Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

Не подскажите,где можно ознакомиться с шежире рода Мангыт(Каракалпак).

По данным 1835 года, Естекбай Даргер улы.(Толенгит -султанов Аблайхана) рода Мангыт.

 

_________|_________2.4.уру: Мангыт (танбасы: f (кылыш), ураны: Шаулы-Шаукай)

|_________|_________|_________2.4.1. Каратй топары

|_________|_________|_________|_________2.4.1.1.уру: Карамангыт

|_________|_________|_________|_________|_________2.4.1.1.1.тире: Ушбас

|_________|_________|_________|_________2.4.1.2.уру: Карасыйрак

|_________|_________|_________|_________2.4.1.3.уру:Акмангыт

|_________|_________|_________|_________2.4.1.4.уру: Мамыкшы

|_________|_________|_________|_________|_________2.4.1.4.1.уру: Жетикурт

|_________|_________|_________|_________2.4.1.5.уру: Косар

|_________|_________|_________|_________|_________2.4.1.5.1.уру: Губидин

|_________|_________|_________|_________2.4.1.6.уру: Кылкалы

|_________|_________|_________2.4.2. Сарытай топары

|_________|_________|_________|_________2.4.2.1.уру: Аршын;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.2.уру: Жанлык;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.3.уру:Токмангыт;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.4.уру:Арсары;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.5.уру:Тазжанлык;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.6.уру:Шуйт;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.7.уру:Жаманша;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.8.уру:Есебий;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.9.уру:Тамгалы;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.10.уру:Токмойын;

|_________|_________|_________|_________2.4.2.11.уру:Темиркожа;

|_________|_________|_________2.4.3. Бозтай топары

|_________|_________|_________|_________2.4.3.1.уру: Бозтай;

|_________|_________|_________2.4.4.Жетимтай топары

|_________|_________|_________|_________2.4.4.1.уру: Ешбуга;

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень интересную информацию нашел в сети. Вот что пишет один каракалпак:

 

1-дерек: Қарақалпақ, одан МАНҒЫТ, одан ҚАТАҒАН. Қатаған-Манғытқа ерген барша рулар бiр кездерi (ХАН ТУРСЫН заманында) алдымен Қатаған, кейиннен Қатаған журтын Есим хан қырып тастағасын жасырынып, барлығы да ШАНЫШҚЫЛЫ аталып кеткен. Бiраз рулар қазаққа қосылған.
2-дерек: Қарақалпақ, одан КЕНЕГЕС, одан Шанышқылы. Бiраз Кенегес-Шанышқылылар Кiшi жузге кирип кеткен.

 

 

1-дерек. Қарақалпақлар шежиреси. - Нокис. 1996 ж. (авт. К.Мамбетов)
2-дерек. Адам атадан озине шейин: Қарақалпақ шежиреси. - Нокис. 1994. (авт. Ж.Муратбаев)
3-дерек. Қатағаннан Хан Турсын // Қарақалпақстан. - Нокис. 2002. №7. (авт. Ж.Бердиев)
4-дерек. Шанышқылы шежiресi. -Ташкент. 1991. (авт. М.Омаров)
5-дерек. Қатағанлар тарипи. - Ақманғыт. 2007 ж. (авт. Т.Қанаатов)
6-дерек. Қарақалпақстан тарийхы. - Нокис. 1990. (авт. А.Қощанов)
Басқа да қолда бар деректер.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ходе раскопки городище Топрак-кала археологи обнаружили глиняные камни с изображениями тамги мастеров, т.е их принадлежности к какому-то роду. Самое интересное некоторые тамги идентичные с тамгами каракалпакских племён, а Тпорак-кала в V в. было заброшено. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0

 

2e285c9f10ef.jpg

 

9ae8d917f21d.jpg

 

7b6c507ac0b4.jpg

 

0e5714a9cbc5.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Топраккала построена в эти описываемые периоды. Одна из тамг муйтенская - Трезуб.

 

В последствии персы стали привлекать к военной службе и греческих наемников. Вот по следам этих наемников и пошел Алекcандр Македонский / Искандер Зулькарнай / Mwgezle Patsha, разрушил персидскую державу и создал на её обломках свою. При нем наконец-то появляется имя "массагет", "Яжуж Мажуж" "Гоги и Магоги".
Персы и греки, похоже стали ставить военные гарнизоны и строить оборонительные стены (по типу Великой Китайской Стены) для защиты от кочевников. И похоже, преуспели в этом не хуже китайцев. Они вытеснили саков к границам китая.
Военные гарнизоны набирались из представителей других народов. Например, у приаральскихх каракалпаков существует племя "муйтен", которое некоторые считают происходящим из "мидянин". Возможно это остатки мидийского гарнизона, охранявшего Хорезм от кочевников, да и от самих хорасмиев. (Да и некоторые башкиры-корды считают башкир потомками курдов) 

То же самое и у осетин. Их самоназвание "ирон" (не "алан", "не ас" и не "скиф/сколот"). Обрати, brave, внимание на начальное "и", так же как и у западно-иранцев-персов ("Иран", "ирон"). У восточно-иранцев начальное будет "а" (народ "арий", так же "эрзя", "аримаспы", "ары"), у индийцев "у" (народ "урду"). 
Скорее всего, эти древние ирон/осетины так же были каким-то военным гарнизоном из людей собранных на другом конце Персидской империи и не понимающих местный язык. Сначала они жили на гос. обеспечении. Затем, когда империя хирела, им приходилось переходить на подножный корм, к земледелию, к казакованию и к кочеванию. 
Хоть со временем они и ассимилировались в языковом отношении среди местных земледельцев-хорасмиев, но не желали раствориться полностью и потерять свой особый высокий военный статус. Поэтому звали себя "иранцы-ирон-муйтен", в отличии от местных "массагетов-хорезмийцев-хорасмиев-ариев-сартов".

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Топраккала построена в эти описываемые периоды. Одна из тамг муйтенская - Трезуб.

 

В последствии персы стали привлекать к военной службе и греческих наемников. Вот по следам этих наемников и пошел Алекcандр Македонский / Искандер Зулькарнай / Mwgezle Patsha, разрушил персидскую державу и создал на её обломках свою. При нем наконец-то появляется имя "массагет", "Яжуж Мажуж" "Гоги и Магоги".

Персы и греки, похоже стали ставить военные гарнизоны и строить оборонительные стены (по типу Великой Китайской Стены) для защиты от кочевников. И похоже, преуспели в этом не хуже китайцев. Они вытеснили саков к границам китая.

Военные гарнизоны набирались из представителей других народов. Например, у приаральскихх каракалпаков существует племя "муйтен", которое некоторые считают происходящим из "мидянин". Возможно это остатки мидийского гарнизона, охранявшего Хорезм от кочевников, да и от самих хорасмиев. (Да и некоторые башкиры-корды считают башкир потомками курдов) 

То же самое и у осетин. Их самоназвание "ирон" (не "алан", "не ас" и не "скиф/сколот"). Обрати, brave, внимание на начальное "и", так же как и у западно-иранцев-персов ("Иран", "ирон"). У восточно-иранцев начальное будет "а" (народ "арий", так же "эрзя", "аримаспы", "ары"), у индийцев "у" (народ "урду"). 

Скорее всего, эти древние ирон/осетины так же были каким-то военным гарнизоном из людей собранных на другом конце Персидской империи и не понимающих местный язык. Сначала они жили на гос. обеспечении. Затем, когда империя хирела, им приходилось переходить на подножный корм, к земледелию, к казакованию и к кочеванию. 

Хоть со временем они и ассимилировались в языковом отношении среди местных земледельцев-хорасмиев, но не желали раствориться полностью и потерять свой особый высокий военный статус. Поэтому звали себя "иранцы-ирон-муйтен", в отличии от местных "массагетов-хорезмийцев-хорасмиев-ариев-сартов".

 

У мутенов – каракалпаков до сих пори бытует токая традиция «не растворится полностью» в среде массы каракалпаков. Например: у мутенов есть обучи женится и выйти замуж только мутенам, старший поколения редко одобряет брачный союз с представителями других родов и племён или с другими этносами! Мутени – малочисленный племя среди каракалпаков, но у них статус «один из шести» племенного союза каракалпаков (Конырат, Муйтен, Кытай, Кыпшак, Кенегес и Мангыт). :turkmen1: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи наоборот одобряют браки с представителями других родов,есть риск кровосмешения между родственными людьми что приводит к мутаций,также от таких браков родоплеменные отношения укрепляются

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи наоборот одобряют браки с представителями других родов,есть риск кровосмешения между родственными людьми что приводит к мутаций,также от таких браков родоплеменные отношения укрепляются

 

Вы по моему не так поняли меня, каракалпаки тоже держаться закону «7 ата».

Муитен состоит из 4х крупных племени Самат, Тели, Кентанау и Абыз, а каждый по несколько родов. Они между собой не роднятся, т.е. самат с саматом, тели с телием, кентанау с кентанауом и абыз с абызом. А сватуется муйтен самат с муйтен абызом и т.д.

У казахов тоже так, например алим женится на алимке или адайка выйдет замуж адайцу, найман с найманом, кунграт с кунгратом соблюдая традицию «7 ата».  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это вы перегнули,имеется в виду что Казахи не зациклены в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза,Я сам Алим моя супруга  Дулат,также обстоят дела и с моими родственниками,жети ата не относится ко всему роду-племени,Я например 8-й потомок своего предка мои дети уже 9-е потомки своего предка и они мои дети могут в будущем выбирать невесту из своего рода племени

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это вы перегнули,имеется в виду что Казахи не зациклены в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза,Я сам Алим моя супруга  Дулат,также обстоят дела и с моими родственниками,жети ата не относится ко всему роду-племени,Я например 8-й потомок своего предка мои дети уже 9-е потомки своего предка и они мои дети могут в будущем выбирать невесту из своего рода племени

Где я перегнул и где я написал об зацикленности казахов в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза? Я же четко и ясно написал что казахи соблюдают традицию «7 ата»!

Насчет мутенов в моём посте «старший поколения (муйтенов) редко одобряет брачный союз с представителями других родов и племён или с другими этносами!», это не означают «табу» при выборе спутника жизни!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну это вы перегнули,имеется в виду что Казахи не зациклены в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза,Я сам Алим моя супруга  Дулат,также обстоят дела и с моими родственниками,жети ата не относится ко всему роду-племени,Я например 8-й потомок своего предка мои дети уже 9-е потомки своего предка и они мои дети могут в будущем выбирать невесту из своего рода племени

Где я перегнул и где я написал об зацикленности казахов в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза? Я же четко и ясно написал что казахи соблюдают традицию «7 ата»!

Насчет мутенов в моём посте «старший поколения (муйтенов) редко одобряет брачный союз с представителями других родов и племён или с другими этносами!», это не означают «табу» при выборе спутника жизни!

 

Мы родственники с муйтенами из Муйнака (север ККР, дельта Амударьи), хотя я из Колдаулы Конрат. И у друзей есть жены муйтенки, а у девчат мужья муйтены. Я что-то не слышал о табу, может быть, где-то в глубинке соблюдается кое-какая обособленность.

По преданию, муйтены истреблены в период монгольского нашествия, выжили лишь дочь царя муйтенов Акшолпан и двое мальчишек, от которых пошло следующее поколение. Акшолпан прятала мальчишек и воспитала из них воинов, которые увеличили свой род из состава родственных племен: Теле, Абыз, Самат, Кенгтанау. Тамга у них осталась прежней (Трезуб), а уран стал "Акшолпан". Некоторые ученые отмечают (и у Жданко тоже есть), род Теле родственен с древними телесскими племенами, Самат с сарматами, Абыз с абазинами, Кенгтанау (в переводе с каракалпакского - длинный, широкий нос) видимо из кавкасионов (по преданию тоже есть о пребывании муйтенов на Кавказе). Далее по преданию, каракалпаки переселены из Крыма на Волгу монгольскими ханами, в последующем вошли в состав Ногайской Орды. Далее происходит постепенное возвращение каракалпаков на свою прежнюю территорию. 

Я создавал тему "Муйтены" форуме "Племена с неясным происхождением". Если есть какие-то сведения, то было бы хорошо - все связанное с муйтенами собирать там. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ну это вы перегнули,имеется в виду что Казахи не зациклены в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза,Я сам Алим моя супруга  Дулат,также обстоят дела и с моими родственниками,жети ата не относится ко всему роду-племени,Я например 8-й потомок своего предка мои дети уже 9-е потомки своего предка и они мои дети могут в будущем выбирать невесту из своего рода племени

Где я перегнул и где я написал об зацикленности казахов в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза? Я же четко и ясно написал что казахи соблюдают традицию «7 ата»!

Насчет мутенов в моём посте «старший поколения (муйтенов) редко одобряет брачный союз с представителями других родов и племён или с другими этносами!», это не означают «табу» при выборе спутника жизни!

 

Мы родственники с муйтенами из Муйнака (север ККР, дельта Амударьи), хотя я из Колдаулы Конрат. И у друзей есть жены муйтенки, а у девчат мужья муйтены. Я что-то не слышал о табу, может быть, где-то в глубинке соблюдается кое-какая обособленность.

По преданию, муйтены истреблены в период монгольского нашествия, выжили лишь дочь царя муйтенов Акшолпан и двое мальчишек, от которых пошло следующее поколение. Акшолпан прятала мальчишек и воспитала из них воинов, которые увеличили свой род из состава родственных племен: Теле, Абыз, Самат, Кенгтанау. Тамга у них осталась прежней (Трезуб), а уран стал "Акшолпан". Некоторые ученые отмечают (и у Жданко тоже есть), род Теле родственен с древними телесскими племенами, Самат с сарматами, Абыз с абазинами, Кенгтанау (в переводе с каракалпакского - длинный, широкий нос) видимо из кавкасионов (по преданию тоже есть о пребывании муйтенов на Кавказе). Далее по преданию, каракалпаки переселены из Крыма на Волгу монгольскими ханами, в последующем вошли в состав Ногайской Орды. Далее происходит постепенное возвращение каракалпаков на свою прежнюю территорию. 

Я создавал тему "Муйтены" форуме "Племена с неясным происхождением". Если есть какие-то сведения, то было бы хорошо - все связанное с муйтенами собирать там. 

Территория проживание муйтенов северные районы Каракалпакстана (Чимбай, Караузяк, Тахтакупыр и Муйнак), это связано в основном с род занятием мутенцев. Муйтены рыбаки и частично скотоводы, ремесленники и редко среди них земледелии. Вед у каракалпаков есть пословица «Услышав «о, рыба!», муйтенец резко повернувшийся сломает свою шею». :D  :lol:  :turkmen1:  :rolleyes:

В Караузякском и Тахтакупырском районах муйтени живут как и в древности 1 род = 1 ауыл. И у них существует «закон предков» по возможности не отдавать  дочерей замуж к другим представителям родо-племени. :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Ну это вы перегнули,имеется в виду что Казахи не зациклены в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза,Я сам Алим моя супруга  Дулат,также обстоят дела и с моими родственниками,жети ата не относится ко всему роду-племени,Я например 8-й потомок своего предка мои дети уже 9-е потомки своего предка и они мои дети могут в будущем выбирать невесту из своего рода племени

Где я перегнул и где я написал об зацикленности казахов в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза? Я же четко и ясно написал что казахи соблюдают традицию «7 ата»!

Насчет мутенов в моём посте «старший поколения (муйтенов) редко одобряет брачный союз с представителями других родов и племён или с другими этносами!», это не означают «табу» при выборе спутника жизни!

 

Мы родственники с муйтенами из Муйнака (север ККР, дельта Амударьи), хотя я из Колдаулы Конрат. И у друзей есть жены муйтенки, а у девчат мужья муйтены. Я что-то не слышал о табу, может быть, где-то в глубинке соблюдается кое-какая обособленность.

По преданию, муйтены истреблены в период монгольского нашествия, выжили лишь дочь царя муйтенов Акшолпан и двое мальчишек, от которых пошло следующее поколение. Акшолпан прятала мальчишек и воспитала из них воинов, которые увеличили свой род из состава родственных племен: Теле, Абыз, Самат, Кенгтанау. Тамга у них осталась прежней (Трезуб), а уран стал "Акшолпан". Некоторые ученые отмечают (и у Жданко тоже есть), род Теле родственен с древними телесскими племенами, Самат с сарматами, Абыз с абазинами, Кенгтанау (в переводе с каракалпакского - длинный, широкий нос) видимо из кавкасионов (по преданию тоже есть о пребывании муйтенов на Кавказе). Далее по преданию, каракалпаки переселены из Крыма на Волгу монгольскими ханами, в последующем вошли в состав Ногайской Орды. Далее происходит постепенное возвращение каракалпаков на свою прежнюю территорию. 

Я создавал тему "Муйтены" форуме "Племена с неясным происхождением". Если есть какие-то сведения, то было бы хорошо - все связанное с муйтенами собирать там. 

Территория проживание муйтенов северные районы Каракалпакстана (Чимбай, Караузяк, Тахтакупыр и Муйнак), это связано в основном с род занятием мутенцев. Муйтены рыбаки и частично скотоводы, ремесленники и редко среди них земледелии. Вед у каракалпаков есть пословица «Услышав «о, рыба!», муйтенец резко повернувшийся сломает свою шею». :D  :lol:  :turkmen1:  :rolleyes:

В Караузякском и Тахтакупырском районах муйтени живут как и в древности 1 род = 1 ауыл. И у них существует «закон предков» по возможности не отдавать  дочерей замуж к другим представителям родо-племени. :turkmen1:

 

Честно, Полат, я не задумывался никогда, что между каракалпаками могут быть такие "законы". И бывал я в Муйнаке в детстве, так, погостить у родственников, еще там пионерский лагерь был, там отдыхал пару раз, а на "законы" не обращал внимания, но о пословице, что-то припоминаю. Дед-муйтен с маминой стороны, много рассказывал об истории. И вообще, большая часть каракалпакских легенд идут от муйтенов. И рыбаки они отличные, мешками отправляли к нам в Нукус рыбы разного соления, копчения, что запах помню до сих пор. Больше всего помню, красиво они рыбу едят, а после меня гора объедок, что дядя подшучивал "за зря продукт переводишь" и принимался доедать, хотя рыбы полно. Сейчас все это только воспоминания.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Ну это вы перегнули,имеется в виду что Казахи не зациклены в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза,Я сам Алим моя супруга  Дулат,также обстоят дела и с моими родственниками,жети ата не относится ко всему роду-племени,Я например 8-й потомок своего предка мои дети уже 9-е потомки своего предка и они мои дети могут в будущем выбирать невесту из своего рода племени

Где я перегнул и где я написал об зацикленности казахов в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза? Я же четко и ясно написал что казахи соблюдают традицию «7 ата»!

Насчет мутенов в моём посте «старший поколения (муйтенов) редко одобряет брачный союз с представителями других родов и племён или с другими этносами!», это не означают «табу» при выборе спутника жизни!

 

Мы родственники с муйтенами из Муйнака (север ККР, дельта Амударьи), хотя я из Колдаулы Конрат. И у друзей есть жены муйтенки, а у девчат мужья муйтены. Я что-то не слышал о табу, может быть, где-то в глубинке соблюдается кое-какая обособленность.

По преданию, муйтены истреблены в период монгольского нашествия, выжили лишь дочь царя муйтенов Акшолпан и двое мальчишек, от которых пошло следующее поколение. Акшолпан прятала мальчишек и воспитала из них воинов, которые увеличили свой род из состава родственных племен: Теле, Абыз, Самат, Кенгтанау. Тамга у них осталась прежней (Трезуб), а уран стал "Акшолпан". Некоторые ученые отмечают (и у Жданко тоже есть), род Теле родственен с древними телесскими племенами, Самат с сарматами, Абыз с абазинами, Кенгтанау (в переводе с каракалпакского - длинный, широкий нос) видимо из кавкасионов (по преданию тоже есть о пребывании муйтенов на Кавказе). Далее по преданию, каракалпаки переселены из Крыма на Волгу монгольскими ханами, в последующем вошли в состав Ногайской Орды. Далее происходит постепенное возвращение каракалпаков на свою прежнюю территорию. 

Я создавал тему "Муйтены" форуме "Племена с неясным происхождением". Если есть какие-то сведения, то было бы хорошо - все связанное с муйтенами собирать там. 

Территория проживание муйтенов северные районы Каракалпакстана (Чимбай, Караузяк, Тахтакупыр и Муйнак), это связано в основном с род занятием мутенцев. Муйтены рыбаки и частично скотоводы, ремесленники и редко среди них земледелии. Вед у каракалпаков есть пословица «Услышав «о, рыба!», муйтенец резко повернувшийся сломает свою шею». :D  :lol:  :turkmen1:  :rolleyes:

В Караузякском и Тахтакупырском районах муйтени живут как и в древности 1 род = 1 ауыл. И у них существует «закон предков» по возможности не отдавать  дочерей замуж к другим представителям родо-племени. :turkmen1:

 

Честно, Полат, я не задумывался никогда, что между каракалпаками могут быть такие "законы". И бывал я в Муйнаке в детстве, так, погостить у родственников, еще там пионерский лагерь был, там отдыхал пару раз, а на "законы" не обращал внимания, но о пословице, что-то припоминаю. Дед-муйтен с маминой стороны, много рассказывал об истории. И вообще, большая часть каракалпакских легенд идут от муйтенов. И рыбаки они отличные, мешками отправляли к нам в Нукус рыбы разного соления, копчения, что запах помню до сих пор. Больше всего помню, красиво они рыбу едят, а после меня гора объедок, что дядя подшучивал "за зря продукт переводишь" и принимался доедать, хотя рыбы полно. Сейчас все это только воспоминания.

В народе много легенды про муйтенов. Один из них: Праотец каракалпаков Хак Разак однажды в охоте увидел одинокого лохматого мальчика бегающий в тугаях, его воспитали звери и поймали мальчика. Его отдали в воспитание старшему сыну Кунырату и дали имя Муйтен, который означает «лохматый»! :turkmen1: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Ну это вы перегнули,имеется в виду что Казахи не зациклены в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза,Я сам Алим моя супруга  Дулат,также обстоят дела и с моими родственниками,жети ата не относится ко всему роду-племени,Я например 8-й потомок своего предка мои дети уже 9-е потомки своего предка и они мои дети могут в будущем выбирать невесту из своего рода племени

Где я перегнул и где я написал об зацикленности казахов в выборе невесты из своего рода-племени и Жуза? Я же четко и ясно написал что казахи соблюдают традицию «7 ата»!

Насчет мутенов в моём посте «старший поколения (муйтенов) редко одобряет брачный союз с представителями других родов и племён или с другими этносами!», это не означают «табу» при выборе спутника жизни!

 

Мы родственники с муйтенами из Муйнака (север ККР, дельта Амударьи), хотя я из Колдаулы Конрат. И у друзей есть жены муйтенки, а у девчат мужья муйтены. Я что-то не слышал о табу, может быть, где-то в глубинке соблюдается кое-какая обособленность.

По преданию, муйтены истреблены в период монгольского нашествия, выжили лишь дочь царя муйтенов Акшолпан и двое мальчишек, от которых пошло следующее поколение. Акшолпан прятала мальчишек и воспитала из них воинов, которые увеличили свой род из состава родственных племен: Теле, Абыз, Самат, Кенгтанау. Тамга у них осталась прежней (Трезуб), а уран стал "Акшолпан". Некоторые ученые отмечают (и у Жданко тоже есть), род Теле родственен с древними телесскими племенами, Самат с сарматами, Абыз с абазинами, Кенгтанау (в переводе с каракалпакского - длинный, широкий нос) видимо из кавкасионов (по преданию тоже есть о пребывании муйтенов на Кавказе). Далее по преданию, каракалпаки переселены из Крыма на Волгу монгольскими ханами, в последующем вошли в состав Ногайской Орды. Далее происходит постепенное возвращение каракалпаков на свою прежнюю территорию. 

Я создавал тему "Муйтены" форуме "Племена с неясным происхождением". Если есть какие-то сведения, то было бы хорошо - все связанное с муйтенами собирать там. 

Территория проживание муйтенов северные районы Каракалпакстана (Чимбай, Караузяк, Тахтакупыр и Муйнак), это связано в основном с род занятием мутенцев. Муйтены рыбаки и частично скотоводы, ремесленники и редко среди них земледелии. Вед у каракалпаков есть пословица «Услышав «о, рыба!», муйтенец резко повернувшийся сломает свою шею». :D  :lol:  :turkmen1:  :rolleyes:

В Караузякском и Тахтакупырском районах муйтени живут как и в древности 1 род = 1 ауыл. И у них существует «закон предков» по возможности не отдавать  дочерей замуж к другим представителям родо-племени. :turkmen1:

 

Честно, Полат, я не задумывался никогда, что между каракалпаками могут быть такие "законы". И бывал я в Муйнаке в детстве, так, погостить у родственников, еще там пионерский лагерь был, там отдыхал пару раз, а на "законы" не обращал внимания, но о пословице, что-то припоминаю. Дед-муйтен с маминой стороны, много рассказывал об истории. И вообще, большая часть каракалпакских легенд идут от муйтенов. И рыбаки они отличные, мешками отправляли к нам в Нукус рыбы разного соления, копчения, что запах помню до сих пор. Больше всего помню, красиво они рыбу едят, а после меня гора объедок, что дядя подшучивал "за зря продукт переводишь" и принимался доедать, хотя рыбы полно. Сейчас все это только воспоминания.

В народе много легенды про муйтенов. Один из них: Праотец каракалпаков Хак Разак однажды в охоте увидел одинокого лохматого мальчика бегающий в тугаях, его воспитали звери и поймали мальчика. Его отдали в воспитание старшему сыну Кунырату и дали имя Муйтен, который означает «лохматый»! :turkmen1: 

 

Есть народы с легендами, где предводителями выступают звери, часто волки. По их (зверей) следам, народы переселялись далеко от своих кочевий. Возможно, те звери были на самом деле людьми, воспитанными зверями.

 

Если бы эта легенда была бы правдой, то Конрат с Муйтеном не смогли бы свататься. А у Муйтенов не было бы своей тамги и боевого клича (урана). Может быть, эту легенду придумала оппозиция Каллибека Камалова? Противников у него было много.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем отличаются каракалпаки от тех же казахов и кыргызов. Рода коңурат присутствуют и в тех и в этих.

 

Интересный вопрос! Чем можно отличит человека от человека? У всех руки, ноги, нос и т.д.

Насчёт племени Кунырат, каракалпакская племя кунграт отличается от других куныратов по составу! Например: у казахов кунграт – это племя в составе СЖ, а у каракалпаков Кунырат это конфедерация родов и племён. Состав кунгратов каракалпаков и казахов не идентичный!

Каракалпак, казах, узбек и кыргыз они этногруппы или вернее народы с статусом нация и они чем отличается друг от друга? Конечно же каждый этнос имеют своё отличие, т.е. костюмы, язык, культура, история и т.д.

Например некоторые отличие по внешности:

каракалпаки

62525696fb7d.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А чем отличаются каракалпаки от тех же казахов и кыргызов. Рода  коңурат присутствуют и в тех и в этих.

 

Конраты разделены как минимум в 15-16 веках. Нынче, в процентном соотношении конратов у каракалпаков 30-40 процентов. А у узбеков, казахов, кыргызов не более 5-10 процентов в каждом, следовательно, их конраты подверглись большей интеграции с другими племенами этих народов, что сказалось и в языке, и культуре, а с обособлением в отдельные народности и в других аспектах. Поэтому рассматривать идентичность народов, ссылаясь только на наличие у них одноименных племен, например конратов, в корне неправильно. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов племенных союзов в сотни раз больше чем у каракалпаков, потому и в процентном соотношении коныраты 10%.

Кстати, откуда у Вас такая инфа 10%?

 

По сельскохозяйственной переписи Российской империи 1908-1913 г.г. конратов насчитывалось 128 тысяч человек (Чимкентский уезд – 75,9 тысяч человек или 28 % казахского населения, Джизакский уезд – 25,2 тыс., 73,6% казахского населения, Перовский уезд – 19,5 тысяч, 13,3 %). * По материалам книги Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с; www.art-kaz.kz/auxpage_konrat

 

Казахских коныратов в начале прошлого века было 128 тысяч. На данное время возможно около 700 тысяч. Получается один казахский род конырат больше чем каракалпаки. Возможно я в цифрах ошибаюсь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов племенных союзов в сотни раз больше чем у каракалпаков, потому и в процентном соотношении коныраты 10%.

Кстати, откуда у Вас такая инфа 10%?

 

По сельскохозяйственной переписи Российской империи 1908-1913 г.г. конратов насчитывалось 128 тысяч человек (Чимкентский уезд – 75,9 тысяч человек или 28 % казахского населения, Джизакский уезд – 25,2 тыс., 73,6% казахского населения, Перовский уезд – 19,5 тысяч, 13,3 %). * По материалам книги Востров В.В., Муканов М.С. «Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX – начало XX в.в.)», Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1968, 256 с; www.art-kaz.kz/auxpage_konrat

 

Казахских коныратов в начале прошлого века было 128 тысяч. На данное время возможно около 700 тысяч. Получается один казахский род конырат больше чем каракалпаки. Возможно я в цифрах ошибаюсь.

 

Это неважно, много было или нет, главное они были раздроблены, сливаясь в среде других племен. И наконец, нынче они в общем населении Казахстана составляют меньше 10 процентов. 

У каракалпаков, начиная с конца 18 века, так скажем, политический курс (Айдос бий) пошел под диктовку конратов, то есть, конраты подчинили всю каракалпакскую конфедерацию племен под свою культуру. И наконец, конраты у каракалпаков не раздроблены, а проживают компактно.

Возможно 700 тысяч казахских конратов больше чем нынешние каракалпаки, но они утратили свое конратское начало, культуру и язык. И считать конратов истинными казахами, принимая во внимания все политические преобразования последних 500-600 лет, в корне неправильно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это неважно, много было или нет, главное они были раздроблены, сливаясь в среде других племен. И наконец, нынче они в общем населении Казахстана составляют меньше 10 процентов. 

У каракалпаков, начиная с конца 18 века, так скажем, политический курс (Айдос бий) пошел под диктовку конратов, то есть, конраты подчинили всю каракалпакскую конфедерацию племен под свою культуру. И наконец, конраты у каракалпаков не раздроблены, а проживают компактно.

Возможно 700 тысяч казахских конратов больше чем нынешние каракалпаки, но они утратили свое конратское начало, культуру и язык. И считать конратов истинными казахами, принимая во внимания все политические преобразования последних 500-600 лет, в корне неправильно.

 

Что такое "коныратское начало"? На каком языке говорили коныратцы и какая была у них культура? Как понять - не считать коныратцев истинными казахами?

Узбекские коныраты разве не узбеки. Кыргызские коныраты не кыргызы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне бы то же было бы интересно послушать чем каракалпакские коныраты отличаются от казахских , язык  у них другой был что ли ,или культура другая?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это неважно, много было или нет, главное они были раздроблены, сливаясь в среде других племен. И наконец, нынче они в общем населении Казахстана составляют меньше 10 процентов. 

У каракалпаков, начиная с конца 18 века, так скажем, политический курс (Айдос бий) пошел под диктовку конратов, то есть, конраты подчинили всю каракалпакскую конфедерацию племен под свою культуру. И наконец, конраты у каракалпаков не раздроблены, а проживают компактно.

Возможно 700 тысяч казахских конратов больше чем нынешние каракалпаки, но они утратили свое конратское начало, культуру и язык. И считать конратов истинными казахами, принимая во внимания все политические преобразования последних 500-600 лет, в корне неправильно.

 

Что такое "коныратское начало"? На каком языке говорили коныратцы и какая была у них культура? Как понять - не считать коныратцев истинными казахами?

Узбекские коныраты разве не узбеки. Кыргызские коныраты не кыргызы?

 

Я говорю, что конраты не истинные казахи, так как есть причины. Хотя бы возьмите в пример логику казахов о том, независимо, косвенно это или нет, если в среде казахов оказывается хоть один индеец, то все индейцы Америки оказываются происходившими от казахов (утрирую).  

К началу 20 века каракалпакские конраты говорили в смешанном кипчакско-огузском языке. Примерно также все конраты говорили и в эпоху Золотой орды. Нынче конраты представляют разные народы и говорят на разных языках, то есть, произошла эволюция, каждый народ выработал свой литературный язык, которому учат в своих национальных школах с 6-7 лет. И тут нет выбора, типа, если я конрат, то должен обучаться только кипчакско-огузскому наречию.

Вопрос был задан, чем отличаются узбеки, казахи, каракалпаки и кыргызы, если их роднит один и тот же конрат? Полат ответил и я добавил, что конраты когда-то были единым народом, а сейчас они разные, хотя корень один. Скажите узбекскому конрату, что он тогда каракалпак, обидится узбек-конрат, скажи казахскому конрату, что он тогда кыргыз - обидится казах-конрат. Мы отличаемся сейчас по понятиям, согласно нынешнего политического курса каждого из этих государств. Таким же образом, одну и ту же историю на всех (конратов) переписываем каждый по своему, применительно только для казахских конратов, узбекских конратов и т.д. И поэтому ничего мы не смыслим о конратах и о народах в целом. В принципе это работа ученых, пусть работают.

Хочу сказать о каракалпаках-конратах. Как говорил выше, Айдос бий присоединил каракалпакских конратов (и всех каракалпаков) к Хивинским конратам (по сути, конраты правили Хивой), судя по родоплеменной структуре очень близким к каракалпакам. Конраты были многочисленны среди каракалпаков, к тому же они подчинили к себе и других каракалпаков. Вот тут возникает вопрос: если Конраты были казахами или узбеками, то почему Айдос бий так упорно настаивал, что он каракалпак? Он даже в 1825 году поднял первое восстание каракалпаков против Хивинского произвола. И еще один вопрос, скорее всего ко всем читателям, а было ли до революции понятие узбек-конрат. казах-конрат? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно,Камал разом вычеркнул историю казахских конуратов

 

Неправильно понимаешь, простите, понимаете. Я задал вопрос, до революции казахские конраты осозновали ли себя казахами? Ведь, границ не было, каждый кочевал там, где ему нравится.

Кстати, хотелось бы послушать историю казахов-конратов. По всей вероятности в шейбанидских движениях они не участвовали, на что указывают мнения некоторых историков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все вы понимаете Камал только делаете вид,киргиз кайсаками нас называли русские,кем они должны были осознавать себя каракалпаками,к вашему сведению кочевя были строго соблюдены,каждый род кочевал по своему маршруту,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...