Jump to content



enhd

Казахские батыры

Recommended Posts

2 минуты назад, mechenosec сказал:

Ну, вы вероятно не совсем в теме? Даже у Тэмуджина отбирали жену. То есть он не батыр?  Когда переселяется почти 200 тыщ как у калмыков, т е обоз длиной в несколько десятков км, то оборонять его нереально, воинов не хватит. Тут другой показатель ,который ваши земляки упорно не хотят признавать , когда было нужно ойраты прошли за Волгу, когда было нужно прошли обратно, и никто их не задержал, ни Россия ,ни казахи , да, были огромные потери , но меч калмыцкого хана Аюки щас в музее в Китае , а не в Астане или ,  Петербурге, это факт, остальное бла- бла :D

Ну я же говорил, там может быть Нуралы и хотел выслужиться, и задержать калмыков, но вот основной массе казахов это нафиг не нужно было, потому что многие радовались что калмыки уйдут и освободится место на Волге.  Кроме того я не знаю тех кто получил там звание батыра в 1771 году. Перечисленные выше батыры к тому времени уже стариками были, если не умерли.

 

 

Link to comment
Share on other sites

3 минуты назад, Kenan сказал:

Просто у вас менталитет другой, у вас сердце бьется как барабан при упоминании важных дядек типа Убаши, Амурсана, Дабачи и прочих, даже если они предатели народа, но зато имели статус. 

У нас по-другому, вам не понять. 

Я вот уверен что все эти батыры сынки аристократов :D потому и были записаны у вас. А простые люди и солдаты у вас были расходным материалом. 
Также уверен что в ваших легендах исторических сведениях все эти батыры рвались в бой в одиночку за 100 км впереди своего авангарда выполняя "подвиги" за 10 тыщ воинов :lol:

Просто для казахов ханский титул или еще какой-то титул не имел сам по себе авторитета. Батырами становились по делу, а не по наследству. 

Ну я ведь уже говорил , все батыры были у вас , наши только смиренно просили у вас великих на всё разрешение :D,  у нас всё больше трусы были, вы побольше фильмов то своих смотрите ,типа Мын бала, типа про наших и немцев, глядишь и духа будет побольше чем у ойратов , и никакого Актабана не будет, одни только сплошные батыры , а у ойратов только сплошные вероломные трусы, ничего не напоминает?  :lol:

Link to comment
Share on other sites

12 минут назад, mechenosec сказал:

Ну я ведь уже говорил , все батыры были у вас , наши только смиренно просили у вас великих на всё разрешение :D,  у нас всё больше трусы были, вы побольше фильмов то своих смотрите ,типа Мын бала, типа про наших и немцев, глядишь и духа будет побольше чем у ойратов , и никакого Актабана не будет, одни только сплошные батыры , а у ойратов только сплошные вероломные трусы, ничего не напоминает?  :lol:

Ну по всякому было, дорогой Меченосец. Шапками кидаться не стоит. :)

image.jpg

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Вот например, произведения фольк-историков, про невероятные для человека физические способности.

Вес камня 800 кг.

Местность "Жүрек суы" на Черном Иртыше.

Далелхан батыр поднял его в 22 года.

6319e94081672d90ff447328f5cffcf0.jpg

 

 

‎07‎.‎02‎.‎2017 в 16:50, АксКерБорж сказал:

 

Огромный камень у нас в Баянауле, который поднимал в начачле 20 века великий борец Кажымукан Муйнайтпасов:  

Вес камня 1000 кг. или 1 тонна.

Он стоит в центре районного центра, поселка Баянаул.

img_1433.jpg?w=500&h=375

 

 

‎31‎.‎07‎.‎2018 в 08:50, АксКерБорж сказал:

 

Камень весом 1070 кг., который подняв с места перетащил Балуан шолак (1864 - 1919) - акын6 борец и силач из племени Дулат (дуглат) Улу джуза.

 

6d5dde6af589a88835f3d60f094540cc.jpg

Link to comment
Share on other sites

30 минут назад, Duwa-Soqor сказал:

Вот например, произведения фольк-историков, про невероятные для человека физические способности.

Вес камня 800 кг.

А что вас удивляет? Человек может поднять и больше. Вот например Пол Андерсон смог поднять 1600кг:
 

Цитата

 

На профессиональных демонстрациях силы Андерсону удалось оторвать от помоста и поднять до колен 1600 кг. Кроме того, он выполняет неполное приседание — «короткий подсед» с весом в 952,5 кг, ходит с 700 кг на груди и приседает по всем правилам с 590 кг.

 

 

 

Цитата

Также Андерсон выполнял неполное приседание с весом 952,5 кг, а во время одного из выступлений оторвал плечами от стоек вес в 2 844 кг.

 

  • Одобряю 3
Link to comment
Share on other sites

7 часов назад, Le_Raffine сказал:

У нас исторически чтобы стать батыром нужно было трижды первым ворваться в ряды врагов и убить хотя бы одного противника. А у вас?

Где в источниках это можно увидеть?

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Kenan сказал:

Вы это про меня? 

Просто не все казахи на форуме дипломатичные, к которым вы так привыкли. 

И на последок - опровергните хотя бы одно мое высказывание, если я действительно не прав. 

 

А вы покажите ему свое фото, Володя испугается и сразу во всем с вами согласится.

Прочитав ваше даже только одно описание любому станет не по себе. 

Шютка если чё. :)

 

 

Link to comment
Share on other sites

Представление казахов конца 19 века о том кто такие батыры.

Н. И. Уралов. На верблюдах. Воспоминания из жизни в Средней Азии

Батыр — то же, что и русский сказочный богатырь. По понятиям киргизов, батыры, ныне совершенно исчезнувшие, отличались не только физической силой, смелостью и храбростью, но и выдающимся умом и честностью. Прежде батыри имели громадное значение в народе, чтились им, так как они употребляли все силы свои, как физические, так и духовные, на пользу народа, были в этом отношении, так сказать, прямолинейны и безупречны. Они появлялись на сцену только в затруднительных случаях народной жизни, а в мирное время всегда помогали торжествовать правде. Никто не мог упрекнуть истинного батыра в том, что он покривил душой, дал разгуляться своей удали и молодечеству только для прославления своего имени, а не того рода, к которому он принадлежал, — так как этого и быть не могло

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

05.04.2019 в 01:05, mechenosec сказал:

Тут другой показатель ,который ваши земляки упорно не хотят признавать, когда было нужно ойраты прошли за Волгу, когда было нужно прошли обратно, и никто их не задержал, ни Россия ,ни казахи

В истории Казахстана и всех государств и образований, которые существовали на этой территории, были сотни, даже тысячи случаев массовых переселений племён, родов и целых народов.

В каких-то случаях кто-то проходил беспрепятственно, в других с большим сопротивлением местного населения. А кто-то оставался навсегда.

Это такие простые истины, что удивительно как долго приходится об этом говорить. 

 

Link to comment
Share on other sites

06.04.2019 в 14:35, Yerzhan1980 сказал:

В истории Казахстана и всех государств и образований, которые существовали на этой территории, были сотни, даже тысячи случаев массовых переселений племён, родов и целых народов.

В каких-то случаях кто-то проходил беспрепятственно, в других с большим сопротивлением местного населения. А кто-то оставался навсегда.

Это такие простые истины, что удивительно как долго приходится об этом говорить. 

 

Не согласен с вами.

К примеру я понимаю имевшие в далеком прошлом миграции из северного Китая через наши земли в Причерноморские степи и дальше в Европу как волны, одна накатывалась на другую и изгоняла ее, та в свою очередь на предыдущую и так далее. Никто из них не засиживался в одном месте надолго.

По моим прикидкам самое последняя волна в истории это были татарские (монгольские) племена, последовавшие на запад вслед за кара-китаями приблизительно в 11 - 12 веках н.э. Перед кара-китаями были куны (команы). Перед ними те то, а перед ними еще и т.д.

 

Это легко проверить по хронологии исторических событий и хронологии появления и упоминания тех или иных кочевых тюркских племен.

 

Link to comment
Share on other sites

‎05‎.‎04‎.‎2019 в 00:05, Nurbek сказал:

А что вас удивляет? Человек может поднять и больше. Вот например Пол Андерсон смог поднять 1600кг:
Также Андерсон выполнял неполное приседание с весом 952,5 кг, а во время одного из выступлений оторвал плечами от стоек вес в 2 844 кг. 

 Кроме того, он выполняет неполное приседание — «короткий подсед» с весом в 952,5 кг, ходит с 700 кг на груди и приседает по всем правилам с 590 кг. 

 

Меня удивляет ваше девственная наивность. То что вы написали полный бред. Ваши фольки утверждают, что человек батыр поднял с земли! и перетащил глыбу массой 800, 1000, и 1070 кг. Так вот, поднятие массы с земли в профессиональном сообществе тяжёлой атлетики называется - становая тяга. Теперь господа сказочники фольки обратите внимание на становую тягу Пола Андерсона - 371 кг. Поэтому 1600 кг он поднял не с земли, а со специальных стоек.

 

Пол Андерсон поднял массу не с земли, он плечами от специальных стоек смог оторвать без помощи различных приспособлений гигантский вес. Выглядят эти стойки примерно так.

Paul-Anderson-v-gazete.jpg

В силовом троеборье он выдал такую ослепительную серию: приседания с весом 544 кг, жим лежа – 284 кг, и, наконец, тяга – 371 кг.

И здесь обратите внимание с земли он поднял 371 кг, потому что именно становая тяга является поднятием массы с земли.

Кстати рекорды нашего прославленного ойратского (калмыцкого) силача многократного чемпиона России, Европы и Мира по пауэрлифтингу (по разным версиям и Федерациям) И.Настынова таковы: Приседания: 620 кг. Жим лёжа: 301 кг. Становая тяга: 345 кг. Как видите с земли он поднял на 26 кг меньше чем Андерсон, а приседание выполнил на 76 кг больше и жим лёжа сделал на 17 кг больше чем Андерсон.

getImage?id=53201668627%26idx=8%26thumbT

В результате в силовом троеборье у Настынова - 1266 кг, а у Андерсона - 1199 кг.

Человек никак не сможет поднять с земли 1 тонну и тем более перенести куда то. Поэтому я повторюсь, не рассказывайте байки господа фольки.

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

1 минуту назад, Rust сказал:

Юзер Нурбек. За такие слова я тоже могу послать в бан или длительный отпуск.

Ок. Извиняюсь. Немного вспылил.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Steppe Man сказал:

2c502f6546f592ec1aee666766b73111.jpg

Казахский батыр?

Нет, это начало 20 века, фото 1903 года, потомок с вооружением предков на выставке, тогда Батыр  как полноценный титул уже не существовал. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, Duwa-Soqor сказал:

Человек никак не сможет поднять с земли 1 тонну и тем более перенести куда то. Поэтому я повторюсь, не рассказывайте байки господа фольки.

Допускаю ситуацию, что с течением длительного времени различные материалы изменяют свои свойства.

Это касается и воды, и воздуха, и камней. Возможно под воздействием сырости, осадков и затвердевания камни становятся намного тяжелее.

Подобный вопрос я задавал ученым-историкам в отношении блоков египетских пирамид. Но эта тема совершенно не изучена и никто не собирается ее изучать.

Поэтому я бы не стал с уверенностью утверждать что никто ничего не поднимал. Просто возможно, что материалы были полегче.

Link to comment
Share on other sites

Шанышкылы Бердикожа-батыр (1708-1786)

Бердикожа-батыр (1708-1786)
Бердикожа-батыр – известный государственный деятель, полководец, происходил из рода шынышкылы Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сыр-Дарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историология повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах войск казахов против вторгшихся многочисленной армии Циньской империи.

В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает. Об этом скорбном событии подробно написал А. Левшин в своем труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей»: «Ещё более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Бердыкожа… Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза), который вёз его к своему родоправителю. Раздражённые поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили батыра самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсечённые члены».
***
Кстати, изучение останков батыра учёными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии «множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким». Так, тщательное антропологическое исследование московскими учёными костей Бердыкожи показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечён фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти. Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело всё же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.

По обычаям его мазар был возведён на древнем караванном пути между городами Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте. Сегодня остались развалины мавзолея, возведённого в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт архео­логии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая определила место захоронения батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. Он был возведён из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму.
***
Результаты экспертизы останков были опубликованы на сайте Евразийского государственного университета им. Л.Н. Гумилева:
М.В. Добровольская, М.Б. Медникова «Бердыкожи батыр: История жизни и смерти по данным физической антропологии (экспертиза останков Бердыкожи-батыра)».
Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская «Реконструкция облика национального героя – воина Бердыкожа-батыра».

Источник: http://www.nomad.su/?a=15-201207300017

 

 

 

 

Шанышкылы Бердикожа - знаменитый полководец, выдающийся батыр Казахского ханства. Бердикожу (приблизительно 1690-1770 гг.) называли одним из самых надежных батыров, которые начали битву с джунгарами в эпоху Аблая.

Согласно историческим данным, без Бердикожа батыра не проводили ханский совет, не начинали походов. Батыр возглавлял отряды своего жуза в битвах вдоль рек Аягоз, Буланты и Сарысу, близ Талкы, Эмбы, Алаколя, Уланасу, Алтая, Кандысу, Айдынсу, Шара, Шорги, начала Или, возле озер Козыманырак, Койманырак, Акшаули, Итишпес, в битве при Аныракае. Могила батыра находится в Каркаралинском районе Карагандинской области.

Батыр Шанышкылы Бердикожа принял самое деятельное участие во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками. По некоторым данным, он участвовал в более чем 100 сражениях. Казахская устная история повествует, что он руководил крупными ополчениями казахов Старшего жуза в составе освободительной армии хана Абылая.

Существуют различные версии смерти героя. По одной из них, Бердикожа сражался за интересы страны, неоднократно был участником кровавых боев вместе с Богенбаем, Каракереем Кабанбаем, албаном Райымбеком, найманом Кокжарлы Бараком, таракты Байгозы, каракесеком Жарылгапом, ботпай-кораласом Жаугаш батыром. Желая отомстить, кыргыз Есенкул отправил человека в аул Бердикожи, и тот посреди ночи коварно убил его.

В записях русского офицера Андреева есть и другая версия. Бердикожа батыр с небольшим войском отправился на битву с кыргызами. Прибыв на реку Или, они отпустили коней. Кыргызы застали казахов врасплох. Бердикоже отрубили голову и оставили ее на поле боя.

Машхур-Жусуп пишет: «Зная, что будет убит врагом, он сообщил соратнику: «Суждено мне остаться на вражеской земле. Не суметь вам забрать мои останки. Отрежьте мой палец, закопайте на месте поближе и назовите могилой Бердикожи. Каждый, кто пройдет мимо и вспомнит меня, пусть прочитает молитву». И еще он сказал: «Мой сын, двух лет от роду, как возмужает, пускай доведет мои войска до Каратал Коянды». Когда его сын вырос, то отомстил за отца, побив врагов в указанном месте».

 

 

Мавзолей находится в Каркаралинском районе. В первый раз услышал от коллеги из Каркаралинска и удивился что на земле аргынов-каракесеков покоится батыр из шанышкылинцев. Родился там же где и я (родовые кочевья шанышкылы не менялись со времен катаганов и располагались на Чирчике и Арысе), и живу я там где он похоронен. Но раз от погиб от рук кыргызов в Семиречье как он оказался здесь? Еще читал что он действовал в основном на севере, видимо был из личной дружины Абылая и не был привязан к своему роду. Такое может быть?

 

http://www.kieliqazaqstan.kz/ru/attraction/view?id=49

Link to comment
Share on other sites

Бостандыкское восстание

Бостандыкское восстание 27—30 сентября 1929 года — протест жителей Бостандыкского района Сыр-Дарьинского округа Казакской АССР (ныне на территории Узбекистана) против тяжёлого налогообложения и насильственных действии советской власти в ходе хлебозаготовительной кампании. Организаторами Бостандыкского восстания, в котором участвовало около 500 человек, являлись Т. Мусабаев и У. Майлыбаев. В сражении у зимовки Бричмолла на помощь восставшим пришел басмаческий отряд И. Чаныбекова. Восстание было подавлено отрядом ОГПУ, 50 человек из повстанцев погибли, 2 человека приговорены к расстрелу, 36 — осуждены на 10 лет пребывания в исправительных лагерях, 7 — отправлены и ссылку на 5 лет.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бостандыкское_восстание

Link to comment
Share on other sites

В 17.10.2021 в 20:24, кылышбай сказал:

Шанышкылы Бердикожа-батыр (1708-1786)

Бердикожа-батыр (1708-1786)
Бердикожа-батыр – известный государственный деятель, полководец, происходил из рода шынышкылы Старшего жуза, издревле занимавшего плодородные земли по рекам Талас, Арысь и удобные для ведения скотоводства предгорья Каратау. Предположительно, батыр родился в 1708 году в местности Шыршык (Чирчик) в междуречье Сыр-Дарьи и Келеса в семье охотника Арык мергена. Бердыкожа-батыр участвовал во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками (по некоторым данным, это более чем 100 сражений). Казахская устная историология повествует и о том, что он руководил крупным ополчением казахов Старшего жуза в составе единой освободительной армии хана Абылая во время сражений против джунгар, а в 1756 году храбро сражался в рядах войск казахов против вторгшихся многочисленной армии Циньской империи.

В 1771 году во время «пыльного похода» Шанышкылы Бердыкожа-батыр активно воюет с волжскими калмыками, попытавшимися весной через Сарыарку переселиться на опустевшую после джунгар территорию. В начале января 1786 года в очередном походе против кыргызов трагически погибает. Об этом скорбном событии подробно написал А. Левшин в своем труде «Описание киргиз-казацких или киргиз-кайсацких орд и степей»: «Ещё более пострадал от бурутов киргиз-казачий старейшина Бердыкожа… Отчаянный старейшина киргиз-казачий, зная нравы своих неприятелей, не мог надеяться на счастие в будущем, и потому с намерением ускорить конец свой, заколол бурута (кыргыза), который вёз его к своему родоправителю. Раздражённые поступком сим буруты немедленно остановились и умертвили батыра самым бесчеловечным образом. Сначала отрубили ему голову, руки и ноги, потом распороли живот и сложили в оный все отсечённые члены».
***
Кстати, изучение останков батыра учёными из лаборатории М. Герасимова также говорит о наличии «множества травм без следов заживления. Это свидетельствует о том, что эти травмы стали причиной смерти. Все травмы нанесены тонкими сабельными лезвиями. Несколько ранений были несовместимы с жизнью. Таким образом, убийство было крайне жестоким». Так, тщательное антропологическое исследование московскими учёными костей Бердыкожи показало, что на верхней трети левого плеча была глубокая рана, затронувшая кость, головка левой плечевой кости срезана очень сильным сабельным ударом, рассечена левая ключица, отсечён фрагмент правого сосцевидного отростка височной кости черепа, а также повреждены внутренние нижние поверхности нижней челюсти. Практически полная сохранность всех элементов скелета указывает на то, что тело всё же не было осквернено. Видимо, в то время враг умел уважать достойного соперника.

По обычаям его мазар был возведён на древнем караванном пути между городами Семиречья и присырдарьинского региона с северными и северо-восточными районами Казахской степи и с Западной Сибирью. Место захоронения зафиксировано и на карте Семипалатинской области, составленной во второй половине XIX века офицерами Генштаба Российской империи, и столетие спустя – на советской карте. Сегодня остались развалины мавзолея, возведённого в конце XVIII века. В июле 2011 года Институт архео­логии им. А. Маргулана организовал комплексную археолого-этнологическую экспедицию, которая определила место захоронения батыра. По словам местных жителей, мазар практически в целости и сохранности просуществовал до 60-х годов XX века. Он был возведён из сырцового кирпича, основание имело квадратную форму с размером каждой стороны в 6,5 м, толщина стен доходила до полуметра. Купол имел шлемовидную форму.
***
Результаты экспертизы останков были опубликованы на сайте Евразийского государственного университета им. Л.Н. Гумилева:
М.В. Добровольская, М.Б. Медникова «Бердыкожи батыр: История жизни и смерти по данным физической антропологии (экспертиза останков Бердыкожи-батыра)».
Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская «Реконструкция облика национального героя – воина Бердыкожа-батыра».

Источник: http://www.nomad.su/?a=15-201207300017

 

 

 

 

Шанышкылы Бердикожа - знаменитый полководец, выдающийся батыр Казахского ханства. Бердикожу (приблизительно 1690-1770 гг.) называли одним из самых надежных батыров, которые начали битву с джунгарами в эпоху Аблая.

Согласно историческим данным, без Бердикожа батыра не проводили ханский совет, не начинали походов. Батыр возглавлял отряды своего жуза в битвах вдоль рек Аягоз, Буланты и Сарысу, близ Талкы, Эмбы, Алаколя, Уланасу, Алтая, Кандысу, Айдынсу, Шара, Шорги, начала Или, возле озер Козыманырак, Койманырак, Акшаули, Итишпес, в битве при Аныракае. Могила батыра находится в Каркаралинском районе Карагандинской области.

Батыр Шанышкылы Бердикожа принял самое деятельное участие во всех крупных битвах казахов с джунгарами и волжскими калмыками. По некоторым данным, он участвовал в более чем 100 сражениях. Казахская устная история повествует, что он руководил крупными ополчениями казахов Старшего жуза в составе освободительной армии хана Абылая.

Существуют различные версии смерти героя. По одной из них, Бердикожа сражался за интересы страны, неоднократно был участником кровавых боев вместе с Богенбаем, Каракереем Кабанбаем, албаном Райымбеком, найманом Кокжарлы Бараком, таракты Байгозы, каракесеком Жарылгапом, ботпай-кораласом Жаугаш батыром. Желая отомстить, кыргыз Есенкул отправил человека в аул Бердикожи, и тот посреди ночи коварно убил его.

В записях русского офицера Андреева есть и другая версия. Бердикожа батыр с небольшим войском отправился на битву с кыргызами. Прибыв на реку Или, они отпустили коней. Кыргызы застали казахов врасплох. Бердикоже отрубили голову и оставили ее на поле боя.

Машхур-Жусуп пишет: «Зная, что будет убит врагом, он сообщил соратнику: «Суждено мне остаться на вражеской земле. Не суметь вам забрать мои останки. Отрежьте мой палец, закопайте на месте поближе и назовите могилой Бердикожи. Каждый, кто пройдет мимо и вспомнит меня, пусть прочитает молитву». И еще он сказал: «Мой сын, двух лет от роду, как возмужает, пускай доведет мои войска до Каратал Коянды». Когда его сын вырос, то отомстил за отца, побив врагов в указанном месте».

 

 

Мавзолей находится в Каркаралинском районе. В первый раз услышал от коллеги из Каркаралинска и удивился что на земле аргынов-каракесеков покоится батыр из шанышкылинцев. Родился там же где и я (родовые кочевья шанышкылы не менялись со времен катаганов и располагались на Чирчике и Арысе), и живу я там где он похоронен. Но раз от погиб от рук кыргызов в Семиречье как он оказался здесь? Еще читал что он действовал в основном на севере, видимо был из личной дружины Абылая и не был привязан к своему роду. Такое может быть?

 

http://www.kieliqazaqstan.kz/ru/attraction/view?id=49

Шанышкылы в это время жили в Шыңғыстау наверное после смерти Бердыкожа большенство вернулись на юг. ВКО шные Каракалпаки говарят что они Шанышкылы.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...