычно город­ские туфли, но на низких каблуках; голову повязывают платком, сложенным по диагонали. Пожилые женщины поверх платьев (часто белых) надевают более длинную, чем у молодых, безрукавку «калтече» и халат «чапан»; голову покрывают белым платком, причем иногда под подбородком повязывается кусок марли, который называют здесь кимачак 39. В формах женских головных уборов еще прослеживается разница между представительницами различных этнографических (в прошлом племенных) групп. Но таких различий, в матеральной культуре разных этнографических групп долины среднего Зеравшана осталось немного. Можно, пожалуй, отметить еще некоторую разницу в убранстве домов 40, но в целом материальная культура узбек-каракалпаков та же, что и у узбекского населения, принадлежавшего к другим родоплеменным группам. Это еще раз показывает, что стирание бывших племенных различий в процессе консолидации узбекской социалистической нации идет довольно быстро41. Что касается языка, то «каракалпакско-узбекский диалект каракал­паков, проживающих в Ферганской долине и в долине З е р а в ш а н а » 42, представляет в настоящее время довольно сложную картину; в нем сочетаются элементы каракалпакского и узбекского языков, причем при сопоставлении говора узбек-каракалпаков долины Зеравшана с литературным каракалпакским языком обнаруживается значительное сходство в лексике (и соответственно — отличия от других узбекских говоров). Например, если узбек-каракалпаки употребляют такие слова, как ини (младший брат), aria (мать), не (что), как это принято и в литературном каракалпакском языке, то соседние узбеки (относившиеся в прошлом к племени юз-туяклы), употребляют вместо этих слов уке, ене, нима. Наблюдается сходство между говором узбек-каракалпаков и каракалпакским литературным языком и в области фонетики: этот говор относится к числу жокающих (как, впрочем, и многие другие говоры узбеков долины Зеравшана); узбек-каракалпаки в начале слова перед звуком а часто добавляют х, т. е. произносят хаял, хайван, как это наблюдается и в литературном .каракалпакском языке и чего нет, например, у соседних узбеков-юзов. Однако во многих других случаях наблюдаются и различия в произношении узбек-каракалпаков Самаркандской области и каракалпаков Хорезмского оазиса. В отношении морфологии говор узбек-каракалпаков в настоящее время ближе к узбекскому литературному языку, чем к каракалпакскому. В прошлом население здесь было очень пестрым и в этнографическом, и в лингвистическом отношении. Об этом говорит хотя бы такой факт, что говор узбек-каракалпаков, в прошлом относившихся к роду муйтен, отличается от говора других зеравшанских узбек-каракалпаков и, напротив, приближается к говору каракалпаков-муйтенов, живущих на территории Кара-Калпакской АССР. Так, в ряде случаев вместо фонемы л они употребляют н, например, вместо мылтык (ружье) они говорят мынтык, вместо манглай (лоб) — мангнай и т. д.43. Теперь, с образованием узбекской социалистической нации и окончательным сложением узбекского литературного языка, эта пестрота постепенно сглаживается. Итак, самаркандские узбек-каракалпаки до XVII—XVIII вв. были связаны с основной массой каракалпакского народа. Об этом свидетельствуют данные письменных источников и фольклора, анализ хозяйства, материальной культуры, родоплеменной структуры, языка. В настоящее время, хотя работа среди узбек-каракалпаков только начата и многие вопросы не выяснены, направление их этнического развития определилось достаточно ясно: самаркандские узбек-каракалпаки вошли в состав узбекской социалистической нации, сохранив лишь воспоминания об общем с каракалпаками происхождении и некоторые особенности языка.

Link to post
Share on other sites

В переписи 1897 года по Самаркандской области нет ни одного каракалпака (обсуждали не раз), хотя каракалпаки в этом регионе на тот момент проживали уже на протяжении от 100 до 200 лет. Судя по данным информаторов, на 1897 год они не считали себя узбеками или кем-то еще т.к. в первой четверти 20 века Заки Валиди Тоган упоминает о них как о самаркандских каракалпаках, а не переселенных с хорезма или ферганы в связи военным положением того периода, тем не менее не учтены (или учтены как узбеки или киргизы). Просто интересно, 250 каракалпаков Астраханской губернии включены в перепись, а несколько тысяч самаркандских каракалпаков в переписи нет. 

Link to post
Share on other sites

Хотел завести разговор в казахской теме по поводу Уали хана и по понятным причинам повторюсь.

Не помню кто автор очерков, но читал, что у Аблай хана было 4 сыновей от жены-каракалпачки. Старший Уали стал ханом по завещанию отца. Адил вроде правил таласскими  каракалпаками, скорее всего родичи жены Аблая были переселены туда, но это не важно. Меня интересует вопрос: почему Уали не устраивал казахский народ как хан, связано ли это с тем, что накануне между казахами и каракалпаками были большие стычки. Источники передают, что существовала взаимная неприязнь между каракалпаками и Абулхаиром, на этой почве началась даже война приведшей каракалпаков к самому апокалипсису в их истории. В первоначальном этапе этих войн Аблай поддерживал Абулхаира и вместе вступали против каракалпаков. Но потом Аблай как-то отстраняется, к нему бегут немалая часть каракалпаков, в том числе целиком наверное и жалаиры. По поводу жалаиров у меня два варианта: 1. ушли к Аблаю; 2. ушли к Карасакалу (Байбулату). Кто может просветить эти моменты?

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Kamal сказал:

Хотел завести разговор в казахской теме по поводу Уали хана и по понятным причинам повторюсь.

Не помню кто автор очерков, но читал, что у Аблай хана было 4 сыновей от жены-каракалпачки. Старший Уали стал ханом по завещанию отца. Адил вроде правил таласскими  каракалпаками, скорее всего родичи жены Аблая были переселены туда, но это не важно. Меня интересует вопрос: почему Уали не устраивал казахский народ как хан, связано ли это с тем, что накануне между казахами и каракалпаками были большие стычки. Источники передают, что существовала взаимная неприязнь между каракалпаками и Абулхаиром

не думаю что происхождение по материнской линии играли там какую-то роль, у Кенесары мать была вообще джунгаркой, но это не мешало ему быть любимчиком народа.

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
57 minutes ago, Balkin said:

не думаю что происхождение по материнской линии играли там какую-то роль, у Кенесары мать была вообще джунгаркой, но это не мешало ему быть любимчиком народа.

В источнике так и передается, наверное ув. Асан-Кайгы это известно, что Аблай завещал престол именно сыну от каракалпачки - сыну, рожденному от представительницы самого презираемого казахами в то время народу. Вот, а в чем заключалось это презрение? Левшин упоминает, что казахи отомстили каракалпакам за прежние обиды. Что за обиды?

Насколько мне известно, что казахские ханы идут по линии Тука-Тимуридов, рожденного от наложницы Джучи, а каракалпаки признавали только Шибанидов, пятый сын Джучи, которому отец и передал все эти территории в наследство. Не эти ли обстоятельства виновны во всех злоключениях между казахами и каракалпаками?

Link to post
Share on other sites
10 hours ago, Турист said:

Интересно, а казах.жалаиры все в прошлом каракалпаки ? Или какая-то часть ?

Нынче это никак не определишь, но какая-та часть нынешних казах-жалаиров присоединены к ним от каракалпаков точно. 

В принципе было два претендента на ханский престол - Уали и Касым (сын Аблая от калмычки).

Уали хан предположительно похоронен рядом с матерью Сайман ханым в местности Каракалпак.

http://www.altyn-orda.kz/poslednij-prival-xana-najdena-mogila-kazaxskogo-pravitelya-uali-slabogo/

– Наши деды возили нас сюда на лошадях, чтобы поклониться, – рассказывает, проводя экскурсию, местный мулла Каиржан Кожахметов. – Называется это место Хан-суеги. Никто не знал, какой хан здесь похоронен. Нашли здесь камень, на нем были надписи. Повезли в Кокшетау, там он еще два года пролежал, пока до него руки дошли у знатоков. Наконец отмыли его, убрали мох и убедились, что здесь лежат Уали-хан, его мать и племянник Султангазы.

Неожиданная находка на почитаемом степняками холме начисто перечеркнула все исторические справки.

– Многие годы считалось, что Уали-хан похоронен в урочище Сырымбет, – говорит заместитель директора по науке Акмолинского областного историко-краеведческого музея Алма Кунабаева. – Но, исходя из находки местного жителя – надгробной плиты, можно предположить, что он похоронен именно на этой сопке. Недалеко отсюда располагается гора Каракалпак, есть предположение, что Каракалпак – это стоянка, аул его матери, супруги Абылай-хана Сайман-ханым. К слову, здесь семь могил. Старожилы предполагают, что здесь похоронена сама Сайман-ханым, дочь каракалпакского бека Сагындыка Шуакпая.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...