Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

On 8/31/2019 at 12:14 PM, Kamal said:

То есть, в принятии подданства России казахами и каракалпаками зачинщиком был не Абулхаир хан, а сами каракалпаки, ибо без их поддержки, Абулхаира могли умертвить в любом уголке казахских степей.

Такая опасность была, так как, огромная часть казахской знати была ориентирована в подданство джунгаров, а сам Абулхаир не был в силах переубедить всех своих подданных казахов в позитивности своего решения. 

Журнал Тевкелева был частично опубликован в книге "Казахско-русские отношения в 16-18 в". Но Журнал был подробно изучен Аполловой:

 

Известный советский историк, исследователь проблем присоединения Казахстана к России Н. Г. Аполлова на основе длительного изучения «Журнала Тевкелева» 44 отмечает значительную роль каракалпаков в поддержке казахов — сторонников перехода в подданство России. Она пишет: «В дальнейшей истории посольства Тевкелева можно отметить, с одной стороны, растущую оппозицию старшин «противной партии» при активном участии калмыцких тайжей, агитировавших против российского подданства; с другой, — не менее активные противодействия этой оппозиции крупных представителей казахского батырства, в первую очередь Букенбая 45 и его круга при деятельной помощи башкирских и каракалпакских старшин» 46. Активные действия каракалпаков оказали большое влияние на казахов Малого жуза, видимо, потому, что как земледельцы, удовлетворявшие потребности кочевников в хлебе, они несомненно играли в их экономике определенную роль.

Каракалпаки стремились помочь Тевкелеву распространить русское подданство и на население Аральского владения. Известный каракалпакский старшина Оразак-батыр, одним из первых принявший подданство, 10 февраля 1732 г. явился к Тевкелеву и предложил свое посредничество с целью склонить хана Аральского владения Шахтемира и подвластный ему народ на сторону России. Получив одобрение Тевкелева, он поехал к аральцам и вернулся оттуда 4 марта. До нас дошла запись о результатах этой поездки. «Он, Оразак-батыр, аральского Шахтемир-хана и аральских народов быть в подданстве российском склонил и пришлютца-де от них, аральцев, к нему, Тевкелеву, посланцы» 47.

43 В. Н. В и т е в с к и и, И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. I, Казань, 1889, стр. 137.

44 Неопубликованный журнал Тевкелева имеет около 140 листов рукописного текста, написанного скорописью ХVIII в. Он представляет собой краткие и подробные записи событий лод определенными датами, начиная с 1731 г. (дата прибытия Тевкелева в кочевья Абулхайра на реке Иргиз) и кончая 14 января 1733 г. См.: Н. Г. А/п о л л о в а. Присоединение Казахстана.., стр. 23. Журнал Тевкелева частично опубликован в книге «Казахско-русские отношения в ХVI—ХVIII веках» (стр. 48— йб).

45 Батыр Букенбай был активным сторонником перехода казахов в лоддаиство России. 0,н во всем помогал Тевкелеву, организовал ему охрану и фактически спас от смерти.

48 Н. Г. Аполлова. Присоединение Казахстана..., стр. 239.

 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
30 минут назад, Kamal сказал:

Такая опасность была, так как, огромная часть казахской знати была ориентирована в подданство джунгаров, а сам Абулхаир не был в силах переубедить всех своих подданных казахов в позитивности своего решения. 

Журнал Тевкелева была частично опубликована в книге "Казахско-русские отношения в 16-18 в". Но Журнал был подробно изучен Аполловой:

 

Известный советский историк, исследователь проблем присоединения Казахстана к России Н. Г. Аполлова на основе длительного изучения «Журнала Тевкелева» 44 отмечает значительную роль каракалпаков в поддержке казахов — сторонников перехода в подданство России. Она пишет: «В дальнейшей истории посольства Тевкелева можно отметить, с одной стороны, растущую оппозицию старшин «противной партии» при активном участии калмыцких тайжей, агитировавших против российского подданства; с другой, — не менее активные противодействия этой оппозиции крупных представителей казахского батырства, в первую очередь Букенбая 45 и его круга при деятельной помощи башкирских и каракалпакских старшин» 46. Активные действия каракалпаков оказали большое влияние на казахов Малого жуза, видимо, потому, что как земледельцы, удовлетворявшие потребности кочевников в хлебе, они несомненно играли в их экономике определенную роль.

Каракалпаки стремились помочь Тевкелеву распространить русское подданство и на население Аральского владения. Известный каракалпакский старшина Оразак-батыр, одним из первых принявший подданство, 10 февраля 1732 г. явился к Тевкелеву и предложил свое посредничество с целью склонить хана Аральского владения Шахтемира и подвластный ему народ на сторону России. Получив одобрение Тевкелева, он поехал к аральцам и вернулся оттуда 4 марта. До нас дошла запись о результатах этой поездки. «Он, Оразак-батыр, аральского Шахтемир-хана и аральских народов быть в подданстве российском склонил и пришлютца-де от них, аральцев, к нему, Тевкелеву, посланцы» 47.

43 В. Н. В и т е в с к и и, И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г., т. I, Казань, 1889, стр. 137.

44 Неопубликованный журнал Тевкелева имеет около 140 листов рукописного текста, написанного скорописью ХVIII в. Он представляет собой краткие и подробные записи событий лод определенными датами, начиная с 1731 г. (дата прибытия Тевкелева в кочевья Абулхайра на реке Иргиз) и кончая 14 января 1733 г. См.: Н. Г. А/п о л л о в а. Присоединение Казахстана.., стр. 23. Журнал Тевкелева частично опубликован в книге «Казахско-русские отношения в ХVI—ХVIII веках» (стр. 48— йб).

45 Батыр Букенбай был активным сторонником перехода казахов в лоддаиство России. 0,н во всем помогал Тевкелеву, организовал ему охрану и фактически спас от смерти.

48 Н. Г. Аполлова. Присоединение Казахстана..., стр. 239.

 

Анна Иоанновна 19 февраля 1731 г. подписала указ о принятии Младшего жуза в состав империи. В Казахстан было отправлено посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел А. Тевкелевым для подписания казахским ханом грамоты о подданстве. 10 октября состоялась вторая встреча А. Тевкелева со старшинами и биями Младшего жуза. Значительная часть султанов, биев, старшин выступала против принятия подданства. Некоторые даже хотели убить русского посла. Благодаря позиции влиятельного батыра Бокенбая из рода табын, Абулхаиру удалось склонить их на свою сторону. 10 октября 1731 г. хан Абулхаир и 29 старшин Младшего жуза приняли российское подданство. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

И октября 7 дня с Е. и. в. грамотою и жалованьем я к нему, хану, пришол, где были все знатные старшина, и речь выговорил. И Е. и. в. грамоту хан, с места встав, принял, на голову поднел и подле себя положил. И подарки – сукна, бобры, выдры, юфть, лисицы, чай – принять приказал, и посадил меня хан подле себя по левую руку; и потом спустя с четверть часа велели мне вытить ис ханской кибитки, и как я пошол в свою кибитку, того же часу стали дуван дуванить – Е. и. в. жалованья, что прислано было к Абулхаир-хану, с великим криком и дракою и ис кибитки ханской, все что есть, вынесли на поле, и стали делить с великою бранью, плетьми и саблями между собою бились, а потом стали думать, чтоб меня убить. И услышел оное один башкирец, прибежал ко мне и сказал: здумали-де Киргис-касацкая орда тебя убить и ограбить. И я, как такое их злое намерение услышел, призвал к себе своих знатных башкирцов Алдарбая Исикеева 6, Таймаса Шаимова 7, Касямиша-батыря Беккочина, Оразая Ободанова, Кидраса Мулакаева и спросил их, каким образом их, киргис-касацкое, злое намерение отвратить. И оные башкирцы мне сказали: никакого способу к спасению не знают кроме одного, что имеетца у них знатные старшины Букембай-батырь 8, да зять ево Эсет-батырь 9, да брат ево двоюродной Худай-Назар-мурза, которые-де изо всех их лутчие, и сильные, и умные люди, и доброва состояния; надобно-де их подарить довольным числом, надеемся-де, от них нам польза будет; а ежели-де они к нам не склонятца, то-де ни от кого нам надежды нет, кроме бога.

Однако ж я послал объявить о том хану, что народ их имеет такое злое намерение меня убить, чтоб он, хан, мог меня от такого злого киргис-касацкого намерения освободить. На то он, хан, посланному от меня сказал, чтоб мог сыскать Букенбай-батыря – кроме-де ево спасения нет, понеже и он стал им подозрителен. Потом спросил я оных башкирцов, чтоб ево, Букембай-батыря, как можно искусным образом ко мне привести. И из башкирцов один Таймас Шаимов имел с ним издавна дружбу и поехал сыскать ево з зятем и з братом на степи, и, уговоря их, ко мне привел ввечеру. И стал я им говорить, Букенбаю-батырю з зятем и з братом, тако: уведомился я, что ваша Киргис-касацкая орда имеет злое намерение меня убить, чего ради они так хотят зделать, понеже я сюда [55] прислан по указу Е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы всероссийской по прошению Абулхаир-хана, також-де и вашей, а не так, чтоб я прислан вас неволею в подданство привесть, а ежели вы меня хотя и умертвите и тем Российской империи нималого ущербу учинить не можете, токмо такова славного монарха приведете в злобу, не токмо с Российскою империею иметь войну, но не можете сыскать места от однех от российских подданных от калмык и от башкирцов; а ежели-де надо мною что учините, то всемилостивейшая государыня императрица всероссийская кровь мою вам так оставить не соизволит, и тем можете вы за неповинную кровь мою со всею своею ордою разоритца. И ежели вы не хотите быть в подданстве Е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы, и вы меня отпустите добрым порядком паки назад в Росию. И он, Букенбай, на то мне сказал: в Хиве Бековича 10 убили, что-де не могли реванжа отыскать, и так-де пропало. И я ему сказал: правда, хивинцы з Бековичем поступили по-варварски, ибо пот солнцом нигде такова обычая нет, чтобы послов умерщлять, а они то учинили над Бековичем нечеловечески, но по-скоцки, а что от хивинцов реванж не отыскан за многими притчинами, понеже когда Бековича убили, в то время продолжалася война многия годы в Росии со шведом; и многия иные подобныя притчины я им предъявлял. А потом в 1726 году прислал хивинский хан посланца своего с повинною грамотою, и оной посланец от нас с награждением паки возвращен в Хиву. А ежели вы, Букембай-батырь, трудами своими покажете к Е. и. в. всемилостивейшей государыне императрице верную услугу, и своих киргис-касаков от злаго намерения уговорите и их успокоите, и в подданство всеросиское приведете, и ханскую партию держать будете, и за такую вашу верную услугу обещаю, что вы милостию Е. и. в. награждены будете довольно, и причтены между добрых и верных слуг будете, и впредь до смерти вашей оставлены не будете, понеже лутче жить в покое, нежели в разорении, и лутче за доброе дело получить награждение, нежели по злодейству получить злое нападение. И они, Букембай-батырь з зятем и з братом, к моим словам склонились и обещали их, казаков, привести в подданство всероссийское, и ясак платить будут, и аманатов дадут. И я им обещал дать на 500 руб. товаров, с тем от меня и поехали.

Того ж октября 10 числа призван я был к ним в собрания, где был и Абулхаир-хан. И спросила меня киргис-касацкая старшина, [56] зачем я к нему приехал. И я ему ответствовал: отправлен я по указу Е. и. в. всемилостивейшей государыни императрицы всероссийской с всемилостивейшею грамотою к Абулхаир-хану и к вам, киргис-касацким старшинам, и ко всему войску киргис-касацкому против письмянного прошения Абулхаир-хана и по словесному предложению посланцов ваших, и можете известны быть во ответной грамоте, которая прислана чрез посланцов ваших Кутлумбетя Коштаева, да Сеиткула Кидагулова. И потом касацкая старшина стали со мною говорить с великим серцем тако: мы-де Обулхаир-хану просить подданства всероссийского грамоты писать и посланцом словесно объявить, якобы ясак платить и аманатов дать, того мы не велели, токмо мы, киргис-касацкая старшина, присоветовали послать посланцов, чтоб быть с Росиею в миру, а не в подданстве, а и ныне в подданстве быть не хотим, и надобно-де тебя за то убить досмерти. И как я, нижайший, от киргис-касацких старшин такие противные слова услышал и стал им з серцем же говорить тако: понеже Росийская империя в свете славное государство, и такому славному монарху с вами, яко степными зверьми, быть в миру неприлично, ибо Росийская империя от вас никакого опасения не имеет и в вас нужды нималой нет, а вам от подданных росийских – великая опасность: первое – от калмык, второе – от башкирцов, третье – от яицких казаков, четвертое – от сибирских городов; и всегда вы от них побеждены и разорены бываете. И ежели вы не пожелаете быть в подданстве Всеросийской империи, и я с вами мирнова договору чинить не буду и такова беславия Росийской империи не принесу; или вы гнушаетесь, чтоб быть вам в подданстве Всеросийской империи; не токмо вы, яко степные звери, но многия самовластные цари и ханы в подданстве всеросийском имеютца: первое – царь грузинский, Аюка-хан калмыцкой, Аликула-хан, Усмий-хан кагацкой; многия к тому приличныя я им слова говорил.

И как они, касацкая старшина, от меня слова выслушали, и выступя из них, Букенбай-батырь стал говорить Абулхаир-хану: по желанию твоему быть в подданстве всеросийском желаем и в том себя присягою утвердим. И Абулхаир-хан, и Букембай-батырь, и протчия знатная старшина того числа учинили присягу, а большая часть не присягали, стали быть противны; потом меня отослали в свой обоз, и противные партии стали умножаться с того числа и объявляти мне на каждой день смерть. И [57] Абулхаир-хан чрез два или три дни, и Букембай-батырь ко мне прихаживали и со мною советывали, как с киргис-касацкими старшинами поступать, и увещевали меня, чтоб я знатных старшин 30 человек подарками удовольствовал, которых я, нижайший, сукнами, бобрами и протчими товарами удовольствовал. И оные 30 человек стали держать Абулхаир-хана партию и Букенбай-батыря.

Того ж октября 20 числа в полночь прислали ко мне Абулхаир-хан, чтоб я прислал к нему сукна 60 аршин всякого цвету, да кармазинного 50 аршин, 20 бобров, 40 выдр, 20 юфтей, красных кож, 5 касяков семиланной камки, 5 чернобурых лисиц, 3 тюня китайки для роздачи знатным киргис-касацким старшинам, и приказал ко мне чрез своего человека, ежели я к нему вышепоказанных товаров не пришлю, то-де заутра нас с ним предадут к смерти; и паки вторично прислал с тем, ежели к нему вышеобъявленного числа товаров не пришлю, то-де он, хан, велит отнять насильно, за то-де на него, хана, всемилостивейшая государыня императрица гневатца не будет, понеже-де он, хан, трудитца, яко диких людей привести в подданство всеросийское. И вышепоказанных товаров отослал я з башкирцом Таймосом Шамовым, и оные товары хан киргис-касацким старшинам роздал все без остатку, и оные старшина, которые от хана и от меня подарками довольствованы, те учинили присягу, чтоб быть в подданстве всеросийском, и ежели хто на то будет противен и противу тех, чтоб не желать своего живота.

А после того явилася другая противная партия и два раза на меня и на хана приступали, чтоб меня убить досмерти, однако с помощью божиею в обозе ничего они мне учинить не могли и напали на меня при море Аральском, когда стали кочевать, чтоб меня убить досмерти или поймать живьем да замучить; и при кочевье ничего учинить не могли, токмо поймав, увезли от меня одного знатного башкирца Таймаса Шаимова и мучили его тирански. Потом послал Букембай-батырь брата своего Худай-Назар-мурзу к тем противным касакам, чтоб их от злаго намерения уговорить и башкирца Таймаса от них освободить. И он, Худай-Назар, оных противных касаков от злаго намерения уговорил, и башкирца Таймаса от них свободил, и знатных старшин привел к хану, которых я подарками удовольствовал. И оные старшина в подданстве всеросийском быть присягали и к пунктом свои знаки приложили. [58]

И как Абулхаир-хан и Букембай-батырь Малую орду успокоили и отправили в Среднюю орду Худай-Назар-мурзу к Шемяки-хану 11 с тем, что Малая орда в подданстве всеросийском быть все присягали и ясак платить обещали, а именно: Абулхаир-хан своего владения – четыре тысяч лисиц, зять ево Батырь-Махамет-салтан 12 своего владения – 1000 лисиц да 1000 корсаков, да сын Абулхаир-хана Нуралы-салтан своего владения – 1000 лисиц; чтоб и он, Шимяки-хан, уговоря своих старшин, принял подданство всеросийское. И он, Шемяки-хан, на рассуждения Худай-Назара-мурзы склонился быть в подданстве всеросийском, в том и присягали и ясак платить ис своего владения обещал, а именно: 2000 лисиц да 1000 карсаков, на что дал письменное обезательство.

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 minutes ago, Аrсен said:

 Благодаря позиции влиятельного батыра Бокенбая из рода табын

Вообще-то нужно читать первоисточник, который называется "Журнал Тевкелева". 

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Kamal сказал:

Вообще-то нужно читать первоисточник, который называется "Журнал Тевкелева". 

Я понимаю ваши старания поднять статус каракалпаков, но в данном вопросе увы каракалпаки не причем. Я вам привел отрывки из записи самого Тевкелева. Я не любитель подтасовывать историей. Факт и только факты. 

[Доношение переводчика Коллегии иностранных дел А. И. Тевкелева в Коллегию иностранных дел о принятии российского подданства казахами  Младшего и Среднего жузов от 5 января 1732 г.]

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 minutes ago, Аrсен said:

Я понимаю ваши старания поднять статус каракалпаков,

???

Я привел выводы исследователя "Журнала Тевкелева" Аполловой. Она ведь, не каракалпачка. 

Источники можно использовать по-разному, например:  Частично - означает не в полном объеме.

44 Неопубликованный журнал Тевкелева имеет около 140 листов рукописного текста, написанного скорописью ХVIII в. Он представляет собой краткие и подробные записи событий под определенными датами, начиная с 1731 г. (дата прибытия Тевкелева в кочевья Абулхайра на реке Иргиз) и кончая 14 января 1733 г. См.: Н. Г. А/п о л л о в а. Присоединение Казахстана.., стр. 23. Журнал Тевкелева частично опубликован в книге «Казахско-русские отношения в ХVI—ХVIII веках» (стр. 48— йб).

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 минуты назад, Kamal сказал:

???

Я привел выводы исследователя "Журнала Тевкелева" Аполловой. Она ведь, не каракалпачка. 

Источники можно использовать по-разному, например:  Частично - означает не в полном объеме.

44 Неопубликованный журнал Тевкелева имеет около 140 листов рукописного текста, написанного скорописью ХVIII в. Он представляет собой краткие и подробные записи событий под определенными датами, начиная с 1731 г. (дата прибытия Тевкелева в кочевья Абулхайра на реке Иргиз) и кончая 14 января 1733 г. См.: Н. Г. А/п о л л о в а. Присоединение Казахстана.., стр. 23. Журнал Тевкелева частично опубликован в книге «Казахско-русские отношения в ХVI—ХVIII веках» (стр. 48— йб).

 

Так мы будем основываться на выводах Аполловой или все же на первоисточнике рукописи самого Тевкелева? 

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 hours ago, Аrсен said:

Так мы будем основываться на выводах Аполловой или все же на первоисточнике рукописи самого Тевкелева? 

Однозначно на выводах независимого эксперта Аполловой, а не на акцентированных тезисных цитированиях рукописей Тевкелева.

Share this post


Link to post
Share on other sites
47 минут назад, Kamal сказал:

Однозначно на выводах независимого эксперта Аполловой, а не на акцентированных тезисных цитированиях рукописей Тевкелева.

Ну конечно - no comment

Share this post


Link to post
Share on other sites

А вообще, книга С. Камалова требует дополнений на основе новых данных. Например, каракалпаский Каип хан, оказавший важную услугу Абулхаиру, указан родственником казахских чингизидов. О происхождении Ишим Мухамеда тогда тоже не было известно. Табурчак султан вообще указан сыном Тауке хана. Потому и предположение было, что, в то время каракалпаками руководили казахские ханы. А на самом деле, Ишим Мухаммед происходит из династии Кучума сибирского, а указанный в книге Каип  хан является сыном Ишим Мухамеда, тоже Кучумович.  

Таких ляпов в книге полно, это касается и Карасакала, якобы нападавшего на каракалпаков. Кто такой Карасакал (он никакой не башкир, а брат Ишим Мухаммеда, Кучумович), и причины его нападений тоже уже известны, есть соответствующие документы (нападал по просьбе своего племянника Шайбака, хана Средних каракалпаков). Поэтому я выше указывал, что книгу нужно переиздавать. Многоуважаемый С. Камалов не успел охватить все материалы по каракалпакам. То есть, молодым историкам Каракалпакстана нужно довести данную книгу до совершенства, дополнить новыми данными. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 minutes ago, Steppe Man said:

scale_1200

90039b90a08cc1a93c55d03d17c57dd8.jpg

Это не вся антропология каракалпаков, если намекаете на это. Чтоб узнать каракалпаков изнутри, нужно побывать в самом Каракалпакстане, а фоток можно выбирать по любому антропологическому вкусу, ибо, единого антропологического типа у каракалпаков нет. Единственно что возможно, так это объединить их в один обобщенный Аралидский тип - это посередине между монголоидами и европеоидами. Но так в реальности не бывает, понимаете? Безвыходное положение??? А чтоб безвыходного положения не было, нужно опуститься в глубину каракалпакской истории. А если этого не хочется, то и о каракалпаках ничего не поймете.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне понравился этот коммент, между прочим все очевидно, возможно так и было. По крайней мере не препятствует выводам авторитетных историков и археологов.

У хорезмшаха Алтынташа был главнокомандующий по имени Калпак батыр, фактически управлявший хорезмским государством. Однажды Калпак батыр со всем своим войском ушел от Алтынташа и присоединился со своим народом, населявшим северные территории Хорезмского государства. Хорезмшаху с большим трудом удалось уговорить Калпак батыра, чтоб тот вернулся в столицу Хорезма, так как, у хорезмского государства было много врагов, а своему войску он не доверял. Имя Калпак батыра было хорошо известно и врагам Хорезма, поэтому они не смогли напасть в эту страну из-за боязни столкнуться с войском Калпак батыра. Хотя Калпак батыр поддался уговору хорезмшаха, все же часть своих войск оставил для защиты своего народа, так как, с востока уже приближались многочисленные кипчаки. Как погиб Калпак батыр сведений нет, но именно кипчаки дали народу Калпак батыра имя Кара-Калпак, приставка Кара здесь в значении народ, а вместе - народ Калпака. Значит, победители (кипчаки) все же уважали Калпака и отдали всякие воинские почести отважному полководцу. В последующем Калпак стал применяться как синоним Воин в честь великого полководца своего времени. (источник: персидский историк Абул Фазл Бейхаки, 11 век). Дальше, одна часть каракалпаков покорилась кипчакам, другая бежала на запад, и нашла земли в русских степях войдя с ними в Договор, что будут защищать русских от нападений кипчаков. В русских летописях появляются Черные клобуки - калька от Каракалпак. Но по сведениям некоторых историков, Черные клобуки это прозвище по отношению к тем каракалпакам, которые бились против своих сородичей, находившихся среди кипчаков. Со временем в русских степях образовывается большое объединение Черных клобуков из разрозненных тюркских племен. В период монгольского нашествия и благодаря дипломатическим усилиям Субедея, Черные клобуки разделились на две части, одна вошла в состав монголов, и в дальнейшем составила войсковую единицу темника Ногая, другая часть потерпела поражение от монголов, а уцелевшие бежали дальше и ассимилировались с европейскими народами. В дальнейших событиях, после поражения Ногая от Токты, каракалпаки в числе населения Улуса Ногая в Крыму переселены в Поволжье и стали основоположниками Ногайской Орды. При распаде Ногайской орды в 16 веке каракалпаки в основном сконцентрировались в ее юго-восточной части и образовали Алтыульскую орду. В документах 16 века они считаются подданными Бухарского ханства шейбанидов. По словам самих каракалпаков 18 века, в документах этого периода говорится, что в конце 15 века они покинули Волгу для разорения Бухары. Эти сведения дают повод предполагать, что они двинулись на юго-восток вместе с Мухаммедом Шейбани. В начале 17 века каракалпаки захватили вилайет Туркестан сделав своей столицей город Ташкент. Но через несколько лет их правитель был объявлен лжечингизидом и убит во время отдыха казахскими чингизидами. В результате часть каракалпаков подчинилась казахским чингизидам, а часть признала власть потомков Кучума сибирского - шейбанида. В 1723 году на каракалпакские земли на Сырдарье вторглись джунгары разделив каракалпаков надвое - на Верхних и Нижних. Верхние, после ликвидации Джунгарского ханства цинской армией в 1757 году, в основном вошли в состав нынешнего узбекского народа, а в меньшем числе ассимилировались с казахами. Нижние, после долгих кровопролитных войн с казахами, бухарцами, хивинцами и туркменами, отошли к Амударье и смешались с аральцами, со своими ближайшими сородичами, в дальнейшем образовали единый каракалпакский народ и были в вечной вражде с хивинским ханством вплоть до 1873 года. В 1873 году Хива стала протекторатом Российской империи, а каракалпакские земли были разделены на левобережные (хивинские) и правобережные (росийские). Объединение произошло только в 1924 году.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 minutes ago, Steppe Man said:

 

kalp.png

они похожи на хакасов.

Некоторая схожесть есть, думаю, на фото каракалпаки запечатлены, а не хакасы. Хотя таких нагрудных украшений (у женщины рядом с мужчиной) у каракалпаков нет, все остальное в какой-то мере похоже на каракалпакское. Фото скорее всего с 30-ых гг 20 века, когда у народов начался интенсивный культурный обмен. А женщины хакаски носили арабеки (серьги на носу)?

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 hours ago, Steppe Man said:

 

kalp.png

они похожи на хакасов.

на фото точно каракалпаки, думаю. Обычно у каракалпачек нагрудные украшения не такие, как у женщины на фото. Откуда фото скачали, в каракалпакской галерее не нашел. Может какие-то группы каракалпаков среди хакасов?!

У каракалпачек нагрудное украшение называется Хайкел и имеет особенную форму чем у других народов. Каракалпакский хайкел различается по возрастным категориям - для девушек и для молодых женщин. 

Хайкел - нагрудное украшение девушек и молодых женщин. Хайкел басы -верхняя часть хайкел. В основном выполнялась в форме рогов. Хайкел выполнялся в форме рогов либо использовался растительный мотив. Лицевая сторона орнаментирована и украшена камнями, в нижней части круглые или плоские колокольчики, закрепленные на цепочке. Кыз хайкел - нагрудное украшение для девушек меньшего размера. Ювелирное украшение хайкел можно наблюдать у узбекского, таджикского, туркменского, башкирского и некоторых народов Кавказа. Однако они не похожи на хайкел каракалпакского народа.

0001000209.jpg  med_gallery_8583_5_58163.jpg

Хайкел для девушек

jewel31.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Перечитывая книгу С. Камалова,  очевидно, что наш многоуважаемый С. Камалов допустил очень непростительную ошибку в каракалпакских событиях 18-19 веков. Он делает акцент, будто каракалпаки всесторонне были подвластны казахским ханам. Я точно незнаю, что именно творилось в то время среди среднеазиатских ученых, какую цель они преследовали цитируя тезисы Маркса и Ленина. Незнаю, и не не хочу углублятся в эту ахинею, но ясно одно, что С. Камалов не разобрался с явными правителями каракалпаков 18-19 веков. А это,  между прочим загадка до сих пор. Хотя в какой-то мере разобрались, хотя бы узнали, что каракалпаками правили Кучумовичи, но всеравно полных сведений пока что нет. 

Мой вопрос - почему же считается, что каракалпаками все время правили казахские ханы, хотя, не считая отдельных групп каракалпаков, казахские ханы каракалпаками никогда не правили??? Или все ориентировано на книгу С. Камалова? Если это так, то нужно пересмотреть этот момент согласно новым данным и отказаться от таких заблуждений. Хотя, знаю, что кроме самих каракалпакских историков этого никто не сделает. А есть ли батыры (историки), которые готовы оказаться на виселице - вот в чем вопрос.  

Share this post


Link to post
Share on other sites
23 hours ago, Kamal said:

Перечитывая книгу С. Камалова,  очевидно, что наш многоуважаемый С. Камалов допустил очень непростительную ошибку в каракалпакских событиях 18-19 веков. Он делает акцент, будто каракалпаки всесторонне были подвластны казахским ханам. Я точно незнаю, что именно творилось в то время среди среднеазиатских ученых, какую цель они преследовали цитируя тезисы Маркса и Ленина. Незнаю, и не не хочу углублятся в эту ахинею, но ясно одно, что С. Камалов не разобрался с явными правителями каракалпаков 18-19 веков. А это,  между прочим загадка до сих пор. Хотя в какой-то мере разобрались, хотя бы узнали, что каракалпаками правили Кучумовичи, но всеравно полных сведений пока что нет. 

Мой вопрос - почему же считается, что каракалпаками все время правили казахские ханы, хотя, не считая отдельных групп каракалпаков, казахские ханы каракалпаками никогда не правили??? Или все ориентировано на книгу С. Камалова? Если это так, то нужно пересмотреть этот момент согласно новым данным и отказаться от таких заблуждений. Хотя, знаю, что кроме самих каракалпакских историков этого никто не сделает. А есть ли батыры (историки), которые готовы оказаться на виселице - вот в чем вопрос.  

Чтоб снять некоторое недопонимание - почему я часто акцентирую внимание на том, что казахские ханы полновластно каракалпаками не управляли, так это не от личных моих каких-то негативных отношений к ним, ибо казахским ханам у меня есть свои личные симпатии за их умелые действия в тяжелых для своего народа ситуациях. Даже по Абулхаиру, о ком ранее у меня были какие-то претензии - я уже разобрался и одобряю его поступок на тот период. Он был дальновидным правителем и опасался каракалпаков не напрасно, ибо военно-политическая ситуация середины 18 века была очень сумбурной. Мой вопрос лишь в нераскрытии личностей сугубо каракалпакских правителей, которые ими правили. Везде, где есть вопросы по каракалпакам, почему-то ответ всегда один, что они в 17-18 вв жили по среднему и нижнему течению Сырдарьи и были зависимы от казахских ханов. И на этом все стереотипы и строятся. Хотя есть сведения и от Левшина о самостоятельности каракалпаков, и даже первый исследователь каракалпакской истории Иванов увидел некую конкуренцию между каракалпакскими и казахскими правителями, и наконец появились много документальных сведений сугубо о каракалпакских ханах. Вопрос только о самом Кучуме, который пока открыт. Поэтому я лишь хочу донести до внимания историков, чтоб ломать устоявшие стереотипы, так как, от этого страдает история целого народа, появившегося в 16 веке как особый, и с тех пор не утративший свое национальное самосознание (про 20 век речь не веду). А между прочим, в 16 веке понятие национальность еще не было закреплено за многими нынешними народами, по крайней мере не документировано источниками, что до сих пор идут споры - называли так, называли сяк и т.д., по нескольку названий.    

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

В другой своей работе, посвященной каракалпакам, П. П. Иванов замечает, что если бы каракалпаки занимали в это время район Сыгнака или находились где-либо поблизости то автор Михман - наме, внимательно изучавший и описывавший новый для него край, разумеется, не обошел бы их молчанием  (П. И. Иванов, Новые данные о каракалпаках, стр. 60.)

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
12 hours ago, кылышбай said:

В другой своей работе, посвященной каракалпакам, П. П. Иванов замечает, что если бы каракалпаки занимали в это время район Сыгнака или находились где-либо поблизости то автор Михман - наме, внимательно изучавший и описывавший новый для него край, разумеется, не обошел бы их молчанием  (П. И. Иванов, Новые данные о каракалпаках, стр. 60.)

 

Да, читал. Он делает предположение, что в это время каракалпаки еще находились в пределах Волги и Яика в составе Ногайской Орды. Но в описываемых событиях того периода, каракалпаков могли просто не заметить в связи с противостоянием ханов. Каракалпаки выделились в отдельный народ благодаря действиям сугубо каракалпакского хана Абдал Гаффара (лжешейбанида), а до этого их не выделяли в отдельный народ, и естественно о них и речи не было.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В документах начала 1740-ых годов есть сведения, что Нижние каракалпаки могут собрать 40 тысяч войск. Но в письмах каракалпакских ханов этого периода нет точной численности всех Нижних каракалпаков, а в разных письмах есть разные цифры, в том числе и 40 тысяч, но не понятно - дворов или душ?! 

Есть другой документ этого периода, где у Шайбак хана под владением указаны 20 тысяч дворов, у Каип хана - 10 тысяч, и у Убейдуллы султана - тоже 10 тысяч. Из них Шайбак хан правил Средними каракалпаками (китай-кипчаки), Каип хан - Нижними каракалпаками, называемыми морскими, Убейдулла султан - каракалпаками конратского племени. Помимо этих владений в этот период были еще Верхние каракалпаки в подданстве Султан Мурата, а также аральские каракалпаки под руководством Урускул хана, но их численность нигде не указана. Но, известно, что Шайбак хан и Султан Мурат российское подданство не принимали, они оставались в подданстве джунгар до самой ликвидации ДХ цинской армией, а вот, Каип хан, Урускул хан и Убейдулла султан приняли русское подданство. Поэтому, думаю, 40 тысяч войск, имеющихся у Нижних каракалпаков вполне реальная цифра. Стало быть, общая численность Нижних каракалпаков не меньше 200-250 тысяч должно быть.

Quote

И по прошествии де нескольких лет каракалпаки приезжали в Калмыки и испросили у Хасяна сына одного Ишима к себе в ханы на место умершаго хана Зянгира, и помянутой Хасян солтан отдал им сына своего Ишима в ханы, которой там и был по смерть. А после ево принял владение ево сын ево большей Шайбак хан, которой и поныне там живет отцовское, называемой китайской и кипчацкой роды, в котором владении з 20000 дворов, с которым меньшей брат Выбыть салтан в одном владении живет. А брат Убеитулла хан живет ханом над каратским родом, у которого владения по их скаске з 10000, а четвертой брат Каип хан над морскими каракалпаками, у которого владения з 10000. 

 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Чиссленность каракалпаков хороший научный вопрос

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 hour ago, asan-kaygy said:

Чиссленность каракалпаков хороший научный вопрос

Да, именно под вопросом. Р. Темиргалиев указывает численность всех каракалпаков начала 18 века в 60-80 тысяч душ, но неизвестно откуда такая информация. По сведениям из письма Кучук ходжы от 1758 года, только Верхние каракалпаки (возможно вместе со Средними) указаны в 60 тысяч и 6 городов. Это с учетом того, что это только часть всех каракалпаков того периода, плюс еще нападение джунгар в 20-ых годах, гибель и бегства от них части каракалпакских племен, даже уход некоторых каракалпаков к казахам и в Бухару. Тем не менее у Шайбак хана на момент 1742 года числится 20 тысяч дворов (около 100 тысяч человек). У Нижних свои цифры и принимая во внимание те сведения, что у них 40 тысяч войск, то их тоже не меньше 40 тысяч дворов. Плюс еще отдельные группы у Абулхаира и Семеке. Поэтому, 60-80 тысяч к началу 18 века по Темиргалиеву скорее всего догадка, исходящая от численности правобережных каракалпаков (около 100 тысяч человек) на момент 1897 года. Каракалпаки, начиная с 1723 года по 1926 год (в течение 200 лет) никак не могли достигать рекордных демографических показателей из-за постоянных войн, плюс к этому половина простого народа погибла при переходе через пустыню в конце 18 века, а военные все время вели войну, погибали, попадали в плен, проданы в рабство. И вообще, Абулхаир нападал на Нижних каракалпаков совместно с Аблай ханом, скорее всего они знали о численности каракалпакских войск. Да и башкирские сведения "о большой каракалпакской силе в 40 тысяч, идущей к ним на помощь" тоже как-то правдоподобно, к сожалению этих сил каракалпаки не посылали к ним. Одним словом, надо изучать, народ не просто так сохранил в памяти, что с начала вторжения джунгар каракалпаки потеряли 9/10 часть своего населения, а по факту так и получается - Верхние и Средние в последующем растворились в среде соседних народов, а Нижние были фактически истреблены другими соседями.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Интересная научная проблема

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
21 hours ago, asan-kaygy said:

Интересная научная проблема

Это точно. Численность тоже задает тон в историографию, но как все это научно обосновать - проблемно. Ведь, до сих пор считалось, что каракалпаки лишь маленький осколок казахов, или узбеков, или ногайцев, но никак не отдельный народ в прошлом.

Я уже начинаю верить преданиям собственного народа, что джунгарское нападение 1723 года было направлено именно на каракалпаков, так как, в то время в Туркестанском регионе были два сильных ханства - джунгары и каракалпаки, и кому-то из них нужно было погибнуть, а в итоге погибли оба.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...