Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

22.03.2021 в 00:47, Hakan сказал:

Камал аға, Ассалаўма Әлейкум. Поздравляю с праздником Навруза и желаю перешагнуть черту к новым целям и радостным событиям, к весёлым праздникам и счастливым дням, щедрым поступкам и добрым гостям, оставив позади всё старое и ненужное, всё плохое и обидное.

На днях прочитал статью Жданко, где она пишет, что после нашествия джунгар некоторые группы каракалпаков в союзе с казахами отвоевали Волгу-Урал от калмыков. Причем отмечается, что Абылхайр был их общим ханом. Возможно была и четвертая группа каракалпаков, которые перекочевали в низовья Едил-Жайыка

Также пишется, что каракалпаки с башкирами могут собрать 60-тысячное войско

 

11 часов назад, кылышбай сказал:

Наверное речь про Нижних

Не думаю. Покрайне мере, они устраивали набеги русским подданным - волжским калмыкам и яицким казакам, грабили русские торговые караваны и прочее, что противоречить политике Нижних каракалпаков, которые стремились принять российское подданство.

Link to comment
Share on other sites

Проф. Полат Салиев, ногаец по происхождению, за время своего пребывания в Ленинграде, в ноябре текущего (1934) г., между прочим, сообщил мне, что современные астраханские ногайцы со стороны соседних с ними казаков называются часто каракалпаками за свои черные бараньи шапки (бөрк).

П. Иванов

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

23.03.2021 в 08:21, кылышбай сказал:

В принципе, если докапаться, можно найти и генетические маркеры (самый известный пример: аутосомы и Y-хромосомные гаплогруппы северных русских мало отличающиеся от таковых у соседних финно-угров). Но технически они не включенцы (большая часть), а сами стояли у истоков формирования совр. русских. Думаю массовой русификации иных групп не было. С момента объединения СВ Руси вокруг Москвы вкраплений иных этнических групп в состав русского этноса было мало (не считая новгородцев, а волжские и балтские финно-угры в общем сохранились как самостоятельные этносы и думаю обрусело (тут не про язык) их не так много). А древние балты влились в состав восточных славян слишком давно, когда еще даже разделения на русских, беларусов и украинцев не было. Финны в Новгородской земле стояли у истоков Древнерусского государства, поэтому их наверное тоже нельзя считать "включениями". Возможно были включения при освоении Залесья

я вообще не знаю, что можно считать включениями, т.к. территория Руси даже по топонимам и гидронимам вся вперемежку состоит из славянских, балтийских и финно-угорских названий. Соседство было очень близкое. Так что, любое происшествие, в результате которого могло опустеть чье-либо поселение, означало, что остатки населения будут просто ассимилированы соседями.

А генетически эта смесь в России будет очень различаться по признаку "кто-с-кем-соседствовал". Там, где появляются поселения тюрков, подмешивается их кровь.

Еще один фактор - сужение ареала обитания славян. Куда-то ведь они мигрировали? И возможно, с примесью германской (скандинавской) компоненты.

Гумилев считал, что ближе всего к "древним русичам" в настоящее время являются белорусы. Он объясняет это чисто объективными историческими причинами.

Я уже писала, что не являюсь сторонником излишне доверять "чистой" генетике. Официальная "генеалогия" в семьях могла скрывать реальных биологических отцов, приемных детей, реальную национальность членов семьи и  многое другое.  В результате наши современники сейчас гадают, как появляется то или иное несоответствие в генах.

Один из последних примеров массового появления "детей нации" - 1959 год в Китае, когда в результате голода погибло около 15 млн.человек.

"Все началось с того что Кан Кэцин,председатель Всекитайской федерации женщин обратилась к Уланхуу-региональному лидеру монгольских коммунистов с просьбой предоставить им молочный порошок для питания сирот.

Уланхуу согласился и мало того-он лично сьездил в один из детских домов Шанхая и увидел там множество обездоленных,голодных детей,лишенных самого необходимого.

Пораженный этой картиной до глубины души,Уланхуу выдвинул смелую идею:отвезти детей на территорию АРВМ (Автономного района Внутренняя Монголия),место компактного проживания монголов на территории КНР,где они будут усыновлены тамошними монгольскими семьями." https://vk.com/@pozitivom_dushi-rss-548929340-1465783801

Эти дети выросли настоящими монголами, многие даже и не знали, что выросли у неродных родителей, т.к. ехали под номерами.

Так что, генетика - не панацея.

 

 

  • Одобряю 3
Link to comment
Share on other sites

58 minutes ago, Карай said:

я вообще не знаю, что можно считать включениями, т.к. территория Руси даже по топонимам и гидронимам вся вперемежку состоит из славянских, балтийских и финно-угорских названий. Соседство было очень близкое. Так что, любое происшествие, в результате которого могло опустеть чье-либо поселение, означало, что остатки населения будут просто ассимилированы соседями.

А генетически эта смесь в России будет очень различаться по признаку "кто-с-кем-соседствовал". Там, где появляются поселения тюрков, подмешивается их кровь.

Еще один фактор - сужение ареала обитания славян. Куда-то ведь они мигрировали? И возможно, с примесью германской (скандинавской) компоненты.

Гумилев считал, что ближе всего к "древним русичам" в настоящее время являются белорусы. Он объясняет это чисто объективными историческими причинами.

Я уже писала, что не являюсь сторонником излишне доверять "чистой" генетике. Официальная "генеалогия" в семьях могла скрывать реальных биологических отцов, приемных детей, реальную национальность членов семьи и  многое другое.  В результате наши современники сейчас гадают, как появляется то или иное несоответствие в генах.

Один из последних примеров массового появления "детей нации" - 1959 год в Китае, когда в результате голода погибло около 15 млн.человек.

"Все началось с того что Кан Кэцин,председатель Всекитайской федерации женщин обратилась к Уланхуу-региональному лидеру монгольских коммунистов с просьбой предоставить им молочный порошок для питания сирот.

Уланхуу согласился и мало того-он лично сьездил в один из детских домов Шанхая и увидел там множество обездоленных,голодных детей,лишенных самого необходимого.

Пораженный этой картиной до глубины души,Уланхуу выдвинул смелую идею:отвезти детей на территорию АРВМ (Автономного района Внутренняя Монголия),место компактного проживания монголов на территории КНР,где они будут усыновлены тамошними монгольскими семьями." https://vk.com/@pozitivom_dushi-rss-548929340-1465783801

Эти дети выросли настоящими монголами, многие даже и не знали, что выросли у неродных родителей, т.к. ехали под номерами.

Так что, генетика - не панацея.

 

 

Как уже много раз писал здесь, у меня к статистике национальных меньшинств в Китае большое недоверие на основе многих фактов. Вот еще одно. 

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, elimkaz сказал:

 

 

Уахит Хамзинович Шалекенов (12 мая 1924 — 18 ноября 2020) — казахстанский историк, педагог, общественный деятель, доктор исторических наук, профессор, Участник Великой Отечественной войны[1], Академик Гуманитарной Академии Республики Казахстан.

Объясняет журналисту что родина каракалпаков это нынешняя Южно-Казахстанская область и Кызылординская область. В 1723 каракалпаки как и казахи потерпели бедствие Актабан Шубырынды. По этой причине часть каракалпаков ушла в Наманган, Фергана и они верхние каракалпаки . Я был в 1960 годах там с экспедицией и видел их в Намангане,Фергана, Андижан каракалпаков верхних но они стали узбеками и лишь говорят они что у них УРУ каракалпак а национальность узбек.( Приблизительный перевод.)

Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, кылышбай сказал:

Проф. Полат Салиев, ногаец по происхождению, за время своего пребывания в Ленинграде, в ноябре текущего (1934) г., между прочим, сообщил мне, что современные астраханские ногайцы со стороны соседних с ними казаков называются часто каракалпаками за свои черные бараньи шапки (бөрк).

П. Иванов

мы тут все время говорим, что "черный клобук" - это перевод слова "кара калпак". Но ведь, что само слово ""клобук" - это производное, а не перевод, от тюркского "колпак". Похоже будет и на персидском "шапка" - в транскрипц. kʰoˈlɑh̬

То. что в русском языке это слово заимствовано, сомнений нет. Вопрос в другом - пришло это слово непосредственно из тюркского или через тюркский из иранских (как первоисточника).

Меня навела на эту мысль цитата (заранее прошу прощенья за вольнодумство.... но who knows?) из Пушкина "Узнают парфян кичливых
По высоким клобукам"

А именно "Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука. В 256 до н. э. образовали под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Аравийским морями. Парфянское царство просуществовало до 226 года нэ." ttps://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/253453

Может, ЧК - осколки древних парфян? тем более, что в дальнейшем часть парфян ассимилировалась с тюрками.

Этим же может объясняться их европеоидность и "богатырское телосложение", т.к. само название "парфяне" восходит к др.персидскому и переводится примерно "крепкого телосложения, богатырь".

:)

Link to comment
Share on other sites

On 3/12/2021 at 11:25 PM, Kamal said:

Самое интересное в том, что ни в 19 веке, ни в начале 20 века на нынешней территории Казахстана нет каракалпаков (кроме Букеевской Орды). Мы знаем по Татищеву (середина 18 века), что каракалпаки народ многолюдный, одни называются Верхними, другие - Нижними. Первые больше скотоводы, вторые - землепашцы и все проживают по обеим берегам Сырдарьи в Туркестане. Ладно, Нижние повоевали с Абулхаиром и сместились на Амударью, а Верхние куда делись - погибли вместе с джунгарами или ушли в Фергану и Ташкент и, ни один не остался на современной территории Казахстана?! 

Думаю, ваши жалаиры и мангыты это поздние вхожденцы от каракалпаков, которые клюнули на обман, но в любом случае они не Аблаевские родичи (сватья). Есть сведения, что Жалаиры и, возможно с ними некоторая часть и других племен (мангыты, кенегесы...) влились в состав казахских Жалаиров, но они были окончательно разорены своими же казахскими тезками и, дальнейшая их судьба доподлинно неизвестна - выжили или погибли? 

казахские жалайыры делятся на 3 части бырманак, шуманак и сырманак - Есть версия что две последние ветви  произошли от местности обитания. Шуманак - Шу маны т.е. кочевавшие около берегов Шу. Сыр маны - окчевавшие у берегов Сыра.

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Карай сказал:

А генетически эта смесь в России будет очень различаться по признаку "кто-с-кем-соседствовал". Там, где появляются поселения тюрков, подмешивается их кровь.

Пока такого на уровне субгрупп не видно (только единичные случаи)  

10 часов назад, Карай сказал:

Еще один фактор - сужение ареала обитания славян. Куда-то ведь они мигрировали? И возможно, с примесью германской (скандинавской) компоненты.

Гумилев считал, что ближе всего к "древним русичам" в настоящее время являются белорусы. Он объясняет это чисто объективными историческими причинами.

Может у ранних славян были связи с германцами (и кельтами), но позже балтская и финно-угорская компонента значительно превысило. Тут у Гумилева "древние русичи" это восточные славяне при первых рюриковичах?

10 часов назад, Карай сказал:

Я уже писала, что не являюсь сторонником излишне доверять "чистой" генетике. Официальная "генеалогия" в семьях могла скрывать реальных биологических отцов, приемных детей, реальную национальность членов семьи и  многое другое.  В результате наши современники сейчас гадают, как появляется то или иное несоответствие в генах.

Тут вы правы по отношению к семьям, княжеским родам и т.д., но не по отношению к большинству этносов

10 часов назад, Карай сказал:

Один из последних примеров массового появления "детей нации" - 1959 год в Китае, когда в результате голода погибло около 15 млн.человек.

Скрытый текст

 

"Все началось с того что Кан Кэцин,председатель Всекитайской федерации женщин обратилась к Уланхуу-региональному лидеру монгольских коммунистов с просьбой предоставить им молочный порошок для питания сирот.

Уланхуу согласился и мало того-он лично сьездил в один из детских домов Шанхая и увидел там множество обездоленных,голодных детей,лишенных самого необходимого.

Пораженный этой картиной до глубины души,Уланхуу выдвинул смелую идею:отвезти детей на территорию АРВМ (Автономного района Внутренняя Монголия),место компактного проживания монголов на территории КНР,где они будут усыновлены тамошними монгольскими семьями." https://vk.com/@pozitivom_dushi-rss-548929340-1465783801

Эти дети выросли настоящими монголами, многие даже и не знали, что выросли у неродных родителей, т.к. ехали под номерами.

 

 

На общий генетический портрет этих монголов данный случай не повлиял. В целом все те же линии что встречаются у др. монгольских народов. Напомнили мне моих коллег, которые утверждали что нашествия Батыя и Ига не было потому что у русских не обнаружены "монгольские гены") В масштабе страны и всего этноса эти случаи ничтожны. Тем более монголо-татары чаще увозили женщин (у казахов одни из самых разнообразных женских линии в Евразии)

10 часов назад, Карай сказал:

Так что, генетика - не панацея.

Разумеется. Она дает ответы на те вопросы, на которые компетентна отвечать. Это лишь один из инструментов изучения этногенеза. Но инструмент новый, технологичный и с большим потенциалом. Но он и опасный если не соблюдать правила эксплуатации или, не дай бог, если попадет в кривые руки (или в руки тому, у кого корыстные цели). Так что не недооценивайте популяционных генетиков

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, кылышбай сказал:

Тут у Гумилева "древние русичи" это восточные славяне при первых рюриковичах?

да, до этого они не были "русичами" вообще. Наверное, нужно говорить о "домонгольском периоде", когда еще свое население было в достаточном количестве, вливания были не столь заметны. Я думаю, он имел в виду кривичей как союз восточных славян. Они менее всего в силу разных обстоятельств подвергались "смешиванию" в процессе всяких передряг.

Первые русские летописцы вообще обособляли кривичей от остальных славян, мне кажется в силу их обособленности и языческих порядков. Хотя во многих документах совершенно ясно упоминается о них как о славянах, указывается их происхождение и расселение. Кроме того, они не упоминаются в подробном перечне финно-угорских и балтских племен, которые были данниками и  "принадлежностью" руси (русов). Т.е. они славяне - это несомненно. Их не смешивают также с русами (которые перемешались с полянами).

Латыши до сих пор называют русских krievi,  у К.Багрянородного восточные славяне - Kryvitsani.

Возможно, кривичи (и их потомки белорусы) - вообще сохранили в себе черты протославянской или протобалто-славянской общности. Второе мне кажется больше похожим на правду, т.к. и языки славянские и балтские разделились сравнительно недавно.  По Шахматову  изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. Указанная территория - это как раз область расселения кривичей (как союза племен).

Я думаю название "русич" - это типа "россиянин". Не самоназвание или племенное название, а принадлежность к государству. Т.е. потомки кривичей в большей степени  сохранили черты исконного протославянского населения.

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

15 часов назад, Карай сказал:

мы тут все время говорим, что "черный клобук" - это перевод слова "кара калпак". Но ведь, что само слово ""клобук" - это производное, а не перевод, от тюркского "колпак". Похоже будет и на персидском "шапка" - в транскрипц. kʰoˈlɑh̬

То. что в русском языке это слово заимствовано, сомнений нет. Вопрос в другом - пришло это слово непосредственно из тюркского или через тюркский из иранских (как первоисточника).

Меня навела на эту мысль цитата (заранее прошу прощенья за вольнодумство.... но who knows?) из Пушкина "Узнают парфян кичливых
По высоким клобукам"

А именно "Парфяне были воинственным народом, ловкими наездниками и отличными стрелками из лука. В 256 до н. э. образовали под предводительством Аршакидов самостоятельное государство, со временем превратившееся в крупную империю, включавшую территории между Евфратом и Индом, Каспийским и Аравийским морями. Парфянское царство просуществовало до 226 года нэ." ttps://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/253453

Может, ЧК - осколки древних парфян? тем более, что в дальнейшем часть парфян ассимилировалась с тюрками.

Этим же может объясняться их европеоидность и "богатырское телосложение", т.к. само название "парфяне" восходит к др.персидскому и переводится примерно "крепкого телосложения, богатырь".

:)

Процитирую сообщение из первой страницы данной темы:

Лев Гумилёв считал, что каракалпаки - потомки абаров (апаров).

Наше мнение: Абары - известны в античные времена под именем парнов. Парны(парфяне) создали династию Аршакидов в Древнем Иране.

Parna - значит 'Первые' на иранских языках.

Парфа - есть искажённое Барда, Барда известна на Южном Урале.

Barda - значит на башкирском языке - 'Ставка вождя'

Также известна на Южном Урале местность Варна, сравните с иранским Parna.

:!: На Руси каракалпаки были известны под собственным именем - т.е. под именем Чёрных Клобуков.

Каракалпаки - потомки абаров, чёрных тюргешей. :!:

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Hakan сказал:

Процитирую сообщение из первой страницы данной темы:

Лев Гумилёв считал, что каракалпаки - потомки абаров (апаров).

Наше мнение: Абары - известны в античные времена под именем парнов. Парны(парфяне) создали династию Аршакидов в Древнем Иране.

Parna - значит 'Первые' на иранских языках.

Парфа - есть искажённое Барда, Барда известна на Южном Урале.

Barda - значит на башкирском языке - 'Ставка вождя'

Также известна на Южном Урале местность Варна, сравните с иранским Parna.

:!: На Руси каракалпаки были известны под собственным именем - т.е. под именем Чёрных Клобуков.

Каракалпаки - потомки абаров, чёрных тюргешей. :!:

То что абры и есть парфяне (парны) противоречит цитате Гумилева: "Древние этносы Средней Азии — согдийцы, парфяне, истинные абары («аба» в Джунгарии), эфталиты, хиониты и кангары — находились на излете своего жизненного пути. " (Древняя Русь и Великая Степь. стр 22)

 

Как видите, он перечисляет их как  разные народы

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

20.03.2021 в 10:33, кылышбай сказал:

Можно допустить, что огузский говор маркирует аральский субстрат, а кыпчакский - дешти-кыпчакский суперстрат?

Пример южного (огузо-кыпчакского) говора. 

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Hakan сказал:

Пример южного (огузо-кыпчакского) говора. 

 

:ozbek: Хорезмский узбекский. Думаю это уже сильно узбекизированный, шала-каракалпакский 

Link to comment
Share on other sites

13 минут назад, кылышбай сказал:

:ozbek: Хорезмский узбекский. Думаю это уже сильно узбекизированный, шала-каракалпакский 

 

Почему тогда мои сокурсники (вернее поступали, но не поступили) каракалпаки из Нукуса разговаривали практически на понятном мне казахском языке, а не на узбекском, хорезмском или другом?

Почему они брали у меня книги на казахском языке и спокойно их читали?

 

Link to comment
Share on other sites

23 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Почему тогда мои сокурсники (вернее поступали, но не поступили) каракалпаки из Нукуса разговаривали практически на понятном мне казахском языке, а не на узбекском, хорезмском или другом?

Почему они брали у меня книги на казахском языке и спокойно их читали?

Литературный каракалпакский (в их учебниках, многое заимствовали из литературного казахского) мало отличается от казахского (даже йоканье у них редкое в отличие от тех же ногайцев, лекиска почти в один в один, особенно близок к нашей южной). Наверное большинство каракалпаков на нем и говорит.

Конечно есть местные говоры, близкие к огузским. Kamal писал, что и у них (его район) есть огузское влияние. Но язык, на котором говорит товарищ из видео имхо хорезмский узбекский с небольшими включениями каракалпакского. Жалко если узбекский так сильно повлиял на их язык

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Почему тогда мои сокурсники (вернее поступали, но не поступили) каракалпаки из Нукуса разговаривали практически на понятном мне казахском языке, а не на узбекском, хорезмском или другом?

Почему они брали у меня книги на казахском языке и спокойно их читали?

 

Ув. АсКерБорж, современная каракалпакская молодёжь стала очень часто смешивать свой родной язык с казахским. Причиной является то, что большинство молодых людей не могут поступить в местные ВУЗы (маленькая квота поступления, большая сумма оплаты за обучение и т.д.) и поэтому уезжают учиться в Казахстан, но не с целью получить образование, а зарабатывать там. И вот, вернувшись на родину от них можно услышать смешанный каракалпакско-казахскую речь. Также, каракалпаки активно следят казахским сегментом интернета (в основном соц. сети). Наши от вас всё копируют, повторяют, породируют и т.д. 

Короче говоря, всё это в той или иной степени влияет на наш язык.

(Нынче среди молодёжи пошёл такой тренд, что вместо "ауа" отвечают тебе "ия", в окончаний слова добавляют "-сың, -мың, -тар, -дар" вместо "сан, ман, лар, лер") 

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Hakan сказал:

Ув. АсКерБорж, современная каракалпакская молодёжь стала очень часто смешивать свой родной язык с казахским. 

 

Ув. Hakan, то, что я описал, было в прошлом.

 

13 часов назад, Hakan сказал:

Нынче среди молодёжи пошёл такой тренд, что вместо "ауа" отвечают тебе "ия"

 

Интересен фонетический диапазон служебной части речи, частицы "да", у вас "ауа", у нас "ия", по кыргызским фильмам увидел, что братья кыргызы говорят "ии", а сокурсники башкиры говорили "ае".

 

Link to comment
Share on other sites

"В древности у каракалпаков бытовали высокие войлочные конусообразные шапки – "калпак-такыя", по которым они и получили свое этническое наименование – "каракалпак" – "черная шапка".

Изображение такой шапки есть у кого-нибудь?

Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Карай сказал:

Изображение такой шапки есть у кого-нибудь?

Калпак представляет собой войлочный конус. Эта форма восходит к скифским головным уборам. По рассказам пожилых людей, в старину она называлась калпак-тахия, ее шили из местной ткани. Шапка была продолговатой формы, а верхушка ее загибалась. Этот вид головного убора, безусловно, свидетельствует о генетической связи каракалпаков с древними скифскими племенами и их принадлежности к традициям кочевой степной культуры. 

Link to comment
Share on other sites

20 минут назад, Hakan сказал:

Калпак представляет собой войлочный конус. Эта форма восходит к скифским головным уборам. По рассказам пожилых людей, в старину она называлась калпак-тахия, ее шили из местной ткани. Шапка была продолговатой формы, а верхушка ее загибалась. Этот вид головного убора, безусловно, свидетельствует о генетической связи каракалпаков с древними скифскими племенами и их принадлежности к традициям кочевой степной культуры. 

Было же про общие шапки с кыргызами. Мол у них белые, а у вас черные

Link to comment
Share on other sites

Головные уборы каракалпаков отличаются разнообразием. Это войлочные и меховые шапки, тюбетейки и др.

Традиционным каракалпакским головным убором была мужская шапка из овчины - шогирме (1 фото), имеющая и второе название - кураш (2 фото). Кураш шили из черной овчины, шерстью наружу, овчина нашивалась на шапочку из войлока.large.FB_IMG_16169927573411161.jpg.22c69c70dd8564f61de95c1a55c0a4ac.jpglarge.FB_IMG_16169924394595479.jpg.d0879857c669ee9665aa5c804281f8b3.jpg

Ещё одним из видов традиционного головного убора каракалпаков была тюбетейка-тахия. Пожилые мужчины носили ее под курашом. Имеется несколько видов тақыя, такие как мақпал-тақыя, тоқыма-тақыя, кесте-тақыя и др.large.FB_IMG_16169884709400177.jpg.3c3397078bfdb70c7635981d19d6081b.jpglarge.FB_IMG_16169884339866430.jpg.90cff27f58076f2766269799c2c9d287.jpglarge.FB_IMG_16169884435203629.jpg.2087509206c770defcc9c98571b7e5fc.jpg

Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Карай сказал:

"В древности у каракалпаков бытовали высокие войлочные конусообразные шапки – "калпак-такыя", по которым они и получили свое этническое наименование – "каракалпак" – "черная шапка".

Изображение такой шапки есть у кого-нибудь?

Возможно к началу 19 века этот вид головного убора предков каракалпаков, вероятно, уже не бытовал. Отсутствие фото в калпаках не означает, что его не было. К 18 веку головной убор народа имел разные формы, а сами каракалпаки к концу 18 века фактически были на грани исчезновения, все произведственно-бытовое пришло в упадок.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, кылышбай сказал:

Было же про общие шапки с кыргызами. Мол у них белые, а у вас черные

Да, есть такое. Этот вид головного убора называется қара бөрик

 

large.FB_IMG_16169932116635502.jpg.59f831c7039dd888be7d19545327828d.jpg

Ак калпак, или просто калпак — это головной убор, сделанный из белого войлока с черными бархатными отворотами. В народном кыргызском фольклоре его форму связывают со снежной вершиной — действительно, очень похоже на гору. 

depositphotos_177143204-stock-photo-kyrg

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

12.03.2021 в 21:51, Kamal сказал:

Фоток много, только я не смог загрузить по непонятным мне причинам (или с моим компьютером что-то не так?!). В этих фотках точно тураноидный тип? Мне кажется, больше на афганцев похожи. Но это сугубо мое мнение, главное, на этих фотках каракалпаки конца 19 начала 20 веков. И в чем-то обвинить европейских очевидцев того периода, которые дают описание внешности каракалпаков в пользу их большей европеоидности, мы не в праве. 

ДЖ. А. МАК-ГАХАН

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ОКСУСЕ

и

ПАДЕНИЕ ХИВЫ.

СОЧИНЕНИЕ МАК-ГАХАНА.

Хотя такие же кочевники, в силу своих обычаев, как и Киргизы, живя бок-о-бок и часто вступая в браки с этими последними, Каракалпаки, повидимому, принадлежат к совершенно другой расе. Они обыкновенно хорошо сложены, много выше Киргизов, и вместо маленьких, узких глаз, широких скул, приплюснутых носов, толстых губ и круглых, безбородых киргизских лиц, имеют обыкновенно большие открытые глаза, продолговатые лица, выдающиеся носы и густые черные бороды; даже кожа их, когда не обожжена солнцем, может почти сравняться с белизной Европейца. Кто они такие, как сюда попали, откуда пришли — все это предстоит обяснить историкам и этнологам, да и они едва ли скоро решать эти вопросы. Что Каракалпаки не принадлежат к расе монгольской, это очевидно, но кто они действительно, еще трудно сказать

Так и запишем: каракалпаки - европейцы:D

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...