Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Kamal сказал:

Вот, откуда они взяли сведения, что Абулгази хан распределил именно эти племена? У самого Абулгази есть такой текст? Я об этом, то есть ищу оригинал.

я не нашел

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольсин тоже казаяклы относит к туркменам

теперь понятно, что значит слово Бузачи в Мангыстау - это название туркменского рода

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 hours ago, Jagalbay said:

Небольсин "Очерки Волжского низовья"

 

 

 

Рассказы двух-трёх оказашенных каракалпаков, в течение нескольких поколений проживавших среди казахов ничего конкретного не даёт. Тут ещё идёт путаница в анализе рассказов разных групп каракалпаков, которые в 19 веке спасаясь от преследований после бухарского мятежа перекочевали в пределы России. А вообще, Небольсин специально не изучал каракалпаков, взял на заметку лишь случайные встречи и личные впечатления. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 hours ago, Jagalbay said:

Небольсин тоже казаяклы относит к туркменам

теперь понятно, что значит слово Бузачи в Мангыстау - это название туркменского рода

Казаяклы среди туркменов Туркменистана нет, но они встречаются среди Ставропольских туркменов, причем в одной группе с Колдаулы, Мамат и других родов, которые являются большими каракалпакскими родами. Встречаются также среди ногайцев, карапапахов, гагаузов. Кроме того, некоторые зарафшанские Казаяклы наряду с Канжигали, Богежели будучи каракалпаками также указаны как туркменские рода (выше об этом отвечал на Ваш пост).

ПС: Данный вопрос оказывается поднимался в теме "Ногайцы", если вдруг забыли. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/18/2023 at 2:54 AM, Jagalbay said:

я не нашел

Я тоже. Странно однако, Мунис и Агехи писали о событиях двухсотлетней давности, при этом данного текста до них нигде не было. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 1873 году Соболев записывал из уст Ережеп бия историю каракалпаков. В сети есть отрывок из рассказа Ережеп бия, где он говорит Соболеву "если хочешь узнать об истории каракалпаков побольше, то прочти книгу "Мувлан Джаали", там всё подробно описано". Но книги под таким названием нет. Зато есть "Джагфар тарийхы", где история каракалпаков начиная с 13 века, когда они стали известны в истории Золотой Орды как кипчаки Ногая, описана в подробностях. Других каких-либо источников в деталях описывающих каракалпакскую историю я не видел. А общем, есть большой соблазн связать "Мувлан Джаали" с "Джагфар тарийхы". Историкам, в первую очередь каракалпакским, надо обратить свой взор к этому источнику, изучать и быть в курсе некоторых подробностей. Уверен, что будет полезно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/20/2023 at 11:04 AM, Jagalbay said:

 казаяклы 

Кстати, жил в Нукусском районе один из Казаяклинцев, уроженец Кегейлийского района, удивительнейший человек, величайший филантроп, звали его Алланияз Утениязов, герой Узбекистана, или как назвал его М. Магомаев "Прометей 20 века". Хотя, пожалуй, открою о нем отдельную тему в ветке ЖЗЛ, ибо его бескорыстные трудовые подвиги во благо нуждающимся, занесены в Книгу рекордов Гиннеса.

Имя Алланияз в переводе означает "Бог милосердный", наверное дано не случайно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А джалматцы или тиньтяусцы были одной из могучих ветвей народа сабанов. Часть джалматцев отделилась от остальных сородичей и вместе с племенами харька и канглы образовала баджанакский народ, так что тиньтяуские булгары смотрели на баджанакских булгар Мардана как на своих и постоянно поддерживали с ними родство.

Тиньтяуских джалматцев называли еще биш-калпаками, что значило «пять мужей», ибо у них шапка была признаком мужчины. Якуб писал, что однажды хазарские тюркмены перебили их племя, и из него осталось только пять мужей. Они пришли на Джалмат-Зай и возобновили здесь свой народ. А по именам мужей назывались и их главные роды: Ардим, Дим, Гузи, Мин или Мун и Табын. А из других сабанских племен Якуб упоминает джулутцев с двумя главными родами барынджарцев и арбугинцев...

Биш Калпак - булгарский город. Образовался вследствие слияния пяти сел булгарского рода калпак, для которых построили одну крепость Биш Калпак.

https://сувары.рф/ru/content/dzhagfar-tarihy-tom-1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Задыхина К.Л. Культура и быт узбеков Кипчакского района Кара-Калпакской АССР / Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т.II. М., 1958.

https://www.academia.edu/49121154/Задыхина_К_Л_Культура_и_быт_узбеков_Кипчакского_района_Кара_Калпакской_АССР_Труды_Хорезмской_археолого_этнографической_экспедиции_Т_II_М_1958

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/26/2023 at 12:10 PM, Hakan said:

А джалматцы или тиньтяусцы были одной из могучих ветвей народа сабанов. Часть джалматцев отделилась от остальных сородичей и вместе с племенами харька и канглы образовала баджанакский народ, так что тиньтяуские булгары смотрели на баджанакских булгар Мардана как на своих и постоянно поддерживали с ними родство.

Тиньтяуских джалматцев называли еще биш-калпаками, что значило «пять мужей», ибо у них шапка была признаком мужчины. Якуб писал, что однажды хазарские тюркмены перебили их племя, и из него осталось только пять мужей. Они пришли на Джалмат-Зай и возобновили здесь свой народ. А по именам мужей назывались и их главные роды: Ардим, Дим, Гузи, Мин или Мун и Табын. А из других сабанских племен Якуб упоминает джулутцев с двумя главными родами барынджарцев и арбугинцев...

Биш Калпак - булгарский город. Образовался вследствие слияния пяти сел булгарского рода калпак, для которых построили одну крепость Биш Калпак.

https://сувары.рф/ru/content/dzhagfar-tarihy-tom-1

У Муйтенов тоже есть предание о поголовном истреблении от Конратов, когда они проживали в Крыму. Выжили лишь дочь царя и два брата, которых она тайно воспитала, и которые в дальнейшем размножились. Бескалпаков я связываю также с Муйтенами, они фигурируют в башкирских Шежере, а зарафшанские Муйтены в 19 веке называли себя ногаями, но никак не узбеками, причем говорили, что пришли из России. Все это, и не только это нужно изучать и привести в хронологический порядок.

Что касается "Джагфар тарийхы", мне интересно куда подевалась книга "Мувлан Джаали" или подобное повествование о каракалпаках. Несмотря, что "ДТ" под сомнением, так как оригинал пока не найден, но также надо учесть, что под сомнением огромная часть и других источников, которых нынче активно цитируют. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/26/2023 at 12:19 PM, Hakan said:

Задыхина К.Л. Культура и быт узбеков Кипчакского района Кара-Калпакской АССР / Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Т.II. М., 1958.

https://www.academia.edu/49121154/Задыхина_К_Л_Культура_и_быт_узбеков_Кипчакского_района_Кара_Калпакской_АССР_Труды_Хорезмской_археолого_этнографической_экспедиции_Т_II_М_1958

Автор приходит к выводу, что культура узбекских кипчаков Каракалпакстана похожа на культуру "Аральских узбеков". Тут конечно очень спорно, узбеки ли эти аральцы?! Сам материал устаревший. Исторические подробности края появились позже, после дальнейших изучении событий каракалпакских восстаний середины 19 века, и далее о разделении каракалпаков на Хивинских и Российских после 1873 года. Кроме того, автор скорее всего не была знакома с ранними трудами Ярхо А.И., который обследовал кипчаков Ферганской долины и Хорезма, сравнивал их с каракалпаками этих регионов и каракалпаками собственно Каракалпакстана и никакой разницы не нашел. Более того, все обследованные антропологически оказались очень близки, тогда как каракалпаки в этом плане отличались от своих ближайших соседей - узбеков, казахов, туркмен, кыргызов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Jagalbay said:

Скорее всего отчёт Хивинских налоговиков по населению северных районов хивинского ханства. В 1869 году, правый и левый берега дельты Амударьи ещё являлись владениями Хивинского ханства, разделение произошло летом 1873 года, когда согласно Гандемианского договора, правый берег отошёл РИ.

Тут вижу местности Тарлык, Ишим, Даукара, Аккала, Актубе, то есть далеко северные районы нынешнего Каракалпакстана. Тарлык/Таллык и Аккала находились по левому берегу дельты Амударьи (нынешний Муйнакский район), а Даукара и Актубе по правому (нынешний Тахтакупирский район). Насчёт Ишима не уверен, скорее название канала, который тянется от района Ходжейли.

Из казахских родов в основном Алимы и Табыны, а в некоторых написано просто "из степи" без указания названия рода.

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тут что либо было про теле? Когда он появился у каракалпаков, какое место занимал в истории каракалпаков, насколько он многочисленен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Алтай калык said:

Тут что либо было про теле? Когда он появился у каракалпаков, какое место занимал в истории каракалпаков, насколько он многочисленен?

Тели или Теле входит в состав муйтенского племени, самый древнейший пласт каракалпакского народа.

В этой же ветке есть тема "Муйтены".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 27.05.2023 в 13:18, Kamal сказал:

Из казахских родов в основном Алимы и Табыны, а в некоторых написано просто "из степи" без указания названия рода.

Как вы разделяете звуки і и и  (по-казахски) в письме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 hours ago, кылышбай said:

Как вы разделяете звуки і и и  (по-казахски) в письме?

Я знаком с казахскими буквами i, h с детства, как только научился читать, так и начал спрашивать у родителей, что это за буквы, которые нет в каракалпакском алфавите. У нас дома было много казахских книг, газет, журналов, которых родители выписывали из Казахстана, они сами читали и писали на казахском, так как закончили казахские школы. До конца 50-ых годов прошлого века в Каракалпакстане национальных школ фактически не было, только в крупных городах (Нукус, Турткуль, Ходжейли, Чимбай) и то совсем малом количестве для отчетности. Поэтому основная масса, особенно деревенские учились в казахских школах, южные естественно в узбекских школах. 

Причины понятны - жестокая национальная политика, но об этом на форуме не приветствуется упоминать, хотя исторические факты, известные всем каракалпакам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Kamal сказал:

Я знаком с казахскими буквами i, h с детства

У вас же тоже есть отдельно звук и и отдельно звук і? Но буквы і нет, везде и

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, кылышбай said:

У вас же тоже есть отдельно звук и и отдельно звук і? Но буквы і нет, везде и

Каракалпакская и это казахская i, поэтому одной буквой и некоторые слова не обходятся, обязательно добавляется й. Например, казахи пишут "киiм" (одежда), для каракалпаков читается как "кiiм", поэтому мы пишем "кийим" (одежда), а произношение одинаковое. Тоже самое казахские "ит" (собака), "би" (вождь), "биiк" (высокий) и так далее, каракалпаками читается как "iт", "бi", "бiiк", поэтому по-каракалпакски пишутся "ийт", "бий", "бийик" с аналогичным произношением. То есть, алфавит основан чисто на кириллице лишь с некоторыми видоизмениями в некоторых буквах в виде чёрточек. В одно время (ближе к середине прошлого века) существовал даже промежуточный алфавит основанный на кириллице, где применялись твердый и мягкий знаки рядом с гласными буквами, сейчас вроде у ногайцев такой алфавит, если не ошибаюсь. Я пошел в школу в конце 60-ых, когда к власти уже пришли свои местные и наладили собственную общеобразовательную систему, приняли нынешний алфавит. Правда, сейчас уже латыница, вообще не могу читать, долго вникать и поэтому просто игнорирую, не в таком возрасте, чтоб переучиваться. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Kamal сказал:

Каракалпакская и это казахская i, поэтому одной буквой и некоторые слова не обходятся, обязательно добавляется й. Например, казахи пишут "киiм" (одежда), для каракалпаков читается как "кiiм", поэтому мы пишем "кийим" (одежда), а произношение одинаковое. 

В общем:

і - и

и - ий

Не проще было і добавить как у нас?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, кылышбай said:

В общем:

і - и

и - ий

Не проще было і добавить как у нас?

Видимо, создатели алфавита решили не мешать одно с другим, кириллица так кириллица. Тем более до кириллицы использовалась латыница, от которой отказались. И вообще, для нас никаких неудобств нет, наоборот, лично у меня путаница происходит при чтении казахского письма, был любопытным, читал всё, что под руку попадется, а дома было завались всякой казахской литературы, но толком ничего так и не прочёл. Мало того, что были лишние буквы, так ещё было много непонятных слов, ну а потом, для моего поколения уже было достаточно всякой литературы и на родном языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Kamal сказал:

Видимо, создатели алфавита решили не мешать одно с другим, кириллица так кириллица. Тем более до кириллицы использовалась латыница, от которой отказались. И вообще, для нас никаких неудобств нет, наоборот, лично у меня путаница происходит при чтении казахского письма, был любопытным, читал всё, что под руку попадется, а дома было завались всякой казахской литературы, но толком ничего так и не прочёл. Мало того, что были лишние буквы, так ещё было много непонятных слов, ну а потом, для моего поколения уже было достаточно всякой литературы и на родном языке.

На алтайском: ийт, бийик, кийим, бий. А т.к. основная часть каракалпаков это бывшие алтайцы, то это нормально.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...