Перейти к содержанию
Гость Rasul

Каракалпаки

Рекомендуемые сообщения

13 minutes ago, Shamyrat said:

Являются ли чёрные клобуки предками каракалпаков или в обоих случаях имя дано окружающими народами из за чёрных бараньих папахах которые носили эти народы и с друг другом не связаны?

Ув. Шамурат, черные бараньи шапки носят кавказцы, крымчаки, казаки и много других, даже англичане, но никто себя каракалпаком или народом под таким названием на разных языках, не называет.

В Евразии с таким названием всего два народа - каракалпаки и карапапахи. У обоих народов этот этноним закрепился только в 16 веке. Из истории известно, что предки каракалпаков участвовали в сельджукском движении и я полагаю, что за ушедшими на юго-запад закрепился этноним карапапах, а за ветвью, оказавшейся под влиянием Золотой орды - каракалпак. Истоки у обоих народов начинаются в Приаралье. На лица мы вроде не похожи, но и тысячелетняя среда обитания у обоих народов - разная. Г,А. Федоров-Давыдов, в первую очередь археолог, а потом историк, связывает черных клобуков с нынешними каракалпаками. А про предания самого народа я уж не говорю. Еще один интересный момент, карапапахи носят папаху, отсюда и название, крымчаки носят тоже папаху, но называют ее калпак, а мы естественно кара-калпак. Насколько я знаю, у туркмен нет предпочтения к черному цвету телпека, носят как черный так и белый, а у нас строго черный цвет. Короче, связь - очевидна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Kamal сказал:

Ув. Шамурат, черные бараньи шапки носят кавказцы, крымчаки, казаки и много других, даже англичане, но никто себя каракалпаком или народом под таким названием на разных языках, не называет.

В Евразии с таким названием всего два народа - каракалпаки и карапапахи. У обоих народов этот этноним закрепился только в 16 веке. Из истории известно, что предки каракалпаков участвовали в сельджукском движении и я полагаю, что за ушедшими на юго-запад закрепился этноним карапапах, а за ветвью, оказавшейся под влиянием Золотой орды - каракалпак. Истоки у обоих народов начинаются в Приаралье. На лица мы вроде не похожи, но и тысячелетняя среда обитания у обоих народов - разная. Г,А. Федоров-Давыдов, в первую очередь археолог, а потом историк, связывает черных клобуков с нынешними каракалпаками. А про предания самого народа я уж не говорю. Еще один интересный момент, карапапахи носят папаху, отсюда и название, крымчаки носят тоже папаху, но называют ее калпак, а мы естественно кара-калпак. Насколько я знаю, у туркмен нет предпочтения к черному цвету телпека, носят как черный так и белый, а у нас строго черный цвет. Короче, связь - очевидна.

Скорее всего название не просто так, часть наверное потомки черных клобуков, но не все, думаю у вас сборная, как и у других народов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 hours ago, кылышбай said:

Толстова говорила это про всех бухарских кунгратов или лишь об одной группе, связанной с каракалпаками?

В данной статье озвучены результаты ее исследований только самаркандских каракалпаков, по ферганским есть другая статья. 

Про "Арка-журт", я не знаю, как казахи называют Север, а по-каракалпакски Арка переводится как Север, по-узбекски - Шимол. У Байсунских конратов есть предание о Арка-журте, то есть, пришли из Севера. Для Байсуна Сурхандарьи и город Кунград является Севером, плюс предания каракалпаков о том, что они пришли из Едиля и Жаика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 minutes ago, mechenosec said:

Скорее всего название не просто так, часть наверное потомки черных клобуков, но не все, думаю у вас сборная, как и у других народов. 

Естественно, Золотая Орда нам устроила такой миксер, что не скоро разберемся обо всех подробностях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, кылышбай said:

нашел в сети этот портрет. представлена как каракалпачка. Kamal, такие головные уборы есть у вас?

104e39e8c3a1.jpg

Это свадебный наряд каракалпакской невесты. В прошлом, каждая девушка на выданье, обязана была сшить такой наряд. Головной убор называется саукеле, 10 экземпляров данного саукеле хранятся в различных музеях мира. Этот же женский костюм взять за основу каракалпакского национального женского костюма. Об этом мы вроде с Вами говорили. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Kamal сказал:

В данной статье озвучены результаты ее исследований только самаркандских каракалпаков, по ферганским есть другая статья. 

Про "Арка-журт", я не знаю, как казахи называют Север, а по-каракалпакски Арка переводится как Север, по-узбекски - Шимол. У Байсунских конратов есть предание о Арка-журте, то есть, пришли из Севера. Для Байсуна Сурхандарьи и город Кунград является Севером, плюс предания каракалпаков о том, что они пришли из Едиля и Жаика.

  Арка-журт переводится как Задняя отчизна тоесть потусторонняя   земля -  из песни Абдукахор-бахши,  у каракалпак есть слово бахши?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Kamal сказал:

 Г,А. Федоров-Давыдов, в первую очередь археолог, а потом историк, связывает черных клобуков с нынешними каракалпаками.

это его красивая сказка необоснованная никакими достоверными источниками

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Nurali сказал:

это его красивая сказка необоснованная никакими достоверными источниками

Клобук искаженное калпак? Кара -черный, откуда у них это имя? Понимаю что многие местные приняли имя победителя, барласы к примеру, и сами это признают. Не пойму зачем принимать имя проигравших? Смысл, выгода какая? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 minutes ago, Nurali said:

  Арка-журт переводится как Задняя отчизна тоесть потусторонняя   земля -  из песни Абдукахор-бахши,  у каракалпак есть слово бахши?

Никак нет, ув. Nurali, это каракалпакское слово и означает только Север. У узбеков Запад переводится как Ботиш. 

 

12 minutes ago, Nurali said:

это его красивая сказка необоснованная никакими достоверными источниками

Это археологически обоснованный научный труд Федорова-Давыдова. 

Quote

 

"Наиболее яркий пример зависимости кочевников Восточной Европы от монголов дают черные клобуки. Археологический материал говорит о том, что в XIII-XIV вв. черные клобуки Поросья частично откочевали в степи Поволжья. Очевидно превратившись из вассала киевского князя в вассалов золотоордынских ханов и царевичей, черные клобуки изменили свои кочевья и стали кочевать там, где им было велено их новыми хозяевами. Вполне естественно, что именно в Поволжье (где мы встречаем больше всего элементов собственно монгольской кочевой культуры и следов пребывания собственно монголов и где были политические центры Золотой Орды) откочевали по принуждению своих завоевателей роды и племена черных клобуков. В этом примере перекочевок части номадов Восточной Европы под воздействием монгольского завоевания мы можем усмотреть специфический признак зависимости кочевых родов от победителя: подчиненными, "рабами" становятся не отдельные бедняки; это не захваченные в бою пленные, лишенные имущества и социального положения. Мы имеем дело с зависимостью от рода-победителя всего коллектива номадов, сложившегося еще до завоевания (род, племя, большая семья и т. п.). Среди могил XIII-XIV вв. черноклобуцких типов в Поволжье есть погребения представителей и имущественных верхов, и низов кочевого коллектива. Если переселение черных клобуков было бы насильственным переселением пленных или угоном захваченных масс населения (как поступали монголы с населением оседлых земель), то среди черноклобуцких(или тех, которые мы можем сопоставить с таковыми) погребений на Волге были бы могилы лишь бедных и социально приниженных людей. Но это далеко не так. Более того, мы не можем предположить уход в Поволжье только одной аристократической верхушки черноклобуцких номадов, отправившихся на новую службу к золотоордынскому хану, оторвавшихся от своих племен и превратившихся в тысячников, сотников или темников и т. п. В таком случае это были бы только богатые погребения, без бедных. Остается предположить откочевку родов и семей с их богатой и аристократической частью, с одной стороны, и бедной, социально приниженной, с другой стороны. Насильственная откочевка этой группы племен не вызывает сомнений, так как на протяжении предшествующих полутора столетий не наблюдается какой-либо большой миграции черных клобуков за пределы Южной Киевщины." Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды — Московский университет, 1973. —  c.39.

Полученные нами результаты сравнительно-типологического анализа погребальных памятников кочевников золотоордынского периода дают основание считать, что участниками этого миграционного процесса были не только (а очевидно – и не столько) черные клобуки, но и кыпчаки-половцы «южнорусских степей». Нами установлено, что наибольшее типологическое сходство обнаруживают между собой погребальные памятники приуральских и нижневолжских кочевников........... Вместе с тем приуральские кочевнические памятники обнаруживают достаточно высокое сходство и с памятниками Волго-Донского междуречья, а также «погранично-высокое» сходство с памятниками Левобережной Украины. Если учесть, что, по имеющимся в нашем распоряжении данным, для предшествующего периода (XII – начало XIII в.) в степях Левобережной Украины, Подонья и Волго-Донского междуречья известны 200 погребений (только в Волго-Донском междуречье – 18) против 41 в Урало-Поволжских степях, можно предположить, что в основе отмеченного сходства лежат результаты административной политики ордынских ханов, направленной на переселение половецко-кыпчакского населения на восточные окраины государства. ...........Отличительной особенностью этих курганов являются редкие остатки конских захоронений в виде черепа и костей ног коня, уложенных в могиле рядом с человеком или на деревянном перекрытии. Все перечисленные черты погребального обряда находят параллели в обряде печенежских, огузских и половецко-кыпчакских племен. На этом основании точку зрения Г.А. Федорова-Давыдова о переселении монгольскими ханами части кочевых племен, т.н. Черных Клобуков, сложившихся из остатков разгромленных половцами печенегов и огузов (торков), из южнорусских степей на восток, за Волгу и в Приуралье можно считать вполне приемлемой. Иванов В.А. Приуралье в составе Золотой Орды // История татар Западного Приуралья. Том I. Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. Казань, 2016. с. 152-153.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 minutes ago, mechenosec said:

Клобук искаженное калпак? Кара -черный, откуда у них это имя? Понимаю что многие местные приняли имя победителя, барласы к примеру, и сами это признают. Не пойму зачем принимать имя проигравших? Смысл, выгода какая? 

Полагаю, что после распада Золотой орды, а затем и Ногайской, каракалпакам нужен был объединяющий стимул. Предположим, что захваченная кытаями часть каракалпаков стала именоваться калмаками, а бежавшая к Аральскому морю - аральцами, а третья часть ассимилировалась с булгарами и башкирами, а все вместе они когда-то были одним народом, то воспоминание о прошлом, призыв к истокам, вера в то, что все они вместе - народ, вполне могли спровоцировать возврату к пройденному, хоть и проигравшему прошлому. Выгода - в объединении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Kamal сказал:

Полагаю, что после распада Золотой орды, а затем и Ногайской, каракалпакам нужен был объединяющий стимул. Предположим, что захваченная кытаями часть каракалпаков стала именоваться калмаками, а бежавшая к Аральскому морю - аральцами, а третья часть ассимилировалась с булгарами и башкирами, а все вместе они когда-то были одним народом, то воспоминание о прошлом, призыв к истокам, вера в то, что все они вместе - народ, вполне могли спровоцировать возврату к пройденному, хоть и проигравшему прошлому. Выгода - в объединении.

Вы меня не поняли, имел ввиду что они сохранили старое имя не из за выгоды. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, mechenosec сказал:
26 минут назад, Kamal сказал:

Никак нет, ув. Nurali, это каракалпакское слово и означает только Север. У узбеков Запад переводится как Ботиш. 

 

Это археологически обоснованный научный труд Федорова-Давыдова. 

 

 

1 Арка- журттан келганбиз Узбеклардан буламиз

2 это не труд а сказка подаренная совком искусственно созданным каракалпакам ,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, Nurali said:

1 Арка- журттан келганбиз Узбеклардан буламиз

2 это не труд а сказка подаренная совком искусственно созданным каракалпакам ,

1. Вы по-узбекски говорите? Север - Шимол, Запад - Ботиш и откуда взяли Арка, если не унаследовали от каракалпаков?!

2. С Вами все понятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 минуту назад, mechenosec сказал:

Вы меня не поняли, имел ввиду что они сохранили старое имя не из за выгоды. 

Вот пришел по наведению, сайн-аха:D Тюрк. "арка" (задняя сторона; по сути может быть и "север" как у нас "ар") никак не монголизм. Здесь мы опять таки видим общеалтайские параллели (даже у японцев - а это железный показатель общеалтайской природы):

Proto-Altaic: *ằra
Nostratic: Nostratic
plus-8.png
Meaning: back, behind
Russian meaning: спина, задняя сторона
Turkic: *ărka
minus-8.png 
Proto-Turkic: *ărka
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: back
Russian meaning: спина, задняя сторона
Old Turkic: arqa (Orkh., OUygh.)
Karakhanid: arqa (MK, KB)
Turkish: arka
Tatar: arqa
Middle Turkic: arqa (Sangl.)
Uzbek: ɔrqa
Uighur: a(r)qa
Sary-Yughur: arqa, harqa
Azerbaidzhan: arxa
Turkmen: arqa
Khakassian: arɣa
Shor: arɣa
Oyrat: arqa
Halaj: arqа (arxa < Az.)
Chuvash: orɣa-lъx 'saddle strips'
Yakut: arɣā, arɣa-s
Dolgan: arga-lā- 'to turn one's back towards smb.'
Tuva: a'rɣa 'mountain forest'
Kirghiz: arqa
Kazakh: arqa
Noghai: arqa
Bashkir: arqa
Balkar: arqa
Gagauz: arqa
Karaim: arqa, arxa
Karakalpak: arqa
Salar: arχa, arGa (ССЯ 292, 293)
Kumyk: arqa 1
Comments: EDT 200-201, 215, VEWT 26-27, ЭСТЯ 1, 174-175, 179-180, Лексика 267-268, Федотов 2, 288, Stachowski 36.
Mongolian: *aru
minus-8.png 
Proto-Mongolian: *aru
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: back, behind, North
Russian meaning: спина, задняя сторона, север
Written Mongolian: aru (L 54), aru-ki
Middle Mongolian: aru (HY 11, SH 9), aradan 'behind', ārudur 'to the back' (MA 104, 106)
Khalkha: ar
Buriat: ara
Kalmuck: arǝ, ārǝ, arkǝ
Ordos: aru 'back, east'
Dagur: ar (Тод. Даг. 121), arkǝn (MGCD)
Shary-Yoghur: ār
Comments: KW 12, 14, 21, MGCD 114.
Tungus-Manchu: *arka-
minus-8.png 
Proto-Tungus-Manchu: *arka-n
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: back
Russian meaning: спина
Evenki: arkan
Even: arqъ̣n
Negidal: ajkan
Orok: atta(n)
Oroch: akka(n)
Udighe: aka(n)
Solon: arkã
Comments: ТМС 1, 51.
Japanese: *àtuà
minus-8.png 
Proto-Japanese: *àtuà
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: behind, trace
Russian meaning: задняя сторона, след
Old Japanese: atwo
Middle Japanese: àtó
Tokyo: áto
Kyoto: àtó
Kagoshima: ató
Comments: JLTT 387.
Comments: EAS 139, KW 12, Poppe 78, Колесникова 1972а, 84-87, Дыбо 305, Лексика 268, TMN 2, 29-30, Doerfer MT 46. PT *arka and PTM *arka go back to a dative-locative formation *ara-k`a.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, Kamal сказал:

1. Вы по-узбекски говорите? Север - Шимол, Запад - Ботиш и откуда взяли Арка, если не унаследовали от каракалпаков?!

2. С Вами все понятно.

причем здесь  шимол  и ботиш ?    на конгратском диалекте - Арка - журттан келганбиз Узбеклардан буламиз ,  на литературном  Орка йуртдан  келганмиз Узбейлардан буламиз ,    а каракалпакский язык- испорчен казахскими элементами-+ ойратским СЕВЕР

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Ермолаев сказал:

Вот пришел по наведению, сайн-аха:D Тюрк. "арка" (задняя сторона; по сути может быть и "север" как у нас "ар") никак не монголизм. Здесь мы опять таки видим общеалтайские параллели (даже у японцев - а это железный показатель общеалтайской природы):

Proto-Altaic: *ằra
Nostratic: Nostratic
plus-8.png
Meaning: back, behind
Russian meaning: спина, задняя сторона
Turkic: *ărka
minus-8.png 
Proto-Turkic: *ărka
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: back
Russian meaning: спина, задняя сторона
Old Turkic: arqa (Orkh., OUygh.)
Karakhanid: arqa (MK, KB)
Turkish: arka
Tatar: arqa
Middle Turkic: arqa (Sangl.)
Uzbek: ɔrqa
Uighur: a(r)qa
Sary-Yughur: arqa, harqa
Azerbaidzhan: arxa
Turkmen: arqa
Khakassian: arɣa
Shor: arɣa
Oyrat: arqa
Halaj: arqа (arxa < Az.)
Chuvash: orɣa-lъx 'saddle strips'
Yakut: arɣā, arɣa-s
Dolgan: arga-lā- 'to turn one's back towards smb.'
Tuva: a'rɣa 'mountain forest'
Kirghiz: arqa
Kazakh: arqa
Noghai: arqa
Bashkir: arqa
Balkar: arqa
Gagauz: arqa
Karaim: arqa, arxa
Karakalpak: arqa
Salar: arχa, arGa (ССЯ 292, 293)
Kumyk: arqa 1
Comments: EDT 200-201, 215, VEWT 26-27, ЭСТЯ 1, 174-175, 179-180, Лексика 267-268, Федотов 2, 288, Stachowski 36.
Mongolian: *aru
minus-8.png 
Proto-Mongolian: *aru
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: back, behind, North
Russian meaning: спина, задняя сторона, север
Written Mongolian: aru (L 54), aru-ki
Middle Mongolian: aru (HY 11, SH 9), aradan 'behind', ārudur 'to the back' (MA 104, 106)
Khalkha: ar
Buriat: ara
Kalmuck: arǝ, ārǝ, arkǝ
Ordos: aru 'back, east'
Dagur: ar (Тод. Даг. 121), arkǝn (MGCD)
Shary-Yoghur: ār
Comments: KW 12, 14, 21, MGCD 114.
Tungus-Manchu: *arka-
minus-8.png 
Proto-Tungus-Manchu: *arka-n
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: back
Russian meaning: спина
Evenki: arkan
Even: arqъ̣n
Negidal: ajkan
Orok: atta(n)
Oroch: akka(n)
Udighe: aka(n)
Solon: arkã
Comments: ТМС 1, 51.
Japanese: *àtuà
minus-8.png 
Proto-Japanese: *àtuà
Altaic etymology: Altaic etymology
plus-8.png
Meaning: behind, trace
Russian meaning: задняя сторона, след
Old Japanese: atwo
Middle Japanese: àtó
Tokyo: áto
Kyoto: àtó
Kagoshima: ató
Comments: JLTT 387.
Comments: EAS 139, KW 12, Poppe 78, Колесникова 1972а, 84-87, Дыбо 305, Лексика 268, TMN 2, 29-30, Doerfer MT 46. PT *arka and PTM *arka go back to a dative-locative formation *ara-k`a.

Спасибо ах ду! Значит общее, думал монголизм :D

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

археологические раскопки не могут быть твердым обоснованием 

без обид:D но вся ваша история держится на волоске,  без твердо обоснованных источников

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

33 minutes ago, mechenosec said:

Вы меня не поняли, имел ввиду что они сохранили старое имя не из за выгоды. 

 

1 hour ago, mechenosec said:

Клобук искаженное калпак? Кара -черный, откуда у них это имя? Понимаю что многие местные приняли имя победителя, барласы к примеру, и сами это признают. Не пойму зачем принимать имя проигравших? Смысл, выгода какая? 

Клобук это не искаженное калпак, а вид головного убора на другом языке. Кара - это цвет головного убора. Самоназвание караборикли, каракорикли, карабукли (по разным источникам) существовало еще до монгольского периода в Хорезме, тут выкладывали ссылки из источников. Нынче на этой территории проживает народ со схожим самоназванием, хотя Борикли как род еще сохранился. Значит, самоназвание народа, независимо от того, в какую политическую группу они ни примыкали, оставалось неизменным. Получается никакой выгоды, а просто - самоназвание.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Nurali сказал:

археологические раскопки не могут быть твердым обоснованием 

При чем здесь археология? Ваше Арка, вообще больше похоже на тунг -манджур. Арка, чем на Монгольское Ар :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 minutes ago, Nurali said:

археологические раскопки не могут быть твердым обоснованием 

без обид:D но вся ваша история держится на волоске,  без твердо обоснованных источников

Вот еще, Дартаньян нашелся, а все кругом - дураки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме схожего названия у каракалпаков и клобуков ничего общего нет. 

У каракалпаков народная память ордынская и ногайская, как и племена. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 minutes ago, Kenan said:

Кроме схожего названия у каракалпаков и клобуков ничего общего нет. 

У каракалпаков народная память ордынская и ногайская, как и племена. 

Почему-то каракалпакская память помнит об этом:

"Мы... умираем за русскую землю с твоими сынами и головы свои складываем за твою честь".
Из клятвы черных клобуков, предков каракалпаков, Юрию Долгорукому. Ипатьевская летопись 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 minutes ago, Kamal said:

Почему-то каракалпакская память помнит об этом:

"Мы... умираем за русскую землю с твоими сынами и головы свои складываем за твою честь".
Из клятвы черных клобуков, предков каракалпаков, Юрию Долгорукому. Ипатьевская летопись 

Эта память сохранилась в каких-то сказаниях самих каракалпаков? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

каракалпакские коныраты из черных клобуков выходят?

42 минуты назад, Kamal сказал:

 

Клобук это не искаженное калпак, а вид головного убора на другом языке. Кара - это цвет головного убора. Самоназвание караборикли, каракорикли, карабукли (по разным источникам) существовало еще до монгольского периода в Хорезме, тут выкладывали ссылки из источников. Нынче на этой территории проживает народ со схожим самоназванием, хотя Борикли как род еще сохранился. Значит, самоназвание народа, независимо от того, в какую политическую группу они ни примыкали, оставалось неизменным. Получается никакой выгоды, а просто - самоназвание.

каракалпакские коныраты из черных клоубоков выходят?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 minutes ago, Kenan said:

Эта память сохранилась в каких-то сказаниях самих каракалпаков? 

Да, а как же. Еще когда жили на Сырдарье помнили, что каракалпаки природные подданные России, в переписках с русскими 18 века есть об этом. Да, любой каракалпак еще в детстве услышит об этом предании. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...