Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

 

Хорезмские узбеки по культуре и традициям ближе всего каракалпакам, а не сегодняшним узбекам. В антропологическом типе по источникам 19 века была особая идентичность каракалпаков с хивинцами, хотя в росте хивинцы (может быть хорезмийцы) уступали каракалпакам. 

Ну вот это есть спорный вопрос.

ПУТЕШЕСТВIЕ ВЪ ТУРКМЕНIЮ И ХИВУ

въ 1819 и 1820 годахъ,

гвардейскаго генеральнаго штаба капитана

НИКОЛАЯ МУРАВЬЕВА,

посланнаго въ сiи страны для переговоровъ

Хива населена четырьмя разноплемеными народами: Сартами, первобытными владельцами сего края.

Каракалпаки частью кочуютъ за Аму-Дарьей, частью же пашутъ земли на Юге отъ Аральскаго озера; народъ сей под влiянiемъ воинственныхъ Узбековъ, и хитрыхъ Сартовъ, привязанъ къ хлебопашеству, безъ промышленности и беденъ, – живутъ въ угнетенiи. – Пологать должно что их тоже слишком сто тысячь.

 

 

Ты все время приводишь поздние сообщения. Ясное дело, в эти периоды каракалпаки Амударьинской дельты проживали свои не лучшие времена. И почему собственно акцентируешь внимание на Амударьинских каракалпаках, ведь в это же время каракалпаки жили и в других регионах Средней Азии - в Кокандском, Бухарском ханствах и т.д. Ясное дело, что нынешние каракалпаки есть потомки Амударьинской дельты, так как, именно здесь образовалась каракалпакская автономия и местные каракалпаки все еще сохраняют свою каракалпакскую идентичность, других уже давно "проглотили". 

К концу 16 века Амударья повернула в свое прежнее русло, Аральское море снова начала оживать, а вернувшиеся на свою историческую родину каракалпаки встретили в своих брошенных домах уже чужаков. А кто эти чужаки тебе надеюсь понятно. Аральцы (каракалпаки вернувшиеся из Сарыкамыша) не признавали этих чужаков и противостояли им, а каракалпаки вернувшиеся из низовья Сырдарьи с этими чужаками когда-то вели общее дело и думали снова слиться (народ еле уцелел от казахского натиска и нуждался в поддержке). Но не тут-то было, Айдос бий прогадал намерение хивинского хана. Началась война под руководством самого Айдос бия и войны продолжались с перерывами до 1873 года. Эти войны велись за свою территорию, свободу и независимость, вот почему каракалпаки не сдавались и как сарты не слились с узбеками-пришельцами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Принимая во внимание движение каракалпаков из Казанского царства в сторону Бухары в конце 15 века, можно полагать, что шейбанидское население в основном состояло из каракалпаков.

Если бы шейбанидское население именовалось каракалпаками, то сегодняшние узбеки тоже назывались бы каракалпаками. Впервые каракалпаки отмечены в конце 16 веке на Сырдарье. Там они образовались как народ. А шейбаниды-узбеки пришли в начале 16 века. Со степных территории пришли и другие племена намного позже Шейбанихана и намного позже образования каракалпаков. Это катаганы, ферганские кипчаки и др. Тем не менее, не один из них не имели каракалпакскую идентичность кроме самих каракалпаков, которые откочевала на Амударью и Ферганскую долину в 18 веке.

 

 

Золотая Орда наложила свой отпечаток на народы. Каракалпакам была отведена роль воинской службы и с этим ничего не поделаешь. Мухаммед Шейбани назвал себя узбеком (не национальностью) и каракалпаки подняли его флаг. Шейбаниды завоевали Мавереннахр - там и каракалпаки, завоевали Сибирь - и там каракалпаки. После покорения Мавереннахра шейбаниды отправились в Сибирь и войско каракалпакское ушло туда. Короче, дел у каракалпаков до конца 16 века было предостаточно, им некогда было думать о своей идентичности. Такой случай появился только после смерти Кучума сибирского и Абдуллы хана бухарского. Во главе каракалпаков встал первый каракалпак из вояк и пошел каракалпакский народ отбиваясь от всех недругов, окружавших их. История каракалпакская - это большая драма без конца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Аральское море засохло из-за молчаливого согласия Ташкента, а не Москва и большевики виноваты.

Аральское море засохло ещё в советском союзе. Оно умерло из-за полного отвода воды из Сырдарьи и Амударьи на миллионы гектаров орошаемых земель Узбекистана и Туркменистана и все это было продиктовано центром из Москвы! Это знает каждый лох.

Да, все спокойно. Каракалпаки и узбеки живут мирно на одной земле перенося тягости и радости вместе. Можешь мечтать до усирачки. Надеюсь, твоя цель вбить клин между узбеками и каракалпаками никогда не будет достигнута. Также разделенных этнических узбеков Каракалпакии от узбекского населения Хорезма не видать тебе как своих собственных ушей.

 

 

Никто не диктовал ни Ташкенту, ни Ашхабаду. Низы выставили рацпредложение, а верх поддержал. Если ты этого не понимаешь, значит лох это ты.

 

Тебе спокойно, но не каракалпакам. Ты мне все пытаешься втирать свое спокойствие, всем видом показывая, что тебе далеко и глубоко начихать на проблемы каракалпаков. В этом ты очень похож на своего "папу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Такое чувство, что разговариваю с самим Каримовым. Каракалпакия будет жить всегда, Чиал! Есть Узбекистан и есть Каракалпакстан которые будут разделены, как бы ты не мечтал.

Хе хе..ты покушаешся на страну и ждеш чтобы тебя встретили с цветами или жалостью? Ничего подобного. Будет аналогичный ответ.Этих большевистских проектов можно послать глубоко в жопу. Каракалпакской государственности как таковой на этой территории никогда не было до большевиков, нет никаких предпосылок для ее суверенитета сколько бы не мечтали мамытов и прочие. Самих большевиков тоже уже нет. И теперь Узбекистан может быть вынужден послать этот проект ЕСЛИ ДЕЛО ПОЙДЁТ НА ЭТО. Это зависит от вас. Так что если вы сильно устремитесь скорее Каракалпакия будет ликвидирована нежели она отпадет от Узбекистана. Чтобы окружать каракалпаков лаской и заботой нужно отрезать им только те территории куда их предки откочевали в 18 веке, где их больше всего. Ничего враждебного не желаю вам, так что не можешь обвинить меня в нацизме. Просто так будет по честному. Это 15% территории нынешней автономии. Остальных частей нужно упразднить. Так как эти земли каракалпакам не имеют отношение.

Это тоже Каримов тебе растолковал? Сказал, что таджики жили на берегу Аральского моря? Узбеки пришлые, это факт, а по поводу каракалпаков все очень подробно исследовали и описали еще советские историки, которых вы узбеки не признаете, так как не по-вашему вышло.

Исторически сложно подтвердить что каракалпаки сложились как этнос на юге Арала. Так гласят русские источники.

Кроме сартов-таджиков там было и огузское и карлукское население. Они к рассматриваемому периоду слились с пришлыми узбеками. Узбеки от них унаследовали огузское (азербайджанское) и джагагатайское (карлукское) наречие и соответствующие европеоидальные антротипы. В Хорезме таджиков уже практически нет. Видимо они тоже уже слились. Узбеки отчасти пришлые государство образующие дешти-кипчакцы, а отчасти до-шейбанидские хорезмцы. Аборигенский пласт тоже имеется. У каракалпаков нет ни того, ни сего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ты все время приводишь поздние сообщения. Ясное дело, в эти периоды каракалпаки Амударьинской дельты проживали свои не лучшие времена. И почему собственно акцентируешь внимание на Амударьинских каракалпаках, ведь в это же время каракалпаки жили и в других регионах Средней Азии - в Кокандском, Бухарском ханствах и т.д. Ясное дело, что нынешние каракалпаки есть потомки Амударьинской дельты, так как, именно здесь образовалась каракалпакская автономия и местные каракалпаки все еще сохраняют свою каракалпакскую идентичность, других уже давно "проглотили".

Я привожу тот период когда вы появились в среднеазиятских ханствах. Да, по историческим меркам это поздний период. Каракалпаки сохранились как отдельный народ только в Хивинском ханстве. В Бухарском и Кокандском ханствах их было намного меньше. Они там поглощены без особого старания. В Бухарском ханстве они превратились в род и подрод "каракалпак" до прихода русских. В Кокандском были присоединены к оседлому населению во времена "рус вакти".

Золотая Орда наложила свой отпечаток на народы. Каракалпакам была отведена роль воинской службы и с этим ничего не поделаешь. Мухаммед Шейбани назвал себя узбеком (не национальностью) и каракалпаки подняли его флаг. Шейбаниды завоевали Мавереннахр - там и каракалпаки, завоевали Сибирь - и там каракалпаки. После покорения Мавереннахра шейбаниды отправились в Сибирь и войско каракалпакское ушло туда. Короче, дел у каракалпаков до конца 16 века было предостаточно, им некогда было думать о своей идентичности. Такой случай появился только после смерти Кучума сибирского и Абдуллы хана бухарского. Во главе каракалпаков встал первый каракалпак из вояк и пошел каракалпакский народ отбиваясь от всех недругов, окружавших их. История каракалпакская - это большая драма без конца.

Р.Темиргалиев: Каракалпаки и алтайцы еле уцелели в ходе "этнических чисток" казахских батыров XVIII века (история)

Каракалпаки, которые появились в казахских степях во второй половине XVI века, после падения Астраханского ханства поселились на Сырдарье и, как правило, подчинялись казахским ханам. Однако в 40-х гг. XVIII в. предводители каракалпаков решили начать самостоятельную политическую игру, и недовольные этим казахские правители организовали серию жестоких набегов на соседний народ. После нескольких погромов значительная часть каракалпаков в 1743 году откочевала на Амударью.

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1319697840

__________

Хивинский хан приютил каракалпаков на новой земле. Они жили в составе Хивинского ханства как нацменьшинство. Можешь списать это на дискриминацию, на тиранию со стороны узбеков и прочее, но так было с самого начала. Так и до сих пор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто не диктовал ни Ташкенту, ни Ашхабаду. Низы выставили рацпредложение, а верх поддержал. Если ты этого не понимаешь, значит лох это ты.

Может тебеподобному .... это не известно. Именно советы превратили среднеазиятских республик в сырьевую базу и применили варварские методы землепользования. Спасти Аральское озеро было невозможно знали ещё 40-50 лет тому назад. Узбеки тогда не были хозяевами своей судьбы. Если они были хозяевами своей судьбы, то никогда не допустили бы появлению на Хорезмской земле этой смешной автономии.

Тебе спокойно, но не каракалпакам. Ты мне все пытаешься втирать свое спокойствие, всем видом показывая, что тебе далеко и глубоко начихать на проблемы каракалпаков. В этом ты очень похож на своего "папу".

Мне абсолютно на срат на тебе и на твою душевную проблему. Это тебе не спокойно от того что никаким образом тебе не удаётся посеять рознь между каракалпаками и узбеками. Я много слыхал о каракалпаках. Многие узбеки и каракалпаки породнились и мышления многих каракалпаков и узбеков вместе живущих становятся уже одинаковые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Такое чувство, что разговариваю с самим Каримовым. Каракалпакия будет жить всегда, Чиал! Есть Узбекистан и есть Каракалпакстан которые будут разделены, как бы ты не мечтал.

Хе хе..ты покушаешся на страну и ждеш чтобы тебя встретили с цветами или жалостью? Ничего подобного. Будет аналогичный ответ.Этих большевистских проектов можно послать глубоко в жопу. Каракалпакской государственности как таковой на этой территории никогда не было до большевиков, нет никаких предпосылок для ее суверенитета сколько бы не мечтали мамытов и прочие. Самих большевиков тоже уже нет. И теперь Узбекистан может быть вынужден послать этот проект ЕСЛИ ДЕЛО ПОЙДЁТ НА ЭТО. Это зависит от вас. Так что если вы сильно устремитесь скорее Каракалпакия будет ликвидирована нежели она отпадет от Узбекистана. Чтобы окружать каракалпаков лаской и заботой нужно отрезать им только те территории куда их предки откочевали в 18 веке, где их больше всего. Ничего враждебного не желаю вам, так что не можешь обвинить меня в нацизме. Просто так будет по честному. Это 15% территории нынешней автономии. Остальных частей нужно упразднить. Так как эти земли каракалпакам не имеют отношение.

Это тоже Каримов тебе растолковал? Сказал, что таджики жили на берегу Аральского моря? Узбеки пришлые, это факт, а по поводу каракалпаков все очень подробно исследовали и описали еще советские историки, которых вы узбеки не признаете, так как не по-вашему вышло.

Исторически сложно подтвердить что каракалпаки сложились как этнос на юге Арала. Так гласят русские источники.

Кроме сартов-таджиков там было и огузское и карлукское население. Они к рассматриваемому периоду слились с пришлыми узбеками. Узбеки от них унаследовали огузское (азербайджанское) и джагагатайское (карлукское) наречие и соответствующие европеоидальные антротипы. В Хорезме таджиков уже практически нет. Видимо они тоже уже слились. Узбеки отчасти пришлые государство образующие дешти-кипчакцы, а отчасти до-шейбанидские хорезмцы. Аборигенский пласт тоже имеется. У каракалпаков нет ни того, ни сего.

 

 

Почему бы вам просто не признаться, что вам не хватает земли. А то понапридумали всего, что аж жалко становится бедного узбекского народа, у которого каракалпаки захватили почти половину территории. В принципе каракалпакской территории было больше, но под диктатуру большевизма Ташкент урвал от нас много земли. 

Русские пришли поздно, они даже не знали к кому каракалпаков отнести. Одни писали что они одно из узбекских племен, другие показывали как отдельного народа. Но это были предварительные разведданные и эти сведения подробной информации не дают. Планомерное исследование было проведено в советскую эпоху, с данными которого вы не согласны. Это ваши проблемы соглашаться или нет, но факт в том, что их исследования очень объективны по сравнению с нынешней узбекской версией.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ты все время приводишь поздние сообщения. Ясное дело, в эти периоды каракалпаки Амударьинской дельты проживали свои не лучшие времена. И почему собственно акцентируешь внимание на Амударьинских каракалпаках, ведь в это же время каракалпаки жили и в других регионах Средней Азии - в Кокандском, Бухарском ханствах и т.д. Ясное дело, что нынешние каракалпаки есть потомки Амударьинской дельты, так как, именно здесь образовалась каракалпакская автономия и местные каракалпаки все еще сохраняют свою каракалпакскую идентичность, других уже давно "проглотили".

Я привожу тот период когда вы появились в среднеазиятских ханствах. Да, по историческим меркам это поздний период. Каракалпаки сохранились как отдельный народ только в Хивинском ханстве. В Бухарском и Кокандском ханствах их было намного меньше. Они там поглощены без особого старания. В Бухарском ханстве они превратились в род и подрод "каракалпак" до прихода русских. В Кокандском были присоединены к оседлому населению во времена "рус вакти".

Золотая Орда наложила свой отпечаток на народы. Каракалпакам была отведена роль воинской службы и с этим ничего не поделаешь. Мухаммед Шейбани назвал себя узбеком (не национальностью) и каракалпаки подняли его флаг. Шейбаниды завоевали Мавереннахр - там и каракалпаки, завоевали Сибирь - и там каракалпаки. После покорения Мавереннахра шейбаниды отправились в Сибирь и войско каракалпакское ушло туда. Короче, дел у каракалпаков до конца 16 века было предостаточно, им некогда было думать о своей идентичности. Такой случай появился только после смерти Кучума сибирского и Абдуллы хана бухарского. Во главе каракалпаков встал первый каракалпак из вояк и пошел каракалпакский народ отбиваясь от всех недругов, окружавших их. История каракалпакская - это большая драма без конца.

Р.Темиргалиев: Каракалпаки и алтайцы еле уцелели в ходе "этнических чисток" казахских батыров XVIII века (история)

Каракалпаки, которые появились в казахских степях во второй половине XVI века, после падения Астраханского ханства поселились на Сырдарье и, как правило, подчинялись казахским ханам. Однако в 40-х гг. XVIII в. предводители каракалпаков решили начать самостоятельную политическую игру, и недовольные этим казахские правители организовали серию жестоких набегов на соседний народ. После нескольких погромов значительная часть каракалпаков в 1743 году откочевала на Амударью.

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1319697840

__________

Хивинский хан приютил каракалпаков на новой земле. Они жили в составе Хивинского ханства как нацменьшинство. Можешь списать это на дискриминацию, на тиранию со стороны узбеков и прочее, но так было с самого начала. Так и до сих пор.

 

 

Опять-таки ты показываешь тот период, когда на территории нынешних узбеков появились русские, о чем я указал в сбщ выше. 

Как раз таки Верхние каракалпаки были многочисленны, после разделения каракалпаков в 1723 году. Они же в последующем в основном осели в Бухарском и Кокандском ханствах. Численность их на момент 1758 года составляла 300 тысяч человек и это известно из письма китайскому императору (точные данные - 60 тысяч семей). Они фактически слились с местным народом, после 1924 года получившим этноним узбек, но были и те, которые сохранили свое каракалпакское самосознание. По всей узбекской ССР до 1936 года существовало от 15 до 30 разного рода каракалпакские субъекты (горсовет, райсовет, сельсовет и т.д.). А с передачей ККАССР в состав УзССР все они были упразднены и к настоящему времени, если верить узбекской статистике их осталось всего 50 тысяч.

 

Темиргалиев ничего не раскрыл, кроме как - "пришли из Астрахани и выгнаны казахами на Амударью". История каракалпаков протяженностью 300 лет, у него вмещаются в трех строках. 

 

Не приютил твой хивинский хан каракалпаков, а самым наглым образом обманул Айдос бия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Никто не диктовал ни Ташкенту, ни Ашхабаду. Низы выставили рацпредложение, а верх поддержал. Если ты этого не понимаешь, значит лох это ты.

Может тебеподобному .... это не известно. Именно советы превратили среднеазиятских республик в сырьевую базу и применили варварские методы землепользования. Спасти Аральское озеро было невозможно знали ещё 40-50 лет тому назад. Узбеки тогда не были хозяевами своей судьбы. Если они были хозяевами своей судьбы, то никогда не допустили бы появлению на Хорезмской земле этой смешной автономии.

Тебе спокойно, но не каракалпакам. Ты мне все пытаешься втирать свое спокойствие, всем видом показывая, что тебе далеко и глубоко начихать на проблемы каракалпаков. В этом ты очень похож на своего "папу".

Мне абсолютно на срат на тебе и на твою душевную проблему. Это тебе не спокойно от того что никаким образом тебе не удаётся посеять рознь между каракалпаками и узбеками. Я много слыхал о каракалпаках. Многие узбеки и каракалпаки породнились и мышления многих каракалпаков и узбеков вместе живущих становятся уже одинаковые.

 

 

А зачем мне что-то сеять, если вражда уже охватила сознание всего каракалпакского народа, я лишь констатирую факты. Ты просто слыхал о каракалпаках, а вот я самый настоящий каракалпак и знаю что говорю.

 

Спасти Аральское море можно, просто прикрыв Каракумский канал. Мы изобрели искусственное русло, а лишились естественного водоема. Никто нас не осудит, если мы ради сохранения природы, создадим немного неудобств другому народу. Жили без канала до 50-х годов и пускай живут также. Другой вариант, можно спасти путем постепенного сбора воды, то есть дамбовый способ. Третьи и четвертые варианты предлагают японцы и израильтяне. Можно применить и китайский вариант. Эти оптимистичные прогнозы звучать в наши дни. Но есть один человек (очень к тебе близкий), которому все это не нужно, ему важно, если море вообще исчезнет - добывать нефть будет дешевле. А ты говоришь, что Аральское море похоронили еще 50 лет назад. Не говори того, чего не понимаешь, тебе в Ташкенте очень комфортно рядом с "папашей", вот и сиди. Куда уж тебе до проблем простых людей.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему бы вам просто не признаться, что вам не хватает земли. А то понапридумали всего, что аж жалко становится бедного узбекского народа, у которого каракалпаки захватили почти половину территории. В принципе каракалпакской территории было больше, но под диктатуру большевизма Ташкент урвал от нас много земли.

Вообще то узбеки пока не претендуют на чужие территории, лишь защищаются. Территория где обитали каракалпаки в составе Хивинского ханства заключала юг Арала и правый берег Амударьи. Русские создали КАССР, включив туда хивинские территории, не обитаемые каракалпаками.

Русские пришли поздно, они даже не знали к кому каракалпаков отнести. Одни писали что они одно из узбекских племен, другие показывали как отдельного народа. Но это были предварительные разведданные и эти сведения подробной информации не дают. Планомерное исследование было проведено в советскую эпоху, с данными которого вы не согласны. Это ваши проблемы соглашаться или нет, но факт в том, что их исследования очень объективны по сравнению с нынешней узбекской версией.

Советское "планомерное" исследование показало всех аборигенами, скифами, саками итд., а "татаро-монголов" пришлыми иноземными захватчиками в одном ряде с арабскими захватчиками. Нынешняя узбекская версия основывается именно на эту советскую ошибочную версию и считают каракалпаков автохтонными арийцами. Так что ты зря их обвиняешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как раз таки Верхние каракалпаки были многочисленны, после разделения каракалпаков в 1723 году. Они же в последующем в основном осели в Бухарском и Кокандском ханствах. Численность их на момент 1758 года составляла 300 тысяч человек и это известно из письма китайскому императору (точные данные - 60 тысяч семей). Они фактически слились с местным народом, после 1924 года получившим этноним узбек, но были и те, которые сохранили свое каракалпакское самосознание.

Не знаю насколько стыкуются эти китайские данные с поздними данными, но положение дел в Бухарском ханстве в конце 19 века таково (а про кокандских сведений мало):

Примечание профессора Петербургского университета В. В. Григорьева (1816-1881):

«В следствие политических волнений в Хивинском ханстве и потом безкормицы весною 1837 года, значительное число Каракалпаков выселилось отсюда в бухарские пределы и до 700 семейств прикочевало к нам на Сыр-Дарью».

СРЕДНЯЯ ЗЕРАФШАНСКАЯ ДОЛИНА

В.Радловъ

Въ конце 1868 года.

(часть Бухарского ханства)

Жители собственно долины Зерафшана большею частiю (Тюрки).

I. Узбеки.

Разделяются на следующiе отделы: Кытай-Кыпчаки. Они живутъ въ долине средняго Зерафшана между Самаркандомъ и Катырчи, и къ северу до Чилека. На счетъ Кыпчаковъ надо заметить что они также составляютъ большую часть населенiе Кокандскаго ханства. Тамъ они ведутъ кочевую жизнь, но есть тамъ и оседлые Кыпчаки въ городахъ.Кыркъ-мынанъ-юсъ (Кырки съ Юсами) живутъ на большомъ пространстве между Ходжентомъ, Ура-тэпэ, Заминомъ, Джизакомъ, укрепленiемъ Янгы-Курганъ и къ югу до города Пенджикента. Родъ Туяклы образуетъ населенiе города Пенджикента. Отъ Ходжента до Ура-тэпэ и Замина живетъ племя Юсь. Канглы. Маленькое племя, живущее вблизи Джизака. Найманъ. Это племя Живетъ к югу отъ Катты-кургана въ селенiяхъ Улусъ, Сипкэ и т.д. и въ городъ Джамъ. Мингъ. Довольно значительное племя, живущее къ юго-западу отъ Самарканда до Алтабинскихъ горъ. Въ Кара-тэпэ и Ургутъ, какъ говорятъ, тоже обитаютъ части этого племени. Въ Кокандъ, говорятъ, племя Мингъ очень распространено, и Кокандскiй ханъ самъ изъ этого племени. Кэнэгэсъ. Большое племя Кэнэгэсовъ образуетъ главное населенiе Шехрисебса. Это очень распространенное племя. Мангытъ. Племя Мангытъ составляетъ главное населенiе города Карши и его окрестностей. Эмиръ Бухарскiй самъ изъ племени Мангытъ. Меситъ, Ябы, Тама, называемые обыкновенно общимъ именемъ Учь ру (три рода). Живутъ въ Зiаддинскомъ бекстве до города Кошкаузь. Сарай живутъ къ западу отъ Кошкауза до города Ханчарвагы.Буркутъ живутъ отъ Кэрминэ до Мэликэ.Аллатъ живутъ отъ Кара-кэля до Бухары и до Шардже.Бекринъ. Маленькое племя вблизи Пейшамби, къ северу отъ Катты-Курагана.Баташъ. На разныхъ местахъ перемешано съ другими племенами.

II. Каракалпаки

Кара-калпаковъ въ средней Зерафшанской долине очень немного. Они живутъ къ востоку от Самарканда въ средине между Кытаи-Кыпчаками и Кыркмынанъ—Юсами, въ разныхъ селенiяхъ около Акъ-тэпэ и въ урочище Бешъ-арыкъ. Говорятъ что не очень давно они переселились сюда съ Аму-дарьи. Теперь они живуть здесь оседло. Родами здешныхъ Кара-калпаков мне называли: оймаутъ, акъ-койлы, кара-сенгиръ.

III. Туркмены

Из Туркменовъ, живущихъ въ большомъ числе къ востоку отъ реки Аму-дарьи, здесь находится только три рода: казай-аглы, канджыгалы, бюгёжюлю, изъ которыхъ последнiе два принадлежать къ главному племени Уйсуновъ. Этими Туркменами населено вся Нуратынское бекство. Туркмены живутъ здесъ оседло совершенно какъ жители собственно Зерафшанской долины.

Это главныя племена тюркскаго происхожденiя, о которыхъ я слыхалъ кое-что въ средней Зерафшанской долине. Они живутъ не отделяясь резко другъ отъ друга, но все таки одно племя составляетъ всегда главную массу населенiя въ известномъ месте. Что здесь часто происходило смешенiе племенъ, это доказываетъ большое число кышлаковъ, получившихъ свое названiе отъ имени рода, къ которому принадлежатъ жители его.

Въ степяхъ вокругъ Ташкента, Чемкента, Аулiе-аты и Туркестана, обитають многочисленныя киргизскiя племена, которыя, какъ и северные ихъ соседи, называють себя Казаками.

Что касается до тюркского идiома, то онъ разделяется на следующiя поднаречiя: 1) киргизское, 2) кара-калпацкое, 3) тюркменское, 4) узбецкое или джагатайское . Первыя три изъ этихъ поднаречiй очень близки другъ къ другу, между темъ какъ узбецкое довольно резко отъ нихъ отделяется. Письменный языкъ имееть только джагатайское поднаречiе. Понято, что у племени разбросаннаго на столь великомъ пространстве какъ узбецкое, и языкъ показываетъ разные оттенки, но все таки мы можемъ на него смотреть какъ на нечто целое. По крайней мере все жители городовъ отъ Аулiе-аты до Бухары другъ друга понимають без всякаго затрудненiя .

Что касaется до чистоты тюркскаго языка, то говорять на немъ чище всего въ степяхъ, куда уничтожающая всякую народность магометанская цивилизацiя еще не могла проникнуть. Къ киргизскому поднаречiю въ отношенiи чистоты близко подходить языкъ Кара-калпаковъ, къ востоку отъ Самарканда, и Тюркменъ, въ Нуратинскихъ горахъ, несмотря на то, что племена эти, въ соцiальномъ отношенiи, уже подчинились Узбекамъ, и вместе с темъ уже внесли въ свой языкъ значительное число иноплеменныхъ словъ. Языкъ узбецскихъ земделельцев въ деревняхъ Зерафшанской долины по отношенiю къ чистоте уже резко отделяется отъ вышеупомянутыхъ поднаречiй. Более всего испорченъ языкъ жителей городовъ, где благовоспитанность и мода требуютъ украшенiя роднаго языка чужими перьями.

__________

В другом месте каракалпаки показаны как племя узбеков.

Л.Н. Соболев. Географические и статистические сведения о Зеравшанском округе.

Санкт-Петербургъ

1874

Зеравшанскiй Округъ представляетъ чрезвычайное разнообразiе въ отношенiи этнографическаго состава населенiя.

Преобладающая народность есть, безъ сомненiя, узбеки; за ними следуютъ таджики. Узбеки занимаются возделыванiемъ полей и скотоводствомъ; таджики, поселенные въ Самаркандскомъ и Катта-Курганскомъ отделахъ, главнымъ занятiемъ своимъ считаютъ торговлю.

Узбеки разделяются на множество родовъ, подразделяющихся на отделенiя и подъотделенiя.

Бухарцы и туземцы Зеравшанскаго округа утверждаютъ, что узбековъ 92 рода. Среди нихъ:

Мынъ, Юзъ, Кыркъ, Каракалпакъ, Туркменъ , Джалаиръ, Кунградъ, Алчинъ, Тюркъ, Баллосъ, Карлукъ, Лякай

итп.

Въ томъ списке, который составлялся въ центре узбекскихъ родовъ, каковымъ мы можемъ назвать Зеравшанскую долину, и въ которомъ обозначено 92 рода, всего оказывается 89. Многiе изъ именъ родовъ, какъ Ухумъ, Аучи, Каръ-тау, Митанъ и другiе называются по месту своего жительства. Это мелкiя племена. Они меняютъ свое названiе съ переменою местопребыванiя. Некоторые же более сильные роды, каковы Мангыты, Минги, Кипчаки, Найманы, Юзы, Кенегезы, Каракалпаки и другiе, распространенные на эначительномъ пространстве сохраняють более прочно свои названiя; но за то отделенiя ихъ и подъотделенiя принимаютъ часто особыя названiя и возводятся на степень новыхъ родовъ.

Однако узбекъ, всегда остается узбекомъ, лишь въ городахъ, въ коихъ преобладаетъ населенiе таджиковъ, онъ несколько видоизменяется и превращается въ сарта. Сарты не есть особое племя, какъ то пытались многiе доказать. Сартомъ называется безразлично и узбекъ и таджикъ, живущiе въ городе и занимающiйся торговлею. Это родъ мещанства, сословiе, но не племя.

Читаемъ мы въ соч. Гребенкина «Таджики»: Таджики утверждаютъ, что названiе сартъ имъ передали русскiе и зависимые отъ русскихъ киргизы, но сами они (зеравшанцы) этого имени не признаютъ. Намъ кажется, что странный эпитетъ «сартъ» распространенъ исключительно въ техъ местахъ, где кочуютъ киргизы. Туркестанъ, Чимкентъ, Ташкентъ и другiе города долинъ Туркестанскаго края окружены кочевниками и въ этихъ городахъ слово сартъ – привычный уху звукъ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Темиргалиев ничего не раскрыл, кроме как - "пришли из Астрахани и выгнаны казахами на Амударью". История каракалпаков протяженностью 300 лет, у него вмещаются в трех строках.

Он прав. Каракалпаки вышли из Астрахани, с Ногайской орды и заняли присырдарьинские земли, близ г.Сыгнак.

Не приютил твой хивинский хан каракалпаков, а самым наглым образом обманул Айдос бия.

«Каракалпаки обитали прежде по обоим берегам Сырь-Дарьи, но с тех пор как Киргизцы, в бывших между ими войнах, истребили большую часть Каракалпаков, перешли остальные к Хиве, отдали своего хана Осбекам и живут с того времени под покровительством Хивинцев ; они имеют только местами селения; большая же часть ведет жизнь кочевую».

Конечно ты будешь продолжать игнорировать посчитав их "предварительными данными", но этот человек (Бланкеннагель) был современником тех событий (18 век). Он однозначно знал лучше тебя. Узбеков ты считаешь пришлыми, каракалпаков автохтонными. Этим уже доказываешь своё знание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А зачем мне что-то сеять, если вражда уже охватила сознание всего каракалпакского народа, я лишь констатирую факты. Ты просто слыхал о каракалпаках, а вот я самый настоящий каракалпак и знаю что говорю.

Ты призываешь каракалпаков на войну, которая испортит отношения с узбеками и на войну, которая изначально решиться не в их пользу. Это есть посеять рознь. Однако, на зло тебе узбеки не терроризируют каракалпаков и на зло тебе каракалпаки не воюют. Ты, как самый настоящий каракалпак был в Каракалпакии лет 15 или 25 назад как ты сам отметил. А я общаюсь с узбеками, которые побывали там и с узбеками из юга Каракалпакии работающие в Ташкенте. Во первых, они говорят узбеки в южных районах большинство, во вторых, по их словам трудно не найти такую семью, которая не связана с семейными узами с узбеками. У всех или куйяу бола или келин или еще кто то узбек.

Спасти Аральское море можно ...

Вода Арала испарилась в хлопковых полях за долго до развала Союза. Она испарилась не естественным образом и естественным образом вряд ли восстановится если конечно не повернут сибирские реки или Каспийское моря.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

В 1723 году Цэван-Рабдан вёл успешные войны с казахами, нападавшими с востока на ойратские кочевья, в результате которых казахи потеряли обширные территории в районе Семиречья и уступили ойратам Ташкент иТуркестан. Зависимость от джунгар признали также Ходжент и Самарканд[10]. В 1725 году джунгары разгромили каракалпаков.

 

Где произошла битва? Сколько было каракалпаков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Почему бы вам просто не признаться, что вам не хватает земли. А то понапридумали всего, что аж жалко становится бедного узбекского народа, у которого каракалпаки захватили почти половину территории. В принципе каракалпакской территории было больше, но под диктатуру большевизма Ташкент урвал от нас много земли.

Вообще то узбеки пока не претендуют на чужие территории, лишь защищаются. Территория где обитали каракалпаки в составе Хивинского ханства заключала юг Арала и правый берег Амударьи. Русские создали КАССР, включив туда хивинские территории, не обитаемые каракалпаками.

 

 

От кого узбеки защищаются? 

Не русские создали ККАССР, а было решено на всеобщем курултае всех народов Средней Азии в 1924 году. На курултае были все лидеры народов данного региона, с каракалпакской стороны присутствовал Аллаяр Досназаров. Тогда же было решено на территориях, где больше всего проживало каракалпакское население создать Каракалпакскую Автономную область со столицей г.Турткуль, вошедшую в состав Киргизской АССР. В 1930 году ККАО вошла непосредственно в состав РСФСР, в 1932 году приобрела статус ККАССР, в 1936 году ККАССР вошла в состав УзССР. Теперь скажи мне, что ты от меня требуешь, хочешь чтоб я переделал решение Всеобщего Курултая? Зачем каракалпакам территория, где нет каракалпаков? Немножко призадумайся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Русские пришли поздно, они даже не знали к кому каракалпаков отнести. Одни писали что они одно из узбекских племен, другие показывали как отдельного народа. Но это были предварительные разведданные и эти сведения подробной информации не дают. Планомерное исследование было проведено в советскую эпоху, с данными которого вы не согласны. Это ваши проблемы соглашаться или нет, но факт в том, что их исследования очень объективны по сравнению с нынешней узбекской версией.

Советское "планомерное" исследование показало всех аборигенами, скифами, саками итд., а "татаро-монголов" пришлыми иноземными захватчиками в одном ряде с арабскими захватчиками. Нынешняя узбекская версия основывается именно на эту советскую ошибочную версию и считают каракалпаков автохтонными арийцами. Так что ты зря их обвиняешь.

 

 

Я бы сказал углубленное исследование, до этих исследований в нашем регионе никакие исследовательские работы не проводились, все держалось в легендах народов, обитающих в данном регионе. Русские первопроходцы 18-19 вв записывали все из уст народов и поэтов-летописцев. А тут как говорится кто во что горазд. Рассказал узбек, значит тут была узбекская земля, рассказал другой, значит другая история. Народ был черезчур пестрый, а доминировали узбеки еще не сложившиеся в единый народ. Отсюда и заблуждения, что каракалпаков приписывали к узбекам, другие рассматривали как узбекское отдельное племя, а только некоторые, кому посчастливилось побывать в чисто каракалпакских поселениях, показывали как отдельный народ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Как раз таки Верхние каракалпаки были многочисленны, после разделения каракалпаков в 1723 году. Они же в последующем в основном осели в Бухарском и Кокандском ханствах. Численность их на момент 1758 года составляла 300 тысяч человек и это известно из письма китайскому императору (точные данные - 60 тысяч семей). Они фактически слились с местным народом, после 1924 года получившим этноним узбек, но были и те, которые сохранили свое каракалпакское самосознание.

Не знаю насколько стыкуются эти китайские данные с поздними данными, но положение дел в Бухарском ханстве в конце 19 века таково (а про кокандских сведений мало):

 

 

Никак не состыкуются, между этими сведениями чуть меньше 1,5 века. В 1758 году Кучук Ходжа написал письмо китайскому императору с просьбой принять каракалпаков в свое подданство. Джунгарское ханство было ликвидировано, а их бывшие подданные-каракалпаки оказались без своей территории, так как, она перешла победителям. История этого письма также темная, оно не дошло до императора, а задержалось в имперской канцелярии и всплыло только в наши дни. В письме оказалось две печати - Кучук Ходжы и Кабанбая. Китайский посол, который должен был доставить письмо императору нарушил конфеденциальность, показав его Кабанбаю. Словом, каракалпаки не дождались ответа от императора и отдались под власть соседних ханств. Они и есть разделенные от нынешних каракалпаков Верхние каракалпаки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Темиргалиев ничего не раскрыл, кроме как - "пришли из Астрахани и выгнаны казахами на Амударью". История каракалпаков протяженностью 300 лет, у него вмещаются в трех строках.

Он прав. Каракалпаки вышли из Астрахани, с Ногайской орды и заняли присырдарьинские земли, близ г.Сыгнак.

 

 

 

Он прав в одном, что основная масса каракалпаков вышла из Ногайской орды. Он не углубляется в детали, а показал общеизвестные кривотолки из Википедии. В то же время в другой своей работе он показал начало каракалпакской политической деятельности. В 1602-1605 гг каракалпаки сместили казахов из Туркестана и на время стали хозяевами этого региона со столицей в Ташкенте. Нарушили закон степей, где ханом имеет право называться только потомки Чингисхана, собственно этим и нажили себе врагов. Но позже все же примкнули потомкам Кучума, последний Кучумович и шейбанид Каип хан правил в среде Нижних каракалпаков.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не приютил твой хивинский хан каракалпаков, а самым наглым образом обманул Айдос бия.

«Каракалпаки обитали прежде по обоим берегам Сырь-Дарьи, но с тех пор как Киргизцы, в бывших между ими войнах, истребили большую часть Каракалпаков, перешли остальные к Хиве, отдали своего хана Осбекам и живут с того времени под покровительством Хивинцев ; они имеют только местами селения; большая же часть ведет жизнь кочевую».

Конечно ты будешь продолжать игнорировать посчитав их "предварительными данными", но этот человек (Бланкеннагель) был современником тех событий (18 век). Он однозначно знал лучше тебя. Узбеков ты считаешь пришлыми, каракалпаков автохтонными. Этим уже доказываешь своё знание.

 

 

Я придерживаюсь своего мнения и полагаюсь на данные советских исследователей. В конце 18 века именно так выглядела не история каракалпаков, а обстоятельства данного периода. Бланкеннагель не исследовал подлинную историю региона, а также как и многие своих современников полагался на рассказы. Численность народов никто не считал, все основано на рассказах, например, численность хорезмских каракалпаков разная с точки зрения разных экспедиции:

 

Некоторые путешественники 19 века записал оценки числа каракалпаков, проживающих в Хорезмской области, не предоставляя никакой основы для, как они были получены. Вполне вероятно, что они были предназначены, нет более показательно. Муравьев чрезвычайно по сообщалось население каракалпаков в 1819, цитируя отдельные фигуры 70000 и 100000 семей (что предполагает от 350 000 до 500 000 человек). Он не посещал дельту, но остался в Хиве. Однако он сделал стресс, что такие цифры были неопределенными и отметил, что даже сам хан не имел ни малейшего представления о количестве своих подданных. Капитан Джеймс Эббот, который провел некоторое время в Хиве в 1840 году, по оценкам количество каракалпаков в Хорезме на 40000 семей или 200 000 человек.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

А зачем мне что-то сеять, если вражда уже охватила сознание всего каракалпакского народа, я лишь констатирую факты. Ты просто слыхал о каракалпаках, а вот я самый настоящий каракалпак и знаю что говорю.

Ты призываешь каракалпаков на войну, которая испортит отношения с узбеками и на войну, которая изначально решиться не в их пользу. Это есть посеять рознь. Однако, на зло тебе узбеки не терроризируют каракалпаков и на зло тебе каракалпаки не воюют. Ты, как самый настоящий каракалпак был в Каракалпакии лет 15 или 25 назад как ты сам отметил. А я общаюсь с узбеками, которые побывали там и с узбеками из юга Каракалпакии работающие в Ташкенте. Во первых, они говорят узбеки в южных районах большинство, во вторых, по их словам трудно не найти такую семью, которая не связана с семейными узами с узбеками. У всех или куйяу бола или келин или еще кто то узбек.

 

 

 

Никто никого на войну не призывает, народ требует справедливости, говорят "отдаем общей родине все до копейки, помогите решить наши социальные проблемы", а в ответ - тишина. Народ дальше говорит: "Хорошо, не можете улучшить нашу жизнь, тогда дайте нашу судьбу нам самим, мы другой народ и другая страна в конце-концов", а в ответ - репрессии. А где тирания, там хочешь не хочешь добром не кончится. Живем в 21 веке, а не в эпоху рабовладетелей. Так что не надо на меня сваливать, будто я первый каракалпак заговоривший о свободе и независимости, те давно на том свете, в тюрьмах, в подполье, в бегах... 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Спасти Аральское море можно ...

Вода Арала испарилась в хлопковых полях за долго до развала Союза. Она испарилась не естественным образом и естественным образом вряд ли восстановится если конечно не повернут сибирские реки или Каспийское моря.

 

 

Ты действительно не понимаешь о чем я говорю? Воды Арала никак не могли испариться на хлопковых полях, а воды Амударьи к нему не доходили. И первая причина в этом - Каракумский канал. Варварское отношение к водопользованию это уже второстепенное. Никто тебе не даст сибирские реки, а потому мы должны закрыть именно каракумский канал. Понимаю, это не гуманно, но преступнее всего будет гибель природы.Туркменам поможем всем миром сами тюрки, да пусть даже припишутся к каракалпакскому бюджету. Аральская катастрофа это не только беда каракалпаков, она плохо скажется многим, а нам каракалпакам, узбекам, туркменам, казахам в первую очередь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

От кого узбеки защищаются?

Не русские создали ККАССР, а было решено на всеобщем курултае всех народов Средней Азии в 1924 году. На курултае были все лидеры народов данного региона, с каракалпакской стороны присутствовал Аллаяр Досназаров. Тогда же было решено на территориях, где больше всего проживало каракалпакское население создать Каракалпакскую Автономную область со столицей г.Турткуль, вошедшую в состав Киргизской АССР. В 1930 году ККАО вошла непосредственно в состав РСФСР, в 1932 году приобрела статус ККАССР, в 1936 году ККАССР вошла в состав УзССР. Теперь скажи мне, что ты от меня требуешь, хочешь чтоб я переделал решение Всеобщего Курултая? Зачем каракалпакам территория, где нет каракалпаков? Немножко призадумайся.

Такие курултаи особого значения не имели. Главной целью размежевания, устроенной большевиками в 24 году это добиться ослабления многовекового влияния узбеков на других народов. Все республики ЦА созданы большевиками как-бы специально неестественными границами, без учёта множества факторов. Об этом достаточно написано.

Я бы сказал углубленное исследование, до этих исследований в нашем регионе никакие исследовательские работы не проводились, все держалось в легендах народов, обитающих в данном регионе. Русские первопроходцы 18-19 вв записывали все из уст народов и поэтов-летописцев. А тут как говорится кто во что горазд. Рассказал узбек, значит тут была узбекская земля, рассказал другой, значит другая история. Народ был черезчур пестрый, а доминировали узбеки еще не сложившиеся в единый народ. Отсюда и заблуждения, что каракалпаков приписывали к узбекам, другие рассматривали как узбекское отдельное племя, а только некоторые, кому посчастливилось побывать в чисто каракалпакских поселениях, показывали как отдельный народ.

Хорошая работа Полякова. Сейчас бы такие писали. Он советский. Eго работа oпубликована в 70-ых годах ХХ века:

С.П.ПОЛЯКОВ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭТНОГРАФИЯ

СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА

Однозначного ответа относительно социального расслоения у кочевых племен, объединявшихся этнонимом «узбек», быть не может, так как уже в XVIII в. в это понятие включали скотоводческие племена самого разного происхождения, и они находились на разных уровнях общественного развития.

Значительная часть этих кочевых групп осела на землях Хивинского ханства и Бухарского эмирата, и их социальные отношения уже были рассмотрены выше. Другие узбекские племена, которые продолжали заниматься кочевым скотоводством, по своему составу были неодинаковы. Здесь были и ранние тюркоязычные группы, и тюркизированные племена монгольского происхождения, чья племенная организация и социальная структура подвергались жесткой деформации в составе войск Чингизхана и Тимура, и, наконец, группа племен, возглавлявшаяся Шейбани-ханом.

Будучи главной военной силой среднеазиатских государств, они в то же время находились в разном положении при дворах правителей и получали разные привилегии, что отразилось на внутриплеменном социальном расслоении. В наиболее тесно связанных с правителями ханств племенах, например у бухарских мангытов, социальное расслоение зашло очень далеко и роль ханов и других предводителей более мелких подразделений была велика занимая пожалованные ханом должности, они превращались в замкнутую наследственную верхушки племени, которая пользовалась многими привилегиями. В этих случаях у скотоводов развивалась уже классовая, а не только имущественная дифференциация общества, характерная для других скотоводческих народов. Но таких племен было немного. Постоянное нахождение вблизи оазисов стесняло ведение подвижного кочевнического хозяйства, и скотоводы или откочевывали дальше в степи и предгорья, или беднейшая их часть переходила к земледелию. Оставшиеся в «седле» жили за счет государственной казни или других видов жалования (например, танхо или обеленный мульк) и практически самостоятельно скотоводческого хозяйства не вели. Они становились нукерами – наемными военными занимая аналогичное хорезмским туркменам положение.

Что же касается узбекских племен, кочевавших в отдалении от земледельческих оазисов и государственных центров, то их социальная организация, насколько позволяют судить имеющиеся источники, ничем не отличалась от таковой у других кочевых народов. Наибольшие параллели, особенно у дештикипчакских племен, в социальной стратиграфии, формах собственности и способах эксплуатации соплеменников наблюдались с туркменами, по соседству с которыми они часто и кочевали. Наиболее наглядным примером вышесказанному могут служить узбекские племена юга Средней Азии.

Общественные отношения у каракалпаков до их поселения в низовьях Амударьи на землях Хивинского ханства в целом повторяли таковые у других кочевых народов Средней Азии. Во главе племен стояли бии, выполнявшие подчас и роль военных предводителей. Не миновал каракалпаков и общий для всех кочевников-скотоводов процесс возвышения военных предводителей – батыров. Байская прослойка у каракалпаков не была столь существенной, как, например, у казахов. К верхушке общества принадлежала и часть мусульманского духовенства, роль которого значительно возросла после поселения каракалпаков в дельте Амударьи.

На территории Хивинского ханства, куда основная часть каракалпаков вынуждена была переселиться под давлением казахов в середине XVIII в., каракалпаки оказались в очень тяжелом положении. Разоренная тяжелым переходом через Кызылкумы, обедневшая основная масса скотоводов вынуждена была перейти к полуоседлому хозяйству, сохранив лишь форму племенной организации.

Узбеки. Формирование узбекского народа после XV в, проходило на основе оседло-земледельческого тюркоязычного населения главных оазисов Средней Азии – Хорезмского, Ферганского, Ташкентского (в последних двух этих земледельцев называли сартами) вдоль среднего и нижнего течения Зеравшана и южных районов современного Узбекистана, расположенных в бассейнах рек Кашкадарьи и Сурхандарьи. Основным направлением этого процесса были постоянное оседание кочевых скотоводов в оазисах, переход их к земледелию и, где позволяли условия, к отгонно-пастбищному скотоводству.

Этимология этнонима «узбек» еще неясна. Впервые это слово упоминается в XII в., как личное имя и в связи с событиями, происходившими в Иране при сельджуках. Позднее оно неоднократно упоминается в ряде исторических хроник. В XIV в. «страной узбеков» называют Золотую Орду (вероятно, по имени золотоордынского хана Узбека), а в XV в. «узбеки» – собирательный термин для большой массы кочевников, занимающей громадные пространства степей Средней Азии. Скорее всего, здесь наблюдается повторение «эфталитской» и «огузской» ситуаций, когда название наиболее сильной группы переноситься на все кочевые группы населения. В то же время термин «узбек» объединял кочевые племена, которые больше, чем их западные (территория современной Туркмении) и восточные (восточные районы Казахстана и Киргизии), волею судеб вовлекались во все политические события, происходившие в Средней Азии. Находясь большее время в составе (номинально и реально) различных политических объединений, они утратили существовавшую у других среднеазиатских народов – казахов, киргизов и каракалпаков организационную форму: деление на «жузы», «криля» или «отделы».

По генеалогическим преданиям, существовало 92 узбекских племен. Однако, как и других народов Средней Азии, «каноническое» число не соответствовало действительному положению и их номенклатура в различные периоды истории менялись. Число племен было значительно больше. Наиболее крупные племена, сформировавшиеся в степях Средней Азии, – мангиты, кунграты, кипчаки, канглы, минги, юзы и др., сохранились вплоть до ХХ в. Большая часть этих племен осела в оазисах, меньшая – сохранила кочевое и полукочевое скотоводство как основу своего хозяйства и в XIX в.

Особенно активно процесс оседания узбекских племен в земледельческих оазисах начался после распада обширного государственного образования Шейбанидов. Царившая в стране разруха, вызванная постоянными межплеменными войнами, разорила не только земледельцев, но и многих рядовых скотоводов, у которых после потери скота не было иного выхода, как перейти к земледелию.

На месте Шейбанидских владений, как отмечалось, сложились в XVI в. Бухарское и Хивинское ханства. К концу XVIII в. они освободились от вассальной зависимости Ирана и восстановили свои границы. В Хивинском ханстве власть захватило племя кунград, в Бухаре – мангыты, и в выделившемся в конце XVIII в. из Бухарского ханства Кокандском ханстве власть принадлежала династии из племени минг.

Границы этих государств, как и отдельных самостоятельных владений, в общих чертах совпадали с границами исторически сложившихся экономических районов, основанных на общих оросительных системах и порядке использования водных ресурсов.

У оседлых жителей Хорезма, Ферганы, долины Зеравшана, Ташкентского оазиса и других земледельческих районов, сложились свои особенности в хозяйстве и культуре. Оседая в оазисах, кочевые узбеки восприняли их. Одно и то же племя, например юзы, оседая в долине Зеравшана и в Фергане, перенимало культуру земледельцев, которые уже имели определенные отличия. В то же время, сохраняя племенные связи внутри той территории, на которой они поселились, осевшие кочевники способствовали установлению более темных контактов между соседними земледельческими областями. Первоначально эти связи носили характер «родственных» взаимоотношений, а впоследствии приобрели и характер экономический. На основе хозяйственных связей стали складываться и развиваться и этнические особенности населения этих крупных земледельческих областей. В процессе совместной жизни нивелировались и племенные различия осевших скотоводов. В зависимости от конкретных условий этот процесс проходил с той или иной скоростью. Например, в экономически слабо развитых районах Восточной Бухары оседание шло не столь быстро, как в Фергане, и этнические различия восточнобухарского населения были более заметны.

Различия, сохранившиеся между оседлым и кочевым и полукочевым узбекским населением, выражались в заметной разности антропологического типа (скотоводы в большей степени монголизированы), в особенностях языка, а также в отдельных элементах материальной культуры, в частности в одежде. В области духовной культуры различия прослеживались, судя по имеющимся немногочисленным источникам, в XVIII-XIX вв. значительно меньше.

Эти различия, не имеющие принципиального этногенетического характера, явились основой для выделения так называемых этнографических групп. Будучи составной частью более крупных этнических массивов той или иной выделенной земледельческой области, они все же некоторое время сохраняли свою специфику.

Процесс формирования узбеков осложнялся существованием на их территории других среднеазиатских народов – таджиков, туркмен, казахов, киргизов и каракалпаков. Внутри каждого из этих народов проходили аналогичные процессы. Включенные в состав узбекских ханств, они вовлекались в процесс формирования узбекского народа. В первую очередь «узбекизировались» оседлые группы. Так, например, значительные группы казахов, которые вынуждены были под давлением джунгаров переселиться в район Ташкента и осесть на свободных землях, были ассимилированы оседло-земледельческим населением. Кочевники-скотоводы сохраняли свою старую «этническую» принадлежность, так как в экономическом отношении были более самостоятельными, в туркменские племена, кочевавшие на окраинах Бухарского оазиса, сохранили свою «туркменскую принадлежность» вплоть до ХХ в.

Экономическая независимость создавала условия и для сохранения этнической самостоятельности даже в том случае, когда народ целиком оказывался в подчиненном положении. В такой ситуации оказались каракалпаки в Хивинском ханстве. Ведя самостоятельное комплексное хозяйство, в значительной степени отличное от соседнего узбекского земледельческого населения, они сумели в условиях деспотического государства сохранить свою этническую обособленность.

Немаловажное значение имел и уровень этнической консолидации групп других среднеазиатских народов, расселившихся на территории формирования узбеков. Более поздние переселенцы, такие, как туркменские племена в том же Хивинском ханстве (это в значительной степени относится и к каракалпакам), переместившиеся на узбекские земли в значительном количестве из уже сложившейся этнической среды, ассимиляции или «узбекизации» практически не подвергались. Но и здесь влияние узбеков сказывалось довольно заметно.Киргизы, расселявшиеся в восточной части Ферганской долины, еще до присоединения Средней Азии к России восприняли очень много от оседлых узбеков как в хозяйственной практике, так и в материальной культуре.

В различных частях территории формирования узбеков соотношение между группами было неодинаковым. Наибольшей оседлостью отличалась Фергана.

Особое место в формировании узбекского народа занимают таджики. Исторически сложилась ситуация, когда на одной территории в одно и то же время на основе общих культурных традиций происходило складывание двух этнических массивов.

Формирование таджикского народа шло тем же путем, что и формирование узбеков с той лишь разницей, что в этом процессе роль скотоводов-кочевников выполняли западноиранские земледельческие группы.

Кочевники проникали с севера и востока, а население, говорившее на дари, продвигалось с юга и запада. Граница соприкосновения тюркских и западноиранского языка растянулась от Каспийского моря (по оазисам подгорной полосы Копетдага) через Мерв, Бухара, Самарканд, Ташкент, захватывая, вероятно, и более северные оазисы и города южной части Казахстана. На этой обширной территории, наряду с тюркоязычными хозяйственно-территориальными группами, складывались и таджикоязычные.

Расселение части таджикоязычного населения в труднодоступных, малопригодных для жизни горных районах Средней Азии определено также политическими, военными ситуациями, складывавшимися в средние века. Спасаясь от нашествия многочисленных завоевателей, уничтожавших население целых оазисов и городов, таджикоязычное (как и тюркоязычное) население уходило в горы. Подсчет поколений, разделяющих момент прихода предков населения этих кишлаков в современные места расселения и 70-е годы ХХ в., показывает, что переселения связываются с наиболее тяжелым для страны временем – XIV-XVI вв.

Тюркоязычные кочевники не стремились в горы – там не всегда были хорошие пастбища и не всегда можно было содержать скот круглый год на пастбищах. Таджикское население гор находилось в известной изоляции не только от тюркоязычных, но и от таджикоязычных равнинных групп. Последние в большей мере, нежели горцы, соприкасались не только тюркоязычными земледельцами, но и с оседавшими кочевниками. Эти «степняки» в заметной мере передали равнинным таджикоязычным группам монголоидные черты. Таджики, расселенные в горах, в большей мере сохранили древний европеоидный антропологический тип. Новейший антропологические исследования таджиков констатируют чрезвычайное многообразие компонентов, которые явились слагаемыми таджикского народа. Они фиксируют одновременно и чрезвычайно древние черты европеоидов и сравнительно недавно сформировавшиеся антропологические типы. Это хорошо видно на примере Северного Таджикистана, где на небольшой территории выделяются, по крайней мере, три довольно различных между собой антропологических типа.

В горных районах, особенно на юге современного Таджикистана и в его центральной части, культурный облик населения был несколько иным. Здесь был меньший контакт с крупными земледельческими и культурными центрами Средней Азии и значительно более низкий уровень развития товарно-денежных отношений. Замкнутость, натуральность хозяйства определяли и замкнутость собственно этнических процессов. Как следствие – особый образ жизни, отличающий горцев не только от равнинных таджиков, но и одну от другой группы горных таджиков. Последние различия были менее значительны. Большой значение, как ранее отмечалось, имели географические условия, которые сильно ограничивали контакты между отдельными группами.

К XIX в., по этнографическим и антропологическим данным, можно выделить южных и северных таджиков. Кроме языковых особенностей сложилось особенности в материальной культуре. Северных таджиков (включая Самарканд и Бухару с прилегающими районами) называют равнинными, а таджиков Восточной Бухары – горными.

Наряду со стиранием различий, существовавших между таджикскими группами, шел процесс отаджичивания тюркоязычного населения. В северных районах этот процесс проходил преимущественно в городах, где таджики всегда составляли большинство. На юге Таджикистана отаджичивалось древнее тюркоязычное население – карлуки, «тюрки» (без какой-либо другой племенной принадлежности) и другие «древние» узбекские племена. Процесс шел параллельно с оседанием и переходом к земледелию кочевников-скотоводов.

Предки современных туркмен меньше своих восточных соседей включали в свой состав пришлые группы как кочевые, так и земледельческие. Отсутствие на территории Туркмении крупных оазисов не привлекало к этой части Средней Азии алчных взглядов сильных соседей. Защищенная со всех сторон естественными преградами – горами на юге, пустынями на севере и востоке и морем на западе – область формирования туркмен находилась в определенной изоляции.

Это не означает, что путь формирования туркмен был особым. Все события, происходившие в Средней Азии, затрагивали и население ее западных областей. Однако их влияние на население Восточного Прикаспия было сильно ослаблено.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Он прав в одном, что основная масса каракалпаков вышла из Ногайской орды.

Не стоит отрицать очевидный факт. Все каракалпаки вышли из Ногайской орды.

... последний Кучумович и шейбанид Каип хан правил в среде Нижних каракалпаков.

«После смерти Абдуллы в 1598 году престол перешёл в его сыну Абд ал-Мумину, но вскоре началась смута и он был убит мятежниками, вместе со смертью Абд ал-Мумина прекратилась династия Шейбанидов.

Абдулла-хан был похоронен у мавзолея Бахауддина Накшбанда близ Бухары.

Абдулла поставил себе целью объединить все четыре удела шейбанидов: Бухару, Самарканд, Ташкент и Балх в одно единое государство. Для этого потребовались многие годы. Лишь к 1582 году ему удалось воссоздать единое государство Шейбанидов.

В 1583 году, после смерти отца, Абдулла был объявлен ханом всех узбекова его государство называлось Бухарским ханством».

Короче, последний шейбанид в Маварауннахре это Абдулмумин, сын более менее известного хана в истории трёх ханств Абдуллахана II. Он жил в Бухаре. Его отца Абдуллахана узбеки хорошо помнили. Это отметили русские первопроходцы:

Шейбанидъ Абдулла-Ханъ (род. 1538 г., умеръ 1597 г.), не смотря на то, что также, какъ и основатель династiи, всю жизнъ велъ войны, – однако успевалъ и излечивать раны, наносимыя имъ странамъ, находившимся подъ его властью. Съ именемъ этого государя въ устахъ среднеазiатца связаны все позднейшiя более или менее замечательныя сооруженiя, находявщiся въ старанахъ, прилегающихъ къ Аму-Дарье. «Кто провелъ такой-то большой оросительный каналъ?» спросите вы туземца – и получите ответъ: Абдулла-Ханъ. «Кто построилъ эти караванъ-сараи и сердобы (колодцы, питаемые дождевой водой) въ песчанной пустыне?» – Абдулла-Ханъ.

Отъ Какыра до Караула на пути мы повстречались еще съ двумя заброшенными раббатами. Одинъ изъ нихъ, Бузачи. Массивный порталъ высоко поднимается надъ уровнемъ пустыни; высоко и легко висятъ надъ вашими головами могучiе и изящные его своды. Этотъ караванъ-сарай или рабатъ по народному преданiю построенъ Абдулла-ханомъ, «хаканомъ» Бухарiи. Этому зданiю, следовательно, более 300 летъ. При виде подобныхъ зданiй невольно возникаетъ въ голове мысль: какъ были велики прежнiе бухарцы.

– Караулъ представляетъ собою едвали не самую обширную и грандiозную постройку въ этом роде. Поистине тяжело, до сердечной боли тяжело смотреть на это разрушающееся отъ времени и людской небрежности колоссальное зданiе, которое и въ своемъ разрушенномъ виде порожаетъ путника своей грандiозностью… Представьте себе квадратъ, каждая сторона котораго равняется, приблизительно, 100 саженемъ. Этотъ квадратъ обнесенъ каменными стенами, съ башнями. Некоторые изъ моихъ казаковъ не выдержали соблазна и сами нацарапали углемъ свои имена, а некоторые – такъ даже краткую исторiю своего путешествiя. – И это зданiе приписывается все тому же великому строителю средневокой Бухарiи, Абдулла-хану.

Чтобы дать понятiе о томъ громадномъ труде, который былъ потраченъ на сооруженiе подобныхъ, каменныхъ городовъ (потому что это зданiе составляетъ целый городъ) я скажу, что кругомъ его, на многiя десятки и сотни верстъ простирается голая, песчаная пустыня, что, следовательно, и кирпичи, и цементъ, и всякiй другой строительной материалъ нужно было везти вюда издалека, напр. изъ самой Бухары, что и продовольствiе для рабочихъ, не говоря уже о нихъ самихъ, нужно было везти изъ той же Бухары и т.п. сколько времени, сколько труда и материальныхъ средствъ потрачено на одну подобную постройку!.. А такiя постройки щедрой рукой великаго «хакана» разсеяны почти по всемъ дорогамъ и караваннымъ трактамъ Средней Азiи.

(изъ дневниковъ члена посольства Д-ра И.Л.Яворскаго)

а Каип один из подставных ханов. Много анекдотов написано про таких хивинских ханов. Известно, что в итоге его выгнали с Хивы.

Муравьев чрезвычайно по сообщалось население каракалпаков в 1819, цитируя отдельные фигуры 70000 и 100000 семей (что предполагает от 350 000 до 500 000 человек). 

Я вновь цитирую Муравьева:

ПУТЕШЕСТВIЕ ВЪ ТУРКМЕНIЮ И ХИВУ

въ 1819 и 1820 годахъ,

гвардейскаго генеральнаго штаба капитана

НИКОЛАЯ МУРАВЬЕВА,

посланнаго въ сiи страны для переговоровъ

Каракалпаки частью кочуютъ за Аму-Дарьей, частью же пашутъ земли на Юге отъ Аральскаго озера; народъ сей под влiянiемъ воинственныхъ Узбековъ, и хитрыхъ Сартовъ, привязанъ къ хлебопашеству, безъ промышленности и беденъ, – живутъ въ угнетенiи. – Пологать должно что их тоже слишком сто тысячь .

Там говорится сто тысяч человек, а не сто тысяч семейств. В Хивинском ханстве узбеков, туркменов, таджиков было около 400 тыс. Невозможно чтобы каракалпаков было больше всех их вместе взятых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никто никого на войну не призывает, народ требует справедливости, говорят "отдаем общей родине все до копейки, помогите решить наши социальные проблемы", а в ответ - тишина. Народ дальше говорит: "Хорошо, не можете улучшить нашу жизнь, тогда дайте нашу судьбу нам самим, мы другой народ и другая страна в конце-концов", а в ответ - репрессии. А где тирания, там хочешь не хочешь добром не кончится. Живем в 21 веке, а не в эпоху рабовладетелей. Так что не надо на меня сваливать, будто я первый каракалпак заговоривший о свободе и независимости, те давно на том свете, в тюрьмах, в подполье, в бегах...

Пускай мамитовы сс*т кипятком и рассказывают сказки, о репрессиях и тогдалее. Таким горячим головам надо подумать, что может возникнуть взрывоопасная ситуация в центральноазиатском регионе в целом и даже от этой нынешней экономики Каракалпакии ничего не останется. Этим мамытовым дали ясно понят, что о каких-либо предпосылках к их мечте речи быть не может. Это вовсе не другая страна, это обычный узбекский субъект. Политически, демографически, исторически эти земли никогда не были каракалпакской вотчиной. Особенно на юге автономии каракалпаки никогда не играли существенной роли и никогда эта территория отдельно от Хорезма не существовала.

Воды Арала никак не могли испариться на хлопковых полях, а воды Амударьи к нему не доходили. И первая причина в этом - Каракумский канал. Варварское отношение к водопользованию это уже второстепенное. Никто тебе не даст сибирские реки, а потому мы должны закрыть именно каракумский канал.

«Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. То, что происходит с Аральским морем – настоящая экологическая катастрофа, вина за которую лежит на Советской власти. В Советском Союзе ухудшающееся состояние Аральского моря скрывалось десятилетиями, вплоть до 1985 г., когда М.С. Горбачев сделал эту экологическую катастрофу достоянием гласности.

Сохранить Арал и восстановить его прежний уровень практически невозможно. Нельзя прекратить расширение орошаемых земель для предотвращения дальнейшего падения уровня и увеличения солености вод Арала. Это означало бы остановить экономическое и социальное развитие среднеазиатских республик, население которых быстро растет. Поэтому сохранить Арал в том виде, какой он имел до начала 60-х годов, когда началось снижение его уровня, очевидно, задача уже недостижимая. С экономической точки зрения это и нецелесообразно, если здраво смотреть на вещи».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Почему бы вам просто не признаться, что вам не хватает земли. А то понапридумали всего, что аж жалко становится бедного узбекского народа, у которого каракалпаки захватили почти половину территории. В принципе каракалпакской территории было больше, но под диктатуру большевизма Ташкент урвал от нас много земли.

Вообще то узбеки пока не претендуют на чужие территории, лишь защищаются. Территория где обитали каракалпаки в составе Хивинского ханства заключала юг Арала и правый берег Амударьи. Русские создали КАССР, включив туда хивинские территории, не обитаемые каракалпаками.

Если не знаете историю Хорезмского и Хивинского и Аранского ханств, а так же историю каракалпаков зачем голословно обвинят русских! Русские тоже народ как каракалпаки, узбеки, казахи, туркмены и т.д., а ты как фашист толкуешь как нацист!

я и раньше написал что  Аранский государство это и есть государство какракалпаков Арала! Хивинский хан 1804 году одержал победу над Аралскими каракалпаками и снес Ходжейлинскую стену "Хожели корганы".

Освежу Вашу память: в этом же теме было создано мною сообщение под номером #775 (http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/1117-karakalpaki/?p=139710) там точно и ясно описал что до 1804 года Ходжейли был таможенным пунктом и граница между Х.х. и Каракалпакским ханством!

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...