Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

03.12.2020 в 00:58, Кыпчак сказал:

Можно ли верит вот этому источнику

НОГАЙСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ КАЗАХОВ.
Сабитов, Ж. М.

Автор этой статьи является активным местным форумчанином-модератором, на этом форуме и на других он известен под ник-неймом  asan-kaygyЕсли есть какие-то вопросы можно прям тут на форуме с ним пообщаться.

Link to post
Share on other sites
13 часов назад, Kamal сказал:

А я не говорил, что Кучум хан каракалпак или мангыт, а писал, что по данным имеющихся источников, можно предположить, что Кучум как чингизид правил каракалпаками или мангытами.

как Кучум может быть из Казачьей орды ? когда он и его потомки с каракалмаками , воевали с казахами

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Alee сказал:

Автор этой статьи является активным местным форумчанином-модератором, на этом форуме и на других он известен под ник-неймом  asan-kaygyЕсли есть какие-то вопросы можно прям тут на форуме с ним пообщаться.

Спасибо

 

Link to post
Share on other sites
12 hours ago, ARS said:

как Кучум может быть из Казачьей орды ? когда он и его потомки с каракалмаками , воевали с казахами

 

Я конечно же поставлю Вам твердый плюс из-за того, что различаете Шейбанидов от Тукатимуридов. 

Но, Ваше убеждение о том, что каракалмаки это каракалпаки, честно говоря, уже переходит все немыслимое.

Ну, хотя бы посмотрите на то, или почитайте вот это:

А хотя Барак и Абул-Маметь говорят, что ево руским отдать надобно, точию крепко ево держат потому, что яко бы он Суна и подлинно знают, что не Суна, також и не кубанец, а откуда подлинно, не знает; токмо Барак салтан как приезжал в Киргис-Кайсацкою Среднюю Орду в том же 1740-м году летним времянем для свидания ко оному Карасакалу во шти стах человеках и после оного свидания с Ним Карасакалом объявил он Барак солтан всем своим киргисцам, что де он Карасакал очень красив собою и он де конечно не калмык, и не кубанец и может быть он ис природы каракалпацких ханов, и по тому говорению и велел за ним смотреть своим киргисцам. Ежели будут ис Каракалпацкой Орды приезжать к нему каракалпаки, то б с ним один на один до разговоров не допускать, дабы де он не мог согласитца с каракалпаками, и туда утти и нам вреда учинить, ибо он выехав из Уфимского уезду з башкирцами хотел прямо ехать в Каракалпацкую землю, токмо ево остановили з башкирцами в Киргизской Орде не допустя до Каракалпацкой земли, и за тем своего Аблая хана от черных калмык и не выкупают, а оные калмыки требуют показанного Карасакала и вместо онаго обещают отдать одного Аблая хана, которой и поныне у калмык обретается.  

Link to post
Share on other sites
12 hours ago, ARS said:

как Кучум может быть из Казачьей орды ? когда он и его потомки с каракалмаками , воевали с казахами

 

А на счет того, что воевали, скажу, что Хак-Назар на стороне русских воевал против Кучум хана и очень даже способствовал гибели Кучумовского (Сибирского) государства, потому что, были не от одной ветви с ним, а были противниками. 

Вы мне покажите, хотя бы один пример о том, что Тукатимуриды воевали против своих же  Тукатимуридов. Ну, например, Старший жуз против Младшего Жуза. Такого в истории нет, но, почему то Хак-Назар пошел против Сибирского хана Кучума, помогал русским победить его без какого-либо сожаления к своему родственнику-чингизиду в том случае, если даже он считал себя родственником Кучума, а возможно, у него и не было никаких чувств. 

В общем, тут много вопросов проявляется и по Турсун хану о том, кем он себя считал по-настоящему. И скорее всего правы каракалпакские ученые, которые считают его (Турсун хана) мангытом (каракалпаком). 

 

Link to post
Share on other sites
10 часов назад, Kamal сказал:

Я конечно же поставлю Вам твердый плюс из-за того, что различаете Шейбанидов от Тукатимуридов. 

Но, Ваше убеждение о том, что каракалмаки это каракалпаки, честно говоря, уже переходит все немыслимое.

Ну, хотя бы посмотрите на то, или почитайте вот это:

А хотя Барак и Абул-Маметь говорят, что ево руским отдать надобно, точию крепко ево держат потому, что яко бы он Суна и подлинно знают, что не Суна, також и не кубанец, а откуда подлинно, не знает; токмо Барак салтан как приезжал в Киргис-Кайсацкою Среднюю Орду в том же 1740-м году летним времянем для свидания ко оному Карасакалу во шти стах человеках и после оного свидания с Ним Карасакалом объявил он Барак солтан всем своим киргисцам, что де он Карасакал очень красив собою и он де конечно не калмык, и не кубанец и может быть он ис природы каракалпацких ханов, и по тому говорению и велел за ним смотреть своим киргисцам. Ежели будут ис Каракалпацкой Орды приезжать к нему каракалпаки, то б с ним один на один до разговоров не допускать, дабы де он не мог согласитца с каракалпаками, и туда утти и нам вреда учинить, ибо он выехав из Уфимского уезду з башкирцами хотел прямо ехать в Каракалпацкую землю, токмо ево остановили з башкирцами в Киргизской Орде не допустя до Каракалпацкой земли, и за тем своего Аблая хана от черных калмык и не выкупают, а оные калмыки требуют показанного Карасакала и вместо онаго обещают отдать одного Аблая хана, которой и поныне у калмык обретается.  

за конец 16 и начало 17 века , что есть ?

Link to post
Share on other sites
9 часов назад, Kamal сказал:

А на счет того, что воевали, скажу, что Хак-Назар на стороне русских воевал против Кучум хана и очень даже способствовал гибели Кучумовского (Сибирского) государства, потому что, были не от одной ветви с ним, а были противниками.  

 

не воевал Хакназар на стороне русских против Кучума , не несите чушь и фейки 

Цитата

Окончательно захватив Сибирское ханство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571 г.), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве. 1 октября 1581 года Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 26 октября[4] его стан был разбит казаками, основные войска, состоявшие из местных народов, разбежались, и Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири. Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и ведущих разный образ жизни.

 

Link to post
Share on other sites
03.12.2020 в 02:58, Кыпчак сказал:

Можно ли верит вот этому источнику

 

 

НОГАЙСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ КАЗАХОВ.
Сабитов, Ж. М.
Как утверждают лингвисты, Ногайский и Каракалпакский языки наиболее близки Казахскому языку [1], и вместе они относятся к Ногайской подгруппе Кипчакских языков [8]. При этом, разница в этих языках даже меньше, чем разница между различными диалектами внутри одного европейского языка [12, 274]. Вопросы о ногайском компоненте в этногенезе имеют долгую историографию. Еще Шокан Валиханов писал о ногайском наследии и эпосах, которые сохранились у казахов [3, 163]. Но, несмотря на большую в хронологическом плане историографию, до сих пор не ясен вопрос о ногайском компоненте в этногенезе казахов.
Наиболее распространенный концепт, утверждает, что Младший жуз у казахов происходит из Ногайской Орды, в то время как Старший жуз происходит из Могулистана, а Средний жуз из государства кочевых узбеков (иногда данный концепт встречается в усеченном виде, повествуя о происхождении Младшего жуза от Ногайской Орды). При этом стоит отметить, что данный концепт, как и многие другие концепты, воспринимает ногайско-казахские этнические отношения слишком схематично. Также стоит отметить, что, по нашему мнению, казахи и ногайцы — это больше политические партии, существующие в рамках одного постзолотоордынского этноса (татар и узбек здесь выступали как экзоэтнонимы, внешние названия со стороны других народов) [10].
Близкая точка зрения высказывалась Радиком Темиргалиевым [12, 274]. Если исходить из такого понимания истории, то становятся объяснимыми факты смены «национальности» многими общими героями постордынской истории. К примеру, Алаш, сын ногайского бека Ямгурчи, был «ногайским» мурзой, потом на время стал «казахским» князем (при Касыме и Буйдаше), а потом обратно сменил «национальность» и стал «ногайским» аристократом. Другим примером являлся знаменитый Жалантос (Ялангтуш) из рода Алшин, начинавший карьеру как «узбекский» эмир, и закончивший свою карьеру «казахом», фактическим руководителем Младшего жуза.
Из больших эпизодов ногайско-казахских переходов, стоит выделить следующие события:
Наиболее известным эпизодом, в казахском фольклоре является смерть Ормамбета [3, 327] [4, 61–65], которого традиционно отождествляют с Ураз-Мухаммедом, беком Большой Ногайской Орды, умершим в 1598 году [14, 126]. Именно с этим событием связывается окончательное размежевание казахов и ногайцев, «о котором со слезами вспоминали старики». Также стоит отметить, что со смертью Ормамбета связывают свое отделение и каракалпаки [13, 223]. Тынышпаев М. считал, что Алшыны присоединилась к казахам, около 1600 года, после смерти Ормамбет-бия [16, 54]
Более ранним эпизодом был переход 300 тысяч ногайцев к казахам во времена правления Касым-хана (1510-ые) и переход этих ногайцев обратно (1520-ые), а позже 300 тысяч казахов к ногайцам во главе с Ходжа-Мухаммед-ханом (Кожаш-ханом) [11].
Если эти переходы четко зафиксированы в различных источниках, то еще некоторые переходы могут быть реконструированы на основе логики развития событий.
Мы видим, что отток населения из Ногайской Орды в Казахское ханство и обратно обусловлен политическими кризисами, вызванными либо смертью предыдущего правителя и войнами за его наследство, либо поражениями данного государственного образования от внешних врагов. В истории Ногайской Орды, было еще два широких политических кризисов, в результате которых часть населения Ногайской Орды, сменило свою «партийную» принадлежность, став «казахами».  Политический кризис 1550-х годов, в результате которого Ногайская Орда распалась на Большую Ногайскую Орду, Малую Ногайскую Орды (Казыев улус), Алтыульскую Орду. Как известно, в 1557 году, Алтыульская Орда присоединилась к Казахскому хану [15, 122], хотя в источниках отмечается их малочисленность [15, 124]. Также известно, что часть населения Алтыульского улуса известны как Джембойлуки [15, 132]. Распространено мнение, что часть Алтыульской Орды (Джембойлуков) впоследствии вошла в состав казахов Младшего жуза [15, 134].
Политический кризис, вызванный нашествием калмыков в 1630-ых годах. Тогда Большая Ногайская Орда прекратила свое существование, часть ее ушла к малым ногаям, часть подчинилась калмыкам, еще одна часть потенциально могла уйти к казахам (часть Джембойлукской и Едисанской Орд). Вполне возможно именно это событие окончательно разделило казахов и ногайцев, так как появилась преграда в виде Калмыцкого ханства. К сожалению, источники не дают нам прямых свидетельств о том, какие рода перешли от ногайцев к казахам. Но есть косвенные свидетельства, позволяющие нам выдвинуть гипотезы о переходе тех или иных родов к казахам.
Как писал Исхаков Д. М. на основе Стамбульской версии Утемыш-хаджи: «Вообще в связи с упомянутым объединением Едисан заметим, что оно состояло из кланов (уруг) Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Алчы (Алчын), Мангыт, Кытай и Курлеут) [2, 45], [6, 50]. Таким образом, можно утверждать, что казахские племена Аргын, Кыпчак, Алшын, Курлеут (входит в состав современных казахских Кыпчаков) могли полностью или частично (что более вероятно) входить в состав Едисанской Орды в середине XVI века (времена написания Чингиз-наме). Причем они были крупными племенами, каждое из которых в среднем мог выставить один сан войска (10 тысяч), отсюда пошло и название 7 санов (Едисан). Вполне возможно, эти рода ранее входили в состав Казахского ханства при Касыме, а позже перешли к ногайцам.
Очень интересной в плане расселения Казахских племен является карта «Nova descriptio geographica Tattariaemagnae» (Новое описание географии великой Татарии), составленная пленным шведским офицером Филиппом-Иоганном Страленбергом в 1730 году[7]. На ней мы видим такие племена среди казахов как Алшин и Уйсун, которые живут возле реки Яик (Урал) уральских казаков и Большой Ногайской Орды (NogaiMaior и campusMamai), чуть севернее каракалпаков и Аральского моря. Чуть юго-восточнее их живут такие казахские племена как Tribus IuВ, Tribus Tzelzсkli. Если первое племя можно отождествить с юзами, то второе племя ранее уже отождествляли с родом Шекты, другим вариантом может быть отождествление это племени с названием Шанышкылы. Южнее этих двух племен находились Кунграты (Коныраты), которые расположились южнее Каракумов, севернее Саурана и западнее Сузака. Восточнее Сузака жило племя Кердери. Южнее Саурана и реки Сырдарьи жило племя Найман. Юго-восточнее их жило племя Mingatagan, которое можно отождествить с союзом двух племен Минг и Катаган. Южнее их жило племя Аргун (Аргын). Юго-восточнее Аргунов по реке Сырдарья жило племя Катаган. При этом территория Казахов включает в себя территорию Кыргызов, Фергану (Маргилан, Наманган). Плюс по карте можно судить о зависимости каракалпаков (живут в Западном Казахстане). Восточнее Отрара жило племя Zamakay, которое ранее отождествляли с племенем Шомекей [9].
По нашему мнению эта карта использовала данные первой половины XVI века, так как катаганы еще находятся в составе Казахов (их разгром был осуществлен в 1628 году). Восточнее казахов находится степь Аблай-тайджи, который жил в XVII веке, активно участвовал в политике с 1630-х годов и умер в 1674 году. На Западе Большая Ногайская Орда, которая были независимой до переселения калмыков Хо-Урлюка (1628–1633 годы). Впоследствии, по нашему мнению, вышеуказанные племена Минг, Юз откочевали в Фергану. Хотя, как мы знаем, племя Минг подчинялось казахам еще в 1716 году, согласно письму Каип-хана османскому императору. Племя Катаган ушло к другим народам из-за разгрома в 1628 году. Такие «рода» как 12 Байулинских и 6 Алимулинских родов известны под общим названием Алшын и отмечены на карте. То же самое касается таких родов как Сары-уйсун, Шакшам, Дулат, Албан, Суан, Ысты, Шапрашты, Ошакты, Сргелы, которые известны под общим названием Уйсун.  Из тех казахских родов, которые на данный момент есть у казахов, но не отмечены на карте можно выделить следующие рода: Тама, Табын, Кереит, Рамадан, Телеу, Жагалбайлы, Кыпшак, Уак, Канглы, Жалаир, Керей.
Таким образом, мы можем предположить, что данные рода либо были малыми в данную эпоху (поэтому они не отмечены на карте), либо они были в составе Большой Ногайской Орды. Чтобы понять данный вопрос можно обратиться к такому памятнику фольклора как Кырымнын кырык батыры (40 батыров Крыма). По нашему мнению, у авторов данного цикла (отдельные дастаны из цикла существовали и ранее образования Малой Ногайской Орды) упоминание того или иного батыра, связано с наличием или отсутствием его племени среди Ногайцев в середине XVI века.  Из родовых героев Казахских племен в данном эпосе упомянуты Кара Кыпшак Кобланды, Тама Нарык и его сын Чура Нарыков (Шора-батыр), Уаки Ер-Кокше и Ер-Косай, Уйсуны Айса и Ахмет (Амет, сын Исы, хотя здесь возможен второй вариант Айса — это Иса, брат Едиге из рода Мангыт, а Ахмет его сын), Алшын Алау [5, 395].
Таким образом, мы можем предположить, что вышеуказанные племена (Кыпшак, Тама, Уйсун, Уак, Алшын) имели прямое отношение к Ногайской орде. Мы знаем, что эпос Кырымнын Кырык батыры, говоря о потомках Едиге, заканчивается на Карасае и Гази [5, 394]. Как мы знаем, Гази основал фактически Малую Ногайскую Орду на Кавказе. Мы можем предположить, что данный эпос сложился при нем и в Малой Ногайской орде. Название эпоса (Батыры Крыма), упоминание Султана Адиля (крымский принц Адиль Гирей) и кызылбашей (войско иранского шаха), только подтверждают данный тезис, так как ногайцы могли в составе Крымского войска участвовать в турецко-иранских войнах в тот период. Исходя из этого, можно предположить, что части этих пяти племен (Кыпшак, Тама, Уйсун, Уак, Алшын) присутствовали как в Малой Ногайской Орде, так и в Большой Ногайской Орде. Позже, они перешли к казахам, причем рода Алшын, Уйсун, известные по карте Страленберга перешли к казахам после смерти Ормамбет-бия. В пользу этой точки зрения, можно выдвинуть факт их проживания в Западном Казахстане, на границе с Большой Ногайской Ордой. При перемене границ, Уйсуны и Алшыны остались жить там же (в Западном Казахстане), но стали называться не «ногайцами», а «казахами».
Племена Тама, Уак и Кыпшак, скорее всего, оказались у казахов позже, после калмыкского вторжения 1630-х годов. Также некоторые подразделения рода Аргын, входившие в состав Едисанской Орды, могли войти в состав Казахов в это же время. Не исключено, что некоторые рода таких племен как Кыпшак, Тама, Уйсун, Уак, Алшын присутствовали в Казахском ханстве и ранее. Существование одних и тех же племен в разных частях Дешт-и Кыпшака было нормальным явлением для средневековья. Где находились племена Табын, Кереит, Рамадан, Телеу, Жагалбайлы, Канглы, Жалаир, Керей в это время не ясно. Если с Жалаирами мы можем предполагать, что они были в составе казахов раньше (сведения Кадырали Жалаири позволяют согласиться с данным тезисом), то с другими родами не ясно.  Либо эти рода были чересчур малы и поэтому не попали на карту Страленберга, либо эти рода пришли к казахам из Большой Ногайской Орды и Алтыулов (Джембойлуков).
Подводя итоги статьи, стоит отметить, что, к сожалению, мы не можем идентифицировать племенной состав Казахского ханства ранее середина XVI века. Исходя из этого факта, наши реконструкции основываются на косвенных данных. Такие рода как Алшын, Аргын, Кыпшак, Курлеут входили в состав Едисанской Орды (первая половина и середина XVI века). Такие рода как Алшын, Уйсун, Кыпшак, Тама, Уак входили в состав Малой Ногайской Орды при Гази и Карасае (вторая половина XVI века). Среди казахов в период первой трети XVII века отмечены такие племена как Алшын, Уйсун, Найман, Аргын, Кунграт, Катаган, гипотетически Жалаир и др. Исходя из этого, мы можем предположить, что рода Алшын, Уйсун, Аргын перешли в состав Казахского ханства после смерти Ормамбет-бия, причем родственные им подразделения из этих же племен, могли уже быть внутри Казахского ханства. Племена Тама, Уак, Кыпшак, Курлеут (подрод внутри Кыпшаков) попали в состав Казахов уже после Калмыкского вторжения. Племена Табын, Кереит, Рамадан, Телеу, Жагалбайлы, Канглы, Керей либо в то время (первая треть XVII века) были малочисленными (поэтому не попали на карту Страленберга), либо перешли из Ногайских Орд (Большая Ногайская Орда, Алтыульская Орда (Джембойлуки) и в меньшей степени Малая Ногайская Орда) к казахам после Калмыкского вторжения 1630-х годов.
https://moluch.ru/archive/105/23264/

Замакай или Шөмекей это потомки Джамухи? Помню у шомекеев была легенда о противостоянии с Чингисханом.

Link to post
Share on other sites
4 hours ago, Скриптонит said:

Замакай или Шөмекей это потомки Джамухи? Помню у шомекеев была легенда о противостоянии с Чингисханом.

По материнской линии потомки его, если доверять легенде. 

Но это странно, что род Джамухи не прервался после войны с ЧХ. 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
5 минут назад, Kenan сказал:

По материнской линии потомки его, если доверять легенде. 

Но это странно, что род Джамухи не прервался после войны с ЧХ. 

По отцовской

Link to post
Share on other sites
Just now, Zake said:

По отцовской

По легенде там алшинский мужчина женился на дочке Аюсрыма из рода Чумаки сечена. Как то так. Точно не по отцовской линии. 

Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Kenan сказал:

По легенде там алшинский мужчина женился на дочке Аюсрыма из рода Чумаки сечена. Как то так. Точно не по отцовской линии. 

Оригинал легенды у Гавердовского.

Прочитайте там. 

Левшин переписал сведения Гавердовского с ошибками и не указал автора.

Link to post
Share on other sites
03.12.2020 в 20:03, Kamal сказал:

При всем уважении, ув. АКБ, Вы наверное слишком зачитались. Как это понять, что некаракалпак, неказах, неногай вышел из Казахской орды и пошел править Сибирью?! Ясное дело, что в то время не было национальностей, но зато чингизиды делились - казахскими племенами правили Тукатимуриды (торе), а Кучум хан был Шейбанидом - другая ветвь потомков Чингисхана.

Но, все же, по преданиям местных остяков, во времена Кучум хана в Сибирь пришли каракалпаки. 

Вставлю свои пять копеек. Потомков Шибана в ученой среде принято называть шибанидами, а шейбанидами потомков Мухамеда Шейбани, тоже кстати из шибанидской ветви. Но некоторые исследователи сами путают и единого устоявшегося написания нет. Что же касается хана Кучума хана, то надо исходить из реалий тех лет, что еще существовал улус Шибана, вернее его остатки это примерно северо-западная часть современного Казахстана. Но к этому времени отпала часть сибирских территорий - беи из клана тайбугидов стали вассалами Русского государства пришлось их заново подчинять. Также, беи Ногайской орды не всегда подчинялись, шибанидов использовали  как номинальных ханов, а предпочитали сами управлять. Согласно некоторым источникам Кучум воспитывался у ногайских биев, так как они отдавая дочерей за чингизидов растили внуков у себя в нужном им духе. Так же как Кучум, вырос в ногайской среде казахский хан Хакназар. Оба они были впоследствии наместниками ногаев над башкирами.

Link to post
Share on other sites
6 hours ago, Zake said:

Оригинал легенды у Гавердовского.

Прочитайте там. 

Левшин переписал сведения Гавердовского с ошибками и не указал автора.

Отправьте сюда пожалуйста отрывок Гавердовского про шомекеев. 

Vostlit.info блокируется по какой-то причине у нас. А VPN не помогает. 

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Kenan сказал:

Отправьте сюда пожалуйста отрывок Гавердовского про шомекеев. 

Vostlit.info блокируется по какой-то причине у нас. А VPN не помогает. 

Я захожу через хром с помощью расширения touch VPN

Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Kenan сказал:

Отправьте сюда пожалуйста отрывок Гавердовского про шомекеев. 

Vostlit.info блокируется по какой-то причине у нас. А VPN не помогает. 

В оригинале (у Гавердовского)  по другому:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text6.htm

"...Наше начало, – говорил один престарелый старшина, приехавший вместе с Рак-бием, – возникло в древние времена от сильного богатыря, происходившего из племени турских ханов Чумекея, который, избегая несогласия с великим Чжингис-ханом (Судя по татарской истории, во времена Чингызхановы находилось два Чумекея, первый — Чамука-чичен, бывший причиною Чингизовой войны с караитским ханом Аюнеком, а второй — Чумака-баядур служил у Чингизхана полководцем во время войны его с китайцами, а посему трудно открыть кто из сих двух был основателем чумекейского отделения), уклонился из Могола в сии степи. Потомство Чумекея жило здесь в крайней бедности до главного старшины Аюсырыма. Под начальством коего оно снова усилилось и покорило себе окрестности реки Сарасу (Сарасу протекает из горы Улутау к реке Сыр и почитается от многих за предел степи Киргизской. Известно, однако ж, что многие из киргизцев кочевья свои далеко распространяют и за нею) с владением Туркестанским. После чего некоторые из них остались в сих местах для спокойного обитания, а другие пошли за Темир-висаком к западу, откуда никогда уже не возвращались.

Когда Орусовы воины внесли свои шатры в здешние степи, Алимулы, сын хана Меньшей орды и основатель сильного колена, женил сына своего на дочери главного начальника чумекейского. Родство соединило народы сии, и чумекейцы в алимулинском роде составили ныне отделение, в котором уделы, называемые елдяр, каратамыр и тукан, происходят от детей Алимовых; куит-аюсырым и куняк – от древних чумекейцев, а сары-кашкин – от прочих степных жителей турской породы. Всех аймаков (Аймак значит часть удела или небольшое отделение) в нашем отделении 18, а кибиток или семей до 21 000.

Link to post
Share on other sites
On 12/5/2020 at 5:08 AM, ARS said:

за конец 16 и начало 17 века , что есть ?

Лжешейбаниды (Шайхим и другие султаны во второй половине 16 века, Абдал Гаффар в начале 17 века), но тут среднеазиатские события. 

Link to post
Share on other sites
On 12/5/2020 at 5:16 AM, ARS said:

не воевал Хакназар на стороне русских против Кучума , не несите чушь и фейки 

Без разницы, на стороне или нет, главное против Кучума, кстати, позже и Тауекель противостоял против Кучума. В общем, противостоять на два фронта у Кучума не было никаких шансов.

Link to post
Share on other sites
14 hours ago, Вахит 999 said:

Вставлю свои пять копеек. Потомков Шибана в ученой среде принято называть шибанидами, а шейбанидами потомков Мухамеда Шейбани, тоже кстати из шибанидской ветви. Но некоторые исследователи сами путают и единого устоявшегося написания нет. 

Естественно, так называемые Шейбаниды относятся ветви Шибанидов, а первые это многочисленные родственники Шейбанихана. Как известно, его сугубо потомки не управляли государством, поэтому что Шейбаниды, что Шибаниды здесь запутались. Ведь, как правило династия идет от имени основателя.

 

Link to post
Share on other sites
14 hours ago, Вахит 999 said:

Так же как Кучум, вырос в ногайской среде казахский хан Хакназар. Оба они были впоследствии наместниками ногаев над башкирами.

Про Хакназара понятно, что он был заложником (аманатом), ведь была коалиция против Касым хана. А Кучума скорее всего воспитывали в духе (интересах) ногайцев. 

Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Kamal сказал:

Без разницы, на стороне или нет, главное против Кучума, кстати, позже и Тауекель противостоял против Кучума. В общем, противостоять на два фронта у Кучума не было никаких шансов.

во первых когда пал Кучум , тогда не было вживых Хакназара 

во вторых,  согласно башкирским преданиям, Хак-Назару были подчинены и башкиры. Так, Рычков, основываясь на этих преданиях, писал

Цитата

Сей Акназар, учинившись ханом, в великое усилование пришел и владел не только одними теми ногайцами и Башкириею, но сверх того Казанское, Сибирское и Астраханское царство, Бухарию, Хиву, Ташкент и другие многие города под власть свою покорил и дань с них собирал… В башкирском же народе до того Акназар-хана владели зауральскими сибирский Кучум-хан, бельскими и яицкими, т. е. по реке Белой и Яику жившим, казанские; а горскими, ногайские ханы, которых потом означенный Акназар-хан всех один в своей власти имел; и усмотра их непостоянства и разные воровства, всячески их изнурял, и в бессилие приводил; ибо на три двора по одному токмо котлу иметь допущал, и как скот и пожитки, так и детей их к себе отбирал, и землями владеть також и через реку Белую переходить не допущал, а кои звероловством промышляли, принуждены были платить ему за это ясак с каждого человека по лисице, бобру и кунице, от чего наконец пришли они в самое крайнее истощение и убожество.

 

Link to post
Share on other sites

Легенда о происхождении рода, племени "Уйгур" у каракалпаков

<<УЙҒЫР УРУЎЫНЫҢ КЕЛИП ШЫҒЫЎ ТАРИЙХЫНАН>>

 

Шыңғыс хан мәмлекет басқарыў жумысында анасы Гүлсара менен ойласып отырған. Гүлсара сулыў баласына, Шыңғысханға ел басқаратуғын адам Алланың бирлигин таныйтуғын, дени саў ақыллы, кеширимли, үлкен парасат ийеси болыў керек. Ол ушын балаларыңды жақын туўысқанларыңның қызына үйлендирмей, басқа миллеттиң қызлары менен бас қосыўына жағдай жаса. Өзиң шыққан Бөржигит тайпасының дәстүрин бузбай "алтын әўлад" деген даңқыңа садық бол. Усыны балаларыңныңқулағына қуй дейди. Шыңғысхан [1155-1227 жж] 72 жыл жасап, 23 жыл хан болған. Шыңғысхан 500 ҳаял алған. Соның ишинде 5 ҳаялына көбирек турақлап, қәдирлеген. Көп ҳаялларының биринен туўылған Аят батырға уйғыр елиниң бай адамы Қамраддинниң қызы Гүлзаҳира сулыўды айттырады.

 

Гулзаҳира Сулыў аўылласы Қарақалпақтың Қоңырат қәўиминиң Қаракөсе уруўының жас батыры Қасарға ашық еди. Қасарда Гүлзаҳираға ашық болғаны менен, елинен бөлинип жүрген азғана аўыл болғаннан соң, монгол Аятқа қарсы келе алмай, муҳаббеттиң жалыны жүрегин шарпып жүрген еди.

 

Бир күни түнде қараңғыда қара жорға минген жас шырайлы уйғыр жигити келип, Қасарға:--"Сизди Гүлзаҳира апай шақырып турыпты. Анаў аўылдың қубласындағы қалың жыңғылдың шетинде отырыпты",-- дейди. Қасар есигиниң алдында турған шубар арғымағына минип, жигит айтқан жерге келсе, күтип турған Гүлзаҳира көринбейди. Бул қалай деп ойланып турғанында бағана хабар айтқан қара атлы жигит те келеди.--Армысың, батырым, танымай турсаң ба? Мен Гүлзаҳираманғо--дейди. Екеўи аман-есенлик сорасқан соң:--Қасар, усы бүгиннен қалсаң мен саған жоқпан. Ертең Аяттың жаўшылары келип алып кетеди,--дейди Гүлзаҳира.

--Онда жүр кетемиз. Хорезм журтында қаналас қалың елим бар. Мен деп келген болсаң жүр,--дейди.

---Қасар, жеңиллик етпейик. Даўамыүш елдиң азаматларын қырылыстыратуғын истиң басына бармайық. Сен мени Аяттың босағасынан алып қаш. Сонда ел бүлинбейди. Мен бир айға шекем доңыздан жатар орны, тезеги бөлек Аяттай малғунды өзиме жақынластырмайман. Барған соң Аяттың ордасын Кәрўан жолдың шығысындағы булақтың басына көширтемен. Сенде жигитсең. Есабын таўып ўақытты өткермей, сол кәрада оңаша отырғанымызда алып қаш,--дейди Гүлзаҳира.

 

Сол түни муҳаббеттиң мөлдиринде ақ шабақтай ойнаған еки жас, таң саз берип, қараңғылық пердеси түриле баслағанда хош айтысып тарқасады. Ўәдели күни Аяттың жаўшылары келип Гүлзаҳираны әкетеди. Хан туқымы әпиўайы алыққа күйеў болып босағасына бармайтуғын дәстүр бойынша Аят келмейди. Гүлзаҳираны елине зыянсыз қутқарып алыўдың жолын ойланып жүрген Қасар батыр еки тулпарын сейислеп жарата берди.

 

Арадан он-он бес күн өткенде айдың өлиарасының жаўынлы шашынлы қараңғы түнин пайдаланған Қасар аўылының жайылымдағы 4-5 үйир жылқысын қуўып Аяттың аўылына тартады. Аўылға жақынлағанда монгол тилинде:

---Жаў шапты. Аят, жылқыңды айырып алып қал,--деп сүренлеп Аяттың ордасының үстине айдайды. Қолындағы тас темирге қылышының қырынан урып, сарт-сурт қылыш силтеп шайқасып атырған адамлардың ҳәрекетинде билдиреди.

 

Алыстан Қасардың даўысын еситкен Гүлзаҳира Аятқа қарап:

---Батыр-аў, душпан жылқыларыңнан қотыр тай қалдырмай айдап баратыр ма? Жылқышыларың буўындырып атырған адамдай бақырысады ғо,--дейди. "Мал ашыўы, жан ашыўы", жылқыларың кетти деген сөди еситкенинде Аят төсектен ушып түргелип қолына қылышын алып, есиктиң алдындағы кермеде байлаўлы турған атына қарай жуўырады. Аят қараңғыда атын излеп гүймеңлеп жүргенинде Қасардың силтеген қылышы аўыз омыртқасының тусынан шақ еткенде басы домалап, кермениң қасындағы қазыққа тиреледи. Бул ўақытта Гүлзаҳира Аяттың кийимлерин кийип, қарыў-жарағын асынып Қасарға киятыр еди.

 

Гүлзаҳира Қасардың жетегиндеги атқа минип атырғанында Аяттың бассыз денеси дөңбекшип оның қасына келеди. Гүлзаҳира Аяттың денесин көрип:

--Батыр-аў, узақ жолға изги нийет пенен атланып баратырмыз. Усы бийшараны өлтирмей-ақ кеткенимизде,--деген Гүлзаҳираның сөзиниң даўамын айттырмай, Қасар:

--Бол, тез атқа отыр да жолға түс. Адамлардың есин жыйнай алмай апың-гүпиңи шығып атырғанында аўылдан қарамызды үзейик. Мен ҳәзир Аятты өлтирмей кеткенимде изимизден жетип екеўмизди де тилге келтирмей, әзирейлиниң қолына тапсырады. Душпанға мийримлилик ислеўге болмайды. Ал, жүр кеттик. Алла талабымызды оңынан оралта бергей,--деди Қасар.

 

Сол жүрис пенен үш ярым жылда Самарқанд аймағындағы Ғәллеарал деген жерге жеткенде ат үстинде киятырған Гүлзаҳираны толғақ тутады.

Ғәллеарал таўларының Бухар тәрепиндеги үлкен сайдың ортасында бир жалғыз үй көринеди. Гүлзаҳираның толғақ тутқан мәҳәлиндеги жаны қысылғанын көргенде Қасар шыдамай "тәўекел",деп аттың басын жалғыз үйге бурады. Келсе тастан қаластырған тамда жасы елиўге шамаласқан, бет-аўзы дүн-жүн, үсти-басы алба-дулба, қолларын жүн басқан саўлаты жерден пишип алғандай орақ мурын, сыпыра қулақ, көзи шыңыраўдың түбиндей жылт-жылт еткен еңгезердей сарт отыр екен.

 

Сарт пенен сәлемлескен Қасар жөн-жосағын айтады. Сарт жыллы лебиз билдирип, төрги өжиресине төсек салады, Гүлзаҳираны үйге алып келиседи. Гүлзаҳира көп толғатпай көз жарып, ул туўады. Гүлзаҳира есин жыйнағаннан соң үш күннен кейин Қасарға:--"кетейик, усы мақаўдың көзинен қорқаман. Бир апатқа дуўшар етеди. Тезирек кетейик",--дей береди. 

 

Сарт келинге жас сорпаға деп қорасындағы туў қашарын сояды. Қашардың басын қублаға қаратқаннан соң,--"мениң жылым сыйыр еди, мениң баўызлаўыма болмайды. Сен шалып бер. Басқа жағын өзим келистиремен",--деп қолындағы пышағын Қасарға усынады. Қасар пышақты алып қашардың мойнын бир дизеси менен басып:--"Жаның қудайдың жолына, аллаҳу акбар",--деп пышақты тартып жибергенде:--"сениң жаның қашардың жолына",--деген сарт Қасардың басына айбалта менен қойып қалады. Айбалта Қасардың басын еки бөлип, аўыз омыртқасының қосылған жериндеги сүйекке шық етип иркиледи. Қашар менен бирге Қасар да:--"Гүлзаҳира хош бол",--деп айтыўға тили айланбай "ўах" деўи менен жан тапсырады.

Сарттың алдап Қасарды өлтиргендеги мақсети Гүлзаҳира Сулыўға ийелик етиў еди. Өмиринше көлигинен басқаға нәзери түспеген сарт жалғыз атлы, сабаў қамшылы қарақалпаққа ерип киятырған уйғыр қызын көргенде, кеўлинде әлле қашан өшип қалған муҳаббеттиң қоламтасы тутанады. "Байын өлтирсем, со о қара қытайлар менен шегарадағы елине қашып кете алмайды деген ҳарам ойдың дәстинде Қасарды абайсызда алдап келмес сапарға атландырды. Қасарды өлтирип, кеўили шалқыған сарт:  "Гүлзаҳира, малдың өңешин байлайтуғын жип, баўызлаў қанын жуўатуғын жыллы суў алып келегөр",--деп даўыслайды.

Қундақлаўлы баласын алдына алып шайқап отырған, ойында ҳеш нәрсе жоқ Гүлзаҳира қолына жыллы суўы бар дүмше, жип алып шыққанында қашардың қасында басы еки бөлинип жатырған Қасарды көреди. Ҳеш нәрсе көрмегендей сыр билдирмеген Гүлзаҳира ишинен: "Ҳәзир сен сартты өлтириўге умтылсам, өзимде жазым боларман, Қасардан қалған жалғыз шарана да өледи. Бул ақылсызлық болады. Есабын таўып сартты өлтирип, Қасардың кегин алып, изинде қалған перзентин елине қосыўым керек",---деген жуўмаққа келип, өлип атырған Қасарға нәзерин салмастан жуўырып, сарттың айтқанын ислей береди.

Сарт Қасардың денесин сүйреп апарып, үстиндеги кийимлери менен сайдың жийегиндеги терең шуқырға таслап, үстин тас үйип көмеди. Сарт менен сөйлескенде Қасарды тилине де алмай, Гүлзаҳира үй ишиниң хызметине араласып, оның кир, патас кийимлерин жуўып, жыртылған жерлерине жамаў салып, тигип жүре береди. Гүлзаҳираның бул ислерине сарт қуўанып:--"заңғар қарақалпақ қызды сүйгенинен айырып, алып қашқан гәззап екенғо. Енди тартынбай ойымды билдирейин",--деп өзинше шешимге келип, бир күни түсте кеўилдегисин сездиреди.

--Дурыс айттыңыз. Усы жерге келгенде мен де ишимнен усыны ойлап едим. Қаңғыбас мақаўдан сендей қутқарыўшыға гезлескениме тәўбе қылып, күни-түни жақсылық нышанын сарсылып күтиўши едим. Алла тилегимди қабыл етти. Енди сениң алдыңа кесе туратуғын ҳешким жоқ. Мусылманның дәстүри бойынша туўған баласы қырқынан шықпағанша, ҳаял толық тазармағанша қатнасық ислеўге болмайды. Тәңирим тилегиңди берди. Қырық күн өткеннен соң өримдей ақ билегимди мойныңа орап, қушағыңа енемен",--дейди.

Гүлзаҳираның гәпине исенген сарт аңға шықса да, бир көзи үйинде болып, узап кете алмай, ўәдели күнди төзимисиз күтеди.
Гүлзаҳирада узынлығы үш ели алмас кезликти  оңашасында күнде пәки қайраққа  қайрап, шүберекке орап, кисесине салып жүрди. Қырық биринши күни сартқа:--"шомылыңыз, бүгин ўәдемиз бойынша дастыққа басымызды қосатуғын күн",--деп үлкен қазанға суў  жылытып берип, өзи баласын көтерип мацданға шығып кетеди.

Сол күни Гүлзаҳирадан бурын төсекке жатып, көз алдына аққуўды илген қуладинниң ҳәрекетин елеслетеди. Гүлзаҳира:-"сениң менен муҳаббат әткөншегинде тербелгенимизде жылап тынышымызды алар",--деп баласын бөлеўли бесиги менен дәлизге қояды. Оң қолына саўсағының арасына кезликти байлап келген Гүлзаҳира шеп қолы менен сарттың бетин сыйпап, уйғыр тилинде:--"жаның Қасардың жолына қурбанлық",--деп, сарттың аяғының арасына аяғын салып қолайласқан болады да, жутқыншағынан төменирек алқымын кезлик пенен тартып жибереди де, өзи төсектен тез сытылып дәлизге шығып, есикке тәмби басады. Еки гүре тамырынан қан атлығып, қарқырап дем алған сарт бар күшин жыйнап орнынан турып, қапыға келип, маңлайын тиреп гүрс етип қулайды. Сарттың гүм болғанын билсе де, Гүлзаҳира таң ала геўгим болғанынша есикти ашпайды. Таң жақтысы менен ерте турған Гүлзаҳира Қасарға силтеген айбалта менен сарттың денесин майдалап шабады да, есигиниң алдындағы еки ийтине таслайды.

Бир күн қонып кирлерин жуўып, шашын тас төбесине түйип, Қасардың кийимлерин кийип, сарттың үйине от береди. Малларын, ешегин, ийтлерин босатып жиберип, Булыңңырға лайыш тәрептеги қарақалпақ аўылларына қарай Қасапдың атын минип, екинши атқа жүклерин жүклеп, баласын алдына алып жолға шығады. Жол жөнекей:--"бала үстинен ҳаялым қайтыс болып еди",--деп жағдайын айтып, -- "жақын шамада қарақалпақтың қоңырат қәўимлери бар ма?"---деп сорастырады.

Адамлардың силтеўи менен Гүлзаҳира Самарқанд әтирапындағы қоңырат қәўиминиң басшысы Үргит елатында жасайтуғын Барлық деген бийине келип, барлық басынан өткергенлерин, жол бойы гезлескен ўақыяларды қалдырмай айтып береди.

Барлық Үргит, Тайлақ, Булыңғыр, Лайыш деген жерлеринде жасайтуғын жаўынғыр уруўларының бас кемеңгер бийи екен. Ол Гүлзаҳираға таза ҳаял кийимлерин кийгизип:--"үлкен ҳаялымның үйинде тура бер. Сениң тәғдириңди жаўынғыр қәўиминиң жасы үлкенлери менен кеңесип шешемен. Қасардың халқына аман қаўыштың. Ендиги жағында өмириң Алла рәҳим әйлесе рәўшан болар. Өткенге салаўат, қалғанларын Алла бахытлы жасаўды инәм еткей",--дейди. 

Барлық бий елиниң жасы үлкен, жасы кишилери менен ойласып, еки ҳаялы болса да, бийперзент жүрген Теристамғалының бир баласы Шомаққа Гүлзаҳираның некесин қыйып, Қасардан қалған баланы тәрбиялап өсириўди тапсырады. Той үстинде Барлық Гүлзаҳирадан баласының атын сорайды. Сәлем ислеп орнынан түргелген Гүлзаҳира Барлық бийге қарап:
---Ата , нәрестениң атын қойыўға муршамыз болмай, қан ишер гәззаптың патыратына ушырап, қайғылы ҳәсиретке дуўшар болдық. Алланың қоллаўы менен сизлердей аталарының елатына аман қосылып, қуўаныштың дәстиндеги ингалап жатырған нәрестениң атын қойыңыз,--дейди.

Барлық бир пәс ойланып отырып,--"шыққан жери, түп дайыларын умытпаўы ушын, уйғыр, қарақалпақ халықларының келешегктеги барыс-келисинк ашылған жол болыўы ушын, атын Уйғыр қойдым. Шежиремизге жаўынгер атамыздың генже баласы ретинде жазылып, тарийхта жаўынгердиң белинен дөреген жети баланың биреўи болып аты қалады",--деп пәтия берип, сақалын сыйпайды.

Уйғыр өсе келе жаўынғыр қәўиминиң белгили бир уруўы болып шежиреге жазылады.
Бала туўылғаннан соң күтими болмай, желпинип, бала көтермейтуғын кеселге шатылған Гүлзаҳира Шомақтан перзентли болмайды. Ҳәзирги уйғыр уруўы солай етип, анасының миллети  аты менен аталған, жаўынғырдың жети баласының бири болып шежиреге жазылған Уйғыр атлы жигиттен тараған екен.

ЖУБАТҚАН МУРАТБАЕВ.
<<Адаматадан өзиңе шекем>>. китабына алынды. Нөкис, "Билим",--1994-жыл, 42-45-бетлер.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
24 минуты назад, Rust сказал:

Дайте перевод - это русскоязычный форум.

К сожалению я не профи переводчик, если найду книгу на русском языке то здесь обязательно напишу

Link to post
Share on other sites
  • Admin
33 минуты назад, Кыпчак сказал:

К сожалению я не профи переводчик, если найду книгу на русском языке то здесь обязательно напишу

Можете привести перевод в общих чертах.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...