Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

32 минуты назад, Hakan сказал:

Т.А. Жданко

Среди последних большой интерес представляет термин «арыс». Мы уже указывали выше, что в переводе с каракалпакского арыс —оглобля. Это же слово обозначает оглоблю, дышло в турецком, казахском, ногайском языках. В казахском оно имеет, кроме того, несколько переносных значений, перечисляемых В. В. Радловым в его «Опыте словаря тюркских наречий»; приведем полностью выдержку из последнего:
«Арыс (kir. = арыш).
1. Westl. Dial. — боковой шест у пурта телеги — die obere Seitenstange am Wagenkorbe.
2. Ostl. Dial. — оглобля — die Femerstange; арыстай джатты — он лежал, растянувшись во весь рост — er lag lang ausgestreckt da; арыс агаши — матица— Hauptdachbalken.
3. Отдел племени — Abtheilung, Unterabtheilung von Geschechtern; 6ip арыс халк — один отдел народа — eine Abtheilung; алты арыс Бай-Терак — шесть отделений Бай-Терекцев  die sechs Abtheilungen der Bai-Tarak».

Также

1арыс = арыш — рожь
3арыс — жадный
арыслан = арслан — лев
арыз — просьба, желание, речь, прошение

Итого
арыс = арс
ор орос→ аорсарс арыс арус
орос→ аорсарс связаны одним понятием воин (витязь), война от ОR- II см. ur-. бить, ударять
ор чорос
ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг".
На алтайском языке "чор" имеет смысл богатырь, воинственный
У Радлова
1чор = чōр — кусок дерева, сучок
2чор — низкий раб
3чōр = чоkур — дудка

Арыс (союз) родоплеменные объединения, которые могли выставить не меньше 50 тысяч воинов.
Чорос (чурас, чорас) фигурирует крупное этно-территориальное объединение.
объединение богатырей - элитное войско, гвардия.
Каракалпаки (чёрные клобуки) также гвардия

арыс - Отдел племени пришел из другого языка (после ряда преобразований), видимо, во времена хунну 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Hakan сказал:

Т.А. Жданко

Среди последних большой интерес представляет термин «арыс». Мы уже указывали выше, что в переводе с каракалпакского арыс —оглобля. Это же слово обозначает оглоблю, дышло в турецком, казахском, ногайском языках. В казахском оно имеет, кроме того, несколько переносных значений, перечисляемых В. В. Радловым в его «Опыте словаря тюркских наречий»; приведем полностью выдержку из последнего:
«Арыс (kir. = арыш).
1. Westl. Dial. — боковой шест у пурта телеги — die obere Seitenstange am Wagenkorbe.
2. Ostl. Dial. — оглобля — die Femerstange; арыстай джатты — он лежал, растянувшись во весь рост — er lag lang ausgestreckt da; арыс агаши — матица— Hauptdachbalken.
3. Отдел племени — Abtheilung, Unterabtheilung von Geschechtern; 6ip арыс халк — один отдел народа — eine Abtheilung; алты арыс Бай-Терак — шесть отделений Бай-Терекцев  die sechs Abtheilungen der Bai-Tarak».

Из какой книги?

Share this post


Link to post
Share on other sites
15.06.2019 в 09:23, Hakan сказал:

Т.А. ЖДАНКО. ОЧЕРКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОГРАФИИ КАРАКАЛПАКОВ РОДО-ПЛЕ МЕННАЯ СТРУКТУРА И РАССЕЛЕНИЕ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

5 часов назад, башгирд сказал:

Из какой книги?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
11.07.2019 в 09:56, Hakan сказал:

Т.А. Жданко

Среди последних большой интерес представляет термин «арыс». Мы уже указывали выше, что в переводе с каракалпакского арыс —оглобля. Это же слово обозначает оглоблю, дышло в турецком, казахском, ногайском языках. В казахском оно имеет, кроме того, несколько переносных значений, перечисляемых В. В. Радловым в его «Опыте словаря тюркских наречий»; приведем полностью выдержку из последнего:
«Арыс (kir. = арыш).
1. Westl. Dial. — боковой шест у пурта телеги — die obere Seitenstange am Wagenkorbe.
2. Ostl. Dial. — оглобля — die Femerstange; арыстай джатты — он лежал, растянувшись во весь рост — er lag lang ausgestreckt da; арыс агаши — матица— Hauptdachbalken.
3. Отдел племени — Abtheilung, Unterabtheilung von Geschechtern; 6ip арыс халк — один отдел народа — eine Abtheilung; алты арыс Бай-Терак — шесть отделений Бай-Терекцев  die sechs Abtheilungen der Bai-Tarak».

Пара оглобель хорошее объяснение "закономерности чет­ного  и  преимущественно  парного  членения  родо-племенных  структур  у 
средневековых и современных  народов Средней Азии" Т.А. Жданко, с. 90
Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям.

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 7/11/2019 at 11:00 AM, башгирд said:

ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг".

В каракалпакском языке "Жора", у хорезмских узбеков "Джура".

 

On 7/11/2019 at 6:57 PM, башгирд said:

Пара оглобель хорошее объяснение "закономерности чет­ного  и  преимущественно  парного  членения  родо-племенных  структур  у 
средневековых и современных  народов Средней Азии" Т.А. Жданко, с. 90
Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям.

Так у нас не только арысы (два Арыса), но и племена были парными - Мангыт-Кенегес, Кытай-Кипчак. Только вот в Арысе Конрат три племени - собственно конраты, кияты и муйтены, но если считать название Конрат их скорлупой, то получается также парное племя - Кият и Муйтен. А Конраты сами по себе парные - Жаунгыр и Шуллук.

Share this post


Link to post
Share on other sites
14 минут назад, Kamal сказал:

Так у нас не только арысы (два Арыса), но и племена были парными - Мангыт-Кенегес, Кытай-Кипчак. Только вот в Арысе Конрат три племени - собственно конраты, кияты и муйтены, но если считать название Конрат их скорлупой, то получается также парное племя - Кият и Муйтен. А Конраты сами по себе парные - Жаунгыр и Шуллук.

Парность интересно

а суть в другом

11.07.2019 в 18:57, башгирд сказал:

Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям.


 

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 hours ago, башгирд said:

Парность интересно

а суть в другом

Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям.

А как получились два Арыса? Это даже очень интересный вопрос. Я предполагаю, что два Арыса произошли от слияния двух родоплеменных групп - конратов 14 века, и известных по источникам 16 века - мангытов. Они по сути оба представляют каракалпакский народ, но история у них разная. 

А как из оглобли может получиться Арыслан? Этот вопрос для меня непонятен - какие тут связи? Парность - на виду, а оглобля (арыслан) - тут причем? Для уразумения скажу, что Оглобля обозначена в поэтических стихах Бердаха, а Арыслан  - как хорезмский принц - в других его стихах. Думаю, тут никакие связи не просматривается. А стих Бердаха "Для народа" говорит о делах насущных на тот период, когда он жил. Он призывал народ быть Арысланом (львом). А под Арысланом здесь подразумевается - быть храбрым и умереть за правое дело, за народ. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 часа назад, Kamal сказал:

А стих Бердаха "Для народа" говорит о делах насущных на тот период, когда он жил. Он призывал народ быть Арысланом (львом). А под Арысланом здесь подразумевается - быть храбрым и умереть за правое дело, за народ. 

Быть витязем!

ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг".

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 7/13/2019 at 12:59 AM, башгирд said:

Быть витязем!

ЧОРО - "витязь, воин" возможно связано с кыргызским словом "ДЖОРО" имеющем значение "друг, близкий друг".

Именно. Когда Бердах был в полном расцвете сил (30-35 лет), то был очевидцем всех издевательств и глумлении над простым каракалпакским народом. У него кипела ярость, и эту ярость он передал своими стихами. Народ это понял и поднялся во весь рост. В 1855-56 годах была большая война с Хивой, где угнетенные каракалпаки почти одержали победу. К сожалению, предательство руководителей Арыса Онторт уру все перевернуло с ног на голову. Но, в конечном итоге цель была достигнута, каракалпаки получили самостоятельность от Хивы и стали самоуправляемыми, отсюда мы и сохранили, что мы отдельный народ.

"Чоро" или "джоро" считаю, это одно и то же с каракалпакским "жора" (друг, приятель).

Share this post


Link to post
Share on other sites
12.07.2019 в 22:08, Kamal сказал:

А как получились два Арыса? Это даже очень интересный вопрос. Я предполагаю, что два Арыса произошли от слияния двух родоплеменных групп - конратов 14 века, и известных по источникам 16 века - мангытов. Они по сути оба представляют каракалпакский народ, но история у них разная. 

А как из оглобли может получиться Арыслан? Этот вопрос для меня непонятен - какие тут связи? Парность - на виду, а оглобля (арыслан) - тут причем? Для уразумения скажу, что Оглобля обозначена в поэтических стихах Бердаха, а Арыслан  - как хорезмский принц - в других его стихах. Думаю, тут никакие связи не просматривается. А стих Бердаха "Для народа" говорит о делах насущных на тот период, когда он жил. Он призывал народ быть Арысланом (львом). А под Арысланом здесь подразумевается - быть храбрым и умереть за правое дело, за народ. 

Но ведь оглобля - парное "устройство", 2 равноправные составляющие, с помощью которых двигается общая история народа. Или примерно что-то похожее...

s1200

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 8/9/2019 at 10:30 PM, Карай said:

Но ведь оглобля - парное "устройство", 2 равноправные составляющие, с помощью которых двигается общая история народа. Или примерно что-то похожее...

Во главе всех каракалпакских племен, Бердах поставил именно Конратов (одна оглобля) и Мангытов (другая оглобля), а все остальные племена есть другие составляющие детали одной арбы (телеги). Эти строки имеются в поэме Бердаха "Шежере" (родословная). Народ здесь представлен в образе Арбы - это такой лирический прием поэтов того времени.

Share this post


Link to post
Share on other sites
4 часа назад, Kamal сказал:

Во главе всех каракалпакских племен, Бердах поставил именно Конратов (одна оглобля) и Мангытов (другая оглобля), а все остальные племена есть другие составляющие детали одной арбы (телеги). Эти строки имеются в поэме Бердаха "Шежере" (родословная). Народ здесь представлен в образе Арбы - это такой лирический прием поэтов того времени.

Извините, ув.Камал, если это было понятно, то мне не ясно, почему в Вашем предыдущем посте был вопрос - причем здесь оглобля. Или это чисто лингвистический вопрос?

 

09.08.2019 в 22:30, Карай сказал:

А как из оглобли может получиться Арыслан?

Может не из оглобли, а еще раз подчеркивается парность, если взять, например, созвездие Льва - есть Лев и Малый Лев? В тюркских языках для созвездия Лев - Арыслан, Малый Лев - не знаю, как называется

Share this post


Link to post
Share on other sites
16 hours ago, Карай said:

Извините, ув.Камал, если это было понятно, то мне не ясно, почему в Вашем предыдущем посте был вопрос - причем здесь оглобля. Или это чисто лингвистический вопрос?

Может не из оглобли, а еще раз подчеркивается парность, если взять, например, созвездие Льва - есть Лев и Малый Лев? В тюркских языках для созвездия Лев - Арыслан, Малый Лев - не знаю, как называется

Я попытался ответить на вопрос ув. Башгирда:

Quote

Пара оглобель хорошее объяснение "закономерности чет­ного  и  преимущественно  парного  членения  родо-племенных  структур  у 
средневековых и современных  народов Средней Азии" Т.А. Жданко, с. 90
Но не объясняет как из оглобли получился арыслан -лев, да и предыдущее значение (отдел - оглобля) пригодно для объяснения детям.

В стихах Бердаха много раз встречается слово Арыслан в разных значениях - от личного имени до образа. И отдельно встречается Оглобля тоже в образе, то есть, эти слова обозначают не одно и то же. 

Жданко отмечала о парности в родоплеменной структуре каракалпаков и действительно это так. Ее дополняет и Л. Толстова, изучавшая локальные группы каракалпаков в других регионах Узбекистана. А по хивинскому списку 1831 года, каракалпакские племена обозначены парами вот так: - кытай-кипчаки, мангыт-кенегесы (арыс Онтор уру) и конраты-кияты-муйтены (арыс конрат). В этой связи очень интересно повествование Бердаха, осведомленного о родоплеменной структуре каракалпаков лучше чем кто-либо, но выделяет совсем другую пару - Конрат-Мангыт. Это он сделал не от незнания сути вещей, а показал исторические моменты в истории каракалпаков - откуда все идет. Конраты и мангыты в позднее средневековье действительно играли огромную роль в историографии каракалпакского народа. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

БАШКИРСКО-КАРАКАЛПАКСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕСТЕКОВ ПРИАРАЛЬЯ

Статья посвящена этническим и историко-культурным связям башкир с одним из коренных народов современного Узбекистана каракалпаками. Общие исторические корни этих этносов уходят в евразийские горностепные просторы, где они издревле активно контактировали друг с другом. В первую очередь об этом свидетельствуют общие пласты в родоплеменной этнонимии. Параллели наблюдаются и в устном народном творчестве. В XVII-XVIII вв. каракалпаки принимали участие в восстаниях башкир, и между этими двумя народами были союзные отношения. Время от времени башкиры по собственной воле становились даже подданными каракалпакских ханов. Постепенно к югу от Аральского моря обосновалась довольно большая группа башкир. В основном они переселились сюда после многочисленных кровопролитных восстаний. В работе был использован широкий круг различных источников этнографических, фольклорных и архивных. Потомков тех башкир, живших среди каракалпакского народа в качестве отдельного рода «естек», в 1920-х гг. посетил известный ученый А.-З. Валиди. Он также отмечал, что у каракалпаков, как и у башкир, в организации управления имелся способ деления рода на отдельные «тюбы». Каракалпаки-естеки живут и поныне в окрестностях Чимбая 

https://cyberleninka.ru/article/n/bashkirsko-karakalpakskie-etnokulturnye-vzaimosvyazi-i-proishozhdenie-estekov-priaralya

Share this post


Link to post
Share on other sites

С.К. КАМАЛОВ

КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ)

В данной работе на основе архивных, литературных и других источников освещены вопросы истории взаимоотношений каракалпаков с Россией и среднеазиатскими ханствами в 1720—1860 гг., борьба каракалпаков и других народностей ханства за переход в русское подданство в середине XIX в. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII и XIX вв. Книга рассчитана на историков, преподавателей вузов,
пропагандистов.

https://upload.in.ua/yQa4wB

Share this post


Link to post
Share on other sites
5 hours ago, Hakan said:

БАШКИРСКО-КАРАКАЛПАКСКИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕСТЕКОВ ПРИАРАЛЬЯ

Статья посвящена этническим и историко-культурным связям башкир с одним из коренных народов современного Узбекистана каракалпаками. Общие исторические корни этих этносов уходят в евразийские горностепные просторы, где они издревле активно контактировали друг с другом. В первую очередь об этом свидетельствуют общие пласты в родоплеменной этнонимии. Параллели наблюдаются и в устном народном творчестве. В XVII-XVIII вв. каракалпаки принимали участие в восстаниях башкир, и между этими двумя народами были союзные отношения. Время от времени башкиры по собственной воле становились даже подданными каракалпакских ханов. Постепенно к югу от Аральского моря обосновалась довольно большая группа башкир. В основном они переселились сюда после многочисленных кровопролитных восстаний. В работе был использован широкий круг различных источников этнографических, фольклорных и архивных. Потомков тех башкир, живших среди каракалпакского народа в качестве отдельного рода «естек», в 1920-х гг. посетил известный ученый А.-З. Валиди. Он также отмечал, что у каракалпаков, как и у башкир, в организации управления имелся способ деления рода на отдельные «тюбы». Каракалпаки-естеки живут и поныне в окрестностях Чимбая 

https://cyberleninka.ru/article/n/bashkirsko-karakalpakskie-etnokulturnye-vzaimosvyazi-i-proishozhdenie-estekov-priaralya

Жаль, автор залил сюда весь устаревший материал, много ошибок и несовпадений, короче, что-то ценного не увидел.

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 hour ago, Hakan said:

С.К. КАМАЛОВ

КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ)

В данной работе на основе архивных, литературных и других источников освещены вопросы истории взаимоотношений каракалпаков с Россией и среднеазиатскими ханствами в 1720—1860 гг., борьба каракалпаков и других народностей ханства за переход в русское подданство в середине XIX в. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII и XIX вв. Книга рассчитана на историков, преподавателей вузов,
пропагандистов.

https://upload.in.ua/yQa4wB

Устаревший материал, историкам нужно переиздать книгу с учетом поправок на основе новых данных.

Share this post


Link to post
Share on other sites
38 минут назад, Kamal сказал:

Устаревший материал, историкам нужно переиздать книгу с учетом поправок на основе новых данных.

Здравствуйте ув. Камал, получается Добрая треть Каракалпаков потомки Кытаев (Киданей). У меня вопрос, от кого произошли Каракалпакские Кенегесы?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кенегесы нируны. По Раду и ССМ.

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
9 minutes ago, Turkmen Aday said:

Здравствуйте ув. Камал, получается Добрая треть Каракалпаков потомки Кытаев (Киданей). У меня вопрос, от кого произошли Каракалпакские Кенегесы?

Приветствую, ув. Туркмен Адай. Думаю, не треть, а примерно 1/5, так как, 27% кытаев были в составе правобережных каракалпаков на момент 1897 года. На Левобережных каракалпаков тогда Всероссийская перепись не распространялась, так как, они подчинялись Хивинскому ханству. Поэтому, в совокупности, примерно 1/5, но всеравно немало.

Кенегесы, по каракалпакским и узбекским преданиям выделились из мангытов. У них с мангытами один уран "Шаули-Шаукай", но тамги разные - меч у мангытов, крест - у кенегесов. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
13 hours ago, Turkmen Aday said:

Здравствуйте ув. Камал, получается Добрая треть Каракалпаков потомки Кытаев (Киданей). У меня вопрос, от кого произошли Каракалпакские Кенегесы?

П.С. Относительно кытаев, почему я думаю что их примерно 1/5 - это потому что, часть кытаев в составе Арыса Онторт уру сместилась на левый берег в середине 19 века (1855-56 гг). Часть Онторт уру тогда составила буферную зону между Хивой и Арысом Конрат, даже есть сведения, что они бились с конратами на стороне Хивинского ханства. После подавления очередного восстания конратов 1858-59 гг, они так и остались на левом берегу в составе Хивинского ханства (затем ХНСР и Хорезмской области УзССР) вплоть до середины 20 века. Только в 1950-ые годы Амударьинский район снова передан в состав ККАССР взамен территории ККАССР, образовавших Навоийскую область УзССР за счет северо-восточных районов Автономной Республики. Крупные населенные пункты Амударьинского района - Мангыт, Кытай и Кипчак образованы в середине 19 века из состава племен Арыса Онторт уру. К моменту передачи Амударьинского района в состав ККАССР, по большей степени население данного района было обузбечено и до сих пор говорят в основном на хорезмском наречии, культурно также ассимилированы. 

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 8/23/2019 at 6:24 PM, Hakan said:

С.К. КАМАЛОВ

КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ)

В данной работе на основе архивных, литературных и других источников освещены вопросы истории взаимоотношений каракалпаков с Россией и среднеазиатскими ханствами в 1720—1860 гг., борьба каракалпаков и других народностей ханства за переход в русское подданство в середине XIX в. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII и XIX вв. Книга рассчитана на историков, преподавателей вузов,
пропагандистов.

https://upload.in.ua/yQa4wB

Слегка проанализируем действия Ерназара Кенегеса, бия Арыса Онторт уру (предатель). Кто-то мне задавал вопрос - есть ли политический замысел России в восстании Ерназар Алагоза 1855-56 годов?! Здесь, в своей книге многоуважаемый С. Камалов по поводу участия России дает полный ответ, ему удалось собрать все имеющиеся исторические документы, касающиеся к данному периоду. РИ действовала через казахские агентурные сети, через казахских купцов работавших в Хиве, ну и свои русские послы и путешественники снабжали Россию ценными сведениями. Характер всех сведений сводился к тому, что каракалпакский народ в угнетенном состоянии и готов к вооруженной борьбе против Хивинского хана. Ерназару Алагозу видимо особого труда не составляло организовать восстание, скорректировать свои действия с Российской стороной, а для легитимности своего положения, назначить на пост правителя Зарлыка из клана казахских торе. Такое мощное и организованное восстание само собой разумеется принесло большой успех восставшим, что Хиве был поставлен ультиматум о прекращении сопротивления. Вручить Ультиматум хану отправляется Ерназар Кенегес, но здесь произошло совсем непредвиденное событие, Ерназар Кенегес, он же друг детства хивинского хана вдруг со своим Арысом переходит на сторону Хивы и принимает участие в борьбе против восставших. Почему соратник и близкий друг Ерназар Алагоза, вдруг превратился в беспощадного врага? Знавший все боевые порядки, численность и боеспособность восставших, он умело сконцентрировал имевшееся хивинское войско на важных направлениях и принес победу Хиве.

Ерназар Кенегес предатель, жертва обмана или еще один герой каракалпакского народа? Этот вопрос сложный, но постараюсь проанализировать его действия:

1. Как соратник и друг Ерназара Алагоза, он знал все о готовящемся восстании, в том числе и о политическом замысле РИ.

2. Был ярым исламистом и также другом хивинского хана, который, якобы боролся против проникновения неверных.

3. Ему внушили, что напрасная смерть каракалпаков связана с неверными, что народ по-пусту гибнет за идею неверных, так как, в случае победы станут их рабами.

4. Внушили ему, что вместе с ханом (служителем Аллаха) они одолеют неверных и он сам будет править своим народом.  

5. Зная о российском вмешательстве и принимая слова Хана за веру, Ерназар Кенегес скорее всего выбрал свой путь вполне осознанно. Политика грязная вещь, а он не был политиком. Идея Ерназара Алагоза, подразумевавшая полную свободу от Хивы, его видимо не очень заботила. Ему скорее всего нужен был религиозный идейный друг. Как бы ни было, в конечном результате он добился равноправия каракалпаков, и после восстания 1859 года каракалпаки стали самоуправляемы - Автономией. Хан его не обманул. 

Интересно, что было бы, если хивинский хан обманул Ерназар Кенегеса?! Скорее всего и у хана не было другого выбора, третью войну подряд, но теперь и с Ерназар Кенегесом он просто-напросто не выдержал бы. Онторт уру - мангыты, кенегесы, кытаи и кипчаки - все же сильнее были, чем Арыс Конрат. 

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Kamal сказал:

Слегка проанализируем действия Ерназара Кенегеса, бия Арыса Онторт уру (предатель). Кто-то мне задавал вопрос - есть ли политический замысел России в восстании Ерназар Алагоза 1855-56 годов?! Здесь, в своей книге многоуважаемый С. Камалов по поводу участия России дает полный ответ, ему удалось собрать все имеющиеся исторические документы, касающиеся к данному периоду. РИ действовала через казахские агентурные сети, через казахских купцов работавших в Хиве, ну и свои русские послы и путешественники снабжали Россию ценными сведениями. Характер всех сведений сводился к тому, что каракалпакский народ в угнетенном состоянии и готов к вооруженной борьбе против Хивинского хана. Ерназару Алагозу видимо особого труда не составляло организовать восстание, скорректировать свои действия с Российской стороной, а для легитимности своего положения, назначить на пост правителя Зарлыка из клана казахских торе. Такое мощное и организованное восстание само собой разумеется принесло большой успех восставшим, что Хиве был поставлен ультиматум о прекращении сопротивления. Вручить Ультиматум хану отправляется Ерназар Кенегес, но здесь произошло совсем непредвиденное событие, Ерназар Кенегес, он же друг детства хивинского хана вдруг со своим Арысом переходит на сторону Хивы и принимает участие в борьбе против восставших. Почему соратник и близкий друг Ерназар Алагоза, вдруг превратился в беспощадного врага? Знавший все боевые порядки, численность и боеспособность восставших, он умело сконцентрировал имевшееся хивинское войско на важных направлениях и принес победу Хиве.

Ерназар Кенегес предатель, жертва обмана или еще один герой каракалпакского народа? Этот вопрос сложный, но постараюсь проанализировать его действия:

1. Как соратник и друг Ерназара Алагоза, он знал все о готовящемся восстании, в том числе и о политическом замысле РИ.

2. Был ярым исламистом и также другом хивинского хана, который, якобы боролся против проникновения неверных.

3. Ему внушили, что напрасная смерть каракалпаков связана с неверными, что народ по-пусту гибнет за идею неверных, так как, в случае победы станут их рабами.

4. Внушили ему, что вместе с ханом (служителем Аллаха) они одолеют неверных и он сам будет править своим народом.  

5. Зная о российском вмешательстве и принимая слова Хана за веру, Ерназар Кенегес скорее всего выбрал свой путь вполне осознанно. Политика грязная вещь, а он не был политиком. Идея Ерназара Алагоза, подразумевавшая полную свободу от Хивы, его видимо не очень заботила. Ему скорее всего нужен был религиозный идейный друг. Как бы ни было, в конечном результате он добился равноправия каракалпаков, и после восстания 1859 года каракалпаки стали самоуправляемы - Автономией. Хан его не обманул. 

Интересно, что было бы, если хивинский хан обманул Ерназар Кенегеса?! Скорее всего и у хана не было другого выбора, третью войну подряд, но теперь и с Ерназар Кенегесом он просто-напросто не выдержал бы. Онторт уру - мангыты, кенегесы, кытаи и кипчаки - все же сильнее были, чем Арыс Конрат. 

Здраствуйте, Ув. Камал. У меня возникли некоторые вопросы!
Ерназар-Кенегес был другом с детства хивинского хана и думаю что Ерназар-Алагоз хорошо знал об этом. Раз-таки он знал, не опасался ли от не преднамеренного предательства Кенегеса? Если это да, то Ерназар-Алагоз должен был как можно ближе держать его при себе. Если это нет, то Вы правы - он попал под влияние хивинского хана и в тоже время осознавал свои действия. Но тут я думаю что Ерназар-Кенегес ещё до начало восстания был человеком хивинского хана и передавал ему всю информацию об восставшихся. Это потверждает и народные предания. Хотя, Ерназар-Кенегес мог перейти на сторону Хивы в ходе восстания и подорвать все планы Ерназара-Алагоза.
 

  • Одобряю 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
20 hours ago, Hakan said:

Здраствуйте, Ув. Камал. У меня возникли некоторые вопросы!
Ерназар-Кенегес был другом с детства хивинского хана и думаю что Ерназар-Алагоз хорошо знал об этом. Раз-таки он знал, не опасался ли от не преднамеренного предательства Кенегеса? Если это да, то Ерназар-Алагоз должен был как можно ближе держать его при себе. Если это нет, то Вы правы - он попал под влияние хивинского хана и в тоже время осознавал свои действия. Но тут я думаю что Ерназар-Кенегес ещё до начало восстания был человеком хивинского хана и передавал ему всю информацию об восставшихся. Это потверждает и народные предания. Хотя, Ерназар-Кенегес мог перейти на сторону Хивы в ходе восстания и подорвать все планы Ерназара-Алагоза.
 

Приветствую, Хакан! По большей части мы можем только строить предположения относительно Ерназара Кенегеса. Думаю, и в Хиве работала контрразведка, но вряд ли Ерназар Кенегес был замешан в этом, если конечно на исходе восстания его не обработали, а может сделали какую-то ставку на него. Ведь, в начальном этапе восстания, вся победа добывалась усилиями двух Арысов, была установлена отдельная государственность просуществовавшая почти год. Потом, нельзя исключать и человеческий порок (зависть другой славе), так как, и Ерназар Кенегес, и Ерназар Алагоз по статусу были одинаковы, возглавляли каждый свой Арыс, и в этой роли Кенегес оставался во вторых ролях, в тени Алагоза. А слова Хана могли подействовать как бальзам на душу. Зависть, алчность, амбиции скорее всего взяли свое. Но, тем не менее нужно отметить, что он по своему уразумению добился освобождения каракалпаков от рабского положения. Поставил условие, что кроме Хана никто не смог вмешиваться во внутренние дела каракалпаков. 

Что касается Ерназара Алагоза, то он естественно был храбрым человеком, он мог и не догадываться о скрытых желаниях своего друга и соратника. Он раздавал приказы, посвящал в планы предстоящих битв своего друга, короче, у него не было секретов от своего друга. Все это сыграло печальную роль для него самого и всего восстания.

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 8/23/2019 at 6:24 PM, Hakan said:

С.К. КАМАЛОВ

КАРАКАЛПАКИ в XVIII—XIX веках (К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОССИЕЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИМИ ХАНСТВАМИ)
 

Немаловажно отметить роль каракалпакских ханов в принятии Абулхаир ханом российского подданства. У историков сложилось неправильное мнение о том, что якобы именно Абулхаир привел казахов Младшего жуза и Нижних каракалпаков в подданство России. В книге собраны интереснейшие исторические документы, дающие сведения о безвыходном положении Абулхаира в его стремлениях заручиться поддержкой русских. Абулхаир, без ведома своего народа заверил русских, что примет русское подданство и будет служить верой и правдой. Но, население Младшего жуза, услышав об этом выступает против хана, что Абулхаир вместе с русским послом Тевкелевым вынужден был бежать в каракалпакские владения. Именно здесь, Абулхаир нашел единомышленников в лице каракалпакских правителей, у которых еще ранее шли приготовления к созданию дружеских отношений с Россией. А тут как снег на голову к ним является сам русский посол Тевкелев. С помощью каракалпакских ханов, Абулхаиру удается уговорить свой народ последовать примеру каракалпакского народа. Видимо, казахам не хотелось лишиться своего соседа и верного союзника в самый ожесточенный момент своей истории (эти события происходили в 1730 году), и они согласились.

То есть, в принятии подданства России казахами и каракалпаками зачинщиком был не Абулхаир хан, а сами каракалпаки, ибо без их поддержки, Абулхаира могли умертвить в любом уголке казахских степей.

  • Like 1
  • Не согласен! 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...