Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

05.08.2021 в 10:09, Кыпчак сказал:

Спасибо, нашел статью про каракалпаков который входили состав казахов как каракалпак руу. Интересно оказывается в Китайе тоже есть каракалпаки

Есть подрод Каракалпак среди Шанышкылы Старшего жуза. Возможно остатки верхних или средних, а может тезки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31.07.2021 в 02:29, elimkaz сказал:

1 - Бокенбай Карабатыр улы 1667-1742 году погиб в битве с туркменами  Из рода Табын Жетыру. Каратабынская волость аул Караулкелды сейчас называется Байганинский район Актюбинской области.

2 - Канжыгалы Богенбай 1680 - 1778. Родился в 1680 году на родовом зимнем пастбище племени Аргын — на берегу р. Бугунь (ныне Байдибекский район Южно-Казахстанской области) в семье потомственного батыра — батыра Акша  и его жены-каракалпачки Сандык. Внук Батыра Альдеуна. 

3 - Богенбай Кожекулы' (в некоторых источниках Биркурткаулы) (1700, на берегу реки Торгай — 1759, на берегу реки Шаган, приток Жайыка) — казахский батыр, предводитель объединенного аргын-кыпчакского и ногайского войска. Происходит из рода караман токал аргына.[1]Участвовал в сражениях с жонгарами в Мангыстау, на берегах pек Жайык, Ойыл, Жем, Сагыз и окрестностях Туркестана, Шу, Жетысу, Аягоза и др. Оказывал содействие развитию торгово-экономических отношений с Россией. 20 марта 1747 года тархан Шакшак Жанибек и батыр Богенбай направили письмо-обязательство губернатору Оренбурга И.Неплюеву о беспрепятственном прохождении российских торговых караванов через земли Среднего жуза. 20 июня 1748 года в Орской крепости член Комиссии иностранных дел А. И. Тевкелевым и Богенбаем, доверенным лицом тархана Жанибека «в равной степени с бригадиром Тевкелевым», был подписан документ о казахско-русских отношениях. Летом 1759 году был смертельно ранен при освобождении окрестностей Мангыстау от туркменских захватчиков.и.

Тевкелев имел дело с обоими  Богенбаями с Младшего жуза?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 9/21/2021 at 7:49 PM, Кыпчак said:

Говорят это портрет Махсум хана.

 

http://oaji.net/articles/2016/3996-1476959506.pdf

В статье описывается жизнь и деяния любимого сына каракалпакского народа Максум–хана (Убайдуллы Бахауаддинова), который сражался за свободу народа против большевиков в 1917 году на территории Амударьинского отдела Туркестанской АССР.

Биография, особенно трудовая деятельность Максум–хана, до сих пор остается мало исследованной с научной точки зрения, чем вызывает различные кривотолки у широкой общественности. В письменных источниках старой историографии он представлен как религиозный фанатик и главарь местного басмаческого бандформирования [1]. Однако, в устных сообщениях его родни, земляков и просто знавших его при жизни людей, Максум– хан открывается как лидер народного ополчения, преданно выполнивший свой общественный долг перед обществом (полевые материалы автора–исследователя за 2009– 2012 г. г.). Итак, кем же он был на самом деле? Собранные в ходе наших полевых исследований за последние годы материалы проливают на это свет. Убайдулла Бахауаддинов родился в 1887 году на территории аула Ишан–кала в среде религиозных деятелей. Он является потомком знаменитой в Хорезмском оазисе каракалпакской религиозной династии ишана Имама. Прадед — ишан Имам (в быту — Имаматдин Каипназар–улы, 1754–1838 г. г.), выпускник Бухарского медресе Мир–Араб и воспитанник Центра ишанства при Бухарском эмирате. Наряду с религиозными деятелями — ишанами — хивинцем Курбаназаром, хазараспцем Юсупом и куня–ургенчцем Ногайлы, считается одним из четырех основателей аналогичного Центра ишанства при Хивинском ханстве. Основатель каракалпакской школы ишанства (1805–1999 г. г.). Особым ярлыком хивинских ханов воспитанники ишана Имама при его жизни и даже после его смерти освобождались от уплаты различных видов налога, воинской повинности и участия в общественно–принудительных работах (казу). Дед — ишан Кумозек (ишан Атагулла, 1801–1877 г. г.), один из восьми сыновей ишана Имама, занимает второе, после отца, место в списке каракалпакской школы ишанов, основатель первого в истории каракалпаков крупного религиозно–просветительного центра «Кумозек ишан», названного в честь его религиозного псевдонима. Однако, ишан Атагулла в общественной среде более известен как крупный землевладелец — меценат, нежели религиозный деятель. При поддержке хивинского правителя — Аллакулы–хана (1825–1843 г. г.) и, копируя знаменитые хивинские Ичан–калу и Дашан–калу на каракалпакский быт, на собственные средства построил историко–мемориальный комплекс Ишан–кала, что считается историческим наследием каракалпаков первой половины XIX века. Отец — ишан Пари (ишан Бахауаддин, 1838–1912 г. г.), один из восьми наследников — сыновей ишана Кумозека. Имел частную религиозную школу (мектеп), работал преподавателем (мударрисом) в медресе отца. В народной памяти имя ишана Пари отождествляется с реформацией учебного процесса в медресе, где наряду с традиционными религиозными предметами обучались русскому языку и арифметике. Нововведение давало возможность выпускникам наниматься к местным чиновникам — представителям царской России в качестве секретарей волостных управителей, толмачей, гидротехников и т. д. Таким образом, происхождение Максум–хана не могло не отразиться на познании окружающей среды и формировании мировоззрения в период его взросления. Он получил религиозное образование — сперва в начальной школе, затем в медресе отца. Однако, вопреки семейным традициям, избрал светскую деятельность, работал мурапом маленькой, затем правителем (арык аксакалы) больших оросительных сетей. Руководил строительством оросительных сетей местного значения, в 1908–1910 г. г. «Махсум жап», в 1910–1912 г. г. «Тентек арна». Выставил свою кандидатуру на выборах 30 мая 1920 г. на должность волостного управителя, хотя итоги были неудачными. Революционные потрясения 1917 г. коренным образом изменили жизнь Убайдуллы. В условиях, когда на всем правобережье нынешней Каракалпакии царило полное безвластие (декабрь 1917 — ноябрь 1918 г. г.), усилилась угроза внешней агрессии со стороны Хивинского хана, внутри региона поднимала голову организованная преступность — разбойники (баспашы), грабители (каракшы), коне– и скотокрады, воришки. Данное обстоятельство заставило правителей, знатных людей и религиозных деятелей всех восьми волостей Чимбайского уезда Амударьинского Отдела собраться на сход, где из трех кандидатур на демократической основе ханом был избран Убайдулла Бахауаддинов. Молодой полководец, по словам очевидцев, в июле–августе 1918 года собрал народное ополчение с общей численностью 12,5 тысяч нукеров, т. е. по одному джигиту с каждых пяти семей, в том числе — 350 хорошо вооруженных, включая 40 личных телохранителей, установил союзные связи с Муйнакскими староверами — уральскими казаками во главе с атаманом Фильчевым. Два месяца было достаточно, чтобы навести порядок на территории уезда. В течение 65 дней (конец ноября 1918 г. — начало февраля 1919 г.) продлилась историческая «Ишан–калинская блокада» — набег хивинского отряда нукеров, состоящего преимущественно из хорошо вооруженных 850-ти яумытских туркмен во главе с Гоклен– батыром — полевым командиром небезызвестного Джунаид–хана — командующего тогдашней хивинской армией. Общая численность обороняющихся, по разным источникам, оценивается в 40 тысяч семей мирных жителей со средней численностью по 5 душ в каждой. Тем не менее, несмотря на вооруженное превосходство нападавших, обороняющиеся в итоге вышли победителями, благодаря умелой стратегии и тактике Максум–хана. Причем, Максум–хан не только заставил нукеров Джунаид–хана подписать акт о капитуляции, составить договор о ненападении, но и вынудил оплатить контрибуции. Возвращены были насильно вывезенные каракалпакские женщины–рабыни, предназначенные для продажи на иранских базарах. Нукеры Максум–хана, как помнят старожилы, далее принимали активное участие в борьбе с другими захватчиками — красногвардейцами в первые годы советской власти. А именно, в трех сражениях — в местности Шагал–купыр и Назархан и в осаде крепости Нукусского гарнизона, занятой красногвардейцами. Однако, осознав бесполезность дальнейшего сопротивления, «дикая дивизия» Максум–хана была расформирована. При этом, процесс расформирования прошел цивилизованно, с составлением договора, где был предусмотрен отказ от преследования бывших нукеров, в том числе и самого Максум–хана. Тем не менее, по ложным обвинениям Максум–хан дважды был привлечен к уголовной ответственности в 1922–1924 и 1929–1931 годах. Попытки вывезти его семью и родственников за пределы страны не увенчалась успехом. Были арестованы и расстреляны без суда и следствия его старший брат ишан Иният (1884–1929 г. г.), братья отца — Халил– ахун (1844–1928 г. г.) и ишан Нажим (1873–1928 г. г.) — как идеологические наставники народного восстания. Несмотря на не востребованность в новых условиях, как видно далее, у Убайдуллы Бахауаддинова было желание служить новому общественному строю. Он избирался членом Совета временного правительства в Чимбае, имеются его подписи на достигнутом мировом соглашении и в договоре, составленных между представителями народной власти и советского правительства от 18 февраля 1920 года. Даже в 1932–1934 г. г. он работал директором Чимбайского хлопкоочистительного завода. В 1934–1937 г. г. решением местных органов власти, его семья была выслана в село Амирабад без права выезда на за границу. Основной доход в то время приносили изготовление и продажа детских колясок на Турткульском базаре. Из-за нескончаемых преследований со стороны местных правоохранительных органов, Максум–хан в последние годы жизни — 1937–1956 г. г. был вынужден скрываться вдали от родного очага, в одиночестве в селении Катты–ой в Туркмении. Там же он похоронен на кладбище Мискин–Ата, где и покоится прах, витает душа отца ишана Имама — Каипназар–бия, последней, по счету четвертой, жены Максум–хана, второго сына — Дуйсека и внука — Курбаназара. Убайдулла Бахауаддинов в жизни был четырежды женат и имел 4-х сыновей и 3-х дочерей. Сыновья — Муптилла, Дуйсек и Раметулла являются участниками второй мировой войны, где без вести пропал и младший сын — Бегдулла. Дочери — Абадан, Сауле и Бийжан работали в различных сферах труда при прежнем режиме. Именно таким помнит Максум–хана его единственная ныне здравствующая 75-летняя сноха Анипа Исмаилова — жена Раметуллы. Максум–хан, из-за отсутствия в действиях состава преступления, решением компетентных органов власти страны от 29 июля 1989 г., окончательно реабилитирован и признан невиновным перед советским правительством.

  • Like
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 9/21/2021 at 8:02 PM, кылышбай said:

Есть подрод Каракалпак среди Шанышкылы Старшего жуза. Возможно остатки верхних или средних, а может тезки.

Подрод Каракалпак есть и в разных областях РУз. Естественно, они имеют отношение к нынешнему каракалпакскому народу. А вот исчезновение народа Сарт среди нынешнего узбекского народа у Вас почему-то не вызывает вопросов. Почему такие двойные стандарты?  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Kamal сказал:

Подрод Каракалпак есть и в разных областях РУз. Естественно, они имеют отношение к нынешнему каракалпакскому народу. А вот исчезновение народа Сарт среди нынешнего узбекского народа у Вас почему-то не вызывает вопросов. Почему такие двойные стандарты?  

 

Кстати вопрос о сартах очень интересный и давно интересует меня (и не только меня наверно).

Но я как понял, ув. админ Рустам почему-то табуирует любые разговоры про сартов, почему, не знаю.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25.09.2021 в 09:18, АксКерБорж сказал:

 

Кстати вопрос о сартах очень интересный и давно интересует меня (и не только меня наверно).

Но я как понял, ув. админ Рустам почему-то табуирует любые разговоры про сартов, почему, не знаю.

 

Было ли у сартов своё самоназвание вообще?! Поскольку разные исследователи говорят по-разному: одни считают, что этот термин применился к оседлым (городским) узбекам, а другие вовсе твердят о том, что оно является напридуманный русскими термин. А в народе бытует мнение, что слово "сарт" значить купца или торгавца. Поэтому вопрос всё ещё остаётся открытым. Мне самому много чего не понятно.

И кстати, у каракалпакских кыпчаков внутри племени имеется род сарт. По всей вероятности они являются потомками уже исчезнувших сартов. Очень интересно узнать их происхождение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21.09.2021 в 22:02, кылышбай сказал:

Есть подрод Каракалпак среди Шанышкылы Старшего жуза. Возможно остатки верхних или средних, а может тезки.

Есть ли у казахов кирме, подроды и др. мелкие рода с названием каракалпак, которые признают истинно казахское происхождение?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Hakan сказал:

Есть ли у казахов кирме, подроды и др. мелкие рода с названием каракалпак, которые признают истинно казахское происхождение?

Есть один Куат Ахметов организатор языковых патрулей в КЗ и родственник Кылышбая со стороны жены , пишут он из рода каракалпак , аргын 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Hakan сказал:

Было ли у сартов своё самоназвание вообще?! Поскольку разные исследователи говорят по-разному: одни считают, что этот термин применился к оседлым (городским) узбекам, а другие вовсе твердят о том, что оно является напридуманный русскими термин. А в народе бытует мнение, что слово "сарт" значить купца или торгавца. Поэтому вопрос всё ещё остаётся открытым. Мне самому много чего не понятно.

И кстати, у каракалпакских кыпчаков внутри племени имеется род сарт. По всей вероятности они являются потомками уже исчезнувших сартов. Очень интересно узнать их происхождение.

 

Маленькая, но деталь. 

Например, казахи прошлого не знали названия узбек, по крайней мере казахи Степного края.

Устойчиво использовали название сарт.

И наверно это совпало с их деятельностью, ведь приезжали торговцы.

Вообщем вопрос очень интересный и заслуживает отдельной темы.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
25.09.2021 в 11:18, АксКерБорж сказал:

 

Кстати вопрос о сартах очень интересный и давно интересует меня (и не только меня наверно).

Но я как понял, ув. админ Рустам почему-то табуирует любые разговоры про сартов, почему, не знаю.

 

Я не табуирую любые разговоры про сартов, я запрещаю употреблять этот термин в негативном ключе, казахские юзера часто так делают.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, Rust сказал:

Я не табуирую любые разговоры про сартов, я запрещаю употреблять этот термин в негативном ключе, казахские юзера часто так делают.

 

Теперь понятно, рахмат за разъяснение!

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25.09.2021 в 09:18, АксКерБорж сказал:

 

Кстати вопрос о сартах очень интересный и давно интересует меня (и не только меня наверно).

Но я как понял, ув. админ Рустам почему-то табуирует любые разговоры про сартов, почему, не знаю.

 

Пишите про сартов , интересная тема . 

Вот нашёл интересное  про сартов и казахов в Ташкенте. 

 

МУЛЛА НИЙАЗ-МУХАММАД ХОКАНДИ ТАРИХ-И ШАХРУХИ Извлечение из Та’рих-и Шахрухи

В 1261<1845> г. Мусульман-Кул возвел на престол Худояр-хана. Первой заботой нового правительства было овладеть Ташкентом, где правил другой сын хана Шир-Али, Сарымсак-хан, посланный туда бухарским эмиром; после прибытия Сарымсака ташкентские сарты и казаки возмутились против кипчаков, заключили в тюрьму своего валия Муллу Хал-бека и задержали также Нар-Мухаммеда дадхаха, которого Мусульман-Кул отправил к ним послом из Коканда.

http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Hokandi/text3.phtml?id=10316

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 минуты назад, Niki сказал:

Сарымсак-хан

 

Имя интересное, "Луковый хан". :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

МУЛЛА НИЙАЗ-МУХАММАД ХОКАНДИ ТАРИХ-И ШАХРУХИ Извлечение из Та’рих-и Шахрухи

В 1261<1845> г. Мусульман-Кул возвел на престол Худояр-хана. Первой заботой нового правительства было овладеть Ташкентом, где правил другой сын хана Шир-Али, Сарымсак-хан, посланный туда бухарским эмиром; после прибытия Сарымсака ташкентские сарты и казаки возмутились против кипчаков, заключили в тюрьму своего валия Муллу Хал-бека и задержали также Нар-Мухаммеда дадхаха, которого Мусульман-Кул отправил к ним послом из Коканда.

 

По тексту  сарты и казаки возмутились против кипчаков .. то есть в тексте указано что сарты и казаки были вместе на одной стороне . 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Niki сказал:

Чесночный , лук это пияз , жуа .

 

У нас лук - сарымсак.

А чеснок - щаснок. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас лук - сарымсак.

А чеснок - щаснок. :D

 

Сарымсак 

От пратюркск. *sarɨmsak «чеснок; ревень», от которой в числе прочего произошли: азерб. sarımsaq (сарымсаг; ساریمساق), башк. һарымһаҡ, гагаузск. sarmısak, казахск. сарымсақ, карач.-балк. сарсмакъ, сарымсах, кирг., ногайск., тат. сарымсак, кумыкск. самурсакъ, тур. sarmısak, sarımsak, туркм. sarymsak, узб. sarimsoq (саримсоқ), уйгурск. سامساق (samsaq), якут. чочунаах и др.

 

Жуа

 От прототюркского * yaba ( « дикий лук » ) .

Пияз 

 

От персидского پیاز ( piyâz)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Маленькая, но деталь. 

Например, казахи прошлого не знали названия узбек, по крайней мере казахи Степного края.

Устойчиво использовали название сарт.

И наверно это совпало с их деятельностью, ведь приезжали торговцы.

Вообщем вопрос очень интересный и заслуживает отдельной темы.

 

Вероятнее отделяли бывших соплеменников (племенных) от оседлых узбеков. Казахи,ногайцы,каракалпаки сами выходцы из ордынского узбекского ядра и никак не могли не знать этноним "узбек". :asker28it::asker13mt:

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

У нас лук - сарымсак.

А чеснок - щаснок. :D

 

Вы иностранец что ли ? Щаснок ? От  русских ? Они угостили и поэтому щаснок ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...