Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

On 2/18/2022 at 6:23 PM, кылышбай said:

Где-нибудь поподробнее есть информация об этих байсунских каракалпаках?

В статье "Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков 13-17 веков" есть дополнение к работам Жданко по байсунским каракалпакам. В частности говорится, что некоторые рода конратов переселились на Сурхандарью во времена Тамерлана, приводятся предания местных (байсунских) информаторов по этому поводу. Кроме того, говорится, что само название Жийдели Байсун, скорее всего перенесено из Хорезма.

Link to comment
Share on other sites

Наткнулся к такой статье казахских блогеров незнаю насколько это правда

 

Н. Г. Маллицкий. Кураминцы, каракалпаки и ногайцы в составе казахов Выписки....1938 г.

………………С казахами легко ассимилируются родственные им тюркские народности. Так, в составе Букеевской орды растворились ногайские татары и некоторое количество каракалпаков; в Казалинском
и Ташкентском районах с казахами совершенно слились киргизы рода багыш (багыс, как они теперь себя называют), то же самое можно сказать о каракалпаках Чимкентского и Ташкентского районов и южной части Кызылкумской пустыни. 
           Сохраняя некоторые отличия в быте, они уже не отличали себя от казахов
и назывались «казах-каракалпак» или «каракалпак-казах», причисляя себя то к племени дулат Большой (собственно Старшей)
орды, то к племени найман Средней орды, хотя родовые названия их (мангыт, кенегез, даюз) сближают их, скорее, с узбеками………..

……….К северу от Ташкента и в некоторых других местах Северного Туркестана жили так называемые чала-казахи, т. е. полу-казахи, или метисы, вполне оседлые и принявшие культуру оседлого населения, включительно до суда по шариату, затворничества женщин и отчасти даже языка.
Юго-восточную часть Ташкентского района, именно долину Ангрена, занимало сплошной массой племя курама, составившееся из соединения различных казахских родов с некоторой примесью узбеков. Курама сохранило родовые деления, но родовой обособленности у них не существовало, родовые названия и различия забывались. Казахи звали их «полусартами»(сарт- чаласы), т. е. полуоседлыми. Жило это племя оседло, но сохранило некоторые черты кочевого быта: сравнительно большое количество скота, а иногда даже и переселение на лето в юрту.
………….Небольшая часть курамы, около тысячи человек, проживали также в Фергане, в области Наманганской и Андижанской.
Сами кураминцы звали себя узбеками, а раньше звали себя также «узбек-курама». Родовые названия у них большей частью
казахские, но были и узбекские. Язык – казахский, с небольшими фонетическими отличиями.

………За последние десятилетия границы этой народности на западе, доходившие ранее до р. Чирчик и даже дальше, заметно сократились, так как кураминцы, живущие по соседству с казахами, начинают называть себя казахами и не отличают себя от казахов. Вместо 80 000 кураминцев, насчитывавшихся в 80-е гг.,их численность на начало ХХ в. – всего около 40 000–50 000
         В Ташкентской же области, по низменной долине р. Чирчик, а также отчасти в Чимкентском районе и Джамбулской области живут шаншклы (чаншклы), признаваемые за казахов, но не входящие в состав какой-либо из казахских орд. Родовые деления шаншклы сближали их отчасти с каракалпаками и канглами. Шаншклы считались ниже прочих казахов как происходящие, якобы, от родоначальника – раба (кул). Наконец, очень близки к казахам кыпчаки, выделявшие себя в качестве особой народности только в Фергане.

 

 

 

  • Одобряю 3
Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Кыпчак said:

Наткнулся к такой статье казахских блогеров незнаю насколько это правда

 

Н. Г. Маллицкий. Кураминцы, каракалпаки и ногайцы в составе казахов Выписки....1938 г.

………………С казахами легко ассимилируются родственные им тюркские народности. Так, в составе Букеевской орды растворились ногайские татары и некоторое количество каракалпаков; в Казалинском
и Ташкентском районах с казахами совершенно слились киргизы рода багыш (багыс, как они теперь себя называют), то же самое можно сказать о каракалпаках Чимкентского и Ташкентского районов и южной части Кызылкумской пустыни. 
           Сохраняя некоторые отличия в быте, они уже не отличали себя от казахов
и назывались «казах-каракалпак» или «каракалпак-казах», причисляя себя то к племени дулат Большой (собственно Старшей)
орды, то к племени найман Средней орды, хотя родовые названия их (мангыт, кенегез, даюз) сближают их, скорее, с узбеками………..

……….К северу от Ташкента и в некоторых других местах Северного Туркестана жили так называемые чала-казахи, т. е. полу-казахи, или метисы, вполне оседлые и принявшие культуру оседлого населения, включительно до суда по шариату, затворничества женщин и отчасти даже языка.
Юго-восточную часть Ташкентского района, именно долину Ангрена, занимало сплошной массой племя курама, составившееся из соединения различных казахских родов с некоторой примесью узбеков. Курама сохранило родовые деления, но родовой обособленности у них не существовало, родовые названия и различия забывались. Казахи звали их «полусартами»(сарт- чаласы), т. е. полуоседлыми. Жило это племя оседло, но сохранило некоторые черты кочевого быта: сравнительно большое количество скота, а иногда даже и переселение на лето в юрту.
………….Небольшая часть курамы, около тысячи человек, проживали также в Фергане, в области Наманганской и Андижанской.
Сами кураминцы звали себя узбеками, а раньше звали себя также «узбек-курама». Родовые названия у них большей частью
казахские, но были и узбекские. Язык – казахский, с небольшими фонетическими отличиями.

………За последние десятилетия границы этой народности на западе, доходившие ранее до р. Чирчик и даже дальше, заметно сократились, так как кураминцы, живущие по соседству с казахами, начинают называть себя казахами и не отличают себя от казахов. Вместо 80 000 кураминцев, насчитывавшихся в 80-е гг.,их численность на начало ХХ в. – всего около 40 000–50 000
         В Ташкентской же области, по низменной долине р. Чирчик, а также отчасти в Чимкентском районе и Джамбулской области живут шаншклы (чаншклы), признаваемые за казахов, но не входящие в состав какой-либо из казахских орд. Родовые деления шаншклы сближали их отчасти с каракалпаками и канглами. Шаншклы считались ниже прочих казахов как происходящие, якобы, от родоначальника – раба (кул). Наконец, очень близки к казахам кыпчаки, выделявшие себя в качестве особой народности только в Фергане.

 

 

 

Кстати, на счёт Шанышкылы (Катаганы/каракалпаки) есть и в статье, которую я разместил выше (отражение в легендах и народных преданиях...), да и про Турсун хана говорится, что по многочисленным данным информаторов Турсун хан правил каракалпаками, в том числе Катаганами.

Link to comment
Share on other sites

11 hours ago, Hakan said:

Турсун хан по происхождению Шейбанид?

Возможно, по крайней мере точная генеалогия неизвестна. Но тот факт, что незадолго до Турсун хана Ташкентом управляли Каракалпаки Абдал Гаффара, говорит, что некоторая группа каракалпаков была и при нем, защищали его интересы, стало быть предания о том, что Турсун хан правил каракалпаками, идут скорее всего от их потомков, к тому же немало представителей рода Катаган нынче проживают в обеих Арысах.

Link to comment
Share on other sites

15 hours ago, Hakan said:

Турсун хан по происхождению Шейбанид?

Если пойти по схеме тех, кто считает, что летописцы прошлых веков были сплошь безграмотными, то черт его знает.

Link to comment
Share on other sites

On 2/24/2022 at 5:47 PM, Kamal said:

Если пойти по схеме тех, кто считает, что летописцы прошлых веков были сплошь безграмотными, то черт его знает.

Остаются только версии:

Есим хан согласно источникам убил Абдал Гаффара с помощью шпионов, когда последний просто отдыхал. А просто отдыхать (имеется ввиду личный активный отдых (охота) на расстоянии 50 км от своей резиденции) невозможно, если на управляемую страну надвигается военная опасность, значит, тут имеет место заговора, а военной опасности стране каракалпаков и в корне не было.

Ну, в заговоре Турсун хан мог принимать деятельное участие и принимать сторону Есим хана, из-за чего Каракалпаки, не посвященные в суть заговора разделились на две части. В общем, во-первых, раскололи единых каракалпаков надвое чисто на информационном фронте, причем одна сторона заговора обещала другому какие-то привилегии, но когда сильные Каракалпаки утратили былую мощь разделившись надвое, и утратили политического влияния в регионе после убийства Абдал Гаффара, началось уже противостояния тех, кто в общем-то и устраивали смерть Абдал Гаффара, ибо брак по расчету всегда ведёт к провалу в стане подобного "союзничества". Противостояние закончилось поражением Турсун хана. В общем, однозначно, что в битвах Есим хана с Турсун ханом, Каракалпаки присутствовали и среди войск Есим хана и среди войск Турсун хана, ибо с региона они никуда не уходили. И во-вторых, такой неопределенностью в каракалпакском сообществе, которые уже начали о чем-то догадываться, выступавшие  против беспредела действующих казахских и шейбанидских чингизидов, перешли под власть Кучумовичей, которые полноправно стали править каракалпаками в их дальнейшей истории.

Link to comment
Share on other sites

Сопоставление родовых названий у конгратов Восточной Бухары и у их соплеменников в Хорезме, а также у всех кара- калпакских родов выявило наличие восьми этнонимов, общих для этих трех групп: ачамайлы, балгалы, богаджели, канджи- галы, каракурсак, коштамгалы, тартулы и тогыз (каракалпак- ский род тогызга караган означает «относящийся к тогызу»). Помимо этого у конгратов Восточной Бухары совпадают с хорезмскими узбеками-конгратами еще пять этнонимов - барак, борбай, джилантамгалы, карабура, ногай, а с каракалпаками - айынны, акпычак, баймаклы, казаяклы, казак, кайчылы, канчы, карабойын, карга, колдаулы, копиш, куйин, курама, тараклы, урус, хандекли, чауджайлы, чоллик, чомичли, ыргаклы, туркман. Не вызывает сомнения идентичность еще трех названий у конгратов Восточной Бухары и каракалпаков: ауыз-бачча - абыз (авыз), дудал - добал, саккиз-сегизак.
Таким образом, совпадений с хорезмскими конгратами всего 13, а с каракалпаками -- 32. Укажу также, что группы, называемые каракалпак, имеются в составе двух крупных родов кон- гратов Восточной Бухары.

  Перечисленные выше этнонимы свидетельствуют о том, что в сложении конгратов Бухарского ханства большую роль сыграли племена Приаралья и При сырдарьинских районов, принявшие участие в формировании как других узбекских племен, так и каракалпаков. Мне бы хотелось привести одно знаменательное предание рода каракалпак, входившего в состав узбеков- конгратов. Оно гласит, что их предки были выходцами из При-сырдарьинских районов, при переселении их меньшая часть ушла в Қоканд [339], большая - в долину Зеравшана, на Джамбай, причем от последних лет 250 назад отделилась группа во главе с неким Алтынбашем и его тремя (по другим сведеженные в самом центре низкогорий между Гузаром и Шераба- дом. Связь с каракалпаками, оставшимися на берегах Зеравшана, эта группа поддерживала длительное время, но постепенно она прервалась, хотя время от времени делались попытки ее возобнавить.

У конгратов Восточной Бухары с каракалпаками Самаркандской области совпадают всего три этнонима - ачамайлы, беш- бала и карабойын [105, 99], а с каракалпаками Бухарской области - девять: ачамайлы, балгалы, добал, казаяклы, кандекли, карабойын, тулянгит, чауджайлы, чомичли [338, 46], т. е. преимущественно те этнонимы, которые устойчиво сохранялись у ряда тюркоязычных народов; часть их происходит от названий тамг. Предания самаркандских и бухарских каракалпаков также говорят о переселении предков с берегов Аральского моря, Җаныдарьи и Сырдарьи в XVIII в. [338, 44-47; 340, 35, 36]. Самаркандские каракалпаки помнят о том, что часть их соплеменников ушла на юг, в пределы нынешней Сурхандарьинской области, и что с ними в прошлом поддерживались связи [340, 36].
 
 
  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В 24.02.2022 в 18:11, Kamal сказал:

Каракалпаки утратили былую мощь разделившись надвое, и утратили политического влияния в регионе после убийства Абдал Гаффара, началось уже противостояния тех, кто в общем-то и устраивали смерть Абдал Гаффара, ибо брак по расчету всегда ведёт к провалу в стане подобного "союзничества".

Уверен на сто процентов, что провозглашенный ханом каракалпаков Абдалгаффар не был самозванцем. Он настоящий шейбанид. Много чего говорят об этом. Его подставила "своя же родня", чтобы они, заговорщики, могли скрыть свою вину. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Известно, что кроме Абдал Гаффара, ещё до него каракалпаки провозглашали ханами некоторых чингизидов, таких как Шайхан-султан и Барак-хан. Нам почти ничего неизвестно об этих личностях. Все они были объвлены лже-чингизидами (после смерти)

Шайхан-султан сын Мухаммад-султана, сына Абу Сеида. 

Барак-хан сын Абылая. Тоже ничего незнаем. Просторах интернета нашел кое-что, касательно Абылае, отца Барак-хана. 

Абылай — киргизский владетель или сибирский царевич, как его называли русские летописи, Шейбанид, сын Ядигар-хана.

Под его началом находились некоторые племена татар и киргизов. В 1574 г., соединясь с прочими владетелями, напал на строившийся город Уфу. Русские разбили татар в 16 км от города, взяли Абылая и Тевкея в плен и в оковах отправили в Москву. Оставил единственного сына — Хасан-Кули-хана.

Источники

  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 1. — С. 7-8.
  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

22 hours ago, Hakan said:

Уверен на сто процентов, что провозглашенный ханом каракалпаков Абдалгаффар не был самозванцем. Он настоящий шейбанид. Много чего говорят об этом. Его подставила "своя же родня", чтобы они, заговорщики, могли скрыть свою вину. 

Вполне возможно, что он настоящий чингизид. А вот Шайхим султан и Барак хан, правившие каракалпаками в 16 веке, скорее всего самозванцы (даты жизни настоящих носителей этих имен не совпадают), или источники передают неправильную информацию со слов различных мелких групп каракалпаков того периода, которые управлялись своими военачальниками, но локализовали себя именами давно умерших шейбанидов, кому их отцы служили, например,"мы люди Шайхим султана", или "мы люди Барак хана".

С другой стороны, в "Таварихе" Сейфи Челеби говорится об обращении казахского Тауекель хана к Барак хану с просьбой дать войско против Калмаков, причем Тауекель называет Барак (Науруз) хана таким же чингизидов как он сам. Но, здесь не совпадают их даты жизни, ибо при правлении Барак хана, Тауекель ещё не родился. Значит, некий Барак хан (или самозванец) параллельно с Тауекелем все же был.

Я тоже считаю Абдал Гаффара настоящим, ибо он объединил все мелкие каракалпакские "ханства", которые существовали сами по себе разрозненно, примыкая то к одному, то другому чингизиду. Это понятно, ибо шло формирование каракалпакского самосознания, где-то раньше, где-то позже. А когда Абдал Гаффар объединил всех, оказалось, что у них нет собственной территории, которую нужно было завоевать, что он и сделал.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

23 hours ago, Hakan said:

Известно, что кроме Абдал Гаффара, ещё до него каракалпаки провозглашали ханами некоторых чингизидов, таких как Шайхан-султан и Барак-хан. Нам почти ничего неизвестно об этих личностях. Все они были объвлены лже-чингизидами (после смерти)

Шайхан-султан сын Мухаммад-султана, сына Абу Сеида. 

Барак-хан сын Абылая. Тоже ничего незнаем. Просторах интернета нашел кое-что, касательно Абылае, отца Барак-хана. 

Абылай — киргизский владетель или сибирский царевич, как его называли русские летописи, Шейбанид, сын Ядигар-хана.

Под его началом находились некоторые племена татар и киргизов. В 1574 г., соединясь с прочими владетелями, напал на строившийся город Уфу. Русские разбили татар в 16 км от города, взяли Абылая и Тевкея в плен и в оковах отправили в Москву. Оставил единственного сына — Хасан-Кули-хана.

Источники

  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — Т. 1. — С. 7-8.

Указанное время (1574 год) в Сибирью управлял Кучум хан.

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, Kamal сказал:

Вполне возможно, что он настоящий чингизид. А вот Шайхим султан и Барак хан, правившие каракалпаками в 16 веке, скорее всего самозванцы (даты жизни настоящих носителей этих имен не совпадают), или источники передают неправильную информацию со слов различных мелких групп каракалпаков того периода, которые управлялись своими военачальниками, но локализовали себя именами давно умерших шейбанидов, кому их отцы служили, например,"мы люди Шайхим султана", или "мы люди Барак хана".

С другой стороны, в "Таварихе" Сейфи Челеби говорится об обращении казахского Тауекель хана к Барак хану с просьбой дать войско против Калмаков, причем Тауекель называет Барак (Науруз) хана таким же чингизидов как он сам. Но, здесь не совпадают их даты жизни, ибо при правлении Барак хана, Тауекель ещё не родился. Значит, некий Барак хан (или самозванец) параллельно с Тауекелем все же был.

Я тоже считаю Абдал Гаффара настоящим, ибо он объединил все мелкие каракалпакские "ханства", которые существовали сами по себе разрозненно, примыкая то к одному, то другому чингизиду. Это понятно, ибо шло формирование каракалпакского самосознания, где-то раньше, где-то позже. А когда Абдал Гаффар объединил всех, оказалось, что у них нет собственной территории, которую нужно было завоевать, что он и сделал.

Стоит отметить тот факт, что каракалпакский Шайхим-султан признан казахским чингизидом Абу-Лайс-султаном. У них был союз, и даже совместно предпринимали поход на Самарканд.

Link to comment
Share on other sites

On 3/2/2022 at 7:31 PM, Hakan said:

Стоит отметить тот факт, что каракалпакский Шайхим-султан признан казахским чингизидом Абу-Лайс-султаном. У них был союз, и даже совместно предпринимали поход на Самарканд.

Да, я поэтому и говорю (пишу) о мелких каракалпакских ханствах, которые служили разным чингизидам. Каракалпакское самоназвание было всегда, но не было самосознания как отдельного народа. Самосознание пришло постепенно путем осознания своего места среди выделенных от Золотой орды народов, путем осознания себя как отдельного народа.

Ногайской Орды не стало из-за ее раздробления на разные противоборствующие группировки, что привело к раздроблению и каракалпаков, которые в общем-то и были главным составляющим Ногайской Орды, элитой. 

В общем, накануне объединения каракалпаков в отдельную народность под началом Абдал Гаффара (когда в общем-то и образовался каракалпакский народ) разные группы Каракалпаков все ещё оставались людьми Барак хана, Шайхим султана, Кучум хана, Тауекеля, Оразмухаммеда, Абдуллы хана и т.д., лишь локализуя свое подданство к какому-либо Чингизиду. Ведь, известно же в истории, что от людей Ногая появились ногайцы, от Узбека - узбеки и т.д. Поэтому, неопределенности среди Каракалпаков, имевшие место до объединения их всех под Флагом Абдал Гаффара, можно объяснить лишь как естественные издержки в процессе возрождения каракалпакской народности на обломках Золотой Орды (Улуса Джучи).

 

 

Link to comment
Share on other sites

5 hours ago, Hakan said:

Стоит отметить тот факт, что каракалпакский Шайхим-султан признан казахским чингизидом Абу-Лайс-султаном. У них был союз, и даже совместно предпринимали поход на Самарканд.

Где можно об этом почитать? Источники есть по Барак хану, а также по Абдал Гаффару как о Лжешейбаниде, а по Шайхим султану где-то читал, но никак не найду где. Помню, у Камалова (или его соавторов) точно есть, но в какой статье?! Пролистал почти все его статьи, но не нашел, может где-то перелистал (пропустил)?!

Link to comment
Share on other sites

On 3/2/2022 at 7:31 PM, Hakan said:

Стоит отметить тот факт, что каракалпакский Шайхим-султан признан казахским чингизидом Абу-Лайс-султаном. У них был союз, и даже совместно предпринимали поход на Самарканд.

Кстати, эти данные о Шайхим (Шайхан) султане есть в видеоролике в теме данного форума "Каракалпакские ханы" (стр.6). Там говорится со ссылкой на казахстанские статьи конца 80-ых годов прошлого века. Но меня интересуют сведения именно своих отечественных историков, которые на десятилетия перед обнародовали эти данные. На что они ссылались, каких первоисточников использовали и т.д.?!

Link to comment
Share on other sites

Самой важной и неизученной проблемой в истории каракалпаков являются предпосылки, которые привели к открытому нападению казахов на Нижних каракалпаков в 1743 году. Академия приписывает данный эпизод к тому, мол, нападению предшествовали попытки каракалпаков уйти из подчинения казахским ханам. Однако, если проанализировать сведения из Записи английского купца Гока от 1742 года, то можно увидеть полную картину событий, которая никак не согласуется с академическим мнением. Картина введена в научный оборот частично, а главное содержание осталось без внимания.

Из данной Записи перечислю некоторые моменты на которую нужно было обратить особое внимание:

1. Ханы Нижних каракалпаков указаны как правители Верхних каракалпаков - Ходжа, Каип и Урускул. В свою очередь, Мурат Шейх и Оразак батыр указаны как старшины (правители) Нижних каракалпаков, которые были в тесной связи с казахскими ханами, как никак Договор о военном союзе с казахами в 1724 году с Каракалпакской стороны был заключен именно Мурат Шейхом, тогдашним соправителем Ишим хана по Нижним каракалпакам.

Справка: Из числа указанных, Каип хан с братом Убейдулла султаном от имени Нижних каракалпаков приняли присягу в подданство РИ. Имена ханов Ходжи и Урускула в Присяге не значатся, но упоминается Мурат Шейх, а Урускул хан указывается как соправитель Каип хана в списке первых лиц каракалпакского Нижнего народа. А ханами Верхних каракалпаков, оказавшихся под властью джунгар, на тот период по другим источникам значатся Султан Мурат, Шайбак хан и Бабыт султан. К 1758 году ханом Верхних числится Кучук Ходжа (скорее всего Ходжа, бывший соправитель Нижних каракалпаков).

2. Были частые стычки каракалпаков с казахами еще задолго до нападения в 1743 году, хотя ябинцы (крупный кипчакский род) Мурат Шейх и Оразак батыр были в тесной связи с казахскими правителями, фактически являлись связующим звеном (буфером) в период вражды казахских правителей с каракалпакскими.

3. Не было единства между самими казахскими правителями, в частности Батыр, который был другом для Мурат Шейха и Оразак батыра, конфликтовал с Абулхаиром, но в тоже время готовился к войне с Нижними каракалпаками.

4. Джунгары требуют от казахских ханов принять подданство ДХ и поставлять для них войско, а в случае отказа пошлют против Среднего и Младшего Жузов свои войска для покорения силой. 

Хотя, в Записи данный эпизод полностью не раскрыт, но надо полагать, что казахские правители дали им более положительный ответ. Кроме того от джунгарских послов казахи узнают, что Каракалпакские ханы в прошлом году убили джунгарских послов, которые пришли к ним с такими же требованиями. В ответе Султан Мурату (Верхние каракалпаки), Нижние уведомили, что присягнули РИ и клятву свою не нарушат, и тем самым, можно сказать, подписали себе смертный приговор.

Еще один нонсенс, данные требования джунгар среди казахских старшин привели к некоторым волнениям, в частности, высказывались мнения объединиться с каракалпаками и джунгарами и выступить против РИ. Нелепость в том, что, если каракалпаки и так подчинялись казахам, то зачем ещё раз объединяться?!

5. Обобщая сказанное мной выше, напрашивается такой вывод, что нападение на Нижних каракалпаков в 1743 году произошло не из-за их попытки уйти из казахского подчинения, которого никогда не было, а казахские правители находясь между молотом и наковальней в лице ДХ и РИ, поступили мудро, оставаясь формальными друзьями для обеих сторон, тем самым были вольны на любые военные действия без опасения за последствия. А Каракалпакские правители как никудышные дипломаты, ответили джунгарам гордым отказом, к тому же застрелили их послов. И такой удобной для себя военно-политической обстановкой воспользовались уже казахские ханы, начав полномасштабную войну против Нижних каракалпаков, которые к тому моменту уже полностью испортили отношения со всеми своими соседями. Российская империя, при любом желании, никак не смогла бы помочь Нижним каракалпакам, ибо была связана с казахами дружескими грамотами. Не исключено также, что и джунгары в свою очередь требовали от казахов отомстить за своих послов, погибших от рук каракалпаков и фактически толкали на войну.

Link to comment
Share on other sites

В 27.03.2022 в 02:06, Kamal сказал:

Самой важной и неизученной проблемой в истории каракалпаков являются предпосылки, которые привели к открытому нападению казахов на Нижних каракалпаков в 1743 году. Академия приписывает данный эпизод к тому, мол, нападению предшествовали попытки каракалпаков уйти из подчинения казахским ханам. Однако, если проанализировать сведения из Записи английского купца Гока от 1742 года, то можно увидеть полную картину событий, которая никак не согласуется с академическим мнением. Картина введена в научный оборот частично, а главное содержание осталось без внимания.

Из данной Записи перечислю некоторые моменты на которую нужно было обратить особое внимание:

1. Ханы Нижних каракалпаков указаны как правители Верхних каракалпаков - Ходжа, Каип и Урускул. В свою очередь, Мурат Шейх и Оразак батыр указаны как старшины (правители) Нижних каракалпаков, которые были в тесной связи с казахскими ханами, как никак Договор о военном союзе с казахами в 1724 году с Каракалпакской стороны был заключен именно Мурат Шейхом, тогдашним соправителем Ишим хана по Нижним каракалпакам.

Справка: Из числа указанных, Каип хан с братом Убейдулла султаном от имени Нижних каракалпаков приняли присягу в подданство РИ. Имена ханов Ходжи и Урускула в Присяге не значатся, но упоминается Мурат Шейх, а Урускул хан указывается как соправитель Каип хана в списке первых лиц каракалпакского Нижнего народа. А ханами Верхних каракалпаков, оказавшихся под властью джунгар, на тот период по другим источникам значатся Султан Мурат, Шайбак хан и Бабыт султан. К 1758 году ханом Верхних числится Кучук Ходжа (скорее всего Ходжа, бывший соправитель Нижних каракалпаков).

2. Были частые стычки каракалпаков с казахами еще задолго до нападения в 1743 году, хотя ябинцы (крупный кипчакский род) Мурат Шейх и Оразак батыр были в тесной связи с казахскими правителями, фактически являлись связующим звеном (буфером) в период вражды казахских правителей с каракалпакскими.

3. Не было единства между самими казахскими правителями, в частности Батыр, который был другом для Мурат Шейха и Оразак батыра, конфликтовал с Абулхаиром, но в тоже время готовился к войне с Нижними каракалпаками.

4. Джунгары требуют от казахских ханов принять подданство ДХ и поставлять для них войско, а в случае отказа пошлют против Среднего и Младшего Жузов свои войска для покорения силой. 

Хотя, в Записи данный эпизод полностью не раскрыт, но надо полагать, что казахские правители дали им более положительный ответ. Кроме того от джунгарских послов казахи узнают, что Каракалпакские ханы в прошлом году убили джунгарских послов, которые пришли к ним с такими же требованиями. В ответе Султан Мурату (Верхние каракалпаки), Нижние уведомили, что присягнули РИ и клятву свою не нарушат, и тем самым, можно сказать, подписали себе смертный приговор.

Еще один нонсенс, данные требования джунгар среди казахских старшин привели к некоторым волнениям, в частности, высказывались мнения объединиться с каракалпаками и джунгарами и выступить против РИ. Нелепость в том, что, если каракалпаки и так подчинялись казахам, то зачем ещё раз объединяться?!

5. Обобщая сказанное мной выше, напрашивается такой вывод, что нападение на Нижних каракалпаков в 1743 году произошло не из-за их попытки уйти из казахского подчинения, которого никогда не было, а казахские правители находясь между молотом и наковальней в лице ДХ и РИ, поступили мудро, оставаясь формальными друзьями для обеих сторон, тем самым были вольны на любые военные действия без опасения за последствия. А Каракалпакские правители как никудышные дипломаты, ответили джунгарам гордым отказом, к тому же застрелили их послов. И такой удобной для себя военно-политической обстановкой воспользовались уже казахские ханы, начав полномасштабную войну против Нижних каракалпаков, которые к тому моменту уже полностью испортили отношения со всеми своими соседями. Российская империя, при любом желании, никак не смогла бы помочь Нижним каракалпакам, ибо была связана с казахами дружескими грамотами. Не исключено также, что и джунгары в свою очередь требовали от казахов отомстить за своих послов, погибших от рук каракалпаков и фактически толкали на войну.

Никудышный анализ.

Link to comment
Share on other sites

On 3/29/2022 at 4:36 PM, Tama said:

Никудышный анализ.

Это не анализ был. Я лишь указал на основные пункты из данного источника, по которым и так напрашивается конкретный вывод, куда можно было включить и освобождение Аблай хана из джунгарского плена (не связано ли с убийством джунгарских послов Нижними каракалпаками?!). Анализ будет позже в специальной статье. 

В записях Гока изложены события не одного только дня, а по каждому пункту нужно работать, потратить по несколько страниц с привлечением косвенных данных, полученных ещё и из других источников, в общем, вести полноценную работу.  Этим займутся уже проф. историки.

Link to comment
Share on other sites

Возвращаясь к записям Гока:

А почему РИ не смогла помочь своим верным подданным в лице Нижних каракалпаков, которые обещали умереть, но остаться врагом для врагов России?! 

Здесь играет роль большая политика. Сам Гок пишет, что казахские старшины и даже казахские ханы между собой поговаривали о том, мол, им надо объединиться с каракалпаками и джунгарами, и выступить против России (надо полагать, что сам Гок эти настроения и молвы степняков лично передавал русским).

Поэтому, незная сущность Нижнего каракалпакского народа, который в общем-то всегда был верен Слову (присяге), русские предпочли политику уничтожения одних своих подданных от рук других своих подданных, то есть, остались посторонними наблюдателями, тем самым, ликвидируя всякую военную опасность для себя руками самих же мнимых агрессоров.

Link to comment
Share on other sites

А самое интересное, нападение Абулхаира против Нижних каракалпаков произошло в тот момент, когда 40 тысячное каракалпакско-аральское войско выступило против Надир шаха.

Link to comment
Share on other sites

В 11.04.2022 в 19:43, Kamal сказал:

40 тысячное каракалпакско-аральское войско

эта фантастика из серии 

Цитата

Для отражения нападения Надира Ильбарс-хан собрал 120-тысячную армию

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...