Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

14 часов назад, Le_Raffine сказал:

Ага. Я именно про песню "Дон Жуан" говорил. По-моему я слышал и другой вариант на чисто каракалпакском и там он говорит гузаль кыз вместо адеми, и вместо жындыгылды какое-то другое слово а так вообще почти одно и тоже.
Имя Миран у нас нет вроде бы. По крайней мере я ни одного человека с таким именем не знаю.

)))))

А я вообще говорил про "Арманым қолдан ушты"! 

А про DJ MIRAN, он же Миратдин Абдуллаев родом и Нукуса. Родители оба каракалпаки, он щас в Алмате (ПМЖ).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 2/21/2019 at 6:28 AM, Polat said:

)))))

А я вообще говорил про "Арманым қолдан ушты"! 

А про DJ MIRAN, он же Миратдин Абдуллаев родом и Нукуса. Родители оба каракалпаки, он щас в Алмате (ПМЖ).

"Арманым колдан ушты" это ведь песня Максета Полатова "Жапыраклар" (листья). Я не знал, что автор этой песни Калбаев. Мы почти с ним (Калбаевым) ровесники, но я не записывал эту песню, хотя все новые песни мы у друг друга записывали и пели. Возможно, я выехал раньше, в 80-ом я был уже в Москве. 

Насчет имени да, Миратдин Абдуллаев, я чуть ошибся, назвал Мирамаддин. Несмотря, что он гражданин Казахстана, недавно его выступление видел у московских каракалпаков вместе с Бегисом Темирбаевым. Бегис тоже стал Казахстанцем? Жалко, хорошие ребята уходят. А насчет казах или каракалпак (Миран) читал в желтой прессе, что у него есть казахские предки. И вообще, сейчас вошло в норму то, что все хорошее у каракалпаков это или казахи, или узбеки. Будто у самих каракалпаков нет ничего святого и стоящего. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 2/18/2019 at 5:14 AM, asan-kaygy said:

А есть ли публикации с его жырами и стихами?

http://cheloveknauka.com/hudozhestvennye-iskaniya-karakalpakskih-shairov-xvii-xix-vekov-tvorcheskoe-masterstvo-shairov-zhiena-otesha-omara

Тут главным образом рассматривается создание Жийен жырауом произведения "Разоренный народ".

В связи с этим я хотел бы затронут тот момент 1930-ых годов, когда обездоленные, терпящие бедствия от искусственно созданного большевиками голодомора в Казахстане, казахи прибывали в Каракалпакстан и как их встретили каракалпаки, сами когда-то пережившие все муки адского голода. Скажу одно, что каракалпаки тот же час забыли все негативное, что было между нашими народами. Проявили заботу также, как когда-то заботились друг о друге. Скорее всего, ув. Ле-Раффин, мы поэтому и позабыли все прежние негативные предания народа о казахах. У нас нет никаких обид, народ народу не враг, а во всем виновата политика правителей.

 

Quote

 

В приведенных строках поэт с проникновенной признательностыо говорит о том, как в ту самую критическую минуту, когда он потерял сознание от жестокого голода и находился на грани голодной смерти, подоспевшие двое младших братьев отдали ему тот «кусочек хлеба», который они хранили на черный день, и тем спасли его от неминуемой гибели, хотя они сами по-прежнему продолжали испытывать муки голода. Они, безусловно, знали что и сами окажутся вскоре в подобном же жалком положении Но хранившийся у них за пазухой «кусок хлеба» юноши сознательно передают Жиену и спасают его от голодной смерти, а самих же себя тем самым обрекают на неминуемую гибель, Разве это не верх высокой человечности?! Отныне о самих, юношах-благодетелях, лишившихся последних сил от голода, проявляют заботу, в свою очередь, другие люди, подоспевшие следом за ними.

Здесь поэт говорит о том, как к этим сострадательным и готовым на самопожертвование юношам, оказавшимся не в силах держаться на ногах от голода и в смертельном состоянии, подоспевают на выручку другие, «протягивают руку помощи» и тем вырывают их из когтей смерти. Если бы подоспевшая следом группа гонимых злой судьбой людей не раздала потерявшим сознание от недоедания путникам по куску хлеба величиной с гребешок, то двое молодых братьев Жиена в тот же день непременно погибли бы от голода.

А сама же группа гонимых судьбой-злодейкой и бредущих на чужбину в поисках пристанища людей не доводилась Жиену ни родственниками, ни кровной родней, ни близкими, а были лишь его товарищами по несчастью, с которыми поэт вышел в путь с самого начала и разделял все немыслимые дорожные мытарства и невзгоды. Здесь мы должны сказать всю правду, как она есть: для шедших друг за другом цепочкой и целой толпой гонимых судьбой каракалпаков не было ничего выше на свете, чем проявить трогательную заботу друг о друге независимо от степени родства, близости и знакомства, предпринимать попытку спасти от голодной смерти шедшего рядом с ним человека, даже если самому спасителю грозила смерть от истощения.

Подобная готовность на самопожертвование ради спасения другого вырабатывалась, разумеется, не сразу, не в результате переживаемых тяжелых дорожных мытарств и немыслимых влиянений, а была тем исконным высоким человеческим качеством, которое издревле впитывалось «в плоть и кровь» каракалпакского народа, передавалось от поколения к поколению, от отцов к детям, как священный завет.

Выше мы привели красноречивые примеры тому, какую поистине трогательную заботу друг о друге, какую величайшую готовность к самопожертвованию ради облегчения участи соплеменников проявляли каракалпаки на всем протяжении долгого и изнурителыюго пути из отчего края Туркестана в Хорезмский оазис, какие чудесные образцы высокой человечности они выказывали три этом. Ту же атмосферу взаимной симпатии, привязанности, трогательной заботы об обездоленных, (сиротах и вдовах мы наблюдаем у каракалпаков и в новом краю, в оседлой жизни в Приаралье и Хорезмском оазисе. Так, в дастане повествуется о там, как пять-шесть джигитов из числа тех гонимых судьбой каракалпаков, которые обосновались жить на острове под названием «Мунайтпас», ранней весной закидывают сети в озеро, а утром, пройдя вброд покрытую льдиной воду, выбирают попавшую в сети девяносто одну рыбу и раздают их поровну всем семьям до одной, независимо от того, вложили их члены в это свой труд или нет?.

Таким образом мы видим, насколько сильны были у каракалпаков взаимная любовь, взаимоуважение, доброжелательность, горячая привязанность, симпатия, бескорыстная забота о своих соплеменниках и в ту пору, когда они поневоле переживали муки и страдания долгого, изнурительного пути, и после того, как они обосновались жить в новых краях. То, что подобные высокие человеческие качества являются глубоко присущими характеру, обычаям, самосознанию, традициям своего родного народа, поэт обосновывает отнюдь не пустыми словами, не путем пространного повествования, а с помощью непосредственного воплощения картин того, как каракалпаки всюду и везде, в любых экстремальных и критических случаях предпринимали попытку не давать друг ДРУГУ умереть от голода, как они те самые последние и скудные съестные припасы, которые им самим были необходимы как воздух, выкладывали в общий котел и делились поровну с другими, какую поистине трогательную заботу они проявляли об обездоленных, униженных и оскорбленных, о сиротах, вдовах и др. Воплощение поэтом в подобной манере того, насколько глубоко упомянутые высокие человеческие качества присущи его народу издревле, представляет собой подлинный прием творческого мастерства Жиена. Приемы творческого мастерства Жиена при изображении подобных присущих его соплеменникам высоких человеческих качеств подвергаются в разделе глубокому и всестороннему научному анализу с привлечением наиболее характерных примеров из рассматриваемого дастана.


 



 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 2/21/2019 at 6:28 AM, Polat said:

)))))

А я вообще говорил про "Арманым қолдан ушты"! 

А про DJ MIRAN, он же Миратдин Абдуллаев родом и Нукуса. Родители оба каракалпаки, он щас в Алмате (ПМЖ).

Ох, долго искал, не эта ли песня?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 hours ago, Kamal said:

http://cheloveknauka.com/hudozhestvennye-iskaniya-karakalpakskih-shairov-xvii-xix-vekov-tvorcheskoe-masterstvo-shairov-zhiena-otesha-omara

Тут главным образом рассматривается создание Жийен жырауом произведения "Разоренный народ".

В связи с этим я хотел бы затронут тот момент 1930-ых годов, когда обездоленные, терпящие бедствия от искусственно созданного большевиками голодомора в Казахстане, казахи прибывали в Каракалпакстан и как их встретили каракалпаки, сами когда-то пережившие все муки адского голода. Скажу одно, что каракалпаки тот же час забыли все негативное, что было между нашими народами. Проявили заботу также, как когда-то заботились друг о друге. Скорее всего, ув. Ле-Раффин, мы поэтому и позабыли все прежние негативные предания народа о казахах. У нас нет никаких обид, народ народу не враг, а во всем виновата политика правителей

Если честно, хотя и скрывал, дед со стороны моей матери казах. Его мальчишкой воспитали каракалпаки, мои дед с бабушкой, по словам бабушки воспитали казахского мальчишку из рода табын, так его родители сказали. Сами вроде ушли в Иран, а пацана оставили. Поэтому, хоть и Полат говорит, что муйтены европеоидны, но моя мать очень монголоидна по сравнению с моим отцом из рода Конрат. Вот такие дела.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 hours ago, Le_Raffine said:

Не совсем понял. Воспитали его ваши прадед и прабабушка наверное?

Да, мои прадед и прабабушка со стороны матери воспитали казахского парнишку с 6 лет. Но его сделали каракалпаком по паспорту.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, моя семья ведь не единственные, которые воспитали казахских мальчишек. Те стали каракалпаками, носят наши родоплеменные названия, а как это отражается на генетическом уровне?! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это было распространенное явление в Средней Азии, во время войны или голода отдавали или даже продавали детей. И поскольку мусульмане, то этих детей либо усыновляли/удочеряли, либо по достижении соответствующего возраста женились, если шла речь о девушках.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Le_Raffine said:

Это было распространенное явление в Средней Азии, во время войны или голода отдавали или даже продавали детей. И поскольку мусульмане, то этих детей либо усыновляли/удочеряли, либо по достижении соответствующего возраста женились, если шла речь о девушках.

Эту историю я услышал от стариков на похоронах деда, я был тогда подростком. Мать моя немногословная женщина, она даже незнает, а подтвердила моя бабушка со стороны отца. Кстати, дед и бабушка со стороны отца были на целое поколение старше деда по матери. Есть фото деда, точная копия Абая Кунанбаева в тюбетейке, не похож на своих других братьев, которые худощавые и стройные. Поэтому думаю, что старики говорили правду.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1861 г. апреля 2. Рапорт управляющего сырдарьинскими казахами Осмоловского командующему Сырдарьинской линией о прекращении преследования казахов, приобретших с согласия родителей детей и усыновивших их

Бий дюрткаринского рода Баймень Бекмурзин, вследствие распубликованного ныне по орде нового объявления о воспрещении держать  ордынцам невольников, донес помощнику моему, войсковому старшине Карамышеву, что у киргиза его ведения чубанова отделения Батырбая Баядилова, проживает мальчик из каракалпаков, имеющий теперь 16 лет от роду, купленный Баядиловым в 1847 г., когда ему было только 2 года, у родного отца этого мальчика за одного верблюда и лошадь по случаю бывшего у каракалпаков в то время сильного голода. Давлет на спрос г-на Карамышева объявил, что он продан был маленьким; Батырбай Баядилов, не имея собственных детей, считает его за сына и не употребляет в работы, почему и [мальчик] на родину возвратиться не желает.

А так как некоторые ордынцы в прежнее время детей своих отдавали нередко на воспитание друг другу, и многие по крайней нищете и сильному голоду иногда продавали своих детей соплеменникам, то, как шариатом строго воспрещено обращать своих в рабство приобревших детей, воспитывали их за собственных, потому что приобретали для себя чужих детей только бездетные киргизы.
Многие покупали детей женского пола с целью жениться на них впоследствии, или женить на них своих сыновей. Такая покупка делалась по обоюдному согласию обеих сторон без малейшего насилия. Подобное приобретение детей производилось не только между одними киргизами, но даже между киргизами и каракалпаками, как случилось и покупка, объясненная здесь выше. Почему войсковой старшина Карамышев просит сообщить ему, как поступать в подобных случаях.

В 1857 г., зимой, во время существовавшего голода между кочующими на Даукаре каракалпаками, от неурожая хлебов в Хиве вообще и на Даукаре в особенности, каракалпаки отдавали своих дочерей в замужество киргизам, получая с них вместо калыма лошадь, или корову; многие из ордынцев района форта № 1, получив об этом сведение, ездили с этой целью на Даукару и некоторые женились там.

Изложенные здесь обстоятельства представляя усмотрению Вашего пр-ва, покорнейше прошу снабдить меня на этот счет предписанием. По моему мнению, подобные случаи не должны относиться к приобретению рабов, потому что такое приобретение детей обоего пола делается с согласия родителей, и приобретатели поступали с такими детьми не как с рабами, а напротив, эти дети делались как бы родными того киргиза, который их купил. Следовательно, подобное приобретение детей, по моему мнению, можно допустить между киргизами и должно остаться без всякого преследования законами, только не выходило бы из этого никаких злоупотреблений, чему, впрочем, и не было примеров.

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем такое усыновление было делом нередким и немало каракалпаков стало впоследствии казахами и наоборот.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Le_Raffine said:

В общем такое усыновление было делом нередким и немало каракалпаков стало впоследствии казахами и наоборот.

Да, возможно это не слухи, а реально коснулось и нашей семьи. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

44 минуты назад, Kamal сказал:

Да, возможно это не слухи, а реально коснулось и нашей семьи. 

Не думаю, что кто-то стал бы выдумывать такую историю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Le_Raffine said:

Не думаю, что кто-то стал бы выдумывать такую историю.

Я тоже так думаю, но мои прапра со стороны матери, получается, сделали это бескорыстно, ведь у них своих детей было целых восемь братьев и сестер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23.02.2019 в 18:34, Kamal сказал:

Интересно, моя семья ведь не единственные, которые воспитали казахских мальчишек. Те стали каракалпаками, носят наши родоплеменные названия, а как это отражается на генетическом уровне?! 

если смотреть в общем то каракалпаки по гаплогруппам мало отличаются от казахов и на общей артине это не должно отразиться. а вот генетические "туристы", т.е. случаи когда в одном роде попдаются случаи минорных сторонних субклад, вполне могут объясняться этими усыновлениями

19 часов назад, Le_Raffine сказал:

 

Скрытый текст

 

А так как некоторые ордынцы в прежнее время детей своих отдавали нередко на воспитание друг другу, и многие по крайней нищете и сильному голоду иногда продавали своих детей соплеменникам, то, как шариатом строго воспрещено обращать своих в рабство приобревших детей, воспитывали их за собственных, потому что приобретали для себя чужих детей только бездетные киргизы.
Многие покупали детей женского пола с целью жениться на них впоследствии, или женить на них своих сыновей. Такая покупка делалась по обоюдному согласию обеих сторон без малейшего насилия. Подобное приобретение детей производилось не только между одними киргизами, но даже между киргизами и каракалпаками, как случилось и покупка, объясненная здесь выше. Почему войсковой старшина Карамышев просит сообщить ему, как поступать в подобных случаях.

В 1857 г., зимой, во время существовавшего голода между кочующими на Даукаре каракалпаками, от неурожая хлебов в Хиве вообще и на Даукаре в особенности, каракалпаки отдавали своих дочерей в замужество киргизам, получая с них вместо калыма лошадь, или корову; многие из ордынцев района форта № 1, получив об этом сведение, ездили с этой целью на Даукару и некоторые женились там.

Изложенные здесь обстоятельства представляя усмотрению Вашего пр-ва, покорнейше прошу снабдить меня на этот счет предписанием. По моему мнению, подобные случаи не должны относиться к приобретению рабов, потому что такое приобретение детей обоего пола делается с согласия родителей, и приобретатели поступали с такими детьми не как с рабами, а напротив, эти дети делались как бы родными того киргиза, который их купил. Следовательно, подобное приобретение детей, по моему мнению, можно допустить между киргизами и должно остаться без всякого преследования законами, только не выходило бы из этого никаких злоупотреблений, чему, впрочем, и не было примеров.

 

 

по-ходу отсюда некоторые нетипичные субклады внутри родов (а не адюльтеры). но с др. стороны у нас жиены, воспитанные у нагашы, остаются со своим родом. но тут конечно случаи другие. нда, в те времена просто взять невесту это тяжелые расходы, приходилось даже вон детьми выкупать

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, кылышбай сказал:

по-ходу отсюда некоторые нетипичные субклады внутри родов (а не адюльтеры). но с др. стороны у нас жиены, воспитанные у нагашы, остаются со своим родом. но тут конечно случаи другие. нда, в те времена просто взять невесту это тяжелые расходы, приходилось даже вон детьми выкупать 

Похоже на то. Однако бытующее мнение о том, что де казахи и другие кочевники поголовно принимали детей пленных представителей других народов это сильное преувеличение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, кылышбай said:

если смотреть в общем то каракалпаки по гаплогруппам мало отличаются от казахов и на общей артине это не должно отразиться. а вот генетические "туристы", т.е. случаи когда в одном роде попдаются случаи минорных сторонних субклад, вполне могут объясняться этими усыновлениями

по-ходу отсюда некоторые нетипичные субклады внутри родов (а не адюльтеры). но с др. стороны у нас жиены, воспитанные у нагашы, остаются со своим родом. но тут конечно случаи другие. нда, в те времена просто взять невесту это тяжелые расходы, приходилось даже вон детьми выкупать

 

8 hours ago, Le_Raffine said:

Похоже на то. Однако бытующее мнение о том, что де казахи и другие кочевники поголовно принимали детей пленных представителей других народов это сильное преувеличение.

Немаловажно обратить внимание на обстоятельства "усыновлений/удочерений", так как, середина 19 века и 30-е годы 20 века совсем разные эпохи, в первом случае единичные факты, порой даже сфабрикованные богатыми слоями населения. Как говорится, рука руку моет, феодалы что казахские, что каракалпакские при поддержке падких на денег русских чиновников, могли творить дела и не такие. Известно, что в середине 19 века нарастал кризис в каракалпакско-хивинских отношениях, почти повсеместно происходили мятежи местного характера, порой оканчивавшиеся избиением хивинских чиновников. Если локальными бунтами хивинцы как-то справлялись, то последовавшие за мелкими мятежами, уже организованное восстание каракалпаков в 1855-56 и 1859 годов заставили хивинцев пересмотреть свою пагубную политику в отношении каракалпаков. Большим счетом, тогда Хива удержалась благодаря тому, что им удалось подкупить каракалпакских вождей Арыса Онторт уру, противопоставить их против Арыса Конрат, а в дальнейшем им же предоставили бразду правления каракалпаками, то есть, была предоставлена самоуправляемость (автономия). Поэтому, в середине 19 века, некоторые отчаявшиеся семьи, могли совершить похожую сделку, но это было не массовым. Тут "туристы" вполне могут быть.

Совсем другие обстоятельства были в 30-ых годах 20 века - раскулачивание, коллективизация, полное равноправие, где нет ни богатых, ни бедных, и массовое переселение казахов в каракалпакские аулы. А о покупках детей за какое-либо вознаграждение и речи не было. Люди переселялись семьями и нашли приют, а некоторые отдавали своих детей в чужие руки, чтоб спасти им жизнь, а сами уходили подальше от советской власти. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камал Мәмбетов. Қарақалпақлар шежиреси

 

А.Пахратдинов. Қарақалпақ шежиреси

 

Извините, скинул один и тот же файл. Всё исправил

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

43 минуты назад, Hakan сказал:

Там по двум ссылкам один файл

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Был бы очень признателен за ссылку на А.Пахратдинов. Қарақалпақ шежиреси

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...