Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

 

 

 

Караборкли и есть огузы турхманы...

Что за искусствовед такая и еще казашка? У казахов много жырау и кию на кобызе...

А как казахи исполняют свои жырау и кию? И о каком конкретно тюркском мире идет речь?

 

продолжайте в таком же духе, когда-нибудь может быть повзрослеете.

Что за манера переходить на личность? Был задан вопрос на Ваше высказывание... А Вы оставили без ответа и пытаетесь оскорбить меня...

 

 

Вы хотя бы посмотрите видео, там не каракалпачка же выступает. Найдите ее и спросите, как казахи утратили ту способность, которой умело владеют каракалпаки? Зачем мне задаете вопрос?

Я плохо разбираюсь в музыке, тем боле в казахском!

Комментировали вступление каракалпакского жырауа Бакбергена Сырынбетова (потомок каракалпакского Сырымбет жырауа) К. Курбанов (Каракалпакстан, СНС Института искусствознание РУз. Преподаватель УзГос консерваторий), а так же Мухамбетова Асия - искусствовед, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова и Омарова Гульзада - искусствовед, Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова

 

Казахская национальная академия искусств имени Т. К. Жургенова — высшее учебное заведение в г. Алматы и мероприятие проводился 16-18 октября 2013 г. в г. Алматы Казахской Национальной академии искусств им. Т.Жургенова

 

16-18 октября в Казахской Национальной академии искусств им. Т.Жургенова (г. Алматы) состоится Международная научно-практическая конференция «Традиционная музыка казахов и народов Центральной Азии: современное состояние, изучение, перспективы развития». В конференции примут участие ученые и музыканты, в том числе из Каракалпакии. Вход бесплатный.

http://karakalpak.info/?p=654

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Арсен "Черные клобуки себя называли кара боркли, а не калпак..."

 

Вы можете написать претензий на имя г-ну. Дж. Феннелу, так как и он считает Черных Клобуков каракалпаками! :turkmen1:  

из книги: Кризис средневековой Руси 1200 - 1304 Дж. Феннел, ГЛАВА II. ЮЖНАЯ РУСЬ В 1200 - 1223 ГОДАХ

Летописец ведет рассказ сухо, излагая только факты, без эмоций и, что довольно любопытно, не проявляет явной симпатии ни к одной из сторон. Итак, Рюрик и черниговский князь Игорь были захвачены врасплох. До того как они успели выйти из Киева на запад, Роман уже собрал войско в Волынской и Галицкой землях и двинулся на восток. Когда он приблизился к Киеву, к его войску присоединились не только черные клобуки (каракалпаки), одно из тюркских племен, осевшее в районе реки Рось и обычно лояльное по отношению к киевским князьям, но также «потомки Владимира [Мономаха]» и «городов русских... люди».

 

 

2e673fd8e010.jpg

 

 

АННОТАЦИЯ

Книга профессора Оксфордского университета, признанного главы английских историков славистов Дж Феннела посвящена истории русских земель в XIII в.
Опираясь на материалы русских летописей и иностранных хроник, автор подробно разбирает судьбы киевского политического наследия и структуру русских княжеств периода феодальной раздробленности. Изучая трагические события монгольского нашествия, автор ставит вопрос о причинах порабощения Руси и последствиях нашествия и дает нетрадиционные, часто спорные ответы.
Феннел рассматривает систему политических отношений на Руси во второй половине XIII в.
Рекомендуется историкам и широкому кругу читателей.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по родам каракалпаки никакого отношения к черным клобукам не имеют. 

Монголы да Кытаи. 

По-моему в период ЗО каракалпаков родоплеменное состав было реформировано властвующими. Подумайте сами вдруг после распада Ногайского юрта собрались кучка народа и объявили о себя как отдельная этнос - каракалпаками! Так как в это время существовало Казахский ханство и Узбекские государство. Почему они себя не называли караказахи, караузбеки, казахкалпаки, узбеккалпаки, казакоузбеки, кыргызоказахи, казузы, ногайказахи, ногайузбеки, ногайкалпаки, ногайжуртцы или как там ещё кураминци, а вдруг именно - каракалпаки?! 

 

Гипотеза о происхождении этноса каракалпаков: 9-11 вв. самоназвание народа Ғулпақлы, так как они единственные тюркская гвардия носивший Ғулпақ в составе войск Хорезмшаха. А Хорезмшахи их прозвали G'alpakh. 11-13 вв. самоназвание уже искаженная G'alpakh, а рус их прозвали - "черные клобуки". Название "черные клобуки" не сохранился в памяти народа так как языковой барьер между гулпак и Русь. Дальше уже нам известно что 13-15 вв. народ в составе Алтын Орды (Улус Джучи, Улу Улус 1224 — 1483) и 15-17 вв. в составе Ногай Орды (Мангы́тская Орда́, Мангы́тский юрт 1440-1634), а монголы их называли «Каум икуляк-и сиях» и это название не прижилось в памяти народа, так как это очен чужое   но народ помнит своё самоназвание Ғулпақ/G'alpakh и объявили о себя как отдельная этнос - каракалпак.  :turkmen1:

 

Интересное факт: украинские казаки и черкесы себя называет потомками ЧК и у них нет связи меджу ЧК не только название этноса, а даже на родоплеменном уровне! А когда то карапапахи жили как отдельная этнос, щасс они азербайджанцы, и почему они себя назвали карапапахи?!

Грузинский царь 1089-1125 гг. Давид IV Строитель (1073-24/01/1125) нанял тюркских воинов и они себя называли карапапахи, а может на самом то деле они себя называли каракалпаки и грузинский царь Давид не выговаривая эту слову и назвал по своему карапапахи! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По-моему в период ЗО каракалпаков родоплеменное состав было реформировано властвующими. Подумайте сами вдруг после распада Ногайского юрта собрались кучка народа и объявили о себя как отдельная этнос - каракалпаками! Так как в это время существовало Казахский ханство и Узбекские государство. Почему они себя не называли караказахи, караузбеки, казахкалпаки, узбеккалпаки, казакоузбеки, кыргызоказахи, казузы, ногайказахи, ногайузбеки, ногайкалпаки, ногайжуртцы или как там ещё кураминци, а вдруг именно - каракалпаки?! 

 

Гипотеза о происхождении этноса каракалпаков: 9-11 вв. самоназвание народа Ғулпақлы, так как они единственные тюркская гвардия носивший Ғулпақ в составе войск Хорезмшаха. А Хорезмшахи их прозвали G'alpakh. 11-13 вв. самоназвание уже искаженная G'alpakh, а рус их прозвали - "черные клобуки". Название "черные клобуки" не сохранился в памяти народа так как языковой барьер между гулпак и Русь. Дальше уже нам известно что 13-15 вв. народ в составе Алтын Орды (Улус Джучи, Улу Улус 1224 — 1483) и 15-17 вв. в составе Ногай Орды (Мангы́тская Орда́, Мангы́тский юрт 1440-1634), а монголы их называли «Каум икуляк-и сиях» и это название не прижилось в памяти народа, так как это очен чужое   но народ помнит своё самоназвание Ғулпақ/G'alpakh и объявили о себя как отдельная этнос - каракалпак.  :turkmen1:

 

Интересное факт: украинские казаки и черкесы себя называет потомками ЧК и у них нет связи меджу ЧК не только название этноса, а даже на родоплеменном уровне! А когда то карапапахи жили как отдельная этнос, щасс они азербайджанцы, и почему они себя назвали карапапахи?!

Грузинский царь 1089-1125 гг. Давид IV Строитель (1073-24/01/1125) нанял тюркских воинов и они себя называли карапапахи, а может на самом то деле они себя называли каракалпаки и грузинский царь Давид не выговаривая эту слову и назвал по своему карапапахи! 

 

 

Тогда казахов можно назвать потомками касогов-черкесов, Казахии. 

 

 

 

 

Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков.

 

Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания.

 

Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками(kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей.

 

Осетины (ясы русских летописей), давнишние соседи кабардинцев и черкесов, издревле и до сих пор называют их страну Кæсæг — Кабарда, а их самих кæсгон — кабардинец, черкес, а населенная ими плоскостная Кабарда слывет у осетин под именем «Касажская степь» (Кæсæджы быдыр).

 

Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земля их Казакиею, ибо на персидском языке Казак значит Скифа

 

Осетины (ясы русских летописей), сохраняя память о прежних обитателях этого края, называли Большую Кабарду старым именем – КазахКæсæг.

 

После Казахии идет Кавказская гора, которая здесь означает снежную вершину Эльбруса, из северного склона которого вытекает Кубань. За Кавказской горой находится страна аланов. Таким образом, этот народ (аланы) занимал современную территорию осетин, жилища которых ещё и сегодня начинаются в нескольких лье от подошвы горы Эльбрус.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по родам каракалпаки никакого отношения к черным клобукам не имеют. 

Монголы да Кытаи. 

под объединением кунгират у них разные рода не имеющие отношения к монгольским хунгиратам. Объединение Кунгират у каракалпаков составляют 50% от всего народа

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тогда казахов можно назвать потомками касогов-черкесов, Казахии. 

 

 

 

Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков.

 

Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания.

 

Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками(kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей.

 

Осетины (ясы русских летописей), давнишние соседи кабардинцев и черкесов, издревле и до сих пор называют их страну Кæсæг — Кабарда, а их самих кæсгон — кабардинец, черкес, а населенная ими плоскостная Кабарда слывет у осетин под именем «Касажская степь» (Кæсæджы быдыр).

 

Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земля их Казакиею, ибо на персидском языке Казак значит Скифа

 

Осетины (ясы русских летописей), сохраняя память о прежних обитателях этого края, называли Большую Кабарду старым именем – КазахКæсæг.

 

После Казахии идет Кавказская гора, которая здесь означает снежную вершину Эльбруса, из северного склона которого вытекает Кубань. За Кавказской горой находится страна аланов. Таким образом, этот народ (аланы) занимал современную территорию осетин, жилища которых ещё и сегодня начинаются в нескольких лье от подошвы горы Эльбрус.

 

вот почему вы любите черкесов! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

По-моему в период ЗО каракалпаков родоплеменное состав было реформировано властвующими. Подумайте сами вдруг после распада Ногайского юрта собрались кучка народа и объявили о себя как отдельная этнос - каракалпаками! Так как в это время существовало Казахский ханство и Узбекские государство. Почему они себя не называли караказахи, караузбеки, казахкалпаки, узбеккалпаки, казакоузбеки, кыргызоказахи, казузы, ногайказахи, ногайузбеки, ногайкалпаки, ногайжуртцы или как там ещё кураминци, а вдруг именно - каракалпаки?! 

 

Гипотеза о происхождении этноса каракалпаков: 9-11 вв. самоназвание народа Ғулпақлы, так как они единственные тюркская гвардия носивший Ғулпақ в составе войск Хорезмшаха. А Хорезмшахи их прозвали G'alpakh. 11-13 вв. самоназвание уже искаженная G'alpakh, а рус их прозвали - "черные клобуки". Название "черные клобуки" не сохранился в памяти народа так как языковой барьер между гулпак и Русь. Дальше уже нам известно что 13-15 вв. народ в составе Алтын Орды (Улус Джучи, Улу Улус 1224 — 1483) и 15-17 вв. в составе Ногай Орды (Мангы́тская Орда́, Мангы́тский юрт 1440-1634), а монголы их называли «Каум икуляк-и сиях» и это название не прижилось в памяти народа, так как это очен чужое   но народ помнит своё самоназвание Ғулпақ/G'alpakh и объявили о себя как отдельная этнос - каракалпак.  :turkmen1:

 

Интересное факт: украинские казаки и черкесы себя называет потомками ЧК и у них нет связи меджу ЧК не только название этноса, а даже на родоплеменном уровне! А когда то карапапахи жили как отдельная этнос, щасс они азербайджанцы, и почему они себя назвали карапапахи?!

Грузинский царь 1089-1125 гг. Давид IV Строитель (1073-24/01/1125) нанял тюркских воинов и они себя называли карапапахи, а может на самом то деле они себя называли каракалпаки и грузинский царь Давид не выговаривая эту слову и назвал по своему карапапахи! 

 

 

Тогда казахов можно назвать потомками касогов-черкесов, Казахии. 

 

 

 

 

Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков.

 

Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания.

 

Затем следует Казахия или внутренняя страна восточных черкесов, которых осетины ещё и сегодня называют казахами (kasakh), а мингрелы — казаками(kasak). Это кассоги (kassoghi) русских летописей.

 

Осетины (ясы русских летописей), давнишние соседи кабардинцев и черкесов, издревле и до сих пор называют их страну Кæсæг — Кабарда, а их самих кæсгон — кабардинец, черкес, а населенная ими плоскостная Кабарда слывет у осетин под именем «Касажская степь» (Кæсæджы быдыр).

 

Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земля их Казакиею, ибо на персидском языке Казак значит Скифа

 

Осетины (ясы русских летописей), сохраняя память о прежних обитателях этого края, называли Большую Кабарду старым именем – КазахКæсæг.

 

После Казахии идет Кавказская гора, которая здесь означает снежную вершину Эльбруса, из северного склона которого вытекает Кубань. За Кавказской горой находится страна аланов. Таким образом, этот народ (аланы) занимал современную территорию осетин, жилища которых ещё и сегодня начинаются в нескольких лье от подошвы горы Эльбрус.

 

 

Мне понятна Ваша мысль. Дело в том, что был поставлен вопрос: являются ли современные каракалпаки потомками древних черных клобуков? Была проведена специальная работа в течении десятилетий. Ученые вынесли вердикт - Да! А мнения Нет, еще никто из ученых кругов не выдвинул. Голословные свои мнения Нет выкрикивают только некоторые из форумчан, при этом делая из древних черных клобуков какой-то пластилиновый коктейль, не понравится одно название, так сойдет другое, но слово Каракалпак,  по отношению к слову Черный клобук якобы полный антоним.

Плюс ко всему и память народа также аналогична с мнениями историков.

Я не уверен, что советские историки, все, что связано с черными клобуками специально подвели к каракалпакам, а остальные эту идею просто приняли на "Ура". Какой смысл?! У них были по-близости и карапапахи, и гагаузы, но они рванули аж до Аральского моря. 

Потому, что они исследовали тщательно и Толстов (специалист по Поволжским народам) по Волге дошел до Хорезма, следы привели.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потом вспомните Вамбери 19 века, не похоже, что он взял да выдумал, что каракалпаки пришли из Волги:

 

Кара-калпаки суть ветвь древних тюрков, по Волге добредших до настоящего своего местожительства. Большая часть (всех их насчитывается 90,000 душ) живет далеко в дельте Аму-Дарьи. Подвергаясь на своем обширном кочевье самым разнообразным влияниям, они отличаются в своей внешности от окружающих их тюркских племен. Существенными чертами служат более высокая фигура, сильное сложение и густая растительность на голове и лице, - таковы их отличительные черты. Земледелие, скотоводство и рыболовство дают им необходимое пропитание. Кибитки их велики, но безвкусны и грязны; им приходится бороться с бедностью и превратностями судьбы. Эти превратности, с которыми им приходится бороться с самого удаления с нижней Волги, оставили на них ясный отпечаток покорности и мирных наклонностей.

 

 

Да и лингвист Н.Баскаков, как специалист по своей части также принимал участие в исследованиях. Его выводы и вовсе показывают на прямую связь ЧК с КК. А огузский компонент был явным в старокаракалпакском языке. Свидетельства тому произведения наших классиков, а также народные песни, говор наших дедов. Южная часть ККР все еще говорит на огузо-кипчакском, близком к хорезмскому говору. А самое главное - это исполнение нашими жырауами своих песен как это было в оригинале. Такое исполнение присуще только народам, где преобладает огузский компонент. Это я к тому, что многие считают, что ЧК состояли в основном из огузских племен, хотя это мнение далеко от истины.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому, что они исследовали тщательно и Толстов (специалист по Поволжским народам) по Волге дошел до Хорезма, следы привели.

 

 

Предлагаю всем статью: C Т.А.Жданко беседует В.А.Тишков. В этом статье Татьяна Александровна Жданко чётко объясняет что каракалпаки самы доказали что они отделная нация и имеет право на национальную территорию.

 

 

В.А.: А не оказали ли влияния на создание национальной автономии проведенные исследования, и в первую очередь С.П. Толстова? Вероятно, в тот момент можно было найти среди среднеазиатских народов аналогичные анклавы или меньшинства, которые могли бы зафиксировать свою автономию в рамках созданных республик. Почему же именно Каракалпакия стала подобным объектом?

Т.А.: Нет, С.П. Толстов начал свои исследования в Каракалпакии уже после проведения национального размежевания. Вся история каракалпаков способствовала росту их этнического самосознания, формированию этнической культуры. Вероятно, сказалось наличие лидеров в национальном движении, а также и определенная заинтересованность Казахстана, в составе которого первоначально была образована Каракалпакская АО; не последнюю роль сыграли многочисленность и компактное расселение этого народа.

http://www.valerytishkov.ru/cntnt/besedy_s_u/zhdanko.html#1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, при образовании ККАО почти 40% населения составляли каракалпаки, по 27-28 процентов узбеки и казахи. При этом узбеки преобладали на Юге. казахи - на Севере, так как, первоначально каракалпаки располагались на юге в составе Хорезмской ССР, на севере в составе Туркестанской АССР. С образованием в 1925 году в ККАО вошла в состав Казакской АССР. С 1930 года ККАО непосредственно вошла в состав РСФСР, в 1932 году преобразовалась в ККАССР, в 1936 году вошла в УзССР.

Но инициатором Автономии в 1924 году был все таки Аллаяр Досназаров. Благодаря его усилиям и авторитету каракалпаки обрели Автономию. Иначе как многие мелкие народы мы тоже стали бы частью узбеков и казахов. Потому, что на территории УзССР независимо от ККАССР было множество каракалпакских сельсоветов, нынче таких субъектов нет, а население фактически обузбечено. Это закономерность - мелкие быстро растворяются в большой массе.   

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, при образовании ККАО почти 40% населения составляли каракалпаки, по 27-28 процентов узбеки и казахи. При этом узбеки преобладали на Юге. казахи - на Севере, так как, первоначально каракалпаки располагались на юге в составе Хорезмской ССР, на севере в составе Туркестанской АССР. С образованием в 1925 году в ККАО вошла в состав Казакской АССР. С 1930 года ККАО непосредственно вошла в состав РСФСР, в 1932 году преобразовалась в ККАССР, в 1936 году вошла в УзССР.

Но инициатором Автономии в 1924 году был все таки Аллаяр Досназаров. Благодаря его усилиям и авторитету каракалпаки обрели Автономию. Иначе как многие мелкие народы мы тоже стали бы частью узбеков и казахов. Потому, что на территории УзССР независимо от ККАССР было множество каракалпакских сельсоветов, нынче таких субъектов нет, а население фактически обузбечено. Это закономерность - мелкие быстро растворяются в большой массе.   

 

Вспомнил еще один "феномен": от ферганских каракалпаков фактически осталось лишь топонимическое название "Каракалпакская степь" в Ферганской долине. Эта территория когда-то входила в Кокандское ханство, где жили почти все представители тюркских племен. Судя по названию, каракалпаков было не меньше. Нынче Ферганские каракалпаки все еще существуют, но в малом количестве, примерно 5 тысяч (если верить официальным данным, а официальные данные такие, что в ККР узбеков якобы в два раза больше чем самих каракалпаков). На момент 1926 года их было больше (данные обобщены с общими данными каракалпаков вне своей территории, но в 1897 году их было почти 12000 чел.). В сопоставлении с демографическим ростом в самой ККР, там также этот показатель должен был идти в сторону увеличения, а не наоборот. Еще одно крупное расселение каракалпаков было в Канимехском районе Бухарской области. И еще десятки более мелких расселений существовало и в других областях УзССР. Это говорит о том, что разделенные на мелкие группировки каракалпакские племена волей не волей вынуждены были тесно ассимилироваться в пользу титульной нации, так как, большого различия (например, таджики, евреи, турки месхетинцы и т.д.) от узбеков не имели. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я ничего против не имею, но "Каз Ак" как-то вверх тормашками, получается "Гусь Белый". Мы привыкли выговаривать "Ак Каз" (Ак Ғаз по-каракалпакски), что идентично русскому "Белый Гусь".

 

Н.Мамедов в своей книге "Каракалпакская литература", при рассматрении исторической общности хазар, каракалпаков, карапапахов, гагаузов упоминает одноименные населенные пункты - Казаяклы, Казахлы, Кипчак, Татар. 

 

Об исторической общности этногенеза хазар, каракалпаков, карапапахов, гагаузов. 

Несмотря на то, что этногенез тюркских племен всегда вызывал неподдельный интерес ученых, однако до сих пор в историко-этнографической литературе нет однозначной попытки объединения хазар, каракалпаков, карапапахов, и гагаузов под единой исторической общностью. Существует множество мнений об их происхождении.
Интересные мысли относительно истории, этногенеза, культуры, фольклора, языка, религиозных возррений названных племен мы находим в работах Рашид-ад-Дина, Эн-Нувейри, Э.Челеби, Доссона, Ховороса, А.Вамбери, В.В.Бартольда, А.Бакиханова, Н.С.Державина, В.В.Мошкова, С.П.Толстова, В.С.Толстовой, М.И.Артамонова, Н.А.Баскакова, Н.К.Дмитриева, В.Минорского, З.Буниятова, А.С.Сумбатзаде, С.К.Камалова, С.М.Муминова, Н.А.Аристова, Л.А.Покровской, М.Чакира, Ф.Кырзыоглу, Б.Оздека, А.Эрджиласуна, Дж. Эйята, Д.Н.Танасоглу, М.Н.Губоглу, С.Касумовой и др. 
Хазары своими корнями уходят к сабарским (савир, сабир, сибир) тюркам, когда-то составлявших одну из трех ветвей Гейтюркского хаганата. Начиная с VII в., они имели тесные культурные, политические, военные и др. связи с Византией. 
Слово «хазар» употреблялось в форме «ко-са», «ка-сат», «кассат», «казар», «казак», историческими корнями уходящими к корню «каз». Хазары изначально жили в Сибири, тесно взаимодействовали с буртасами, вонграми и черемисами (т.е. марийцами). В последующие периоды хазары делились на «белых» и «черных», жили на берегах Саксына, Итили, Дона, Днепра, Терека и Каспийского моря, наряду с другими обширными территориями, закрепились на азербайджанских и грузинских землях. 
Каракалпаки до XX в. в исторических источниках рассматривались и как карапапахи (в арабских источниках «каум-уль-сиа», в русских «черные клобуки», Кзыл Ордынские кипчаки «караберкли» - Н.М.). Каракалпаки, состоящие из более чем 30 родов, жили на берегах Амударьи, Сырдарьи, Яика на Урале, тесно взаимодействовали с башкирами, которые впоследствии использовались русскими для охраны границ. Так же были использованы в свое время и хазары для успешной защиты рубежей Киевской Руси во времена правления князя Святослава.
Этноним «гагауз» происходит от морфемы «уз», «гуз», «огуз», относящийся к тюркам (торкам, туркам - Н.М.), а также морфемы «га» или «гага» и «гек-уз» или «гек-огуз». По мнению турецкого ученого А.Эрджиласуна «гагауз» состоит из кипчакского племени «гага» и «уз», т.е. название «гагауз» произошло от слияния слов «гага» и «уз» - «кипчак-огуз», «огузы», пришедшие из страны кипчаков. 
По мнению Л.Покровской гагаузы вплоть до X в. жили у южных берегов озера Горгуз (Балхаш), между бассейнами рек Амударья и Сырдарья (кстати, каракалпаки также массово жили именно в этом междуречье - Н.М.), а по другим версиям они еще до X в. жили на берегах Днепра, Дуная, на Балканском полуострове. По мнению некоторых ученых предками гагаузов являются тюркоязычные протоболгары (мнение ошибочное - Н.Т.), пришедшие сюда с берегов Итили. В.Мошков, Н.Державин и др. считают гагаузов потомками тюрков (родственных с половцами, куманами, т.е. кипчаками, хазарами - Н.Т.), они - остатки черных клобуков (каракалпаков, карапапахов - Н.Т.), которые составляли сторожевую часть на границах Росу, приняли христианство и смешивались с малороссами. 
Карапапахи - одно из тюркских племен (также и как каракалпаки -папах и калпак на тюркском одно и тоже - Н.М.) одевали черную шапку из овечьей шкуры. «Карапапах» и «каракалпак» как этноним анологичны друг другу. Кроме этого на тюркском и по сей день употребительны «папах», «калпак», «берк». Так, например, в Уджарском районе Азербайджанской республики на автотрассе Баку — Тбилиси имеется большой населенный пункт под названием «Караберк» т.е. черная папаха, которое восходит к племени «караберклю», Карапапахи историческими корнями уходят к этнонимам «басыл», «барсыл», «барсил», «барчил», «барчел», «барчула», «борчалы». Эти компоненты имеют много общего с этнонимами «касат», «казар», «казак», «хазар». По мнению В.Минорского, Ф.Кырзыоглу и З.Буниятова карапапахи восходят к кипчакскому корню. Кипчаки в свое время, пройдя через Дарьяльское и Дербентское ущелья, проникли на территории Западного Азербайджана (ныне Армения - Н.М.), Южную Грузию (Борчалинский уезд - Н.М.), Казахские, Таузские, Шамкирские, Гянджинские территории, Южный Азербайджан, Иран (племя генпапахи -Н.М.), территорию Туркмении (племя бахарлу - Н.М.). В XI в. они приняли ислам; верующие мусульмане-сунниты. За карапапахами, живущими в Южной Грузии, Западном Азербайджане (ныне Армения - Н.М.) и части Азербайджана, примыкавшей к Грузии, четко закрепился этноним «Борчалы-Казах». Карапапахи - основатели государства династии Атабеков - Эльдагизидов. В XV в. после падения государства Аккоюнлу (Сефевидов), несмотря на всякие принуждения, карапапахи не приняли щиитского толка и не стали кызылбашами, т.е. не перестали носить черные шапки. Сегодня часть населения Азербайджана и Грузии гордо называет себя карапапахами. На протяжении веков карапапахи смешались и с османлийскими - огузами тюрками. После такого смешения у карапапахов наряду с кипчакским также ярко просматривается огузский компонент. 

Интересно, что на территориях постоянного проживания каракалпаков (в Каркалпакстане), гагаузов (Гагаузия), карапапахов (Западный Азербайджан и Южная Грузия) имеются одноименные населенные пункты под названием «Казаяклы», «Казахлы», «Кыпчак», «Татар». 
Внимательно изучая источники и материалы, мы приходим к выводу о том, что в этногенезе каракалпаков, карапапахов, гагаузов и хазар четко присутствует кипчакско - огузский компонент. В свою очередь кипчаки и огузы как самостоятельные племена, если, с одной стороны, восходят к тюркскому племени гуннов (хуну), то с другой, к сако-сармато-массагетской генетической и культурной традиции.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Честно говоря у него очень много. напишите мне свою эл. почту и я отправлю вам его книгу. или же можете почитать в онлайне вот тут

 

http://kitap.net.ru/sulejmenov/yazykpisma.php

 

Полат, а Вы читали Язык письма О. Сулейменова?

 

 

 

Здравствуйте Камал. Приветствую и остальных участников. Давно читаю эту ветку, многое для себя прояснил, еще много предстоит узнать и изучить. У меня вопрос и к Вам и к остальным форумчанам. Читали ли вы Книги Олжаса Сулейменова? в частности такие как Язык письма, Улыбка Бога, ну и конечно же АзиЯ? Если да, то как вы все оцениваете его методику и подход к истории. В его во всех перечисленных трудах и есть кроме остальных тюрков и каракалпакские варианты слов. Хочется отметить, что несмотря на малочисленность ККов сегодня он уделяет достаточное внимание их языку.

 

Приветствую Вас, КорпеКытай! Каракалпакам их история известна в общих чертах. Если до Золотоординского периода все складывается, то после этого в деталях запутанно все. Я например считал, что ногайцы, казахи, каракалпаки и узбеки один и тотже народ, разделенных по политическим принципам, хотя деды в своих рассказах четко подчеркивали, что каракалпаки народ известный с незапамятных времен. Но я увлекался чтением и проглатывал все, что написано пером. У меня и в мыслях не было, что кто-то может написать неправду. До недавнего времени (пару лет назад) считал, что Младший жуз и каракалпаки один народ, к тому же многоуважаемый наш Сабыр Камалов смешал послезолотоординское существование этих народов в одну рамку. У меня есть пару приятелей работавших в Академии наук РУз, сами они историки. Общение с ними открыли для меня многие скрытые моменты относительно каракалпакской истории. Послушал много критики и в адрес С.Камалова. Его работа строилась по принципу дружбы и братства всех народов нашего региона, так как, она могла вообще не выйти в свет, то есть, не разрешили бы издавать его труды. Поэтому не удивлюсь, если многие каракалпаки сами же ошибаются насчет своей истории, к тому же доступной лжеинформации нынче пруд пруди. А для Вас и не только, каракалпакская история и вовсе загадка.  

У меня нет задачи удревнить или преувеличить заслуги своего народа, только хочу, чтоб люди узнали правду. Правда она для кого-то составляет много неудобств, хотя это всего лишь история, которая не мешает современным взаимоотношениям. Каракалпаки в прошлом тоже были не ангелами раз уж вступили в конфликт с соседними народами. Кто прав, а кто виноват - судить не нам.

Я читал "АзиЮ" О.Сулейменова, правда давно. Но не помню насчет вариантов каракалпакских слов. Хотя мы малочисленны, но разновидностей диалектов у нас хватает. К тому же поколение моего деда говорило на одном языке, мы сейчас говорим немножко на другом языке. Произведения наших классиков тоже написаны на старокаракалпакском, хотя все сейчас переведено на современный лад. Возможно это было сделано из-за перехода к новому алфавиту, хотя я считаю, что нужно было сохранить оригиналы. Поэтому мне самому интересно узнать, какие слова в каракалпакском варианте применяет О.Сулейменов. Нынешний литературный мало чем отличается от казахского.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У Вас есть какая нибудь информация касательно рода Хытай, краткий исторический обзор?

 

А книгу советую прочитать, многое прояснится  в этимологии и языкознании

 

 

Полат, а Вы читали Язык письма О. Сулейменова?

 

к сожалению нет! :rolleyes:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

У Вас есть какая нибудь информация касательно рода Хытай, краткий исторический обзор?

 

А книгу советую прочитать, многое прояснится  в этимологии и языкознании

 

 

Полат, а Вы читали Язык письма О. Сулейменова?

 

к сожалению нет! :rolleyes:

 

 

 

КорпеКытай, у каракалпакских Кытаев (Арыс Онторт уру) в большом уру Кайшылы есть род Корпе. Вы кажется казах, а как у вас Кытаи подразделяются и какому уру входит Корпе?

Каракалпакские Кытаи состоят из 12 больших уру: Бессары, Бексыйык, Казаяклы, Кайшылы, Анна, Куйын, Айтеке, Шериуши, Манжули, Боклыкытай, Кырк, Аралбай. Есть ли такие названия у ваших Кытаев? 

 

По легенде в 14 веке Кытаи разорили каракалпаков, обитавших на Урале (Яик). Часть каракалпаков ушла верх по Волге, часть на Урал, часть к Аральскому морю. Оставшиеся на Яике каракалпаки смешались с Кытаями, а позже вместе прозвали себя ногайцами. В частности об этом говорится в булгарских летописях:

 

...В 1374 году джунский бек, поощряемый Мамаем, вновь отказался платить дань Булгару, и Азан послал на изменников бека Марджана. Марджан был потомком Якуба-Елаура. Его прадед Аю казаковал у реки Аю-су, почему и был прозван Аю. В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли... 

 

 

В последующем идет тесный контакт каракалпакских Кытаев с Кыпчаками. Кыпчаки также входят в Арыс Онторт уру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я каракалпак и все Вами написанное выше указано точно. У меня возник вопрос, есть ли общее между казахскими кытаями, киргизскими и каракалпакскими кытаями?

 

Кытаи это Кидани из истории?

 

вот ниже статья, очень интересное мнение, конечно есть переборы, но есть правильные наблюдения

 

http://www.proza.ru/2013/07/21/346

 

хотелось бы прочитать мнение на историю Кытаев каждого форумчанина

 

 

У Вас есть какая нибудь информация касательно рода Хытай, краткий исторический обзор?

 

А книгу советую прочитать, многое прояснится  в этимологии и языкознании

 

 

Полат, а Вы читали Язык письма О. Сулейменова?

 

к сожалению нет! :rolleyes:

 

 

 

КорпеКытай, у каракалпакских Кытаев (Арыс Онторт уру) в большом уру Кайшылы есть род Корпе. Вы кажется казах, а как у вас Кытаи подразделяются и какому уру входит Корпе?

Каракалпакские Кытаи состоят из 12 больших уру: Бессары, Бексыйык, Казаяклы, Кайшылы, Анна, Куйын, Айтеке, Шериуши, Манжули, Боклыкытай, Кырк, Аралбай. Есть ли такие названия у ваших Кытаев? 

 

По легенде в 14 веке Кытаи разорили каракалпаков, обитавших на Урале (Яик). Часть каракалпаков ушла верх по Волге, часть на Урал, часть к Аральскому морю. Оставшиеся на Яике каракалпаки смешались с Кытаями, а позже вместе прозвали себя ногайцами. В частности об этом говорится в булгарских летописях:

 

...В 1374 году джунский бек, поощряемый Мамаем, вновь отказался платить дань Булгару, и Азан послал на изменников бека Марджана. Марджан был потомком Якуба-Елаура. Его прадед Аю казаковал у реки Аю-су, почему и был прозван Аю. В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли... 

 

 

В последующем идет тесный контакт каракалпакских Кытаев с Кыпчаками. Кыпчаки также входят в Арыс Онторт уру.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень приятно, ув. КорпеКытай, что Вы каракалпак и у Вас есть интерес к происхождению своего племени. Я вот никак не могу добиться узнать точного происхождения Конратов. Я - Колдаулинец, потомок известных всем каракалпакам - Айдос бия, Амангельди, Бердаха, Ерназара Алакоза, все они признанные борцы за права и свободу каракалпакского народа.

 

Что касается Кытаев, полагаю, что это потомки (остатки) тех древних Киданей (Каракитаев), в 13 веке соединившихся с Чингисханом. В некоторых источниках упоминаются о битве войск Чингисхана с племенами каракалпаков и башкир на Яике. Тогда вроде было заключено соглашение, то есть, Чингисхан не смог одолеть эти племена. Но позже, судя по булгарским летописям, кытайские племена все же разгромили Яицких каракалпаков (цитата выше) и ассимилировались с оставшимися каракалпаками. Все Кытаи (каракалпакские, казахские, узбекские, кыргызские, ногайские, башкирские и т.д.) это одно племя. Но дальнейшая их судьба пошла в зависимости от характера существования тех или иных племен (народов).

У каракалпаков Кытаи прочно вошли в союз с Кыпчаками (у них и ураны одинаковые - Уллытау и Токсоба). По сравнению с другими соседними народами, удельный вес Кытаев в составе каракалпаков проявляется более шире (возможно это прямо пропорциональное соотношение, так как, нынешняя численность каракалпаков меньше всех). 

 

В принципе есть отдельная тема о Кытаях, там можно более шире обсудить этот вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже сейчас занимаюсь изучением, но пока медленно. Я заходил на отдельную ветку, но там мало пишут.

 

Кстати, раз уж затронули Чингисхана, то Вы сами верите в его существование в прошлом? как человека в целом и вообще, как в монгольца? что он был монголом и вообще существовал. В его портрет, часто копируемый всеми историческими изданиями и крайне подозрительная смерть этой персоны, ни могилы такого "Великого" человека? конечно да, мы почти все уверовали в сказку "а чтоб никто не нашел его и также верил что он жив", но поистине великий человек после себя оставляет обязательно прах или легенду-наводку.

 

Посмотрите на любые традиционные империи раннего и остального средневековья и до наших дней, сильный оставляет самое популярное (аксиома) у всех империй-царств - это свой язык.

 

Даже спустя века в современном русском можно отыскать кучу тюркизмов, а не только взаимствований, как по сей день считает официальный русский язык (т.е. в русском языке считаются только взаимствования из других языковых семей, как арбуз, генерал, капитал, таможня и т.п.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, пишут много, но все упирается в какие-то мифы. От того и у нас, к примеру, у каракалпаков, как будто собственная история, а другие нам навязывают свою версию истории каракалпаков. С узбеками понятно - мы должны идти в строгом соответствии с предлагаемой ими версии, так как, мы граждане РУз.

 

Чингисхан - такое чувство, будто он сам не знал для чего все нужно. Хотел править миром или отомстить кому-то, не понятно. Я думаю, он реально существовал, если династия чингизидов пошла от него. Но опять не понятно - где его мавзолей или хотя бы камень с его именем?! 

Честно отвечу, я не занимался изучением биографических данных отдельных личностей, только для общего кругозора.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет каракалпаков у меня есть точка зрения, что изза своей независимой политики в позднем средневековье и в наше время, советы сначала пытались влить в один народ в казахов, так как верхушки у многих казахов уже были легитимными, чем меньше народов тем проще управлять государством советов, но особо не вышло, так как наши братья родные казахи исключительно открытый народ без навязывания.

 

Потом после политики узбекизации Бабаева, когда узбеков стало много за короткое время кто-то в членах предложил влить каракалпаков в новый котел варения народов, что символизирует если каракалпаки не подчинятся советам, то пусть подчинятся узбекской власти, которая в свою очеред легитимна заповедям социализма.

 

многие средневековые историки сообщают бывает и другое о Чингисхане. В частности даже говорят что сыны и полководцы миросодрогателя в реале не знали ни друг друга ни о тем более родстве.

 

Этимологируя Чингисхан мне чаще приходит такая расшифровка: Ашина- Шино, Чина. окис, огуз и хан - титул. Чиногизхан, что возможно символизирует легендарный род Ашина, которые также поклоняются тотему волку. может быть род Чингисхана, официально понимаемый в истории, якобы физические потомки, на самом деле самовыдвиженцы (несамозванцы). То есть в эпоху передела владений всяких беков и каганов, в каком то племени оставалась легенда о династии Ашина и пошла борьба за легитимное правление в степи рода Ханов, чтобы все этому роду подчинялись. Так и пошла волна сторонников независимых каганатов и сторонников Хана, после победы Хана (как бы императора) и произошел миф о Чингисхане, может быть в те времена это понималось как "род ханов Ашина". это очень напоминает другую алтайскую ветку - Японцев. там тоже в истории есть императоры и сегуны, тут конечно наверно было другие названия до европезации, но также непонятно откуда у них берутся императоры. Согласно реалиям, император тот дом или род, который наиболее правдоподобно докажет кровную близость к древним императорским родам.

 

Настоящее имя Чингисхана Темучин, но это слово с позднего времени и с китайского. в тюркском это звучало бы так: Темирчи, Темирши, согласно даже нынешнему общекитайскому языку, в нем нет звуков "р" и это могло исказится с Темирчи в Темичи, Темучи.

Почему Темирчи (кузнец)? да потому что не удивительно, что железо играет важную роль в войне и вооружении, да-да, в наше время тоже железо первородное перед всем: войной, добычей золота, созданием флота, он один из самых дешевых и популярных металла. Недаром и легендарный Хромец из Темирчи. Возможно племя, обрабатывавшая железо лучше соседей имела преимущество во всем от мира до войны. Этому могут быть высокое содержание железа в рудах Алтайской провинции. Возможно этому научились от древних сирийцев, так как встречается название Шория, горная Шория, Шорцы. как в японии в 15 веке совершил остановку Португальский корабль и вынудил японию встать на новые рельцы развития, снабдив европейскими оружиями. Т.е. арабские караваны несли и сирийских кузнецов в поисках железа. может быть так и загрянули и нашли большие запасы железных руд и появился легендарный булат на смену Дамаскской стали. Это стало экономическим поводом для создания Золотой Орды

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...