Jump to content



Guest Rasul

Каракалпаки

Recommended Posts

Каракалпаки о себя говорят «Алты тайпа каракалпакпыз», тоесть вроде «Алты улыс ногайлы», Конырат, Муйтен, Кытай, Кыпшак, Кенегес и Мангыт. На счет этого у нас есть народный пословица «Алтау ала болса,ауыздагыны алдырады. Тортеу туел болса, тобедегини алады.», то есть арс Кунырат (конфедирация) всегда стремился властвовать над всеми, а арс Онторт урыу (Олторт урыу) состоит из племен воинов (Кыпшак, Мангыт, Кенегес и Кытай).

1. Казахи тоже о себе говорят - "Алты алаш", средний жуз называют "Алты арыс" - Аргын, Найман, Конырат, Кыпшак, Керей, Уак.

2. У нас тоже идентичная пословица есть - "Алтау ала болса, ауыздагы кетеди, тортеу тугел болса, тобедеги келеди".

Все эти схожести говорят, о том что мы некогда были одним народом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

1. Казахи тоже о себе говорят - "Алты алаш", средний жуз называют "Алты арыс" - Аргын, Найман, Конырат, Кыпшак, Керей, Уак.

2. У нас тоже идентичная пословица есть - "Алтау ала болса, ауыздагы кетеди, тортеу тугел болса, тобедеги келеди".

Все эти схожести говорят, о том что мы некогда были одним народом.

+100

Share this post


Link to post
Share on other sites

Каракалпаки составили этно. состав народов "Алты алаш"а. Мой дед считал "Алты алаш" это: 1.Улы Жуз; 2.Орта Жуз; 3.Кiшi Жуз; 4.Каракалпак арс Конырат; 5.Каракалпак арс Мангыт; 6. Кыргыз.

До хана МансураАблай II го (Абылайхан) был ханство "Алты Алаша". Начиная с хана Мансура Аблай II го (Абылайхан) назывался Казахский ханство с этно. конфедераций Улы Жуз, Орта Жуз и Киши жуз. Хан Мансур Аблай II (Абылайхан) не защитил каракалпаков от нападение своего соперника хана Кiшi Жуза Абылхайра, потому что начиная со времен правление Касым хана каракалпаки имели большое влияние в ханском орде и всегда был угрозой властью. Хан Мансура Аблай II (Абылайхан) до 17 лет был рабом каракалпакского аула, чтобы скрыт его ханский кров. Ораз - сейис (из племени Конырат, арыс Конырат каракалпак) был наставником. По этому Хан Мансура Аблай II (Абылайхан) начиная с первых дней своего правление продал в рабство персидским шахам 250 тыс. каракалпаков в рабство (даже об этом современие историки гордо написали в историю 6 го класса РК). К тому киргизов себе подчинил Кахандское ханство.

Конец ХVII в. и начало ХVIIIв., когда правил хан Тауке, ознаменовались особым духовным подъемом, расцветом и сплоченностью страны. Известный историк А.И. Левшин писал, что при имени Тауке сердца кочевников наполняются благоговением и признательностью. «Он—это ликург, это дракон орд алашов Он успокоил после гибельных междоусобиц он остановил кровопролития,продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться сильным, а сильных усмирил и дал всем законы, по которым судил их».

Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. Потому в 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Создавая единое государство «Алаш журты», он узаконил политический ханский совет, «Аллы-Алаш». Его некоторые историки называют «Союзом шести алашей». Сюда вошли: от Старшего жуза — Карлыгаш Толе-би, от Среднего жуза — Каздауысты Казыбек-би, от Младшего жуза — Айтеке-би, от киргизов Кокым-би, от каракалпаков — Сас-би (в многих источниках Сасык-би, он в те времена правил г. Ташкентом, то есть беклер-беги Ташкента,из арса Конырат) и какракалпак — Мухамед-би (из арса Мангыт). Совет биев был постоянно действующим учреждением. Шесть ведущих биев вошли в этот ханский совет как представители шести этнических формирований. Хотя совету вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты-Жаргы» («Семь установлений» или «Законы Тауке хана»), названный историками «Степной конституцией», были разработаны семью биями, совет биев имел и законодательные функции.

В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев. Не случайно благодаря именно этой своей деятельности хан Тауке пользовался авторитетом и широкой известностью.

Edited by Polat

Share this post


Link to post
Share on other sites

Каракалпаки составили этно. состав народов "Алты алаш"а. Мой дед считал "Алты алаш" это: 1.Улы Жуз; 2.Орта Жуз; 3.Кiшi Жуз; 4.Каракалпак арс Конырат; 5.Каракалпак арс Мангыт; 6. Кыргыз.

До хана МансураАблай II го (Абылайхан) был ханство "Алты Алаша". Начиная с хана Мансура Аблай II го (Абылайхан) назывался Казахский ханство с этно. конфедераций Улы Жуз, Орта Жуз и Киши жуз. Хан Мансур Аблай II (Абылайхан) не защитил каракалпаков от нападение своего соперника хана Кiшi Жуза Абылхайра, потому что начиная со времен правление Касым хана каракалпаки имели большое влияние в ханском орде и всегда был угрозой властью. Хан Мансура Аблай II (Абылайхан) до 17 лет был рабом каракалпакского аула, чтобы скрыт его ханский кров. Ораз - сейис (из племени Конырат, арыс Конырат каракалпак) был наставником. По этому Хан Мансура Аблай II (Абылайхан) начиная с первых дней своего правление продал в рабство персидским шахам 250 тыс. каракалпаков в рабство (даже об этом современие историки гордо написали в историю 6 го класса РК). К тому киргизов себе подчинил Кахандское ханство.

Конец ХVII в. и начало ХVIIIв., когда правил хан Тауке, ознаменовались особым духовным подъемом, расцветом и сплоченностью страны. Известный историк А.И. Левшин писал, что при имени Тауке сердца кочевников наполняются благоговением и признательностью. «Он—это ликург, это дракон орд алашов Он успокоил после гибельных междоусобиц он остановил кровопролития,продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться сильным, а сильных усмирил и дал всем законы, по которым судил их».

Исторические реалии середины XVII века резко подняли роль биев. Потому в 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Создавая единое государство «Алаш журты», он узаконил политический ханский совет, «Аллы-Алаш». Его некоторые историки называют «Союзом шести алашей». Сюда вошли: от Старшего жуза — Карлыгаш Толе-би, от Среднего жуза — Каздауысты Казыбек-би, от Младшего жуза — Айтеке-би, от киргизов Кокым-би, от каракалпаков — Сас-би (в многих источниках Сасык-би, он в те времена правил г. Ташкентом, то есть беклер-беги Ташкента,из арса Конырат) и какракалпак — Мухамед-би (из арса Мангыт). Совет биев был постоянно действующим учреждением. Шесть ведущих биев вошли в этот ханский совет как представители шести этнических формирований. Хотя совету вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Судя по тому, что «Жеты-Жаргы» («Семь установлений» или «Законы Тауке хана»), названный историками «Степной конституцией», были разработаны семью биями, совет биев имел и законодательные функции.

В нужных вопросах хан мог рассчитывать на поддержку совета биев. Не случайно благодаря именно этой своей деятельности хан Тауке пользовался авторитетом и широкой известностью.

Уважаемый Полат-Болд(по монгольски)!

Пишите подробнее о каракалпакских киятах!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Уважаемый Полат-Болд(по монгольски)!

Пишите подробнее о каракалпакских киятах!

http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/1001270/57/Zvyagin_Yuriy_-_Zagadki_polya_Kulikova.html

Каракалпакский след

Вообще-то, для установления этого факта можно было и не производить лингвистических исследований. Открываешь Интернет, набираешь «род Кият», и…

«— Галимжан: Ищу род кият.

— Турсынбай: Мы каракалпаки. У нас киятов очень много и все каракалпаки. Первый президент (председатель Правительства) Каракалпакстана Коптилеу Нурмухаммедов был кият. Наши академики М. Нурмухаммедов, Ж. Базарбаев тоже кияты и многие профессоры.

— Санжар: Вы, кияты, — чистые монголы.

— Азат, дархан-кият: Вы ошибаетесь, Санжар. Кияты-тюрки были до монгольское завоевания.

— Жантемир: Привет, родственники (соплеменники)! Я сам каракалпак, кият-балгалы. Мы чимкентские каракалпаки.

— Бекмурат: Моя мама жалтыр кият, а сам шыбынтай-кият. Мы ташкентцы.

— Мустахим: Я из рода Кият-жалтыршы, по нации каракалпак. У нас в Караклпакстане очень много киятов. Там, где я родился — все кияты»{119}.

Вот вам живые «потомки Мамая». Род кият до сих пор является одной из составляющих каракалпаков. Племя каракалпаков подразделяется на две части: он-торт-уру и коныграт. Те, в свою очередь, делятся на роды. Кият — один из родов коныграт-каракалпаков. Надо отметить, что это племя вообще сохранило в своем составе массу исторических названий отдельных народов. К примеру, среди он-торт-уру есть кыпчаки{120}.

А кто такие каракалпаки? Это тюркский народ, относящийся к так называемой кыпчакской подгруппе и родственный казахам и ногайцам. В русских летописях упомянуты «черные клобуки» (калька слова «каракалпаки» — «черные шапки»), некий тюркский народ, перешедший на службу к русским князьям и помогавший им в борьбе с половцами. Впервые летописцы их упомянули в 1146 г., последний раз — в 1193 г. Жили они (по крайней мере, после перехода на русскую службу) в Поросье. Считается, что сложились «черные клобуки» в середине XII в. из других тюркских народов, типа печенегов и берендеев, потесненных половцами{121}. Упоминавшийся Рашид ад-Дин при описании похода монголов на Южную Русь отметил, что это была страна русских и «Народа черных шапок» («Каум икуляк-и сиях»). Позже они вошли в Улус Джучи, а после его развала — в Ногайскую Орду. Арабский историк Эн-Нувейри (XIV в.) пишет, что одно из одиннадцати кипчакских племен называлось племенем черных шапок — «Кара-боркли».

Правда, насколько нынешние каракалпаки связаны со старыми — не вполне ясно. Поскольку после развала Ногайской Орды в конце XVI в. оказались они на ее восточных, а не западных рубежах. В одной из грамот бухарского правителя Абдуллы-хана (1583–1598 гг.) есть перечисление оседлых, полуоседлых, кочевых народностей, проживающих в окрестностях города Сыгнака, на нижнем течении Сырдарьи, среди которых упоминаются и каракалпаки. Впрочем, по собственным легендам каракалпаков, как сообщается в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: «У них имеется предание, что они жили некогда в Средней Азии, а в настоящее место жительства пришли с С.З., именно из бывшего Казанского царства, откуда, по преданию, они были выгнаны ногаями, бродили после того долго по степи, боролись с хазаками (киргиз-кайсаками) и наконец распались на три части, поселившиеся: одна на нижней Сырдарье и Ени-дарье, другая — в Зарявшанской долине, третья — в дельте Амударьи»{122}.

А теперь посмотрим, где распространены названия «Кият». Мне удалось найти г. Кият (Кят) на Аму-Дарье, пос. Кият (Буинский район Татарстана) и Кият или Тарханское озеро (самое крупное из соленых озер перекопской группы). Там же указан и населенный пункт Кият. Названий со словом «Кият» много и в долинах реки Баба-Салгир в Крыму (самая длинная река в Крыму, текущая от Чатыр-Дага до Сиваша). Вообще, в Крыму отмечено более трехсот топографических названий, имеющих соответствия в названии различных племен и родов. При этом кият встречаются 26 раз. Больше упоминаются только кыпчак — 27 раз. Остальные — значительно реже{123}.

И что получается? Это же северо-восточная, юго-западная и юго-восточная границы Улуса Джучи. Но и границы расселения западных тюрок, по сути дела. А также места исторического и легендарного расселения каракалпаков! За исключением Крыма, про него мы не знаем, чтобы там жили «черные клобуки». Но, может быть, просто сведения не дошли? Зато про Крым мы знаем другое: к Перекопу откочевал младший сын Мансур-кията Скидыр.

Share this post


Link to post
Share on other sites

— Азат, дархан-кият: Вы ошибаетесь, Санжар. Кияты-тюрки были до монгольское завоевания.

Подробнее,ссылки!

1. Борижеген,

- Абас,

- Жалтыршы

- Каржаубарас,

- Такай.

2. Тараклы

- Тартулы,

- Уштамгалы,

- Балгалы,

- Канжыгалы.

3. Шанкылы- \это казахский Шанычкалы?\

- Ахункараган,

- Арыккыят,

- Хатаган,

- Тогызак.

Они борджигины т.е потомки Чингис-хана?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Совпадение или нет, но на территории нынешнего Каракалпаксктана есть город Кият, основанный примерно в 5 веке до нашей эры. Начиная с 4 по 10 век являлся столицей Хорезмского государства. Здесь родился и жил (конец 10, начало 11 века) великий ученый Абу Райхан Аль Бируний. В честь ученого, нынче этот город называется г. Бируний, центр Элликкалинского района Республики Каракалпакстан. Многие города РКК носят названия племен: Конрат, Нукус, Акмангыт и еще есть мелкие населенные пункты с названиями племен. Многие названия НП в советскую эпоху упразднены.

Племя Кият самый многочисленный. У меня есть родственники Кияты, надо поспрашивать, может быть знают какие-то легенды. Но могу огорчить, что каракалпаки не причисляют свои племена к монгольским. Я сам Конрат Колдаулы, вроде монгольские Хункираты, но свои легенды начинают с Алпамыса, Средняя Азия, примерно 10 век.

Share this post


Link to post
Share on other sites

что знаете о каракалпаках-коныратах-киикши?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Совпадение или нет, но на территории нынешнего Каракалпаксктана есть город Кият, основанный примерно в 5 веке до нашей эры. Начиная с 4 по 10 век являлся столицей Хорезмского государства. Здесь родился и жил (конец 10, начало 11 века) великий ученый Абу Райхан Аль Бируний. В честь ученого, нынче этот город называется г. Бируний, центр Элликкалинского района Республики Каракалпакстан. Многие города РКК носят названия племен: Конрат, Нукус, Акмангыт и еще есть мелкие населенные пункты с названиями племен. Многие названия НП в советскую эпоху упразднены.

Племя Кият самый многочисленный. У меня есть родственники Кияты, надо поспрашивать, может быть знают какие-то легенды. Но могу огорчить, что каракалпаки не причисляют свои племена к монгольским. Я сам Конрат Колдаулы, вроде монгольские Хункираты, но свои легенды начинают с Алпамыса, Средняя Азия, примерно 10 век.

По вашему слову получается что, ваши кияты, конграты ,мангыты,нукусы,кенегесы воевали против киятов, конгратов ,мангытов,нукусов,кенегесов Чингис-хана.Как такое могло случится? :lol:

Share this post


Link to post
Share on other sites

По вашему слову получается что, ваши кияты, конграты ,мангыты,нукусы,кенегесы воевали против киятов, конгратов ,мангытов,нукусов,кенегесов Чингис-хана.Как такое могло случится? :lol:

А какие племена составляли ядро войск Чингисхана, а какие племена покорены им в ходе его продвижения? Я лично понятия не имею. РашидДин показывает всех монголами. И тем более я не говорю, что они воевали сами собой. От своих предков я не слышал, что мы были потомками Чингисхана или монголами.

Другое объяснение этому может быть то, что мои предки проживали на своей территории постоянно и ассимилировались с каракалпаками Сырдарьи.

Что говорит шежире Чингисхана, племя Колдаулы среди его потомков есть?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А какие племена составляли ядро войск Чингисхана, а какие племена покорены им в ходе его продвижения? Я лично понятия не имею. РашидДин показывает всех монголами. И тем более я не говорю, что они воевали сами собой. От своих предков я не слышал, что мы были потомками Чингисхана или монголами.

Другое объяснение этому может быть то, что мои предки проживали на своей территории постоянно и ассимилировались с каракалпаками Сырдарьи.

Что говорит шежире Чингисхана, племя Колдаулы среди его потомков есть?

Среди кипчаков были монгольские племена до прихода Чингис-хана.Это факт.Я считаю,что передовые войско монголов состояло из татаров,кереитов,найманов,меркитов,уйгуров, кыргызов,карлуков..а ядро -нирун и дарликин монголы. Монгольские потомки Чингис-хана называют себя просто борджигинами.Что означет Колдаулы ? Среди монголов есть племя "Хулд" и местность по этой имени.

"Хулд" в монгольском множественном-"Хулдуул". :D

Share this post


Link to post
Share on other sites

дело в том, что современный конырат или кият не означает, что они прямые потомки киятов и хунгирадов 13 века. с тех пор случилось, измпенение состава племен

например, род ашамайлы среди казахов считают себя потомками кереев, род ашамайлы среди узбеков считают себя потомками кенегесов, род ашамайлы среди каракалпаков считают себя потомками коныратов. еще ашамайлы есть среди канглы.

я считаю, месные тюркские рода вошли в состав монгольских племен,сохраняя свое название

Share this post


Link to post
Share on other sites

Среди кипчаков были монгольские племена до прихода Чингис-хана.Это факт.Я считаю,что передовые войско монголов состояло из татаров,кереитов,найманов,меркитов,уйгуров, кыргызов,карлуков..а ядро -нирун и дарликин монголы. Монгольские потомки Чингис-хана называют себя просто борджигинами.Что означет Колдаулы ? Среди монголов есть племя "Хулд" и местность по этой имени.

"Хулд" в монгольском множественном-"Хулдуул". :D

Колдаулы дословно означает "Ветряный кулак" или "Буйственная рука". Это я слышал от своих предков, какой-то предок доведенный до отчаяния кидал на Луну топор, был очень буйным и все его племя получило прозвище Колдаулы. Ростом они были намного крупнее чем другие соплеменники. Даже Вамбери в 19 веке характеризует всех каракалпаков, что они выше ростом, чем другие тюрки, бородатые, женщины-каракалпачки самые красивые во всем Туркестане. Это взгляд европейца побывавшего в среде тюркских народов.

О своем антропологическом типе могу сказать, что наш род (ближайшие родственники) в большинстве своем отличается более европейскими чертами, высоким ростом и с носом кавказского типа.

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1079261640

Кара-калпаки суть ветвь древних тюрков, по Волге добредших до настоящего своего местожительства. Большая часть (всех их насчитывается 90,000 душ) живет далеко в дельте Аму-Дарьи. Подвергаясь на своем обширном кочевье самым разнообразным влияниям, они отличаются в своей внешности от окружающих их тюркских племен. Существенными чертами служат более высокая фигура, сильное сложение и густая растительность на голове и лице, - таковы их отличительные черты. Земледелие, скотоводство и рыболовство дают им необходимое пропитание. Кибитки их велики, но безвкусны и грязны; им приходится бороться с бедностью и превратностями судьбы. Эти превратности, с которыми им приходится бороться с самого удаления с нижней Волги, оставили на них ясный отпечаток покорности и мирных наклонностей.

Share this post


Link to post
Share on other sites

дело в том, что современный конырат или кият не означает, что они прямые потомки киятов и хунгирадов 13 века. с тех пор случилось, измпенение состава племен

например, род ашамайлы среди казахов считают себя потомками кереев, род ашамайлы среди узбеков считают себя потомками кенегесов, род ашамайлы среди каракалпаков считают себя потомками коныратов. еще ашамайлы есть среди канглы.

я считаю, месные тюркские рода вошли в состав монгольских племен,сохраняя свое название

Сравните тамги!

tamga-d0bcd0bbd0b0d0b4d188d0b8d0b9-d0b6d183d0b7.jpg

QirimTamga.jpg

Тамги крымских татар

Гербовым символом крымскотатарского народа служит тарак-тамга ханского рода Гиреев (рис. 1). Крымские караимы избрали себе герб в форме геральдического щита с изображениями знаков «сенек (деревянные вилы)» (рис. 2) и «калкан (щит)» (рис. 3).

В крымской исторической ойконимии представлены такие распространенные в тюрко-монгольской этнонимии гено- и этнонимы: абаклы (рис. 4), алач (рис. 5), аргин, ас (рис. 6), ачамайлы (рис. 7), бодрак (рис. 8), буйтень, бурлак, даир, джайтамгалы (джай-тамга изображает лук – рис. 9), джалаир (рис. 10), дулат, дюрмен (рис. 11), иргаклы (рис. 1, 12), ишунь ~ уйшунь (рис. 13), канлы (рис. 14), катаган (рис. 15), кенегез (рис. 16), кереит (рис. 17), керлеут, кипчак (рис. 18), киргиз, кырк (рис. 19), китай (рис. 20), кият, кирей (рис. 21), конрат (рис. 22), мангит (рис. 23), меркит, мин, месит, найман (рис. 24), сиджеут (рис. 25), тама (рис. 17), токсаба, туркмен (рис. 26), унгут, чюют, яшлав и многие другие.

Известны изображения тамг татарских бейских родов аргин (рис. 27), кудалан-яшлав (рис. 28), ширин (рис. 29) в Крыму.

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Совпадение или нет, но на территории нынешнего Каракалпаксктана есть город Кият, основанный примерно в 5 веке до нашей эры. Начиная с 4 по 10 век являлся столицей Хорезмского государства. Здесь родился и жил (конец 10, начало 11 века) великий ученый Абу Райхан Аль Бируний. В честь ученого, нынче этот город называется г. Бируний, центр Элликкалинского района Республики Каракалпакстан. Многие города РКК носят названия племен: Конрат, Нукус, Акмангыт и еще есть мелкие населенные пункты с названиями племен. Многие названия НП в советскую эпоху упразднены.

Племя Кият самый многочисленный. У меня есть родственники Кияты, надо поспрашивать, может быть знают какие-то легенды. Но могу огорчить, что каракалпаки не причисляют свои племена к монгольским. Я сам Конрат Колдаулы, вроде монгольские Хункираты, но свои легенды начинают с Алпамыса, Средняя Азия, примерно 10 век.

да город Беруни расположен над историческом городом Кият (или Каат, столица Хорезмшахов). В ходе раскопок города Кият найдено много исторические ценные материалы, один из находки удивил историков всего мира, это кирпичи городских стен. В этих кирпичах есть печати мастеров и тамги из какого племени. Кудивлению ученым половина найденных тамги идентичны с современными каракалпакскими тамгами племен.

"П. П. Иванов, анализируя одно из сообщений историка Абулфазла Байхаки о тюркской гвардии Хорезм шахов, полагал, что этническое название «калпак» появилось в прилегающих к Хорезму областях еще в XI в. В X—XIвв. печенежские племена разделились: часть (восточная или тюркская группа)осталась в Приаралье, часть передвинулась на запад и проникла в южную Русь.Вместе с печенегами и огузами (торки или узы русских летописей) некоторые группы средневековых предков каракалпаков оказались в южнорусских степях. Это отразилось в русских летописях, где появились упоминания народа «черные клобуки»,, соответствующего по своей семантике названию «каракалпак» («черная шапка»), «Черные клобуки» по договору с русскими князьями были поселены напритоке Днепра — реке Рось (в русских летописях название реки"суийр", это название от камаров, по каракалпакский "сүйир шыбын" то есть "камар", по казахский "маса", а на каз.и на кк. "сүйир" это геометрический угль. Polat) за это им вменялась в обязанность защита русских границ. Они играли активную роль в политической жизни Киевской Руси. Постепенно накапливаются сведения о связи этнической истории каракалпаков, с Приуральем, с племенами-предками башкир, а также с населением Северного Кавказа, Поволжья и более западных районов Восточной Европы. Эти западные связи, очевидно, были особенно сильны в период существования Хазарского каганата, в истории которого принимали деятельное участие печенеги и огузы. Можно полагать, что предки -некоторых каракалпакских племен в составе печенегов, огузов, кипчаков в средние века проникали далеко назапад от Приаралья — до Придунавья и Карпат. Восточная группа печенежско-огузских племен, оставшаяся в Приаралье, в XII в. была завоевана кипчаками (кимаками), пришедшими с Иртыша, и вошла в состав кипчакского союза.У средневековых авторов (Нувейри) при перечислении племен, входивших в этотсоюз, называются и «караборкли»— «черные шапки», видимо, вариант названия каракалпаков. Живя вместе с кипчаками, предки каракалпаков восприняли их язык имногие элементы культуры. В XI—XIV вв. на главном этапе формирования каракалпакской народности влияние кипчакских этнических элементов было доминирующим. Этногенез каракалпаков завершается в после монгольский период (XVв.) в составе ногайского союза. Часть их в это время, вероятно, вместе с ногайцами обитала в бассейне рек Урала и Волги, о чем есть -свидетельства в исторических источниках, в эпосе и некоторых элементах культуры каракалпаков.Из тюркских языков кипчакской группы ближе всего к каракалпакскому ногайский, а затем — казахский языки."

"...при двореХорезмшахов всегда было конная гвардия их называли " суворий – г’алпак"и в конюшне казармы чтобы отличит их ним коням ставили клеймо отличительныйзнаки "казаяк тан’басы", и их иногда звали "казаяклы г’алпаклар".У каракалпаков племя "казаяклы" встречается Каракалпакском шежире, варсе "Конырат" конфедерация племени Жауынгыр и в арсе "Онторт(ол торт) урыу" конфедерация племени "Кытай" - "Та’нке болими".Племя "казаяклы" встречается среди современных ногайцев иазербайджанцев."

"...при казахских ханов в орда всегда находились «толенгити»,они дали клятву верности ханам из племени торе, и вели свою хозяйство средиказахов. Задача толенгитов служит хану. Ханы всегда при себе имел войск в лице толенгитов. Состав толенгитов этнический близкие народы к казахам, то есть большинство каракалпаки, а остальные башкиры, кыргизи и встречаются калмыки.

В составах войск Хивинского, Бухарского и Кокандского ханов всегда находились вольно-наемные авангардная гвардия из каракалпаков."

Ученые С.П. Толстови Т.А. Жданко, и их ни ученик каракалпакский академик Сабыр Камалов (из племени мангыт, одновременно академик Нью-Йоркского академия) считают основа каракалпакского этногенеза берет начало в Хорезмском оазисе.

http://kungrad.com/history/st/kamalov

Камал, хочу огорчит тебя, современный г. Беруни районы центр Беруниского района, а центрЭлликкалинского района г. Бостан. 

Edited by Polat

Share this post


Link to post
Share on other sites

Где были каракалпаки, когда монголы разгромили государство Хорезм?

Кипчаки и китай давали себе названия монгольских родов, чтобы остаться в живых что ли?

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Колдаулы дословно означает "Ветряный кулак" или "Буйственная рука"."

и означает "везучи", например: "Бул жигиттин колы даулы", то есть "Этот парен везучи"; "Бугин менин колым даулы" - "Мне везет сегодня"; "Дауы журип тур" - "Везет".

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Колдаулы дословно означает "Ветряный кулак" или "Буйственная рука"."

и означает "везучи", например: "Бул жигиттин колы даулы", то есть "Этот парен везучи"; "Бугин менин колым даулы" - "Мне везет сегодня"; "Дауы журип тур" - "Везет".

Среди моих предков были такие знаменитости, как Бердах Каргабай улы, поэт и историк, а также Ерназар Алакоз, предводитель восстания против Хивы. Это я запомнил, но мне рассказывали и о других знаменитостях из нашего рода, но боюсь перепутать с другими, так как не помню о ком еще мне рассказывали.

http://surxon-polvonlari.wikidot.com/article45

Каракалпакский батыр Ерназар Алакоз, сын Муржук батыра 1805-1856 -организатор народного восстания 1855-1856 гг. с детства вырос сильным палваном. Однажды, он переборол главного палвана хана Хивинского. Разгневанный хан бросил его в зиндан. Но спустя некоторое время, туркменский палван переборол всех палванов хивинского хана. Пришлось выпустить на арену Ерназара Алакоза. Во время тяжелых противостояний палванов, каракалпак Турум бий не выдержал накала. Победил Ерназар Алакоз. Хану не понравилось выступление Ерназара и за слова Турум бия он приказал, чтобы Ерназар поднял то, чего мог поднять верблюд. Ерназар справился и с этой задачей. Ерназар Алакоз был удостоен звания бий. Каракалпакский поэт Бердах так описывал силу Ерназар Алакоза:

Горуглу бектей ер еди,

Катарде коса нар еди,

Толу журтка даркар еди,

Шейит олди Ерназар бий.

Был он наравне как Горуглу,

Силою как верблюд,

нужен был всем нам,

Скоропостижно умер Ерназар бий

Share this post


Link to post
Share on other sites

Где были каракалпаки, когда монголы разгромили государство Хорезм?

Кипчаки и китай давали себе названия монгольских родов, чтобы остаться в живых что ли?

Полат дал ссылку, что предки каракалпаков были разделены Кипчаками в 11 веке. На востоке Караборки, на западе Черные клобуки. Они также разгромлены монголами и вошли в улус Джучи. Каракалпаки составляли основу войск темника Ногая до его смерти (Джагфар тарихы или История Казани).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Hooker (23 September 2012 - 11:24 AM):

Где были каракалпаки, когда монголы разгромили государство Хорезм?

Кипчаки и китай давали себе названия монгольских родов, чтобы остаться в живых что ли?

Дед говорил "Мангол бизге шапканда ата бабам орысяттай уллы каганда болган екен, сонынан кими Балкан тауга, кими Кырымга, кими Румга,ал кими Едил-Жайыкка тараган екен.", то есть "Когда начался монгольская нашествия, наши предки жили в великом Каганате Орусов (Киевский Русь, Polat), а потом все разошлись, кто на Балканы, кто на Крым, кто на Рум (Рим - Константинополь, Polat),а кто на Едиль - Яйык (река Волга и Урал)".

А так же он говорил "Карадан шыккан Кыят перзени Шынгыс деген, Нокистин улларын сонына ертип мын кол жыйды, гулли журтка хан болып шыкты Шынгыс кыятлы, сонлыктан Мангол атанды. Сонындай-ак дайы журты Коныратты уакил етип алдына Дашти Кыпшакка бассалды. Наукер топлап гулли Карадан Мухамметей Хорезмшахты Гургениште олтирди. Сонын менен Гургеништен Хазарсуга шекем жерлерин улкен улы Жошыга, Самарканнан Жете журтка шекем жерлерин ортан оглы Шыгатайга бергенди, ане сонда кара болинген екен екиге...", то есть «из черна (каракалпака) Кията родился некий Чингиз, собрав тысяча войск вместес племени Нукус, стал ханом всего народа, так назывался Монгол (тысяча войск).С поддержкой племени матери Конгратов завоевал земли Дешти Кипчака (от Алтая до реки Урала). Собрав войск из черна (каракалпак), Мухаммеда Хорезмшаха убил в городе Гургендж (г. Ургенч). Так поделил завоеванных земель, старшему сыну Жушы дал земли от Гургенджа до озер Хазаров (Каспий), среднему сыну Шыгатай дал земли от Самарканда до земель Жете. Вот тогда и на две разделился народ каракалпак…»

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я считаю,что каракалпаки- ядро древних каракытаев(кара кидань).Часть казахов и кыргызов тоже кидани.

Share this post


Link to post
Share on other sites

"Колдаулы дословно означает "Ветряный кулак" или "Буйственная рука"."

и означает "везучи", например: "Бул жигиттин колы даулы", то есть "Этот парен везучи"; "Бугин менин колым даулы" - "Мне везет сегодня"; "Дауы журип тур" - "Везет".

Қолдау - по-казахски: I 1) поддерживать, одобрять 2) покровительствовать

II 1) поддержка, одобрение 2) покровительство

"Поддержать", (чье-либо мнение, позицию или кого-либо поддержать)

а еще вроде бы - қолдаулық - верхняя часть передней ноги скотины, где-то около подмышек

Share this post


Link to post
Share on other sites

Қолдау - по-казахски: "Поддержать", (чье-либо мнение, позицию или кого-либо поддержать)

У каракалпаков это будет "коллап куатлау" - "поддержать".

Share this post


Link to post
Share on other sites

У каракалпаков это будет "коллап куатлау" - "поддержать".

"қолдап куаттау" - это тоже что и "қолдау", что-то типа синонима

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я считаю,что каракалпаки- ядро древних каракытаев(кара кидань).Часть казахов и кыргызов тоже кидани.

Возможно и каракитаи привнесли много чего. Есть еще Абары - предки каракалпаков.

http://gumilevica.kulichki.net/MAC/mac05a.htm

Вторым соперником тюрков были тюргеши, храбрые, энергичные, многочисленные. Они долгое время помогали согдийцам отражать нападения арабов и на некоторое время остановили их. Но беда тюргешей была в отсутствии монолитности: они делились на "желтые" и "черные" роды, всегда соперничавшие друг с другом. "Желтые" тюргеши были потомками племени мукри, пришедших из Уссурийского края в конце II в., преследуя вместе с другими сяньбийцами отступавших хуннов. Вековая засуха III в. прижала их к склонам Тянь-Шаня, а наступление на запад остановлено героическими абарами, в VI в. в. вошедшими в Великий тюркский каганат. Когда же каганат распался, мукрины и абары составили новый каганат - тюргеши были степняки, мукрины - горцы. Они постоянно ссорились друг с другом и в конце концов разделились: потомки мукринов стали называться киргизами, а потомки абаров - каракалпаками. Но в 710 г. хан Согэ, из "желтых" тюргешей, повел против тюрков войско, "подобное огненному вихрю"...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...