Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

Узбекское население (племенные узбеки) Каракалпакии и есть аралцы.

Они как и другие приехавшие дашти-кипчакцы тоже считали себя узбеками.

Но аралцы жившие на севере, на том берегу Аму в конце 19в и начало 20 в. слились с каракалпаками.

некорректно, каракалпаки говорят о другом.

Каракалпакский народ помнят своих батыров и гордо о них до сих пор рассказывают. Один из этих батыров - Оразан отец знаменитого Маман (орыс) бия.

Вот народная придание о батыре:

Так как Оразан батыр вместе с Мурат шейхом стали отцом и воскресили погубленных людей, искалеченных, рассеянных, пропавших без вести, гибнущих в неволе, на чужбине, от близкой Бухары до чуждого Китая? Собрав каракалпаков в малый кучу, шестьдесят тысяч кибиток уцелевших в низовьях Сырдарьи, десятая часть того, что было. Вдесятеро больше их было до нашествия джунгар.

Семнадцать лет Оразан батыр водил джигитов каракалпаков против джуигар, и бились бесстрашно плечом к плечу с казахами Киши жуза. Казахи соседних родов почитали каракалпаков за родных. В тёмные дни не смотря на своих несчастья каракалпакам пришли степняки, кочевые люди, к сиротам, пришли не с пустыми руками, с хлебом, со скотом, с одеждой. Айгара-бий, глава семи родов большого казахского племени табын, пригнал по сто голов каждого вида скота, лошадей, коров и овец, а этот дар многих спас от голодной смерти, поставил па ноги, обнадежил, а уж за Айгара бием потянулись другие.

Оразан батыр за семнадцать лет, где только не бывал! И на юге и далеко на востоке, в самом чреве джунгар. Тайно, хитро и терпеливо добирался до измученных сердец и смятенных умов. Вливал в них свою неисчерпаемую бодрость и волю. Годами говаривал — переселяться вниз, соединяться сызнова, воедино. С ним соглашались, его благодарили и оставались на месте.

В Хорезме жило мангытское племя каракалпаков. Когда пронесся зловещий слух, что глава мангытов Шердали бий подло убит Хивинским ханом Ильбарсом, Оразан батыр не мешкая отправился туда — укрепить духом людей, оставшихся без вождя. И сам по общему признанию стал их вождем. За ним не знали интриг и не опасались его коварства. Он был прямодушен и бескорыстен, как истинный Сардар. Он встретился с Хивинским ханом и сказал: «Унижаете каракалпаков? А они не одиноки!» Сказал, какая у них теперь опора — отныне и навеки: русский царь, и рассказал что дали клятву веры и служит вовеки русской царице, о чем имеется грамота. И еще сказал хану, что каракалпаки — народ не из пугливых. Пусть знает хан, что есть у них даже пленные русские!

Да, как ни странно, это была правда: и царская грамота, и русские пленные…

Еще при царе Петре, за год до злосчастной "Актабан шубырынды", пошла от берегов Арала в далекую русскую столицу первая грамота, и в той грамоте писано было: «Которое было наше зло между нами, надобно простить, а впредь бы нам с вами быть в совете». Так писал Ишим Мухаммед Батыр, хан каракалпакский, Петру, царю русскому. А еще годом раньше отпустил Ишим Мухаммед Батыр на волю и проводил на родину всех русских пленных.

Дорожка в Россию была уже торная. В том же году, что и грамота, пошел в русские города караван купцов каракалпаков, и было в том караване ни много ни мало — тысяча верблюдов! Вот как было. До царя Петра доходили каракалпаки. А караван в тысячу верблюдов — разве не могущество? Вот как оно было. Но помешало джунгарское нашествие.

Хан Абылхаир обратил свои взоры к России позднее каракалпаков. Понятно, хотел он, чтобы каракалпаки во всех делах смотрели из-под его рук. И все же решимость каракалпаков придавала решимость и ему. Бывает, что и малый народ протаптывает тропу большому, — так говорил Оразан батыр.

Оразан батыр первый объявил во всеуслышание, что принимает русское подданство. И склонил к тому же аральского хана Шахтемира.

Оразан батыр! В Орде хана Абылхаира напомнив об заслугах перед ханом он один освободил царского посла Мамет Мырзу от плена хана Киши жуза.

это истории 30 годов XVIII в.

Маман би возглавлял Сырдарьинских каракалпаков, а в это время Айдос би управлял Амударьинских каракалпаков. Кому верит :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Маман би возглавлял Сырдарьинских каракалпаков, а в это время Айдос би управлял Амударьинских каракалпаков. Кому верит :lol:

Полат, я в прежних постах об этом уже писал. Айдос не присоединился Маман бию. Это две крупные расселения каракалпаков, которые должны были восстановить единство каракалпакского народа в тот период. Мелкие племена сами бы присоединились к ним. Но все определил стратегический план авантюрного Абулхаира, хана малого жуза. Он вероломно напал, что бы не допустить этого единства несмотря на то, что каракалпаки ничем казахам не угрожали. Нападение на каракалпаков инкриминировалось тем, якобы каракалпаки убили какого-то казахского султана, возможно и было такое. В конце 16 века, каракалпаки уже убивали одного султана, сына казахского хана Тевеккеля. Тогда развернулась война за Туркестан и каракалпаки одержали верх, завоевав Туркестанский вилайет и столицей сделали Ташкент.

Во второй половине XVI в. в Центральном Казахстане и в низовьях Сырдарьи появляются каракалпаки. В пре*дании, относящемуся к этому времени, говорится, что «40 представителей каракалпакских родов «по решению Совета стариков» обратились к казахскому хану Тевек-келю с просьбой выделить для каракалпаков, не имев*ших своих угодий, земли в урочище Улу-Тау. Тевеккель исполнил эту просьбу, прислав, однако, каракалпакам в правители своего сына. Когда же каракалпаки через несколько лет убили казахского хана-правителя, Тевек*кель отобрал у них дарованные земельные угодья и ка*ракалпаки разбрелись в различные стороны». Из этого предания следует, что какое-то время каракалпаки нахо*дились в зависимости от казахских ханов и султанов.

Нам почти ничего неизвестно о внешнеполитической истории каракалпаков XVI в., но источники сообщают, что в конце этого века и в самом начале XVII в. (в 1603 – 1605 гг.) каракалпаки на время овладели бассейном р. Сырдарьи и Ташкентом и оттеснили казахов. Так, в «Мусаххир ал-билад» сообщается, что «после смерти Абдаллах-хана и Абд ал-Мумин-хана каракалпакский народ в Туркестане нарек Абд ал-Гаффаром человека, имевшего некоторое сходство с султаном Абд ал-Гаффаром, и посадил его на престол правления. Бахадур-хан и Ишим-хан, и казахские султаны, прибыв с войском из Ташкента и Сайрама, двенадцать дней сражались с Абд ал-Гаффар-султаном. На тринадцатый день казахи по*терпели поражение, а Абд ал-Гаффар захватил в свои руки вилайет Туркестан и Сайрам, и Ташкент, и Ахсы-кент, и Андиган и сделал столицей Ташкент. В 1012 году, соответствующем году барса, осенью, он выступил. В 1013 году, соответствующем году зайца, весной, он оставил Ташкент и разбил шатер на поляне Кара-Ка*мыш, находившейся в пол-фарсахе от ворот [города]. Бахадур-хан и Ишим-хан подошли из Ала-Тага к Таш*кенту с большим числом мужей с целью [нападения] на Абд ал-Гаффара, захватив одного человека, они расспро*сили у него об обстоятельствах Абд ал-Гаффара, и он рассказал обо всем. После того они спешно поскакали и на рассвете нагрянули на его шатер в Кара-Камыще. Абд ал-Гаффар спал. От конского топота он проснулся и в испуге выбежал из шатра. В тот миг появился Йшим-хан и громадной саблей пронзил ему брюхо».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Полат, я в прежних постах об этом уже писал.

Да я согласен и знаю эту историю :), потому что мой дед быль знатоком народных сказаний :) .

Но пости Чиала людей водит в заблуждение ;).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да я согласен и знаю эту историю :), потому что мой дед быль знатоком народных сказаний :) .

Но пости Чиала людей водит в заблуждение ;).

Не только он, а все узбеки и это не их вина, так как в единой узбекской истории в каракалпакском разделе подробности пропускаются, а имеющиеся кое-какие сведения сильно искажены. А наши нынешние отцы-историки не осмеливаются возразить и оспаривать хотя бы эти кое-какие моменты, кресло видать дороже. Так, что вся вина лежит на наших ученых историках.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Была узбекская конгратская династия Инаков.

Это были аральцы, ест-но они считали себя узбеками!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Была узбекская конгратская династия Инаков.

Это были аральцы, ест-но они считали себя узбеками!

Государство та называлось Хивинский ханство :) , то есть государством управляло в разные времена казахи, узбеки, каракалпаки и было на троне туркмены. :)

Есть понятие народ и нация, есть свои критерий этих понятии.

Если человек среди граждан того или иного государство он част того или иного народа или народности. Но если человек у власти или глава государство, то он част того или иного наций. Исходя с этого вся династия Чингизидов по идей монголы, но они считали себя казахом и узбеком, и т.д .

Я думаю не нам учит кого нибудь в эти тонкости :lol: политики государственности.

Например современном мире 90 годы ХХ в. курдские боевики воевали против Турецким силам, но в те времена Турцию возглавлял президент по национальностью курд Тургут Озал :D, и он о себе говорил "да я курд, но я част турецкого наций".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Была узбекская конгратская династия Инаков.

Это были аральцы, ест-но они считали себя узбеками!

Конраты не только узбеки, но и каракалпаки и казахи. И не было узбекской конратской династий. А слово инак означало брат, то есть глава братства конратов. Инаками назначались любое лицо из племени конрат. Нынче всех конратских инаков, не имеющих узбекского потомства, узбеки причисляют в ранг марионеточных.

Внутренняя стабильность Хивинского ханства, перипетии его бурной истории и судьбы отдельных правителей определялись балансом двух основных этнополитических факторов. Первым из них были крупные города-оазисы с сохранившим преобладание в XVII-XVIII вв. ираноязычным (сартским) населением, развитыми ремеслом и торговлей. Вторым фактором было кочевое тюркоязычное (преимущественно узбекское, но также и туркменское, каракалпакское и казахское) окружение. Кочевнический фактор был основой вооруженных сил ханства. Выходцы из этой среды, как правило, занимали и ханский трон по приглашению или по согласованию с верхушкой городского населения.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Государство та называлось Хивинский ханство :) , то есть государством управляло в разные времена казахи, узбеки, каракалпаки и было на троне туркмены. :)

Есть понятие народ и нация, есть свои критерий этих понятии.

Хивинское ханство основали узбеки, ни каракалпаки, ни казахи или туркмены!

На троне были основном узбеки, остальные мало-помалу, да и марионетичными были они :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конраты не только узбеки, но и каракалпаки и казахи. И не было узбекской конратской династий. А слово инак означало брат, то есть глава братства конратов. Инаками назначались любое лицо из племени конрат. Нынче всех конратских инаков, не имеющих узбекского потомства, узбеки причисляют в ранг марионеточных.

Хивинское Ханство 1511-1920. Династии Арабшахидов и Конгратов.

Династия Арабшахидов

Настоящее имя этой страны издревна было Хорезм. Ханство же было основано кочевыми узбекскими племенами, которые захватили в 1511, под руководством султанов Ильбарса и Бальбарса, потомков Ядигар Хана. Они принадлежали к ветви Чингизидов происходящей от Арабшах ибн Пилада, сына Шибана, который в свою очередь был пятым сыном Джучи, поэтому династию принято звать Арабшахидами. Они, как правило, враждовали с другой ветвью предков Шибана обосновавшейся в то же время в Маверанахре после захватов Шайбани Хана; узбеки занявшие в 1511 году Хорезм не учавствовали в походах Шайбани Хана. Aрaбшахиды придерживались степных традиций, деля ханство на вотчины по количеству мужчин (султанов) в династии. Верховный правитель, Хан, был старшим в семье и выбранным советом султанов. В течении почти всего XVI века столицей был Ургенч. Хива стала резиденцией хана впервые в 1557-58 гг. (нa один год) и лишь во время правления Араб Мухаммад Хана (1603-1622гг.) Хива стала столицей. В XVI веке ханство включало кроме Хорезма оазисы на севере Хорасана и туркменские племена в песках Кара Кум. Владения султанов часто включали в себя районы как в Хорезме так и в Хорасане. До начала 17 столетия ханство было рыхлой конфедерацией фактически независимых султанатов, под номинальной властью хана. Уже перед приходом узбеков Хорезм потерял своё культурное значение из за разрушений причиненных Тимуром в 1380-ых годах. Значительное оседлое население сохранилось лишь в южной части страны. Mногие, прежде орошаемые земли, особенно на севере, были заброшены и городская культура была в упадке. Экономическую слабость ханства отражал тот факт, что оно не имело своих денег и до конца XVIII столетия использовались бухарские монеты. В таких условиях узбеки могли сохранять свой кочевой образ жизни дольше чем их южные соседи. Они были военным сословием в ханстве, а оседлые Сарты (потомки местного таджикского населения) являлись налогоплательщиками. Авторитет хана и султанов зависел от военной поддержки узбекских племен; чтобы уменьшить эту зависимость ханы часто нанимали Туркмен, в результате чего роль Туркмен в политической жизни ханства росла и они начали селиться в Хорезме. Отношения между ханством и Шейбанидами в Бухаре были, как правило, враждебными, Арабшахиды часто вступали в союз с Сафавидским Ираном против своих узбекских соседей и три раза; в 1538, 1593 и 1595-98 гг. ханство было оккупировано Шейбанидами. К концу XVI века, после серии внутренних войн в которых большинство Арабшахидов было убито, система дележа ханства между султанами была отменена. Вскоре после этого, в начале XVII века, Иран занял земли ханства в Хорасане. Правление знаменитого хана-историка Абу эль Гази (1643-1663), и его сына и наследника Ануша были периодами относительной политической стабильности и экономического прогресса. Были предприняты широкомасштабные ирригационные работы и новые орошаемые земли делились между узбекскими племенами; которые становились все более осёдлыми. Однако страна была все равно бедной и ханы заполняли свою пустую казну добычей от грабительских рейдов против соседей. С этого времени до середины XIX века страна была, по выражению историков, "грабительским государством".

Династия Конгратов

Династия Арабшахидов вымерла к концу 18-го века, к этому времени очень выросла власть племенных вождей и они стали приглашать Чингизидов из казахских степей на ханский трон. Реальная власть сосредоточилась в руках узбекских племенных вождей с титулами Аталик и Инак. Два главных узбекских племен, Конграт и Мангит, вели борьбу за власть в ханстве и их борьба сопровождалась отделением северной части Хорезма, Aрaла (дельта Aму Дaрьи). Узбеки Aрaла, в большинстве кочевники, провозгласили ханами своих Чингизидов, которые также были марионетками. Большуя часть XVIII века в Хорезме царил хаос, и в 1740 году страна была захвачена Надир Шахом из Ирана, но иранская власть была номинальной и окончилась со смертью Надир Шаха в 1747году. В последующей борьбе Конгратов и Мангитов выиграли Конграты. Однако долгие войны между Хивой и Аралом и между различными узбекскими племенами, в которых Туркмены принимали активное участие, привели Хорезм на грань тотальной анархии, особенно после захвата Хивы в 1767 году туркменским племенем Йомудов. В 1770 году Mухаммад Aмин Инак, вождь Конгратов, разбил Йомудов и установил свою власть в ханстве. Он стал основателем новой Конгратской династии в Хиве. Однако и после этого Конгратским Инакам понадобилось десятки лет, чтобы подавить сопротивление племенных вождей и марионетки Чингизиды все ещё находились на троне.

В 1804 году внук Mухаммада Aмина, Ильтузер Инак был провозглашен ханом и марионетки Чингизиды больше не были нужны. Его младший брат, Mухаммад Рaхим Хан (правил 1806 - 1825гг.), объединил страну победив аральцев в 1811 году, покорил Кара Калпаков (на северо-западе дельты Аму Дарьи) и пытался с некоторым успехом подчинить Туркмен на юге и Казахов на севере. Tу же политику вели его наследники. Ильтузар и Мухаммад Рахим наконец сломили оппозицию племенной знати с помощью сартов и обуздали военную силу туркмен, которых они или убеждали жить в Хорезме раздавая орошаемые земли за военную службу, или же принуждали их к этому силою. Они создали сравнительно централизованное государство в котором провинциальные губернаторы имели ограниченную власть. В первую половину XIX века Конграты значительно расширили ирригационную систему; таким образом узбеки стали оседлой нацией, в результате чего стали появляться новые города. При Мухаммад Рахим Хане в ханстве начали производить свои собственные монеты. Но несмотря на все это, ханство испытывало недостаток как в людских так и финансовых ресурсах и хивинские рейды в Бухарское ханство и в Хорасан, а также против казахов и независимых туркменских племен стали ежегодными. В то же время Конгратский период ознаменовался и культурными достижениями; именно в это время Хорезм стал главным центром развития тюркской литературы в Средней Азии. В 1855 году армия ханства потерпела сокрушительное поражение от туркменов Теке под Серахсом, в Хорасане, и хан Мухаммад Амин был убит в сражении. Это вызвало восстание туркмен в Хорезме, которое длилось с перерывами до 1867 года. Ханство ослабело политичесли и экономически и большая часть земель освоенных в первой половине века было заброшено, ханство также потеряло контроль над южными туркменами. В добавок ко всему оно приближалось к роковой конфронтации с Россией. Первая попытка проникновения в Хорезм была предпринята Петром I, пославшим небольшую экспедицию под начальством Бекович-Черкасского в 1717 году. Экспедиция была неудачной и почти все её члены погибли.

В XIX веке напряжение между Российской империей и Хивой росло в результате российской экспансии в Средней Азии, их соперничества за влияние в казахских степях и из за грабежа российских торговых караванов хивинцами. Военное наступление на Хиву началось весной 1873 года с нескольких направлений под руководством генерал-губернатора Туркестана фон Кауфманa. Хива была взята 29 мaя и хан Саид Мухаммад Рахим II сдался. Мирный договор подписанный 12 августа 1873 года определил статус ханства как российский протекторат. Хан объявил себя "пoкорным слугой" российского императора и все земли ханства по правому берегу Аму Дарьи отошли к России. Потеря независимости почти не отразилась на внутренней жизни ханства, в которую Россия вмешивалась лишь чтобы подавить несколько туркменских мятежей.

Попытка либеральных реформ после Февральской революции 1917 года не удалась, в основном из за узбекско-туркменской вражды. Весной 1918 года предводитель туркмен Йомудов, Джунаид Хан захватил власть в Хиве и лишь в январе 1920 года был свергнут вторгшейся Красной Армией при поддержке узбеков и туркмен оппозиционных Джунаид Хану. 2 февраля 1920 года отрекся от власти последний Конгратский хан, Саид абд Алла и 27 апреля 1920 года вместо ханства была провозглашена Народная республика Хорезм.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Внутренняя стабильность Хивинского ханства, перипетии его бурной истории и судьбы отдельных правителей определялись балансом двух основных этнополитических факторов. Первым из них были крупные города-оазисы с сохранившим преобладание в XVII-XVIII вв. ираноязычным (сартским) населением, развитыми ремеслом и торговлей. Вторым фактором было кочевое тюркоязычное (преимущественно узбекское, но также и туркменское, каракалпакское и казахское) окружение. Кочевнический фактор был основой вооруженных сил ханства. Выходцы из этой среды, как правило, занимали и ханский трон по приглашению или по согласованию с верхушкой городского населения.

Ненавистный вам Вамбери:

Название не имеет этнического значения. Тюркские элементы Бухары, Хивы и Балха приняли это название в начале XVI столетия, после того как Шейбани Мегемед-хан с тюркской армией поднялся с нижнего Яксарта (Сыр-Дарьи) и разбил власть тимуридов, уже близкую к падению. Эти узбеки, принадлежащие к разным племенам, нашли других тюрков в землях Оксуса и из слияния с ними и произошли нынешние узбеки. По образу жизни узбеки делятся на оседлых и полукочевых. Первые живут исключительно земледелием, которым занимаются с большим успехом, так как искусство орошения почвы им не совсем незнакомо. Честность, рачительность и мужество, - вот отличительные черты узбека; его идеал – воин без страха, муж храбрый и верный своему слову, прямо высказывающий свои мысли, прямо действующий, прямо смотрящий, которому ремесленник и купец подчинены самой судьбой. Неповоротливость тела отождествляется им с умственной неподвижностью. В умственной области он никогда не выделялся, так что места высших чиновников в Хиве заняты в большинстве сартами или бывшими персидскими рабами. Зато семейная жизнь узбека может быть взята за образец. С женщинами обращаются хорошо, а дети даже в преклонном возрасте оказывают родителям глубокое уважение и почтение. Удивительно то, что между ними сохранились остатки огнепоклонства: не только празднуется строго весенний праздник (Науруз), но и оказывается поклонение и солнцу, вечерним лучам которого приписывается целительная сила.

НАСЕЛЕНИЕ ХАНСТВА

1. Узбеки

Узбеки -это название народа, большей частью оседлого и занимающегося земледелием. Они живут на обширном пространстве от южной оконечности Аральского моря до Камула (40 дней пути от Хивы) и считаются преобладающей народностью в трех ханствах и Китайской Татарии. Узбеки подразделяются на 32 главных таифе (племени): 1) кунград (Kungrad), 2) кипчак (Kiptschak), 3) хитай (Chitai), 4) мангыт (Mangit), 5) нокс (Noks), 6) найман (Nayman), 7) кулан (Kulan), 8) кият (Kiet), 9) ас (As), 10) таз (Tas), 11) саят (Sajat), 12) джагатай (Dschagatay), 13) уйгур (Ujgur), 14) акбет (Akbet), 15) дёрмен (Dormen), 16) ёшун (Oeschun), 17 канджигалы (Kandschigaly), 18) ногай (Nogai), 19) балгалы (Balgali), 20) митен (Miten), 21) джелаир (Dschelair), 22) кенегёс (Kenegos), 23) канлы (Kanli), 24) ишкили (Jschkili), 25) бёйюрлю (Bojurlu), 26) алчин (Altschin), 27) ачмайлы (Atschmayli), [255] 28) каракурсак (Karakursak), 29) биркулак (Birkulak), 30) тыркыш (Tyrkysch), 31) келлекесер (Kellekeser), 32) минг (Ming).

Это деление старо, обращает на себя внимание только то обстоятельство, что даже отдельные племена широко разбросаны по названной территории, и исследователя поражает, часто ему кажется просто невероятным, что узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность не только к одной нации, но и к одному племени, к одному роду.

Хочу только заметить, что в Хиве представлено большинство племен, и хивинец по праву гордится своей древнеузбекской национальностью, противопоставляя ее Коканду, Бухаре и Кашгару. Хивинского узбека с первого взгляда выдает примесь иранских черт, ибо у него есть борода, которую у жителей Туркестана всегда можно рассматривать как чужеродный элемент, тогда как цвет и черты лица очень часто указывают на чисто татарское происхождение. Да и по характеру своему хивинский узбек предпочтительнее остальных своих соплеменников, он простодушен и откровенен, а по натуре еще столь же дик, как и окружающие его кочевники, но у него нет утонченного лукавства, выработанного восточной цивилизацией, и после настоящего османа это второй житель Востока, из которого еще что-то могло бы получиться.

То обстоятельство, что в Хиве в меньшей мере представлено исламское образование, которым славится Бухара, в значительной степени способствовало сохранению хивинскими узбеками многого как из их языческих обычаев, так и из персидских религиозных обрядов. Любовь к музыке и народной тюркской поэзии, к которым среднеазиатский кочевник питает страсть более пылкую, чем представитель любой образованной нации, здесь сильнее, чем в Коканде, Бухаре и Кашгаре. Хивинские исполнители на дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе (лютне) славятся по всему Туркестану. Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком. Эта работа продолжалась 20 лет, однако он стеснялся кому-нибудь в этом признаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считается легкомысленны 179.

2. Туркмены

О них мы уже говорили более подробно. Здесь, в Хиве, есть а) йомуты, живущие на юге, по краю пустыни от Кёне-Ургенча до Хазавата, в областях Караильгин, Кёкчеге, Узбек-яп, Бедркенд и Медемин; б) човдуры, кочующие также около Кёне, а именно у Кызыл-Такыра и Порсу, но чаще западнее, между Аральским и Каспийским морями. Гёкленов здесь совсем немного.

3. Каракалпаки

Они живут по ту сторону Оксуса, напротив Гёрлена и далее почти до Кунграда, вблизи больших зарослей. Лошадей у них мало, овец почти совсем нет. Каракалпаки славятся тем, что у них самые красивые женщины в Туркестане, но зато их самих изображают величайшими идиотами. Я насчитал среди них 10 главных племен: 1) баймаклы (Bajmakli), 2) хандекли (Chandekli), 3) терстамгалы (Terstamgali), 4) ачамайлы (Atschamayli), 5) кайчили-хитай (Kaytschili Chitai), 6) ингаклы (Ingakli), 7) кенегес (Keneges), 8) томбоюн (Tombojun), 9) саку (Saku), 10) онтёртурук (Ontorturuk). Их число определяется в 10 тыс. кибиток. С незапамятных времен они подчинены Хиве. Сорок лет назад они восстали под предводительством Айдоста, который вторгся в Кунград, но позднее был разбит Мухаммед Рахим-ханом. Восемь лет назад они опять восстали под предводительством Сарлыга, имевшего, как говорят, 20 тыс. всадников и причинившего большие опустошения. В конце концов восставшие были разбиты Кутлуг Мурад-бием и рассеяны. В последний раз они восстали три года назад, их предводитель Эр-Назар построил себе крепость, но был также побежден.

4. Казахи (киргизы)

Теперь их в Хиве очень мало, так как в недавнее время они большей частью оказались под властью России. Об этом кочевом народе Средней Азии мы поговорим, когда речь пойдет о Бухаре.

5. Сарты

Сарты, называемые в Бухаре и Коканде таджиками, - древнее персидское население Хорезма, число их здесь относительно невелико. Постепенно они смешали свой родной персидский язык [257] с тюркским. Сартов, как и таджиков, можно узнать по их лукавству и изяществу; узбеки их не очень любят. Характерно, что, хотя уже пять столетий они живут вместе, смешанные браки между узбеками и сартами были очень редки. Как в первые века, по принятии ислама, на поприще религиозных знаний и философии отличились более всего таджики, так и теперь еще в Бухаре, Каканде и Кашгаре известнейшие муллы и знатнейшие ишаны принадлежат к этой национальности. При бухарском дворе, несмотря на узбекское происхождение хана, первые министры и высшие сановники бывают исключительно таджики, и даже в диком узбекском Хивинском ханстве мехтер (государственный секретарь), т.е. тот сановник, которого должность всего более требует умственного развития, избирается исключительно из тамошнего персидского населения".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чиал, Вы знаете главную причину вояжа в СА Хермани Вамбери?, и почему каракалпаки в некоторых мнениях Вамбери не согласны?

Не знаю с чем не согласны каракалпаки с Вамбери, он описывал все как есть,объективно:

Кара-калпаки суть ветвь древних тюрков, по Волге добредших до настоящего своего местожительства. Большая часть (всех их насчитывается 90,000 душ) живет далеко в дельте Аму-Дарьи. Подвергаясь на своем обширном кочевье самым разнообразным влияниям, они отличаются в своей внешности от окружающих их тюркских племен. Существенными чертами служат более высокая фигура, сильное сложение и густая растительность на голове и лице, - таковы их отличительные черты. Земледелие, скотоводство и рыболовство дают им необходимое пропитание...

Г.Вамбери о тюркских народах (1886)

Тюркские Народы

ВОКРУГ СВЕТА. 1886. № 22, с. 346-347.

Источник

Share this post


Link to post
Share on other sites

То обстоятельство, что в Хиве в меньшей мере представлено исламское образование, которым славится Бухара, в значительной степени способствовало сохранению хивинскими узбеками многого как из их языческих обычаев, так и из персидских религиозных обрядов. Любовь к музыке и народной тюркской поэзии, к которым среднеазиатский кочевник питает страсть более пылкую, чем представитель любой образованной нации, здесь сильнее, чем в Коканде, Бухаре и Кашгаре. Хивинские исполнители на дутаре (двухструнной гитаре) и кобузе (лютне) славятся по всему Туркестану. Величайший узбекский поэт Навои известен всем и каждому, но не проходит ни одного десятилетия, чтобы не появился лирик второй или третьей величины. В Хиве я познакомился с двумя братьями. Один брат, Мунис, писал стихи, некоторые из них я собираюсь позже издать; второй, Мираб, с величайшим терпением переводил на узбекско-тюркское наречие большой исторический труд Мирхонда, чтобы сделать его более доступным для своего сына, владевшего, впрочем, и персидским языком. Эта работа продолжалась 20 лет, однако он стеснялся кому-нибудь в этом признаться, потому что занятие другими науками, кроме религиозных, считается легкомысленны 179.

Тебя не удивляет стопроцентное сходство традиции, обычаев, культуры, и почти идентичность языка хорезмийцев с каракалпакскими? Скоро уже 100 лет будет, как Хорезм стал частью Узбекистана, но хорезмчане все еще одеваются не так как узбеки, не придерживаются общепринятым узбекским традициям, и наконец говор у них не узбекский, хотя с детства изучают узбекский литературный.

Если Вамбери при описании своих заметок пользовался услугами Муниса, то другого можно было и не ожидать. Сочинения Муниса и Агехи некоторыми учеными, признаны фальсификацией и имеют художественный смысл нежели исторические факты.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тебя не удивляет стопроцентное сходство традиции, обычаев, культуры, и почти идентичность языка хорезмийцев с каракалпакскими? Скоро уже 100 лет будет, как Хорезм стал частью Узбекистана, но хорезмчане все еще одеваются не так как узбеки, не придерживаются общепринятым узбекским традициям, и наконец говор у них не узбекский, хотя с детства изучают узбекский литературный.

Если Вамбери при описании своих заметок пользовался услугами Муниса, то другого можно было и не ожидать. Сочинения Муниса и Агехи некоторыми учеными, признаны фальсификацией и имеют художественный смысл нежели исторические факты.

харезмские узбеки вообще противоположность каракалпакам, "идентичность языка хорезмийцев с каракалпакскими" чушь, речь у них огузский, а речь кунградских и мангитских узбеков Харезма и Дашовуза, также узбеков ближе к Хорезмской области кипчакский, к концу 19 века аралцы тоже были частью их. Отличия в языке, обычаях, внешности вообще меня нисколько не смущают,об этом писал и ненавистный тебе Вамбери: ...узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность ... к одной нации... ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

харезмские узбеки вообще противоположность каракалпакам, "идентичность языка хорезмийцев с каракалпакскими" чушь, речь у них огузский, а речь кунградских и мангитских узбеков Харезма и Дашовуза, также узбеков ближе к Хорезмской области кипчакский, к концу 19 века аралцы тоже были частью их. Отличие в языке, обычаях, внешности вообще меня не смущает,об этом писал и ненавистный тебе Вамбери: ...узбеки из Хивы, Коканда и Яркенда, чей язык, обычаи и лица совершенно различны, осознают свою принадлежность ... к одной нации... ;)

Это мы знаем. Изучали, как формировалась узбекская нация в 20 веке. (Этнический атлас Узбекистана. стр. 288).

И сколько узбеков было в Хорезме в 1924 году. 11,3 процента. (национально-государственное размежевание советских республик Средней Азии).

Аральцы, аральские народы и аральские узбеки это три разных групп населения Южного Приаралья.

Согласно Узбекской истории, оказывается шесть узбекских племен конраты, кипчаки, мангыты, кенегесы, хытаи и муйтены, в 16 веке сформировали каракалпаков. Вот это на самом деле чушь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Этнический атлас Узбекистана" это недавняя басня в отличие от исторических сведений Вамбери.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Этнический атлас Узбекистана" это недавняя басня в отличие от исторических сведений Вамбери.

Вот теперь правильно понимаешь. Всю эту недавнюю басню нынче изучают в Узбекистане, а потом спорят с каракалпаками.

Для изучения этнографии такого малого народа, как каракалпаки, советские ученые потратили по 40 лет своей сознательной жизни. Вамбери обошел всю Среднюю Азию за полгода и написал целую книгу. Ему нужна была сенсация, близкая к правде, но не сама правда, так как в то время европейцы ничего не знали о Средней Азии. В Хиве он бывал дважды, по дороге в Бухару и в обратном пути. Некоторые сведения говорят, что его вообще держали в темнице в Хиве, так что мало вероятно, что он вообще бывал в Бухаре. Вполне возможно, что всю "необходимую" информацию он получил в Хиве. Но все же Вамбери признает, что название узбек не имеет этнического значения. Так, что все сведения от Вамбери о Средней Азии это путевые заметки туриста, которых нужно всесторонне исследовать, прежде чем выдать за действительное. Помнишь, как Шурик изучал кавказский фольклор и участвовал в похищении невесты?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знаю с чем не согласны каракалпаки с Вамбери, он описывал все как есть,объективно:

"Этнический атлас Узбекистана" это недавняя басня в отличие от исторических сведений Вамбери.

Вами любимы Вамбери, поданныйАвстро-Венгерского монархии, то есть поданный одного из развитых государство в мире ХІХ - ХХ в. В этом государстве светским людям принято считать что турки и тем боле тюркские народы "варвары". А Вамбери ученый - интеллигент,представитель светского общество Австрия-Венгерского империи. Он по национальности мадияр и искал корни своего народа среди тюркских народов.

По моему он разочаровался когда увидел моих предков. :lol:

Нашим каракалпакским историкам кажется что Вамбери не вникая глубже вопросам формирование этногенезтюркских народов, он описывал народов слегка с точки зрении светского человека великого империи. Да Вамбери написал то что видел и слышал, у него не было времени изучат как историк, у него получился отличный вояж, а не научный экспедиция. Для изучение историю одного народа учение просвещают свой жизнь.

Современные исследование отличаются от исследовании ХІХв.

Мне повезло, в студенческие годы я общался с профессором В.Н. Ягодиным (АНУз) и академиком С.К. Камаловым (ККфАНУз). Они всемирно известные ученые по историй каракалпаков. Они думали что труд Вамберия без цены и одновременно примитивный. :)

И некоторые время в студенческие годы сопровождал немецкого профессора Карла Анхела. Он профессор Боннского университета, тюрколог - каракалпковед. Вамбери - он говорил - создал информационную книгу про тюркских народов, и это книга было сенсация в те времена, но я не согласен тем что он написал о каракалпаках, вот уже несколько десяток лет я изучаю каракалпаков и не понимаю о чем он думал.

Вот токая история :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не знаю с чем не согласны каракалпаки с Вамбери, он описывал все как есть,объективно:

ДОРОГИ, МОСТЫ И ПЕРЕВАЛЫ ИСТОРИКА С.КАМАЛОВА

Международный исторический журнал №18 2002 г. Бочин В.А.

А что сказать в ответ на многочисленные утверждения ученых о том, что каракалпаки - кочевой народ? Их родину надо искать в других местах. Что касается Южного Приаралья, нынешней среды обитания, то в низовья Амударьи предков сегодняшних каракалпаков судьба забросила в ХIХ веке. Словом, в низовьях Амударьи - каракалпаки не коренной народ. Так, Ховорс в своих этногенетических построениях отождествлял каракалпаков с ногаями.4 А.Вамбери искал родину каракалпаков в Поволжье.5 "Совершенно неизвестно, можно ли сблизить современных каракалпаков с "черными клобуками" средневековых русских летописей" - сомневался В.В.Бартольд.6 Существовало мнение вести поиск родины каракалпаков в Крыму.

Сабыр Камалов разрубил этот гордиев узел благодаря тому, что не отказывался ни от каких фактов. Брал на карандаш не только находки и выводы археологов, антропологов и этнографов. В его построениях присутствуют материалы из фольклора, произведений художественной литературы и языкознания. Разумеется, сопоставлял, анализировал, опираясь на хронологию и письменные источники. С легендами своего народа тоже считался.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оказываются в 1851 году каракалпаков в Астраханском и Оренбургском губернии 250 чел., вера мусульманская, то есть ислам.

http://demoscope.ru/weekly/2005/0187/perep04.php

Share this post


Link to post
Share on other sites

Оказываются в 1851 году каракалпаков в Астраханском и Оренбургском губернии 250 чел., вера мусульманская, то есть ислам.

http://demoscope.ru/...187/perep04.php

Если верит этому документу и источнику 1851 году в Российской империи жили только 250 каракалпаков и то в Астраханских и Оренбургских губерниях. ;) А где остальные каракалпаки :angry:. Вот империалисты 250 каракалпака увидели в Астраханском и Оренбургском губернии, а Туркестанские 100 тыс. каракалпаки не важны :angry:

Share this post


Link to post
Share on other sites

Если верит этому документу и источнику 1851 году в Российской империи жили только 250 каракалпаков и то в Астраханских и Оренбургских губерниях. ;) А где остальные каракалпаки :angry:. Вот империалисты 250 каракалпака увидели в Астраханском и Оренбургском губернии, а Туркестанские 100 тыс. каракалпаки не важны :angry:

Нет, шла подготовка к проведению всеимперской переписи 1897 года и в реестр включены приблизительные данные до этого периода. Официально каракалпаки вошли в состав Российской империи в 1873 году и то та часть, включенная в Амударьинский отдел Туркестанского генерал губернаторства. Нужно смотреть результаты переписи после 1897 года. По вопросу численности каракалпаков "империалисты" хорошо поработали.

Изучение каракалпакской историй и интерес по собранию материалов принадлежащих каракалпакам началось после завоевания Среднюю Азии Российской империей. Перед /До/ октябрской революции, русские ученые интересовались общей численностью каракалпаков, и собрали из разных областей Средней Азии, а также среди башкортов, татаров многие материалы. По этому сведению на тот момент общая численность каракалпаков составляла более 200 тысяч, из них в Хивинском ханстве более 100 тысяч. Кроме этого в каракалпакских степях Ферганской долины кочевали более 3 тысяч семьей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет, шла подготовка к проведению всеимперской переписи 1897 года и в реестр включены приблизительные данные до этого периода. Официально каракалпаки вошли в состав Российской империи в 1873 году и то та часть, включенная в Амударьинский отдел Туркестанского генерал губернаторства. Нужно смотреть результаты переписи после 1897 года. По вопросу численности каракалпаков "империалисты" хорошо поработали.

Изучение каракалпакской историй и интерес по собранию материалов принадлежащих каракалпакам началось после завоевания Среднюю Азии Российской империей. Перед /До/ октябрской революции, русские ученые интересовались общей численностью каракалпаков, и собрали из разных областей Средней Азии, а также среди башкортов, татаров многие материалы. По этому сведению на тот момент общая численность каракалпаков составляла более 200 тысяч, из них в Хивинском ханстве более 100 тысяч. Кроме этого в каракалпакских степях Ферганской долины кочевали более 3 тысяч семьей.

а теперь стало понятно, ну всё таки империалисты и его вассалы успели искажать историю и численность моего народа dry.gif.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Kamalov_Kallibek.jpg

Каллибе́к Кама́лов (р. 1926)

Герой Социалистического Труда

Советский государственный и политический деятель, первый секретарь Каракалпакского обкома КП УзССР (март 1963 — 13 августа 1984).

Биография

Родился в 1926 году. Каракалпак.

Окончил Кара-Калпакский учительский институт в 1947 году.

Окончил Каракалпакский педагогический институт (заочно) в 1955 году.

В 1942−1947 — преподаватель в средней школе (Тахта-Купырский район Кара-Калпакской АССР).

С 1947 года — на комсомольской, советской и государственной работе.

В 1951−1952 — заместитель председателя СМ Кара-Калпакской АССР.

В 1952−1953 — председатель Исполнительного комитета Нукусского городского Совета.

В 1953−1956 — министр коммунального хозяйства Каракалпакской АССР.

В 1956−1958 — министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Кара-Калпакской АССР.

В 1958−1959 — секретарь Каракалпакского обкома КП Узбекистана.

В 1959−1963 — председатель Совета Министров Каракалпакской АССР.

В 1963−1984 — первый секретарь Каракалпакского обкома КП Узбекистана.

В 1984−1986 — генеральный консул СССР в г. Констанца (Румыния).

Член КПСС с 1946 года. Кандидат в члены ЦК в 1971−1986 годах. Делегат XXII[1] и XXVI[2] съездов КПСС.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6—11 созывов

Проходил по «хлопковому делу» в 1989 году[3].

Награды - Герой Социалистического Труда (1973).

Хлопковое дело — собирательное название для серии уголовных дел об экономических и коррупционных злоупотреблениях в Узбекской ССР, расследование которых проводилось в конце 1970-х — 1980-х годах. Вызвало большой общественный резонанс в СССР.

Название «Хлопковое дело» не вполне точное, поскольку злоупотребления и приписки в хлопковой промышленности Узбекистана — лишь одно из составляющих антикоррупционных расследований, проводившихся тогда в Узбекистане. Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тыс. человек, обвиняемых в приписках, взятках и хищениях, причём далеко не все они были непосредственно связаны с хлопковой промышленностью.[1]

Поэтому более правильным названием для проводившихся расследований является «Узбекское дело», а «хлопковое дело» — лишь одна из составных его частей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Жемчужинами Востока считаются во всем мире Самарканд, Бухара, Хива, Термез, Шахрисабз, Карши, Маргилан. История каждого из этих городов, признанных ЮНЕСКО наидревнейшими, уходит в глубь тысячелетий. В их число по праву входит и городище Миздахкан (г.Ходжейли). История города наглядно подтвердила, насколько огромны роль и значение города Ходжейли, являющегося гордостью каракалпакского народа, в истории национальной государственности и общественно-политической жизни Каракалпакстана.

По величине городов Хорезма Аль-Мукаддаси предлагает расположить в следующем порядке: Кят и Гургандж, Миздахкан, Дарган. Третий по величине город Хорезма — Миздахкан, до сих пор недостаточно обследован. Первое и в течение 30 с лишним лет единственное описание городища Миздахкан, принадлежавшее А.Ю.Якубовскому (1930 г.), не сопровождалось планом. План и отчет о разведывательных работах в Миздахкане были опубликованы профессором В.Н. Ягодиным (1968).

История города Ходжейли (Ходжа эли) специально до сих пор не изучалась. В трудах и исследованиях П.П.Иванова, М.Юл-дашева, А.Садыкова, Я.Гу-лямова, С.К.Камалова, Ю.Брегеля, О.Жалилова, В.Н.Ягодина, М.Мамбетуллаева, Т.Ходжаева, Г.Ход-жаниязова, М.Ш. Кдырния-зова, М.Туребекова, Х.Есбергенова, О.Юсупова и других историков и археологов освещены различные стороны истории и истории культуры Ходжейли. В этом отношении большой интерес представляют архивные материалы, касающиеся прошлой жизни города Ходжейли, который на протяжении более пятисот лет был центром многочисленных исторических, социальных, культурных и политических событий левобережья Амударьи, одним из главных базаров каракалпаков, казахов, туркмен и хорезмских узбеков. Ценные сведения о городе Ходжейли, где в прошлых веках побывали европейские, русские купцы, послы, путешественники и ученые-тюркологи, хранятся в архивах Санкт-Петербурга, Москвы, Оренбурга, Астрахани, Ташкента, Хивы, а также в архивных материалах ЦГАРК, ЦГА Ташаузской обл., ЦГА Республики Узбекистан. Начиная с XVII века, в Хивинские посольские дела активно включились люди из рода ходжа, которые считают себя потомками пророка Иакуба и Ходжа Ахмеда Яссауи.

amu-darya.jpg

"Венеция на Амударье". Рисунок Н.Н.Каразина. Журнал "Нива", №3, 1886 год.

Город Ходжейли расположен, пишет А.Кун, на канале Суенли, при его впадении в Амударью, и в двух верстах от последней. Город разбросан между садами и крепостной стены не имеет. Общее впечатление, после голой и иссохшей от недостатка воды природы Куня-Ургенча, довольно приятное: здесь манит зеленая чаша садов. При въезде в город по течению Суянли (Суенли), который делит город на две части: западную и восточную, путника встречают большие дома — явное доказательство зажиточности жителей: далее видны лавки, а у моста, соединяющего обе части города, тянется по обе стороны крытый базар, т.е. ряд лавок, занимающих обе стороны дороги.

Название Ходжейли в лексическом переводе означает "урочище рода ходжей". Действительно, город исключительно занят ходжами, потомками Сейд-ата. По этому родоначальнику своему ходжейлийцы — родственники ходже Туркестана. О появлении Ходжейли сохранилось следующее предание: жители Ходжейли рассказывают, что лет шестьсот тому назад сюда перекочевал из Туркестана Аминутдин-Ходжа, по прозванию Алямин-Ходжа. Он решил осесть на месте нынешнего Ходжейли. (1874-600=1274). С течением времени около него стали поселяться узбеки и киргизы (каракалпаки и казахи, Polat), ставшие его мирюдами (учениками). В Ходжейли и поныне сохраняется весьма чтимая жителями города гробница этого святого. Город имеет до 300 лавок и мастерских, пять мечетей, столько же школ, одно медресе и один караван-сарай, где останавливаются приезжие купцы. Прибрежное положение Ходжейли на берегу Амударьи развило здесь рыбный промысел. Несмотря на первобытный способ ловли рыбы, из Ходжейли, Кунграда и их окрестностей, как говорят, ежегодно сплавляется вверх по реке, в Бухарское ханство от 50 до 200 лодок сушеной рыбы, преимущественно сазанов и сомов. Цена на рыбу зависит от спроса ее на бухарском рынке. В дешевое время шесть Хивинских батманов рыбы (равных одному бухарскому) продаются в Ходжейли за 30 тенге, а в Бухаре за 60 тенге: в дорогое же время за то же количество рыбы в Ходжейли платят 6 тиллей или 54 тенги, а в Бухаре — 70-90 тенге. Из Бухары сушеная рыба развозится в Самарканд, Карши, Шахрисябз и Гиссар.

Рассказывают также, что в то время, до войны, сообщение между Ходжейли и Куня-Ургенчем производилось на лодках. Воды в Дарьялыке было очень много, она шла в него из Амударьи, через Лаузан.

Помимо законных податей и обычаев, торговый люд промышленных городов Ургенджа, Ханков, Хивы, Гурлена, Ходжейли, Хазар-Аспа, Ташхауза и других торговых центров почти ежегодно вносит особую подать — бай-пули. Этою данью хан облагает всех богатых торговцев в произвольном размере. Налог производится следующим образом: хан посылает в торговые города ярлыки, по которым каждый из них обязан представить правительству заимообразно требуемую сумму.

Известный узбекский археолог, академик Я. Г.Гулямов полагает, что укрепление Ходжейли возникло в XVII в.

Видимо с этого времени мы и должны начинать новый отсчет городской жизни на территории города Ходжейли — наследника древнего Миздахкана.

Таким представляется на современном уровне археологических исследований основной исторический костяк археологического комплекса древнего и средневекового Миздахкана. Предстоит огромная исследовательская работа как в поле, так и в лаборатории, прежде чем этот костяк обрастет живой плотью исторических фактов.

Это тем более необходимо в связи с тем, что комплекс Миздахкан находится в зоне современной активной хозяйственной деятельности и подвергается в связи с этим интенсивному разрушению. Целые участки комплекса, еще недавно сохранявшиеся, в настоящее время утрачены полностью.

Наиболее эффективной мерой сохранения комплекса является придание ему статуса археологического заповедника Миздахкан - Гаур - кала - Ходжейли" с изъятием занимаемых им земель из ведения различных землепользователей и передачей их в ведение заповедника.

Необходимо также музее-фицировать (музей под открытым небом, как "Миздахкан-Ходжейли") уже готовые для этого объекта комплексы и разработать программу его дальнейшей музеефикации (маршрут: "Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива - Аяз-кала (комплекс), Миздахкан-Ходжейли").

map_xojeli.jpg

http://xodjeyli.uz/i...hp?id=1〈=kk

Share this post


Link to post
Share on other sites

продолжение

"Ходжейли" или по-старому "Ходжа эли" — это название одного из племен, вошедших в состав объединения аральских узбеков в XV-XVIII вв. В этом объединении или союзе находились, и коныраты, мангиты, кяты, кипчаки и др. племена.

Название племени состоит из слова "ходжа" в значении "ийе" (владелец, эгоист от слова "эго" — я), "хожайын" — хозяин, "жетекши" ведущий, а слово "ел", или "эл "употреблялось в значении "народ", "имущество", "земля", с суффиксом принадлежности "и" (т.о. "ели" или "эли"). Слова в названии и суффикс принадлежности полностью характерны для тюркских языков.

Название "Ходжа эли" можно рассматривать как возникновение в качестве обобщенного названия нескольких племен.

Так что это за племена? Старцы-ходжейлийцы говорят: "Ходжейли состоял из четырех арысов и двенадцати четвертей". Значит, община племени Ходжа эли состояла из четырнадцати крупных племен и из составляющих их двенадцати четвертей, т.е. родов. Имена отдельных племен сохранились в названиях аулов и мечетей Ходжейли. Это: Ажыу-лы, Таз, Сурим, Карашапак, Курбанак, Шора, Кирпи, Бе-гаул, Кырк, Сары, Найман, Колап, Нурке и т.д. отдельные из них были известны сто, даже еще больше лет назад.

Обзор источников по истории города Ходжейли (Ходжа Эли) свидетельствует, что, начиная с XVII в. низовьях Амударьи, на месте древнего и средневекового Миздахкана, на пересечении караванных путей (Шелковый путь)появились населенные места, которые превратились в город-крепость, возникла таможня на северной границе Хивы, население Ходжейли за свое существование находилось в составе Юргенческого, Аральского и Хивинского ханств, но, несмотря на разные набеги, политические кризисы и борьбу в Хивинском ханстве, город Ходжейли возник, развивался как торговый и административный центр, а также культовое место для полуоседлых и кочевых-племен каракалпаков, узбеков, туркмен и казахов, исторические судьбы которых были едины и отражены в источниках XVII-XIX вв. Таким образом, г. Ходжейли оставил заметный след в этнографической и этносоциальной истории Южного Приаралья.

В 1874 г. зимой в Русском географическом обществе была выставка акварелей художника Н. Н. Каразина, которой летом побывал в низовьях Амударьи, был очарован красотой природы Ход-жейлийского берега Амударьи. Он увидел Ходжейлийский базар, нарисовал картину, на которой изображены Ходжейлийское медресе и мазар Пирим ишана, а также часть караван-сарая. В объяснении к этой картине говорится: "Ходжейли — маленький городок в низовьях Амударьи, между Нукусом и Петро-Александровском, он построен на самом берегу и частью совсем даже выступает в воду длинною улицею хвойных построек: это улица Базарная. Главнейшая торговля этого, населенного преимущественно каракалпаками, городка, ведется водою, на плотах и лодках, почему оригинальное расположение Базарной улицы как нельзя более кстати, да и вызванный, собственно говоря, способом торговли, вид этой Амударьинской Венеции крайне оригинален, а ночью, при свете фонарей даже эффектное впечатление: кипучая, шумная деятельность жителей увеличивает прелесть картины. Только одно, что портит общее впечатление — это невозможный запах кунжутного масла и отбросов". На картине Н.В.Каразина г.Ходжейли действительно очень интересен. Огромное медресе, множество плотов и каюков на канале Суенли, где расположен базар, а также оригинальные шаншкы (трезубец) как символ рыбаков Южного Приаралья! Репродукция картины была помещена в журнале "Нива" № 3 за 1886 г. Об этом 26. 4. 78 г. в Ходжейлийский горотдел культуры сообщил житель

Краснодара Б. С. Черницкий, который просил, чтобы Дом культуры или фойе кинотеатра украсили репродукциями Н.Каразина. К сожалению, его просьба не была исполнена. В 1874 г. капитан Зубов описывает мавзолей Пирим-ишана, который является единственным достопримечательным памятным архитектурным сооружением, сложенным из обожженного кирпича в Ходжейли.

hodjeyli1.jpg

Строительство канала Суенли. 1949 год.

В конце XIX-начале XX века в Ходжейли побывали и упоминали о нем многие русские путешественники — ученые — географы и тюркологи, а также иностранные путешественники. В работах Статкевича, 1889, Таранова, 1885, Маева, 1873, М.Гаха-на, 1882, Риза Кули Мырза, 1875, Мырза Абдурахмана, А. Н. Самойловича, 1908, Грич-фельда, 1903 и других содержатся ценные факты о жизни Ходжейли, их материалы важны для научного понимания социально-экономического и культурного значения Ходжа Эли как торгово-административного города левобережья Амударьи. Впервые план города Ходжейли был снят военными топографами и опубликован в работе (Берлин, 1873 г.), в

1859 г. были попытки глазомерных съемок планов г. Ходжейли лейтенантом Можайским, а также А. Бутаковым. Русский тюрколог А. Н. Самойлович летом 1908 г. побывал на Ходжейлийском базаре, где купил нож-сувенир, рукописи, "Хорезмнаме", "Асхан шейх или Коркут ата". Интересно отметить, что рукописи ученого помечены 1782 г. (1182).

В городе Ходжейли в XIX в. жили узбеки, казахи, рода сагыр (керейти). Территория нынешнего МТП "Ахунбабаев" в древности называлась поселением найманов. С начала XX в. здесь уже жили каракалпаки рода "кыят", те-ристамгала, тиекли, канлы, которые переселились сюда в годы так называемые "ак капшык" — белые мешки, в 1911-1912 гг. каракалпакский род теристамгалы и аральские узбеки жили в городе Ходжейли и его окрестностях еще в XVII-XIX вв. по всей территории низовья Амударьи. По нашим полевым данным, среди населения г. Ходжейли и его окрестностей, в Шуманайском, Чимбайском районах все еще встречаются такие этнонимы, как ашамайлы, найман, кыят, кердери - керейты ходжа, аральские узбеки и др. По родовому делению племя керей состояло из двух крепких объединений: ашамайлы все еще бытует среди каракалпаков, араллы узбеков, туркмен. В XIX-начале XX в. до 1920 года город Ходжейли находился в составе Хивинского ханства и являлся административно-торговым, ремесленным и культурным центром левобережной дельты Амударьи. В 1874 г. город имел до 300 лавок и мастерских, пять мечетей, столько же школ, одно медресе и один караван-сарай, где останавливались приезжие купцы. В связи с близким расположением города у реки здесь был развит рыбный промысел. Из г. Ходжейли, Кунград и их окрестностей, ежегодно сплавлялось вверх по реке в Бухарское ханство от 50 до 200 лодок. Сушеная рыба перевозилась в Самарканд, Карши, Шахрисабз и Гисар. Во второй половине XIX в. правителем (хакимом) г. Ходжейли и его окрестности был Муртаза-бий, который принял участников экспедиции 1874 г. (А. Л. Кун, М. Н. Богданов, Г. И. Крау-зе). Со слов Муртаза бия записан и опубликован самый древний вариант "Шежире", "родословной" тюркояэычных народов Центральной Азии.

В XIX в. главными хлебными рынками в низовьях Амударьи служили Кунград, Ходжейли, Куня-Ургенч и Чимбай, куда приезжали туркмены, казахи-скотоводы для покупки хлеба. Торговля способствовала дальнейшему росту эко- . номики, культуры, взаимосвязей между народами Центральной Азии и Европы. Российский торгово- промышленный капитал проникал в аулы и кишлаки, побуждая дехкан сеять хлопок и семенную люцерну. В окрестностях Ходжейли создаются хлопковые плантации площадью 20 тыс. десятин, с "машинным" (насосным) орошением. В самом г. Ходжейли — до 200 промышленных и 300 торговых предприятий. Аналогичные изменения происходили в общественно-политической и культурной жизни населения.

В результате национально-государственного размежевания на основе постановления второй сессии Центрального Исполнительного комитета бывшего Союза, состоявшейся в г. Москве 14 октября 1924 г., образована Каракалпакская Автономная область, охватывающая только правобережье Амударьи. Например, в начале ноября 1924 г. ЦК РКП (б) и Средаз-бюро РКП (б) приняли Постановление о создании Каракалпакской Автономной области, с присоединением к ней Чим-байского и Шураханс-кого уездов. Народы же левобережья находились в составе Хорезмской народной республики и образовали Каракалпакско-Казахскую область с центром в г.Ходжейли

hodjeyli2.jpg

Старая часть города Ходжейли. 1940 год.

Ее территория охватывала всю современную территорию левобережных районов Республики Ка-ракалпакстан, область делилась на Кунградекий и Ходжейлинский округа. Ходжейлинский округ делится на 6 волостей: Мискин-ата, Лаузан, Кипчак, Каратерен, Ходжа-Ярмыш й Кытай.

Заседание оргбюро РКП (б) Каракалпакской Автономной Области от 17 ноября 1924 года рассмотрело вопрос и приняло Постановление о включении Ходжейлийского, Кунградского уездов, включая и Муйнак, в состав Каракалпакской Автономной области. А. К. Досназаров 27 ноября 1924 г. участвовал в работе Пленума партийных комитетов Ходжейлийского и Кунградского уездов и сделал доклад "О государственном размежевании Средней Азии, присоединении Ходжейлийского, Кунградского уездов к Каракалпакской автономной области». Объясняя сущность национально-государственного размежевания, А. К. Досназаров сказал, что это не изоляция одного народа от другого, а, наоборот, усиление территориально-экономического и традиционно-бытового единства, облегчение руководства отдельными районами. Поэтому при определении границ районов главным фактором считается не этнический состав, а экономическое единство районов.

Ныне в городе Ходжейли по состоянию 1 января 2008 года проживают 143,5 тыс. жителей, из них 73,2 тыс. составляет городское население, общая площадь земли — 853 кв.км., создано 723 фермерских хозяйства, трудятся 16920 частных дехкан, действуют: хлопкозавод, масломолочный, стекольный заводы, мясокомбинат, ковровое, швейные, текстильные предприятия, развита энергетическая и строительная промышленность. Например, с 1961 г. работает Тахиаташская ГРЭС, с 1955 г. — кирпичный завод, с 1965 г. — завод асфальто-железобетонных изделий, с 1952 г. существует железнодорожная связь в республике с центром в г. Ходжейли. Одним из первых среднеспециальных учебных заведении в республике было открыто педучилище, и в г. Ходжейли; здесь также одними из первых созданы МТС и при них курсы по подготовке механизаторов. Эти первые учебные заведения и их выпускники внесли большой вклад в развитие экономики Республики Каракалпакстан. Но вместе с тем и поныне в г. Ходжейли и его окрестностях все еще бытуют и развиваются культурно-бытовые традиции, ремесленный промысел (гончарство — гулал, кузнецкое дело и др.), охраняются памятники истории культуры: гумбезы, сахана, мечеть, мазары, мавзолей и другие культовые, бытовые, обрядовые сооружения XVI-XX вв. Подытоживая все вышеуказанное, можно сказать, что Ходжейли действительно древний город и заслуживает того, чтобы его памятники истории и архитектуры увидели гости нашего края. А для этого, как мы уже отмечали, необходима разработка туристического маршрута и создание инфраструктуры. Возраст Ходжейли, согласно данным ученых — 2500 лет. Однако мало кто об этом знает. Но мы считаем, что город Ходжейли может занять достойное место рядом с древними городами Узбекистана. В этой связи вот еще о чем хотелось бы сказать. В некоторых крупных городах Каракалпакстана есть музеи, посетители которых могут узнать многое об истории этих населенных пунктов. В частности, есть они в Турткуле, Элликкалинском районе. Хотелось бы, чтобы и в Ходжейли был открыт краеведческий или исторический музей. Уверен, желающих посетить его будет немало. Думаю, можно будет найти и экспонаты, знакомство с которыми откроет много нового для представителей молодого поколения и гостей республики.

...Многовековое прошлое, богатейшее культурное наследие, памятники истории и культуры... Эхо ушедших времен доносится до нас через века. Мы читаем историю страны, из сегодняшнего настоящего заглядывая в окно прошлого, и восстанавливаем картину давно минувших эпох. И, как в самом увлекательном романе, нас ждет еще немало загадочного и интересного.

Автор: Данияр Беласаров

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...