Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

Ходжейли или Нукус?

Пожелтевшие страницы докладной записки ответственного секретаря областного комитета партии Варламова и заместителя председателя облисполкома Букейханова, выявленные нами из фондов ЦГА Республики Каракалпакстан свидетельствуют о том, что вопрос о перенесении столицы из Турткуля на север вновь стал актуальным в 1928 году.

Вся территория Каракалпакской автономной области в природно-климатическом и экономическом отношении делилась на три части: южная - Турткульский и Шейхаббазский районы; северная - Чимбайский, Ходжейлийский, Кунградский, Кипчакский, Караузякский, Кегейлийский районы; и Кызылкумская - Тамдынский район. Для того, чтобы будущий центр области явился действительно центром - писали Варламов и Букейханов, - отвечающим максимальным запросам, надо, чтобы он сочетал в себе как минимум следующие положения:

во-первых, нахождение в наиболее мощной экономической части области;

во-вторых, близость к основным массам населения - каракалпакам;

в-третьих, удобство административного обслуживания, то есть расположение центра должно быть наиболее удобным в отношении путей сообщения с районами и центром Казахстана;

в-четвертых, соответствие санитарно-техническим и геологическим требованиям, предъявляемым при постройке новых городов;

в-пятых, будущий центр должен иметь наличие предпосылок к организации в нём промышленной базы области.

Родина председателя облисполкома К. Авезова - город Чимбай больше не претендовал на статус столицы. Из населенных пунктов северных районов на местонахождение областного центра претендовали два поселения - Ходжейли и Нукус:

Ходжейли находился в 8 км от Аму-дарьи на левом берегу на болотистом низком месте против Нукуса. Единственным положительным моментом для Ходжейли явилось то обстоятельство, что проектируемая железнодорожная линия Чарджуй - Александровск Гай пройдет по левому берегу, то есть вблизи Ходжейли.

Можно отметить преимущества Нукуса по сравнению с Ходжейли в части географического положения и гидрогеологического характера их местности. Берег местности, где расположен Нукус, следует считать одним из исключительных берегов Амударьи по устойчивости подпочвенных пород и высоте, не подверженного разрушительным действиям Амударьи, как в отношении разлива (дейгиша), так и в отношении "затопления, от чего отнюдь не гарантирован берег, на котором расположено селение Ходжейли.

Нукус лежал на вершине дельты Амударьи в 110-180 км от берега Аральского моря. Максимальные показатели уровня воды в Амударье в районе Нукуса равнялись в 102,96 м над уровнем Каспийского моря. Тем не менее, существовала возможность затопления водами Амударьи, и необходимо было предусмотреть по плану строительства сооружение дамбы или вала по правому берегу Амударьи, начиная от головы магистрального канала Кызкеткен.

Экономические данные относительно Ходжейли и Нукуса были примерно равнозначны с некоторым преимуществом у Нукуса, благодаря его более центральному положению по отношению к северным районам и близости к Аму-дарье. Помимо того, что Нукус лежал на Амударье, его район захватывал магистральный канал Кызкеткен. Это положение представляло собой значительные удобства в отношении сообщения с районными центрами и создавало то обстоятельство, что областной центр, находясь в Нукусе, будет одновременно находиться в районе капитальных работ по постройке реконструируемой водно-оросительной Чимбайской системы, в частности Кызкеткена.

Такое расположение Нукуса в центре оросительной системы, с одной стороны, нахождение его ближе к хлопководческим районам области, с другой, создавали все предпосылки для организации в нем помимо административного центра, также и центра промышленности области.

Уже в 1928 г. началось строительство в Нукусе товарной мельницы с производительностью до полутора миллионов пудов. Было определено строительство люцерно-очистительного завода, также в Нукусе с производительностью 100-120 тысяч пудов в год. В стадии разрешения находился вопрос о строительстве маслозавода, который должен быть построен в 1929-1930 гг. Был поставлен вопрос строительства в Нукусе в 1929-1930 гг. хлопкоочистительного завода с производительностью 1110 000 пудов в год. Будущий город имел значительные перспективы в отношении развития кустарной промышленности.

В связи с общим ростом экономики области, предстоящим строительством промышленных предприятий, начавшимся с 1928 года капитальным переустройством Чимбайской водно-оросительной системы, вопрос о центре Каракалпакской автономной области стал одним из актуальнейших. Дальнейшее промедление могло привести к значительным производительным затратам средств по строительству и непоправимым ошибкам. Турткуль находился всего в одном километре от Амударьи.

Руководство Каракалпакской автономной области полагало, во-первых, вопрос об обсуждении центра области подлежит разрешению в срочном порядке; во-вторых, вопрос о центре должен быть разрешен в пользу Нукуса. 29 сентября 1928 г. Президиум Исполкома Каракалпакской автономной области постановил избрать местом для будущего центра район селения Нукус. 4 октября 1928 г. комиссия облисполкома прибыла в Нукус и выделила площадь около 1800 гектаров для детального исследования путем топографических съемок.

Население области численностью в 369140 человек ожидало перемен...

Б. КОЩАНОВ, доктор исторических наук, профессор КГУ. 3. МАМБЕТНИЯЗОВА, аспирантка ИИАЭ ККО АН РУ.

Источник: Газета "Вести Каракалпакстана" 10 СЕНТЯБРЯ 2002 г. №73 (16709).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Городище Топрак-кала

toprak-kala_sm.jpgtoprak-kala1_sm.jpgtoprak-kala2_sm.jpgtoprak-kala3_sm.jpgtoprak-kala4_sm.jpgtoprak-kala5_sm.jpg

Выдающимся памятником культуры Хорезма I—VI вв. н. э. является городище Топрак-кала. В III в. здесь находилась столица Хорезма. Топрак-кала была открыта хорезмской экспедицией под руководством С.П.Толстова в 1938 году. Город в плане представлял собой правильный прямоугольник. В северо-западном углу был расположен дворец правителя — огромный трёхбашенный замок. На юго-восток от замка находился храм огня. От него на юг шла длинная улица, разрезавшая город на две половины. Отходившие от неё переулки отделяли друг от друга массивные дома-кварталы, из которых состояла столица позднерабовладельческого Хорезма. Построенная в III в. крепость до 305 года была резиденцией правителей страны хорезмшахов. Из-за многочисленных завоевательных войн правители покинули резиденцию и город постепенно пришел в упадок.

В ходе археологических раскопок были найдены монеты, обломки ассуариев (погребальные сосуды зороастрийцев), а так же великолепные образцы художественной культуры: тонко выделанная керамика, шерстяные, шелковые ткани, золотые украшения и ожерелье из 300 бус из стекла, пасты, янтаря, кораллов, раковин. Были открыты мастерские по изготовлению знаменитых луков, которыми славился Хорезм. Необычайно интересна архитектура памятника, являющегося замечательным образцом градостроительного и фортификационного искусства античного Хорезма. Особый интерес в этом плане представляет трёхбашенный дворец правителя. Три грандиозные башни с жилыми помещениями внутри, поднимались на тридцати метровую высоту, сегодня они достигают 25 метровой высоты, что говорит о высокой степени развития зодчества в Хорезме.

Однако Топрак-кала известна не только своей причудливой архитектурой, но и уникальными находками древнехорезмийской письменности. Документы, написанные на древнехорезмийском языке, найдены в четырех помещениях юго-восточной части дворца. Всего было найдено 116 документов, написанных черной тушью на деревянных дощечках и на кожаных свитках. Документы на дереве, а их всего восемнадцать, очень хорошо сохранились. Хотя документы полностью еще не прочитаны, характер их уже определен. Это хозяйственные документы дворцового архива. На трёх из найденных документов стояла точная дата - 207, 231 и 232 гг.

Помимо архива, огромный интерес среди находок во дворце падишахов представляет скульптуры и живопись. Недаром Топрак-кала называют музеем изобразительных искусств античного Хорезма. Это единственный полностью раскопанный памятник архитектуры Хорезма. Его размеры и гениальность архитектурной конструкции делают Топрак-кала одним из самых уникальных памятников Хорезма.

images?q=tbn:ANd9GcTHM1suzVmwhz8xLf8YdU1pfDflAKlYqWuWEwdFqHabyo3klBVh2X0hlQ

С.П. Толстов

images?q=tbn:ANd9GcQO8-5hioI5ioy0Pc2fTwXz_tCUuS9FHlGdRGu8uOnvct-NMj5YGHXRIn0

Сергей Толстов рассматривает найденные на Топрак-Кале документы

images?q=tbn:ANd9GcQdQn209I3dgZ5Pg4W0u8ryWvgAyc6i53Psh0RxRIulT7efedSEimages?q=tbn:ANd9GcT7JnsfM4jl0hbK_RlIo90PVcel_WapsfaxYNp1M-YAY0kCDgkNzg

images?q=tbn:ANd9GcRtpUn0sE6LvOqrch7bL73oax5Txq4YZvPYQCE1zs2GXk-_MAZIBAimages?q=tbn:ANd9GcSeD-LczB8S657rr2Vtvefrzdal8dXYPSvHQbTTCcOGSe9Gwng0Bgimages?q=tbn:ANd9GcSuIUPTDvwuyPRkseu2t41zTsUD_G00hnpkH-8AUW1Sf9xqnbn8ug

Крепость Топрак-Кала. Макет реконструкции.

images?q=tbn:ANd9GcTziyS9hlcwjhws-I3EEroJNCEDemL4pa1hOwYBtWDcL3MOe-l0Fg

«Зал воинов» во дворце Топрак-кала. Реконструкция

images?q=tbn:ANd9GcSaoiEg0Tvp6vkYTP_h2hHC66uM4n33oXgYoKH07E90_5TANJU_iuSAs3o Статуэтка. Гопатшах. Топрак-кала

images?q=tbn:ANd9GcQBEMyPmHjGcgB8mXUJG3GsmfEDAVcfm-yNkhgic3aiMMwNQ6NcApzX9g&reload=onimages?q=tbn:ANd9GcRmeMZK3dzHA7wnwcBwH1CzeqUxXjYrLOueJXZwF7OhQ5ReMNxDSu071eIimages?q=tbn:ANd9GcSEn33nG-Mncyw55suNBEZBsoUfvp9NKRlL0LuClMgnzr__jr9Bn9YAEQsimages?q=tbn:ANd9GcRuD4juab5U_F-pa7GwGMhr-UWuXwJfHJUK7WZiQTDoiyMeP5TjGjeOSAimages?q=tbn:ANd9GcSTwoGL5tii0jJrRQtFMF4kHZ8WObHyWML_iJcU4M0KhWS3uWILS3if0WA

images?q=tbn:ANd9GcQfGYGNPoKNAxD4ZdGSIj8z7C-li7S4uLVC4ytZxg29ksh6scIPGkAIN34images?q=tbn:ANd9GcTOBmCyto7i6__Y3ER53RpZocRUMVU77kxhCdo8dzbZcPhKBBSdVwToDg&reload=on

Историк Гайратдин Хожаниязов показывает план крепости Топрак-Кала

images?q=tbn:ANd9GcT2bbuBnHjjsXm3qsR67iWgEvZN75naXiKLOHsM_kBUtFPXqIWEs5Ouvwimages?q=tbn:ANd9GcTpl1xtT5RsCn-PjsLAmiay8zJwV0G_zoXkaGWm1QpDuHw3G3mgXBYM2uw

крепость Топрак–Кала (Кала — крепость). Там жила правящая династия

images?q=tbn:ANd9GcR2E59sB1nb3Tl8XM9aRVfpQnOJwjY0m8zgV_4RaTB0W_Lt8NxrTqamD6Y

Урартское крылатое божество, бронза, Топрак-кала

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аяз-Кале / Ayaz-Kala / "крепость на ветру"

Аяз-кала - история крепости Древнего Хорезма

История Хорезма насчитывает более трех тысяч лет. Памятниками каждого периода истории этой области Средней Азии являются многочисленные крепости, разбросанные на бескрайних просторах хорезмских степей. Среди тысячи хорезмских крепостей наиболее полно представлены руины кушанского периода. Это такие крепости как Гяур-кала и Аяз-кала, а так же один из наиболее исследованных памятников как Топрак-кала.

Хорезм занимал северо-западную часть Кушанской империи. При Кадфисе I его земли попали в зависимость от кушанов. Окончательно Хорезм закрепился в качестве владений кушанов при кушанском правителе - Канишке. По данным археологов Гяур-кала и Аяз-кала относятся ко II веку н.э. – периоду расцвета Кушанской империи.

Комплекс Аяз-кала интересен тем, что в отличие от других крепостей, здесь находятся неукреплённые сельские поселения, представляющие собой комплекс жилых домов, каждый из которых состоит из большого обнесённого невысокой кирпичной стеной двора, занятого, видимо, в то время садами и огородами.

Среди множества неукреплённых сельских домов комплекса Аяз-кала выделяются три, обладающие значительно большими размерами и представляющие собой мощные крепости. Возможно, это были дома правителей или богатых чиновников, управлявших городом.

Крепость Аяз-кала, как и многие другие крепости Хорезма, расположена посреди пустыни. От нее остались лишь крепостные стены, по форме, напоминающие прямоугольник. Невдалеке имеются небольшие развалины крепости поменьше, возможно передового форпоста. Тысячелетиями пески скрывали руины крепости Аяз-кала, но сегодня благодаря многочисленным археологическим раскопкам, каждый может прикоснуться к истории Древнего Хорезма.

images?q=tbn:ANd9GcSRHiwTSfuw96ncXXWwJScgV9BpoBmYbvD2rY8Iimn8R4RRvv4Pkw

images?q=tbn:ANd9GcTywVFPhrGIxACMyC8dbYneMKAiXiFOj01LtkV7CRD4xytQZdWOimages?q=tbn:ANd9GcSGJhplR8ai8Ye1pgU7u1D_ZAGXfAhKfLycPBaxQAFtgpQq2ete4aabKqsimages?q=tbn:ANd9GcRIrlm9xH0Pu7_zxA7SeT_h98WyGelO6K8WSM_WuOuGT0rEh2a5nKxPR1Mimages?q=tbn:ANd9GcQi0iJKtFQCgYM4ie22chYogk3QMCHiIgdwSDY_o6XD_lImUVQ5UOS2adw

images?q=tbn:ANd9GcSJflzXzVyOjpEytktyCc0Suaz5to7KfEOa7fq-8aspcpmzlK1BlW5mXQ «Аяз-Кала. Вход в стену» images?q=tbn:ANd9GcTxeQXRq1h9daqbAbw9bEKz8yE3MpDW1kOzODX2pEIzZ1r5c-1mKTfeEQ Оазис туристов - Юртовый Лагерь Аяз-Кала

images?q=tbn:ANd9GcSy_364S39HP86jm790grJ8atDQhrNpohHi3TMDn2Psb2Q_OgBBpbJ3a3cimages?q=tbn:ANd9GcQSfGfhfd9Sn-rLj-TeKc6_Xf21v25IiT6KYBm8Lg8ZedQSmX19WNyfLTAimages?q=tbn:ANd9GcS9CzcF1tvpuNQ600v2JIy5ywLxlKaEpu70cYEHOLcTxYJP4Yj_Q9tTnwimages?q=tbn:ANd9GcQQbl4cXeBu7KWLD9f0fMGqu55vYTQ9fsAEnoQgYHC_8gYhyfEkuTNNjQ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Миздакхан (г. Ходжейли, Каракалпакстан)

images?q=tbn:ANd9GcRiFp9FFbguazGX__GevsyJo5iSLG7BtwWBIqEMOFg7Q7NYfqLkLlhfLgimages?q=tbn:ANd9GcS7TAXQt_rXEawvlYnf4QluEguNkEKMW6p71G8_e9vUX4K-18SYZvckFQUmizdakhan-necropolis2_sm.jpgmizdakhan-necropolis1_sm.jpgmizdakhan-necropolis3_sm.jpgmizdakhan-necropolis5_sm.jpg

Одним из самых древних и посещаемых паломниками мест Каракалпакии является некрополь Миздакхан – древнее кладбище, расположенное рядом с остатками крепости Гяур-Кала. Название это крепость получила во время завоеваний арабов и в переводе означает Крепость неверных, так как учеными было установлено, что жители крепости до арабского завоевания были зороастрийцами.

Весь комплекс памятников расположен на трех холмах в 3-4 км к югу от города Ходжейли в Каракалпакии. Каким образом Миздакхан стал местом паломничества мусульман? Скорее всего, вначале появилась крепость Гяур-Кала. Возникновение городища относится к IV веку до н.э. При осмотре крепости поражает мощь её десятиметровых стен, остатки которых продолжают защищать руины двух цитаделей города, одна из которых, по предположениям археологов, была дворцовой постройкой, а другая – Храмом огня.

На другом, противоположном крепости, холме изначально существовало зороастрийское кладбище, где жители крепости хоронили умерших. Об этом свидетельствуют найденные археологами ассуарии (сосуды для захоронений), а так же нечто, напоминающее дахма – башня с плоской крышей, на которой зороастрийцы оставляли своих умерших. Птицы обгладывали их кости, а родственники собирали их и складывали в ассуарии.

В VIII веке после захвата крепости арабами, религия зороастризма была уничтожена на всех просторах Средней Азии, и на кладбище стали хоронить по мусульманским обрядам. Существует легенда, что могила Адама находится на территории Миздакхана, именно это способствовало в средние века приданию некрополю значения святого места. Также культовую значимость имеет мавзолей, который возведён над мнимой могилой Адама. Это так называемые «Часы апокалипсиса» и песочные часы. Каждый год из стен здание выпадает кирпич, по преданию, как только упадет последний кирпич, начнется конец света, поэтому паломники стараются складывать кирпичи в конструкции, веря в то, что Бог услышит их молитвы и спасет их.

Гяур-Кала ( I тыс. до н.э.)

images?q=tbn:ANd9GcTSQZ2_YVMTXaa8YYT-OXDGYG2lBG8zsWKiOf0MF6z0M0OVnQHp361eOwimages?q=tbn:ANd9GcSbWeLr9Gpa-96YedORtWCt-28pEVjVyOZkIzQaoapDNT1fAmexifXk9gimages?q=tbn:ANd9GcRTFiVZLMymUmSVRuSNWEcY-wfwqSpj8uLfwtJRHq9N69WsM3krQ4EdOwimages?q=tbn:ANd9GcSiLdjlEAIbXnUl3FKZi5X8p0T_hxr89O8h5oYZaR3qTGd_fEfsHkhP1gimages?q=tbn:ANd9GcTDrfFJuaSEKoPbyXfgTcEJw9Wu4NQev7jwBtBZlONH3CDr-IGaE-LKYB0

images?q=tbn:ANd9GcTgbdzeXV1OT0pxFCypmudh50rIMGFZUrNPQQ9ENFgdAV6xpa6bmQJ31AiOimages?q=tbn:ANd9GcSgm8sXq-LWRH2fNq0Gs0zaU55x6MFaeSjuUp5dSq72f0-GMzAfYCoHzwimages?q=tbn:ANd9GcToxpoBWBiOdhC1Tle5BkJlIAWANNOtJkenY2porUFkcuttEBHhNjKw2LaEimages?q=tbn:ANd9GcSK-OIbpPZ44yQ42l7H0A5xa2yv31i9RJeG_PgoXmc7NYAv9WAjfj3sA3I

Древнее городище Гяур-Кала - мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 гектаров . Стены Гяур-Калы - квадратные, с холмами башен, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Длина каждой стены около 2 км.

В каждой стене были ворота. С высоты хорошо видны когда-то проходившие здесь дороги, ведшие к четырем воротам и разделявшие город на четыре части. Дорога с юга на север идет прямо от южных ворот к крепостным валам Эрк-Калы, открывая путь к цитадели, и продолжается вокруг нее по направлению к северным воротам.

guyar.jpg город Антакия (Антиохия Маргианская)

В развалинах городища Гяур-Калы заключен город Антиохия Маргианская, построенный в традициях античной архитектуры. Основатель города – селевкидский царь Антиох Сотер (280-261). Будучи в Маргиане, он распорядился обвести весь оазис стеной, имевшей в окружности около 230 км и основать город Антиохию.

Стена Антиоха ограждала земли Мерва от наступающих песков пустыни и одновременно играла роль заградительного рубежа против воинственных кочевников. Следы ее доныне сохранились на севере Марыйского оазиса.

Миздахкан

Комплекс древнего и средневекового Миздахкана располагает большими "ресурсами" для организации его широкого показа и вовлечения в орбиту деятельности современной индустрии отечественного и международного туризма. Объектом показа, помимо всего прочего, могли бы быть и сами раскопки, ведущиеся на больших площадях.

Необходимо также рациональное решение вопроса о хранении и экспонировании получаемого в процессе археологических исследований Миздахкана вещественного материала. Оптимальным решением этого вопроса явилась бы организация в рамках археологического музея "Древний средневековый Миздахкан-Ходжейли" с обязательной передачей в его фонды материалов любых исследовательских работ, ведущихся на территории заповедника. Принимая во внимание организацию в перспективе туристических маршрутов "Ташкент-Са-марканд-Бухара-Хива-Аязкала-Миздахкан-Ходжейли", следовало бы проработать вопрос о включении в него комплекса древнего Миздахкана как одного из объектов республиканской туристической компании "Узбекту-ризм".

Особенно бурное развитие города Ходжейли приходится на XVII - XVIII вв. Это было вызвано различными причинами. Прежде всего, в начале XVII в. с изменением направления основного русла Амударьи с юга на север падает значение Приаралья и особенно дельты Амударьи. В сторону г.г.Кунграда, Ходжейли с озера Сарыкамыш переселилось население Узбоя. Здесь особенно активизируется роль таких родоплеменных групп, как кып-чак, канлы, конырат и мангыт, которые образовали такие крупные населенные пункты, крепости, как "Мангыт кала", "Нокис кала" на территории современного фермерского хозяйства "Ташкент", "Инак кала" — на территории фермерского хозяйства "Хамза". Административно-торговым, ремесленно-промышленным центром этих населенных пунктов, крепостей являлся город Ходжейли. Среди горожан существовали цехово-корпоративные объединения и расположение каждого отдельного вида ремесла по кварталам. Определенные кварталы г. Ходжейли в XVII - XVIII вв. служили местом поселения отдельных ремесленников. В центре города, по берегам канала Суенли, располагались кузнецы, ювелиры, за чертой города, на юге, — коншилер, кочевники, на севере — гончары, каждый из них имел свою мечеть, торговые центры ремесленников и т. д. Дороги ориентировались к реке Амударье и сухопутным дорогам, связывающим город Ходжейли с г. Куня-Ургенчем, Хивой, Кунградом и др.

Комплекс Миздақхан

К памятникам XVI - XVIII вв. г. Ходжейли и его окрестностей относятся каналы Суенли, Лаузан, мавзолеи Шамун-Набий, Режеб халфе, Кырык шопан, Жумрад кассаб, Жума масшид (надмогильное сооружение), расположенные на бугре Мазлумхана Сулу.

Основы истории города Ходжейли были заложены в XVII веке. Легенда гласит, что на месте данного города раньше существовал древний населенный пункт. О происхождении названия города высказывались различные суждения. Даже в отдельных научных трудах встречаются такие поверхностные рассуждения, как, например, "город назывался Ходжейли, ибо здесь жили ходжи, хивинский хан послал нескольких ходжей, поэтому и назывался Ходжейли...". Эти рассуждения основаны на внешней структуре слова и на народном предании.

Во время поездки по Хивинскому ханству А. Л. Кун записал предание о городе Ходжейли, в котором говорится, что начало поселению Ходжейли положил выходец из Туркестана — ишан Аламин-ходжа. По преданию, этот ишан своей благочестивой жизнью привлек к себе многих узбеков, получивших звание мюридов. Поселившись около хижины ишана, они вели замкнутую жизнь, мало общаясь с остальным населением ханства. Во втором поколении урочище стало называться Ходжейли, что означало "род ходжей". Таким образом, предание связывает основание Ходжейли с деятельностью ходжа, принадлежавших к суфийскому братству Яссави.

В центральной части дельты и далее на юг от истоков Карабайлы до Кубетау землями владели нукузы и ке-негесы. В округе Мазлумхан Сулу (Миздахкан) жили ходжа-эли.

Если немного перефразировать слова одного из древних историков Наршахи, то ходжейлинец, попавший в далекую страну не скажет, что он "нукусец", а обязательно с гордостью заявит, что он "ходжейлинец". Если его собеседник не в курсе дела, что существует такой город, тогда ходжейлинец несколько огорчается. Ходжейлинцы считают свой город священным, а его территорию—землей чудесной и мистической, магической. Именно на этой основе появились выражения подобного рода: "Если проживешь семьдесят дней в Ходжейли, то станешь ходжой", "Кто явится в Ходжейли пешком, тот возвращается всадником (т.е. тот приобретет коня)", "Тот воробей, который хоть раз попробовал зернышко, может вернуться даже из Мекки"...

И в самом деле, гордость у ходжейлинцев за свой город возникла не на пустом месте и не без основания. Город этот имеет свою большую историю, великое культурное наследие, местные легенды, традиции, обычаи, нравы, гениальных мыслителей и духовных наставников, а также своих героев. Жители данного города не потеряли традиции и обычаи соблюдать приличие, смелость и принципиальность представителей прежних поколений, высказывать свое решительное слово, где бы и когда бы это ни было, в первую очередь, беречь свой авторитет и честь своей страны, города, когда они берутся за дело. И все это в совокупности у них в душе пробуждает чувство уверенности в том, что они являются патриотами своей земли.

К сожалению, история, культура, этнография, язык, топонимика (топонимы), архитектура и другие параметры этого поистине чудесного города, который в своей истории имеет воистину замечательных людей, до сих пор не стали предметом специального исследования.

Эту священную землю удостоили своим вниманием и такие знаменитые гении своего времени, прославленные на весь мир своими творениями, как Абу Райхан Аль Беруни, Абу Али ибн Сино, Нажиматдин Куб-ра. Происхождение таких топонимов, как Ходжейли, Антакия, Миздахкан, Гяур-кала, Хатеп, Колаб, Кара-шапак, Карпи, Донгизли, Тахиаташ и других может служить темами больших научно-теоретических и монографических исследований, объемистых трактатов.

Входящая в историко-ар-хитектурный комплекс местность между современным Миздакханом и городищем Гяур-кала раньше называлась городом Антакия, а возвышенность (холм), на котором располагался памятник Мазлымхан Сулу, имела название в античности "Кохи Антакия", что означало "гора Антакии".

Автор: Данияр Беласаров

http://xodjeyli.uz/index.php?id=5〈=ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Городище Джанбас-Кала, Каракалпакстан

janbas-kala_sm.jpgjanbas-kala2_sm.jpgjanbas-kala3_sm.jpg

janbas-kala4_sm.jpgjanbas-kala5_sm.jpgjanbas-kala6_sm.jpg

janbas-kala7_sm.jpgjanbas-kala8_sm.jpgjanbas-kala9_sm.jpg

Время основания городища Джанбас-Кала относится к античному периоду истории Древнего Хорезма, так называемому периоду существования «тысячи городов» на территории региона. Этот период делится на два этапа: кангюйский и кушанский (по названиям государств, в которые входил Хорезм). Возникновение крепости Джанбас-Кала относится к первому - кангюйскому этапу. Дата возникновения крепости была определена С.П. Толстовым IV в. до н.э. - I в. н.э.

Джанбас-Кала является наиболее выдвинутой на северо-восток крепостью «Земель древнего орошения». Она расположена на северо-западном склоне пустынной, вытянутой с севера-запада на юго-восток плоской возвышенности, замыкающей цепь холмов, тянущихся на юго-восток от Султануиздага. (С.П.Толстов «Древний Хорезм», стр.87)

Крепость представляет собой довольно четкий прямоугольник, ориентированный по сторонам света. При этом размеры крепости составляют 200*170 м. Относительная сохранность крепости была обусловлена тем, что на протяжении многих веков стены крепости были покрыты барханами, которые в определенной мере способствовали сохранению фасада здания.

Стены Джанбас-Калы в высоту достигают почти 10 м, что говорит о масштабности здания. При этом за внешней стеной есть еще одна, как бы дублирующая основную, что несомненно было сделано для усиления оборонного укрепления крепости. Внешняя стена утолщенная книзу, сверху имеет ширину 1,30 м, а внутренняя - 1 м. Узкие бойницы во внешней стене Джанбас-Калы также подтверждают военное назначение крепости.

Особенностью архитектуры Джанбас-Калы, отличающей её от других крепостей этого периода, является полное отсутствие угловых башен, что не характерно для Востока. Также еще одной характерной чертой является предвратное сооружение, которое сохранилось до наших дней. Эта особенность позволяла загнать нападающих в узкий коридор, соединяющий предвратное сооружение с воротами, чтобы защитники крепости могли обстреливать неприятеля из бойниц.

Внутреннее обустройство крепости представляет собой довольно простую конструкцию. От ворот с северо-запада на юго-восток шла главная (и, наверно, единственная) улица города вплоть до большого здания, которое было расположено у южных ворот. По обе стороны улицы располагались жилые постройки-кварталы. Каждый такой квартал делился на комнаты. Приблизительно по 150 комнат на один квартал.

Что касается здания у южных ворот крепости то, по предположениям археологов, это было святилище огнепоклонников, так называемый «Дом огня». Здание находилось на возвышенности, на высоте 4,5 метров. Ярким свидетельством данной теории являются остатки золы, обнаруженные археологами в развалинах угловой комнаты святилища.

На протяжении нескольких веков жители крепости Джанбас-Кала отражали набеги кочевников. Однако, в I веке нашей эры после неудачного штурма хитроумных ворот крепости, новые захватчики, используя таран, проломили стену немного западнее ворот. Внутри разгорелось сражение: об этом свидетельствуют найденные археологами наконечники стрел. Вероятно, большая часть жителей погибла в сражении, а выживших увели в рабство. После этого крепость не восстанавливалась, постепенно разрушалась дождями и ветрами в течение 2000 лет. Сегодня, от былого величия крепости Джанбас-кала остались лишь массивные стены.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кой-Крылган-кала, Каракалпакстан

i-940.jpg

293923515.jpgimages?q=tbn:ANd9GcQVrDXRpqxvTF1eJnThTxjgVjYU_SuxYkeMXGfT2T5-vEPlcxvBEEgginM Крепость Кой-Крылган-Кала. Вид с самолета.

На бескрайних просторах хорезмских степей разбросаны развалины тысяч крепостей, но поистине уникальными являются руины Крепости погибших баранов - Кой-Крылган-кала. Крепость была найдена археологами Хорезмской экспедиции случайно в 1938 году. Археологов удивила, прежде всего, невиданная до сих пор в Хорезме форма древней постройки: мощная цитадель с остатками оборонительной стены оказалась не квадратной и не прямоугольной, как это привыкли видеть, а круглой. Снаружи фортификационные сооружения имели форму правильного круга, в центре которого находилась цитадель, ее опоясывала внешняя оборонительная стена с башнями. Пространство между центральным зданием и стеной - «кольцо», как его условно назвали,- оказалось полностью застроенным. Глиняное сооружение было колоссальным: диаметр центрального здания - 42 м, высота в наиболее хорошо сохранившейся части - около 8 м, диаметр всего сооружения - около 90 м.

На песчаных барханах вокруг крепости и на ее развалинах были рассыпаны тысячи обломков великолепной глиняной посуды. По ним, а также по другим находкам, в частности по бронзовым наконечникам стрел, удалось установить, что перед археологами был самый древний из известных тогда памятников древнехорезмийской государственности. Наиболее ранние находки относились к IV - III вв. до н. э.

В 1950 году на руинах крепости начался новый этап раскопок. В результате стало ясно, что крепость пережила два этапа своего развития. Более ранний этап относится к IV-III векам до н.э. Вторая эпоха жизни крепости относится к первым векам н.э. Было обнаружено, что на ранних этапах развития центральная часть крепости была разрушена в результате пожара. До сих пор остаётся загадкой, был ли он случайным или преднамеренным.

Кой-Крылган-кала была мощной хорошо укрепленной крепостью, имеющей несколько оборонительных стен, которые со временем были разрушены, проследить их удалось лишь на небольшом участке. Подобные укрепления характерны для всех памятников античности и раннего средневековья Хорезма.

Исходя из исследований археологов Крепость погибших баранов – это один из древнейших памятников древнехорезмийской государственности, храмовый комплекс, частично выполняющий роль места погребения какого-то древнего царя или царицы.

Население крепости были зороастрийцами, почитающими богиню воды и рек – Анахиту и солнечное божество - Сиявуша. Что интересно в данном памятнике, это расположение центрального комплекса. Западная его часть была возведена в честь богини Анахиты, а восточная и южные части, обращенные в сторону восхода в честь бога солнца Сиявуша, о чем во многом свидетельствуют статуэтки и осколки сосудов с изображениями богов.

История крепости Кой-Крылган-кала насчитывает тысячелетия. Здесь были найдены остатки самых древних ассуариев в Средней Азии, росписей и надписей на древнехорезмийском языке. Эта крепость до сих пор представляет собой загадку истории и является уникальной по своей конструкции среди других древних крепостей Хорезма.

images?q=tbn:ANd9GcQm0kMTxJcpQi1reFHCinar4fmg1VY6a_GIx31qDYTBOqBpuB_eJLaZHJUWimages?q=tbn:ANd9GcQAQ2oL-nnrQmD8RszJdC79zMdo3-m47Q-BVI6ynkh3kHWTaHk51Ic2q407images?q=tbn:ANd9GcQoRTWN881akYt-8tsRvn__nRNMS40uPHCFtWMYLxHmAiOOoJSRXG_V3qkuimages?q=tbn:ANd9GcQb2CeZfR1xb965_mnKxbs15XSQhVrdPZQfk4rsZvKiIg46_wqbC7odaR0images?q=tbn:ANd9GcRWcQ-jfRo-MS5QqbwUn6ZPc8DwAiY6ZL7rSuKqtwDJAM6aAGLQ-ZxlLU8I

Share this post


Link to post
Share on other sites

Qaraqalpaqs of the Aral Delta by David and Sue Richardson

QaraqalpaqsOfTheAralDelta.jpg

Да надеюсь заполучить ее

The heavily illustrated volume with 1,000 illustrations is, according to Florence Andrew, the first ever comprehensive study of the almost mythical Qaraqalpaq people, and focuses on this Turkic minority’s vibrant carpets, decorative textile arts, costumes and also on their uncertain future as their lands, the highly topical Aral Sea, are turned into desert. Photographs are taken on location and in the reserve collections of museums in Qaraqalpaqstan and Russia

Share this post


Link to post
Share on other sites

Qaraqalpaqs of the Aral Delta by David and Sue Richardson

QaraqalpaqsOfTheAralDelta.jpg

Да надеюсь заполучить ее

как я понял это книга про Приаральских каракалпаков, это радует. Но я думаю 1000 иллюстрация мало :).

Информация: в каракалпакском фольклоре 100 с личным эпос - дастанов, Это большое наследие, гордость каракалпаков. :turkmen1:

20 томов книги серий Каракалпакский фольклор, издание при Советов. Рекордный количество, но после Эстонского фольклора, у них 22 томов. :turkmen1:

Share this post


Link to post
Share on other sites

как я понял это книга про Приаральских каракалпаков, это радует. Но я думаю 1000 иллюстрация мало :).

Информация: в каракалпакском фольклоре 100 с личным эпос - дастанов, Это большое наследие, гордость каракалпаков. :turkmen1:

20 томов книги серий Каракалпакский фольклор, издание при Советов. Рекордный количество, но после Эстонского фольклора, у них 22 томов. :turkmen1:

В принципе нет различий между Аральскими и Сырдарьинскими каракалпаками. Из-за стихийных бедствий в дельте Амударьи в начале 16 века, каракалпаки сместились в разном направлении. Северо-западная часть присоединилась к своим ногайским соплеменникам, а с распадом Ногайской Орды заселили территорию Сырдарья-Урал-Эмба. В начале 17 века, Амударья снова легла на свое прежнее русло и первыми дельту заселили ушедшие на Юг (Ургенч) и Юго-Запад (озеро Сарыкамыш). А Северо-Западные или их остатки, присоединились к ним только в конце 18 века. В истории Евразии, к сожалению, делается акцент только на Сырдарьинских каракалпаков и рассматривают каракалпаков, как пришельцев на своей нынешней территории, что в корне ошибочно, хотя написана масса научных трудов, проведены археологические и прочие научные работы, подтверждающие общность Аральских народов с Сырдарьинскими каракалпаками. В добавок, нынче и Аральцы, и Сырдаринцы являются одним народом. И неспроста это, что каракалпаки делятся на два Арыса, а единое шежере состоит из шести основных племен Конраты, Кипчаки, Мангыты, Хитаи, Муйтены, Кенегесы.

После 1723 года из-за нападений джунгар, каракалпаки снова были рассредоточены и как пишет А.И.Левшин, казахи воспользовались моментом и отомстили каракалпакам за все прошлые обиды. Отсюда следует, что каракалпаков было намного больше, чем многие предполагают и в прошлом приносили казахам не мало бед или составляли конкуренцию в политической арене.

Таким образом, целый народ каракалпаков, бывший независимым, имевший своих ханов и кочевавший на реке Сыр, от частых нападений и мщения киргизов за древние обиды, рассеялся и в конце минувшего столетия потерял политическое бытие свое 8. В 1740 году большая часть Средней орды и хан ее Абульмагмет кочевали на Ори и Хобде; Абульхайр жил тогда более на берегах Сыра, или Кувана, и потому писал в 1742 году Неплюеву в Оренбург: "Я с Меньшею ордою на Сыре, а Средняя орда близ вас, генерал". Теперь видим совсем противное: ни один из родов Средней орды не приближается к Оренбургу. Подобно сему, многие аулы алимулинского поколения, зимовавшие всегда на Сыре, по вражде с однородцами своими, которым покровительствует хивинский хан, в 1821 году пришли на зиму к Илеку. В то же время несколько других аулов, обыкновенно кочевавших у границ наших, удалились к Хиве. Все сие ведет нас к заключению, что киргиз-казаки при настоящем образе их жизни и в ныне занимаемых ими землях не могут поселиться; что польза их собственная и выгоды соседственных с ними держав, особенно России, требуют, чтобы они состояние богатых пастухов не меняли на состояние бедных земледельцев, и что самые степи их как будто нарочно созданы для кочевой жизни. Не заведением селений водворится в ордах сих тишина и согласие, но строгою справедливостию и приучением к подчиненности можно довесть их до того, что они, наконец, почувствуют благодетельные следствия мира. (http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересные факты про города Ходжейли и о этнического принадлежности населении города.

В 1874 г. зимой в Русском географическом обществе была выставка акварелей художника Н.Н. Каразина, которой летом побывал в низовьях Амударьи, был очарован красотой природы Ходжейлийского берега Амударьи. Он увидел Ходжейлийский базар, нарисовал картину, на которой изображены Ходжейлийское медресе и мазар Пирим ишана, а также часть караван-сарая. В объяснении к этой картине он говорил:

"Ходжейли — маленький городок в низовьях Амударьи, между Нукусом и Петро-Александровском, он построен на самом берегу и частью совсем даже выступает в воду длинною улицею хвойных построек: это улица Базарная. Главнейшая торговля этого, населенного преимущественно каракалпаками, городка, ведется водою, на плотах и лодках, почему оригинальное расположение Базарной улицы как нельзя более кстати, да и вызванный, собственно говоря, способом торговли, вид этой Амударьинской Венеции крайне оригинален, а ночью, при свете фонарей даже эффектное впечатление: кипучая, шумная деятельность жителей увеличивает прелесть картины. Только одно, что портит общее впечатление — это невозможный запах кунжутного масла и отбросов".

amu-darya.jpg

"Венеция на Амударье". Рисунок Н.Н.Каразина. Журнал "Нива", №3, 1886 год.

На картине Н.В.Каразина г.Ходжейли действительно очень интересен. Огромное медресе, множество плотов и каюков на канале Суенли, где расположен базар, а также оригинальные шаншкы (трезубец) как символ рыбаков и в основном танба племени каракалпакских Муйтенов!

Название Ходжейли в лексическом переводе означает "урочище рода ходжей". Действительно, город исключительно занят ходжами, потомками Сейд-ата. По этому родоначальнику своему ходжейлийцы — родственники ходже Туркестана. О появлении Ходжейли сохранилось следующее предание: жители Ходжейли рассказывают, что лет шестьсот тому назад сюда перекочевал из Туркестана Аминутдин-Ходжа, по прозванию Алямин-Ходжа. Он решил осесть на месте нынешнего Ходжейли. (1874-600=1274). С течением времени около него стали поселяться узбеки и киргизы (каракалпаки и казахи, Polat), ставшие его мирюдами (учениками). В Ходжейли и поныне сохраняется весьма чтимая жителями города гробница этого святого. Город имеет до 300 лавок и мастерских, пять мечетей, столько же школ, одно медресе и один караван-сарай, где останавливаются приезжие купцы. Прибрежное положение Ходжейли на берегу Амударьи развило здесь рыбный промысел. Несмотря на первобытный способ ловли рыбы, из Ходжейли, Кунграда и их окрестностей, как говорят, ежегодно сплавляется вверх по реке, в Бухарское ханство от 50 до 200 лодок сушеной рыбы, преимущественно сазанов и сомов. Цена на рыбу зависит от спроса ее на бухарском рынке. В дешевое время шесть Хивинских батманов рыбы (равных одному бухарскому) продаются в Ходжейли за 30 тенге, а в Бухаре за 60 тенге: в дорогое же время за то же количество рыбы в Ходжейли платят 6 тиллей или 54 тенги, а в Бухаре — 70-90 тенге. Из Бухары сушеная рыба развозится в Самарканд, Карши, Шахрисябз и Гиссар.

xojalar.jpg

Ходжи-проповедники города Ходжейли, считающие себя прямыми потомками Магомета. Автор — Н.Каразин, 1885 год.

В отличие от других населенных пунктов Каракалпакстана в Ходжейлях живут этнические кыргызы. Старожилы города когда говорят о ком та к имени добавляют этнический принадлежность, например: Ахмет - хожа, Ялгаш - галпак, Жаксылык - кыргыз, Сабур - сарт, Аннагылыш - яумыт, Шаумык - казах и. т.д., а также к имени добавляют племенной принадлежность, например:Хайтбай - темиркожа, Кошкарбай - ешбуга, Шабай - адай и т.д. Среди старожилов население города не встречается человек с прозвищем "узбек". Да современном Узбекистане, в том числе и в Каракалпакстане принято считать Ходжейлинцов узбеками.

Например я по нац. каракалпак из племени темиркожа - мангыт, но мой Нукуские друзья обо мне говорят озбек Полат :lol:, потому что я Ходжейлинец, а Узбекистанские друзья козох Пулат :) , у меня Западный внешность, Казахстанские друзья каракалпак - Болат :).

Факт узбекские ученные в Ходжейлинцах видят народа с узбекским этносом, а это 150 тыс. чел. и представители 100 этнических народов и народности.

Известный узбекский археолог, академик Я. Г.Гулямов полагает, что укрепление Ходжейли возникло в XVII в. в связи с расселением узбеков по родоплеменным группировкам, когда род Ходжейли (Ходжа эли, т. е. род Ходжей) был включен в состав группы (тюпе) Мангыт - Нукус.

В Ходжейлинском мазаре Назлымхан - сулыу похоронено 8 поколение моего рода, и такое же количество моих одноклассников табын - казахов. А это уже отвергает мнение известного узбекского академика Я. Г.Гулямова.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Некоторые моменты документального архива хивинских летописцев, в частности Муниса и Агехи сильно искажены, так как в написании хроник принимали непосредственное участие сами ханы.

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC&source=web&cd=100&ved=0CE4QFjAJOFo&url=http%3A%2F%2Fold.eu.spb.ru%2Freset%2Ffiles%2FDjumashev.doc&ei=ncGDUIu6IcvNrQem8YHIAQ&usg=AFQjCNHTVN9idvKQo4pyJU4AY8DyNHN5fA&cad=rjt

Далее, С.К.Камалов пишет, что «хивинские войска догнали Айдоса близ Чирик-рабата и предложили ему сдаться, но он отказался и завязался бой. Хивинцы ворвались в лагерь восставших, всех перебили и захватили их имущество; Айдоса взяли в плен и отсекли ему голову. Из восставших только трое спаслись бегством, хивинцы же потеряли всего двух человек. Так сообщают официальные хроники» .

Автор монографии записал рассказы стариков каракалпаков об этом событии, которые звучали иначе, чем сообщали хроники хивинских ханов. «Хивинцы, догнав Айдоса на Чирик-рабате, вручили ему письмо с печатью хана, где говорилось о том, что хан прощает ему все проступки, разрешает приехать обратно и занять свое прежнее положение. Учитывая, что Айдос был глубоко верующим человеком, хан вписал письмо в Коран. Айдос, прочитав письмо, поверил и не разрешил своим людям сопротивляться хивинцам. Его батыры Арзы и Адил настойчиво просили разрешения вступить в бой с хивинцами, убеждая, что разгромят их, хотя тех и много, но Айдос не разрешил. Хивинцы пригласили Айдоса с батырами в свой лагерь, чтобы они торжественно поклялись и получили подарки, присланные ханом, но предупредили их, чтобы они пришли без оружия; если же придут с оружием, то их покорности не поверят. Все батыры Айдоса советовали ему не идти в лагерь врагов, пытались убедить, что эти хивинцы опять обманут, а если уж идти, то с оружием. Однако Айдос приказал своим батырам оставить оружие и идти за ним, говоря, что он никогда никакого зла хану не делал и поэтому хивинцы никакого вреда им не причинят. Как только Айдос и его батыры, оставив оружие, вступили в лагерь противника, хивинцы окружили их и уничтожили. Айдосу отсекли голову. Некоторые батыры, хотя и были безоружными, успели убить несколько хивинцев» .

Дальше С.К.Камалов делает вывод, что «во время полевых работ в 1948-1966 гг. при сборе фольклорных материалов о восстании 1827 г. мы слышали и записали от информаторов один и тот же вариант сообщения о разгроме хивинцами восставших каракалпаков в Чирик-рабате, совпадающий с приведенными выше» . Утверждение П.Томпсона о том, что «легенды варьируются в соответствии с изменившимися социальными потребностями рассказчиков и слушателей, но сохраняют достаточную преемственность, чтобы можно было выделить первоначальные элементы путем сравнения различных версий» , было использовано С.К.Камаловым, хотя оно ему не было известно. «Это народное предание кажется нам более правдоподобным, – пишет С.К.Камалов, – чем сообщения хивинских хроник. Наши соображения подтверждаются многими фактами. Во-первых, если события и происходили действительно так, как говориться в предании, то хивинские историки все же не писали бы правды: она унизила бы престиж «победоносного» войска хана. Во-вторых, если обе стороны сражались, как пишется в хронике, то потери со стороны хивинцев должны были быть более двух человек» . Когда П.Томпсон отвечал на вопрос о достижениях устной истории, он разделил их на три части. В данном примере очевидна вторая часть, где сказано, что «даже там, где архивные материалы наличествуют, устные источники позволяют их существенно скорректировать» .

Историки того периода Мунис и Агехи являлись авторами хивинских хроник, и в составлении этих хроник хивинские ханы принимали непосредственное участие. Описывая отношение Вольтера к архивным документам, П.Томпсон писал, что «в личной оценке монархом своего царствования, и в подборе документов, сохраненных и даже отобранных царскими властями, могут быть искажения» . На мой взгляд, подтверждением этому может служить объяснения сделанные С.К.Камаловым в своей монографии по поводу разногласия между архивными документами и устными преданиями в освещении Чирик-рабатских событий.

Уместно также вспомнить высказывание П.Томпсона о том, что «устная история – это история, построенная вокруг людей» , и что «устная история бросает вызов общепризнанным историческим мифам, авторитарности суждений, заложенной в научной традиции. Она способствует радикальному преобразованию социального смысла истории».

В монографии использованы также сюжеты, где рассматриваются проблемы с налогообложением каракалпаков: «Хивинский хан, желая прекратить все споры вокруг налоговой политики по отношению к каракалпакам, постановил со старейшими каракалпаками, чтобы каракалпаки платили ежегодно в казну хана 20 000 тиллей (тилля – денежная единица), сколько бы ни было обрабатываемой или занятой ими земли. Этот вид подати назывался «салгут кесме» (условная подать)» . Это подтверждают рассказы информаторов, что «салгут кесме» был определен в 20 тыс. малых тилля потому, что количество всех хозяйств каракалпаков тогда было принято за 20 тыс. юрт – с каждой юрты брали по одному тилля.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заранее извиняюсь, не нашел ответа в интернете, возможно это не совсем корректный вопрос: "Почему каракалпаки не носят (кара)калпаки?"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заранее извиняюсь, не нашел ответа в интернете, возможно это не совсем корректный вопрос: "Почему каракалпаки не носят (кара)калпаки?"

Цивилизация все же дошла. Но если у каракалпаков будет своя Армия, то воины обязательно наденут черные шапки.

images?q=tbn:ANd9GcRoq0k-PgGnnWKDhVwfopXGbaKEhk5SjlcDKfrtscsZcSth4qAYHAimages?q=tbn:ANd9GcSeEWYnk4w_KL9mUVaxFwSsVl3eXhEVhiqntn91SsvKtDjwiPE9

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цивилизация все же дошла. Но если у каракалпаков будет своя Армия, то воины обязательно наденут черные шапки.

images?q=tbn:ANd9GcRoq0k-PgGnnWKDhVwfopXGbaKEhk5SjlcDKfrtscsZcSth4qAYHAimages?q=tbn:ANd9GcSeEWYnk4w_KL9mUVaxFwSsVl3eXhEVhiqntn91SsvKtDjwiPE9

Так это вы эти шапки называли калпаками? А то я думал, почему нет дореволюционных фото. Спасибо не знал

Share this post


Link to post
Share on other sites

Так это вы эти шапки называли калпаками? А то я думал, почему нет дореволюционных фото. Спасибо не знал

Калпак на русском языке шляпа. И самоназвание народа переводится как черная шляпа. Шапку каракалпаки называют малахаем, но это относится только к русской ушанке. Национальные шапки называются по-разному.

Головные уборы каракалпаков отличаются разнообразием. Это войлочные и меховые шапки, тюбетейки. Об их популярности в национальном костюме свидетельствует и само название народа - "черные шапки". Однако, по мнению исследователей этнографии каракалпаков, термин "калпак" здесь употреблен неправильно. Каракалпаки применяли термин "борик" (шапка), отсюда, по их предположениям, название народа "кара-борикли", то есть люди в черных войлочных шапках. Название каракалпак, имеющее то же значение, могло быть дано соседними тюркскими племенами, у которых был распространен термин "калпак" применительно к мужскому головному убору.

Калпак представляет собой войлочный конус. Эта форма восходит к скифским головным уборам. По рассказам пожилых людей, в старину она называлась калпак-тахия, ее шили из местной ткани. Шапка была продолговатой формы, а верхушка ее загибалась. Этот вид головного убора, безусловно, свидетельствует о генетической связи каракалпаков с древними скифскими племенами и их принадлежности к традициям кочевой степной культуры. Традиционным каракалпакским головным убором была мужская шапка из овчины - шогирме, имеющая и второе название - кураш. Кураш шили из черной овчины, шерстью наружу, овчина нашивалась на шапочку из войлока.

Share this post


Link to post
Share on other sites

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000180/st024.shtml

Есть в Средней Азии, кроме пяти союзных социалистических республик, одна автономная, она входит в Узбекскую ССР. Это республика небольшого народа каракалпаков. Но история народа не становится ни более короткой, ни более спокойной от того, что он насчитывает не миллионы, а сотни или десятки тысяч людей...

Каракалпаки - вот название, которое как будто легко понять: по-тюркски оно и сегодня значит "черные шапки". Большой есть соблазн у ученых связать сегодняшнее население Каракалпакской АССР с племенем черных клобуков, упоминаемым в древних русских летописях. Черные клобуки принадлежали тогда к числу "своих поганых", были союзниками русских князей в их борьбе против половцев. Неизвестно точно, с теми же или другими древними племенами, носящими это имя, столкнулись монголы на левобережье Волги, по соседству с древними булгарами и башкирами; во всяком случае, историки времен походов Чингисхана и Тамерлана упоминают народ с таким названием, живущий в этих местах.

Среди самих каракалпаков распространено представление о том, что они пришли на свою теперешнюю родину, на земли к востоку от Аральского моря, с Волги.

Опять-таки у башкир - вспомните - среди родоплеменных названий встречается и имя каракалпаков.

Значит, во всяком случае какие-то из предков современного каракалпакского народа пришли в Среднюю Азию с северо-запада. Правда, рассказывают еще, что и до появления на Волге их предки жили все-таки в Средней Азии.

С одной стороны - далековато друг от друга Северное Причерноморье и Средняя Азия. С другой стороны - и то и другое лежит в полосе степей, а предки каракалпаков были кочевниками...

Конкретное объяснение того, как каракалпаки Причерноморья появились в Поволжье, изложил в книге "Идолы, курганы, монеты" известный археолог, доктор исторических наук Г. А. Федоров-Давыдов.

После разгрома монголами Киевской Руси подчинявшиеся русским князьям черные клобуки оказались подвластны монгольским золотоордынским ханам. И те заставили своих новых подданных перекочевать в Поволжье, поближе к столице Золотой Орды, Сараю, туда, где черных клобуков можно было всегда иметь под рукой и для сбора с них дани, и для использования их как военной силы. А воинская слава каракалпаков продержалась несколько столетий, хоть им и приходилось воевать в основном под чужими знаменами. Восточные летописцы позднего средневековья не раз говорят о доблести и упорстве каракалпаков в бою.

Какова же все-таки роль старых черных клобуков в возникновении современного народа? Они стали одной из его составных частей, смешавшись с теми родственными тюркскими племенами, что и не уходили из Средней Азии; а потом вместе с ними - под давлением казахских ханов - отошли на юг, где и заняли свои нынешние земли.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Заранее извиняюсь, не нашел ответа в интернете, возможно это не совсем корректный вопрос: "Почему каракалпаки не носят (кара)калпаки?"

Цивилизация все же дошла. Но если у каракалпаков будет своя Армия, то воины обязательно наденут черные шапки.

images?q=tbn:ANd9GcRoq0k-PgGnnWKDhVwfopXGbaKEhk5SjlcDKfrtscsZcSth4qAYHAimages?q=tbn:ANd9GcSeEWYnk4w_KL9mUVaxFwSsVl3eXhEVhiqntn91SsvKtDjwiPE9

из архива города Ходжейли. Асфандияр-хан (в середине) с своим свитой в Сан - Петербурге, с права хана Ходжейлинский бек (?).

022.jpg

Асфандияр-хан р. 1871, сын Мухаммад Рахим-хана II, светлость валиахд (наследник) 1891—1910, хан Хорезма 1910—1918, в свиты Его Императорского Величество генерал-майор 1910, потомок Инаков, то есть каракалпакских конгратов.

640px-Isfandiyar_Jurji_Bahadur.png

Асфандияр-хан, 21 февраля 1913 года, в Зимнем саду Малого Эрмитажа. из династия Кунгратов (1763—1920)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Цивилизация все же дошла. Но если у каракалпаков будет своя Армия, то воины обязательно наденут черные шапки.

images?q=tbn:ANd9GcSeEWYnk4w_KL9mUVaxFwSsVl3eXhEVhiqntn91SsvKtDjwiPE9

На фотке узбеки с своим ханом Мухаммад Рахимом в центре.

Асфандияр-хан р. 1871, сын Мухаммад Рахим-хана II, светлость валиахд (наследник) 1891—1910, хан Хорезма 1910—1918, в свиты Его Императорского Величество генерал-майор 1910, потомок Инаков, то есть каракалпакских конгратов.

Это чушь, не смотря на того что узбекские и каракалпакские конгураты очень близки, но надо назвать своими именами.

Асфандиярхан

Асфандияр-хан (1871-1918), годы правления 1910-1918, двенадцатый правитель из узбекской[1] династии кунгратов в Хивинском ханстве.

[1] - Веселовский Н.И., Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. Спб, 1877,с.244

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это чушь, не смотря на того что узбекские и каракалпакские конгураты очень близки, но надо назвать своими именами.

Не то что близки, а одно племя и все это история одного племени. В создании династии принимали участие как предки кочевых узбеков, так и каракалпаков из конратского племени. Нынче среди узбеков модно приписывать каракалпакских конратов к узбекам, полагая, что в результате русского присутствия в Хиве, некоторые узбекские конраты стали называться каракалпаками. Сам я из Конратского племени, род Колдаулы, но узбеками мы не были. До 1924 года, даже вопрос принадлежности конратов к узбекам или каракалпакам не рассматривался, а выдвигались предложения о создании единого тюркского советского государства под названием Великий Казахстан или Великий Узбекистан и т.д. и т.п. Все написано в проблеме национально-государственного размежевания тюркских республик Средней Азии.

Share this post


Link to post
Share on other sites

На фотке узбеки с своим ханом Мухаммад Рахимом в центре.

Это чушь, не смотря на того что узбекские и каракалпакские конгураты очень близки, но надо назвать своими именами.

Асфандиярхан

Асфандияр-хан (1871-1918), годы правления 1910-1918, двенадцатый правитель из узбекской[1] династии кунгратов в Хивинском ханстве.

[1] - Веселовский Н.И., Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве. Спб, 1877,с.244

Да, в центре Мухаммад Рахим-хан II (1845-1910), из Кунграт - Инаков, годы правления 1864-1910,, а осталные каракалпакские бий.

Правители трёх ханство для Руский имериалистам и узбекским историкам - узбеки, не только это академик Буриев про Едиге написал что он - Итику магит узбек и вроде "доказл".:lol:

Ну незнаю, но я верою Ходжейлинским источникам, а там написано что он, Асфандияр-хан сын Мухаммад Рахим-хан II, из династий Кунграт - Инак - каракалпак.

Или хотите отицат что они из Кунграт - Инаков. :)

Можете отличие каракалпакского чогирме и кураша от мужиского головного убора хорезмицев и от туркменских чогирме.:D

Yomud_Turkmen.jpg%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B_%28%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD-%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%29.jpg

кто каракалпак и кто хорезмец, а кто туркмен :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

A_heavily_armed_Uzbek%2C_Safavid_Iran%2C_mid_16th_century.jpg

Портрет вооруженного воина узбека середины XVI века

Хивинские хани из династий кунгратов не носили узбексую головную убор, а носили чогирме как каракалпаки. Вопрос, если они узбеки то почему у них чогирме в военних формах?

021.jpg Асфандияр-хан (1871-1918)

По моему Бухарские эмири из денастий Мангитов тоже носили головной убор - чогирме.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сам я из Конратского племени, род Колдаулы, но узбеками мы не были.

Аналогично наши хивинские конгураты каракалпаками не были

[/b]Или хотите отицат что они из Кунграт - Инаков. :)

да, он конгурат-узбек как и Мухаммад Рахимхан в окружении узбеков, возможно там есть и туркмены,

которые в те времена играли важную роль, каракалпаками там не пахнет

кто каракалпак и кто хорезмец, а кто туркмен :lol:

только первый каракалпак, остальные туркмены ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мухаммад Рахим-хан II (1845-1910), годы правления 1864-1910, одиннадцатый правитель из узбекской династии кунгратов в Хивинском ханстве. Мухаммад Рахим-хан II был просвещенным монархом, известным поэтом и композитором. Он писал стихи под литературным псевдонимом Фируз. Он организовал перевод многих известных литературных и научных произведений на узбекский язык. В эпоху правления Мухаммад Рахим-хан II в Хиве были построены новые медресе и мечети. Одно из медресе было построено на его личные средства и было названо в его честь - Медресе Мухаммад Рахим-хана II. В эти годы историк Агахи писал историю Хорезма. В числе известных людей Хорезма был композитор, каллиграф, живописец Камил Хорезми (1825-1899). При покровительстве Мухаммад Рахим-хана II в Хорезме Атаджан Абдаловым было организовано книгопечатание.В 1910 году Мухаммад Рахим-хан II скончался и к власти в государстве пришел его сын Асфандияр-хан (1910-1918).

Причем тут Мухаммад Рахим-хан II и каракалпаки?

Кстати его отец Саид Мухаммад-хан в 1863 году принял известного путешественника Арминий Вамбери.

С ним он говорил по узбекски. Еще раз Вамбери:

http://kungrad.com/history/biblio/vamberi/vamberi8/

http://kungrad.com/history/biblio/vamberi/vamberi9/

Share this post


Link to post
Share on other sites

Аналогично наши хивинские конгураты каракалпаками не были

да, он конгурат-узбек как и Мухаммад Рахимхан в окружении узбеков, возможно там есть и туркмены,

которые в те времена играли важную роль, каракалпаками там не пахнет

только первый каракалпак, остальные туркмены ;)

У Вас испорченный расуждение,:) . Интересный выражение "пахнет" или "не пахнет" какая разница, националный костюм и головной убор указывает пренадлежност человека на той или иной этно группе.

Да на снимке каракалпак и туркмени, и фото каракалпаков загружено мною в отделе Галерея - Кара-калпаки.

Ваши ссилки на фото хорезмийцев правилно, да у них чогирме но не папахи, только форма другая. В отличие от каракалпакского высокие, но современие хорезмийцы одивают чогирме как у каракалпаков.

music1-1.jpg

%D0%94%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0_%28%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%29.jpg

Двери хана Тамерлана (Тимура), 1872 Верещагин В. В.

Узбекские войны Темура аксака.

Головной убор Хивинских ханов что то не похожи на папаху хорезмийцев.:lol:

ced8285d8bea.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...