Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Бахадыр именно в значении богатырь. Хан над ханами или старший хан это хан келан. У Абулхаира полное имя было Абулхаир Мухаммад-Гази Бахадур-хан. У Тауке - Таваккул Мухаммад Гази Бахадур-хан. Что там казахи присвоили опять? :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 minutes ago, Le_Raffine said:

Бахадыр именно в значении богатырь. Хан над ханами или старший хан это хан келан. У Абулхаира полное имя было Абулхаир Мухаммад-Гази Бахадур-хан. У Тауке - Таваккул Мухаммад Гази Бахадур-хан. Что там казахи присвоили опять? :D

Бахадыр хан именно главный хан, возможно у казахов по-другому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Kamal сказал:

Бахадыр хан именно главный хан, возможно у казахов по-другому.

А где об этом можно прочитать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, Le_Raffine said:

А где об этом можно прочитать?

Оказывается и у казахов этот титул означал старшего хана, то есть синоним к главному хану:

http://wikiredia.ru/wiki/Бахадыр

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди казахских ханов титул Бахадур имели не только старшие ханы. Бахадур давали не всем а тем кто прославился как батыры личным мужеством храбростью в боях. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это два разных Каипа, в Хиве правил не отец Батыр султана из Мл.жуза, а его сын тоже Каип хан. Отец Батыра Каип хан был ханом после Тауке, его убили среднежузовские. Скорее всего правил в Мл.жузе или частью его.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И вообще, в реальности обстоятельства его появления в Хиве неясно. Но местные предания говорят, что он ставленник каракалпакских мангытов.

А у казахов все размыто, здесь собственно о неясном: Ссылки в открытом доступе нет, только есть сохраненная копия.

http://hl.mailru.su/mcached?q=Каип бахадур хан&c=21-1%3A294-1&r=14826815&qurl=http%3A%2F%2Fbibliotekar.kz%2Fproshloe-kazahstana-v-istoricheskih-mate%2Fkaip-han.html&frm=webhsm

В конце 40-х годов XVIII столетия видим в Хиве ханом Каипа, сына Батыря, султана Малой Киргизской орды. Когда вступил на ханство Каип, мы не знаем. Те отрывочные сведения, которые попадаются у нас о Хиве за время с 1742 по 1750 год, не выясняют нам, как попал Каип в Хиву… 25 апреля 1750 года прибыл в Оренбург посланец Каипа Ширбек. Посольство из Хивы явилось в Оренбург в первый раз, и Неплюев не знал, как поступить в этом случае. Он снесся с Коллегией Иностранных Дел (дело 9 мая 1750 г.). В своем рапорте по поводу этого посольства Неплюев доносил, что хвинцы всегда имели своих ханов, но узбеки, пользуясь своей силой, убивают ханов по своему произволу и на место их нередко сажают султанов киргизских, присягнувших на подд анство России. Поэтому он просил разъяснения, как поступать генерал-губернатору в случае такого избрания, что может повторяться часто, особенно с тех пор, как хивинцы сделались независимы от Персии. На это Коллегия указом от 13 августа 1750 г. дозволяла султанам кирзиским вступать в ханство в Хиве и отменила указ 21 октября 1745 г., изданный во время владения Хивой шаха Надира. Оренбургскому генерал-губернатору вменялось в обязанность приветствовать новоизбранного султана, одарить его и требовать поощрения торговли и возможно большей посылки купцов в Оренбург...

 
Императрица Екатерина II, тотчас же по вступлении на престол, обратила внимание на развитие торговли Астрахани с Хивой и Бухарой. Это видно из ее письма Дмитрию Волкову. Можеть быть, вследствие этой заботливости и образовалась в Астрахани в 1762 г. „компания русских купцов", для торговли с Хивой. В это же время приезжал в Россию посланец от хивинского хана. Приходило ли это посольство от Каипа — сведений нет. Но в 1771 г. Каип не ханствовал уже в Хиве, это мы знаем положительно. Хивинцы изгнали его.
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 minutes ago, Tama said:

Среди казахских ханов титул Бахадур имели не только старшие ханы. Бахадур давали не всем а тем кто прославился как батыры личным мужеством храбростью в боях. 

Возможно, в этом и отличие каракалпакских Бахадыр ханов от казахских, ибо до войны с джунгарами Ишим Мухаммед ни в одном бою не отметился. Абулхаиру просто пригрозил войной, но не воевал.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, Kamal сказал:

Но местные предания говорят, что он ставленник каракалпакских мангытов.

Это те самые мангыты, которые 1714 году провозгласили Ишим Мухаммеда ханом Арала. И в том же году, они на восточной дельте Амударьи закончили постройку большого канала, которому дали название по имени своего правителя — Ишим (Ешим-жарган).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Hakan said:

Это те самые мангыты, которые 1714 году провозгласили Ишим Мухаммеда ханом Арала. И в том же году они закончили постройку большого канала, которому дали название по имени своего правителя — Ишим (Ешим-жарган).

Точно, об этом еще Полат писал, так как он сам мангытского племени, и это событие есть и в хивинских архивах. Этот канал, по словам Полата проходит близ Ходжейли, где позже обосновались каракалпакские Кенегесы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

50 минут назад, Kamal сказал:

Оказывается и у казахов этот титул означал старшего хана, то есть синоним к главному хану:

http://wikiredia.ru/wiki/Бахадыр

То, что старший хан мог иметь этот титул не означает, что это синоним старшего хана. Еще раз покажите ссылку где указано, что бахадыр-хан это титул равнозначный старшему хану.

27 минут назад, Kamal сказал:

И вообще, в реальности обстоятельства его появления в Хиве неясно. Но местные предания говорят, что он ставленник каракалпакских мангытов.

А у казахов все размыто, здесь собственно о неясном: Ссылки в открытом доступе нет, только есть сохраненная копия.

Ничего неясного нет. 

Гаиб-хан. Он сын Бахадур-хана. В начале своих жизненных обстоятельств он ушел от казахов в Бухару и, когда Надир-шах овладел Мавераннахром, пришел к нему на служение. В большинстве сражений и походов он находился в кортеже шаха.

Прибыв с Хораз-беком, он в упомянутом году, когда солнце находилось в созвездии Льва 202, удостоился короны хорезмшахов. Через два дня после его восшествия на трон Хораз-бек убил восемнадцать человек приближенных (алтун-джилав) 203 Абу-л-Гази-хана, которые были его соучастниками в убийстве Артук-инака и Саййид-Али-бия.

В его время подданные пребывали в спокойствии, а государственные дела находились в деснице обладания и руке власти Хораз-бека. У Гаиб-хана ничего не было, кроме имени [хана]. По этой причине хан [постоянно] был в смятении.

Рассказ. Достойные доверия рассказчики передают, что причиной убийства Хораз-бека было следующее. В году курицы, в месяцы года тысяча сто шестьдесят пятого 204, Кучик-бек, сын Мухаммад-инак наймана, в Гурлене в пьяном состоянии надругался над одной вдовой. В это время [Гаиб-]хан находился на охоте в окрестностях [гор] Шайх-Джалил-таги. Та вдова явилась [к нему] и принесла жалобу на насилие. Хан, сделав Мухаммад-инаку предостережение в словах осуждения и вернувшись в город, схватил Кучик-бека с его надимами и заключил под арест.

Хораз-бек [в то время] с целью благоустроить необжитые и неустроенные земли, которые были обеленным мюльком рода мангыт, прокладывал южнее Гурлена арык. Тяжело восприняв это событие, он пришел в Хивак, без разрешения хана освободил Кучик-бека из заключения и произнес неподобающие слова относительно хана. По этой причине заполыхало пламя ненависти хана, и он утвердился в решении убить его. На следующий день, когда он явился на аудиенцию, его убили из ружья и вдогонку за [470] ним отправили [также] Шакир-бека. Казнили [также] десять человек из близких Хораз-бека и шестьдесят человек из именитых мангытов. Из этого рода Артук-/40а/ Инак шесть лет и Хораз-бек пять с половиной лет единовременно управляли всем Хорезмом.

В их дни широко распространились обычаи гнета и самоуправства и законы распутства и смуты. Однако в отношении щедрости и тароватости они были подобны Хатаму. Бекабад 205 является [одним] из творений Хораз-бека.

После этого Гаиб-хан в делах правления стал независимым. По ходатайству некоторых эмиров он простил прегрешения Кучик-бека. В том же году [хан], проявив благорасположение к конграту Ходжакули-беку, милостиво пожаловал ему должность инака.

Хан был человеком заносчивого и жестокого нрава. В конце его правления гнет его и притеснения перешли за грань умеренности и он обложил ра'иййатов Беш-Калы налогом в сорок тысяч тилла 206. Он не внял мольбам бедняков и несчастных. По этой причине кипчак Матан-аталык, найман Ибрахим-инак и нукуз Иш-Нийаз-наиб, которого называют также Шанкай, подняли в Гурлене мятеж, а в Ургенче их поддержал в свою очередь Бабаджан-Аксак.

По этой причине хан перепугался, в году тысяча сто шестьдесят девятом, [который был] годом коровы 207, назначил преемником младшего из своих младших братьев Карабая 208, [а сам] присоединился к своему отцу Бахадур-хану, который с многочисленными казахами пришел повидать сына и находился в Баг-Мураде, ушел в Дашт-и Кипчак к казахам и скончался во время Аваз-инака, проханствовав много лет. Время его правления во владениях Хорезма одиннадцать лет. И слышали мы, что у него тридцать сыновей. Абд ал-Азиз-хан, Шах-Гази-хан и Джахангир-хан из их числа. Если Аллах пожелает, теперь последует рассказ о них...

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/text4.phtml

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 minutes ago, Le_Raffine said:

1. То, что старший хан мог иметь этот титул не означает, что это синоним старшего хана. Еще раз покажите ссылку где указано, что бахадыр-хан это титул равнозначный старшему хану.

2. Ничего неясного нет. 

Гаиб-хан. Он сын Бахадур-хана. В начале своих жизненных обстоятельств он ушел от казахов в Бухару и, когда Надир-шах овладел Мавераннахром, пришел к нему на служение. В большинстве сражений и походов он находился в кортеже шаха.

Прибыв с Хораз-беком, он в упомянутом году, когда солнце находилось в созвездии Льва 202, удостоился короны хорезмшахов. Через два дня после его восшествия на трон Хораз-бек убил восемнадцать человек приближенных (алтун-джилав) 203 Абу-л-Гази-хана, которые были его соучастниками в убийстве Артук-инака и Саййид-Али-бия.

В его время подданные пребывали в спокойствии, а государственные дела находились в деснице обладания и руке власти Хораз-бека. У Гаиб-хана ничего не было, кроме имени [хана]. По этой причине хан [постоянно] был в смятении.

Рассказ. Достойные доверия рассказчики передают, что причиной убийства Хораз-бека было следующее. В году курицы, в месяцы года тысяча сто шестьдесят пятого 204, Кучик-бек, сын Мухаммад-инак наймана, в Гурлене в пьяном состоянии надругался над одной вдовой. В это время [Гаиб-]хан находился на охоте в окрестностях [гор] Шайх-Джалил-таги. Та вдова явилась [к нему] и принесла жалобу на насилие. Хан, сделав Мухаммад-инаку предостережение в словах осуждения и вернувшись в город, схватил Кучик-бека с его надимами и заключил под арест.

Хораз-бек [в то время] с целью благоустроить необжитые и неустроенные земли, которые были обеленным мюльком рода мангыт, прокладывал южнее Гурлена арык. Тяжело восприняв это событие, он пришел в Хивак, без разрешения хана освободил Кучик-бека из заключения и произнес неподобающие слова относительно хана. По этой причине заполыхало пламя ненависти хана, и он утвердился в решении убить его. На следующий день, когда он явился на аудиенцию, его убили из ружья и вдогонку за [470] ним отправили [также] Шакир-бека. Казнили [также] десять человек из близких Хораз-бека и шестьдесят человек из именитых мангытов. Из этого рода Артук-/40а/ Инак шесть лет и Хораз-бек пять с половиной лет единовременно управляли всем Хорезмом.

В их дни широко распространились обычаи гнета и самоуправства и законы распутства и смуты. Однако в отношении щедрости и тароватости они были подобны Хатаму. Бекабад 205 является [одним] из творений Хораз-бека.

После этого Гаиб-хан в делах правления стал независимым. По ходатайству некоторых эмиров он простил прегрешения Кучик-бека. В том же году [хан], проявив благорасположение к конграту Ходжакули-беку, милостиво пожаловал ему должность инака.

Хан был человеком заносчивого и жестокого нрава. В конце его правления гнет его и притеснения перешли за грань умеренности и он обложил ра'иййатов Беш-Калы налогом в сорок тысяч тилла 206. Он не внял мольбам бедняков и несчастных. По этой причине кипчак Матан-аталык, найман Ибрахим-инак и нукуз Иш-Нийаз-наиб, которого называют также Шанкай, подняли в Гурлене мятеж, а в Ургенче их поддержал в свою очередь Бабаджан-Аксак.

По этой причине хан перепугался, в году тысяча сто шестьдесят девятом, [который был] годом коровы 207, назначил преемником младшего из своих младших братьев Карабая 208, [а сам] присоединился к своему отцу Бахадур-хану, который с многочисленными казахами пришел повидать сына и находился в Баг-Мураде, ушел в Дашт-и Кипчак к казахам и скончался во время Аваз-инака, проханствовав много лет. Время его правления во владениях Хорезма одиннадцать лет. И слышали мы, что у него тридцать сыновей. Абд ал-Азиз-хан, Шах-Гази-хан и Джахангир-хан из их числа. Если Аллах пожелает, теперь последует рассказ о них...

http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Agehi1/text4.phtml

 

 

1. Как Вам угодно, так и думайте. Я ясно написал, значение Бахадыр хана для каракалпаков.

2. Ничего не ясно. Например, то что Каип хан ушел от казахов не означает, что он ушел именно от казахов. "Райский сад счастья" Муниса и Агехи несколько раз переписан, в последний раз Баяний в начале 20 века собрал уцелевшие отрывки, а в большинстве своем дополнил своими словами. 

В Вашей ссылке фактически вот этот текст: правда, на каракалпакском языке. Там и Каип хан, и Коразалы бий (Кораз бек):

 Манғыт қырғыны қашан болған?

Хақыйқатында да аталмыш жағдай ХVIII әсирдиң 50-жылларының ортасында жүз берген. ХVIII әстирдиң 40-жылларына кели Үргениш журты қызылбаслар көсеми Надиршах тәрепинен жаўлап алынып, Елбарыс хан өлтирилген еди. Нәдиршах Хийўа тахтына Тайыр Ўәлий улын хан етип белгилейди. Арадан алты ай өткен соң ол өлтирилип, орнына қарақалпақ журтының хүкимдары Ғайып Мухаммед Бахадур хан (Қайып хан) тахтқа отырады. Ғайып Мухаммед Бахадырдың Үргенш журтына хан қойылыўы тиккелей Қоразалы бийдиң тәсири менен болған. Қоразалы бий (Қораз бек) – Арал ханлығына 1730-жылларға шекем хүкимдарлық еткен Шердалы бийдиң баласы хәм оның өзинен кийинги бийлик ийеси. Қоразалы бий Ғайып ханның тахтқа отырғызғанлығын жәрия етиў ушын тартыў-таралғысы, сый-саўғасы менен Еран (Персия) журтына атланады. Қоразалы бий сапарда жүрген шағында хийўалы бийлик ийелери Ғайып ханды тахттан тайдырады. Шердалы бийдиң баллары Артық инақ (Артықалы бий) хәм Сейит инақ (Сейдалы бий) екеўин жазым етеди. Басқа да туўысқанларын қырып таслайды. Усыннан баслап Қоразалы бий кек қайтарыў ушын Хийўа ханына, Хийўалы бийлеўшилерге қарсы маўасасыз гүрес жүргизеди. 1745-жылы Абылғазы ханды тахттан аўдарып, қайтадан Ғайып Мухаммед Бахадыр ханды мәмлекет басына әкеледи. Абылғазы (Сәний) ханнан алдын Үргениш журтында Нуралы султанның да 2-3 айдай тахтта отырғанлығы туўралы дереклер гезлеседи. Қоразалы бийдиң қоллаўы менен Хийўа тахтына көтерилген Ғайып Мухаммед Бахадыр анық он бир жыл ханлық дәўран сүреди. Соңыра Қоразалы бий өз туўысқанларын, анасын өлтирген сатқынлардан өш алған. Ғайып ханның тусында Қоразалы бий (Қораз бек) аталық болады, султанлық дәрежени ийелейди. Қоразалы бий ата теги бойынша Ақманғыт Нуратдин султанның әўлады болып, оның ата-бабалары Едиге заманынан берли Үргениш журтында өз бийлигин сақлап қалған еди. Едиге мырзаның Алтынорда менен қатар, өзи өнип-өскен Үргениш журтында да хүкимранлық еткени белгили. Мине сол жолды даўам еттирип киятырған Шердалы бийдиң улы Қоразалы аталық та Туран ойпатындағы Маңғыт елиниң көсеми болды. Қоразалы да, Шердалы бий де Қыпшақтың белгили бийи Оразақ батыр менен байланыс жасап турған. Қоразалы бий Абылқайыр ханның улы Нуралы султан менен де жақсы қатнасықта болған. Қоразалы аталықтың қол астындағы – Арал ўалаяты халқының саны Хийўалылардан әдеўир басым болған көринеди. Қоразалы аталықтың нөкерлери де көпшиликти қураған. Олар өткен-кеткен кәрўанлардан бажыпул өндирип турған. Бажы жыйнаўшы батырлар бажықурт деп аталған (Ата-бабалары Арал бойларынан, Орта Азиядан кеткен Башқурт журтының халықлық атамасында да усы уғым тийкар болған деген пикирди илгери сүремиз Т.Қ). Қоразалы аталықтың абырайы ханнан кем болмаған. Хан қасындағы хәмелдарлар Қоразалы аталықтан айбынған. Олар Қоразалы аталықтың өзинен хәм Үргениш журтында Манғытлардың күшке минип кетиўинен сескенген. Хийўа атқаминерлери Қоразалы аталық пенен Ғайып ханды жаўластырыў ушын хәртүрли хийлелерди ислеп баққан. Нәмәхремлердиң тәсирине берилген Ғайып ханның қыйалында да Қоразалы аталыққа болған кери көзқарас оянған. Үргениш журтына келген елшилер де көбине-көп Қоразалы аталықтың қабыллаўында болып, сол жерден қайтып отырған. Бул хәрекетлер де Ғайып ханға унай қоймаған. Ғайып хан Нуралы хан менен де араны ашып, Қырдағы султанларға да қырын қарай баслайды. Хийўалы хәмелдарлар  ортаға от таслап, усы наразылықты өршите береди. Қоразбек аталық Хийўаға, хан дәргайына келген жерде, «ойда жоқта» өлтириледи. Оның өлими Ғайып ханның ис-хәрекетлери менен байланыстырылады. Ғайып ханның аўзынан алып қойған хәкимят басындағы Хийўалылар енди Манғытларға қырғыйдай тийеди. Олар Манғыт елиниң белгили-баслы алпыс бийин өлтирип, қалғанларын да жазалаўға өтеди. Тосаттан жүз берген бул ўақияны түсине алмай қалған хәм өз басшыларынан тағы айрылған халық жән-жаққа қашыўға мәжбүр болады. Хийўалы жазалаўшылар Манғыт туқымын қалдырмай дарғазап етиўге кириседи. Усы қантөгиспеден аман қалыў ушын Манғытың Қатаған, Дүрмен, Үргениш, Балта сыяқлы урыўлар өзлериниң тегин жасырыўға урынса, басқаларыда усындай жол излейди.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

57 минут назад, Kamal сказал:

1. Как Вам угодно, так и думайте. Я ясно написал, значение Бахадыр хана для каракалпаков.


Источник бы, учитывая вашу наклонность сочинять, не помешал.

 

57 минут назад, Kamal сказал:

2. Ничего не ясно. Например, то что Каип хан ушел от казахов не означает, что он ушел именно от казахов. "Райский сад счастья" Муниса и Агехи несколько раз переписан, в последний раз Баяний в начале 20 века собрал уцелевшие отрывки, а в большинстве своем дополнил своими словами. 


То, что он ушел от казахов и означает, что он ушел именно от казахов. Вернулся он между прочим тоже к казахам. Там упомянут и его отец Батыр/Бахадур-султан, который пришел с казахами и выручил сына из Хивы. Или он тоже каракалпак?  В общем ясно, что очередная попытка присвоить казахского хана окончилась неудачей. :) 

 

 

 

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

28 minutes ago, Le_Raffine said:

1. Источник бы, учитывая вашу наклонность сочинять, не помешал.

2. То, что он ушел от казахов и означает, что он ушел именно от казахов. Вернулся он между прочим тоже к казахам. Там упомянут и его отец Батыр/Бахадур-султан, который пришел с казахами и выручил сына из Хивы. Или он тоже каракалпак?  В общем ясно, что очередная попытка присвоить казахского хана окончилась неудачей. :) 

 

1. Кстати, каракалпакский Каип хан также носил титул Бахадыр хан, а Урускул хан - нет, так как последний подчинен первому. В упоминаемый период, кроме каракалпаков и казахов, у других соседей не было чингизидов, чтоб сравнить тюркские титулы, так что верьте мне на слово. 

Quote

нам в каракалпацкой земле известие учинилось, что казацкие ханы и беги в подданство российской великой государыне пришли, и для разговору с вами Жин-ходжу с пятью знатными бегами к вам отправили, а над бегами глав­ным Уразак-батур, при том письме две чернильные печати, в которых изображено тако:
Гаиб-Махомет-Батыр-хан и Мурат-шах. http://pod-styagom-rossii.blogspot.com/2008/07/6.html

А насчет сочинений, нам наверное лет сто нужно, чтоб избавиться вот таких вот сочинений, которых насочиняли ваши сочинители: http://imtw.ru/topic/60635-karakalpaki/page__pid__2396925

 

2. Мне больше верится местным информаторам, там все конкретно, кто есть кто. Тем более доподлинно неизвестно, о каком Батыре, и о каком Каипе пишется у Муниса и Агехи, иначе вот этой ссылки не было бы: http://hl.mailru.su/mcached?q=Каип бахадур хан&c=21-1%3A294-1&r=14826815&qurl=http%3A%2F%2Fbibliotekar.kz%2Fproshloe-kazahstana-v-istoricheskih-mate%2Fkaip-han.html&frm=webhsm

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

27 минут назад, Kamal сказал:

1. Кстати, каракалпакский Каип хан также носил титул Бахадыр хан, а Урускул хан - нет, так как последний подчинен первому. В упоминаемый период, кроме каракалпаков и казахов, у других соседей не было чингизидов, чтоб сравнить тюркские титулы, так что верьте мне на слово. 

А насчет сочинений, нам наверное лет сто нужно, чтоб избавиться вот таких вот сочинений, которых насочиняли ваши сочинители: http://imtw.ru/topic/60635-karakalpaki/page__pid__2396925

 

2. Мне больше верится местным информаторам, там все конкретно, кто есть кто. Тем более доподлинно неизвестно, о каком Батыре, и о каком Каипе пишется у Муниса и Агехи, иначе вот этой ссылки не было бы: http://hl.mailru.su/mcached?q=Каип бахадур хан&c=21-1%3A294-1&r=14826815&qurl=http%3A%2F%2Fbibliotekar.kz%2Fproshloe-kazahstana-v-istoricheskih-mate%2Fkaip-han.html&frm=webhsm

 

1. Где там написано что это казахи сочинили? Сочиняете тут только вы.

2. Нравится вам или нет Каип сын Батыра правил в Хиве. И не один он из казахских правителей.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, кылышбай сказал:

шежире под рукой нет. среди каракалпакских муйтенов есть подрод уйшун?

Среди хорезмских каракалпаков уйшун-муйтены не встречаются. Но по сведениям А.Д. Гребенкина, зарафшанские каракалпаки делятся на 3 племени, среди которых есть уйшун-муйтены.
Деление зарафшанских каракалпаков:
I. Кунград-каракалпак: а) Биш-бала, б) Куянчи, в) Карамуин, г) Аккаун, д) Тунгатар, е) Соболяк, ж) Ачмайли, з) Иргали.
II. Кипчак-китай каракалпак: а) Илетон-кипчак, б) Кара-кисяк, в) Сары-кипчак, г) Биш-сары, д) Бакачак, е) Ктай-каракалпак-тополяк, ж) Урай, з) Сакман, и) Бурляк.
III. Уйшун-митан-каракалпак: а) Еты-ул, б) Сарык-уча, в) Биш-ул, г) Биш-саит, д) Абысляр, е) Джуган-таяк, ж) Кара-кобяк, з) Мирза-митан.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 hours ago, Tama said:

1. Где там написано что это казахи сочинили? Сочиняете тут только вы.

2. Нравится вам или нет Каип сын Батыра правил в Хиве. И не один он из казахских правителей.

 

Ужас, как вас много..

1. До того насочиняли, что мои посты вам кажутся то политикой, то сочинением, то проявлением комплексов... В общем не важно, казахи насочиняли, или они просто всерьез приняли такую идею социализма, что среди народов Средней Азии, только каракалпаки оказались самыми натуральными пролетариями, которые воевали то с казахскими ханами, то хивинскими и лишь  советская власть принесла им то самое многовековое стремление простого народа к свободе. Но, казахи нынче пошли дальше, и пишут целые "научные статьи" о Четвертом жузе. Я уже 8 лет на этом, так сказать самом лояльном форуме Евразии, и потихоньку все же дал понять многим думающим юзерам, что каракалпаки все же были неразрывно связаны с Ногайской ордой, что Шесть Арысов действительно существовали, что у каракалпаков были свои Чингизиды и т.д. На других форумах все мои усилия были бесполезны, и естественно другие каракалпаки там ввязываются в провокации и лишаются права голоса (кстати, и здесь многие лишились).  

2. Дело в том, что "Райский сад счастья" Муниса и Агехи это фактически не оригинал, восстанавливал это сочинение в течение 11 лет один мулла по имени Баяний начиная с конца 19 века. И это сочинение никакой ценности не имеет. Хивинскими архивами считаются налоговые документы, где помимо налогов есть названия племен и родов, места их проживания, названия населенных пунктов, названия некоторых топонимов, где происходили более важные события и т.д., под которыми и восстанавливается история современного каракалпакского народа. 

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, кылышбай said:

шежире под рукой нет. среди каракалпакских муйтенов есть подрод уйшун?

Да есть.

3) МҮЙТЕН (Мүйит, Митан, Мудун) Арысы. Ураны «Ақшолпан!». Тамғасы Ψ (шанышқы). 

1. Айлар тайпасы. 
Үйсин, Байүйсин. 

2. Байлар тайпасы. 
Тели, Кердерли, Айтели, Байтели, Жантели, Жабағы, Жандар, Тыңсары, Суўсары, Мәнтик, Жалпақбас, Жайынбас, Бөденебас, Бөргебас, Жарлығаш, кеўлимқош, Ырысберди, Бекберди, Аллаберди, Хақберди, Тәңирберди. 

3. Алпылар тайпасы. 
Жуўантаяқ, Узынсыйрақ, Шақшақ, Бақшақ, Тентек, Тобаяқ, Наршақ, Жарышақ, Жаўбузар, Таўбузар, Елбақ, Қойбақ, Қозыбақ. 

4. Абызлар тайпасы. 
Ақшайық, Қарашайық, Сарышайық, Ақбуўра, Көкбуўра. 

5. Баршалар тайпасы. 
Кеңтанаў, Самат, Жекенсал, Барын, Ийтақ, Сазан, Бәйбишеқараған, Тоқалқараған, Баймурат, Жолан, Бекаў, Ақкиси, Қуўкиси, Әўез, Қосар, Жолмығай, Қосағайин, Үшағайин, Көпағайин. 

4) МАҢҒЫТ (Мыңғат) Арысы. Ураны «Жаўлы-Шаўқай!» Тамғасы ƒ (қылыш). 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До чего доводят комплексы. Покойный Брегель наверное и не подозревал, что занимается ерундой, а всего то надо было слушать Камала. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, кылышбай сказал:

шежире под рукой нет. среди каракалпакских муйтенов есть подрод уйшун?

Уйшуны они потомки древных усуней?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 hours ago, Le_Raffine said:

До чего доводят комплексы. Покойный Брегель наверное и не подозревал, что занимается ерундой, а всего то надо было слушать Камала. :D

 

Да, уж. Десятки историков, начиная от Голубовского, Иванова, Самойловича, Толстова с его командой, Федорова-Давыдова, Мамедова, Тайди... список можно бесконечно продолжать, оказывается все они занимались ерундой. Нужно было просто слушать казахов. Кстати, давным-давно, когда я еще был далек от исторических вопросов, я слушал казахов-попутчиков (только слушал, потому что мне фактически не давали и слово вставить), и от их рассказов точно не по себе становится - неужели все люди Земли произошли от казахов?! У меня спрашивали с какого я роду, а я естественно Конрат - и рассказы о казахских Конратах в течение 2-3 часов, потом задают вопрос - из каких конратов внутри, я говорю Колдаулы, и рассказ о каком-то Колдаулы батыре еще 2-3 часа, я вставлю реплику, что мой прямой предок Айдос бий был из рода Колдаулы, а они говорят, ну конечно же, ваш Айдос бий сын нашего казахского Колдаулы батыра. Я конечно в ступоре (ну, никогда не слышал подобное). Естественно спрашиваю - а у Айдос бия был сын по имени Кызылаяк. Ответ был положительный, оказывается он боролся с туркменами, от того и получил прозвище Кызылаяк.

Ну, незнаю, ув. Ле-Рафин - Вы точно из таких?

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 6/10/2020 at 5:15 PM, Hakan said:

Среди хорезмских каракалпаков уйшун-муйтены не встречаются. Но по сведениям А.Д. Гребенкина, зарафшанские каракалпаки делятся на 3 племени, среди которых есть уйшун-муйтены.
Деление зарафшанских каракалпаков:
I. Кунград-каракалпак: а) Биш-бала, б) Куянчи, в) Карамуин, г) Аккаун, д) Тунгатар, е) Соболяк, ж) Ачмайли, з) Иргали.
II. Кипчак-китай каракалпак: а) Илетон-кипчак, б) Кара-кисяк, в) Сары-кипчак, г) Биш-сары, д) Бакачак, е) Ктай-каракалпак-тополяк, ж) Урай, з) Сакман, и) Бурляк.
III. Уйшун-митан-каракалпак: а) Еты-ул, б) Сарык-уча, в) Биш-ул, г) Биш-саит, д) Абысляр, е) Джуган-таяк, ж) Кара-кобяк, з) Мирза-митан.

Кстати, совсем недавно, в кипчакской теме кажется, указывали на состав зарафшанских узбеков. А это и есть ответ. Спасибо, Хакан. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...