Jump to content



Guest Redbow

Едиге

Recommended Posts

3 minutes ago, asan-kaygy said:

1. генетика не детские игры.

2. не надо додумывать. так ни колдаулы ни сальюты биг у не делали

1. Я не про генетическую науку как детские игры, а про тех, кто данные генетики тянут в корыстных целях.

2. а это откуда тогда?

http://os.x-pdf.ru/20istoriya/447867-1-dnk-genealogiya-bashkirskih-rodov-potomki-oguzskogo-klana-kinik-ch.php

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
3 минуты назад, Kamal сказал:

1. Я не про генетическую науку как детские игры, а про тех, кто данные генетики тянут в корыстных целях.

2. а это откуда тогда?

http://os.x-pdf.ru/20istoriya/447867-1-dnk-genealogiya-bashkirskih-rodov-potomki-oguzskogo-klana-kinik-ch.php

1. Это про кого?

2. Булат муратов дилетант. он и не такой бред писал.

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы

причем муратов специально не ссылаетя на нашу работу где опубликовали 50 каракалпаков но данные оттуда заимствует

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
  • Модераторы
  • Модераторы
3 minutes ago, asan-kaygy said:

1. Это про кого?

2. Булат муратов дилетант. он и не такой бред писал.

1. Что-то в последнее время нехорошо мне, никак не могу объяснить людям, что я хочу им сказать. В общем, я писал про тех, которые пользуются исследованиями других, но толкуют это по-своему. Но Вы ведь такой категории не относитесь?!

2. Дилетант, зато ссылается на вашу работу. 

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
  • Модераторы
1 минуту назад, Kamal сказал:

1. Что-то в последнее время нехорошо мне, никак не могу объяснить людям, что я хочу им сказать. В общем, я писал про тех, которые пользуются исследованиями других, но толкуют это по-своему. Но Вы ведь такой категории не относитесь?!

2. Дилетант, зато ссылается на вашу работу. 

1. нет

2. не сылается. вместо ссылки на меня он ставит ссылку на Каракалпакский ДНК-проект, familytreedna.com/public/karakalpak/default.aspx?section=yresul ts

при этом делает это сознательно.

Это видно по статье, копирует данные из статьи но ссылается на то где это не написано

 

Link to post
Share on other sites
9 minutes ago, asan-kaygy said:

1. нет

2. не сылается. вместо ссылки на меня он ставит ссылку на Каракалпакский ДНК-проект, familytreedna.com/public/karakalpak/default.aspx?section=yresul ts

при этом делает это сознательно.

Это видно по статье, копирует данные из статьи но ссылается на то где это не написано

 

2. Ну, это уже дело ваше, ученых собратьев, разбирайтесь между собой сами. Кстати, специально не разбирался, но взгляд нечаянно упал на Сунаков из Вашей работы. Данные Шежере и Ваши интерпретации расходятся. 

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
16 минут назад, Kamal сказал:

2. Ну, это уже дело ваше, ученых собратьев, разбирайтесь между собой сами. Кстати, специально не разбирался, но взгляд нечаянно упал на Сунаков из Вашей работы. Данные Шежере и Ваши интерпретации расходятся. 

1. он не ученый

2. немного не понял про сунаков

Link to post
Share on other sites
12 minutes ago, asan-kaygy said:

1. он не ученый

2. немного не понял про сунаков

2. Вы пишете, что Сунаки являются родоначальником Казаяклы, а по Шежере наоборот, Сунаки являются подродом большого кытайского рода Казаяклы.  

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
1 минуту назад, Kamal сказал:

2. Вы пишете, что Сунаки являются родоначальником Казаяклы, а по Шежере наоборот, Сунаки являются подродом большого кытайского рода Казаяклы.  

Данные из Жданко. можно вашу ссылку точную дать. откуда и какая страница

Link to post
Share on other sites
7 minutes ago, asan-kaygy said:

Данные из Жданко. можно вашу ссылку точную дать. откуда и какая страница

5) ҚЫТАЙ (Қарақытай, Кидан, Қыятан, Қыйдан ямаса Қыятай) Арысы. Ураны «Уллытаў!». Тамғасы Ϙ (ожаў, шөмиш) 

3. Қазаяқлы тайпасы. 
Теңхожа, Көлеген, Суўнақ, Сәбик, Хожақ, Күлик, Мырзақ, Ханкелди, Мамат, Аққара, Жолшора (Жолымбет суўпы), Хожақазаяқлы, Қылмойын, Қәлсен, Қараша, Бақа, Тама, Таңатар, Бекен, Байқараған, Бақсықараған, Көпуста, Көземши, Қалқа, Қуйық, Мырзай, Көккөз (Төленгит), Мергенқараған, Жумақай, Өтеген, Қудайберген, Жийенай (Жийенқул). 

Link to post
Share on other sites
6 hours ago, Hakan said:

Проигравшие борьбу за власть в Ногайской Орде, мангытские беки (потомки Едиге) бежали к Бухарским и Хивинским ханам. Например, бий Ногайской Орды в 1530-х годах Саид-Ахмед, который был свергнут своим братом Шейх-Мамаем и бежал в Ургенч, а дальше оказался в Бухаре.

Также, с началом калмыцкого нашествия на ногайские владения в 1620-ых годах, переселения ногаев в узбекские ханства Средней Азии, а также контакты между правителями ногаев и узбеков становятся интенсивными

Явно про это:

Родственные связи каракалпак-мангытов с бухарскими узбек-мангытами.
 
Каракалпакские мангыты не стали объектом подробного изучения историками-этнографами, хотя они являлись одним из племён, которые сформировали ядро каракалпакского этноса. В этой статье мы рассмотрим близкородственные связи каракалпакских мангытов с бухарскими узбек-мангытами. Их исторические узлы связывает Ногайская Орда. *** 7 ноября 1541 года в Москву прибыло посольство «от Шихмамая князя да от Кошум мурзы, да Исмаил мурзы и от иных мурз». Бояре от лица Ивана Васильевича направили «Шихмамаю князю и мурзам» дружелюбные ответы. Отсутствие Саид-Ахмеда на посту бия удивления у Москвы не вызвало, хотя трудно ожидать, что в официальном летописном сообщении будет передана эмоциональная реакция. Означало ли это, что Саид-Ахмеда сменил брат? Документальных свидетельств на этот счёт не обнаружено. И возникает впечатление, что во главе («в головах») Ногайской Орды стоит Шейх-Мамай. Наконец, в грамоте, привезённой в русскую столицу в ноябре 1548 года сам Шейх-Мамай сообщал, будто он «ныне... на отца своего юрте князем учинился». С тех пор и до июля 1549 года, когда посланцы следующего бия, Юсуфа, рассказали о кончине Шейх-Мамая, составители царских грамот титуловали его не иначе как князем. Из этих отрывочных сведений выясняется, что в 1540-х годах он действительно возглавлял ногаев и получается Сейд-Ахмеда свергли его родня, т.е. братья. После каких-то драматических событий Саид-Ахмед оказался в Средней Азии. Вместе с ним в эмиграцию отправились его дети и ближайшие соратники-мирзы. Саид-Ахмед был жив, и руководители Орды на съезде совещались, «как им оборониться от Шиидяка князя и от его детей, и от мамаевых детей. А Шиидяк... и дети ево и иные мурзы с ним в Юргенче». Обратим внимание на то, часть каракалпаков, по данным «Шежире» Бердаха и по фольклорным материалам, жила в районе Ургенча и Ак калы (Адак). Это свидетельствует тому, что некоторые группы каракалпаков до раскола Ногайской орды перекочевали в Хорезм. Источники XVII века указывают на другое место, где жил Саид-Ахмед: «А Шидяк в Бухарех». Возможно, он в самом деле перебрался в окрестности Бухары, на территорию юрта узбеков-мангытов в государстве Шейбанидов. Интересно, каракалпакские кенегес-мангыты считают себя близкородственными (жакын) с узбеками этих племён, живущими в Бухарской области и бассейне Кашка-Дарьи тоже очень компактно и на смежных территориях. Весьма интересной оказалась группировка родов племени мангыт. Ещё в 1928 году экспедиция Общества по изучению Казахстана выявила деление многочисленных родов мангыт на три группы («болим» – отделения): ак(белый)-мангыт, кара(чёрный)-мангыт и тай(жеребёнок)-мангыт. И бухарские узбеки мангыт делились также на три группы: ак-мангыт, кара-мангыт и ток-мангыт. По видимому, у этих одноимённых племенных объединений каракалпаков и узбеков, подобно и другим, например, конграт, намечаются в прошлом значительные исторические и этнические связи. ***
Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
6 часов назад, Kamal сказал:

5) ҚЫТАЙ (Қарақытай, Кидан, Қыятан, Қыйдан ямаса Қыятай) Арысы. Ураны «Уллытаў!». Тамғасы Ϙ (ожаў, шөмиш) 

3. Қазаяқлы тайпасы. 
Теңхожа, Көлеген, Суўнақ, Сәбик, Хожақ, Күлик, Мырзақ, Ханкелди, Мамат, Аққара, Жолшора (Жолымбет суўпы), Хожақазаяқлы, Қылмойын, Қәлсен, Қараша, Бақа, Тама, Таңатар, Бекен, Байқараған, Бақсықараған, Көпуста, Көземши, Қалқа, Қуйық, Мырзай, Көккөз (Төленгит), Мергенқараған, Жумақай, Өтеген, Қудайберген, Жийенай (Жийенқул). 

а  есть ли название издания и страница?

Link to post
Share on other sites
2 часа назад, asan-kaygy сказал:

а  есть ли название издания и страница?

Автор Табыскан Канаатов (Амирлан Сейдин)

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
1 час назад, Hakan сказал:

Автор Табыскан Канаатов (Амирлан Сейдин)

Когда и где выходило?

Link to post
Share on other sites
1 час назад, asan-kaygy сказал:

Когда и где выходило?

Первое издание вышло 2009 году. Где, когда, название издания не знаю. Позже уточню

Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
1 час назад, Hakan сказал:

Первое издание вышло 2009 году. Где, когда, название издания не знаю. Позже уточню

ок. Буду ждать

Link to post
Share on other sites
17 hours ago, asan-kaygy said:

Данные из Жданко. 

Возможно Жданко ни причем, а "накосячил" информатор. Очень много народу путают свои рода, ставят подроды выше большого рода, а некоторые даже не знают какому большому роду входит его подрод. Таких даже в классе, когда я учился было много. Все зависит от старших в доме, моими учителями, например, были дед и бабка, а наш отец с нами (своими детьми) фактически не вел такие разговоры.  

Кроме того, Казаяклы как большой род есть и в Арысе Конрат.

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
On 10/23/2020 at 10:11 PM, asan-kaygy said:

Данные из Жданко. можно вашу ссылку точную дать. откуда и какая страница

Здесь есть такие данные. Общее содержание сводится к тому, что Сунаки являются подродом Казаяклы, что соответствует данным Шежере.

(из каракалпакских сайтов)...

Quote

Хан (менинше Абдулазиз хан болса керек,бийлиги 1641-1685-жыллар)1675-жылы улкен той берип, тойга баскада батырлар катарында Байболат шайык хам Сунакты да шакырып, конакларды бир-биринен айырыу ушын атларына тамга басыпты.Сонда Байболат шайыктын атына-*кайшы*га, ал Сунактын атына *газдын аягы*на уксас тамга басылыпты. Сол-сол екен, салык тапсырыуда Байболат шайыктын кауими -*кайшылы*, ал Сунактын кауими -*казаяклы* деп аталып кетипти. (Т.А.Жданко.Очерки исторической этнографии каракалпаков.Стр.42.Труды Института этнографии им.Н.Н.Миклухо-Маклая .Изд.АН СССР. Москва 1950 г.Ленинград.)
Ане,солай етип,1675-жылы Бухара ханлыгы пукаралары- Мулкияр Хожаметов (Байболат шайык)-*кайшылы* хам Тенгхожа Хожаметов (Сунак батыр )-*казаяклы* рууларына тийкар салганын билип алдык. Енди, кайшылынын–гыжак тийреси тийкарында алып барылган изертлеу барысында малим болган жаналык хабарды тынла !.

 

  • Одобряю 1
Link to post
Share on other sites
  • Модераторы
Ақтөбеде «Ер Едіге – Ноғайлы дәуірінің жыры» атты дастан жарыққа шықты.
Бейсенбі, 26- қараша күні Ақтөбеде «Ер Едіге – Ноғайлы дәуірінің жыры»
халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференциясы ұйымдастырылып, 500 данамен жарыққа шыққан жыр альбомының тұсаукесер рәсімі өтті. “ Рухани жаңғыру: болашаққа бағдар” бағдарламасын жүзеге асыру мақсатында ұйымдастырылған шараға облыс әкімі , есімі елге танылған бірқатар тарихшылар мен профессорлар қатысты. Қазақ ұлттық өнер университетінің профессоры, жырау Алмасбек Алматов, “Едіге батырды ” жырлаған жырау Қайролла Иманғалиевтің ұрпағы Қарақалпақстан елінен Нуридден Қайроллаев, және онлайн режимде Нұр-Сұлтан қаласынан ҚР Парламенті Сенатының депутаты, заң ғылымдарының докторы, профессор Мұхтар Құл- Мұхаммед, Германия елінен шығыстанушы түркі халықтарының қаһармандық эпосын зерттеуші, профессор Карл Райхл, РФ У.Алиев атындағы Қарашай-Шеркес мемлекеттік университетінің профессоры, филология ғылымдарының докторы Насипхан Суюнова, ҚР Мемлекеттік сыйлығының лауреаты, тарихшы, драматург, профессор Әнес Сарай қатысты. Олар видеобайланыс арқылы Едіге батыр жайындағы пікірлерін ортаға сала отырып,ұлттық өнерімізді жаңғыртуға қосқан үлесі үшін облыс әкімі Оңдасын Оразалинге алғыс білдірді.
“Едіге батыр – тарихи тұлға.Осы орайда бүгін орта ғасырдағы айбынды мемлекетіміз Алтын Орданың 750 жылдығына тұспа-тұс келіп отырған шараның да орны ерекше.
Алтын Орданың 750 жылдығы дегеніміздің өзі тарихты тану, батыр бабаларымызды ұлықтау және басқосудағы басты мақсатымыз Едіге батырды тұлғаландыру, тарихи орынын зерделеу”,-деп атап өтті Оңдасын Оразалин.
Сонымен қатар, облыс әкімінің қолдауымен еліміздің әр өңірінен шыққан 40-там астам жыршы-жыраулардың орындауында дыбыстық жазбаға түсірілген 500 дана дастан жарыққа шықты. Екі бөліктен тұратын дастанда «Қырымның қырық батыры» және «Едіге батыр» туралы тарихи мәлімет, жырды бізге жеткізген жыраулар, еліміздің әр өңірінен сол мұраларды жырлаған жыршы-жыраулардың өмір-баяндары, қазақ, орыс және ағылшын тіліне аударылған. Аймақ басшысы алдағы уақытта да Едіге батыр мен оның ұрпақтарына қатысты қолға алған тың жобалар мен зерттеулердің бәрі табысты жүзеге аса беретіндігін жеткізді. Сондай-ақ, облыс әкімі конференция барысында тарихшылардың білдірген ұсыныстардың орындалуын қадағалауды орынбасары Мейрамбек Шермағанбетке тапсырды. Мәдени шара “Едіге деген ер екен” жыр кешімен қорытындыланды.
В Актобе вышел в свет альбом с эпосом «Ер Едіге – Ноғайлы дәуірінің жыры»
В четверг, 26 ноября, в Актобе прошла международная научно-практическая конференция «Ер Едіге – Ноғайлы дәуірінің жыры», в рамках которой состоялась презентация одноименного альбома, выпущенного тиражом 500 экземпляров.
В мероприятии, организованном в рамках реализации программы «Рухани жаңғыру: Болашаққа бағдар», приняли участие аким области Ондасын Уразалин, профессор Казахского национального уинверситета искусств Алмасбек Алматов, потомок жырау Кайроллы Имангалиева, воспевшего Едіге батыра, Нуридден Кайроллаев из Каракалпакстана, в онлайн режиме депутат Сената Парламента РК, доктор юридических наук, профессор Мухтар Кул-Мухаммед, востоковед, профессор Карл Райхл из Германии, доктор филологических наук, профессор Карачаево-Черкесского государственного университета Насипхан Суюнова, профессор Анес Сарай и другие.
Участники обменялись мнениями о Едиге батыре и поблагодарили акима области Ондасына Уразалина за вклад в возрождение национального искусства.
«Едиге батыр - историческая личность. Сегодняшнее знаменательное событие приурочено к 750-летию Золотой Орды. Для сохранения и популяризации народного творчества в нашей области ведется большая планомерная работа: привлекаются ученые-исследователи, способные не только систематизировать, но и актуализировать богатое наследие. Работа над созданием музыкального альбома «Ер Едіге – Ноғайлы дәуірінің жыры» – о великом батыре из героического эпоса «Едіге» - велась активно с прошлого года», - отметил Ондасын Уразалин.
При поддержке акима области выпущено более 500 экземпляров альбома-сборника, в котором представлен цикл интересных архивных исследований о Едиге батыре на казахском, русском и английском языках, пояснения о выдающихся эпических жырау-сказителях и краткая справка о более сорока современных жырау-исполнителях со всех регионов страны.
Глава региона отметил, что в дальнейшем все новые проекты и исследования касательно Едиге батыра и его потомков будут успешно реализованы и поручил заместителю акима области Мейрамбеку Шермаганбету следить за исполнением рекомендаций, высказанных историками в ходе конференции.
Сборник будет роздан библиотекам.
Конференцию завершил творческий вечер с участием известных жыршы-жырау «Едіге деген ер екен...».
Link to post
Share on other sites

"Проведена реконструкция лица по черепу мужчины, который датируется 1225-1285 годами. Установлено, что череп принадлежит 45-55-летнему мужчине из числа аристократии. ДНК-исследования проводятся в Гааге (Нидерланды). Предположительно в следующем году мы сможем узнать, кто на самом деле захоронен в мавзолее Карауылкумбет и к какой народности он относится. На данный момент исследования показывают, что погребенный человек не Едиге, так как по времени не совпадает с годами жизни известного военачальника - ногайский полководец умер в 1419 году, между ним и захороненным человеком имеется разница в 150 лет. Возможно, его тоже звали Едиге, и однозначно это был влиятельный человек, живший в эпоху Золотой Орды, так как такое уникальное сооружение простому человеку не построили бы", - сказал Марат Утесинов.

photo_267984.jpg

Поиски Едиге батыра: загадочный мавзолей изучают в Мангистау

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now




×
×
  • Create New...