Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

А теперь к самому интересному:

Вамбери о племенах Каракалпаков:

Каракалпаки Они живут по ту сторону Оксуса, напротив Гёрлена и далее почти до Кунграда, вблизи больших зарослей. Лошадей у них мало, овец почти совсем нет. Каракалпаки славятся тем, что у них самые красивые женщины в Туркестане, но зато их самих изображают величайшими идиотами. Я насчитал среди них 10 главных племен: 1) баймаклы (Bajmakli), 2) хандекли (Chandekli), 3) терстамгалы (Terstamgali), 4) ачамайлы (Atschamayli), 5) кайчили-хитай (Kaytschili Chitai), 6) ингаклы (Ingakli), 7) кенегес (Keneges), 8) томбоюн (Tombojun), 9) саку (Saku), 10) онтёртурук (Ontorturuk). Их число определяется в 10 тыс. кибиток. С незапамятных времен они подчинены Хиве. Сорок лет назад они восстали под предводительством Айдоста, который вторгся в Кунград, но позднее был разбит Мухаммед Рахим-ханом. Восемь лет назад они опять восстали под предводительством Сарлыга, имевшего, как говорят, 20 тыс. всадников и причинившего большие опустошения. В конце концов восставшие были разбиты Кутлуг Мурад-бием и рассеяны. В последний раз они восстали три года назад, их предводитель Эр-Назар построил себе крепость, но был также побежден

А теперь сравните племена хивинских узбеков и название "обновленных" племен на текущее время каракалпаков (уже давали коллеги из Каракалпакстана):

Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

Выделенное это то, что сейчас совпадает с каракалпаками. Причем многие здесь у Каракалпаков представляют самые крупные племенные ветки. Как это так? всего за 50-70 лет бывшие узбеки стали называться каракалпаками? В чем состояла причина? Всели бывшие узбеки стали называться каракалпаками или нет?

Вы начали с того, что все узбеки, каракалпаки, ногайцы - бывшие казахи, при этом узбеки были истреблены русскими, а уцелевшие бежали к каракалпакам. То есть, когда русские резали узбеков, каракалпаки по Вашему уже были. Теперь задаете вопрос, все ли каракалпаки бывшие узбеки?

А что означает "обновленные племена каракалпаков" и кто их обновлял?

Вамбери писал много разного о каракалпаках, так как, каждая группа каракалпаков имела разную историю в конце-концов влившуюся в общую историю. Но Вамбери тогда не смог обобщить все данные, поэтому его мнение о каракалпаках было неоднозначным и рваным. Крупные группы каракалпаков во времена Вамбери проживали отдельно на левом (Хива) и правом (Россия) берегах Амударьи, в Бухаре, Ферганской долине, на территориях нынешних Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях РУз... то есть в разных тогдашних государствах.

В начале 17 века каракалпаки создали свое централизованное государство, которое распалось к середине 18 века, главным образом из-за поражения от джунгар и каракалпаки рассеялись по всей Средней Азии. Десятую часть, что уцелела после джунгар и все еще сохранила свою государственность, добили уже Абулхаир и его потомки в период с 1743 по 1786 годы. А кто уцелел от них, переместились к Амударье, которые воссоединились с другими группами, с незапамятных времен обитавшими в Хиве.

Одним словом, по достоверным источникам известно, что каракалпаки народ отдельный от узбеков и казахов уже в течении 500 лет, а Вы называете какие-то 50-70 лет превращения узбеков в каракалпаков.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да скорее всего Вы правы. Имеются ошибки и неточности. А вот то, что как мне показалось коныраты полностью ушли к Вам наверное действительно так и было. Коныраты огромное племя с ним не мог ошибиться Вамбери.

А когда конраты ушли к нам и как это Вы представляете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да скорее всего Вы правы. Имеются ошибки и неточности. А вот то, что как мне показалось коныраты полностью ушли к Вам наверное действительно так и было. Коныраты огромное племя с ним не мог ошибиться Вамбери.

Нет, по-моемуВамбери когда узнал что Х.х. из Кунград – узбеков он погодовно всех Кунградовнаписал что они узбеки.:lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы начали с того, что все узбеки, каракалпаки, ногайцы - бывшие казахи, при этом узбеки были истреблены русскими, а уцелевшие бежали к каракалпакам. То есть, когда русские резали узбеков, каракалпаки по Вашему уже были. Теперь задаете вопрос, все ли каракалпаки бывшие узбеки?

А что означает "обновленные племена каракалпаков" и кто их обновлял?

Вамбери писал много разного о каракалпаках, так как, каждая группа каракалпаков имела разную историю в конце-концов влившуюся в общую историю. Но Вамбери тогда не смог обобщить все данные, поэтому его мнение о каракалпаках было неоднозначным и рваным. Крупные группы каракалпаков во времена Вамбери проживали отдельно на левом (Хива) и правом (Россия) берегах Амударьи, в Бухаре, Ферганской долине, на территориях нынешних Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях РУз... то есть в разных тогдашних государствах.

В начале 17 века каракалпаки создали свое централизованное государство, которое распалось к середине 18 века, главным образом из-за поражения от джунгар и каракалпаки рассеялись по всей Средней Азии. Десятую часть, что уцелела после джунгар и все еще сохранила свою государственность, добили уже Абулхаир и его потомки в период с 1743 по 1786 годы. А кто уцелел от них, переместились к Амударье, которые воссоединились с другими группами, с незапамятных времен обитавшими в Хиве.

Одним словом, по достоверным источникам известно, что каракалпаки народ отдельный от узбеков и казахов уже в течении 500 лет, а Вы называете какие-то 50-70 лет превращения узбеков в каракалпаков.

На мой взгляд, которому я придерживаюсь состоит в том, что в Узбекской орде крупными племенами были Аргын, Конырат, Кыпчак, Найман... были тогда уже Кереи (ведь Кереи наверное были еще в Тюмене) не знаю точно. Произошел раскол в Узбекской орде основная часть узбеков откочевала в Могулистан, ну а часть осталась в Хиве. Этих племен не думаю, что они были в составе Каракалпаков. Ведь Каракалпаки были в составе Ногайской орды, я так считаю. Потому что, Аргыны, Найманы, Коныраты, Кереи и д. пришли с Чингизханом, а Каракалпаки в составе Кыпчакских племен были здесь, еще до прихода татаро-монгол. Местные затем образовались в отдельную орду, которая правилась Едиге и его потомками, и вот эта орда в дальнейшем называлась Ногайской. Золотая орла раскололась как раз на две орды местную и пришедшую Кок орда (Ногайская) и Ак орда (Узбекская). Слово и понятие мангыт был распространен в Ногайской орде, я так думаю что то вроде монгол (мын кол - тысяча воинов). Наверное на те племена на которые ложилась воинская повинность те общим названием назывались мангыты. Мангыты в переводе 1000 отсюда никак не может называться конкретный род или племя. Затем кроме как раскол в Узбекской орде произошел и в Ногайской часть ушла объединяться с уже Казаками а часть осталась сама по себе таким образом - просто Ногайцы и малая орда Казаков.

Коныраты в составе хивинских узбеков были точно об этом пишет Вамбери, но среди Каракалпаков их нет, это вторая половина 19 века. Сейчас же Конырат огромной ветвью у Каракалпаков, даже наверное главной веткой. Поэтому и возникают вопросы. Здесь я не думаю что ошибся Вамбери. Не ошибся он насчет и мангытов, он же ведь проезжал через их территорию и писал, что они в прошлом ногайцы, тем не менее Вамбери их объединил с узбеками, наверное от схожести языка, культуры.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мои отношение к Вамбери как к туристу а не какк историку и мой совет не стоит слепо верит к запискам туриста.:turkmen1:

Записки А. Вамбери не были свободны от некоторых упуще­ний и ошибок. Критики упрекали путешественника в сжатости изложения, отсутствии важных деталей в повествовании о виден­ных им странах и народах^18 . Эти недостатки автор впоследствии постарался устранить в специальных добавлениях к своему путе­шествию в Среднюю Азию^19 .

Вамбери находился под влиянием господствовавших в его время негативных взглядов на этнопсихологию, историю и *[13] *религию народов Востока. "Понимание истории Востока, - отмечал академик В. В. Бартольд, - кроме скудности фактических сведений долгое время затруднялось для европейских ученых предвзятым отношением к предмету исследования. С XVII в. под влиянием определившегося в то время превосходства европейской культу­ры начинается пренебрежительное отношение европейцев к от­сталым народам Востока"^20 .

Поэтому Вамбери допустил ряд ошибочных несправедливых суждений о турках, персах, туркме­нах, узбеках и других народах; неприятным высокомерием от­дают и его рассуждения о религии этих народов - исламе. Вамбе­ри приписывает мусульманским народам "коварство", "бесчело­вечность", "дикость" и другие отрицательные черты. Однако приводимые им же конкретные случаи гостеприимства, доброты, отзывчивости людей, с которыми ему довелось общаться во время путешествия, легко опровергают его необъективные суждения^21 .

http://lib.ru/HISTORY/WAMBERI/azia1867.txt

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет, по-моемуВамбери когда узнал что Х.х. из Кунград – узбеков он погодовно всех Кунградовнаписал что они узбеки.:lol:

Об узбеках он оговаривается вначале "название не имеет этнического значения". То есть, хивинские конраты тогда еще не имели этнической принадлежности к какому-либо народу. Также и бухарские мангыты. Конраты главенствовали в Хиве, мангыты - в Бухаре. А Бердах в своем "Шежире" пишет об этих племенах, как о многочисленных каракалпакских племенах. Ну может быть это те, кто давно забыл о шейбанидах и уже сознательно идентифицировали себя каракалпаками.

Такая ссылка уже была, но еще раз для Тал-ад-дина. Как раз упоминаются и каракалпаки (одна из групп каракалпаков):

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1079261640

Share this post


Link to post
Share on other sites

Об узбеках он оговаривается вначале "название не имеет этнического значения". То есть, хивинские конраты тогда еще не имели этнической принадлежности к какому-либо народу. Также и бухарские мангыты. Конраты главенствовали в Хиве, мангыты - в Бухаре. А Бердах в своем "Шежире" пишет об этих племенах, как о многочисленных каракалпакских племенах. Ну может быть это те, кто давно забыл о шейбанидах и уже сознательно идентифицировали себя каракалпаками.

Такая ссылка уже была, но еще раз для Тал-ад-дина. Как раз упоминаются и каракалпаки (одна из групп каракалпаков):

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1079261640

Вамбери посетил только Хиву и Бухару, пожтому всех Казахов и не видел. Не видел казахов из средней орды. Так как там те же племена что и в Хиве были: Кыпчаки, Коныраты, Найманы, Аргыны.

У меня к Вам вопрос: в Узбекистане допустим встречаете Конырата, безусловно ли он Каракалпак? Среди узбеков есть люди которые себя относят к Коныратам?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вамбери посетил только Хиву и Бухару, пожтому всех Казахов и не видел. Не видел казахов из средней орды. Так как там те же племена что и в Хиве были: Кыпчаки, Коныраты, Найманы, Аргыны.

У меня к Вам вопрос: в Узбекистане допустим встречаете Конырата, безусловно ли он Каракалпак? Среди узбеков есть люди которые себя относят к Коныратам?

Я из Конратского племени, род Колдаулы. Самый мятежный род каракалпаков. Мои предки: Амангельди - предводитель каракалпакского восстания против бухарского хана в 18 веке. Айдост бий - против хивинского хана в 19 веке, Ерназар бий - против Хивы в 19 веке. Бердах, каракалпакский классик 19 века, боролся против ханского произвола через своих стихов. Это только мои предки из рода Колдаулы.

В Узбекистане конраты нынче частью узбеки, частью каракалпаки с одинаковыми родоплеменными названиями. Только не надо опускаться до уровня дилетантов, выясняя кто от кого произошел?! Сначала произошли конраты, а потом уж и разделения пошли.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да скорее всего Вы правы. Имеются ошибки и неточности. А вот то, что как мне показалось коныраты полностью ушли к Вам наверное действительно так и было. Коныраты огромное племя с ним не мог ошибиться Вамбери.

Да нет, полностью не ушли. Конграты крупное племя и узбеков. Русские этнографы зафиксировали их в составе узбеков относительно недавно:

Русский этнограф Татьяна Жданко была первой кто проводила углубленное изучение структуры каракалпакских племен. Она не только обнаружила сходство между племенными структурами узбеких и каракалпакских конгратов в Хорезме, но также обнаружила близость обычаев и материальной и духовной культуры между ними. Она пришла к выводу, что сходство между узбекскими и каракалпакскими конгратами следует рассматривать не только в историческом смысле, но и также необходимо видеть их общность в современных этнических отношений. Б.Ф. Чориев добавил, что "надо искать сходства не только среди каракалпаков и Хорезмских конгратов, но и среди сурхандарьинских конгратов. Все они имеют одинаковую этническую историю".

Конгираты:

http://s017.radikal.ru/i438/1206/c8/bbdc74bdea68.jpg

http://s53.radikal.ru/i140/1206/18/be845bf519e0.jpg

http://s019.radikal.ru/i607/1206/93/a6d8d955f9e0.jpg

http://s56.radikal.ru/i152/1206/06/fa355b190673.jpg

http://s45.radikal.ru/i107/1206/8c/46a551da11ae.jpg

http://s018.radikal.ru/i500/1206/3c/400f5f17fdaa.jpg

http://i057.radikal.ru/1206/2c/6c9fb1bd2c2c.jpg

Видите ли никуда они не ушли.

Share this post


Link to post
Share on other sites

У меня к Вам вопрос: в Узбекистане допустим встречаете Конырата, безусловно ли он Каракалпак? Среди узбеков есть люди которые себя относят к Коныратам?

Лично я на работе знаю одного конграта (узбека). Я это узнал примерно так: они часто ездят в командировку по областям. И этот мужчина-конграт говорит завтра мне надо ехать в Нукус, другой сотрудник говорит ему так: каракалпаки бывает очень националистами (шутя или всерьез не знаю). Тогда мужчина-конграт ему отвечает: Да, что ты. Они же наши конграты (ўзимиззи қўнғиротларку улар). Но тот сотрудник не уставал повторят, что они националисты, что у него были знакомые, друзья итд. Должен сказать тот другой сотрудник тоже племенной узбек (о чем говорит его внешность и диалект), кажется он из племени (или рода) болгали из Самаркандской области (Иштихан). Так как у нас не в моде спрашивать племя, я не конкретизировал кто он (из какого племени). Примерно так можно узнавать кто есть кто. Еще знаю певца - Махмуд Намозов. Тоже узбекский конграт.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Для начала, хотел спросить существуют ли эти племена у нынешних Узбеков: мангыт, ас, дурмен, кенегес, мытен, джагатай и тд.?

То есть хотел бы знать, если ли люди точно относящие себе к этим родам?

Вышлю ответ в соответствующей теме: Узбеки

Share this post


Link to post
Share on other sites

Одним словом, по достоверным источникам известно, что каракалпаки народ отдельный от узбеков и казахов уже в течении 500 лет, а Вы называете какие-то 50-70 лет превращения узбеков в каракалпаков.

"Три народа, — пишет Рузбехан, — относятся к узбекам, кои суть славнейшие во владениях (улус) Чингиз-хана. На сегодняшний день (один из них) — все (племена), относящиеся к Шейбану (шеибанион), и его величество через целый ряд предков был и есть их прирожденный хан, второй народ — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третий народ — мангыты, кои суть цари астраханские. Одна граница области узбеков оканчивается у океана, другая доходит до Туркестана, третья до Дербента, четвертая до Хорезма и пятая до Астрабада. Все эти земли целиком составляют летовки и зимовки узбеков.

Первые исторические сведения о каракалпаках относятся к 1598 г. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов — Абдуллы хана (1583—1598 гг.) нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, на нижнем течении Сырдарьи, среди которых упоминаются и каракалпаки. С тех пор известия о каракалпаках всё чаще встречаются в исторических источниках. К концу ХVI века это была уже вполне сформировавшаяся народность.

Одна из распространённых версий [Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. — Саранск, 1960.] , основывающаяся на истории названий родов (6 ти арысов-Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт) [ [http://nukus1.connect.uz/narot/qq.html] ] , относит начало формирования каракалпакского этноса к выделению из Ногайской Орды после 1556 года Алтыульской Орды, крайнего юго восточного участка владений Ногайской Орды, граничивший со Средней Азией во главе с Шейх Мамай-бием [ [http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/nogay.htm] ] (дословно Орда Шести Сыновей). В первой половине [XVII] в., спасаясь от калмыцкого нашествия, приняли подданство казахских ханов.

Да, еще в 16 веке шейбанидские узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы уже сформировавшийся народы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Лично я на работе знаю одного конграта (узбека). Я это узнал примерно так: они часто ездят в командировку по областям. И этот мужчина-конграт говорит завтра мне надо ехать в Нукус, другой сотрудник говорит ему так: каракалпаки бывает очень националистами (шутя или всерьез не знаю). Тогда мужчина-конграт ему отвечает: Да, что ты. Они же наши конграты (ўзимиззи қўнғиротларку улар). Но тот сотрудник не уставал повторят, что они националисты, что у него были знакомые, друзья итд. Должен сказать тот другой сотрудник тоже племенной узбек (о чем говорит его внешность и диалект), кажется он из племени (или рода) болгали из Самаркандской области (Иштихан). Так как у нас не в моде спрашивать племя, я не конкретизировал кто он (из какого племени). Примерно так можно узнавать кто есть кто. Еще знаю певца - Махмуд Намозов. Тоже узбекский конграт.

Тот узбек из Балгалы (кстати, у каракалпаков тоже есть этот род) заранее подготавливал узбека-конрата, чтоб тот был более агрессивнее по отношению к каракалпакам. Вот такие действия "старших" товарищей из Ташкента и породили нашу национальную нетерпимость к присутствию таким элементам. В отличие от меня, большинство каракалпаков только-только начали осознавать - что к чему и кто есть кто. Ташкенту надо было с самого начала вести политику равного партнерства. А теперь, процесс уже пошел.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В первой половине [XVII] в., спасаясь от калмыцкого нашествия, приняли подданство казахских ханов.

Неверная информация из Википедии. В начале 17 века каракалпаки сами вытеснили казахов из Сырдарьи. В том же 17 веке образовалось Каракалпакское ханство из шейбанидов Кучумовичей, которые пытались вернуть Сибирское ханство. К тому же, чтоб спасти калмыков от каракалпакской военной угрозы, русскими предприняты некоторые оргмероприятия по внедрению калмыков в казачье войско (Соймонов Л.Я.). То есть, каракалпаки не боялись калмыков, так как с ними было обоюдное соглашение. Даже один из каракалпакских султанов находился при калмыцком хане в заложниках с семьей (об этом я уже сообщал ранее. Сообщения есть и в этой теме, и теме о Карасакале). Никаких предпосылок принять подданство казахских ханов и помине не было.

Единственное, в конце 17 и начале 18 веков существовал некий союз каракалпаков, казахов и киргизов. Некоторые ученые называют этот союз "Алты алашем" Тауке хана, где помимо ханских властей, единое правление осуществлялось через бийский совет. Такое нововведение Тауке хана видимо не прижилось, так как, в самом начале 18 века союз распался.

В Википедии говорится о каракалпакских племенах, подвластных казахским ханам, а не Каракалпакском ханстве, подвластном казахскому ханству. Это говорит о прозрачности границ, так как, в Каракалпакском ханстве также обитали и казахские, и башкирские племена, подвластных каракалпакам. Помимо каракалпакских племен, подвластных казахским ханам, были и другие каракалпакские племена, подвластных бухарскому и хивинскому ханствам.

Еще некоторые толкуют, что Нижние каракалпаки после джунгарских бедствий были подвластны Абулхаиру, хану младшего жуза. Это тоже ошибка. Здесь тоже имеются ввиду отдельные племена, обитавшие на территории Младшего жуза. Левшин описывает их жизнь невыносимой из-за постоянных набегов и произвола со стороны казахов.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Три народа, — пишет Рузбехан, — относятся к узбекам, кои суть славнейшие во владениях (улус) Чингиз-хана. На сегодняшний день (один из них) — все (племена), относящиеся к Шейбану (шеибанион), и его величество через целый ряд предков был и есть их прирожденный хан, второй народ — казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третий народ — мангыты, кои суть цари астраханские. Одна граница области узбеков оканчивается у океана, другая доходит до Туркестана, третья до Дербента, четвертая до Хорезма и пятая до Астрабада. Все эти земли целиком составляют летовки и зимовки узбеков.

Да, еще в 16 веке шейбанидские узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы уже сформировавшийся народы.

Вообще то, посмотрите, опять три государства получается:

Первый народ: Шейбан и его Узбекская орда, в котором власть поменялась на Урусидов (Джанибек и Герей) - средний жуз.

второй народ: казахи это по моему и есть Могульская орда - старший жуз.

третий народ: мангыты, кои суть цари Астраханские и есть Ногайская орда - младший жуз.

Между прочим опять очередное подтверждение моих предположений.

Меня не покидает сейчас мысль, что

было три орды

Узбеки (татары) - из части племен формировали по тысячной системе войска , отсюда понятие - МОНГОЛ.

Ногайцы (бывший кыпчакский союз племен) - аналогично из части племен формировали по тысячной системе войска - МАНГЫТ.

Казаки (канлы, уйгуры и прочие племена старшего жуза) - аналогично из части племен формировали по тысячной система войска - МОГОЛ.

Где то здесь находил, что хазарейцы - тоже обозначает тысяча.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Первые исторические сведения о каракалпаках относятся к 1598 г. Видный историк-востоковед П. П. Иванов в одной из грамот Бухарского хана династии Шейбанидов — Абдуллы хана (1583—1598 гг.) нашёл перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, на нижнем течении Сырдарьи, среди которых упоминаются и каракалпаки. С тех пор известия о каракалпаках всё чаще встречаются в исторических источниках. К концу ХVI века это была уже вполне сформировавшаяся народность.

Одна из распространённых версий [Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. — Саранск, 1960.] , основывающаяся на истории названий родов (6 ти арысов-Муйтен, Конграт, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт) [ [http://nukus1.connect.uz/narot/qq.html] ] , относит начало формирования каракалпакского этноса к выделению из Ногайской Орды после 1556 года Алтыульской Орды, крайнего юго восточного участка владений Ногайской Орды, граничивший со Средней Азией во главе с Шейх Мамай-бием [ [http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/nogay.htm] ] (дословно Орда Шести Сыновей). В первой половине [XVII] в., спасаясь от калмыцкого нашествия, приняли подданство казахских ханов.

Да, еще в 16 веке шейбанидские узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы уже сформировавшийся народы.

Именно Абдуллу хана поддерживали большинство каракалпаков. Этим же каракалпакам присоединились и каракалпаки Алтыульской Орды после разрыва отношений с Хакназаром. Заслуги каракалпаков перед Абдуллой огромные, по этой причине он и упоминает о каракалпаках в отдельности. Также большинство каракалпаков находились в рядах войск Кучума в Сибирском ханстве, с кем Абдулла имел тесные союзнические отношения. По этой причине Кучумовичи в последующем, потеряв все надежды вернуть Сибирское ханство, стали единовластными правителями каракалпакского народа. Вот откуда тянется ниточка.

1598 год, это не год образования каракалпакского народа, а год признания его заслуг. Если учесть легенду остяков, о приходе в Сибирь каракалпаков Кучума, который захватил там власть в начале второй половины 16 века, то получим еще минус 40-50 лет, то есть, обособление каракалпаков середина 16 века. Если углубляться дальше, то и еще раньше.

Поэтому, не следует происхождение каракалпаков приписывать то узбекам, то казахам или ногайцам. Обособление каракалпаков произошло в одну эпоху с этими народами.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Меня не покидает сейчас мысль, что

было три орды

Узбеки (татары) - из части племен формировали по тысячной системе войска , отсюда понятие - МОНГОЛ.

Ногайцы (бывший кыпчакский союз племен) - аналогично из части племен формировали по тысячной системе войска - МАНГЫТ.

Казаки (канлы, уйгуры и прочие племена старшего жуза) - аналогично из части племен формировали по тысячной система войска - МОГОЛ.

Где то здесь находил, что хазарейцы - тоже обозначает тысяча.

В Золотой Орде был один народ состоящий из 92 племен, самосознание у них было родоплеменным, называли себя по родам, мангыт, кипчак, аргын и т.д.

У этого населения было два внешних названия экзоэтнонима.

Узбеками их называли среднеазиатские авторы, татарами арабы европейцы, русские.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Арсен

В Золотой Орде был один народ состоящий из 92 племен, самосознание у них было родоплеменным, называли себя по родам, мангыт, кипчак, аргын и т.д.

У этого населения было два внешних названия экзоэтнонима.

Узбеками их называли среднеазиатские авторы, татарами арабы европейцы, русские.

Это верно лишь частично. О чистом родоплеменном самосознании можно было бы вести речь если бы золотоордынские племена стояли на догосударственной ступени общественного развития. Но в действительности у них были собственные традиции феодальной государственности. Название узбеки действительно первоначально засвидетельствовано только как экзоэтноним, но татарами они себя называли, хотя конечно это самоназвание нельзя считать этнонимом в современном понимании - скорее политонимом. Ну и потом В.В. Трепавлов говорил мне в личной беседе, что если на левом крыле (в Кёк Орде) различные племена действительно мало что связывало между собой, то на правом (в Ак Орде) к концу существования Золотой Орды уже начался постепенный процесс разложения родо-племенного строя.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это верно лишь частично. О чистом родоплеменном самосознании можно было бы вести речь если бы золотоордынские племена стояли на догосударственной ступени общественного развития.

В чистом виде конечно не было, но было как у казахов в позднее средневековье, когда род играл большой значение.

Сильная государственность появилась при узбеке, а до этого была анархия и федерация джучидских улусов.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчет разложения я бы тоже не был так категоричен, он был в основном у некоторых родов, живших по оседлым владениям, у кочевых он не разлагался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В китайских архивах обнаружено письмо Верхних каракалпаков от 1758 года, пытавшихся установить дипломатическое отношение с Китаем. Но этому не суждено было сбыться. Впрочем это не важно, важно, что наконец-то установлена судьба Верхних каракалпаков численностью примерно 300-350 тысяч человек к моменту указанного периода. Из-за не состоявшихся дипломатических контактов с Китаем, Верхние каракалпаки, оставшиеся без своей территории откочевали частями в Казахское, Кокандское, Бухарское, Хивинское ханства и возможно в Афганистан. Все они в большинстве своем полностью интегрировались с местными народами.

На территории Нижних каракалпаков в это время шла война с казахами Абулхаира, но есть сведения, что некоторые бухарские каракалпакские группы присоединились к Нижним, например, подчиненные Нуртай батыра переселились на Жанадарью на усиление Нижних, а по возможности - установить государственность из остатков каракалпакских племен. Но его попытки не имели успеха из-за натиска соседних Бухарского, Хивинского и Казахского ханов, противников очередного образования каракалпакской государственности. Сам Нуртай погиб от ран. Об этом есть сведения от Жанадарьинского периода каракалпаков. 

 

Загадки таинственного письма
01.03.2013
Первом историческом архиве Китая ученые Института востоковедения обнаружили неизвестное письмо XVIII века каракалпакского бия Кучук Кожа, на котором стояла печать… казахского батыра Кабанбая.Но каким образом на письме каракалпаков оказалась печать нашего батыра? И кто такой Кучук Кожа, печать которого стоит рядом? И вообще, каковы обстоятельства появления этого доселе неизвестного и никем неизу­ченного исторического документа?..Итак, начнем по порядку. Это письмо было написано каракалпакским бием Кучук Кожа вXVIII веке на чагатайском языке и направлено в Цинскую империю. Китайские архивариусы этот документ никак не прокомментировали, а только приложили к нему
хранившийся рядом с ним все эти два века перевод письма на маньчжурский язык.В первую очередь, живой интерес вызвали, конечно же, печати. В них в переводе на маньчжурский говорится: «kucuk hojo i temgetu» «Печать Кучук Кожа» (надпись на печати слева) и «Habambai i temgetu» «Печать Кабанбая» (надпись на печати справа). Сразу бросалось в глаза, что стиль этого письма, написанного на чагатайском, отличался от стиля писем, которые в те времена составляли в Казахском ханстве, или писем кашгарских уйгуров и кокандских узбеков. В архивных документах на маньч­журском языке, которые мы находили прежде, имя Каракерей Кабанбая указывалось, как «Habambai», как и в письме Кучук Кожа. Следовательно, была высока вероятность действительной связи каракалпакского письма с легендарным казахским батыром Кабанбаем. Но каким образом печать и имя нашего славного батыра связаны с каракалпаками и их бием Кучук Кожа? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, наши ученые сочли уместным сначала перевести исторический документ с маньчжурского на русский. Но вначале я решил представить транскрипцию письма в переводе на маньчжурский язык:abkai wehiyehe amban han de kucuk hojo uju jafaha. soltun bekeibi. esimbi. hara bi. hara minde bi. holmamat bi. ala najar bi amba ajige akūuhei hebešefi amba ejen han de aha ome hengkiљehe. /be inu amba ejen de hūsun
ak
ūmbuki. Ukaju bici. jafafi mejige bufi coohai kūwaran de benebuki. hara halbaki nukte ci elcin jihe. hambaba ilibufi yabubuhakū. ere bithe be/ baturujiyanggiyūn i elcin batur de afabuha. baturu jiyanggiyūn ulame abkai wehiyeheamba han de wesimbureo.. //А теперь перевод этого письма на русский язык:«Великому хану Абкайвехийехе, под началом Кучук Кожа при поддержке Султан-Бекей би, Есим би, Кара би, Қараменди би, Кұлмамет би, Алла-назар би, все мы, стар и млад, единогласно бьем челом великому Ежен хану. Мы тоже могли бы услужить Ежен хану, в случае ежели имеются беженцы, мы бы доставили про них вести до вашего военного лагеря или можем взять в плен оных и вручить вам. Мы прибыли послами от каракалпакского народа, нам препятствует Кабанбай и не пропускает нас. Это письмо вручено послу батыру цзянцзюня Батуру. Далее цзянцзюнь Батуру доставил бы наше послание великому хану Абкайвехийехе…».Читая перевод этого необычного письма, вспоминается еще один архивный документ времен Цинской империи письмо на маньчжурском языке некоего Чебденжаба, написанное 1 дня 9 месяца 23 года по цяньлуньской летописи Цинской империи (или 2 октября 1758 года). Китайские архивариусы назвали его как «заявление заместителя цзянцзюня по правому флангу армии усмирения окраинных земель Чебденжаба, именуемое «Кучук Кожа со своими подданными прибыл подчиниться нам, в связи с этим направляю имеющуюся переписку к сведению Его Величества». Факсимиле этого документа введен в «Сборник архивных документов по истории китайско-казахских отношений в Цинский период­» том), изданный нами совместно с Первым историческим архивом Китая. Транскрипцию и перевод заявления Чебденжаба на казахский язык мы опубликовали в книге «Китайские архивные документы по истории дипломатических отношений Казахского ханства и
Цинской империи» том). В нем автор заявления Чебденжаб сообщает своему царю (Цяньлуню):«Я, раб, защищающий Вас, по имени Батуру, вернулся из Казахских земель и сообщаю следующее: «В ауле казаха Кабанбая встретил каракалпака по имени Кучук Кожа. И сказал мне Кучук Кожа: «Я возглавил 10 человек из каракалпакских аулов и обратился к Кабанбаю: «Ныне вы все общаетесь с великим ханом. В свое время у нас тоже были с ним торговые отношения, и мы пришли выразить желание всех жителей «также поддерживать отношения с ханом и вместе жить в мире и покое». К нашему счастью мы встретились с вами, послом от цзянцзюня батыра. Тогда мы [пользуясь случаем] преподносим письмо и хотим выразить желание от имени каракалпакского народа установить отношения с великим ханом. Надеемся, что цзянцзюнь батыр доведет послание до великого царя.Раньше казахи нас постоянно грабили, а с этих пор, когда мы общаемся с великим ханом, мы можем жить спокойно», сказал он и тут же написал письмо, поставил печать, вручил мне. Я не знал такого языка письма и приказал переводчику прочитать. В письме было следующее: «Главенствующий 60 000 семьями каракалпаков Кучук Кожа, Султанбек би, Есимбай, Кара би, Корбота би, Халахмат би и Алданазар и подобные им стар и млад бьют челом: преклоняемся перед Абкайвехийехе ханом. Если вашей стороны] беглецы придут в наши края, то мы известим вас. Мы, каракалпакские послы, прибыли сюда, а Кабанбай не извещает Абкайвехийехе хана о нашей просьбе. Теперь наше письмо вручаем послу, охраняющего батыр цзянцзюня [его посла] и просим доставить это письмо Абкайвехийехе хану». После я, Батуру, показал письмо Кучук Кожа Кабанбаю,  который сказал: «Это правда, что они хотят отношений с вами. Но их земля слишком далека, больно затруднительное дело отправлять своего посла туда и обратно», и поверх письма, написанного Кучук Кожа, поставил и свою печать».. вместе со своим заявлением отправляю к сведению царя оригинал письма каракалпака Кучук Кожа... [23 год Цяньлунской летописи] 9 месяц 1 день [отправлено это заявление]».Читая заявление Чебденжаба, убеждаешься, что действительно имеется прямая связь между ним и недавно обнаруженным нами каракалпакским письмом переводе на маньчжурский язык). Сведения, содержащиеся в письме, переведенном на маньчжурский язык, и сведения Чебденжаба о письме каракалпака Кучук Кожа в основном совпадают. Но нестыковки все же есть:а) «60 000 семей каракалпаков под главенством Кучук Кожа», указанные в заявлении Чебденжаба, не встречаются в самом письме Кучук Кожа, переведенном на маньчжурский язык;ә) Имена 6 человек (кроме Кучук Кожа), упомянутые в обоих документах, немного различаются. В чагатайском письме они изложены, как «soltunbekei bi», «esim bi», «hara bi», «hara minde bi», «holmamat bi» и «ala najarbi». В письме Чебденжаба, как «soltobekbei», «esembai», «harabei», «horbotabei», «halahmatbei» и «aldanajar».Впрочем, все эти различия вполне объяснимы. «60 000 семей каракалпаков под главенством Кучук Кожа», упоминаемые в письме Чебденжаба на маньчжурском языке, соответствуют письму самого Кучук Кожа, где «60 000 семей каракалпаков» записаны, как «6 городов каракалпаков». А тот факт, что имена Чебденжаб записал чуть иначе, также объясним: различия в восприятии и произношении иностранных для него имен привели в итоге к ошибкам в орфографии во время написания им заявления своему царю.Вывод один: недавно обнаруженное нами в Первом историческом архиве Китая неизвестное письмо на чагатайском языке и есть оригинал письма каракалпака Кучук Кожа, о котором говорится в заявлении Чебденжаба.Также доподлинно стали известны хозяева друх печатей. Если первая печать принадлежала написавшему указанное письмо каракалпакскому бию Кучук Кожа, то вторая (как сообщает своему императору Чебденжаб) действительно принадлежала одной из выдающихся личностей казахского народа того времени Каракерей Кабанбай-батыру.Обнаруженный нами оригинал письма Кучук Кожа на чагатайском языке и его перевод на маньчжурский китайские чиновники XVIII века по неизвестным нам причинам положили на хранение отдельно от заявления Чебденжаба. Хотя такие среднеазиатские письма, написанные, как правило, на чагатайском или тот-монгольском языках, обычно хранились в качестве «дополнительного документа» вместе с заявлениями цинских сановников, ведь в них говорилось об одном и том жесобытии. В нашем же случае письмо каракалпака Кучук Кожа с печатью казаха Кабанбай-батыра оказалось в стопке других документов, отдельно от заявления Чебденжаба, объяснявшего своему императору, о чем бьют челом каракалпаки (письмо Чебденжаба, как я уже говорил выше, мы обнаружили значительно раньше). В результате, спустя несколько веков, письмо Кучук Кожа превратилось для нас в неизвестный документ.Чебденжаб свое заявление написал «1 дня 9 месяца 23 года по цяньлуньской летописи», то есть 2 октября 1758 года. Исходя из этой даты, следует, что письмо каракалпакского бия Кучук Кожа с печатью Кабанбай батыра, вероятно, появилось в промежутке между концом августа и началом сентября 1758 года. В следующем пятничном номере «Казахстанской правды» мы продолжим разговор об этом необычном письме и попытаемся проанализировать события, в результате которых оно появилось.Бахыт ЕЖЕНХАНҰЛЫ,главный научный сотрудник, заведующий отделом Азии и Тихоокеанского региона Института востоковедения им. Р. Б. Сулейменова, доктор исторических наук (PhD)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Жанадаринский период каракалпаков. Вторая половина 18 века.

«Шежире» Бердаха появилось как художественный плод вышеуказанных условий, имевших место еще до рождения поэмы, и в то время, когда он родился и жил. Правдивость этого выражения становится очевидной, если мы проанализируем содержание поэмы «Шежире», сопоставляя исторические факты.
Одним из исторических условий появления поэмы «Шежире» являются события, связанные с Жанадарьинской историей каракалпаков в XVIII веке. Как известно, в XVIII веке каракалпаки перенесли ряд трудностей. В это время наш народ боролся за сохранение нации, для того чтобы занять достойное место среди тюркоязычных народов, обрести национальную независимость.
В 1715–1716 годы туркменские феодалы и кызылбаши совершали набеги на каракалпаков, в результате чего большая часть каракалпаков присоединилась к Сырдарьинским каракалпакам. Здесь народ воевал с казахами за землю. В результате набегов жунгаров в 1723 году, Абылхаир-хана в 1743 году, хана Среднего жуза Абылай султана в 1746–1747 годы основная часть каракалпаков переселилась на берега Жанадарьи и Куандарьи. Затем во время массовых набегов Ералы султана в 1762 году совместно с аральскими каракалпаками и узбеками вели объединенную борьбу с неприятелями. Во второй половине XVIII века уже Хивинское ханство предпринимало попытки завоевания каракалпаков. Именно эти печальные события, историческая правдивость которых подтверждается фактами, легли в основу поэмы «Шежире».
В поэме Бердаха «Шежире» первоначально каракалпаки жили в Хорезме, Ургенче. Муйтен, Конырат, Кытай, Кыпшак, Кенегес, Мангыт – Ак пышак. Все шесть племен каракалпаков заняли Ургенч. Причиной для переселения каракалпаков стала несправедливая политика Хивинского ханства в начале XVIII века, что привело к разорению народа, кровопролитным войнам. Как изображается в эпизодах поэмы, в это время каракалпаки беспощадно боролись за сохранение единства народа. Затем хорезмские каракалпаки присоединились к туркестанским каракалпакам. Но и здесь они не могли долго жить, переселились в сторону Жанадарьи и Куандарьи.
Согласно народным преданиям и мнению некоторых ученых, Жанадарьинский период каракалпаков изучен очень мало, тем не менее, это время имеет богатую историю. Здесь каракалпаки благополучно жили около 100 лет, строили города и крупные водные сооружения, занимались земледелием, рыболовством, животноводством. Именно Жанадарьинский период каракалпаков с гордостью воспевается Бердахом в поэме «Шежире». Также поэт с помощью исторических событий указывает основные причины переселения отдельных частей каракалпаков из этих мест. В своем произведении Бердах достоверными фактами изображает разорение народа, подчеркивает, что это были трудные времена, когда каракалпакский народ мог исчезнуть со страниц истории.
Разорился каракалпак,
Переселились в годы коровы,
Народ разделился на три части,
И ушли на три стороны.
 
Несмотря на разорение, каракалпаки не сразу оставили Жанадарью и Туркестан. Из обжитых мест первыми ушли жауынгыры. Представители племен Шуллик и Хытай во главе с Косназаром и Нуртаем смогли надежно охранять свою родную землю от неприятелей. Но уход жауынгыров ослабил их, и они были вынуждены переселиться. По мнению поэта, отсутствие согласия между племенами не дало возможности многим народным героям вести борьбу с врагом.
Горюя о том,
Что оставил Косназара,
Неделю пролежав дома,
Скончался Нуртай батыр.
 
С горечью повествует Бердах о смерти Нуртая, оставившего после себя хорошее имя и память как об исторической личности каракалпакского народа в XVIII веке, проявившего патриотические качества. С глубоким удовлетворением отмечает Бердах, что предки и родственники Нуртая батыра были также великими личностями своего народа, приводит их имена. То, что они были историческими личностями, подтверждается информацией о родословной племен, записанных со слов народа. Например, по информации историка О. Юсупова, племенной группе из рода Бийкараган название Жангелди костамгалы дано неслучайно. Их предками является Жангельди батыр, от них рождаются Айдар баба, Нуртай баба, Арзы аталык, Раметулла. Все они были мужественными людьми, занимали ответственные должности, защищали интересы народа. По информации известных ученых – археолога Г. Хожаниязова и историка И. Юсупова – правнук Нуртай батыра, Арзы бий аталык (XIX век), является известным аксакалом, выходцем из племени каракалпаков костамгалы. Один из его двух сыновей Раметулла, как говорится в поэме «Шежире» Бердаха, занимал должность волостного. 
Таким образом, правдивость вышеуказанных сведений о Нуртай батыре подтверждают исторические источники,согласно которым ему, умершему в 1810 году от полученных ран на войне, в Сырлы таме установлен мавзолей. В годы его правления от караванов, проходивших через «Нуртай калу», изымались налоги. О Нуртай батыре в поэме Бердаха «Шежире» говорится, что:
Взяв согласие у хана,
Построил у главной дороги город,
Стал царем трех племен.
 
Тот факт, что реально существовал Нуртай кала, также подтверждается историческими фактами. По информации профессора М.Тлеумуратова, приведенная в поэме Бердаха «Шежире» история Жанадарьинских каракалпаков, в том числе история Нуртая батыра, соответствует исторической правде. Как он отмечает, приведенные в поэме события Жанадарьи и Нуртай калы происходили во второй половине XVIII века. Следует отметить, что Жанадарьинский период каракалпаков ученые называют независимым периодом истории каракалпаков. В это время они совершили трудовой подвиг, вырыли крупные каналы, превратили родную землю в процветающий край, построили города. По своему количеству и объему сооруженные здесь культурные памятники превышают сооружения, построенные на нынешней родине каракалпаков, в низовьях Амударьи. Одним из подобных памятников, построенных в Жанадарьинский период каракалпаков, является «Нуртай кала». Как известно, города носят имя непростых, величайших людей. Таким образом, в поэме «Шежире» имя Нуртая батыра произносится с уважением, воспеваются его подвиги. Из этого следует, что он за выдающиеся заслуги остался в памяти народа как известная историческая личность. Правдивость этого мнения подтверждают архивные материалы, приведенные профессором М.Тлеумуратовым. По архивным данным, Нуртай батыр не был коренным жителем среди Жанадарьинских каракалпаков, он является известным представителем группы бухарских каракалпаков. В своем письме от 25 марта 1786 года князю Г. А. Потемкину Амир Мухаммед-Бедиев пишет, что выходец из Бухары по имени Нуртай батыр построил у берегов Куандарьи город и не пропускает через него без разрешения караваны, изымает налоги.
Как отмечает профессор М. Тлеумуратов, эти действия Нуртая не являются грабежом. Это напрямую связано с восстанием против гнетущей политики ханств, на территории которых проживали бухарские и жанадарьинские каракалпаки. И на территории Хивинского ханства наверняка имелись сторонники этого восстания (хорезмские каракалпаки), потому как Хивинское ханство было заинтересовано в подавлении данного восстания под руководством Нуртая. По содержанию вышеуказанного письма, это началось в 1783 году: все ханства, на территории которых проживали каракалпаки, особенно Казахское и Бухарское ханства, стали против Нуртая батыра, пытался подавить восстание и Хивинский хан Мухаммед Амин-инак.
В письме также говорится о конфликте Казахских ханств и Нуртая. В частности, для подавления восстания Джанчура и Барак-батыра малого жуза совершали набеги на каракалпакские улусы. Значительным фактом этого времени является незаинтересованность в подавлении восстания под руководством Нуртая главного батыра Малого жуза – Сырыма, который в то время славился как народный герой. По нашему мнению, основной причиной этого является одинаковый характер действий обоих народных героев (Сырыма, Нуртая) по объединению своего разделенного народа, в борьбе за независимость и свободу. По народным преданиям и историческим источникам, они были сторонниками укрепления дружественных отношений казахского и каракалпакского народов. К примеру, согласно народным сказаниям, Сырым батыр внутренне был близок с каракалпаками, желал им благополучия, а потомки Нуртай батыра имели родственные отношения с казахами. По некоторым историческим источникам, казахский батыр Жанхожа являлся сыном родной сестры Нуртай батыра. Единство восстаний Сырыма и Нуртая, которые имеют особое место в истории борьбы за национальную независимость казахского и каракалпакского народов, подтверждается и тем фактом, что эти события происходили в одно и то же время, в 1783 году. 
Возникает вопрос: почему Бухарское, Хивинское и Казахское ханства были заинтересованы в подавлении восстания Жанадарьинских каракалпаков под руководством Нуртай Батыра? По своему объему и стремлению к независимости, по характеру возрождения национальной государственности, это восстание стало крупным событием в истории каракалпакского народа. В это время росло национальное сознание разоренного народа, который самоутвердился и мечтал объединиться и возродить централизованную национальную государственность. Это, прежде всего, хорошо понимал славный сын каракалпакского народа – Нуртай баба. Единственным путем избавления он считал объединение народа в один центр, проживание на определенной территории в независимости, возрождение каракалпакской государственности, создание отдельного каракалпакского ханства. Но Нуртай баба хорошо понимал, что создание подобного ханства невозможно в Туркестане, Сурхандарье, Кашкадарье и Приаралье в такое время, когда сложились сложные отношения каракалпаков с Хивинским, Бухарским и Казахскими ханствами. Единственным местом, где можно 
создать независимое ханство, он считал берега Жанадарьи и Куандарьи, где каракалпаки независимо и благополучно жили в течение 100 лет. Поэтому он вместе с семьей, родственниками и сторонниками оставил Бухару и прибыл в этот край, который населяла большая часть каракалпакского народа.
Политика борьбы за национальную независимость, проводимая Нуртай батыром, не устраивали Казахское, Бухарское и Хивинское ханства. Они не хотели выхода каракалпаков из своих ханств. Особенно не нравилось казахскому ханству независимое проживание каракалпаков на берегах Жанадарьи. И поэтому, чтобы подчинить Нуртая и его народ, несколько раз совершались организованные походы на каракалпаков. К примеру, в июле 1786 года в своем письме генералу-поручику О. А. Игельстрому Ералы Султан пишет: «Все руководители кыргыз-кайсаков вышли на тропу войны против каракалпаков. Здесь никого не осталось, и поэтому я тоже пошел с ними. С нашим приходом каракалпаки готовились к войне, но они потерпели поражение, некоторые из них ушли в сторону Ургенча, а большинство умерли вместе со своими семьями …».
Профессор М. Тлеумуратов делает вывод из фактов этого письма и утверждает, что речь идет о крупном нападением Ералы Султана на каракалпаков. По историческим данным, это нападение, направленное на изгнание каракалпаков с обжитых мест, якобы связано с убийством каракалпаками брата Худайменди султана Бори султана и грабежом казахских караванов, державших путь в Бухару. Сперва Ералы султан отправил в крепость Жанадарья 8000 воинов во главе с Худайменди султаном для наказания Нуртая. Но этот поход Худайменди султана потерпел поражение. Каракалпаки с помощью туркменов обеспечивали охрану крепости силами 20000 воинов.
Профессор М. Тлеумуратов, сопоставляя происходившее в конце XVIII века восстание Жанадарьинских каракалпаков во главе с Нуртаем с народно-освободительной борьбой Хорезмских каракалпаков в XIX веке во главе с Ерназаром алакозом, делает следующие выводы «Конечно, организация каракалпаками охраны своей обжитой территорий в количестве 20000 человек стала крупным событием в конце XVIII века. Народное восстание во второй половине XIX века во главе с Ерназаром Алакозом объ- века во главе с Ерназаром Алакозом объединило в себе всего 700 семей. По сравнению с ним, в восстании во главе с Нуртаем приняло участие множество человек». Из этого следует, что восстание каракалпаков в XVIII веке во главе с Нуртаем батыром должно иметь важную роль, как и восстание каракалпаков в XIX веке во главе с Ерназаром Алакозом.
Мечты Нуртая о создании центра каракалпакского ханства в Жанадарье доказывают построенные под его руководством и возрожденные города у берегов Жанадарьи. Это центр старых цивилизаций, с первобытных времен до средних веков здесь жили коренные народы. С середины XVIII века каракалпаки вносят весомую лепту в освоение здешних старых земледельческих районов. Они возрождают старые водные сети, строят крупные ирригационные сооружения и крепости. Например, возрождают старые города Джент (Жана кала), Ашпас (Асанас), Сыгнак, уничтоженные при монголо-татарском нашествии, строят новые города – Орынбай кала, Аралбай кала и др.
По мнению профессора М. Тлеумуратова, каракалпаки строили подобные города у берегов Жанадарьи и Куандарьи в целях охраны во время войн против казахских феодалов.
 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахский историк Р. Темиргалиев:

 

- Случались у вас по ходу углубления в знания некие откровения или открытия, идущие вразрез с тем, чему вас учили, или к чему вы, да и вообще общественное мнение привыкли?


- Да, конечно, и такое случалось не раз. Так, начав изучать историю, я поневоле находился под властью стереотипного представления о казахах как о миролюбивом и горемычном народе, постоянно подвергавшемся нападениям кровожадных пришельцев. Но, постепенно изучая источники, я узнал очень много о том, сколько горя и бед приносили нападения казахских батыров соседним народам. Тем же каракалпакам или алтайцам, которые еле уцелели в ходе "этнических чисток" XVIII века. У каждого народа есть свои Катыни, и надо иметь мужество признавать такие вещи.
Каракалпаки, которые появились в казахских степях во второй половине XVI века, после падения Астраханского ханства поселились на Сырдарье и, как правило, подчинялись казахским ханам. Однако в 40-х гг. XVIII в. предводители каракалпаков решили начать самостоятельную политическую игру, и недовольные этим казахские правители организовали серию жестоких набегов на соседний народ. После нескольких погромов значительная часть каракалпаков в 1743 году откочевала на Амударью. Старейшины оставшихся улусов отказались от каких-либо амбиций и прервали начатые переговоры с российскими властями. Впрочем, спустя двадцать лет они, не выдержав постоянных набегов со стороны казахов, ушли вслед за соплеменниками.
Племена алтайских тюрков являлись данниками джунгар, и после падения Джунгарии казахские правители решили установить над горцами свой контроль. Однако алтайцы не желали им подчиняться. Первые набеги начались в зиму 1757-1758 гг. и продолжались около двух лет. О степени лютости этих нападений говорит тот факт, что именами казахских батыров вплоть до недавнего времени пугали детей в алтайских аулах. Судя по всему, от полного истребления алтайцев спасло лишь энергичное вмешательство российских и китайских властей.

 

http://www.time.kz/news/archive/2011/10/27/druzhba-navek

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне как то  рассказали одну легенду  что после смерти Турсун Мухаммада(Турсухан) 300 семей бежало  в пески. Эти семья жили какое то время в этих писках потом  из них 12-семей  откочевали в младший джуз к казахом. Из этой легенды видно что Катаганы или шанышыкылы после смерти Турсун хана откочевали в пески приаралье где по видимому  жили с  каракалпаками так как ру шанышыкылы и его подрода есть среди  каракалпаков потом по какой то причине 12-семей  откочевали в младший джуз.

Казангап Тлепбергенулы (1854-1927) - известный казахский композитор, кюйши. Родился и вырос в местечке Акбауыр Куландинского перешейка на Аральском море. По родословным данным  Казангап  был  из рода шанышыкылы. Также один человек по прозвищу Коктан из рода шанышыкылы убил одного хана и  присоединился к роду Алим-Назар-Шерын ( Алібек Жәлімбет батыр ұлы - осы рудан болады(Месторождение Алибекмола, Актюбинская область.)) Потомок Коктана рассказал мне эту легенду что сын Коктана Актан с приаралье  перекочевал на Жем. Вопрос к каракалпакам вы случайно не слышали такую легенду?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Казахский историк Р. Темиргалиев:

 

- Случались у вас по ходу углубления в знания некие откровения или открытия, идущие вразрез с тем, чему вас учили, или к чему вы, да и вообще общественное мнение привыкли?

- Да, конечно, и такое случалось не раз. Так, начав изучать историю, я поневоле находился под властью стереотипного представления о казахах как о миролюбивом и горемычном народе, постоянно подвергавшемся нападениям кровожадных пришельцев. Но, постепенно изучая источники, я узнал очень много о том, сколько горя и бед приносили нападения казахских батыров соседним народам. Тем же каракалпакам или алтайцам, которые еле уцелели в ходе "этнических чисток" XVIII века. У каждого народа есть свои Катыни, и надо иметь мужество признавать такие вещи.

Каракалпаки, которые появились в казахских степях во второй половине XVI века, после падения Астраханского ханства поселились на Сырдарье и, как правило, подчинялись казахским ханам. Однако в 40-х гг. XVIII в. предводители каракалпаков решили начать самостоятельную политическую игру, и недовольные этим казахские правители организовали серию жестоких набегов на соседний народ. После нескольких погромов значительная часть каракалпаков в 1743 году откочевала на Амударью. Старейшины оставшихся улусов отказались от каких-либо амбиций и прервали начатые переговоры с российскими властями. Впрочем, спустя двадцать лет они, не выдержав постоянных набегов со стороны казахов, ушли вслед за соплеменниками.

Племена алтайских тюрков являлись данниками джунгар, и после падения Джунгарии казахские правители решили установить над горцами свой контроль. Однако алтайцы не желали им подчиняться. Первые набеги начались в зиму 1757-1758 гг. и продолжались около двух лет. О степени лютости этих нападений говорит тот факт, что именами казахских батыров вплоть до недавнего времени пугали детей в алтайских аулах. Судя по всему, от полного истребления алтайцев спасло лишь энергичное вмешательство российских и китайских властей.

 

хорошая статья. 

я только рад за действия своих предков.

на счет звервств и катыни автор конечно загнул.

нельзя описывать события 300 летней давности глазами современного обывателя.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...