Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

3 minutes ago, Tima_2109 said:

Это не заблуждения, я все же основываю это мнение на основе источников а нигде более что Абдал Гаффар был настоящий я не нашел. 

Вопрос не только об Абдал Гаффаре, Вы всю каракалпакскую историю выдаете по своему хотению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Kamal сказал:

Вопрос не только об Абдал Гаффаре, Вы всю каракалпакскую историю выдаете по своему хотению.

Где я выдавал вашу историю как хотел? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Kamal сказал:

Почему же, ведь, есть и конраты, кипчаки, кияты, канглы и т.д., которые не подчинились, неговоря о мангытах, кенегесах, кытаях, муйтенах..

Не знаю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, Tima_2109 said:

По вашему там не правда? 

Как Вы сами считаете?

 

3 minutes ago, Tima_2109 said:

Не знаю. 

Ладно, раз уж незнаете, то учите первоисточники. Пора спать, завтра тяжелый день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Tima_2109 сказал:

Мусахир-ал-Билад

 

«После смерти ‘Абдаллах-хана и ‘Абд ал-Мумин-

хана каракалпакский народ в Туркестане нарек ‘Абд ал-Гаффаром

человека, имевшего некоторое сходство с султаном ‘Абд ал-Гаффаром, и посадил его на престол правления. Бахадур-хан и

Ишим-хан, и казахские султаны, прибыв с войском из Ташкента и Сайрама, двенадцать дней сражались с ‘Абд ал-Гаффар-султаном.

На тринадцатый день казахи потерпели поражение, а ‘Абд ал-Гаффар захватил в свои руки вилайатТуркестан и Сайрам, и

Ташкент, и Ахсикент, и Андиган и сделал столицей Ташкент.

В 1012/103–104 году, соответствующем году Барса, осенью он выступил. В 1013/104–105 году, соответствующем году

Зайца, весной оставил Ташкент и разбил [лагерь] на поляне Кара-Камыш, находившейся в пол-фарсахе от ворот [города]. Бахадур-

хан и Ишим-хан подошли из Ала-Тага к Ташкенту с большим числом мужей с целью [нападения] на ‘Абд ал-Гаффара, захватив

одного человека, они расспросили у него об обстоятельствах ‘Абд ал-Гаффара, и он рассказал обо всем. После того они поспешно

поскакали и на рассвете напали на его шатер в Кара-Камыше.

‘Абд ал-Гаффар спал. От конского топота он проснулся и в испуге выбежал из шатра. В тот же миг появился Ишим-хан и громадной

саблей пронзил ему брюхо»

Автором этого сочинения был Мухаммадяр ибн Араб-катаган служивший у аштарханидов. А это уже странно!

Ведь после смерти Абдуллахана II конец правлении династии шейбанидов в Бухарском ханстве положили именно аштарханиды. Они устранили всех других шейбанидов и объявили себя законными правителями Бухары.

И вдруг откуда ни возьмись какие-то дикари-кочевники с черными шапками на голове под руководством шейбанида Абдалгаффара завоевывают у них под носом Туркестан, Ташкент, Ферганскую долину. Они не смогли предпринимать ничего. Были не в силах противостоять каракалпакам. Вы понимаете, даже аштарханиды не осмелилисиь идти против каракалпаков.

В таком случае, единственный способ  уничтожить врага это объединиться с врагом твоего врага и им оказался казахский Есим-хан, который также не хотел усиления каракалпаков. Был организован заговор, т.е. они поступили по-крысиному: Абдалгаффар был убит когда он спал.  А чтобы успокоит армию и народ, заговорщики рассеяли слух о том, что у вас, у дурачков-каракалпаков был лже-хан. Каракалпаки уже не могли ничего поделать, так как они остались без лидера, армия была расформирована, народ был в недопонимании.

В общем и целом, Аштарханиды в любом случае были заинтересованы в ослаблении влияния каракалпаков в Среднеазиатском регионе. Думаю вы поняли о чем я.  И извините меня, я такой массонист, верю в любые теории заговора:az1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Tima_2109 сказал:

Казахи и каракалпаки являются близкими родственными народами. Их традиции, обычаи, вера, язык, фольклор, рода и племена, а также история на определённом этапе, имеют много общего. Многие столетия каракалпакские родовые подразделения плечом к плечу с казахами выступали против общего врага. В XV-XVI вв. каракалпаки и некоторые роды казахов кочевали в составе Ногайской Орды. Отметим, что такие крупные роды и племена как «конрат», «кыпчак», «найман», «ктай», «канлы», «джалаир», «ашамайлы», «баганалы» и многие другие более мелкие, встречаются и у казахов, и у каракалпаков. Этот факт доказывает их родственность. В XVI веке каракалпаки появились на среднем и нижнем течении Сырдарьи. Об этом сообщается в грамоте правителя Сыгнака узбекскому хану Абдулле II в 1598 году. Здесь каракалпаки попали в политическую и экономическую зависимость от казахов. Правили ими, по данным письменных источников и народных преданий, чингизиды – казахские султаны; при казахском хане Тауке (1680-1718) каракалпаками управлял некоторое время один из его сыновей и некий Садык – султан. Каракалпакский улус был номинально «Четвертым жузом» Казахского ханства (Казахское ханство традиционно делилось на Старший, Средний, Младший жузы - орды). Русские документы, относящиеся к 1694 г., называют в качестве «владельца» каракалпаков некоего Табурчак султана. В 1709 г. упоминается в качестве хана каракалпаков Каип-султан, сын Табурчака». Чуть позже, в 10-40 годах XVIII века каракалпаки находились под властью казахского хана Младшего жуза Абулхайра.

Каракалпаки должны были ежегодно платить казахским ханам значительную дань хлебом, выставлять конные войска, вместе с казахами участвовать в набегах на русские пограничные районы, на кочевья калмыков, на соседние государства - Бухару и Коканд. Во времена «Актабан шубырынды» (Годы Великого бедствия 1723-1726 гг.) союзные отряды казахов и каракалпаков во главе с Абулхайр ханом предприняли наступление против волжских калмыков, а после победы над ними на западе, повернули фронт на сырдарьинские города против джунгар Цэван Раптана. В каракалпакском народном предании говорится, что им была пожалована Тауке-ханом местность Уллытау, через который проходили караванные дороги в Ташкент, Китай, Москву, Казань. Каракалпаки обязаны были собирать для казахских ханов пошлину «баж» с проходящих через их территорию караванов, так как считалось, что эта земля собственность ханов и лишь временно пожалована каракалпакам.

Нашествие джунгар в 1723 году на казахскую степь и Туркестан вынудило каракалпаков передвинуться вверх по Сырдарье, к Ташкенту, дальше к Бухаре, а также в низовья Сырдарьи, к Аральскому морю. Так каракалпаки разделились на «верхних» и «нижних». Основная масса «нижних» каракалпаков, покинув плодородные территории с действующими каналами на среднем течении Сырдарьи, переселились на не освоенные земли Жанадарьи, Кувандарьи. Как говорили выше, они приняли участие в войне с калмыками в составе казахской армии хана Абулхайра. В 1731 году каракалпаки вместе с казахами Младшего жуза вступили в подданство Российской империи, но в 1743 году Абулхайр хан подверг разгрому каракалпакские аулы. Этому послужило то обстоятельство, что каракалпакские старшины решили напрямую перейти в российское подданство, не подчиняясь далее казахам, не платя им традиционную ежегодную дань. С этого времени и начинается война между этими родственными народами, которая, в конце концов, приведёт к уходу каракалпакского народа в пределы хорезмского оазиса, в Хивинское ханство. Мимоходом скажем, что «стремление» каракалпаков войти в российское подданство будет осуществлено в 1873 году, после военного захвата Хивинского ханства колониальными русскими войсками генерала Кауфмана.

Зимой 1746-1747 гг. на каракалпаков нападает султан Среднего жуза Абылай, впоследствии ставший ханом всех казахов (1771-1781). Основная масса «нижних» каракалпаков начала отходить все дальше на юго-запад, к границам Хивы, сосредоточиваясь главным образом на территории между Кувандарьёй и Жанадарьёй, и частично, в восточной части дельты Амударьи. Тяжёлой стала жизнь каракалпаков, живших в низовьях и верховьях Сырдарьи, зависимых от казахских султанов. «Верхние» каракалпаки были вынуждены производить зерно с прикрепленных участков земель для казахских султанов по установленному порядку джунгарских феодалов. «Нижние» каракалпаки кроме платы различных податей, обязаны были продолжать охоту на тигров в пользу казахских правителей. Начавшиеся чуть позже, в 60-х годах XVIII века иомудские (туркмены) набеги на каракалпаков с запада через Амударью, ещё более ухудшило их положение. Им пришлось вести войну на всех направлениях. Впрочем, с туркменами в этих годах обострились отношения и казахов, совершавших взаимные нападения.

К 1750 году на Сырдарье оставалось 10 тысяч семейств каракалпаков. Вместе с жанадарьинскими сородичами они в течении нескольких лет, до 1756 года вели борьбу с казахскими ханами и султанами.

События в Младшем жузе после убийства Абулхайр хана (1748 г.) султаном Среднего жуза Бараком, появления отдельных ханств Нуралы, султанов Батыра, Ералы, повлияли и на дальнейшую судьбу каракалпакского народа. Султаны Батыр и Ералы, отделившись от Нуралы хана, не признавали подданства России, грабили русские и другие караваны, а также часто нападали на соседние народы. Так как территории подвластные султанам Батыру и Ералы, прилегали к Сырдарье и непосредственно граничили с территорией каракалпаков, живших на Сырдарье и Жанадарье, последние стали объектом постоянного нападения казахов. Наряду с Младшим жузом на них нападал и Средний жуз. «В феврале 1750 г. Меньшей орды султаны Айчувак и Утетляв и Средней орды Джанибек султан с тремя тысячами человек пошли разграбить каракалпаков и аральцев, кочевавших по той стороне Сырдарьи с тем, чтобы идти дальше в Хиву». В этот момент каракалпаки, соединившись с аральцами, нанесли серьёзный военный удар по казахам. В этом же году произошёл неудачный поход на каракалпаков казахов - аргынов, которые потеряли своего предводителя Серкана.

Столкновения между двумя родственными народами значительно обострились в 60-х годах XVIII века. В 1762 году казахи Младшего жуза во главе с султаном Ералы совершили массовый поход на каракалпаков. «В походе, по данным русских источников, приняли участие около 30.000 казахов. Султану Ералы оказали поддержку и казахи Среднего и Старшего жуза». Победоносное наступление казахских вооружённых сил на сырдарьинских каракалпаков, их невыносимое положение, вынудило последних навсегда покинуть эту область и перекочевать на Жанадарью и дальше в Аральские владения. Об этих событиях повествует в своих поэмах «Уллытау» и «Разорённый народ» («Босқан ел») классик каракалпакской литературы Жиен жырау (1730-1784). Он сам был очевидцем тех войн между казахами и каракалпаками на Сырдарье, тех разгромов, ужасов, которые пережили каракалпакские племена, перекочевавшие в пределы Хорезмского оазиса.

На Жанадарье каракалпаки вошли в непосредственное соприкосновение с аральскими узбеками, с которыми они имели связь ещё с начала XVIII века. Надо сказать, что под именем аральцев в XVII-XVIII столетиях была известна группа узбекских племён, состоявшая из конратов, мангытов, кыпчаков, ходжа-эли, занимавших дельту Амударьи и побережье Аральского моря. Об этом говорит Дмитрий Гладышев. По своему этническому происхождению они несколько отличались от узбеков южного Хорезма. В результате совместных действий каракалпаков и аральцев, которым также было невыгодно находиться под властью казахских ханов, было остановлено наступление казахов, дан отпор, который спас эти народы на определённое время от экспансии.

Что касается «верхних» каракалпаков, в 60 годы XVIII века они находившиеся под правлением султана Сыгая - сына Барак султана, начали кочевать в Наманган (Ферганскую долину). Сыгаю пришлось, применяя военную силу, вернуть и держать их в зависимости. Но «верхние» каракалпаки начали массово уходить на Жанадарью и около Кзыл-Тама вступили в ожесточённую схватку с казахами.

Хотя во 2-й половине XVIII века каракалпаки отдельными группировками проживали в разных регионах Средней Азии, в Фергане, Ташкенте, на Бухарской территории, в северной части Хорезма, но основным центром расселения этого народа стал, как мы говорили, Жанадарьинский оазис. По-видимому, в этот период у каракалпаков ещё не было централизованной государственной власти. О существовании собственных ханов материалов не имеется. Каждое племенное объединение возглавлялось бием. Ханами у них обычно сидели казахские султаны. В эти же времена казахские правители заставили каракалпаков признать некоего Бори султана своим ханом. Но через некоторое время Бори султан был убит. Это убийство ещё более усилило вражду между казахами и каракалпаками, а также явилось неоспоримым поводом для нового наступления казахов на Жанадарье. Здесь надо отметить всевозрастающую роль Хивинского ханства в разжигании национального противостояния между казахами и каракалпаками. Руководствуясь принципом древних римлян «разделяй и властвуй», хивинцы всячески провоцировали то казахов, то каракалпаков на враждебные действия с целью ослабить друг друга и облегчить самим задачу захвата жанадарьинских земель и покорении каракалпаков. Такую же политику проводила и имперская Россия. Она палец об палец не ударила в деле защиты дважды присягавших (1731, 1743) им на верность и подданство каракалпаков.

Между тем, в 80-х годах XVIII века среди самих каракалпакских родов начинаются разногласия, междоусобицы. Со стороны одного из управителей каракалпаков Нуртая были истреблены ряд аулов рода Карамойын, возглавляемого Жылкайдар батыром. Эти обстоятельства вынудили часть каракалпакских родов перекочевать на Сурхандарью (юг современного Узбекистана). Все это привело к ослаблению сил жанадарьинских каракалпаков. Пользуясь этим, казахская правящая верхушка потребовала у каракалпаков признать своим ханом Кудайменди – старшего брата убитого Бори султана. Не получив согласия на свои требования, казахи стали собирать военные силы во главе с Кудайменди султаном к войне против каракалпаков. Это все очень обеспокоило каракалпакскую верхушку во главе с Нуртаем. Были наняты 20 тысяч туркменских войн, что более ухудшило положение самих каракалпаков, потерявших доверие своим предводителям. Вскоре от помощи туркмен пришлось отказаться. В этих условиях 8 тысячное войско Кудайменди султана осенью 1785 года открыто производит нападение на каракалпаков, живших на Жанадарье и Кувандарье. Весной 1786 года казахи уже во главе Жанкара батыром повторно совершают поход на каракалпаков. Эти нападения были отбиты. Тогда в июле 1786 года казахи, собравшись силами, вновь идут на каракалпакские аулы. В ожесточённом бою, в решающий момент, правитель каракалпаков Нуртай бежал с поля боя в свою резиденцию, где вскоре покончил жизнь самоубийством. Принявший командование над каракалпакскими войсками Косназар бий был взят в плен, а его армия отступила. В этом бою тяжёлые потери понесли и казахи. С этого времени между казахами и каракалпаками наступает затишье в военных действиях. Этому послужили такие причины: на территории Младшего жуза нарастает антиколониальное движение казахов во главе Срым батыром против России, неурядицы в казахской степи среди самих султанов и ханов, а также наступление ханов Хивы на каракалпаков.

В конце скажем, что спорная область Жанадарьи и проживавшие там каракалпаки, были в 1810 году завоёваны хивинским ханом Мухаммед Рахимом I. Далее их история будет идти в русле узбекского политического и экономического влияния. В более позднее время казахи и каракалпаки, как в старые времена, опять будут плечом к плечу вместе воевать и участвовать в восстаниях за независимость против общего врага, в данном случае против Хивинского ханства. Напоследок приведём один факт. Во времена восстания каракалпаков против хивинского господства под руководством Ерназара Алакоза в 1856 году, каракалпаки избрали своим ханом казахского султана – Зарлык-торе. Но восстание потерпело поражение, Зарлык-торе был казнён в Хиве. Таким образом, можно подытожить, что каракалпакский улус, окончательно отмежевался от сферы политических отношении казахских жузов в виде самостоятельного народа.

Вяткин М. Батыр Срым. Алматы, 2002, 156 с.
Ерофеева И. Хан Абулхайр: полководец, правитель и политик. Алматы,1999, 122-136 с.
Жиен Тогай Улы. Нукус, 1959, - 26-27 с.
История народов Узбекистана, т. 2, Ташкент, 1993, - 52 с.
Исторические известия о киргиз-кайсаках. МИКК, - 221 с.
Камалов С.К. Каракалпаки в XVIII-XIX веках. Ташкент, 1968, - 54 с.
Памятники сибирской истории, кн. 1 СПб., 1882, - 376 с.
Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная в 1740–1741 годах Гладышевым и Муравиным. Показание Оренбургского драгунского полка поручика Дмитрия Гладышева. СПб., 1851, - 22 с.

Автор этой статьи Сакен Уталиев (философ), этнический казах, уроженец Каракалпакстана. Имеет позорный авторитет в научном кругу страны.

Да, посмотрите ещё на название статьи "Каракалпаки - четвертий жуз казахов". Нет слов, одни эмоции...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Kamal сказал:

Просветите по источникам, очень интересно было бы.

 

Нижние каракалпаки подчинялись Каип хану - Кучумовичу и больше никому. А Каип хан заключил с казахами договор о военном союзе против джунгар. Если имеете в виду джалаиров, то они пошли к казахам по приглашению с казахской стороны. То есть, со стороны Абулхаира была попытка раздробить Нижних каракалпаков всякими привилегиями, кто-то поддался, а основная масса - нет. 

Какой Каип хан? Каип хан ИшМухаммад хана сын или Кайп хан Кусрау Султана сын.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, elimkaz said:

Какой Каип хан? Каип хан ИшМухаммад хана сын или Кайп хан Кусрау Султана сын.

Я специально подчеркнул Кучумович, чтоб не путали с казахскими Каипами. 

В посольских документах 18 века, а также в присяге к императрице от 1743 года подписывается Каип хан Ишимханов, то есть, сын Ишим хана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В городе Сусак живет князь Абла Султан. От Саврана до Сусака день езды и больше. С правой стороны от реки Савран, позади Сирдара, находится город Аккорган. К юго–западу от Саврана имеется начальник, его имя неизвестно. С правой стороны от реки Сирдар, в стороне Каракалпакское, есть город Сирнак и князь, или начальник, по имени Ишим Султан.
"У Теффки Хана, который сейчас правит в Тургустане, нет ног, так как ему их отстрелил его собственный народ; они его носят на руках. Там имеется ярмарка. Теффки Хан ездит верхом, чтобы вести торговлю, вооружен луком и стрелами. Какова причина, что он так выезжает, мне не известно. Народ казакских краев – свободные люди; они могут идти куда хотят, не признавая начальства. Каракалпаки расположены от них недалеко, внизу у Сирдара. Люди, заслуживающие доверия, говорят, что этого народа 8 000 человек, у них нет пушек, а панцири тегиляй и метательное оружие у них в казакских и каракалпакских краях в изобилии. Там растут рис, просо, ячмень, жито, пшеница, горох, но рожь и овес там не растут. К югу и к востоку от Тургустана находится река Талас, ее длина – шесть дней езды и больше, заселена казакскими народами, говорят, численностью 40 000 человек. Еще южнее Тургустана есть укрепленные города, как город Ташент, или Таскейт, в шести днях езды отсюда; вокруг него живут люди, которых они называют катама курума. Князя там зовут Урас Султан; у него бусурманская вера, он ежегодно воюет с казаками."

Отрывок из книги Николаса Витсена «Noord en Oost Tartarye», написанной в 17-18 веках, где описывается территория «Kasaki Tartari»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Два важных факта о казахских торе и вообще о чингизидах.

1) Казахские торе это не только Урусханиды из династии первых ханов и их родственники. 

2) Чингизиды не различают даже халха и казанских татар, в широком смысле этого слова. И те, и другие черная кость.

Так что лжехан такой-то или султан такой-то Кучумович или шейбанид, абсолютно по барабану, до тех пор, пока он подчиняется хану или султану покрупнее. Будь он шейбанидом, урусханидом, да хоть чагатаем, хулугуидом, или даже толуидом.

Каракалпаки ногаи консолидированные в Средней Азии с местным населением и не присоединившиеся к казахам.

Четвертый казахский жуз это катаганы (минги, юзы, кырыки, остальные кто с ними), а не каракалпаки, кыргызы или кто угодно другой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Kamal сказал:

 

Русские документы, относящиеся к 1694 г., называют в качестве «владельца» каракалпаков некоего Табурчак султана. В 1709 г. упоминается в качестве хана каракалпаков Каип-султан, сын Табурчака» [7, с. 376]. Чуть позже, в 10-40 годах XVIII века каракалпаки находились под властью казахского хана Младшего жуза Абулхайра.

Каракалпаки должны были ежегодно платить казахским ханам значительную дань хлебом, выставлять конные войска, вместе с казахами участвовать в набегах на русские пограничные районы, на кочевья калмаков, на соседние государства - Бухару и Коканд. Во времена «Актабан шубырынды» (Годы Великого бедствия 1723-1726 гг.) союзные отряды казахов и каракалпаков во главе с Абулхайр ханом предприняли наступление против волжских калмаков, а после победы над ними на западе, повернули фронт на сырдарьинские города против джунгар Цэван Раптана [2, с. 122-136]. В каракалпакском народном предании говорится, что им была пожалована Тауке-ханом местность Уллытау, через который проходили караванные дороги в Ташкент, Китай, Москву, Казань. Каракалпаки обязаны были собирать для казахских ханов пошлину «баж» с проходящих через их территорию караванов, так как считалось, что эта земля собственность ханов и лишь временно пожалована каракалпакам [4, с. 30].

Нашествие джунгар в 1723 году на казахскую степь и Туркестан вынудило каракалпаков передвинуться вверх по Сырдарье, к Ташкенту, дальше к Бухаре, а также в низовья Сырдарьи, к Аральскому морю. Так каракалпаки разделились на «верхних» и «нижних». Основная масса «нижних» каракалпаков, покинув плодородные территории с действующими каналами на среднем течении Сырдарьи, переселились на не освоенные земли Жанадарьи, Кувандарьи. Как говорили выше, они приняли участие в войне с калмаками в составе казахской армии хана Абулхайра. В 1731 году каракалпаки вместе с казахами Младшего жуза вступили в подданство Российской империи, но в 1743 году Абулхайр хан подверг разгрому каракалпакские аулы. Этому послужило то обстоятельство, что каракалпакские старшины решили напрямую перейти в российское подданство, не подчиняясь далее казахам, не платя им традиционную ежегодную дань. С этого времени и начинается война между этими родственными народами, которая, в конце концов, приведёт к уходу каракалпакского народа в пределы хорезмского оазиса, в Хивинское ханство. Мимоходом скажем, что «стремление» каракалпаков войти в российское подданство будет осуществлено в 1873 году, после военного захвата Хивинского ханства колониальными русскими войсками генерала Кауфмана.

Зимой 1746-1747 гг. на каракалпаков нападает султан Среднего жуза Аблай, впоследствии ставший ханом всех казахов (1771-1781). Основная масса «нижних» каракалпаков начала отходить все дальше на юго-запад, к границам Хивы, сосредоточиваясь главным образом на территории между Кувандарьёй и Жанадарьёй, и частично, в восточной части дельты Амударьи [6, с. 54]. Тяжёлой стала жизнь каракалпаков, живших в низовьях и верховьях Сырдарьи, зависимых от казахских султанов. «Верхние» каракалпаки были вынуждены производить зерно с прикрепленных участков земель для казахских султанов по установлен­ному порядку джунгарских феодалов. «Нижние» каракалпаки кроме платы различных податей, обязаны были продолжать охоту на тигров в пользу казахских правителей. Начавшиеся чуть позже, в 60-х годах XVIII века иомудские (туркмены) набеги на каракалпаков с запада через Амударью, ещё более ухудшило их положение. Им пришлось вести войну на всех направлениях. Впрочем, с туркменами в этих годах обострились отношения и казахов, совершавших взаимные нападения.

К 1750 году на Сырдарье оставалось всего 6 тысяч семейств каракалпаков [6, с. 52]. Вместе с жанадарьинскими сородичами они в течении нескольких лет, до 1756 года вели борьбу с казахскими ханами и султанами.

События в Младшем жузе после убийства Абулхайр хана (1748 г.) султаном Среднего жуза Бараком, появления отдельных ханств Нуралы, султанов Батыра, Ералы, повлияли и на дальнейшую судьбу кара­калпакского народа. Султаны Батыр и Ералы, отделившись от Нуралы хана, не признавали подданства России, грабили русские и другие караваны, а также часто нападали на соседние народы. Так как территории подвластные султанам Батыру и Ералы, прилегали к Сырдарье и непосредственно граничили с территорией каракалпаков, живших на Сырдарье и Жанадарье, последние стали объектом постоян­ного нападения казахов. Наряду с Младшим жузом на них нападал и Средний жуз. «В феврале 1750 г. Меньшей орды Айчувак султан и Утетляв тархан … и Средней орды Джанибек тархан с тремя тысячами человек пошли разграбить каракалпаков и аральцев, кочевавших по той стороне Сырдарьи с тем, чтобы идти дальше в Хиву» [5, с. 221]. В этот момент каракалпаки, соединившись с аральцами, нанесли серьёзный военный удар по казахам. В этом же году произошёл неудачный поход на каракалпаков казахов - аргынов, которые потеряли своего предводителя Сяркана [5, с. 221].

Столкновения между двумя родственными народами значительно обострились в 60-х годах XVIII века. В 1762 году казахи Младшего жуза во главе с султаном Ералы совершили массовый поход на каракалпаков. «В походе, по данным русских источников, приняли участие около 20.000 казахов. Султану Ералы оказали поддержку и казахи Среднего жуза» [1, с. 156]. Победоносное наступление казахских вооружённых сил на сырдарьинских каракалпаков, их невыносимое положение, вынудило последних навсегда покинуть эту область и перекочевать на Жанадарью и дальше в Аральские владения. Об этих событиях повествует в своих поэмах «Уллытау» и «Разорённый народ» («Босқан ел») классик каракалпакской литературы Жиен жырау (1730-1784). Он сам был очевидцем тех войн между казахами и каракалпаками на Сырдарье, тех разгромов, ужасов, которые пережили каракалпакские племена, перекочевавшие в пределы Хорезмского оазиса [3, с. 26-27].

На Жанадарье каракалпаки вошли в непосредственное сопри­косновение с аральскими узбеками, с которыми они имели связь ещё с начала XVIII века. Надо сказать, что под именем аральцев в XVII-XVIII столетиях была известна группа узбекских племён, состоявшая из конратов, мангытов, кыпчаков, ходжа-эли, занимавших дельту Амударьи и побережье Аральского моря. Об этом говорит Дмитрий Гладышев [8, с. 22]. По своему этническому происхождению они несколько отличались от узбеков южного Хорезма. В результате совместных действий каракалпаков и аральцев, которым также было невыгодно находиться под властью казахских ханов, было остановлено наступление казахов, дан отпор, который спас эти народы на опре­делённое время от экспансии.

Что касается «верхних» каракалпаков, в 60 годы XVIII века они находившиеся под правлением султана Сыгая - сына Барак султана, начали кочевать в Наманган (Ферганскую долину). Сыгаю пришлось, применяя военную силу, вернуть и держать их в зависимости. Но «верхние» каракалпаки начали массово уходить на Жанадарью и около Кзыл-Тама вступили в ожесточённую схватку с казахами.

Хотя во 2-й половине XVIII века каракалпаки отдельными группи­ровками проживали в разных регионах Средней Азии, в Фергане, Ташкенте, на Бухарской территории, в северной части Хорезма, но основным центром расселения этого народа стал, как мы говорили, Жанадарьинский оазис. По-видимому, в этот период у каракалпаков ещё не было централизованной государственной власти. О существо­вании собственных ханов материалов не имеется. Каждое племенное объединение возглавлялось бием. Ханами у них обычно сидели казахские султаны. В эти же времена казахские правители заставили каракалпаков признать некоего Бори Султана своим ханом. Но через некоторое время Бори Султан был убит. Это убийство ещё более усилило вражду между казахами и каракалпаками, а также явилось неоспоримым поводом для нового наступления казахов на Жанадарье. Здесь надо отметить всевозрастающую роль Хивинского ханства в разжи­гании национального противостояния между казахами и каракалпаками. Руководствуясь принципом древних римлян «разделяй и властвуй», хивинцы всячески провоцировали то казахов, то каракалпаков на враждебные действия с целью ослабить друг друга и облегчить самим задачу захвата жанадарьинских земель и покорении каракалпаков. Такую же политику проводила и имперская Россия. Она палец об палец не ударила в деле защиты дважды присягавших (1731, 1743) им на верность и подданство каракалпаков.

Между тем, в 80-х годах XVIII века среди самих каракалпакских родов начинаются разногласия, междоусобицы. Со стороны одного из управителей каракалпаков Нуртая были истреблены ряд аулов рода Карамойын, возглавляемого Жылкайдар батыром. Эти обстоятельства вынудили часть каракалпакских родов перекочевать на Сурхандарью (юг современного Узбекистана). Все это привело к ослаблению сил жанадарьинских каракалпаков. Пользуясь этим, казахская правящая вер­хушка потребовала у каракалпаков признать своим ханом Кудайменди – старшего брата убитого Бори Султана. Не получив согласия на свои требования, казахи стали собирать военные силы во главе с Кудайменди Султаном к войне против каракалпаков. Это все очень обеспокоило каракалпакскую верхушку во главе с Нуртаем. Были наняты 20 тысяч туркменских войн, что более ухудшило положение самих каракалпаков, потерявших доверие своим предводителям. Вскоре от помощи туркмен пришлось отказаться. В этих условиях 8 тысячное войско Кудайменди Султана осенью 1785 года открыто производит нападение на каракалпаков, живших на Жанадарье и Кувандарье. Весной 1786 года казахи уже во главе Жанкара батыром повторно совершают поход на каракалпаков. Эти нападения были отбиты. Тогда в июле 1786 года казахи, собравшись силами, вновь идут на каракалпакские аулы. В ожесточённом бою, в решающий момент, правитель каракалпаков Нуртай бежал с поля боя в свою резиденцию, где вскоре покончил жизнь самоубийством. Принявший командование над каракалпакскими войсками Косназар бий был взят в плен, а его армия отступила. В этом бою тяжёлые потери понесли и казахи. С этого времени между казахами и каракалпаками наступает затишье в военных действиях. Этому послужили такие причины: на территории Младшего жуза нарастает антиколониальное движение казахов во главе Срым батыром против России, неурядицы в казахской степи среди самих султанов и ханов, а также наступление ханов Хивы на каракалпаков.

В конце скажем, что спорная область Жанадарьи и проживавшие там каракалпаки, были в 1810 году завоёваны хивинским ханом Мухаммед Рахимом I. Далее их история будет идти в русле узбекского политического и экономического влияния. В более позднее время казахи и каракалпаки, как в старые времена, опять будут плечом к плечу вместе воевать и участвовать в восстаниях за независимость против общего врага, в данном случае против Хивинского ханства. Напоследок приведём один факт. Во времена восстания каракалпаков против хивинского господства под руководством Ерназара Алакоза в 1856 году, каракалпаки избрали своим ханом казахского султана – Зарлык - торе. Но восстание потерпело поражение, Зарлык - торе был казнён в Хиве. Таким образом, можно подытожить, что каракалпакский улус («четвер­тый жуз»), окончательно отмежевался от сферы политических отношении казахских жузов, от родственных корней в виде самостоятельного народа.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Уталиев С.А. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЖУЗ» (ИЗ ИСТОРИИ КАЗАХСКО- КАРАКАЛПАКСКИХ ОТНОШЕНИИ XVIII В.) // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(6). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 5-10.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Tima_2109 said:

Считаю что да. 

Учебники, ведь, готовят молодежь к патриотизму, не все там прям истина последней инстанции. Надо быть разборчивым с первоисточниками, а не полагаться на учебники. Тут самостоятельность нужна и стремление узнать правду. По учебникам мы все историки, но почему-то историками-профессионалами становятся единицы. Эта сторона Вас не смущает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Hakan сказал:

В городе Сусак живет князь Абла Султан. От Саврана до Сусака день езды и больше. С правой стороны от реки Савран, позади Сирдара, находится город Аккорган. К юго–западу от Саврана имеется начальник, его имя неизвестно. С правой стороны от реки Сирдар, в стороне Каракалпакское, есть город Сирнак и князь, или начальник, по имени Ишим Султан.
"У Теффки Хана, который сейчас правит в Тургустане, нет ног, так как ему их отстрелил его собственный народ; они его носят на руках. Там имеется ярмарка. Теффки Хан ездит верхом, чтобы вести торговлю, вооружен луком и стрелами. Какова причина, что он так выезжает, мне не известно. Народ казакских краев – свободные люди; они могут идти куда хотят, не признавая начальства. Каракалпаки расположены от них недалеко, внизу у Сирдара. Люди, заслуживающие доверия, говорят, что этого народа 8 000 человек, у них нет пушек, а панцири тегиляй и метательное оружие у них в казакских и каракалпакских краях в изобилии. Там растут рис, просо, ячмень, жито, пшеница, горох, но рожь и овес там не растут. К югу и к востоку от Тургустана находится река Талас, ее длина – шесть дней езды и больше, заселена казакскими народами, говорят, численностью 40 000 человек. Еще южнее Тургустана есть укрепленные города, как город Ташент, или Таскейт, в шести днях езды отсюда; вокруг него живут люди, которых они называют катама курума. Князя там зовут Урас Султан; у него бусурманская вера, он ежегодно воюет с казаками."

Отрывок из книги Николаса Витсена «Noord en Oost Tartarye», написанной в 17-18 веках, где описывается территория «Kasaki Tartari»

Книга описывает положение казахов и каракалпаков 1690-х годов. С некоторыми дополнениями книга вышла в свет 1705 году.

Правителем каракалпаков называется Ишим-султана и скорее всего это сам Ишим Мухаммед хан из Кучумовичей. Есть ли другие сведения касательно начало правления Ишим-хана каракалпаками. Как знаю, Ишим Мухаммед до провозглашения ханом каракалпаков находился в плену у калмыков.

Ещё один интересный вопрос в истории каракалпаков это их столица. В разных источниках сообщается, что город Янгикет (Жанкент) был столицей Нижних каракалпаков, Туркестан - Верхних, и видимо Сыгнак у Средних.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Tima_2109 said:

Русские документы, относящиеся к 1694 г., называют в качестве «владельца» каракалпаков некоего Табурчак султана. В 1709 г. упоминается в качестве хана каракалпаков Каип-султан, сын Табурчака» [7, с. 376]. Чуть позже, в 10-40 годах XVIII века каракалпаки находились под властью казахского хана Младшего жуза Абулхайра.

Каракалпаки должны были ежегодно платить казахским ханам значительную дань хлебом, выставлять конные войска, вместе с казахами участвовать в набегах на русские пограничные районы, на кочевья калмаков, на соседние государства - Бухару и Коканд. Во времена «Актабан шубырынды» (Годы Великого бедствия 1723-1726 гг.) союзные отряды казахов и каракалпаков во главе с Абулхайр ханом предприняли наступление против волжских калмаков, а после победы над ними на западе, повернули фронт на сырдарьинские города против джунгар Цэван Раптана [2, с. 122-136]. В каракалпакском народном предании говорится, что им была пожалована Тауке-ханом местность Уллытау, через который проходили караванные дороги в Ташкент, Китай, Москву, Казань. Каракалпаки обязаны были собирать для казахских ханов пошлину «баж» с проходящих через их территорию караванов, так как считалось, что эта земля собственность ханов и лишь временно пожалована каракалпакам [4, с. 30].

Нашествие джунгар в 1723 году на казахскую степь и Туркестан вынудило каракалпаков передвинуться вверх по Сырдарье, к Ташкенту, дальше к Бухаре, а также в низовья Сырдарьи, к Аральскому морю. Так каракалпаки разделились на «верхних» и «нижних». Основная масса «нижних» каракалпаков, покинув плодородные территории с действующими каналами на среднем течении Сырдарьи, переселились на не освоенные земли Жанадарьи, Кувандарьи. Как говорили выше, они приняли участие в войне с калмаками в составе казахской армии хана Абулхайра. В 1731 году каракалпаки вместе с казахами Младшего жуза вступили в подданство Российской империи, но в 1743 году Абулхайр хан подверг разгрому каракалпакские аулы. Этому послужило то обстоятельство, что каракалпакские старшины решили напрямую перейти в российское подданство, не подчиняясь далее казахам, не платя им традиционную ежегодную дань. С этого времени и начинается война между этими родственными народами, которая, в конце концов, приведёт к уходу каракалпакского народа в пределы хорезмского оазиса, в Хивинское ханство. Мимоходом скажем, что «стремление» каракалпаков войти в российское подданство будет осуществлено в 1873 году, после военного захвата Хивинского ханства колониальными русскими войсками генерала Кауфмана.

Зимой 1746-1747 гг. на каракалпаков нападает султан Среднего жуза Аблай, впоследствии ставший ханом всех казахов (1771-1781). Основная масса «нижних» каракалпаков начала отходить все дальше на юго-запад, к границам Хивы, сосредоточиваясь главным образом на территории между Кувандарьёй и Жанадарьёй, и частично, в восточной части дельты Амударьи [6, с. 54]. Тяжёлой стала жизнь каракалпаков, живших в низовьях и верховьях Сырдарьи, зависимых от казахских султанов. «Верхние» каракалпаки были вынуждены производить зерно с прикрепленных участков земель для казахских султанов по установлен­ному порядку джунгарских феодалов. «Нижние» каракалпаки кроме платы различных податей, обязаны были продолжать охоту на тигров в пользу казахских правителей. Начавшиеся чуть позже, в 60-х годах XVIII века иомудские (туркмены) набеги на каракалпаков с запада через Амударью, ещё более ухудшило их положение. Им пришлось вести войну на всех направлениях. Впрочем, с туркменами в этих годах обострились отношения и казахов, совершавших взаимные нападения.

К 1750 году на Сырдарье оставалось всего 6 тысяч семейств каракалпаков [6, с. 52]. Вместе с жанадарьинскими сородичами они в течении нескольких лет, до 1756 года вели борьбу с казахскими ханами и султанами.

События в Младшем жузе после убийства Абулхайр хана (1748 г.) султаном Среднего жуза Бараком, появления отдельных ханств Нуралы, султанов Батыра, Ералы, повлияли и на дальнейшую судьбу кара­калпакского народа. Султаны Батыр и Ералы, отделившись от Нуралы хана, не признавали подданства России, грабили русские и другие караваны, а также часто нападали на соседние народы. Так как территории подвластные султанам Батыру и Ералы, прилегали к Сырдарье и непосредственно граничили с территорией каракалпаков, живших на Сырдарье и Жанадарье, последние стали объектом постоян­ного нападения казахов. Наряду с Младшим жузом на них нападал и Средний жуз. «В феврале 1750 г. Меньшей орды Айчувак султан и Утетляв тархан … и Средней орды Джанибек тархан с тремя тысячами человек пошли разграбить каракалпаков и аральцев, кочевавших по той стороне Сырдарьи с тем, чтобы идти дальше в Хиву» [5, с. 221]. В этот момент каракалпаки, соединившись с аральцами, нанесли серьёзный военный удар по казахам. В этом же году произошёл неудачный поход на каракалпаков казахов - аргынов, которые потеряли своего предводителя Сяркана [5, с. 221].

Столкновения между двумя родственными народами значительно обострились в 60-х годах XVIII века. В 1762 году казахи Младшего жуза во главе с султаном Ералы совершили массовый поход на каракалпаков. «В походе, по данным русских источников, приняли участие около 20.000 казахов. Султану Ералы оказали поддержку и казахи Среднего жуза» [1, с. 156]. Победоносное наступление казахских вооружённых сил на сырдарьинских каракалпаков, их невыносимое положение, вынудило последних навсегда покинуть эту область и перекочевать на Жанадарью и дальше в Аральские владения. Об этих событиях повествует в своих поэмах «Уллытау» и «Разорённый народ» («Босқан ел») классик каракалпакской литературы Жиен жырау (1730-1784). Он сам был очевидцем тех войн между казахами и каракалпаками на Сырдарье, тех разгромов, ужасов, которые пережили каракалпакские племена, перекочевавшие в пределы Хорезмского оазиса [3, с. 26-27].

На Жанадарье каракалпаки вошли в непосредственное сопри­косновение с аральскими узбеками, с которыми они имели связь ещё с начала XVIII века. Надо сказать, что под именем аральцев в XVII-XVIII столетиях была известна группа узбекских племён, состоявшая из конратов, мангытов, кыпчаков, ходжа-эли, занимавших дельту Амударьи и побережье Аральского моря. Об этом говорит Дмитрий Гладышев [8, с. 22]. По своему этническому происхождению они несколько отличались от узбеков южного Хорезма. В результате совместных действий каракалпаков и аральцев, которым также было невыгодно находиться под властью казахских ханов, было остановлено наступление казахов, дан отпор, который спас эти народы на опре­делённое время от экспансии.

Что касается «верхних» каракалпаков, в 60 годы XVIII века они находившиеся под правлением султана Сыгая - сына Барак султана, начали кочевать в Наманган (Ферганскую долину). Сыгаю пришлось, применяя военную силу, вернуть и держать их в зависимости. Но «верхние» каракалпаки начали массово уходить на Жанадарью и около Кзыл-Тама вступили в ожесточённую схватку с казахами.

Хотя во 2-й половине XVIII века каракалпаки отдельными группи­ровками проживали в разных регионах Средней Азии, в Фергане, Ташкенте, на Бухарской территории, в северной части Хорезма, но основным центром расселения этого народа стал, как мы говорили, Жанадарьинский оазис. По-видимому, в этот период у каракалпаков ещё не было централизованной государственной власти. О существо­вании собственных ханов материалов не имеется. Каждое племенное объединение возглавлялось бием. Ханами у них обычно сидели казахские султаны. В эти же времена казахские правители заставили каракалпаков признать некоего Бори Султана своим ханом. Но через некоторое время Бори Султан был убит. Это убийство ещё более усилило вражду между казахами и каракалпаками, а также явилось неоспоримым поводом для нового наступления казахов на Жанадарье. Здесь надо отметить всевозрастающую роль Хивинского ханства в разжи­гании национального противостояния между казахами и каракалпаками. Руководствуясь принципом древних римлян «разделяй и властвуй», хивинцы всячески провоцировали то казахов, то каракалпаков на враждебные действия с целью ослабить друг друга и облегчить самим задачу захвата жанадарьинских земель и покорении каракалпаков. Такую же политику проводила и имперская Россия. Она палец об палец не ударила в деле защиты дважды присягавших (1731, 1743) им на верность и подданство каракалпаков.

Между тем, в 80-х годах XVIII века среди самих каракалпакских родов начинаются разногласия, междоусобицы. Со стороны одного из управителей каракалпаков Нуртая были истреблены ряд аулов рода Карамойын, возглавляемого Жылкайдар батыром. Эти обстоятельства вынудили часть каракалпакских родов перекочевать на Сурхандарью (юг современного Узбекистана). Все это привело к ослаблению сил жанадарьинских каракалпаков. Пользуясь этим, казахская правящая вер­хушка потребовала у каракалпаков признать своим ханом Кудайменди – старшего брата убитого Бори Султана. Не получив согласия на свои требования, казахи стали собирать военные силы во главе с Кудайменди Султаном к войне против каракалпаков. Это все очень обеспокоило каракалпакскую верхушку во главе с Нуртаем. Были наняты 20 тысяч туркменских войн, что более ухудшило положение самих каракалпаков, потерявших доверие своим предводителям. Вскоре от помощи туркмен пришлось отказаться. В этих условиях 8 тысячное войско Кудайменди Султана осенью 1785 года открыто производит нападение на каракалпаков, живших на Жанадарье и Кувандарье. Весной 1786 года казахи уже во главе Жанкара батыром повторно совершают поход на каракалпаков. Эти нападения были отбиты. Тогда в июле 1786 года казахи, собравшись силами, вновь идут на каракалпакские аулы. В ожесточённом бою, в решающий момент, правитель каракалпаков Нуртай бежал с поля боя в свою резиденцию, где вскоре покончил жизнь самоубийством. Принявший командование над каракалпакскими войсками Косназар бий был взят в плен, а его армия отступила. В этом бою тяжёлые потери понесли и казахи. С этого времени между казахами и каракалпаками наступает затишье в военных действиях. Этому послужили такие причины: на территории Младшего жуза нарастает антиколониальное движение казахов во главе Срым батыром против России, неурядицы в казахской степи среди самих султанов и ханов, а также наступление ханов Хивы на каракалпаков.

В конце скажем, что спорная область Жанадарьи и проживавшие там каракалпаки, были в 1810 году завоёваны хивинским ханом Мухаммед Рахимом I. Далее их история будет идти в русле узбекского политического и экономического влияния. В более позднее время казахи и каракалпаки, как в старые времена, опять будут плечом к плечу вместе воевать и участвовать в восстаниях за независимость против общего врага, в данном случае против Хивинского ханства. Напоследок приведём один факт. Во времена восстания каракалпаков против хивинского господства под руководством Ерназара Алакоза в 1856 году, каракалпаки избрали своим ханом казахского султана – Зарлык - торе. Но восстание потерпело поражение, Зарлык - торе был казнён в Хиве. Таким образом, можно подытожить, что каракалпакский улус («четвер­тый жуз»), окончательно отмежевался от сферы политических отношении казахских жузов, от родственных корней в виде самостоятельного народа.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Уталиев С.А. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЖУЗ» (ИЗ ИСТОРИИ КАЗАХСКО- КАРАКАЛПАКСКИХ ОТНОШЕНИИ XVIII В.) // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(6). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 5-10.

Это уж сочинение на историческую тему.

Дальше углубляться и разбирать данное сочинение нет смысла, только интересно - Вы правда верите, что Табурчак султан и его сын Каип султан правившие среди каракалпаков происходят из казахских чингизидов? В статье Ж. Сабитова они указаны сыном и внуком каракалпакского Кучук хана - Кучумовича. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Hakan сказал:

Еще южнее Тургустана есть укрепленные города, как город Ташент, или Таскейт, в шести днях езды отсюда; вокруг него живут люди, которых они называют катама курума. Князя там зовут Урас Султан; у него бусурманская вера, он ежегодно воюет с казаками."

Кто этот правитель катаганов и курама по имени Урус-султан, который постоянно воевал с казахами?! Очень интересно стало.

В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Сюда вошли: Карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек би, Айтеке би, киргиз Кокым би, каракалпак Сасык би и Мухамед би. Старшим был выбран Сасык би. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Мухаммед бий был мангытом из каракалпаков и управлял курама.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 minutes ago, Hakan said:

Книга описывает положение казахов и каракалпаков 1690-х годов. С некоторыми дополнениями книга вышла в свет 1705 году.

Правителем каракалпаков называется Ишим-султана и скорее всего это сам Ишим Мухаммед хан из Кучумовичей. Есть ли другие сведения касательно начало правления Ишим-хана каракалпаками. Как знаю, Ишим Мухаммед до провозглашения ханом каракалпаков находился в плену у калмыков.

Ещё один интересный вопрос в истории каракалпаков это их столица. В разных источниках сообщается, что город Янгикет (Жанкент) был столицей Нижних каракалпаков, Туркестан - Верхних, и видимо Сыгнак у Средних.

Ишим Мухаммед не был в плену, его отец Хасан султан был аманатом у Аюки хана, а дети Хасан султана Ишим и Байбулат (последний известен как Карасакал) росли при отце у калмыков, про третьего сына Саркиш Гирея информации мало.

После смерти Жангир хана, каракалпаки выпросили Ишима к себе в ханы, а Байбулат оставался с отцом у калмыков. Хорошо был знаком с Шуна Лоузаном и знал, что тот сгорел при пожаре в кочевьях калмыков. С его именем он устроил шорох среди джунгар. 

По русским архивным документам известно, что Ишим хан правил Средними каракалпаками, а его соправители Султан Мурат и Мурат Шейх - Верхними и Нижними, соответственно.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Kamal сказал:

Это уж сочинение на историческую тему.

Дальше углубляться и разбирать данное сочинение нет смысла, только интересно - Вы правда верите, что Табурчак султан и его сын Каип султан правившие среди каракалпаков происходят из казахских чингизидов? В статье Ж. Сабитова они указаны сыном и внуком каракалпакского Кучук хана - Кучумовича. 

Откуда вы взяли то что Табурчак происходит от казахских чингизидов? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Kamal сказал:

Это уж сочинение на историческую тему.

Дальше углубляться и разбирать данное сочинение нет смысла, только интересно - Вы правда верите, что Табурчак султан и его сын Каип султан правившие среди каракалпаков происходят из казахских чингизидов? В статье Ж. Сабитова они указаны сыном и внуком каракалпакского Кучук хана - Кучумовича. 

У вас что все казахское сочинение? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Hakan сказал:

Кто этот правитель катаганов и курама по имени Урус-султан, который постоянно воевал с казахами?! Очень интересно стало.

В 1680 году при хане Тауке был утвержден совет биев. Сюда вошли: Карлыгаш Толе-би, каздаусты Казыбек би, Айтеке би, киргиз Кокым би, каракалпак Сасык би и Мухамед би. Старшим был выбран Сасык би. Совет биев был постоянно действующим учреждением. И хотя ему вменялись совещательные права, хан должен был считаться с решениями биев. Мухаммед бий был мангытом из каракалпаков и управлял курама.

Откуда вы интересно взяли что Сасык би был старшим? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Hakan сказал:

Книга описывает положение казахов и каракалпаков 1690-х годов. С некоторыми дополнениями книга вышла в свет 1705 году.

Правителем каракалпаков называется Ишим-султана и скорее всего это сам Ишим Мухаммед хан из Кучумовичей. Есть ли другие сведения касательно начало правления Ишим-хана каракалпаками. Как знаю, Ишим Мухаммед до провозглашения ханом каракалпаков находился в плену у калмыков.

Ещё один интересный вопрос в истории каракалпаков это их столица. В разных источниках сообщается, что город Янгикет (Жанкент) был столицей Нижних каракалпаков, Туркестан - Верхних, и видимо Сыгнак у Средних.

Совет биев был создан для противовеса султаном, чингизидам короче со всей аристократией. Каракалпаки же входили в этот совет значит были подданными казахского хана Тауке, платили дань, и.т.д 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Tima_2109 сказал:

Откуда вы интересно взяли что Сасык би был старшим? 

Вас возмутило то, что представитель каракалпаков был старейшиной Совета?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Tima_2109 сказал:

Откуда вы взяли то что Табурчак происходит от казахских чингизидов? 

Этот вопрос касается вам. Вы же привели список «казахских ханов» у каракалпаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...