Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

08.08.2020 в 21:33, кылышбай сказал:

Выше обсуждалось что у каракалпаков как раз сохранились предания о Мамае. Залесский, сосланный в Оренбург, в альбоме про казахские степи писал (дословно не помню): "в Улытау похоронен тот самый Мамай ..." . Мамай похоронен в Крыму, но его могила могла попасть в Казахстан вместе с преданиями.

Про Кият Мамая писал? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 часов назад, Tama сказал:

Про Кият Мамая писал? 

Скорее всего про него чем про Тобыкты Мамая. Третьего не знаю. Книжка была у меня в Узбекистане, в нете надо поискать текст. Помню, там еще про Шора батыра упомянуто. Я еще удивлялся: почему казахские батыры шли защищать татарскую Казань?! Кажется описаны два предания про батыров, один из них точно Шора, и оба шли на помощь к казанцам. Сейчас понимаю что это из ногайского прошлого. Залесский как раз был в Младшем жузе

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

  

24.06.2020 в 23:15, Tama сказал:

Хивинские узбеки

Абулгази хан делит живущие в Хивинском ханстве узбекские племена и рода на четыре группы: 1. уйгур и найман. 2. кунграт и кият. 3. нукуз и мангыт. 4. канглы и кипчак. К упомянутым группам он также добавляет четырнадцать других племен, в частности: джалаир и али-эли входят в группу кият; кенегес – к нукуз; ходжаэли – к мангыт; дурмены, юзы, минги –к уйгурам; саиды входят к найманам. Входившие в группу узбеков в Хиве кунграты и хитайцы весьма малочисленны. Однако в округе встречаются представители почти всех упомянутых племен, но особенно много было кунгратов, дурменов и найманов.

Сведения об этническом составе населения Хивинского ханства содержатся в произведениях русских путешественников и дипломатических работников. Прибывший в Хиву с дипломатической миссией майор И.И. Бланкеннагель пишет следующее: «В общем можно предположить, что численность населения Хивинского ханства превышает более ста тысяч душ. Из них узбеки составляют 45700, сарты 15000, каракалкаки 10000, явмуты (туркмены) 5000–6000, остальные – плененные рабы.

Заслуживают внимание этнографические данные Г.И. Данилевского, относящиеся к первой половине XVIII в. По его сведениям, узбеки, находясь в основном в северной части ханства, представляют большинство населения в упомянутых им двадцати пяти городах. Лишь в шести из них не было узбеков, а проживало только сартское и персоязычное население. В восьми городах, расположенных на севере Хивы (Гурлан, Богот, Кипчак, Кытай, Кашкапир, Кангирот, Мангыт, Хожейли) проживали только представители узбекских племен. А в других восьми городах проживало смешанное сарто-узбекское население.

По сведениям академика Я. Гулямова, к началу XVIII в. в Хорезме узбекские родоплеменные группы располагались следующим образом: племена кунграт и кытай – в туманах Гурлен и Шават, мангыты – в Гурлене и в Анбар – Манаке, кияты – в тумане Шават, кипчаки – в Ургенче и Кашкапире, дурмены – в Ургенче и Анбар-Манаке, хыдырэли – в Ургенче и Хиве, тама – проживали в Ханке, Багате и Янги-арыке. Найманы занимали большую территорию, начиная от Питнака до Янгиарыка, до пригорода Ургенча, Хазараспа. Уйгуры также оседали в ряде туманов. Земли, расположенные на правом берегу Амударьи, начиная от Ходжакола до Кекогуза принадлежали канглы и кипчакам. Вместе с ними здесь находились еще четырнадцать родоплеменных групп.
Помимо них вокруг Хивы расположились небольшие этнические группы, состоящие из разных родов и племен. Особенно большую территорию от Хивы до Янгиарыка занимали кияты и кунграты.

С конца XVIII до начала XX вв. проходила ожесточенная борьба между представителями кунгратского племени, занимавшими высокие посты. Эта борьба по существу была за престол и высокие посты. С одной стороны между Эльтузар ханом, а с другой Мухаммад Рахим ханом, Нур Мурад шахом и Ходжа-
муродами. В результате победы Мухаммад Рахим хана власть полностью переходит кунгратам, после чего происходит объединение юга и севера ханства единое государство. Упомянутые представители династии начали проводить свою политику, естественно, опираясь на узбекскую аристократию господствующей тогда династии. Как сообщает Мунис, сторонниками Мухаммад Рахим хана, поддерживающими его, были представители племен
кипчак, кенегес, кунграт, кият, нукус, мангыт, джалаир, катаган, найман, канглы.

Иса Джаббаров (Этно-исторические очерки)

Как думаете, могла часть этих племен влиться в состав пришлых каракалпаков? Или это скорее одноименные племена из узбеков и с каракалпакскими и казахскими тезками связаны лишь в прошлом, пару веков назад в Золотой орде? Например, Kamal, считает, что аральцы (северные узбеки) стали частью каракалпаков.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, кылышбай сказал:

Скорее всего про него чем про Тобыкты Мамая. Третьего не знаю. Книжка была у меня в Узбекистане, в нете надо поискать текст. Помню, там еще про Шора батыра упомянуто. Я еще удивлялся: почему казахские батыры шли защищать татарскую Казань?! Кажется описаны два предания про батыров, один из них точно Шора, и оба шли на помощь к казанцам. Сейчас понимаю что это из ногайского прошлого. Залесский как раз был в Младшем жузе

 

Мамай мырза, еще есть Шейх Мамай но он вроде похоронен в Орске. Да, не тобыкты Мамай.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, кылышбай сказал:

Скорее всего про него чем про Тобыкты Мамая. Третьего не знаю. Книжка была у меня в Узбекистане, в нете надо поискать текст. Помню, там еще про Шора батыра упомянуто. Я еще удивлялся: почему казахские батыры шли защищать татарскую Казань?! Кажется описаны два предания про батыров, один из них точно Шора, и оба шли на помощь к казанцам. Сейчас понимаю что это из ногайского прошлого. Залесский как раз был в Младшем жузе

Еще Тынышпаев писал за терки о Шора-батыре у казахов с татарами. :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 часов назад, кылышбай сказал:

  

Как думаете, могла часть этих племен влиться в состав пришлых каракалпаков? Или это скорее одноименные племена из узбеков и с каракалпакскими и казахскими тезками связаны лишь в прошлом, пару веков назад в Золотой орде? Например, Kamal, считает, что аральцы (северные узбеки) стали частью каракалпаков.

Да, либо они стали частью каракалпак.народа или все еще живут там также но узбеки. Он торт ру вроде у каракалпак сейчас а до этого узбеки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 минуту назад, Le_Raffine сказал:

Еще Тынышпаев писал за терки о Шора-батыре у казахов с татарами. :)

Сейчас и ногаи подключились. Дети одной матери всегда так.

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 hours ago, кылышбай said:

 Как думаете, могла часть этих племен влиться в состав пришлых каракалпаков? Или это скорее одноименные племена из узбеков и с каракалпакскими и казахскими тезками связаны лишь в прошлом, пару веков назад в Золотой орде? Например, Kamal, считает, что аральцы (северные узбеки) стали частью каракалпаков.

В списке Абулгази по хивинцам перечисляются все нынешние каракалпакские рода, кроме кытаев, а вместо них жалаиры, которые прежде были в составе каракалпаков, но в середине 18 века ушли к казахам. Онторт уру упоминается отдельно, но никак не Арыс с нынешним составом, ибо мангыты, кипчаки, кенегесы идут параллельно.

Аральцы это не узбеки в современном значении. Татищев упоминает три народности - аральцы, аральские народы и аральские узбеки, а каракалпаков размещает по верхнему и нижнему течению Сырдарьи (данные середины 18 века). 

  • Like 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересно а 100 томник каракалпакского фольклора вышел уже? Последний раз было 66 томов.

Share this post


Link to post
Share on other sites
7 minutes ago, Tama said:

Интересно а 100 томник каракалпакского фольклора вышел уже? Последний раз было 66 томов.

У меня есть только 66 томов, обещали 100, но в связи с арестами и конфискациями имуществ ученых, скорее всего все затихло. У Кахана надо бы поинтересоваться.  

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 минут назад, Kamal сказал:

У меня есть только 66 томов, обещали 100, но в связи с арестами и конфискациями имуществ ученых, скорее всего все затихло. У Кахана надо бы поинтересоваться.  

Оказывается 87 томов вышло. Но нет названий с 67 по 87.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 minutes ago, Tama said:

Оказывается 87 томов вышло. Но нет названий с 67 по 87.

А есть ссылка? Нужно в тему скинуть "Каракалпакские дастаны".

Share this post


Link to post
Share on other sites
8 минут назад, Kamal сказал:

А есть ссылка? Нужно в тему скинуть "Каракалпакские дастаны".

http://aknuk.uz/books/book41.html

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Почитал эпос Коблан по нашему Кобланды. Интересно, что и в каракалпакской версии отцом Коблана является Кыдырбай как и в версиях эпоса Кобланды в казахских младшежузовских версиях. А в среднежузовских версиях Токтарбай. Сравнив казахские версии Сабитов Ж. пришел к выводу что было два Кобланды. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 minutes ago, Tama said:

Спасибо! Жаль, что только список.

 

11 minutes ago, Tama said:

Почитал эпос Коблан по нашему Кобланды. Интересно, что и в каракалпакской версии отцом Коблана является Кыдырбай как и в версиях эпоса Кобланды в казахских младшежузовских версиях. А в среднежузовских версиях Токтарбай. Сравнив казахские версии Сабитов Ж. пришел к выводу что было два Кобланды. 

Да, у нас Коблан, а не Кобланды. К сожалению, казахского варианта не читал.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 минут назад, Kamal сказал:

Спасибо! Жаль, что только список.

 

Да, у нас Коблан, а не Кобланды. К сожалению, казахского варианта не читал.

 

У ногаев Копланлы к сожалению имя отца неизвестно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Каракалпакское предание "Из преданий о Чингиз-хане" записанное И.А. Беляевым в 1903 г. 

... «у каракалпаков роды кыят и канлы пользуются особым авторитетом, так как, по преданиям, эти роды, в лице своих родоначальников, восходят к временам Чингиза...

... следует обратить внимание еще на его «парные» герои – Алтан-хан и его младший брат, Тамаул и Шабан-кёр (охотники), Бадантай и Биргутай (сыновья Шабан-кёра), Шайки-бий и Майки-бий (приближенные  царя)...

Интересно было бы весь текст предания прочитать. Имена персонажей схожи с ССМ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
17 минут назад, Tama сказал:

У ногаев Копланлы к сожалению имя отца неизвестно.

У ногаев враги Кобланды кызылбаши?

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, Le_Raffine сказал:

У ногаев враги Кобланды кызылбаши?

Да.

У нас хан Алшагир у них Алшангир хан враг Копланлы.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Атыгаев высказал мысль, что в Кобланды-батыр описываются войны узбеков и казахов с иранскими шахами в 16 веке.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Le_Raffine сказал:

Атыгаев высказал мысль, что в Кобланды-батыр описываются войны узбеков и казахов с иранскими шахами в 16 веке.

Или скорее всего крымско-сефевидские войны в которых активно участвовали ногаи. Имхо конечно. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 hours ago, Tama said:

Каракалпакское предание "Из преданий о Чингиз-хане" записанное И.А. Беляевым в 1903 г. 

... «у каракалпаков роды кыят и канлы пользуются особым авторитетом, так как, по преданиям, эти роды, в лице своих родоначальников, восходят к временам Чингиза...

... следует обратить внимание еще на его «парные» герои – Алтан-хан и его младший брат, Тамаул и Шабан-кёр (охотники), Бадантай и Биргутай (сыновья Шабан-кёра), Шайки-бий и Майки-бий (приближенные  царя)...

Интересно было бы весь текст предания прочитать. Имена персонажей схожи с ССМ.

Здесь интересно, с 1873 по 1924 год существовало два Каракалпакстана - правый берег Амударьи (РИ - РСФСР) и левый (ХХ-ХНСР). Беляев побывал в российской части (правобережные), которые в основном выходцы из Дешти-Кипчака. Но тот же Бердах, с которым Беляев должен был встретиться, умер за три года до его приезда, а жил Бердах в хивинской части каракалпаков, но в его произведениях Чингисхан образно проходит как судья над конратами и мангытами, кому последние обращались за справедливостью. Других каких-то преданий или родословных данных о Чингизхане у Бердаха нет.

Во-вторых, Кияты входят в арыс Конрат, а Канлы - в Онторт уру, то есть, на тот момент они находились не только по разным берегам Амударьи, но фактически жили в разных государствах, а передвижения в ту или иную сторону строго воспрещалось, наказывали сурово. Погостить у родственников можно было только через разрешение и соглашения хивинского хана и российских местных властей, соответственно. Поэтому, данное предание скорее всего восходит не ко временам Чингисхана, а более ранние события переплелись с именем Чингисхана. Вариантов много, в любом случае нужен весь текст, согласен.  

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 9/22/2020 at 6:18 PM, Hakan said:

Каракалпакский фольклор, 88-100 тома (ссылка должна быть рабочая)

http://down.instagrampp.com/dl/9772

Приветик, Хакан! Как у нас на Родине, а то там услышал, тут прочитал, а где правда и где ложь непонятно. Оказывается лидер наш преставился уже, иманын берсин. Правда ли, что очередной лидер не узбекский, а российский ставленник?  

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 часов назад, Kamal сказал:

Приветик, Хакан! Как у нас на Родине, а то там услышал, тут прочитал, а где правда и где ложь непонятно. Оказывается лидер наш преставился уже, иманын берсин. Правда ли, что очередной лидер не узбекский, а российский ставленник?  

Ассалаўма Әлейкум Камал аға. Прошло почти два месяца с момента кончины Муса Тажедтиновича, но всё ещё у каракалпаков нет своего "аксакала". Хотя по конституции, выборы председателя ЖК должны были состоится течение последующих 10-ти дней. Затянули время, но ясно почему так делают. Уже всем известно имя будущего главы республики. Это Мурат Камалов, сын Каллибека Камалова. Опять эти муйтены :) Он сейчас работает директором Международного инновационного центра Приаралья (теперь фактически глава Аральского фонда). Ранее был главой нацбезопасности РКК. Верно отметили, этот М. Камалов имеет связи с Москвой. Он сам долгое время проживал в Москве и ещё до недавних пор курировал все поставки российского вооружения в Узбекистан. Также есть слухи о том, что родственники его матери (кстати она же русская) высшие военные должностные лица РФ.

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...